Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Томский межвузовский центр  дистанционного образования.
Томский государственный  университет 
систем  управления и радиоэлектроники.
Кафедра экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету
Инновационный менеджмент
(Учебное  методическое пособие «Инновационный менеджмент»,
З.В. Горбаток, Томск – 200г) 

ВАРИАНТ № 6 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила:
                            Рыкова О.А.
                                                                                        se062roa
                                                                                        25.03.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.  Семей
2010 год 
 

              Содержание 
               

    Введение……………………………………………………………………..…..3
      Основные понятия инновационного менеджмента…………………….5
        Сущность инновационного менеджмента……………………...5
        Инновационный менеджмент и научно-техническая политика…………………………………………………………..8
      Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы……..12
        Научная и практическая значимость НИОКР…………………12
        Организация и планирование НИОКР…………………………14
        Расчет затрат на проведение НИОКР…………………………..15
      Выполнение практического задания курсовой работы………………..17
    Заключение……………………………………………………………………....23
    Список используемых источников…………………………………………….24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях современной жизни в  научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. На фоне этого управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности.
     Предмет изучения инновационного менеджмента - это целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
     Инновационный менеджмент является управленческой деятельностью, ориентированной на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений. Основной задачей инновационного менеджмента является управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
    Основой экономического развития являются инновационные  процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике,
    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
    Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. 
        Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность.
    Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления  на рынке. Всегда важно определить, какой уровень технической эффективности потребуется для  конкретного рыночного сегмента с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Все это ведет к техническим идеям, но реальные требования потребителей, могут остаться неучтенными. Кроме того, может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличиться время разработки. Все перечисленные моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта, а разработка  проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях.
      Анализ  спроса на научно-техническую продукцию  является одним из важнейших направлений  в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.
    Выделяются такие направления анализа спроса на нововведение:
     1. Анализ потребности в выпускаемом  и реализуемом новшестве или  новой услуге;
     2. Анализ спроса на нововведения  и связанные с ним услуги  и влияние на них различных  факторов;
     3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия;
     4. Определение максимальной возможности  сбыта и обоснование плана  сбыта с учетом решения первых  трех задач, а также производственных  возможностей фирмы.
      Исходя  из этого,  актуальность проблемы связанной с управлением, созданием, освоением и качеством новой продукции на сегодня трудно переоценить.
     Целью данной курсовой работы является исследование процесса управления, создания, освоение  качества новой продукции, и выполнение практического задания. Предметом исследования является механизм управления созданием, выпуском и качеством новой продукции. Объектом исследование является новая продукция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные понятия  инновационного менеджмента 

      Основа  инновационной деятельности
     Термин  “Научно-технический прогресс” инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.
     Нужно разграничить такие  понятия как  “новшество” и “инновация”.
     Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ  в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества  могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, ноу-хау и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в инновацию, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации.
      Инновация - продукт – это новшество, имеющее  физическую форму готового, принципиально  нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия.
     Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
      Инновация как система представляет собой  комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:
1) социально-экономический  институт, активно влияющий на  предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;
2) социальную  группу менеджеров, профессионально  занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;
3) научную  дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.
Здесь следует выделять два уровня.
    Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.
    Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.
     Анализ  различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а  главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.
     Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа).
2. Внедрение  продукции с новыми свойствами.
3. Использование  нового сырья.
4. Изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения.
5. Появление  новых рынков сбыта.
     Инновации свойственны как динамический, так  и статический аспекты. В последнем  случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
     Научно-технические  инновации должны:
а) обладать новизной;
б) удовлетворять  рыночному спросу и приносить  прибыль производителю.
     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
     Различают три логических формы инновационного процесса:
1. простой  внутриорганизационный (натуральный);
2. простой  межорганизационный (товарный);
3. расширенный. 
     По  мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его  органические фазы:
     а) создание и распространение; 
     б) диффузия нововведения.
     Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
     На  второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.
    В результате диффузии возрастает число  и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость 

     и широту диффузии НВ в рыночной экономике.
     Диффузия  инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
     Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
     Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
     Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и  отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка. Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным
процессом для  любой организации.
    Главными  компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.
Инновационные преобразования, в результате которых растут неопределенность и риск, вместе с тем увеличивают многовариантность подходов в управлении производственной деятельностью и на деле предоставляют менеджеру экономическую свободу выбора.
      Инновационная деятельность является не простым объектом управления, она требует от персонала помимо высокой квалификации и четкой профессиональной ориентации особого типа восприятия и мотивации, а также умения рисковать.
      По  мере усиления инновационной направленности экономики все более весомое воздействие на воспроизводственный процесс оказывают научные знания и навыки, программные продукты, патенты и лицензии, т.е. объекты, не имеющие натурально-вещественной формы. Объектом управления становятся "незримые" интеллектуальные активы предприятия и виртуальные технологии. Производственные новшества, новые технологии и новые методы воздействия имеют в своей основе глубокие когнитивные, социально-психологические и культурно-этические корни. По мере развития инновационной направленности экономики, усиления технико-технологической осуществимости научных идей и возрастания экономической целесообразности нововведений инновационный менеджмент приобретает черты важнейшего социально-экономического института, оказывающего влияние на различные сферы человеческой деятельности.
      Эволюция  инновационного менеджмента как общественного института в развитых странах может происходить значительно быстрее, чем других элементов институциональной системы, так как источниками эволюции здесь является накопление человечеством новых знаний и навыков, которые приводят к изменениям в ценностных ориентациях. Создавая, внедряя и продвигая радикальные новшества, определяющие технологический прогресс, институт инновационного менеджмента укрепляет и расширяет свое влияние. 

     1.2. Инновационный менеджмент  и научно-техническая политика
    Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
    Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:
      разработку планов и программ инновационной деятельности;
      наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;
      рассмотрение проектов создания новых продуктов;
      проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
      обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
      обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
      создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.
    Как и для любой другой области  менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. (рис 1)
    На  каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.
    Планирование – составление плана реализации стратегии.
    Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
    Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
    Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта.
    Рис.1 Схема инновационного менеджмента. 

         

      

    
    
    
      
 
 
 

Оценка  эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
    Особенность современного этапа развития инновационной  деятельности – образование в  крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.
    В современных условиях в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась, прежде всего, в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой
стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
    Научно-техническая  политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.
    Она ориентирует деятельность производственного  отделения по тем направлениям, которые  могут обеспечить повышение эффективности  производства путем создания и выпуска  продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы
    Научно-техническая  политика решает следующие задачи:
      быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
      внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;
      минимизация затрат в связи с изменением планов.
    Обычно  научно-техническая политика разрабатывается  по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров, ориентация производства на быстрое техническое  обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.
    Разработка  научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих  вопросов.
    Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.
    2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на  постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.
    3. Ориентация производства на техническое  обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.
    Ориентация  производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий.
    Научно-техническая  политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик  уже освоенной продукции и  реализовываться, на основе составления  программ освоения новых изделий  и технологических процессов. Ориентация производства на выпуск изделия с улучшенными свойствами и отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции не требует крупных ассигнований на НИОКР, а предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.
    Модификация изделий может проводиться и внесением незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов. Другими словами, производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретным рынкам.
    4. Ориентация производства на выпуск  традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на  отдельных рынках, требует решения  вопроса о целесообразности сохранения  налаженного производства продукции  по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом большое значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках
    Правильно сформулированная научно-техническая политика имеет для производственного отделения важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности фирмы сконцентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.