На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Наиболее значимые аспекты двусторонних отношений России и Японии. Причина конфликта и начало русско-японской войны, переговоры о мире. Современные политико-дипломатические отношения РФ и Японии. Ползучая оккупация японцев на северных территориях.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Русско-японская война.
1.1 Причины конфликта и начало войны
1.2 Переговоры о мире
ГЛАВА 2. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии.
2.1 Основные аспекты Политико-дипломатических отношений в период
1993-2000гг.
ГЛАВА 3. Российско-японские отношения на дальневосточной арене.
3.1 Курилы - «Золотое дно».
3.2. «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Россия и Япония - две великие державы, отношения между которыми во многом определяют обстановку в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения с дальневосточным соседом являются одной из важных составляющих внешнеполитической стратегии России. Япония, в силу целого ряда объективных причин геополитического, международного, экономического и военного характера, играет непреходящую роль с точки зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России на Дальнем Востоке. В свою очередь дружественные, доверительные межгосударственные связи и отношения созидательного партнерства с великой ядерной державой, какой на сегодняшний день остается Россия, играют исключительно важное значение для обеспечения национальных интересов и безопасности самой Японии. Таким образом, взаимная заинтересованность России и Японии в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений на благо народов обеих стран является объективной реальностью сегодняшнего дня.
Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом. Предметом - российско-японские взаимоотношения. Соответственно цель работы: изучение наиболее значимых аспектов двусторонних отношений данных держав, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения. При этом в задачах рассматриваем следующие пункты:
Ш Причина конфликта и начало русско-японской войны;
Ш Переговоры о мире в русско-японской войне;
Ш Основные аспекты в политико-дипломатических отношениях РФ и Японии в период с 1993-2000гг.;
Ш Курилы - «Золотое дно»;
Ш «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях».
Важно отметить, что взаимоотношения Россия-Япония имеют длительную историю, на протяжении которой проявлялись и продолжают, провялятся как общность, так и различие в их специфических национально-государственных интересах. Особенность заключается в заметном расширении сферы совместных интересов двух стран при постепенном сокращении области противоречий и утрате их прежней остроты. Помимо территориальной проблемы оба государства не имеют принципиальных разногласий в международной политике, экономике, безопасности, экологии, гуманитарных вопросах и т.д. Достоянием истории стали и идеологические противоречия между ними.
Сегодня Россия и Япония стоят на пороге нового этапа развития своих отношений. Факторы внутристрановых перемен тесно переплетаются с внешними - геополитическими, геоэкономическими, военно-стратегическими, культурно-этническими, экологическими и д.р., которые в свою очередь подвергаются серьезным изменениям и оказывают решающее влияние как на формирование нового мирового порядка в целом, так и на процесс развития российско-японских отношений в частности. На основе учета всех этих обстоятельств необходимо рассматривать позитивные и негативные аспекты развития двусторонних связей, с тем, чтобы не только правильно определять будущее межгосударственных отношений, но и своевременно их корректировать в интересах двух стран, во имя сохранения и укрепления мира и безопасности в регионе.
ГЛАВА 1. Русско-японская война

1.1. Причины конфликта и начало войны

Следует особо отметить, что на русско-японские отношения наложили отпечаток военные конфликты между данными странами. Они, безусловно, не только связаны с геополитическими интересами, но и во многом предопределенны ходом внутриэкономического и политического развития государств, их военное соперничество.
В основе Русско-японского конфликта и последовавшей затем войны лежали противоречия интересов двух держав на Дальнем Востоке. Научное освещение обстоятельств, приведших к кровопролитной войне 1904-1905 гг. невозможно без анализа источников, описывавших названные события, что называется по горячим следам. В этой связи следует отметить фундамен -тальные труды академика А.Л.Нарочницкого, работы А.А.Губера, М.А.Доброва, А.С.Ерусалимского, Г.В.Ефимого, а также таких зарубежных авторов, как Лю Янь, Чэнь Гунлу, Табохаси Киёси, Поля Клайда, Рихарда Гендке, Карла Ларсена и др. В исследованиях вышеназванных специалистов отмечалось планомерное развитие и хозяйственное освоение царским правительством восточных окраин России. После реформы 1861г. началось активное переселение крестьян из центральной землевладельческой полосы на Дальний Восток, где высокими темпами формировался емкий свободный рынок. Это было продолжение длительного и сложного процесса русского продвижения к Тихому океану, в ходе которого пробуждались к жизни нетронутые природные богатства. Заселение шло достаточно быстро, и уже в 1890г. в Амурской области насчитывалось более 88000 человек, а в Приморской области 107000 человек. Русские текстильные изделия, зерно и керосин успешно конкурировали с американскими и английскими товарами на китайском рынке, что вызвало крайне негативную реакцию у правительств этих государств и зависимой от них Японии.
