Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение………………………………………………………………….......…3
I. Цели и задачи  развития конкуренции………………………………………4
II. Краткая характеристика конкурентной среды……………………….........5
II.1.Антиконкурентные действия органов власти.…………………………...7
III. Антимонопольное  регулирование и иные меры по защите конкуренции
III.1.Текущее состояние антимонопольного регулирования………………...9
III.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования..3
III.3.Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства……………………………………………………………...16
IV. Инструменты  развития конкуренции и направления  их совершенствования…………………………...………………………………18
IV.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование…………………19
IV. 2. Налоговая  политика…………………………………………………....20
IV.3. Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей………………………………………………………………………..22
IV.4. Государственные закупки………………………………………...……23
V. Первоочередные  меры по развитию конкуренции………………………24
VI. Индикаторы  результативности конкурентной  политики и администрирование программы……………………………………………...27
Заключение…………………………………………….....................................29
Список использованной литературы……………………………...................30 
 
 
 
 
 

Введение
     Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
     Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
     Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
     Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране. 

I. Цели  и задачи развития конкуренции
     Ключевым  инструментом достижения целей социально-экономической  развития является конкурентная политика.
     Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.
     Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития, во-вторых, снижение инфляции, в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкурентоспособности.
     Достижение  цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач.
     Первое. Общее улучшение конкурентной среды  за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.
     Второе. Повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих  субъектов посредством совершенствования  антимонопольного регулирования.
     Третье. Реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
     II. Краткая характеристика конкурентной  среды и угрозы конкуренции
     Конкурентной  средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
     Состояние конкурентной среды в настоящий  момент характеризует высокий уровень  административных барьеров, таможенных тарифов. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках.
     Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках. Потенциальной угрозой для конкуренции является формирование и деятельность государственных корпораций в сферах, где есть условия конкуренции с другими хозяйствующими субъектами. Деятельность таких субъектов в силу их особого статуса и возможностей использования административного и политического ресурса должна быть максимально прозрачна. При этом, в случае установления требований, например, к закупочной политике, государственные корпорации могут стать фактором развития конкурентной среды.
     Развитая  конкурентная среда, в которой преобладают  положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.
     В случае неразвитости конкурентной среды  у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
     В настоящее время устойчивая тенденция  к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке  способствует слияниям и укрупнениям  российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     II.1. Антиконкурентные действия органов власти
     На  региональном и муниципальном уровнях  используется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный  подход к оказанию государственных  услуг, необоснованные проверки, организация  давления посредством использования административного ресурса. Сама возможность влияния на бизнес вплоть до его закрытия путем использования административного ресурса нередко является определяющим фактором конкурентной среды для малых и средних предприятий. Возможности органов власти широко используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики.
     Так, за последние 2,5 года, по данным ФАС  России, доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне. Около половины всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году. При этом количество фиксируемых нарушений, совершаемых органами власти, по сравнению с предыдущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений составила 22% в общем количестве выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть таких правонарушений остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
     Развитие  конкуренции в различных отраслях экономики Российской Федерации, прежде всего в сфере малого и среднего предпринимательства, также ограничено действиями органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части необоснованного ограничения доступа хозяйствующих субъектов к передаваемым правам в отношении государственного и муниципального имущества.
     Действующий в настоящее время порядок  проведения конкурсов и аукционов не до конца отвечает принципам прозрачности и открытости процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, а также объективности оценки представленных участниками торгов предложений. Это не обеспечивает создание равных конкурентных условий доступа к данному имуществу и создает необоснованные преференции отдельным компаниям. Четкий механизм контроля за проведением таких торгов, а также ответственность должностных лиц за нарушение порядка их проведения не установлены.
     Во-первых, необходимо установить административную ответственность в виде штрафа и дисквалификации должностных лиц органов власти за действия, ограничивающие конкуренцию, а за наиболее общественно опасные деяния - уголовную ответственность.
     Во-вторых, должна быть организована системная работа по адвокатированию конкуренции среди органов государственной власти и местного самоуправления. Необходима регулярная работа по разъяснению антимонопольным органом целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений. В устанавливающих деятельность органов власти документах должна быть закреплена цель развития конкуренции как основы рыночной экономики. В-третьих, необходимо установить четкие единые правила проведения открытых торгов на право заключения договоров по передаче прав на государственное и муниципальное имущество.  
 
