На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация маркетинговой службы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  5
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА                                     6
    1.1 Сущность и необходимость маркетинга  в условиях перехода
    к рынку                                                                                                         6
    1.2 Задачи маркетинговой службы                                                            14
    1.3 Функции маркетинговой службы                                                         24
    2 АНАЛИЗ  ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ 
    НА  УП «МЗКТ»                                                                                           32
    2.1 Характеристика УП «МЗКТ» и  его организационная структура     32
    2.2 Организация маркетинговой службы  на УП «МЗКТ»                       39
    2.3 Анализ рынка и конкурентоспособность  продукции УП «МЗКТ»   44
    3 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  
      ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ  НА УП «МЗКТ»       56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           63
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                  65
                                      
           
         
Изм Дата № докум. Подпись Дата
Разраб.       Организация маркетинговой службы на УП «МЗКТ» и основные направления ее совершенствования Лит. Лист Листов
Консульт.                
Рук.       МИУ гр. 9003тз
Н. контр.      
Утв.      
 
 


ВЕДЕНИЕ
           В настоящее время  отечественные машины и оборудование поставляются во многие страны мира. Однако если в 80-е годы экспорт в страны дальнего зарубежья машинотехнических изделий расширился, то в последние годы темпы его роста заметно снизились. Причины такого положения многообразны: несоответствие многих видов белорусских товаров высшим техническим и качественным параметрам и, соответственно, их низкая конкурентоспособность на многих зарубежных рынках: отсутствие комплексности в управлении сбытовой деятельности, недостаточная заинтересованность производителей, их преимущественная ориентация на внутренний рынок.
     В данный момент очень важна ориентация на маркетинг, который определяет необходимость  объединения производства и сбыта  в одну систему, основой которой  является изучение запросов потребителей. Радикально изменяется и сам принцип экономической деятельности предприятия. При ориентации на маркетинг он выглядит так: «производить то, что продается, а не продавать то, что производится».
       Соответственно изменяются состав  и структура предприятия. На  важнейшие административные посты выдвигаются специалисты по маркетингу, для которых основным прежде всего является возможность реализации продукции, а не производственные и технологические вопросы. Направления и возможности применения концепции маркетинга в существенной мере зависят от организации маркетинга, включающей выбор оргструктуры управления, распределение задач, прав и ответственности в системе маркетинга, его кадровое обеспечение
     Организация маркетинга включает: построение (совершенствование) структуры управления маркетингом, подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации, распределение задач, прав и ответственности среди сотрудников маркетинговых служб, создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники), налаживание эффективного взаимодействия маркетинговых и других служб.
     Я, не знаю будет ли это сохранено 
 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ  МАРКЕТИНГА 

