На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Краткая история экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Краткая история экономики.
В 10 в. до н.э. произошла неолитическая  революция в истории человечества, когда возникло земледелие, скотоводство и ремесло. Неолит – это конец  каменного века. До этого момента  люди добывали продовольствие только с помощью собирательства, охоты и рыбной ловли. Эта технологическая революция привела к переходу от присваивающего хозяйства к производящему . Сначала экономика была натуральной. Затем был изобретён обмен товарами. Сначала это был натуральный обмен (бартер), например, обмен зерна на скот между земледельцами и скотоводами. Затем были изобретены деньги, как средство обмена. При натуральном хозяйстве человек должен был иметь универсальные способности, он должен был уметь выращивать хлеб и скот, изготавливать нехитрые орудия труда и одежду, заниматься охотой и рыболовством. Изобретение обмена товарами привело к возникновению разделения труда, большого количества узких специальностей. Например, средневековый ремесленник изготавливал товар с начала до конца. Изобретение мануфактур было построено на применении разделения труда. Узкая специализация рабочих на мануфактуре позволяла увеличить скорость и количество произведенных товаров, что позволило снизить стоимость единичного товара. 
 

1.Слово экономика имеет два значения. Во-первых, экономика или, другими словами, хозяйство - это способ организации деятельности людей по созданию благ, необходимых им для потребления. Во-вторых, экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. Название этой науки было дано греческим философом Аристотелем путём соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в буквальном переводе с греческого означает «законы хозяйства».
Как наука  экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.  

Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.
Но у экономики  есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет  дело не с отдельным человеком  на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздействию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику.
Отправляясь от аксиом, экономическая наука формулирует  законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. Вместе с тем группы предприятий и отрасли государства тоже работают в соответствии с какими-то правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые изучает экономическая теория. В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство.  

В экономической  жизни взаимодействуют три основных группы – семья, фирма и государство. Именно ради удовлетворения нужд человека и его семьи осуществляется хозяйственная деятельность фирм и государства. В экономической науке существует два раздела – микроэкономика и макроэкономика.
  Микроэкономика занимается исследованием следующих вопросов:
· Экономика  семьи.
· Экономика  фирмы.
· Экономика  региона.
· Экономика  рынков факторов производства, товаров и услуг.
Макроэкономика исследует общеэкономические процессы, влияющие не только на экономику семьи, фирмы, региона, рынок факторов производства, но и на экономическую жизнь страны в целом.
Между тем  в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия. XX век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система — это не только множество малых подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.
Обычно экономику  относят к наукам гуманитарным. Это  неверно и спорно. Сегодня экономики  без математики просто не существует. Что касается макроэкономики, то она специально изучает количественные и пространственные соотношения с помощью формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Западные экономисты в основном математически формализуют свои идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, уравнение Фишера, парадокс Леонтьева и т.п. 
Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д. Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной политики, опирается на нее. Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих региональных структур или правительств.  
 

