На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общая характеристика развития размещения мукомольной, крупяной и хлебопекарной промышленности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 4.Общая характеристика развития размещения мукомольной, крупяной и хлебопекарной промышленности.
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
Мукомольно-крупяную  промышленность  считают важным звеном агропромышленного комплекса, поскольку она обеспечивает производство основных продуктов питания людей  – муки и  круп. Мукомольно-крупяная промышленность тесно связана с  сельскохозяйственным производством  и пищевой промышленностью, прежде всего хлебопекарной. Особенность  хлебопекарной, мукомольно-крупяной пищевой  промышленности - концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных  форм собственности.
Сегодня производство хлебобулочных изделий  – одно из важнейших стратегических  отраслей пищевой промышленности –  переживает нелегкие времена. С приходом реформирования и приватизации многие производства хлебопекарной промышленности оказались перепрофилированы на выпуск более доходных, конкурентоспособных  и  ходовых товаров, а другие были ликвидированы. Некоторые хлебозаводы в настоящее время находятся в состоянии банкротства или близким к нему, а более  перспективным низкая рентабельность не позволяет успешно развиваться.
Хлебопекарная промышленность России претерпела за годы перестройки значительные изменения. За 1990-1997 годы производство хлеба и  хлебобулочных изделий в целом  по России и в Западной Сибири сократилось  более чем в два раза, а в  Восточной Сибири - более чем в 4 раза. Среди причин столь резкого  снижения объемов производства на первом месте стоит уменьшение использования  хлеба на непищевые цели - этим объясняется  около 60% наблюдаемого падения производства. Еще 28% -прямое следствие резкого  сокращения покупательной способности  российского населения. Остальное  падает на сокращение заявок торговли из-за убыточности хлеба в продаже. Ситуация, при которой хлебопекарная  промышленность вошла в рыночное состояние, характеризуется следующими данными. Из 1448 хлебозаводов России 837 соответствуют требованиям сегодняшнего дня, 443 нуждаются в реконструкции, 168 подлежат замене. Из общего числа 7% предприятий созданы более 70 лет назад, 23 % - более 50 лет и 59% - более 30 лет. Лишь 11% хлебопекарных предприятий были построены за последние 20 лет . Не упрочило ситуацию в отрасли и изменение форм собственности. В начале 90-х годов хлебная отрасль оказалась в рыночной стихии. Почти все  хлебозаводы являлись федеральными унитарными предприятиями, но с началом так  называемых реформ государство отказалось от стратегического влияния на хлебопекарную промышленность. Хлебозаводы становились закрытыми или открытыми АО, и лишь немногие остались государственными унитарными предприятиями.
Помимо  приватизации и целенаправленного  банкротства хлебная отрасль  столкнулась  с острыми проблемами систематического недостатка оборотных  средств, невозможности обновления оборудования, решать социальные проблемы. Наиболее перспективными стали хлебобулочные  предприятия, которые были построены  в 70-80-х  годах прошлого века. Лишь немногим предприятиям за последнее  десятилетие удалось провести масштабную реконструкцию, обновить оборудование, открыв новые производства.
Приватизированные предприятия не получают бюджетной  поддержки, а иностранные инвестиции, на которые рассчитывали, начиная  приватизацию, так и не появились.
Основными проблемами хлебопекарной промышленности являются качество, ассортимент, техническая  оснащенность предприятий. В промышленности перерабатывается до 50% от общего объема муки с пониженными хлебопекарными свойствами, на крупных хлебозаводах используются непрерывные технологии, имеющие ряд недостатков, в том  числе влияющие на качество хлеба .
В условиях современного экономического кризиса  и перестраивающейся системы  экономических отношений резко  возрастает значение вопросов совершенствования  управления персоналом, позволяющего повышать эффективность производства за счет целенаправленного развития и разумного применения творческих сил человека, повышения уровня его  квалификации, компетентности, инициативы. При этом руководителю любого уровня важно знать, как его действия по управлению персоналом отражаются в конечных результатах деятельности предприятия, как они сказываются  на эффективности производства, конкурентоспособности  и сбыте продукции.