1.1 Сущность и необходимость  маркетинга в условиях перехода к рынку 

     Реализация  товаров и услуг на внешних  рынках усложняется. Все больше факторов влияет на осуществление деловых  операций: обострение конкуренции, развитие техники, трудности в получении  сырья, рабочей силы, усиление государственного законодательства и т.д. Эти факторы в различной степени влияют на деловую жизнь. Вместе с тем основным условием успешного развития дела является знание нужд потребителя, организация производства тех товаров, которые необходимы потребителям, на которые есть спрос. В то же время необходимым условием производственного процесса является обеспечение прибыли.
     Усвоив  эти истины, деловой мир разработал (начало столетия), апробировал (середина столетия), а затем широко внедрил (50-60-е годы) маркетинг (производное  от английского "маркет" – рынок). Не случаен ориентир на изучение этого опыта. В бывшем СССР много сил и времени было потрачено на восприятие, и внедрение маркетинга.
       Под маркетингом понимается система  практических мероприятий, направленных  на подчинение производства нуждам потребителей при условии, что производство будет прибыльным.
     Часто маркетинг отождествляют со сбытом (сбытовой политикой), определением цен (ценовой политикой), рекламой или  мероприятиями для создания благоприятного общественного мнения о данном товаре или фирме, которые являются всего лишь компонентами маркетинга.
     Маркетинг активно используется в деловом  мире (как небольшими, так и крупными фирмами, частными компаниями и государственными организациями) для производства и  сбыта всех видов товаров и услуг.
     Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах:
     -организация  и техника практических мероприятий;
      -система управления;
     -философия  предпринимательства.
     Необходимо  отличать маркетинг как определенную концепцию от маркетинга как комплекса разнообразных видов деятельности, осуществляемых специалистами, и маркетинг как образ мышления – от маркетинга как образа действия. Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует не виды деятельности, а их цель. Если фирма приняла эту концепцию, она может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых действует фирма. Универсальной формулы для организации работы и мобилизации средств в сфере маркетинга не существует так же, как не существует и единой схемы для построения системы маркетинга. Фактически нет даже общепринятого определения самого понятия маркетинга.
     Американская  ассоциация маркетинга определяет маркетинг  как «осуществление различных видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к конечному или промежуточному потребителю». В такой редакции определение носит чисто декларативный и описательный характер. Оно подчеркивает не столько эффективные результаты деятельности, сколько деятельность как процесс. Оно не содержит необходимого объяснения в отношении того, какие товары или услуги должны быть произведены, в каких объемах и с какими характеристиками, и не подчеркивает значения планирования и интегрирования, названных в определении, и других смежных с ним видов деятельности, связанных с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинг не начинается там, где завершается производство, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей фирмы и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Другими словами, выработка решений в области маркетинга предшествует решениям в области производства и капиталовложений. Рентабельность крупномасштабного производства и окупаемость долгосрочных капиталовложений не могут быть достигнуты без реализации произведенной продукции, без загрузки, хотя бы в основном, дополнительных мощностей, введенных в действие в результате капиталовложений. Вышеуказанное определение отводит потребителю или промышленному покупателю лишь заключительное место в последовательности процессов производства  и сбыта.
     По  определению Британского института  управления, маркетинг – это «один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства  с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направления и масштабы всей работы,  необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному  потребителю». Это определение является более полным по сравнению с определением, данным Американской ассоциацией маркетинга, поскольку оно акцентирует особое внимание на тех аспектах маркетинга, которые связаны с исследованиями и разработками, подчеркивает ту ведущую, координирующую роль, которую играет маркетинг в комплексе взаимосвязанных процессов производства, сбыта и распределения продукции. Согласно этому определению маркетинг – это, в сущности, вся хозяйственная деятельность, направленная на производство продукции, пользующейся спросом.
     Фирмам, действующим на конкурентных рынках, необходимо отказаться от традиционной практики: теперь они должны производить  не то, что они хотят продать, а  то, что потребители хотят купить. Это не означает, что с помощью исследования рынка производители могут получать от своих клиентов достаточно подробную характеристику требующихся им изделий. Практически потребители не могут предъявлять спрос на еще несуществующую продукцию. Они не очень красноречивы  при формулировании своих специфических потребностей; они затрудняются дать точное определение тех характеристик изделия, которые, по их мнению, должны быть  заложены в его конструкцию; они в состоянии дать лишь общие указания в отношении того, как должно  выглядеть изделие и что они от него ждут. Основные решения о конструкции изделия изготовитель принимает на основе своего глубокого знания и понимания потребностей покупателя, а также в зависимости от своей способности и умения технологически воплотить специфическую потребность в рентабельный продукт с ценой, приемлемой для покупателя и обеспечивающей уровень прибыли, который создал бы у него заинтересованность в его производстве и реализации.
     Таким образом, решения администрации  и основанная на них политика должны вытекать из максимально полного знания рыночных факторов и учета того влияния, которое эти решения и политика могут оказать на рынок. Именно от администрации в конечном итоге зависит получение прибыли за счет поставки на рынок продукции, находящей сбыт. Технологические возможности и инженерно-технические знания, которыми располагает компания, позволяют ей изготовлять реальный продукт, однако к созданию продукции, пользующейся спросом, приводя лишь специальные знания в области маркетинга. План производства и капитальных вложений, закупок сырьевых материалов и найма рабочей силы может основываться лишь на твердой уверенности в том, что продукция может быть реализована.
     Прежде  всего фирма должна установить, какие  преимущества может дать ее продукция  будущему покупателю, и оценить эти преимущества суммой, достаточной по крайней мере для покрытия затрат на разработку, выпуск и доведение этой продукции до конечного или промежуточного покупателя. Далее, комплекс преимуществ, воплощенный в продукте, должен быть признан потенциальным покупателем в качестве ценностного эквивалента той денежной суммы, которую ему предлагают заплатить. На этой стадии цель маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить такое сочетание качества изделия, его цены и организации рекламы, которое бы придавало товару максимальную привлекательность в глазах потребителя при соблюдении установленной компанией нормы прибыли. В этом определении сильнее, чем в большинстве других, подчеркивается, что целью маркетинга является прибыль.
     Итак, маркетинг можно определить как ведущую область хозяйственного управления, в функции которой входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия  до конечного или промежуточного покупателя, чтобы обеспечить установленную компанией норму прибыли  или достижение других целей.
     Термин  «покупатель» в вышеприведенном  определении маркетинга означает не только конечного потребителя или промышленного покупателя изделия, но и таких заказчиков, как импортеры, розничные и оптовые торговцы, которых необходимо заинтересовать в закупке, распределении и активном стимулировании сбыта изделий с тем, чтобы конечный потребитель мог его приобрести. «Эффективный спрос» означает спрос на изделие при наличии цены, которую покупатель может и готов заплатить, и при наличии прибыли, оправдывающей для компании производство и поставку этого изделия.  Под «специфическим изделием или услугой» понимаются такие, которые, в силу их реальных или воображаемых отличительных черт, могут быть без труда выделены из ряда конкурирующих или взаимозаменяющих изделий и услуг. «Отличительная черта», относится ли она к самому изделию, к его упаковке или цене, к его рекламе или методам продвижения на рынок, должна быть настолько существенной, чтобы сформировать у потенциального покупателя предпочтительное отношение к данному изделию.
     Для большинства предприятий весьма значительная часть работ в области маркетинга и неуклонно возрастающая доля издержек маркетинга связаны с необходимостью обеспечить непрерывное движение изделий с заводских складов к конечному покупателю. Сбытовые расходы, которые оно несет не только в сфере непосредственной продажи и рекламы, но и в области организации поставок (хранение, строительство складских помещений, управление запасами и транспортировка), представляют собой основную часть издержек маркетинга. Как только по какой-либо причине прекращается движение товаров на пути к конечному потребителю, их стоимость возрастает за счет складирования и хранения, страхования, складской обработки, задержки исполнения заказов и упаковки, морального износа и порчи изделий, замораживания оборотных средств в неликвидах и труднореализуемых запасах. Администрация, ведающая маркетингом, несет ответственность за повышение эффективности и сокращение издержек при транспортировке и складировании продукции.
     В идеале целью маркетинга является обеспечение  оптимальной скорости продвижения  изделий на всем пути от завода до конечного потребителя, т. е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее выгодные  темпы продажи и оборачиваемости товаров, а также минимальные затраты на хранение запасов, с одной стороны, со способностью полностью и своевременно удовлетворить покупательский спрос – с другой. Последнее обстоятельство приобретает решающее значение для тех товаров, у которых спрос и предложение подвержены влиянию циклических и сезонных колебаний. В тех случаях, когда необходимо располагать стратегическими  резервами того или иного товара, увеличение издержек при хранении больших запасов может быть меньшим, чем при часто возобновляемом или нерегулярном кратковременном производстве.
     Прибыль, полученная за этот период, не будет  являться единственным критерием эффективности работы. Учитывается весь  комплекс конкретных обстоятельств в целом. Такие факторы, как завоевание фирмой репутации или соответствующего положения в данной отрасли промышленности, нежелание допустить на рынок новых конкурентов, опасение государственного вмешательства и регулирования, стремление проводить курс на норму прибыли,  среднюю между максимально достижимым уровнем  кратковременной прибыли и максимальным риском наибольших убытков, – все это может выступать в качестве  правомерных целей или мотивов деятельности компании.
     Принцип обратной связи предполагает постоянное двустороннее взаимодействие между  предприятием и рынком. С одной  стороны, предприятие должно максимально  приспосабливаться к требованиям  рынка, для чего необходимо постоянное тщательное изучение состояния спроса и тенденций его развития. С другой стороны, предприятию необходимо воздействовать на рынок, т.е. на потребителя с целью формирования  выгодной структуры спроса. Для этого в мировой практике используется целый арсенал средств, таких как все вид рекламы, выставки, ярмарки, издание каталогов, брошюр, сувениры, подарки, организация конференций и семинаров потребителей; исследовательские лаборатории крупных фирм выдают заказчикам рекомендации по возможному  использованию производимой продукции. Такая политика гибкого  приспособления к постоянно меняющимся требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на потребительский спрос.
       Как система стратегического  управления деятельностью предприятия  маркетинг делится на:
     1) маркетинг потребительских товаров;
     2) маркетинг средств производства;
     3) маркетинг услуг.
     Следовательно, маркетинг охватывает все общественное производство, отражает эволюцию, историческую последовательность развития специфичных  маркетинговых методов управления.
     Таким образом, маркетинг представляет собой - анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических  условий реализации произведенной  продукции. На основе маркетинга предпринимателями, фирмами и предприятиями разрабатываются программы производства, определяется ассортимент выпускаемой продукции. Маркетинг - не только учет условий рынка, но и инструмент воздействия на формирование спроса, в т.ч. с помощью средств рекламы, выставочно-ярмарочных мероприятий, системы экономического влияния на покупателя: льгот, премий, потребительского кредита, сервисных преимуществ и гарантий и т.д. Объективной основой маркетинга является современное крупномасштабное производство, рост насыщенности рынка. Особенно возрастает значение маркетинга в условиях НТП, он становится обязательным элементом системы управления производством и сбытом продукции. В зависимости от особенностей продукции, охватываемой сферы производственно-сбытовой деятельности маркетинг имеет определенную специфику. Различают маркетинг потребительских товаров массового спроса, в частности длительного пользования, продукции производственного назначения; внутренний, экспортный, международный. Последний - наиболее развитая форма маркетинговой деятельности, охватывающей сферу мировой торговли. Масштабные комплексные исследования рынка требуют больших затрат, которые под силу достаточно крупным фирмам, т.к. современный маркетинг предполагает изучение предпроизводственной деятельности, в особенности по созданию новых видов продукции.
     Различают маркетинг на внутреннем рынке и  международный (экспортный) маркетинг. И в том, и в другом случае используются одни и те же принципы деятельности, однако международный маркетинг, в  силу специфики функционирования зарубежных рынков, обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать отечественным предприятиям.
     Международный маркетинг характеризуется особой гибкостью применяемых методов, позволяет учитывать малейшие изменения  и колебания спроса и осуществлять гибкую ассортиментную, рекламную и сбытовую политику на самых различных рынках.
     В современных условиях предоставления самостоятельности отраслям и предприятиям при организации производства товаров  для экспорта и их реализации на внешнем рынке маркетинг представляется совершенно необходимым направлением совершенствования  всей  производственно-сбытовой деятельности и, прежде всего,  во внешнеэкономической  сфере.  Это,  естественно, потребует  не  только  изменений  в организационно-управленческих структурах, но и глубокой перестройки мышления, стиля и способов работы – руководителей всех рангов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и особенно экспортом в промышленно развитые страны. Необходимо, чтобы в разработку и реализацию экспортных программ активно вовлекались производственные коллективы, чтобы каждый сотрудник ясно понимал свою роль в обеспечении высокой конкурентоспособности экспортных товаров, изделий и услуг. При этом все время нужно помнить, что попытки обеспечить рыночный или коммерческий успех товара  только на этапе его сбыта, дает незначительный эффект. Маркетинговой концепции следует подчинить всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия.
     В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям, повышения уровня самостоятельности предприятий и организаций, отживших прежних форм международного сотрудничества (СЭВ) и происходящего зарождения других, основанных на новом экономическом мышлении, знание теории и практических методов маркетинга - весьма своевременная и важная проблема не только для экономической науки, но и для перестройки системы хозяйствования, повседневной работы.
     Для экономики ставшей на путь развития здоровых рыночных отношений соответствующих  отношениям, существующим в развитых цивилизованных странах, меняющей административные методы хозяйствования на рыночные, исключительно важным является "экономизировать" персонал организаций и предприятий, министерств и ведомств всех отраслей народного хозяйства. То, что до недавнего прошлого их мало интересовало, а именно: эффективно ли используются имеющиеся ресурсы с учетом требований рынка, - стало едва ли не решающим вопросом деятельности.
     Смена командно-административной экономической  системы, переход к новому, основанному  на преимущественно экономических  методах, механизму хозяйствования предполагает смену "рынка продавца" (т.е. производителя) на "рынок покупателя" (т.е. потребителя). При такой системе определяющую роль играет не столько наличие товаров, а главным образом их качество, высокие потребительские свойства. К производителю эта система предъявляет жесткое требование высокой эффективности, использования новейших достижений научно-технического прогресса.
     Органически присущая современному обществу черта  организованности предполагает достаточно развитую рыночную деятельность, строгое выполнение хозяйственных договоров. Эти требования становятся обязательными при работе в новых условиях. Комплекс специальных мер, который обеспечивает выполнение данных требований работающего в условиях развитого рынка предприятия, называемый маркетингом, как концепцией эффективного управления предприятием в условиях рыночной экономики это реальная организация хозяйственной деятельности предприятия.
     Маркетинг, прежде всего, представляет собой теоретическую  концепцию управления предприятием в условиях рынка. Однако практика, конкретная реализация концепции во многом не совпадают с теорией. Отличия зависят от систем и стран, а внутри последних - от предприятий (фирм). При этом сказывается и временной фактор, т.е. стадия становления маркетинга, в целом достигнутом уровне развития производства и производительных сил, производственных отношений.  