К началу 90-х годов XXI в. Россия начала создавать реальные предпосылки для эффективной защиты своих интересов на Дальнем Востоке. Постепенно стало складываться взаимовыгодное экономическое сотрудничество с соседним императорским Китаем и вассальной ему Кореей. Русские прямые инвестиции стали активно проникать в китайскую экономику. Весьма подробно русская политика того времени на Дальнем Востоке отражена и в публикациях Б.А.Романова, который использовал материалы министерства финансов Российской империи, в частности освещавшие проект финансирования строительства Сибирской железной дороги. Япония весьма негативно реагировала на российское проникновение в китайскую экономику. Крупнейшие японские концерны считали рынки Китая и Кореи исключительной зоной собственных коммерческих интересов. Японская экономика в тот период развивалась, прежде всего, за счет увеличения объема внешней торговли. Не только Маньчжурия, но и приморские районы центрального и южного Китая наводнялись текстильными и другими товарами легкой промышленности Японии. Ввозила же Япония преимущественно машины и оборудование, а также сырье для тяжелой промышленности. Японское правительство форсировало создание более прочной военно-промышленной базы, обращая основное внимание на развитие производства и добычу стратегического сырья. Убедившись в нежелании России идти на принципиальные уступки в вопросе о разделе «сфер влияния» На Дальнем Востоке, Япония встала на путь активной подготовки к войне с Российской империей.
В целях дипломатической маскировки своих военных приготовлений японское правительство пошло на возобновление Русско-японских пере -говоров. Япония выставила следующие требования: признание ее протектора в Корее, согласие на строительство железной дороги, соединяющей Корею с Южной Маньчжурией; уравнивание прав Японии с Россией в Маньчжурии. На всем протяжении переговоров японская сторона добивалась от России уступок. 23 декабря 1903 г. она потребовала их в ультимативной форме. Не смотря на то, что Петербург выполнил это требование, Япония 6 февраля 1904г. пошла на разрыв дипломатических отношений с Россией, а через два дня без объявления войны японские войска напали на военно-морские базы Порт-Артура, Чемульпо. Так началась Русско-японская война 1904-1905гг.
1.2. Переговоры о мире

На первом этапе войны японцы получили преимущество на море и высадились в Корее, а затем осадили Порт-Артур. Военные успехи японцев и поражения русских армий заметно изменили обстановку на Дальнем Востоке и внесли коррективы в позиции США, Англии, Франции и Германии. Все точки на «и» были расставлены после страшного разгрома русской эскадры в Цусимском бою. Английское правительство стало закрывать для Японии доступ к лондонским банкам. Англия и США не хотели дальнейшего усиления Японии и слишком большого ослабления России на Дальневосточном регионе. Франция же вообще была против переброски крупных военных соединений России на восток, ибо Россия нужна была ей как противовес Германии. Отсюда все решили, что войну пора кончать.
Посредником между Россией и Японией выступил американский президент Т.Рузвельт. Так как обе воюющие стороны были готовы к окончанию войны, то согласие на переговоры было дано без задержки.
Япония, не смотря на военные успехи на суше и особенно на море, испытывала большие экономические и финансовые трудности. Ее военно-стратегические ресурсы были на пределе. Токийское правительство пришло к выводу, что дальнейшее продолжение войны для Японии невозможно.
Россия понесла тяжелые потери, и хотя ее экономические и морские ресурсы были намного выше японских и не были полностью мобилизованы, царское правительство тоже было заинтересовано в скорейшем окончании войны и заключении мира. Экономика страны переживала значительные трудности, армия нуждалась в реформировании. На все это нужны были огромные финансовые средства. А главное, что толкало Петербург на скорейшее заключение мира, так это смутное политическое положение в стране. Россия находилась на пороге революционных событий.
Русско-японские переговоры начались 19 августа 1905г. в курортном городке Портсмуте на Тихоокеанском побережье США и продолжались 27 дней.
Обсуждение статей договора проходило довольно быстро, и в основном он был готов уже в двадцатых числах августа. Но по двум статьям у сторон оказались серьезные расхождения. Первый спорный вопрос касался контрибуций, второй - судьбы острова Сахалин. Японцы требовали передать им остров и выплатить контрибуцию в размере 1200 млн. иен. Что касается контрибуций, то Россия наотрез отказалась вести переговоры по этому вопросу, в чем ее поддержал Т.Рузвельт. Под давлением американской дипломатии и в результате твердого поведения русской делегации японцам пришлось отказаться от своего требования.