2. Факторы производства.
Факторы производства – это ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Виды факторов производства:
· земля (ресурсы природы, вода, полезные ископаемые),
· капитал (специальные приспособления, орудия труда, инструменты, оборудование, станки, производственные помещения, дороги),
· предпринимательство.
· труд – это деятельность людей по производству экономических благ.
Экономические блага – это  средства для удовлетворения человеческих потребностей. Примеры экономических благ: пища, одежда, обувь, жилище, средства передвижения, произведения искусства и т.д. При найме рабочей силы покупается право на использование трудовых услуг на протяжении определённого количества времени. Объём трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества рабочего времени, которое это население может отработать за год. Объём природных ресурсов можно измерить площадью земель того или иного назначения, объёмами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах. Объём капитала измеряют его суммарной денежной стоимостью. В любой стране доля людей, способных заниматься предпринимательством, не превышает 3-5%. Предприниматели должны быть наделены следующими способностями:
· Умением  правильно оценить, какие новые  товары можно предложить потребителю, какие новые выгодные технологии можно использовать при производстве товаров.
· Готовностью  рисковать потерей своих сбережений, вложенных в новый коммерческий проект.
· Умением  найти необходимые факторы производства для создания нужных обществу благ
5. Проблема ограниченности природных и других ресурсов.
Объем потребностей всегда превышает объём  экономических благ. Но на производство этих благ нужно потратить некоторое  количество природных ресурсов –  полезных ископаемых, земли, электроэнергии, нефти, газа, пресной воды и т.д. Таким образом, для удовлетворения всех потребностей человека обществу всегда не хватает природных ресурсов. Чтобы увеличить количество этих ресурсов, человечеству приходится искать новые месторождения полезных ископаемых, например месторождения нефти и газа на дне моря, и сокращать их расход на единицу продукции, строить гидроэлектростанции, искать новые источники энергии (например, строить термоядерные станции), осваивать целинные земли, строить ирригационные системы, использовать пищевые ресурсы мирового океана и т. д. Большинство войн произошло из-за споров за обладание природными ресурсами – землёй, золотом, нефтью и т.д. Количество трудовых ресурсов в стране тоже ограничено. Эту ограниченность можно ослабить за счёт приглашения рабочей силы из-за рубежа, но этот шаг порождает новые острые проблемы. Например, так поступали многие европейские страны в 60-70 гг. 20 века. Французы пригласили граждан из своих бывших колоний - из северной Африки, а немцы – турок, в результате потомки тех мусульман сегодня предпочитают жить на пособие по безработице и иметь большую семью, устраивать бунты и погромы в Париже, а албанцы вообще выгнали коренных жителей – сербов - из края Косово.  

Производительность  труда – это  количество благ, производимых за единицу времени (за смену, месяц, год). Производительность в натуральном хозяйстве ниже производительности в условиях существования специализации и торговли. Это заставило людей сделать обмен товарами регулярным, а не случайным занятием и превратить блага в товары и услуги.
Товар – это предмет  для обмена на другие товары. Услуги –  это трудовая деятельность на основе найма или  в обмен на товар. Торговля – это  добровольный обмен  товаров и услуг на деньги в форме купли-продажи. Если человек способен производить какой-то вид товара или услуги лучше других, то ему выгодно только этим и заниматься, обменивая свой товар или свои услуги на товары других товаропроизводителей. Умение обмениваться товарами отличает человека от других животных, как сказал шотландский экономист Адам Смит: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой».
Право частной собственности позволяет  владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решение о том, как их использовать, и в зависимости от удачности этого решения получать прибыль или терпеть убытки, получать новые ресурсы или терять собственные. Рынок на деле определяет степень успеха той или иной хозяйственной инициативы, формирует величину прибыли, которую приносит собственность её владельцам, диктует пропорции распределения ресурсов между сферами их расходования. Рынок заставляет каждого продавца думать об интересах покупателя - о качестве и максимально возможном снижении цены за товар, но и покупатель должен думать об интересах продавца и сможет получить товар только после уплаты сложившейся на рынке цены за товар. Рынок является самым удачным, хотя тоже не лишенным недостатков, способом распределения ресурсов по сравнению, например, с государственным распределением по талонам и карточкам.
7. Разделение труда.
Разделение  труда возникло всего лишь 12 тыс. лет тому назад, когда возникло земледелие, что позволило человеку отказаться от кочевого образа жизни и построить свой дом. Именно тогда произошло первое разделение труда на охотников, земледельцев и скотоводов. Затем произошло второе разделение труда – возникло ремесло и торговля. Дело в том, что возникновение разделения труда вызвало необходимость обмена товарами, иными словами, возникновение специализации вызвало необходимость торговли. Натуральное хозяйство – это экономика без обмена товарами и без торговли по принципу: сам вырастил, а затем сам и съел. Современная специализация привела к возникновению многих тысяч профессий. Чтобы их освоить, нужно пройти долгий курс обучения особым навыкам и приёмам труда, нужно иметь особые склонности для освоения данной профессии. В чём состоит значение специализации?
· Она  позволяет каждому человеку раскрыть свои способности, позволяет самореализоваться, получить богатство, престиж или власть, а значит добиться личного счастья.
· Специализация  позволяет повысить качество производимой продукции, снизить затраты рабочего времени и стоимость товара, повысить производительность труда.
8. Главные вопросы  экономики:
· Что  и в каком количестве производить? Какие товары и услуги?
· Как  производить? С помощью какой  техники и технологии?
· Каким  образом распределять произведённые  товары?
В истории  человечества третий вопрос решался с помощью следующих принципов:
· .«Право сильного», когда товар получает тот, кто имеет оружие или деньги, как говорится «Сила солому ломит».
· «Принцип уравнительности», когда товары получают все поровну, например, по талонам. При  этом исчезают стимулы к труду и наступает экономическая разруха.
· «Принцип очереди», когда товар достаётся  тому, кто раньше занял место в  очереди, при этом тоже исчезают стимулы  к труду. И в этом варианте стимулы  к труду тоже исчезают – важнее вовремя успеть в очередь.
Эти вопросы в командно-административной экономике решают центральные министерства, например Госплан, и решают плохо, что  порождает постоянный дефицит (недостаток) отдельных товаров. В рыночной экономике  эти вопросы решает рынок и  решает значительно лучше  
 