1.2 Задачи маркетинговой  службы 

     Анализ  организации маркетинга на предприятии  может  проводиться при комплексном  анализе деятельности всего предприятия. В этом случае он является полезным диагностическим инструментом, а может и преследовать более узкую цель – анализ эффективности данной службы и различных аспектов маркетинга (имидж предприятия, реклама, мнения клиентов и др.). Такую диагностику предприятие может проводить самостоятельно либо обращаясь к консультантам по маркетингу.
     Белорусский рынок услуг по маркетингу, находится  в стадии становления, поскольку  спрос них со стороны предприятий  ограничен.
     При исследовании структуры службы маркетинга в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы:
    какое место занимает служба маркетинга в организационной структуре предприятия (подчиненность и формы  взаимодействия с другими службами);
    в чем заключаются ее основные функции, или какие  направления деятельности охватывает данная служба;
    какова численность и образовательный уровень сотрудников; 
    какую материальную базу имеет служба, как она оснащена вычислительной и оргтехникой;
    размер и принцип формирования бюджета службы маркетинга.
     Структура и функции службы маркетинга зависят  от величины предприятия, номенклатуры продукции, опыта и традиций предприятия. На небольшой фирме с узким ассортиментом функции отдела маркетинга, как правило, ограничиваются рекламой и сбытовыми операциями, в крупных компаниях сфера ее деятельности гораздо шире. Степень участия специалистов по маркетингу в производственной и сбытовой деятельности фирмы находит свое проявление в организационной структуре фирмы.
     Существует  множество вариантов построение таких структур, но при всем их многообразии принципиальными являются два момента: взаимодействие маркетинга и сбыта и подчиненность службы маркетинга. На белорусских предприятиях наиболее распространенными являются следующие подходы рис.1.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Зам. Директора
 