 
 

III. Антимонопольное  регулирование и иные меры  по защите конкуренции
III.1. Текущее состояние антимонопольного регулирования
     Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное  воздействие на угрозы ограничения  конкуренции, а также предупреждает  их возникновение.
     Вместе  с тем, существуют факторы, негативно  влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего, к ним относится перегруженность  антимонопольного органа заявлениями  и делами, косвенно связанными с  защитой конкуренции. Значительная доля рассматриваемых ФАС России дел касается нарушений, последствием которых является ущемление интересов отдельных лиц, но не ограничение конкуренции на рынке. По сути, закон не проводит различия между неправомерным отказом в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. В зарубежной практике дела, не связанные с конкуренцией, как правило, рассматриваются судами либо отраслевыми регуляторами. Недостаточная активность органов по защите прав потребителей, отсутствие отраслевых регуляторов не позволяет ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел данной категории. Вместе с тем, представляется неоправданным отсутствие дифференциации в правовом регулировании данных вопросов, и отсутствие мер по постепенному развитию альтернативных способов разрешения споров, не связанных с негативными последствиями для конкурентной среды.
     Например, только за 2007 год ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением1, 2/3 из которых зафиксированы в отношении компаний, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики. Данные нарушения, как правило, не имеют антиконкурентной мотивации. Однако ввиду отсутствия сколько-нибудь действенной альтернативной системы защиты прав и интересов потребителей по доступу к мощностям субъектов естественных монополий (например, в рамках тарифного регулирования) единственной возможностью эффективного воздействия по-прежнему остается применение норм антимонопольного законодательства.
     Также крайне распространена практика компенсации  мерами антимонопольного принуждения  недостаточного использования иных инструментов конкурентной политики. Так, резкий рост цен в течение 2007-2008 годов на ряд товаров, производимых крупными компаниями, привел к формулированию общественного запроса на вмешательство антимонопольного органа. В некоторых случаях в результате такого вмешательства были установлены предельные цены или обязанность компаний согласовать с ФАС России увеличение (уведомлять об увеличении) цены. Такие действия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.
     Вместе  с тем, на основные причины роста цен на этих рынках (внешний фактор роста мировых цен, несоответствие роста внутреннего спроса и возможностей поставщиков увеличить предложение товара на рынке и т.п.) можно эффективно воздействовать, не превращая антимонопольное регулирование в ценовое. Например, задача снижения роста цен на минеральные удобрения в 2007 году могла быть более эффективно решена с использованием инструментов таможенно-тарифной политики и механизмов субсидирования потребителей. Так, отмена ввозной пошлины на цемент привела к увеличению конкуренции за счет импорта и снижению внутренних цен на цемент.
     Следует подчеркнуть, что регулирование  ценообразования методами антимонопольного принуждения может привести к  существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.  Именно поэтому факты рассмотрения дел о монопольно высоких ценах в мировой практике единичны.
     Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования. Действующий закон  не всегда требует проведения экономического анализа рассматриваемых отношений, прогнозирования возможных экономических последствий применения тех или иных норм. Например, в настоящий момент компания автоматически признается доминирующей при доле рынка 50%, а при доле меньше 35% рынка фактически не может быть признана таковой. Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегда является безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положения компании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей ситуации на рынке.
     Аналогичная ситуация при определении коллективного  доминирования исключительно посредством  установления размера рыночных долей  хозяйствующих субъектов, без анализа  их поведения на рынке, позволяет считать доминирующими компании, по факту действующие независимо друг от друга.
     Также квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку долей хозяйствующих субъектов, их рыночной силы и реальной возможности посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.
     Следует отметить, что в большинстве стран  мира (США, Европейский союз, Великобритания) преобладает так называемы поведенческий подход (исходя из определения возможности компании влиять на рынок по результатам анализа множества факторов). Согласно Отчету Международной конкурентной сети за 2007 год, критерием доли рынка руководствуются только 5 юрисдикций, а поведенческим – 282.
     Среди негативных факторов также следует  отметить отсутствие закрепления в  процессуальном законе особенностей доказывания  по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, что не дает возможность  органам судебной власти учитывать  специфику данной категории дел. Важно подчеркнуть, что все изложенные обстоятельства обусловлены во многом объективными факторами. В настоящий момент российское антимонопольное регулирование находится в стадии становления. К 2007-2008 годам завершился этап определения его значения в рамках государственной экономической политики (для сравнения, в США данный этап завершился в начале ХХ века), что ознаменовалось формированием системы санкций за нарушение законодательства о конкуренции, а по сути – оценки государством тяжести подобных правонарушений и общественной значимости их пресечения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования
     Совершенствование антимонопольного законодательства должно идти по следующим направлениям.
     Во-первых, необходимо продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого необходимо:
     - изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно признаваться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли рынка. К таким факторам относятся, в том числе: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов;
     - повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Это необходимо сделать путем закрепления в федеральном законе основных поведенческих и структурных критериев для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
     Во-вторых, необходимо четко разграничить две  категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные  и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
     Многие  нарушения порядка доступа к  объектам инфраструктуры естественных монополий (например, нарушение сроков подключения к электрическим  сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего  предпринимательскую деятельность) относятся к такого рода делам.
     Они являются типовыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут  быть разрешены по формальным признакам  и гораздо более оперативно, чем  дела, в рамках которых требуется  детальное исследование состояния конкуренции.
     Таким образом, для дел о нарушениях, не связанных с возможностью ограничения  конкуренции, должен быть установлен упрощенный порядок и сокращенные сроки  производства.
     Кроме того, целесообразно предусмотреть  менее значительные штрафы, дополненные возможностью дисквалификации должностных лиц виновного в нарушении хозяйствующего субъекта, а также мерами воздействия в рамках системы тарифного регулирования.
     Данные  меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела по защите прав потребителей услуг естественных монополий.
     Необходимо  отдельно подчеркнуть нецелесообразность использования по делам данной категории  так называемого «оборотного» штрафа.
     Наложение санкции, кратной обороту компании на определенном рынке – адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданная в ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивает исполнение предписания антимонопольного органа и процесс подключения потребителя к инфраструктуре. Затраты на выплату штрафа в конечном итоге также ложится на плечи потребителя (поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение суммы штрафа в инвестиционную программу, тариф на услуги).
     Схожая  правовая и экономическая природа  данных нарушений и нарушений  законодательства о защите прав потребителей делает целесообразным выработку единого  подхода к их установлению и пресечению.
     Кроме того, необходимо поставить вопрос о поиске альтернативных стоимости активов предприятия критериев, исходя из того, что подобные критерии должны отражать наличие влияния компании на рынок.
В-четвертых, следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:
пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se (как таковые). Так, сейчас, безусловно запрещены «дискриминационные условия». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками (например, именно это обусловливает наличие сложных практик расчета тарифа при осуществлении авиаперевозок) и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;
     - уточнить критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;
     - изменить порядок квалификации антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию на рынке посредством осуществления согласованных действий;
расширить законодательные критерии допустимости «вертикальных соглашений».  