Подводя итог сказанному, отметим, что экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой.
Макроэкономика - экономическая наука, которая изучает либо функционирование экономики страны в целом, либо функционирование какой-то части или отрасли. Макроэкономика также изучает общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование экономики, вопросы бюджетно-налоговой политики и бюджетных излишеков, равновесие на денежном рынке, банковскую систему, экономический рост. Говоря о макроэкономике слудует также упомянуть о модели макроэкономической политики, в соответствии с которой развивается государство или, которой придерживается государство.
Макроэкономика оперирует такими понятиями как ВВП, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, платежный баланс, модель предложения денег и спрос на деньги, денежная масса, инфляция, безработица, рынки денег, товаров и труда, используя агрегированные показатели, вытеснения, платежный баланс, валютный курс, дефицит государственного бюджета.
Впервые термин употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1933 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс.
Макроэкономическое равновесие (на рисунке) - это основной вопрос макроэкономики. Решение его является приоритетом для макроэкономической политики государства. Изучение макроэкономического кругооборота дает возможность говорить о существовании нескольких состояний экономики: равновесном и неравновесном. Макроэкономическое равновесие (или макроэкономическое равновесие на рынке) - это состояние экономической системы, при котором достигнуты:
    совокупная сбалансированность
    пропорциональность между экономическими потоками товаров, услуг и факторов производства, доходов и расходов
    спросом и предложением, материально вещественными и финансовыми потоками и пр.
Противоположное состояние - это макроэкономическая нестабильность.
Международная торговля представляет собой систему международных товарно-денежных отношений, которые складываются из торговой политики, внешней торговли всех стран мира. 
 
 
 
 

1.1.  Для чего нужна экономика?
Ответ на этот вопрос на удивление прост. Оглянитесь вокруг, и вы заметите, что наша жизнь  состоит из потребностей. Мы все постоянно чего-то хотим; самые простые наши потребности — еда, питье, одежда, жилье. Более сложные перечислить труднее, потому что их очень много, но можно привести примеры: телевизоры, автомобили, развлечения. Естественно, что у разных людей и желания — различны.
А теперь попробуем  взглянуть на это чуть-чуть глубже. Есть веши, в которых нуждается  не один человек или отдельная 
семья, а гораздо  большие группы людей. Например, городу нужен общественный транспорт. Или  стране необходима система образования, чтобы учиться мог каждый ее житель. Или заводу по производству автомобилей нужен металл, резина, стекло, пластмасса и многое другое. Следовательно, потребности вообще очень разнообразны. Попробуем как-то упорядочить их — в науке это называется классификацией (см.  1.1).
Вернемся к  вопросу, сформулированному в названии параграфа. Экономика нужна для  удовлетворения разнообразных потребностей — они показаны на рисунке 1.1.
А теперь подумаем о возможностях удовлетворения этих разнообразных потребностей. В экономике  они называются ресурсами. Чтобы  купить телевизор, нужны деньги. Чтобы  построить новый дом, нужны материалы: камень, дерево, цемент и техника: подъемные краны, экскаваторы. Чтобы произвести бензин для автомобилей, нужна нефть.
Очень важно  понять: ресурсы в экономике ограничены. Это значит, что рано или поздно и для отдельного человека, и для  завода, и для города, и для  страны в целом возникает проблема: целей и способов употребления ограниченных ресурсов гораздо больше, чем позволяют наши возможности. Иначе говоря, одни потребности мы можем удовлетворить, а другие нет. Нужно сделать выбор, а это означает, что придется отказаться от многого ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным.  