    Зам. Директора
     Маркетинг        Сбыт  
    Маркетинг + сбыт
           а                                                           б
Зам.Директора
 
 

Коммерческий  директор

             Маркетинг                Сбыт 
 
    в 

    Рис. 1.1 Возможные варианты места службы маркетинга в организационной структуре предприятия 

     Наиболее  сложен вопрос о том, кому должен подчиняться  отдел (управление) сбыта продукции. Вообще сбыт является частью маркетинга, и вместе с тем это единственное направление маркетинга, напрямую связанное с производственной структурой предприятия. Остальные направления (исследования рынка, реклама и продвижение продукции, ценообразование, предложения по товарной политике предприятия) связаны с управленческими структурами предприятия.
     В крупных западных корпорациях используются разные варианты организационных структур:
     - продажи (сбыт) являются частью  службы маркетинга;
     - имеются две самостоятельные  службы: продажи и маркетинга, но  отработаны вопросы взаимодействия  этих служб.
     На  предприятиях, как правило, служба маркетинга создавалась заново и независимо от сбыта.
     Типичен вариант управленческой структуры  предприятия, в которой существовали две самостоятельные службы –  сбыт и маркетинг, подчиненные разным руководителям (рис.1.1.в). Но параллельное существование этих структур, особенно если они подчинены разным заместителям директора и нет четкого определения функциональных обязанностей каждого подразделения, приводит к появлению ряда проблем:
    сокрытие информации, нежелание передавать ее другой  службе;
    дублирование части работ;
    отказ службы сбыта собирать информацию о рынке, поскольку, по мнению работников, сбыта, этим должны заниматься маркетологи.
     В итоге многие предприятия приходят к выводу о необходимости соединения сбыта и маркетинга под руководством одного заместителя директора. Но в принципе возможно и параллельное существование этих структур, если четко определены их права, обязанности и механизм взаимодействия.
     Главная опасность объединения сбыта  и маркетинга (рис.1.1.б) связана с возможностью давления краткосрочных задач на перспективные. У сбыта есть четкие критерии оценки его работы – объем продаж продукции. При слиянии сбыта и маркетинга есть опасность, что перед всей службой будет стоять задача работать на увеличение объема продаж. Между тем служба маркетинга должна работать на перспективу, помогая руководству предприятия понять ситуацию на рынке и лучше к ней приспособиться. Именно поэтому вариант б предпочтителен для небольших предприятий, а для более крупных – вариант а.
     Большое значение имеет то, какому именно заместителю  директора подчиняется служба маркетинга. Если это коммерческий директор, значит, предприятие основное внимание уделяет  сбыту, а маркетинг играет второстепенную роль. При сбытовой ориентации разработка новых изделий подчинена главному конструктору, производственными вопросами ведает главный инженер, экономическими – главный экономист, а отношения с потребителями – в компетенции отдела сбыта.
     Создание  отдела маркетинга в этом случае является данью моде, так как отсутствует четкое понимание целей и задач данной службы: от нее ждут либо очень многого (типичное заблуждение – служба маркетинга скажет, как нам жить дальше), либо сужают ее функции до рекламы, продвижения продукции и исследования рынка.
     Иногда  на предприятиях, испытывающих проблемы со сбытом, в соответствии с теорией  маркетинга вводится новая должность  заместителя директора по маркетингу. Но, как правило, это мало что меняет в роли маркетинга на предприятии: разрабатываются  планы, проводятся маркетинговые исследования и другие мероприятия, но реального поворота к нуждам и потребностям рынка и потребителей не происходит.
     Такая ситуация вызвана как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы связаны  с тем, что рыночная среда у нас еще только формируется, конкуренция не столь сильна, а покупатель пока не очень избалован. Специалистов по маркетингу мало, обучение идет в основном методом проб и ошибок. В этих условиях служба маркетинга объективно играет второстепенную роль, занимаясь в основном продажей того, что уже производит предприятие.
     Среди субъективных факторов на первом месте  стоит психологические проблемы, связанные со сложностью изменения  сложившегося стереотипа мышления о  том, что маркетинг нужен и  должен стать основой деятельности предприятия, его отправной точкой – это одно, а осуществлять это на деле – совсем другое.
     Приведем  одну из возможных схем организации  предприятия, отвечающей принципам  маркетинга рис.1.2. 

ДИРЕКТОР  ПО МАРКЕТИНГУ 
Маркетинговые и патентные исследования
Цены  и ценовая политика
Планирования  новых товаров 
Сбыт  и товародвижение
Организация сервиса
Стимулирования  сбыта и реклама
Планирование  и контроль экспорта
ЗАМ. ДИРЕКТОРА  ПО ФИНАНСАМ Финансовый  отдел
Бухгалтерия
...
Служба  контроля маркетинга
     