В ценовой  политике положение осложняют мини-пекарни, которые с низкой  рентабельностью  в современных рыночных условиях просто не выживут из-за высокой  себестоимости выпускаемого хлеба  при постоянном росте цен на электроэнергию, воду, сырьевые компоненты. В наше время мини-пекарни могут конкурировать с  хлебозаводами только за счет уменьшения качества продукции: переход на «быстрые» технологии, изменение пропорций в изначальном сырье и т.д. В рыночных условиях хлебозаводы сокращают выпуск хлебобулочных товаров, а их доли на рынках занимают мини-пекарни. Негативные явления рыночной стихии, связанные с перепрофилированием и ликвидацией хлебозаводов, проявляются на общем фоне снижения производства  сельскохозяйственной продукции, в том числе и зерновой – основного сырья для хлебопекарной отрасли. По прогнозу специалистов, в этом году в стране будет  создано на 10-15 млн. т зерна меньше прошлогоднего, когда урожайность была рекордной. Но запасы зерна прошлого года перекупщиками были проданы за границу с  прибылью для них в 30 млрд. руб. Причем зерно выгребли так основательно, что в  стране цены на хлеб выросли на треть, а качество хлеба стало повсеместно падать. Во все времена в мире спекуляция хлебом причислялась к самым тяжким  преступлениям, но только не в России.
Сегодня страдает и деревня – главный  производитель зерна. Незасеянными по сравнению с прошлым годом  остались 10 млн. га пахотной земли. Сельскохозяйственный машинный парк имеет износ свыше 70%. От снижения уровня механизации  в сельском хозяйстве страна ежегодно теряет до трети урожая на 120-150 млрд. руб. Все это сказывается и  на состоянии сложного хлебопекарного хозяйства страны, которое и без  того переживает непростые времена. 

Увеличение  производства, наблюдавшееся вплоть до 2000 г., происходило на фоне того, что  производственные мощности были загружены  на 50%. Однако темпы роста производства хлебобулочных изделий в 2000 г. снизились. Это объясняется насыщением рынка  и повсеместным удовлетворением  спроса населения. Эта отрасль начиная  с 1998 г. наращивала объемы производства. Наибольший рост хлебобулочных изделий  наблюдался в Северо-Кавказском регионе. Сохраняется значительный рост выпуска  макаронных изделий на предприятиях Санкт-Петербурга (200%), Псковской (210%), Тверской (262%) и Московской (226%) областях. Благодаря  росту цен на импортные изделия  повысился спрос населения на отечественные продукты, что позволило  производителям существенно нарастить  объемы производства и обеспечить бесперебойную  работу, несмотря на то что объем  поставок импортного сырья значительно  сократился. Однако с 1990 по 2000 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий  сократилось в 1,3 раза, макаронных изделий - в 1,5 раза, кондитерских изделий - в 1,7 раза. В то же время потребление хлебопродуктов на душу населения за эти годы сохранилось на уровне 119-120 кг.
За девять месяцев 2001 г. рост производства хлебобулочных  изделий составил 7,1%, макаронных изделий - 12,1%. Это связано с тем, что  в 2001 г. получен небывалый урожай зерновых. Основным фактором большого сбора урожая зерновых принято считать  хорошие погодные условия в большинстве  регионов России.
Если  говорить о производстве хлебобулочных  изделий, то качество хлеба не стало  конкурентным преимуществом на рынке, так как все хлебозаводы выпускают  практически одинаковый ассортимент  хлебобулочных изделий, а население  имеет исторически сложившееся  потребление основных видов хлеба. Рынок хлебобулочных изделий  уже давно поделен, и производители  к тому же не стремятся нарушать географический принцип распределения  своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение в другие регионы только уничтожит и без того невысокую прибыль. Многие предприятия для повышения своей рентабельности решили работать в смежных отраслях, таких как кондитерская, и пытаются увеличить прибыль путем создания собственной сети сбыта продукции (сети фирменных магазинов). Это позволяет наиболее удачливым предприятиям повысить прибыль до 40%.
В 2006 году, по данным Росстата, в Российской Федерации  было произведено 7 млн. 705,5 тыс. тонн хлеба  и хлебобулочных изделий, что  составляет 97,5%, или на 2,5% меньше, чем  в 2005 году. На одного жителя в среднем  в 2006 году было произведено 53,1 килограмма хлеба и хлебобулочных изделий.  Но уменьшение объемов объясняется  и недостоверными данными статистики, в которых не учитывается продукция  частных предприятий, пекарен сетевой  торговли, а также  пекарен различных  ведомств. Необходимо отметить, что  выработка ржаного хлеба и  хлеба с использованием ржаной муки снизилась и составляет около 30% от общего количества используемой муки, что вызывает справедливые нарекания  граждан.
Происходит  это из-за сокращения посевных площадей ржи, ржаная мука дорожает, что, в конечном счете, отражается на качестве и цене хлеба.