Сложнее обстояло дело с решением судьбы острова Сахалин. В ходе военных действий японцам удалось высадиться на острове и занять его южную часть. В Портсмуте они заявили о претензиях на весь остров. Изначально русские дипломаты на отрез отказались от подобного предложения, но переговоры затягивались, и, в конце концов, Николай II согласился передать японцам южную часть Сахалина. К этому времени японское правительство, желая скорее заключить мир, уже было готово отказаться от претензий на русский остров, однако, узнав о решении Петербурга, вполне удовлетворилось получением южной его части.
Мирный договор между Россией и Японией был подписан в Портсмуте 5 сентября 1905г.
Россия признавала преобладающие интересы Японии в Корее в политической, военной и экономической областях и обязалась «не вступаться и не препятствовать» любым действиям японского правительства в Корее.
Россия уступала Японии аренду на Порт-Артур, Талмен и прилегающие территориальные воды и передавала ей без вознаграждения с согласия китайского правительства железную дорогу, соединяющую Порт-Артур с Чан - Чуем.
Япония получила «в вечное и полное владение» южную часть Сахалина. Линия границы между двумя государственными на острове стала проходить по 50-й параллели. Россией были сделаны и другие уступки, в том числе относящиеся к эксплуатации железнодорожного сообщения в Маньчжурии и рыболовству.
Так бесславно для России закончилась Русско-японская война 1904-1905гг. Весь ход войны основательно подорвал международный авторитет России в мире вообще и на Дальнем Востоке в особенности. Вместе с тем эта война явилась своего рода водоразделом. После нее начался быстрый процесс перегруппировки сил на международной арене.
ГЛАВА 2. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии

2.1. Основные аспекты «ПД» отношений в период 1993-2000гг.

Важнейшим и фундаментообразующим событием после признания Японией 27 декабря 1991г. России как государства - правопреемника бывшего СССР стал официальный визит первого президента России Б.Н. Ельцина в Японию 11-13 ноября 1993г., главным политическим итогом которого стали подписание Токийской декларации и пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений.
Значимость Токийской декларации состояла в том, что в ней была подведена черта под двусторонними отношениями периода «холодной войны» и определены основные сферы и направления российско-японских отношений на кратко - и среднесрочную перспективу. Тем самым Токийская декларация стала базовым соглашением, на котором строились российско-японские взаимоотношения в последующий период. Наибольшее значение для японской стороны имела ст. 2 декларации, в которой подтверждались готовность России «преодолеть в двусторонних отношениях тяжелое наследие прошлого» и продолжить «переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения» вопроса о принадлежности островов Шикотан, группы Хабомаи, Кунашир и Итуруп.
В последующий период в 1994-1995 гг. в российско-японских политических контактах не было «прорывов» и «рывков». Обе стороны как бы готовились к реализации решений, принятых в Токио в октябре 1993г. Говоря о динамике двусторонних Политико-дипломатических связей, следует подчеркнуть, что процесс реальной активизации российско-японских отношений начался с приходом на должность министра иностранных дел России Е.Примакова. Уже в марте (19-20) 1996г. состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Японии Ю.Икэда, в ходе которого имели место встречи последнего с президентом РФ Б.Ельциным, министром иностранных дел Е.Примакова.
Президент России на встрече с Ю.Икэда отметил позитивные сдвиги в российско-японских отношениях, подчеркнув, что в развитии двусторонних связей «не следует придерживаться только Токийской декларации, а необходимо творчески подходить» к поиску форм и направлений сотрудничества.
На переговорах с министром иностранных дел России были обсуждены текущие проблемы двусторонних отношений, ход выполнения предыдущих договоренностей. Ю.Икэда, в частности, хорошо отозвался о практических шагах российской стороны по демилитаризации Южных Курил.
18-20 апреля 1996г. премьер-министр Японии Р.Хасимото посетил Россию для участия в Московской встрече на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности. В ходе встречи с президентом России Б.Ельциным состоялся обмен мнениями по широкому кругу международных и двусторонних проблем. Стороны подтвердили готовность развивать отношения на основе Токийской декларации, согласились на возобновление на уровне министров иностранных дел переговоров по заключению мирного договора, согласились продолжать переговоры о порядке ведения рыбного промысла японскими рыбаками в районе Южных Курил.