1.2. «Откуда что берется?»
Откуда берутся  блага для удовлетворения потребностей? Некоторые вещи мы можем получить свободно и практически в любом  количестве, например воздух, которым  мы дышим, солнечный свет, грибы в лесу осенью. Мы называем их бесплатными благами. Но предположим, что вы не любите собирать грибы и запасать их на зиму, а вам непременно хочется иметь грибы на своем новогоднем столе. Вы идете в магазин или на рынок и платите за них. Так грибы из бесплатного блага становятся экономическим благом.
Пойдем еще  дальше. Многие вещи, которые мы потребляем, не существуют в природе в том  виде, в котором они нам нужны.   

 
Например, чтобы  нам получить автомобиль, его необходимо собрать на заводе и привезти в автомагазин, а еще раньше — изготовить все нужные для него детали, а до этого— произвести все материалы, из которых они будут сделаны. Естественно, мы платим за все это, поэтому автомобиль — экономическое благо. И таких благ большинство.
Какой вывод  можно сделать из всего сказанного? Чтобы жить и удовлетворять свои потребности, нам нужна экономическая  деятельность, позволяющая превращать ресурсы в экономические блага.   

1.3. Ресурсы — факторы  производства
Каждая страна имеет в своем распоряжении ресурсы, которые используются для удовлетворения нужд ее жителей. Их может быть больше или меньше, но они всегда ограничены.
Вот основные виды ресурсов, которыми мы располагаем:
Природные   ресурсы. Это — земля и все, что само растет на ней, ресурсы
рек, озер, морей  и океанов, минеральные ресурсы  — полезные ископаемые.
Трудовые ресурсы. Это — мы сами: способности, с  которыми мы родились, и знания, которые  мы приобрели в учении, сила наших  тел и ловкость наших рук, наш  ум и наша память.
Производственные ресурсы. Это — ресурсы, созданные трудом человека: инструменты, станки, различное оборудование, компьютеры, производственные здания, транспортные средства, материалы, из которых изготавливаются все необходимые человеку блага.
Запомним еще  одно название всех трех видов ресурсов — факторы производства. Факторы  — это то, что используется для  производства и от чего непосредственно  зависит ход производства и его  результаты.  

1.4. Товары
Что такое товар? Вспомним пример с грибами из параграфа 1.2. Здесь все более или менее ясно: грибы, собранные нами для себя, — не товар, грибы, купленные в магазине, — по всей видимости, уже товар; автомобиль — товар, а детали для него? А металл, из которого они сделаны? А железная руда, добытая, чтобы произвести этот металл? А услуги по ремонту уже купленного нами автомобиля?
Оказывается, все  это тоже товары. Чем же отличается товар от не-товара? Товар — это  то, что получается в результате производства и предназначено для  продажи (а вот это очень важно, но о ней немного позже) с целью потребления или дальнейшей переработки.
Итак, когда мы создаем что-то для удовлетворения наших потребностей, это называется производством, а само их удовлетворение — потреблением. Блага, которые мы потребляем, называются предметами потребления. Предметы потребления могут быть одноразового или длительного пользования (см. 1.3).
Блага, при помощи которых мы произ-
водим другие товары и услуги, называются средствами производства. Они тоже бывают одноразового или  продолжительного пользования. В экономике есть специальные названия для обоих этих видов. Те средства производства, которые целиком используются в процессе производства, то есть служат один раз, называются оборотными средствами; другие же, которые сохраняют свою форму и служат дольше, называются основными средствами производства (или капиталом). Примеры и тех, и других показаны на рисунке 1.3.
С этой классификацией у вас могут возникнуть некоторые  трудности. В самом деле, сахар, который  мы кладем в чай, — это предмет  потребления. Для кондитера же, когда он печет торты, сахар — средство производства. А как быть с общественным транспортом? Автобусы ходят постоянно, однако всякий раз, когда мы совершаем поездку, автобус является для нас предметом одноразового пользования!
Что это означает? На самом деле только то, что мы относим  товар к группе предметов потребления  или средств производства в зависимости  от цели его применения: для конечного потребления или для дальней-
шей переработки (производственного потребления). Правда, это относится не ко всем товарам  — многие товары почти никогда  не бывают предметами потребления {например, токарный станок), другие же почти никогда  не могут стать средством производства (например, детские игрушки).  