В 2007 году продолжалась структурная перестройка  хлебопекарных производств, связанная  с расширением деятельности вертикально  и горизонтально ориентированных  компаний, распространялись по федеральным  субъектам сетевые магазины, имеющие  свое хлебопечение, появлялись пекарни малой и средней мощности в отдельных областных центрах. Изменения подтверждали идею, заложенную в отечественной индустрии хлебопечения, что преимущества получают компании, имеющие вкус к инновациям.
По статистике, в производстве хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного  хранения по стране участвуют 1327 предприятий, а в производстве сухих хлебобулочных  и мучных кондитерских изделий длительного  хранения – всего 69.
Сейчас  мощности хлебопекарных предприятий  используется на 45-65%. Остальная доля мощностей является резервной, что  позволяет предприятиям отрасли  решать  стратегическую задачу стабильного  обеспечения населения продукцией, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Однако их сохранение ухудшает экономическую и  финансовую устойчивость предприятий. Выпуск социально значимого  продукта – хлеба, при сдерживании  цен и низкой, а в ряде случаев  отрицательной рентабельности, приводит к снижению инвестиций на техническое  перевооружение и другим негативным факторам. Многие предприятия попадают под банкротство и перепродаются.
Но главной  проблемой для хлебобулочной  промышленности, да и для других подотраслей пищевой промышленности, является острая нехватка инвестиций. Но пока каналы сбыта и производственные мощности хлебобулочной промышленности не сконцентрируются в руках лидеров, невозможно разработать инвестиционные программы для потенциальных инвесторов.
Положение с финансами отягощает социальная сфера, которая требует на свое поддержание 5-10% чистой прибыли в хлебобулочной  отрасли, 25-30% - в мукомольно-крупяной.
В переходный период созданы предпосылки для  кардинальной модернизации  технической  базы хлебопечения, повышения пищевой  ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы  имеют возможность приобретать  любые виды  сырья, материалов, пищевых  добавок, улучшителей; располагают  хорошо подготовленными кадрами  руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать  современное 
технологическое оборудование. Однако в настоящее  время хлебопекарные предприятия  сталкиваются и с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и  удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность  обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные  предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а  следовательно, и на здоровье населения.
Правильная  организация производства хлебобулочных  изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными  задачами отрасли, от решения которых  зависит и качество продукции, и  уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность  внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и  способность  выхода на новые потребительские  рынки.
Эксперты  считают, что в настоящее время  производственный потенциал хлебопекарной  промышленности достаточен для полного  удовлетворения спроса населения на хлебобулочные изделия как в  количестве, так и в ассортименте. Годовой объем выработки составляет 7,5 млн тонн хлебопекарной продукции, в том числе около 80% массовых сортов хлеба: из пшеничной муки, ржаной, смеси муки ржаной и пшеничной; 20% — булочные, сдобные, сухарные, бараночные и диетические хлебобулочные  изделия. В хлебопекарной промышленности применяются преимущественно отечественные  технологии, которые дают возможность  вырабатывать свыше 800 наименований  хлебобулочных изделий с учетом демографического и  профессионального состава населения, географических особенностей и национальных традиций.
В последние  годы возросла доля хлебопекарных предприятий, на которых велась целенаправленная работа по техническому обновлению производства, внедрению технологических инноваций, расширению ассортимента по всем группам  изделий. В то же время, несмотря на определенные позитивные сдвиги, оценка состояния хлебопекарной промышленности свидетельствует о наличии проблем, оказывающих негативное влияние  на развитие отрасли.
По данным Государственного научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности, более 60% активной части основных фондов физически изношены и морально устарели, а объемы инвестиций для их обновления значительно меньше необходимого. Положение усугубляется тем, что более 50% оборудования для замены устаревшего — импортное.
Сегодня возрастает спрос населения на свежевыпеченную продукцию, что вызывает необходимость использовать качественную упаковку продукции. Для того чтобы хлебопекарная продукция соответствовала требованиям технического регламента, ее необходимо упаковывать. При продаже в мини-пекарнях, небольших магазинах и через тонары, допустима упаковка в целлофановые пакеты, но в этом случае хлеб может черстветь, сохнуть, из незапечатанного пакета высыпаются крошки и зерна. Кроме того, при транспортировке и хранении на хлебобулочную продукцию могут негативно влиять насекомые, грязь, пыль, влажность, запахи и т.д.
