На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности использования новейших информационных технологий в современной социологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение  ……………………………………………………………….………… 3
Глава 1. Современные информационные технологии: понятие и сущность….7
1.1. Информационные  технологии: основные этапы становления и
развития  …………………………………………………………………………...7  1.2. Место и роль информационных технологий в современном мире ……..12
1.3. Интернет как разновидность информационных технологий ……………14
Глава 2. Использование современных информационных технологий при сборе социологической информации ………….………………..…………………20
2.1. Телефонный опрос …………………………….…………………………....20
2.2. Самозаполнение на компьютере ………………………………………..…22
2.3. SMS-опрос  – новый метод социологического  исследования ……............33
Глава 3. Программы, используемые в социологии для обработки данных ....36
3.1. Средства  компьютационной социологии …………………………………36
3.2. Программы  обработки данных …………………………………………….48
Заключение ………………………………………………………………………55
Список использованных источников …………………………………………..57
Приложения ……………………………………………………………………..60
Аннотация ……………………………………………………………………….61 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Актуальность  проблемы. На рубеже ХХ и ХХI столетий развитые страны уверенно вошли в стадию информационного общества, при котором получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знания, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль. Новые информационные и сетевые технологии производят кардинальные изменения во всех отраслях знания, в том числе и в социальных науках. Технологические достижения в данной области расширяют горизонты человеческого разума и изменяют способы совместной деятельности и коммуникации внутри социума.
     Компьютерные  и информационные технологии открывают  новые возможности для прикладной социологии. Они позволяют, прежде всего, значительно облегчить задачу, как социологам, так и респондентам. В последние два десятилетия активно используются такие методы сбора данных с использованием новых технологий, как CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing; личное интервью с помощью компьютера), CATI (Computer Assisted Telephone Interview; телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire; самозаполняемая анкета с использованием компьютера), CASIIP (Computer Assisted Self-Administered Interview with an Interviewer Present; интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера).
     На  базе электронных источников и компьютерных технологий развиваются новые методы и направления исследований общественных процессов, основанные на анализе больших массивов данных и документов. Научные результаты исследований, проведенных с использованием реальных данных, имеют важное социальное значение, повышается востребованность научных исследований обществом.
     Развитие  современного общества во многом обусловлено  развитием компьютерных информационных технологий, которые пронизывают  все сферы жизнедеятельности  человека, обеспечивая эффективное  функционирование и успешную эволюцию общественного организма. Это общемировая тенденция, которая в полной мере проявляется и в сфере научных исследований. В настоящее время без использования компьютера крайне сложно представить себе современную социологию, ведь именно благодаря применению компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения сегодня значительно упростились процедуры обработки социологических данных, оформление социологических отчетов, составление сложнейших статистических таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм и других атрибутов социологического исследования.
     К сожалению, из-за ряда объективных причин, социологи Республики Беларусь редко  используют все возможности информационных технологий в своей работе, ограничиваясь, в основном, набором текстов или  простейшей обработкой данных на персональном компьютере. Естественно, что использование в работе социолога персонального компьютера значительно расширяет его интеллектуальные возможности.
     Необходимо  отметить, что процесс информатизации происходит и в РБ. С каждым днём информационные технологии все больше модифицируют экономические, социальные, политические и культурные процессы в нашей республике. Тенденции  последних лет свидетельствуют  о росте числа домашних пользователей Интернета [9, c. 61].
     К сожалению, в Белоруссии плохо развита  практика использования в домашних условиях доступа к Интернету  по выделенным линиям, по-прежнему самым  популярным остается модемное соединение. Незначительное число пользователей выходят в Сеть с мобильных телефонов, так как стоимость трафика и качество связи все еще оставляет желать лучшего. Сегодня наблюдается устойчивый рост потребительской активности в Интернете. По-прежнему самой эффективной рекламой является реклама мобильных телефонов, компьютеров, программного обеспечения и операторов мобильной связи.
     Общее количество пользователей Сети в  Беларуси составляет около 1500000 человек, из них постоянных (пользующихся Интернетом ежедневно или несколько раз  в неделю) – свыше 540000. Для сравнения, всего на данный момент в мире более 700000000 пользователей [9, c. 62].
       В европейском рейтинге стран  по темпам телефонизации Беларусь  занимает 32-е место из 44 и лидирует среди стран СНГ. По итогам 2002 г. по уровню развития мобильной телефонной связи республика находится на последнем месте среди европейских стран. Количество абонентов мобильной телефонной связи на 100 жителей Беларуси составляет 4,54.
     По  индексу сетевой готовности, согласно исследованию Института информатики, Беларусь находится на 61-м месте [9, c. 62].
     С сожалением следует отметить, что  из-за перманентного социально-экономического кризиса, Республика Беларусь объективно оказалась не в состоянии следовать в авангарде, с соответствующей скоростью, глобального потока научно-технического прогресса, при этом оказываются не актуализированными научный потенциал республики [16, c. 2].
     Тема "Информационные технологии" редко  затрагивается социологами для  глубокого изучения, однако всё же предпринимаются попытки изучить эту тему такими социологами как: Филлипова Т.В., Бутенко И.А.
     Целью курсовой работы – рассмотреть особенности использования новейших информационных технологий в современной социологии.
     Задачи:
    показать основные этапы развития информационных технологий;
    выявить роль информационных технологий в современном мире;
    показать этапы развития Интернета, определить его значение в мире;
    проанализировать использование современных методов сбора социологической информации;
    описать программы обработки социологических данных.
     Объектом изучения выступают современные информационные технологии в социологических исследованиях. 
     Предмет – методы получения и обработки социологической информации при помощи новейших информационных технологий.
     В структуру курсовой работы включается введение, 3 главы, заключение, список использованных источников. 
 