    Рис.1.2 Схема организации предприятия, отвечающего принципам маркетинга 

     Важно подчеркнуть, что внешнеэкономическая  деятельность также должна находиться в ведении директора по маркетингу, поскольку это тоже маркетинговая  деятельность, но только на другом рынке – внешнем.
     Возможна  и другая организация, необходимо только четко определить роль и место  службы маркетинга, ее взаимосвязи  с другими управленческими и  производственными подразделениями. Многое здесь зависит от  того, насколько структура предприятия в целом отвечает принципам маркетинга.
     Смысл такого или иного изменения структуры  заключается в том, чтобы обеспечить координацию усилий всех подразделений  и служб предприятия по достижению конкретной цели: производство конкурентоспособной  продукции, удовлетворяющей потребности покупателей лучше, чем продукция конкурентов. Предприятие в этом случае не просто пассивно реагирует на рыночные изменения, а проводит продуманную, скоординированную политику завоевания рынка, с одной стороны, приспосабливая ассортимент выпускаемой продукции к запросам потребителей, а с другой – активно формируя потребности и спрос.
     Существуют  разные представления о том, какие  мероприятия относятся к сфере  маркетинга, а какие – нет. Почти  все считают, что реклама, продвижение  продукции на рынок, исследование рынка, работа с потребителями входят в сферу деятельности службы маркетинга. Сложнее обстоит ситуация со сбытом (возможные варианты взаимодействия сбыта и маркетинга рассмотрены выше); менее ясно, кто должен заниматься разработкой новой продукции, проектированием упаковки, товародвижением (хранение и транспортировка готовой продукции), организацией сервисного обслуживания, ценообразованием. Главные трудности связаны с тем, что эти операции затрагивают, как правило, работу нескольких отделов, и возникает проблема координации.
     При анализе основных направлений деятельности службы маркетинга на предприятии необходимо обратить внимание на:
     1. Полноту охвата основных направлений  маркетинга.
     2. Встроенность маркетинга в систему  управления предприятием.
     3. Информационное обеспечение службы.
     Обычно  в разработке валовой продукции задействованы разные отделы и службы, а трудности связаны с тем, что отдел маркетинга вовлекается в эту работу слишком поздно или вообще в ней не участвует, При анализе этого направления необходимо убедиться, что отдел маркетинга может поставлять надежную информацию нужного вида (размер потенциального рынка, конкуренты, цены, предпочтения и пожелания потребителей относительно новой продукции, готовность сбытовой и сервисной сети и т. д.) и что  организация управления разработкой новой продукции  построена таким образом, чтобы отдел маркетинга мог участвовать в этой работе на ранней стадии. В противном случае необходимо определить, что нужно сделать, чтобы отдел маркетинга выполнял отведенную ему роль по обеспечению информацией и участвовал в работе по выбору и разработке новой продукции. Здесь есть сложности, связанные с жесткостью производственного процесса и сложившейся ориентацией производства, которые порождают проблему взаимоотношения конструкторских и технологических служб:  стремление конструкторов что-то изменить в изделии натыкается на ограниченные технологические возможности предприятия. Сейчас эта проблема распространяется и на маркетинг: предложения маркетинга об обновлении ассортимента продукции также неизбежно  упираются в негибкое производство.
       В условиях конкуренции участие в процессе ценообразования сбытовиков-маркетологов столь же обязательно, как и планово-экономических служб. Наилучший путь преодоления противоречий между разными службами по поводу установления цен и скидок – создание, нового органа (комитета или совета по ценам), в который должны войти экономисты, финансисты, сбытовики и маркетологи и который будет определять согласованную ценовую политику предприятия.
       Система продвижения продукции  на рынок включает рекламу,  стимулирующие мероприятия, а  главное – мероприятия по формированию  и поддержанию имиджа предприятия.  Эффективность таких мероприятий  оценить довольно сложно, поэтому  главное внимание при анализе должно быть направлено на разумное планирование рекламной кампании: как ставятся цели, составляется ли план мероприятий, как осуществляется контроль за расходованием средств и т. д.
     Следующим весьма важным вопросом анализа является «встроенность» маркетинга в систему управления предприятием. Анкетный опрос, проведенный на ряде предприятий, позволил определить, что большинство  менеджеров видят главную задачу маркетинга в получении разнообразной информации о внешней среде.
     Но  даже если служба маркетинга проведет всестороннее исследование рынка, то перед службой маркетинга и руководством предприятия неизбежно встанут следующие вопросы:
     - кому конкретно и какая информация  нужна? В какой  форме?
     - будет ли информация о рынке   иметь рекомендательный характер или обязательна к исполнением?
     - кто и какие решения будет  принимать на основе этой информации?
     - как будет организовано взаимодействие  службы маркетинга с другими  подразделениями предприятия?
     Опыт  показывает, что любое исследование рынка должно иметь «заказной характер»: должны быть четко сформулированы его цели и задачи, иначе полученная информация остается невостребованной, попросту складывается на полку, а служба маркетинг становится «крайней » при трудностях со сбытом продукции.
     Задачи службы маркетинга заключаются в следующем:
     - держать курс на потребителя,  изучать, что ему нужно сейчас  и в перспективе;
     - постоянно следить за деятельностью  конкурентов, определяя их сильные  и слабые стороны;
     - выявлять направления развития  товарной политики  предприятия;
     - готовить предложения по ценовой  политике предприятия;
     - заниматься рекламой и продвижением  продукции на  рынок;
     - доводить маркетинговую информацию  до всех подразделений предприятия.
     Надежная, достоверная информация о внешних  условиях функционирования фирмы (о рынке, структуре и динамике спроса, вкусах и желаниях потребителей, действиях конкурентов и т.д.), полученная и проанализированная службой маркетинга, должна быть доступна всем руководителям. В какой именно форме – решают сами руководители. Это может быть регулярный информационный листок, доступная в режиме запрос компьютерная база данных и т. д.
     Конструкторские службы получают от службы маркетинга информацию о модификации существующей продукции и о том, какую новую  продукцию разрабатывать. Им также необходима информация о предпочтениях потребителей относительно характеристик продукции. Производственные подразделения должны получать информацию об ассортименте выпускаемой продукции, плановые службы – знать о ценовой политике конкурентов и учитывать ее при установлении цен.
     В то же время служба маркетинга должна хорошо понимать возможности предприятия, чтобы, определяя перспективы его  развития, не оторваться от реальной жизни.
     Экономическая эффективность службы маркетинга Э м. с на предприятии определяется по формуле
     Э м. с = DDП / З м,
     где DD П - дополнительная прибыль; З м - затраты на маркетинг.                    Дополнительная прибыль рассчитывается по формуле
              m
     DDП=еa ОП2-ОП1/хП1,
            n=1
     где ОП2 и ОП1 - объем продаж товара до и после организации маркетинговой службы (в натуральном измерении) соответственно;
      П1 - прибыль на единицу товара до организации маркетинговой службы; n=1, ..., m - ассортимент товара. 