1.5. Так что же такое  экономика?
А теперь давайте  попробуем ответить на юпрос, поставленный в названии этой главы.
Есть множество  разнообразных определений экономики. Все они начинаются со слов: «Экономика — это наука о...» Стоп! До сих пор мы говорили с вами о потребностях, ресурсах и товарах, то есть о вещах вполне практических. «При чем тут нау-
ка?» — спросите вы. Разобраться в этом несложно.
Первоначально слово «экономика» (от греческого oikonomia — управление хозяйством) означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой прежний смысл.
В экономической  литературе используются два очень  похожих на первый взгляд понятия: «economy»  и «economics». Первое включает в себя все, что относится к экономической жизни страны: ее заводы, фабрики, дороги, магазины, людей, которые производят и потребляют товары, и сами эти товары. А вот второе означает науку, которая занимается изучением... первого.
В русском языке оба эти понятия часто переводятся одним и тем же словом — «экономика», которое может иметь как первый, так и второй смысл в зависимости от обстоятельств. Например, вы можете сказать: «Экономика нашей страны испытывает большие трудности», а можете и так; «Я изучаю экономику*. Иногда для большей ясности во втором случае говорят «экономическая наука* или «экономическая теория». Мы тоже будем употреблять понятие «экономика» в обоих этих смыслах.
Итак, экономика  — это наука. Следует знать, что  экономика относится к общественным наукам, то есть к таким наукам, которые изучают взаимоотношения людей друг с другом и со «средой*, в которой они живут. ( К разряду общественных наук принадлежат также история, психология, социология, антропология).
Какие именно отношения изучает экономика? Для ответа на этот вопрос мы используем уже знакомые вам понятия: «потребности», «ограниченные ресурсы», «выбор», «производство». Тогда определение экономики будет звучать так: «Экономика — это наука о том, как люди (и общество в целом), имея ограниченные ресурсы, делают выбор для производства различных товаров и услуг с целью удовлетворения своих потребностей в настоящем и будущем».    

1.6. Экономика в целом 
Теперь, когда  вам известны некоторые основные экономические понятия, можно поговорить об экономике в целом.
Мы удовлетворяем  свои многочисленные потребности при  помощи разнообразных товаров и  услуг. Последние производятся множеством предприятий, мастерских, ателье и тому подобное. Предприятия, производящие похожую  продукцию, объединяются в отрасли. Например, большинство продуктов питания производится в отрасли «сельскоехозяйство», одежду и обувь делают в отрасли «легкая промышленность», а электричество в наших квартирах — продукция отрасли «электроэнергетика». Каждую такую крупную отрасль можно разбить на подотрасли: например, в отрасли «сельское хозяйство»
есть подотрасли «животноводство» и «растениеводство».
Мы говорим: экономика  имеет отраслевую структуру -. Одни отрасли экономики могут быть более развиты, другие менее — это зависит от страны, ее климата, обычаев и других особенностей. Однако общая структура экономической деятельности, которая превращает природные ресурсы в предметы конечного потребления, одинакова для всех экономик.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.