На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость населения: проблемы и решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     ШАХТИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)
     ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
     высшего профессионального образования
     «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
     ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
     (НОВОЧЕРКАССКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)» 
 

     Факультет:                                                                                   ОЗиДО
     Кафедра:                                                                                           ИТУ
      Специальность:                              080505 Управление персоналом
    Курсовая  работа 

    По  дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами»
    На  тему: «Занятость населения: проблемы и решения» 
 

Работу  выполнила:  студентка гр. В 4-10    Куликова А. Н.
Работу  проверила:   доцент, к.э.н.                                Бугаева М.В. 
 
 
 
 
 

          Шахты 2011
    Содержание
Введение                                                                                                                  3
    Занятость населения                                                                                5
    Проблемы занятости                                                                                 9
    Государственная политика в области содействия занятости населения                                                                                    15
    РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ         19
    Cостояние и динамика развития сферы занятости населения Ростовской области за 2009-2010 года                         23
Заключение                                                                                                          28
Список  использованной литературы                                                 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют  ярко выраженный социально-экономический  характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения  страны. Через механизм рынка труда  устанавливаются уровни занятости  населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически  неизбежное явление общественной жизни.
    Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.
    Моя курсовая работа будет посвящена  одной из важнейших экономических  проблем, проблеме занятости населения. В данной работе я рассмотрю сложившуюся  ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины безработицы, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
    Тема  занятости населения, как следствие, борьба с бедностью на сегодня имеет обвальный интерес у всех четырех ветвей власти. Меня эта проблема тоже очень заинтересовала. Ведь это моя страна, в которой мне предстоит учиться и работать. И я хотела бы жить в экономически развитой, богатой державе, где было бы гораздо меньше обездоленных.
    При написании данной работы основной моей целью являлось достаточно подробное  и объективное описание занятости населения в современном мире.
    Исходя  из цели, в работе поставлены и решены следующие задачи:
    Рассмотрены понятия занятость населения
    Изучены проблемы занятости
    Исследована государственная политика в области содействия занятости населения
    Дана характеристика состоянию и динамики развития сферы занятости населения Ростовской области за 2009-2010 года.
    Я выбрала именно эту тему, поскольку она непосредственно связана с моей будущей профессиональной деятельностью. В процессе написания работы я опиралась на многочисленные исследования по данному вопросу, приведенные в журнальных и газетных статьях, на учебные пособия, в которых освещена данная тема, в том числе – применительно к зарубежным организациям 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
    Занятость-это  деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Занятость является одним из важнейших  макроэкономических показателей эффективности и  неэффективности развития общества, а также важнейшим элементом в системе социально-трудовых отношений.
       Каждому этапу социально-экономического  развития общества, качественно  отличному от предшествующему,  определенная модель (концепция)  занятости. Концепция занятости  отражает систему взглядов и  представлений, раскрывающих характер  занятости на каждом из этих  этапов.
    В настоящее время в России ставится цель формирования социально ориентированной  рыночной экономики в рамках, которой  идет становление и соответствующей концепции занятости. В Законе о занятости населения в Российской Федерации представлены основополагающие характеристики этой концепции занятости, базирующейся на следующих основных принципах.
    Первый  – исключительное право граждан  распоряжаться своими способностями  к производительному и творческому  труду, добровольность и непринудительность труда.
    Второй  – ответственность государства  за создание условий для реализации права граждан на труд.
    Третий  – свобода выбора места и времени  работы, в соответствии с которыми допустимо использование различных форм занятости: постоянной и временной, частичной и эпизодической, по совместительству и на основе гибких графиков работы. При этом незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.
    Концепция занятости предполагает определение  критериев полной, продуктивной, свободно избранной, рациональной и эффективной занятости и соответствующие им системы показателей.
    Полная  занятость может быть достигнута при любом уровне вовлечения населения  в экономику, если этот уровень соответствует  удовлетворению потребностей населения в рабочих местах, т. е. все изъявившие желание иметь оплачиваемую работу ее имеют. Она предполагает отсутствие циклической безработицы, но наличие естественного уровня безработицы.
    Занятость можно считать продуктивной, если она имеет место на экономически целесообразных продуктивных рабочих  местах, обеспечивает достойное существование  работнику и его семье, не противоречит общечеловеческим ценностям, соответствует  интересам повышения экономической эффективности производства, росту производительности труда и т.д.
    Степень рациональности занятости можно  определить как отношения продуктивной занятости населения к его  общей занятости.
    Важнейшей характеристикой эффективности  занятости может служить уровень  занятости трудоспособного населения. Статистически он может выражаться отношением численности занятого населения (ЗН) к общей численности населения  соответствующего возраста (Н).
    Формула для определения уровня занятости (%):
    Уровень занятости ТВ =(ЗН/Н)ТВ *100 %
    Экономически  этот показатель отражает как потребность  общественного хозяйства в работниках -спрос на труд, так и потребность  населения в рабочих местах – предложения труда на рынке труда.
    Важной  характеристикой эффективности  занятости как макроэкономического  показателя является структура распределения  работающих по отраслям народного хозяйства и профессиям, которая, по существу, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий и отражает уровень развития экономики и общества в целом.
    Предлагаемая  система показателей позволяет  укрупнено на макроуровне оценивать  сущностные характеристики занятости  с позиций ее эффективности. Такие оценки важны для выявления существующих проблем, для формирующихся тенденций в занятости и для выработки политики занятости.
    На  основании концепции занятости, критериев и показателей эффективности  занятости разрабатывается политика занятости, представляющая собой совокупность конкретных мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества для достижения целей, поставленных в сфере занятости. Политика занятости имеет несколько  уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный.
    Политика  занятости в ее стратегическом аспекте  должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости, присущих социальной рыночной экономике: обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижение высокого уровня и качества жизни. Ближайшими тактическими целями политики занятости должны стать: сбалансированность спроса и предложения труда на рынке труда, понижение спроса населения на рабочие места, сохранение продуктивных рабочих мест, преодоление сверхзанятости отдельных групп населения, расширение гибких форм и многообразие условий занятости, демократизация сферы занятости и т. д.
    Представление об основных направлениях политики занятости дает рис. 11.
    Активно воздействовать на политику и состояние  занятости, а именно добиваться существенного  улучшения ее качественных характеристик, таких как образовательных профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность, конкурентоспособность работников и т. д., позволяет тесное взаимодействие наемных работников, интересы которых представляют профсоюзы; работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы, а также правительства в рамках системы социального партнерства.  