Упаковка  не только защищает хлебобулочную продукцию  товар от агрессивного влияния окружающей среды, но и выполняет рекламную  функцию. В зависимости от сегмента рынка, важны такие ее характеристики, как эргономичность, дизайн, качество печати, глянец, блеск и прозрачность. Упаковка должна выделять свой товар  среди аналогичного на полке супермаркета, рекламировать его. Кроме того, именно на упаковке целесообразно размещение логотипа поставщика, таким образом, с ее помощью можно повысить узнаваемость торговой марки производителя и  лояльность потребителей. 
Процесс упаковки хлебобулочных изделий  должен протекать быстро, быть экономичным, и безопасным, а получаемая упаковка – качественной. Все эти все  свойства обеспечиваются за счет использования  различных упаковочных машин: автоматов,  полуавтоматов и оборудования в  ручном исполнении. 
Упаковка  хлебобулочных изделий может  осуществляться в разные упаковочные  материалы и производиться различными способами, именно, поэтому сегодня  существуют самые разнообразные  упаковочные аппараты.
Сегодня также немаловажно, что для укрепления здоровья населения требуют увеличения производства хлеба с использованием ржаной муки с 1,5-1,8 до 2,5-2,8 млн тонн в год, хлеба из муки второго сорта, выпуск которого практически прекращен. К сожалению, недостаточны объемы выработки хлебобулочных изделий лечебного и профилактического назначения — около 100 тыс. тонн в год при потребности 1,0-1,5 млн тонн. Не совсем эффективно ведется работа и по созданию в стране производственной базы для выпуска сухих  диетических смесей, которые можно было бы использовать в лечебно-оздоровительных учреждениях и в домашних условиях.
Требует большего к себе внимания увеличение выпуска хлебобулочных изделий  длительного хранения для снабжения  населения, военных и приравненных к ним потребителей, находящихся  в отдаленных и труднодоступных  районах.
К сожалению, мы фиксируем рост цен на основные виды сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и услуг. В течение 2008 г. цены на муку высшего сорта возрастали с 9,5 до 15,0 тыс. руб. и выше. В первом квартале 2009 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. рост цен составил: на дрожжи — 45%, сахар — 38,5%, соль — 46,1%, воду — 22%, упаковочные материалы  — 30%, запасные части к импортному оборудованию — 40%, электроэнергию — 25-30%, газ — около 10%. Просматривается  тенденция к их удорожанию в течение  года. За электроэнергию и газ предприятиям установлены авансовые платежи  и лимиты потребления, не учитывающие  колебаний спроса. За недобор газа, как и за перерасход, выставляются штрафные санкции, все это в комплексе  влияет на себестоимость производства хлеба. Необходимо обсуждать вопросы  упорядочения сложных взаимоотношений  хлебозаводов с сетевой торговлей. В некоторых случаях отсрочки платежей за поставленную продукцию  составляют до 60 дней, а иногда и  более. При этом практикуется взимание с хлебозаводов финансовых средств, не имеющих никакого отношения к  поставкам хлеба, — платы за вход, украденную в торговом зале продукцию, мерчендайзинг и др. В условиях финансового кризиса хлебозаводы  с рентабельностью 5-7% вынуждены  увеличивать объемы заимствований  на невыгодных условиях. Кредитные  ставки возросли с 10 до 20% и более. А  в итоге и получается повышение стоимости хлебобулочных изделий.
Таким образом, можно констатировать, что  ресурсные возможности формирования инновационной экономики в хлебопекарной  отрасли значительно уменьшились. На хлебопекарные предприятия не распространяются меры государственной  поддержки, включая возмещение части  затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных  организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных  потребительских кооперативах. 
 

Группа  хлебных продуктов занимает почти 20% потребительской корзины россиянина. Крупа, хлебобулочные изделия, макароны относятся к товарам первой необходимости, поэтому мукомольно-крупяной рынок можно назвать социально-значимым. До революции Россия была крупнейшим в мире экспортером пшеницы и ржи, а сама отрасль -высокорентабельной, выгодной для предпринимательской деятельности и государственной казны. Из зерна пшеницы вырабатывают, в зависимости от назначения, хлебопекарную и макаронную муку. Потребление муки в большей степени  связано с изготовлением хлеба и хлебобулочных изделий (сегмент занимает более 50%  потребительского рынка). На производство различных видов хлеба и хлебобулочных изделий, а также мучных кондитерских изделий идут различные сорта хлебопекарной  муки: крупчатка, высший, I и II сорта и мука обойная. Характерной чертой развития рынка муки в последние годы является уменьшение его физической емкости.