 
 

     ГЛАВА 1 
 

     СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ 
 

     1.1. Информационные технологии: основные  этапы становления                и развития 
 
 

     Трудно  назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась  бы столь стремительно и порождала  бы такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества. История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения.
     Еще десять лет назад бесспорным казался  лозунг «Программирование – вторая грамотность», под которым подразумевалось  умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека – термины «Word», «Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон» или «шахматы» [21, c. 4].
     Информационные  технологии имеют свои фундаментальные  разделы: архитектура персонального  компьютера, операционные системы, теоретическое программирование и др.
     Мир меняется так быстро, что многие не успевают приспосабливаться к  переменам. Люди, жившие в начале ХХ века, вряд ли могли себе представить  нынешние технологические достижения, воспринимаемые нами как должное: самолеты, роботы, спутниковые телефоны, телевизоры и т.д. Технологии действительно могут изменять общество глубже и быстрее, чем можно себе вообразить. Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами.
     Существует  множество определений информации и информационных технологий.
     Информация  – совокупность знаний о различных  объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером [21, c. 24].
     Информация  социологическая – интерпретация  данных, полученных  в ходе социологического исследования. Выделяют социологическую  информацию первичную и вторичную. Первичная социологическая информация – это сведения, полученные социологическими методами, а также из личных документов обследуемых и первичной документации предприятий и учреждений в форме, не приспособленной для непосредственного её использования для воздействия на социальные процессы. Вторичная социологическая информация – информация, представленная в виде таблиц, графиков, уравнений и других форм, пригодных для использования в научной и управленческой работе        [7, с. 124].
     Информационные  технологии – система методов  и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и  выдачи документальной информации по запросам пользователей [11, c. 8].
     Информационные  технологии – использование компьютеров  для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В постмодернистских обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством   [13, c. 230].
     Слово «компьютер» произошло от английского  "computer", переводимого как вычислитель, тот, кто вычисляет. В русском языке известен синоним слова «компьютер» – Электронная Вычислительная Машина или ЭВМ, сейчас применяется термин "персональный компьютер".
     Информационные  технологии в своем развитии прошли несколько этапов:
    ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;
    механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;
    электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;
    компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации
    сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [11, c.8].
     Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью создания и широкого распространения информационных технологий является решение проблемы информатизации общества (внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).
     Информатизация  является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и потребность  в значительном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства. Как показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается с выходом страны в третьем тысячелетии на новый уровень цивилизации.
     Компьютерные  информационные технологии предполагают:
    коллективную подготовку документов; 
    возможность оперативной работы с графической информацией;
    представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;
    оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;
    использование различных устройств ввода/вывода информации;
    использование пакетов прикладных программ (ППП) для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д.
     Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь, начиная от пера и заканчивая новейшими компьютерными технологиями.
     В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического  труда и выводят их на более  качественный уровень. Считается, что  широкомасштабное внедрение новых  информационных технологий повысит результативность решений, принимаемых на всех уровнях управления. Это обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей развития народного хозяйства, но и достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Место и роль информационных  технологий в современном мире 
 
 