III.3. Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
     Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность в виде штрафов, рассчитываемых от выручки организаций, существенно увеличила силу воздействия решений антимонопольного органа на конкурентную среду.
     Усиление  ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также  организации взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будет  способствовать не только эффективному пресечению, но и профилактике правонарушений в этой сфере. Вместе с тем необходимо учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования, напротив, может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.
     В целях совершенствования системы  ответственности за нарушения антимонопольного законодательства необходимо реализовать  следующие меры.
     Во-первых, внесение изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющих перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым должны стать их степень общественной опасности и размер нанесенного ущерба или полученного дохода в результате их совершения;
     Во-вторых, внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  изменений, предусматривающих:
включение в перечень лиц, в отношении которых  может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц субъектов естественных монополий;
процессуальное  закрепление порядка освобождения от административной ответственности  в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.
     В-третьих, улучшение взаимодействия с правоохранительными  органами путем определения в  законодательстве правил взаимодействия антимонопольных органов и органов  охраны правопорядка для выявления  картельных соглашений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Инструменты  развития конкуренции и направления  их совершенствования
     Основной  задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
     До  настоящего времени в качестве основного  инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь  к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается  в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
     Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.  
 
 
 
 
 

IV.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование
     Установление  таможенных пошлин является весьма действенным  инструментом влияния на состояние  конкурентной среды.
     Во-первых, в целях повышения эффективности  таможенно-тарифного регулирования  необходимо провести анализ и ревизию  действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния  на конкуренцию.
     По  результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.