Согласно  исследованию Института конъюнктуры  аграрного рынка (ИКАР), емкость рынка  муки в 2006 г. составила 10,8 млн т. ( 10,6 млн т. - внутреннее  потребление  и 0,2 млн т - экспорт). Основные причины  сокращения рынка эксперты видят  в изменении демографической  ситуации – снижении численности  населения, а также увеличении роста  доходов населения, что обусловило сокращение не только потребления хлебобулочных  изделий, но и приобретение муки в  розничной торговле  для изготовления домашней выпечки. Однако наряду с сокращением  рынка муки  наблюдается тенденция  развития отдельных направлений  использования этого  продукта: за последние 7 лет на внутреннем рынке  потребление муки  производителями  хлебобулочной продукции снизилось  на 11%. При этом увеличилась  доля потребления муки со стороны общепита и пищевой промышленности, производителей макаронных, мучных и кондитерских изделий. Рынок муки   характеризуется высокой степенью насыщения. Статистика, представленная интернет-ресурсом  Министерства сельского хозяйства свидетельствует о сокращении объема розничных  продаж муки в первом квартале 2008 г. при значительном росте запасов в оптовой торговле. Снижение спроса на муку обусловило сокращение хлеба на 40 тыс. тонн, что непосредственно отразилось на объемах производства. В первом квартале  текущего года было произведено 2354,5 тыс.тонн муки – меньше на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом. Доля пшеничной муки в сравнительном отношении с  ржаной на 0,2 % больше. В первом квартале 2008 года на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года сократилась выпечка хлеба и хлебобулочных изделий.
Вместе  с тем увеличился прирост производства круп (5,4%) и макаронных изделий (3,6%).  Быстрыми темпами идет производство комбикормов, увеличившихся на 113% по  сравнению с прошлым годом. Наиболее крупными регионами-потребителями зерна (пшеница  и рожь) на производство муки являются Алтайский край, Московский регион (Москва  и Московская область) и Челябинская область. С 2004 г. происходит неуклонное  снижение производства муки из-за ограничения физической емкости рынка, поскольку  потребность отечественного рынка в муке удовлетворяется за счет собственного производства. Россия обладает хорошей сырьевой базой для производства пшеничной и ржаной муки. В настоящее время отмечается высокая концентрация производства  муки в Южном Федеральном округе (пшеничная) и Приволжском Федеральном округе (ржаная).  В 2006 г. выработка муки составила 11,1 млн т, в том числе 10 млн т - пшеничной  муки и 1,1 млн т — ржаной. По прогнозам, сокращение производства муки на фоне увеличивающегося экспорта зерна сохранится в дальнейшем. На современном этапе  мукомольная отрасль обладает высоким потенциалом производственных мощностей для переработки зерна. В 2006 г. средняя загрузка производственных мощностей составляла около 40%, а на сегодня российские индустриальные мельницы загружены  на 50%, хотя, по мнению экспертов, и этого недостаточно. Согласно зарубежной практике, оптимальной является загрузка 70-75%. Вместе с тем на российском рынке  есть примеры работы с загрузкой мощностей до 100%, однако это характерно для  крупнейших предприятий отрасли. В России насчитывается около 3 тыс. мукомольных  предприятий, при этом на долю 200 крупнейших приходится более 70% производства муки. К крупнейшим игрокам рынка тарной муки относятся: группа компаний «Алейскхлебопродукт» (Алтайский край), ООО «Зерновая компания «Настюша» (Москва), группа компаний «ЛенСтро»,  ОАО «Макфа» (г. Челябинск), ОАО «Мельник» (Алтайский край), группа компаний «ОГО»,  ОАО «Пава» (Алтайский край) и агропромышленная корпорация «Стойленская нива» (Белгородская  область). Зерновая компания «Настюша» также находится среди ведущих предприятий,  производящих муку для крупных розничных сетей. Наибольшей известностью у  потребителей пользуются такие марки муки, как «Макфа» («Макфа»), «Пава», «Алтай-батюшка»  («Пава»), «Увелка» (Увельская крупяная компания, ООО «Ресурс», Челябинская  область), «Настюша» (зерновая компания «Настюша»), «Сокольническая» (ОАО «Мельничный  комбинат в Сокольниках», Москва), «Предпортовая», «Ясно солнышко» (Пищевой холдинг «Аладушкин групп», Петербург) и др.  Цены на муку подвержены заметным колебаниям в течение года. Первая причина - это  изменение спроса, связанного с сезонностью: в летние месяцы потребление муки сокращается, а наивысший период потребительской активности приходится на зимний  и весенний период общероссийских праздников. Вторая причина, определяющая  ценовую динамику на рынке муки – непосредственная связь с ценами на зерно.