1 По разработке С. А. Карташова  

    Базисным  понятием в социально-трудовых отношениях является статус занятости. Статус занятости определяется для ранее определенной/охарактеризованной категории экономически активного населения, т. е. как для занятых, так и для безработных. Для безработных лиц, ранее имевших работу, статус определяется по их предыдущей занятости.
      
 
 

      
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1. Основные направления политики занятости 

    В соответствии с Международным классификатором  статуса занятости по видам экономической  деятельности выделяют следующие группы населения, занятые в государственном секторе экономики, в кооперативах, акционерных обществах, в частном секторе: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу, для которых по разным причинам трудно определить принадлежность к какой-либо группе.
    . ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
          В соответствии с  действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
          Различают понятия  полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы2. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной. 
          Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:
    рынок труда молодежи.
    Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и  характеризуется тенденциями к  ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди  молодежи, увеличивается ее продолжительность.  

                  2 Колосова Р.П., Меликьяна Г.Г.: «Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения»
    Борьба  за выживание российских предприятий  приводит к ужесточению условий  вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
    рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
    рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
          Профессиональные  рынки труда - это сегменты национального  рынка труда, в которых работники  объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников,сельхозпроизводителей  и др.
          Поиск путей решения  проблем занятости привел к образованию  нестандартных ее форм, которые выходят  за рамки нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости  идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления  их между работниками и сокращения рабочего времени.
          Под гибкими формами  занятости понимаются:
    занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
    Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.
    занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
    самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
          Помимо ранее рассмотренных  видов занятости в государственном  и частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости  населения последних лет является деятельность в неформальном секторе  экономики. Под этим подразумевается экономическая деятельность граждан, которые не платят налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно выделить следующие, наиболее известные разновидности профессиональной занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, “челночный” бизнес, мелкая торговля.
    Переход к рыночной экономике неизбежно  привел к большим переменам в  использовании трудовых ресурсов. С  перестройкой хозяйственной жизни  страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.
    Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических  связей, установленных в условиях командно - административной системы  без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение  социально-экономического положения  и обострение усилению межреспубликанского движения населения.
    Это негативно сказывается на эффективности  использования накопленного производственного  потенциала, сбалансированном обеспечении  трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению  локальных очагов безработицы.
    Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья  в основном охватывает высококвалифицированные  кадры, специалистов, способных выдержать  конкуренцию на мировом рынке  рабочей силы. Для России она будет  иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
    Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей  из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине  производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения.
    Разрыв  горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением  числа рабочих мест и работающих.
    Перестройка системы управления и политического  устройства общества сопровождается сокращением  числа занятых на руководящих  должностях в аппаратах государственного управления, в армии.
    Возникает специфический вид безработицы  среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к  использованию в низовых хозяйственных  звеньях производственной и непроизводственной сфер.
    Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной  самостоятельности, а в целом  всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в  теоретических подходах к проблемам  занятости. Главное их направление  превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда  такой работник уже не выступает  в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором  способов своего существования. Наконец  общество признало право работника  на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской  власти, но и на деле. В связи с  этим, нового осмысления потребовало  такое экономическое понятие, как  полная занятость. До недавнего времени  она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить  работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. 4
    Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
    Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 
 

    3К. М. Оганян, Н. М. Стрельцов: «Занятость населения и ее регулирование» 

    Государственная политика в области  содействия занятости  населения
    Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
    Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:
      развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
      обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
      создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
      поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
      осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
      предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
      поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
      объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
      координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
      координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
      международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
    Законодательство  о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации  и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.4
    Законодательство  о занятости населения распространяется также на иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
    Полномочия  федеральных органов  государственной  власти в области  содействия занятости  населения
    К полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  содействия занятости населения  относятся:
    1) разработка и реализация государственной  политики, принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации  в сфере занятости населения;
    2) разработка и реализация федеральных  программ в сфере занятости  населения, включая программы  содействия переезду граждан  и членов их семей в связи  с направлением в другую местность  для трудоустройства или обучения;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.