В сентябре 1997г. во время проведения очередной сессии ООН в Нью-Йорке состоялись консультации министров иностранных дел России и Японии- Е.Примакова и К.Обути, в ходе которых были положительно оценены практические результаты реализации предыдущих соглашений. В частности, с обоюдным удовлетворением стороны констатировали выполнение таких мероприятий, как окончательное решение вопроса об открытии офиса консульского работника Генерального консульства Японии в Хабаровске и в Южно-Сахалинске и открытии офиса Генерального консульства России в Саппоро в г. Хакодате; подписание 22 сентября 1997г. меморандума об оказании Японией содействия в переподготовке на гражданские специальности российских военнослужащих, увольняемых с военной службы.
1-2 ноября 1997г. в резиденции президента России «Сосна» (Красноярский край) состоялась встреча глав государств России и Японии. Проведенная в неофициальном формате встреча в дальнейшем была названа «встреча без галстуков», что, по мнению ее участников, должно было внести личностный момент и послужить катализатором двусторонних отношений. Значимость встречи определялась принятыми на ней важными решениями, заложившими качественно новую основу двусторонних отношений и дававшими дополнительный импульс развитию российско-японским взаимоотношениям в 21 веке.
Главным политическим итогом стало предложение президента России Б.Ельцина приложить все усилия к заключению мирного договора к 2000г. на основе Токийской декларации». Это предложение было принято японским премьер-министром Р.Хасимото с большим удовлетворением.
Другим важным итогом стало принятие программы сотрудничества до 2000г., названный «план Ельцин-Хасимото» План включал следующие основные направления: инициативы по сотрудничеству в области инвестиций, содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, участие Японии в реализации программы подготовки российских управленческих кадров, углубление диалога по энергетике, сотрудничество в использовании атомной энергии в мирных целях.
Процесс дальнейшего развития двусторонних отношений на исходе 1997г. ознаменовался открытием 27 декабря 1997г. отделением Генконсульства Японии на Южно-Сахалинске, что способствовало активизации связей Японии с субъектом РФ, находящимся в непосредственной близости от японской территории.
Весьма динамичным в плане расширения контактов между двумя странами стал 1998г. Уже в феврале состоялся визит в Россию министра иностранных дел Японии К.Обути, вовремя которого впервые было подписано межправительственное соглашение о рыбохозяйственном сотрудничестве двух стран в районе Южных Курил.
Наиболее важным событием двусторонних отношений стала вторая «встреча без галстуков» Президента России и премьер-министра Японии, состоявшаяся 18-19 апреля 1998г. в японском курортном местечке Кавана. Лидеры двух стран обсудили состояние широкого круга направлений российско-японских взаимоотношений и определили ближайшие перспективы их развития.
1. «План Ельцин-Хасимото». Оба руководителя согласились о необходи -мости активизации усилий по выполнению положений этого плана в целях углубления двусторонних экономических связей. Б.Ельцин предложи Японии сотрудничать в строительстве на Курилах крупного рыбоперерабатывающего завода с соответствующей инфраструктурой: причалами, погрузочными площадками, подъездными путями, аэропортом и т.д.
2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Руководители России и Японии обстоятельно обсудили красноярское предложение Б.Ельцина относительно заключения указанного договора и пришли к обоюдному мнению относительно того, что он должен содержать формулу, разрешающую вопрос о принадлежности четырех остовов в соответствии ст. 2 Токийской декларации, а так же включать в себя принципиальные положения о дружбе и сотрудничестве России и Японии, направленные в 21 век.
3. Создание соответствующего климата для разрешения проблемы «северных территорий». Б.Ельцин и Р.Хасимото высоко оценили роль начавшихся в 1992г. обменов между жителями Японии и четырех островов в углублении взаимопонимания между двумя странами и приветствовали расширение состава участников таких двусторонних визитов.
4. Диалог по вопросам безопасности и обмены в области обороны. Оба лидера договорились провести летом 1998г. совместные учения японских сил самообороны и российских вооруженных сил по организации поисково-спасательных операций в северной части Японского моря.
5. Культурный обмен. Премьер-министр Р.Хасимото сообщил о плане проведения в России «Фестиваля японской культуры-98». Президент Б.Ельцин приветствовал это как шаг, способствующий еще большему расширению культурных связей с Японией.
6. Дальнейший политический диалог. Лидеры Японии и России достигли принципиальной договоренности о продолжении практики проведения регулярных контактов лидеров двух стран. Главным итогом встречи для Японии стали: договоренность о том, что будущий двусторонний политический договор должен основываться на решении «территориального вопроса» в соответствии со ст. 2 Токийской декларации.
В сентябре 1998г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Японии М.Комура, стороны продолжили конструктивный диалог по широкому кругу проблем. Состоялись переговоры японского гостя с премьер-министром России Е.Примаковым, с министром иностранных дел И. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.