Неурожаи  зерновых напрямую оказывают влияние  на рост отпускных цен на зерно  и  муку. Ситуация ожидания низкого  урожая в совокупности с высокими экспортным  спросом на пшеницу  обуславливала рост цен до 2006 года, стабилизировавшийся к  началу 2007 г. Темпы реализации муки невысоки, поэтому во второй половине 2008 г.  на отечественном рынке при неизменном спросе в целом наблюдается снижение цен на  пшеничную муку. Предложение  муки общего назначения высшего и 1 сорта находится в  ценовом  диапазоне от 11800 до 14000 руб/т . Согласно исследованиям ИКАР, экспорт пшеничной  муки в последние 2 года стабилизировался на уровне порядка 0,2 млн т. Экспорт  муки из России за период 2007-2008 гг. составил более 350 тыс. тонн, что представляет собой 4% от общего производства в стране. Ежегодный  экспорт российской пшеничной  муки составляет ок. 200 тыс. тонн в год. Основные поставки отечественных производителей осуществляются в Монголию, Таджикистан, Афганистан, Туркмению, Северную Корею, а также страны Закавказья и в  Украину. В  зарубежные страны чаще всего экспортируется мука первого  и второго сорта.  Лидирующую позицию  в экспорте сохраняет Казахстан, доля импорта пшеничной муки  из этой республики составляет половину ввозимого объёма. Вместе с тем  в 2008  году прогнозируется увеличение объемов экспорта российской муки в 2 раза, что  связано с ослаблением  позиций Казахстана на рынке. Внешняя  торговля ржаной мукой не достигает  значительных объемов. Экспорт ржаной муки производится в незначительных объемах, главным образом в страны бывшего СССР, а также в  Монголию. Импорт ржаной муки практически отсутствует. В соответствии с данными  ФТС, и по пшеничной муке, и по ржаной экспорт превышает импорт. В начале 2008  года из-за введения повышенной пошлины на вывоз пшеницы (40% от стоимости)  существенно увеличился экспорт  муки.  

Основные  выводы: рынок муки видоизменяется  - быстро снижается потребление муки производителями хлеба и хлебобулочных 
изделий, и одновременно возрастает спрос  со стороны производителей макарон  и  мучных кондитерских изделий, увеличивается  потребление муки отраслями пищевой  промышленности - такими, как производство пельменей, пиццы, блинчиков и т.д.  Таким образом, наблюдается изменение ёмкости отдельных рынков потребления.  Российская мукомольная отрасль обладает значительным потенциалом  производственных мощностей, работающих в среднем на 50%, лишь крупнейшие  предприятия используют их на 100%. В ближайшие годы ожидается высокий уровень  мировых цен на пшеницу, что коррелирует с динамикой цен на муку. Внутреннее  потребление муки остается на прежнем уровне, а экспорт муки в текущем году, по прогнозам экспертов, способен достичь рекордных отметок по сравнению с предыдущими периодами. Прогнозируемая стабилизация потребления хлеба на душу населения позволит не допустить увеличения темпов сокращения емкости рынка. Крупные предприятия мукомольной отрасли применяют стратегию диверсификации  производства, дополняя его такими сегментами, как производство комбикормов и премиксов, бутилированного масла, круп, крахмала и др. В ближайшее время ожидается снижение темпов выработки пшеничной муки, что связано с долгосрочными  трендами роста производства макаронных и мучных кондитерских изделий. Вместе с тем, производство ржаной муки будет снижаться гораздо существеннее в связи с  невысокими показателями рынка потребления последней. Несмотря на сокращение спроса на рожь для мукомольных целей, ожидается увеличение валовых сборов этой сельскохозяйственной культуры для использования ее как сырья для производства  спирта, фуража и т.д. 

Какие шаги нужно предпринять для улучшения  ситуации в хлебной промышленности?
Необходимы  системные, консолидированные действия федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, мельничных, хлебопекарных  и торговых предприятий, отраслевой науки. Причем диалог государственных  структур и отраслевых союзов, таких, как Российский союз пекарей и  Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, должен быть равноправным, и в первую очередь по ключевым вопросам развития отечественного хлебопечения, чтобы обеспечить население высококачественными  продуктами и по доступным ценам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.