     Выделение самостоятельной службы маркетинга не означает, что функциональные подразделения  предприятия не могут самостоятельно осуществлять связь с потребителями, изучать деятельность конкурентов. Но эта работа должна координироваться руководителем службы маркетинга, и вся информация – стекаться в одно место, там обрабатываться и анализироваться.
     Итак, маркетинг является ведущей управленческой функцией, призванной определять техническую, производственную и сбытовую политику предприятия. Маркетолог устанавливает и доводит до каждого конструктора, инженера, производственника, какой потребитель хочет видеть продукцию предприятия, какую цену он готов платить, где и когда потребуется данный продукт.
     Каждое предприятие разрабатывает собственную систему маркетинга, определяет направления и интенсивность тех или иных маркетинговых мероприятий в зависимости от масштабов производства, выпускаемой продукции, целей деятельности, круга потребителей, степени конкуренции и т.д. Однако при этом все технические, производственные и сбытовые мероприятия, связанные с продукцией, должны рассматриваться комплексно, системно, то есть в тесной связи с внутренней структурой предприятия, отношениями с поставщиками сырья и комплектующих, собственными производственными и сбытовыми возможностями. В конечном итоге цель комплексной системы маркетинга – обеспечить решение поставленных предприятием задач с учетом имеющихся ресурсов.
     Если  предприятие ориентировано на производство (а это у нас преобладающий подход), то большинство его структурных единиц заинтересовано не в реализации маркетинговых целей, а лишь в увеличении прибыли предприятия, что неизбежно приводит к постоянным и непродуктивным конфликтам различных служб предприятия с отделом маркетинга. Реализацию единой стратегии развития предприятия затрудняет и то, что отделы (службы) разработки продукции, производства, планирования, сбыта разбросаны, подчинены разным управляющим (заместителям директора), связи между ними  сложны и многоступенчаты, а сами эти отделы практически не отвечают за конечные рыночные цели и результаты продаж.
     Роль  руководителя службы маркетинга существенно  нова для наших предприятий, как  правило, не имеющих опыта работы на рынке. В мировой практике именно от него зависит коммерческий успех предприятия. Особо важен этот пост для успешной внешнеэкономической деятельности. Большой круг обязанностей, необходимость принимать разнообразные решения в условиях отсутствия информации и дефицита времени – все это предъявляет специфические требования к личности руководителя этой службы. Хорошо, если эту должность занимает человек с высшим (лучше всего экономическим) образованием, значительным опытом руководящей работы, а главное – чуткий ко всему новому, нестандартно мыслящий и имеющий широкий кругозор.
     Сейчас  практически на каждом среднем или  крупном белорусском предприятии  имеется служба маркетинга. Чаще всего  эта служба укомплектована своими работниками, не имеющими специального образования  в области маркетинга. Сложная экономическая ситуация, отсутствие достаточных средств на предприятиях вынуждают их ограничивать прием новых сотрудников, кроме того, считается, что специалист по маркетингу должен хорошо знать продукцию предприятия, отсюда–стремление к сохранению старых кадров и попытка переучить их.  

1.3 Функции маркетинговой  службы
     В западной, а в последнее время  и в отечественной литературе по  проблематике маркетинга нет  единого подхода к определению маркетинговых функций, нет единого мнения относительно содержания и последовательности проявления этих функций.
     Как правило, выделяют четыре блока комплексных  функции маркетинга и ряд подфункций.
         Аналитическая функция:
     - изучение рынка как такового;
     - изучение потребителей;
     - изучение фирменной структуры  рынка;
     - изучение товара (товарной структуры);
      - изучение внутренней среды предприятия.
         Производственная  функция:
     - организация производства новых  товаров, разработка новых   технологий;
     - организация материально-технического  снабжения;
     - управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
         Сбытовая  функция (функция  продаж):
     - организация системы товародвижения;
     - организация сервиса;
     - организация системы формирования  спроса и стимулирования сбыта;
     - проведение целенаправленной товарной  политики;
     - проведение целенаправленной ценовой политики.
         Функция управления и контроля:
     - организация стратегического и  оперативного планирования на  предприятии;
     - информационное обеспечение управления  маркетинга;
     - управление рисками;
     - коммуникативная подфункция маркетинга. Организация системы коммуникаций на предприятии;
     -организация  контроля маркетинга (обратные связи,  функционирование коммуникационной  и информационной систем в  едином комплексе).
     Управление  маркетингом на предприятии сводится  в конечном счете к системному управлению маркетинговыми функциями.
     Но  прежде чем сформулировать принципы управления маркетинговыми функциями, следует остановиться на целях службы маркетинга. Если опираться на действующие  ныне нормативные акты, регламентирующие предприни- мательскую деятельность в Республике Беларусь, то цели службы маркетинга могут выглядеть следующим образом:
     - обеспечение роста продаж на  внутреннем и внешнем рынках  за  счет подавления конкурентов  или использования в интересах  предприятия слабых сторон и  промахов в деятельности конкурентов;
     - удовлетворение потребностей носителей  платежеспособного спроса на  внутреннем и внешнем рынках;
     - снижение издержек производства  и обращения за счет оптимального  использования возможностей предприятия  и его резервов развития;
     - получение плановой прибыли за счет более полного использования потенциала предприятия.
     Функции службы маркетинга предприятия вытекают из последовательности и содержания функций самого маркетинга:
     - полное и ответственное исполнение  аналитической функции (изучения рынка и его сегментов, анализа потребителей, изучения товара и т.д.); 
     - оказание активного воздействия  на производственно-сбытовую функцию,  в частности, на разработку, освоение  и пробные продажи  новых  товаров и управление качеством  и конкурентоспособностью продукции;
     - обеспечение управления и контроля  через систему планирования, информационного  и коммуникационного обслуживания  хозяйственной деятельности предприятия;
     - обеспечение постоянного контроля  через организационный анализ, систему  обратных связей, ситуационный анализ и т.п.
     Ответственность службы маркетинга на предприятии вытекает из объема делегированных ей функций. Чем конкретнее и четче сформулированы эти функции перед руководителями маркетингового комплекса, тем проще  и понятнее становится вся система управления маркетингом.
     Переходя  к проблеме создания организационных  структур маркетинга на предприятии, нельзя не остановиться на тех рекомендациях  и прямых указаниях отраслевом руководства, которые принимались раньше и  продолжают действовать еще и сейчас в переходный период от командно-административной системы к рыночным отношениям на национальном и международном уровнях.
     Небольшие организации, разрабатывающие новые  продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие децентрализованные структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции используют более централизованные структуры. Выполнение функций маркетинга осуществляется в отделе (подразделении) маркетинга и может быть организовано по-разному. Наиболее часто используются следующие формы организации работы подразделений маркетинга: функциональная, географическая, продуктовая, рыночная и различные их комбинации.
     Функциональная  организация рис. 1.3. – структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях  маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые  они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). В данной и в ряде последующих оргструктур маркетинговые службы возглавляет вице-президент по маркетингу. Однако на практике статус маркетинговых служб в системе управления предприятиями может быть разным. Поэтому маркетинговые службы может возглавлять и директор по маркетингу, и начальник отдела маркетинга, и другое административное лицо. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта, поскольку отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за  маркетинговую деятельность на определенных рынках. 
 