     На  современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии – это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.
     Для информационных технологий наших дней этапа характерны:
    работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);
    безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);
    диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;
    возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;
    возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач [11, c. 8].
     Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).
     АСУ – система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта  управления, в которой сбор и переработка  информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники [4, c. 7].
     Главным направлением совершенствования системы  управления на всех уровнях в современных  условиях стало массовое использование  новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.
     В последние десятилетия системы  управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.
       Информационные технологии третьего  уровня означают высший этап  компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в  творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач [10, c. 35].
     Таким образом, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.
     1.3. Интернет как разновидность информационных технологий 
 
 

     Internet – гигантская компьютерная сеть, состоящая из множества соединенных друг с другом меньших по размеру сетей и покрывающая весь земной шар. Выделяют такие информационные службы Интернет, как E-mail, Ftp, Telnet, WWW, Gopher и др.
     Intranet – корпоративная сеть, использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации. Intranet создают ведомственные (корпоративные) системы на базе Internet-технологий.
     Системы управления базами данных (СУБД) – предназначены  для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации.
     История Всемирной Паутины уходит своими корнями в 1962 г. Тогда Дж. Ликлайдер стал первым руководителем исследовательского компьютерного проекта в DARPA (Defence Advanced Research Project Agency – Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США). Он сумел убедить своих преемников в важности создания глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам любого компьютера [12, c. 7].
     Впервые такая связь компьютеров, находящихся  в разных штатах, осуществилась в 1965 году благодаря Лоуренсу Робертсу и Томасу Мерилу. Она происходила по низкоскоростной коммутируемой телефонной линии. Но это была первая в мире нелокальная компьютерная сеть [8, c. 8].
     Идея  создания Интернет возникла в связи  с необходимостью построения отказоустойчивой сети, которая могла бы продолжать работу, даже если бы большая часть ее стала неработоспособной. Одновременно сеть должна быть достаточно устойчивой к возможным ошибкам при передачи пакетов, т.е. обладать механизмом контроля пакетов и обеспечить наблюдение за доставкой информации. Таким образом, основной принцип Интернет – независимость отдельного узла (компьютера) сети от разрушений и неполадок в тех участках сети, которые не связаны непосредственно с данным узлом.
     Рост  популярности сети Интернет в коммерческом секторе привел к тому, что Интернет отошел от первоначальных исследовательских корней. Это в сочетании с осознанием необходимости общественной поддержки Интернета привело к формированию в 1991 году Сообщества Интернет под руководством Винта Серфа. В 1992 году Совет по развитию Интернета был превращен в Совет по архитектуре Интернета, функционирующий под покровительством Сообщества Интернет.
     В сеть Интернет входят миллионы компьютеров  и сетей компьютеров, работающих под управлением разных операционных систем, с разными форматами данных, на разных аппаратных платформах. Однако при обмене информацией все компьютеры должны пользоваться едиными соглашениями (протоколами) о способах формирования и передачи сообщений [22, c. 301].
     Основой сети Интернет является стек протоколов TCP/IP. TCP обеспечивает на передающем компьютере разбивку отправляемого сообщения на куски, так называемые дейтаграммы, восстановление на принимающем компьютере сообщения из поступающих дейтаграмм в нужном порядке, повторную отправку не доставленных или поврежденных дейтаграмм. IP выполняет функции маршрутизации и доставки по адресу отдельных дейтаграмм [11, c. 52].
     Каждый  компьютер, подключенный к Интернет, имеет уникальный физический адрес (IP-адрес). IP-адрес назначается администратором сети во время конфигурации компьютеров и маршрутизаторов. IP-адрес состоит из двух частей: номера локальной сети и номера хоста в ней. Хост представляет собой объект сети, который может передавать и принимать IP-адреса.
     Электронная почта (e-mail). Торговая марка Electronic Mail была зарегистрирована в 1974 году. До тех пор использовалось название «Система передачи сообщений с помощью компьютеров» [22, c. 479].
     Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями  с пользователями на других компьютерах. Для обеспечения данного сервера созданы специальные почтовые серверы, которые хранят сообщения для своих пользователей. После подключения к компьютеру теоретически можно соединяться с любым другим компьютером в Интернете – для этого необходимо иметь разрешение, и удаленный компьютер должен программно поддерживать это соединение.