 
 
 
 
 

    
                             
     
 

 


 

 
 
 
 
 
 

 

                               
 

    Рис.1.3. Функциональная оргструктура управления маркетингом 

     Географическая  организацияструктура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь  сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и  средств на разъезды.
     Продуктовая (товарная) организацияструктура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Используя в случае выпуска многономенклатурной продукции, сильно отличающейся  друг от друга.
     Преимущества  данного типа орг.структуры управления стоят в следующем:
     - управляющий, занимающийся определенным  продуктом, имеет возможность  координировать различные работы  по всему  комплексу маркетинга для данного продукта;
     -  управляющий может быстро реагировать  на требования рынка; 
      - в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели  продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.
     Однако  данному типу оргструктуры, особенно когда на предприятии параллельно  существуют и функциональные маркетинговые  службы, присущи определенные недостатки:
      -управляющий, ответственный за  определенный продукт, не наделен  полномочиями, которые полностью  соответствовали бы его деятельности;
     -продуктовая  организация часто требует больших  затрат, чем ожидалось. Первоначально  управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный  продукт, имеющие свой штат помощников;
      - у сотрудников продуктовых подразделений  могут существовать  двойные линии  подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб.
     Рыночная  организация  структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. Применяется, когда организация выпускает однородную продукцию, предназначенную для рынков различного типа. Главным достоинством является концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам продуктовой организации маркетинга.
     Чаще  применяются комбинации указанных  принципов организации, а именно: функционально-продуктовая, функционально-рыночная, продуктово-рыночная и функционально-продуктово-рыночная структура управления маркетингом.
       Функционально-продуктовая организация  рис.1.4 – структура управления  маркетингом, в которой функциональные  маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует  для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение.
     
 

     

   
     

     

     
 
 
 

   
   
     

                                                      ...                                                  ...  
 

    Рис. 1.4 Функционально-продуктовая оргструктура управления маркетингом 

     Функционально-рыночная рис. 1.5 организационная структура  управления маркетингом означает, что  функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых целей и задач маркетинга.
     В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для  определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также формируют для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контролируют их выполнение. 

     
 
 

   
     

   
     

   
                                 
                             ... 
 

   
     

                                                                                                     ... 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 1.5 Функционально-рыночная оргструктура управления маркетингом 

     Продуктово-рыночная организация реализуется, как правило, в матричной форме, когда имеются как управляющие отдельными  продуктами, так и управляющие отдельными рынками. Управляющие продуктами планируют объемы продаж и прибыль для своих продуктов, контактируют при этом с управляющими отдельными  рынками с целью определения возможного объема продаж. Управляющие отдельными рынками, в свою очередь, отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов. Применяется организациями, выпускающими различные продукты, реализуемые на многих, сильно отличающихся рынках. Достоинство данной организации маркетинга состоит в том, что уделяется управленческое внимание каждому продукту и каждому рынку. Однако данная организация управления маркетингом увеличивает управленческие затраты, не обладает достаточной организационной гибкостью и порождает конфликты.
     Функционально-продуктово-рыночная организационная структура управления маркетингом означает, что функциональные маркетинговые службы предприятия  вырабатывают и координируют осуществление  некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также могут формулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контролируют их выполнение. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или группы продуктов  отвечают управляющие продуктом. Они также могут формулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролировать их выполнение. Прежде чем принять решение по разработке  и выпуску продуктов, управляющий продуктом выясняет у управляющих отдельными рынками возможности сбыта этих продуктов на конкретных рынках.
     По  мере роста размеров организаций  первоначальное выделение главных  направлений производственно-сбытовой деятельности может быть основано на использовании дивизиональной организации  управления.
     Дивизиональная  организация – организационная  структура  управления, применяемая  крупными предприятиями, выпускающими продукцию разнообразной номенклатуры, предназначенной для разных групп  потребителей, и или действующими на многих рынках, когда использование функциональной структуры перестает быть эффективным 
 

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ  МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ  НА УП «МЗКТ»
2.1 Характеристика УП «МЗКТ» и его организационная структура
     Унитарное предприятие Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») - государственное предприятие, которое было образовано в 1991 г. на базе производства специальных колесных тягачей Минского автомобильного завода, которое специализировалось ранее на выпуске транспортной базы для ракетных комплексов бывшего СССР. Первое поколение внедорожных автомобилей появилось в 50-х годах. Воплощенные в них технические решения наглядно показали большие возможности этой техники, а созданные в 70-годах грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми для нефтяников, газовиков, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии.
     УП  «МЗКТ» осуществляет свою деятельность с целью извлечения максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудового  коллектива предприятия и интересов  Республики Беларусь, насыщения рынка разнообразной и конкурентоспособной специальной автомобильной техникой.
     Основным  видом деятельности предприятия  является: разработка, производство и  реализация автомобильной и автоприцепной  техники большой грузоподъемности, комплектующих изделий, деталей и запасных частей к ним, а также выполнение гарантийного и сервисного обслуживания в процессе ее эксплуатации.
     Кроме этого предметом деятельности предприятия  является:
     - НИОКР по своей основной деятельности, внедрение и продажа их результатов;
     - осуществление информационно-технических,  рекламных и маркетинговых работ;
     - оказание услуг в технической  подготовке кадров;
     - проведение пусконаладочных работ;
     - производство и реализация продукции  машиностроения;
     - занятие посреднической, торговой и коммерческой деятельностью;
     - внешнеэкономической деятельностью.
     Заводом руководит директор. По направлениям производственно- хозяйственной деятельности имеется 6 заместителей директора. В  структуре предприятия имеется: 10 цехов основной деятельности; 22 функциональных управления и отдела, экспериментальный цех, военизированная охрана и 11 вспомогательных и обслуживающих подразделений и цехов.
     До 1991г. УП «МЗКТ» полностью специализировался  на выпуске автомобильных тягачей  предназначенных для транспортной базы ракетных комплексов бывшего СССР, затем Министерства обороны Российской Федерации. В 1991 в связи с почти полным отсутствием заказа на технику для нужд Министерства обороны Российской Федерации, УП «МЗКТ» был вынужден начать разработку и производство принципиально новых моделей техники предназначенной для нужд нефтяников и газовиков.
     Специфика производства УП «МЗКТ» такова, что  практически вся продукция предприятия  поставляется на экспорт (Российская Федерация, Китай, Турция и т.д.).
     В настоящее время завод остается единственным в СНГ предприятием, специализирующемся на выпуске внедорожной автомобильной техники большой грузоподъемности и прицепной техники к ним, а также специальных колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования.
     Производственная деятельность завода УП «МЗКТ» за период 2003-2004гг. характеризуется  данными, приведенными в таблице 2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.1. Производственная деятельность завода УП «МЗКТ» за период 2003-2004гг                
      2003 г. 2004 г. Темп роста,
    отчет оценка %
Автотехника шт. 189 403 213,2
Тов. прод. в действ. ценах б/н из выручки млн. руб. 35 549 51 815 145,8
Темп  роста ТП в соп. цен. к пред. Году % 71,0 124,0  
Остатки готовой  продукции млн. руб. 3 597 11 989 333,3
Норматив  остатков готовой продукции   1,21 2,4  
Экспорт   всего тыс.$ 20 128,6 22 206,4 110,3
Темп  роста экспорта к пред. пер. % 95,4 110,3  
Из  него:        
В страны СНГ тыс.$ 9 323,3 15 187,9 162,9
В т.ч. Россия тыс.$ 9 323,3 13 744,7 147,4
В страны дальнего зарубежья тыс.$ 10 805,3 7 018,5 65,0
Темп   роста  ДЗ к предыд. Году % 245,5 65,0  
Импорт   всего тыс.$ 3 180,4 4 640,0 145,9
Темп  роста импорта к пред. Году % 73,4 145,9  
Среднесписочная численность работающих Чел 4481 4147 92,5
Фонд  оплаты  труда млн. руб. 12 678 15 914 125,5
Темп  роста производит. Труда % 75,5 132,8  
Средняя  зарплата за последний месяц соответствующего периода руб. 245 832      350 000 142,4
Темп  роста средн. зарпл. к пред. г. % 133,5 142,4  
Себестоимость товарной продукции млн. руб. 38 046 56 000 147,2
Затраты на 1руб. товарной продукции руб. 1,07 1,08  
Мат. затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,42 0,57  
Реализация  продукции (брутто) млн. руб. 44 907 59 947 133,5
Удельный  вес товарообменных операций в объеме выручки % 44,0 35,0  
Прибыль от реализации млн. руб. -250 1 003  
Балансовая  прибыль млн. руб. -4 778 685  
Рентабельность  реализ. прод. % -0,61 2,0  
Дебиторская задолженность  млн. руб. 6 268 4 297 68,6
Кредироская задолженность млн. руб. 24 479 28 098 114,8
 
     УП  «МЗКТ» организовано как единичное машиностроительное производство, с элементами мелкосерийного, характерной особенностью которого является способность в максимально короткие сроки (несколько месяцев), после получения технического задания начать производство новых автомобильных шасси.
     В целях оздоровления финансового  состояния УП «МЗКТ» в 2004 году предприятию  было предоставлено ряд преференций:
     1. Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка  Республики Беларусь №75/6 от 23 января 2004 года «О мерах государственной поддержки УП «МЗКТ», которое предусматривает реструктуризацию задолженности по кредитам.
     2.Согласно  Указу Президента Республики  Беларусь №36 от 23 января 2004 года  «О реструктуризации задолженности  юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местный бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей» УП «МЗКТ» предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по налогам и пене по состоянию на 1 января 2004 года.
     3.Согласно  Указу Президента Республики Беларусь № 39 от 27 января 2004 года «О стимулировании развития промышленного производства» предприятию предоставлена льгота по налогам в бюджет при уплате текущих платежей.
     4.УП  «МЗКТ» в соответствии с Указом  Президента Республики Беларусь от 13.06.2001г. №313 «О мерах государственной поддержки организаций радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности» была оказана поддержка по предоставлению налогового кредита.
     5. В соответствии  с Положением  о порядке установления нормативного  распределения выручки, утвержденного  Указом Президента Республики  от 24 сентября 2002 года N493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Распоряжения Президента Республики Беларусь  56рп от 11 февраля 2003 года  УП «МЗКТ»  предоставлено  до 1 января 2006 года  нормативное распределение  выручки, согласно которого  30 % денежных средств, поступающих на  их текущие счета (расчетные) в рублях РБ и в иностранной валюте направляется на платежи в бюджет (в том числе государственные внебюджетные фонды, включая Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения, и на погашение задолженности по ним). Оставшаяся часть 70 % денежных средств используется предприятием в определяемой  им очередности на приобретение сырья материалов, комплектующих изделий, выплату  заработной платы, погашение кредитов, оплату потребленных энергоресурсов и другие нужды.
     В результате предоставленных заводу преференций показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за 2004 год  были улучшены:
     За 2004г. ожидаемый выпуск товарной продукции  в действующих ценах без налогов  составил 51,8 млрд. руб., в сопоставимых ценах – 51,2 млрд. руб. Темп роста товарной продукции по сравнению с 2003 годом  составил 124,0%, при установленном  Минпромом  задании  104,5%.
     В натуральном выражении  изготовлено 403 единицы автотехники, что в 2,1 раза больше чем в 2003 году.
     В структуре выпускаемой продукции  наибольший удельный вес  продолжают занимать автомобили и прицепная  техника -  73,1%. Их  в  натуральном  выражении за 2004г. выпущено 403 единицы, что на 214 единиц больше, чем в 2003г. При этом изменилась структура выпускаемой  автотехники в сторону увеличения доли  автомобилей  и тягачей (от 39,6%  в  2003г. до  62,1% в 2004г.)  и  уменьшения  выпуска прицепов  и  полуприцепов   (от 5,8%  в  2003г.  до  5,1%   в  2004г.) Данный факт можно объяснить изменением конъюнктуры рынка. В 2004 году прослеживалось снижение доли запасных частей в выпуске продукции на 21,6 процентных пункта (с 54,2% до 32,6%).
     Весь  прирост товарной продукции получен  за счет роста производительности труда, ее темп роста к 2003г. составит 132,8%, при задании Минпрома 108,0%.
     Получили  выручку от реализации продукции  за 2004г. в сумме 59 947 млн. рублей, что  составил 133,5% к  уровню 2003 года.
     Темп  роста экспорта в 2004г. к 2003г. составил 110,3% или 22 206,4 тыс. долларов, причем доля экспорта в дальнее зарубежье составила 31,6%, в Россию – 61,9%.
     Темп  роста валютных поступлений в 2004 году к 2003 году составил 115,0% или 13 886 тыс. долларов.
     Импорт  продукции в 2004г на сумму 4 640,0 тыс. долларов или на 45,9 процентных пункта больше.
     Соотношение полученных за 2004г. объёмов экспорта продукции завода и импорта комплектующих  для её производства представлено в  таблице 2.2. 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.2.Экспорт и импорт продукции  и комплектующих изделий за 2003-2004гг
    Показатели Отчет за 2003 г.
Оценка за 2004 г.
2004 г. в % к 2003
1.Экспорт  всего (тыс. дол.) 20 128,6 22 206,4 110,3
в том числе:      
1.1.1.в  Россию 9 323,3 13 744,7 147,4
1.1.2.в  другие страны СНГ - 1 443,2 -
1.1.3.в  страны дальн. зарубежья 10 805,3 7 018,5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.