     World Wide Web (WWW) – гипертекстовая информационно-поисковая система в Интернет. Блоки данных WWW («страницы») размещаются на отдельных компьютерах, называемых WWW-серверами и принадлежащих отдельным организациям или частным лицам. С помощью гипертекстовых ссылок, встроенных в документы WWW, пользователь может переходить от одного документа к другому. Сервис WWW предназначен для размещения рекламной, образовательной и другой информации. WWW используют протокол HTTP. Последний обеспечивает навигацию по WWW, формирует информационные запросы и передает запрошенную информацию пользователю.
     Основным  поставщиком услуг Интернета  в РБ является национальный провайдер  БелПак Министерства связи РБ. Указанный провайдер продает сервисы Интернет непосредственно пользователям, а также другим провайдерам, расположенным на территории республики. Среди наиболее крупных провайдеров можно выделить Unibel Министерства образования, Basnet Национальной академии наук РБ, а также некоторые частные компании, такие, как Соло, Открытый контакт и другие. В настоящее время в республике ведут работы по созданию опорной сети НИКС, которая будет включать в себя Unibel, Basnet, а также сеть БГУ и БГЭУ [11, c. 56].
     За  последние годы сотни изготовителей  создали огромное количество программ, процедур и инструментальных средств для работы с Интернетом. Сформировавшиеся в результате мощные технологии, в частности Web-браузеры, Web-серверы, протокол передачи гипертекстовых сообщений (HTTP), упростили совместное использование всех видов информации множеством узлов глобальной мировой сети. Все больше организаций начинают сознавать, что технологии, вызванные к жизни глобальной сетью, пригодны для создания мощных корпоративных информационных систем и систем обеспечения коллективной работы, которые часто называют «Интранет».
     Интранет – это корпоративная сеть (возможно – сеть офиса, предприятия, лаборатории и кафедры), использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации. Интернет-сети, как правило, состоят из внутрикорпоративных Web-серверов, доступ персонала к которым организован через локальные вычислительные сети или собственные коммутируемые телефонные каналы. Благодаря связям с корпоративными базами данных, файл-серверами и хранилищами документов Web-серверы предоставляют сотрудникам компании различные виды информации через единый интерфейс – Web-браузер. Персонал через свои браузеры получает доступ к наборам корпоративных Web-страниц, содержащих связи с корпоративными документами и данными в формате HTML (язык разметки гипертекста) [17, c. 489].
     Сеть  дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить миллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении – ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов             [12, c. 15].
     И все же следует не забывать, что  информационные технологии (в том  числе, Интернет) – это всего лишь способы сбора, хранения, переработки  и передачи информации, создаваемой  человеком. Волшебными возможностями, которые могли бы радикально изменить жизнь человечества к лучшему, эти технологии пока не обладают. Как и многие другие достижения науки и техники (например, электричество, автомобиль и т.д.), Интернет решает многие задачи общества, но одновременно порождает и новые проблемы.
     Сеть  не может заменить или имитировать  духовный мир человека. Более того, многие психологи уже высказывают тревогу по поводу отрицательного влияния компьютера, игр и коммуникаций на психологию, интеллектуальное развитие и поведение человека.
     Виртуальная реальность – это не всегда благо. Иногда она может породить виртуальные знания, виртуальное образование, виртуальные чувства. Едва ли не самая главная опасность Сети состоит в том, что она незаметно вытесняет из жизни человека живое общение, которое сближает и обогащает людей, заставляет их думать, приучает к ответственности перед партнером. В сети есть не только океаны важной и полезной для общества информации, не только сайты талантливых и интересных людей, но и множество «островков» ненужных, вздорных и даже вредных «произведений», которые могут дезориентировать малоопытного человека [22, c. 310].
     Таким образом, процесс развития информационных технологий происходит не быстрыми темпами, но уверенно. Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет. Интернет – самый массовый и оперативный источник информации.
     С каждым годом значительно увеличивается  число пользователей услугами Интернет, в том числе и в нашей республике. Интернет имеет как положительную, так и отрицательную сторону своего содержания. Многие психологи считают, что Интернет дезорганизует личность, препятствует социализации личности, непосредственное общение заменяется виртуальным.
     Для информационного общества такое  явление, как информационная перегруженность, при которой на индивидов обрушивается поток зачастую противоречивых мнений и фактов о мире, возникает как следствие глобализации средств массовой информации, в результате которой люди подвергаются массированному воздействию со стороны наступающих с огромной скоростью новостей и их интеграции. Темпы наступления информационной революции не оставляют надежды на то, что человек сможет сколь-нибудь рационально использовать всю получаемую информацию. Происходит все большее нарушение (или даже разрушение) частной жизни людей или организаций посредством информационных технологий [13, c. 242].
     Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.
     Развитие  информационных технологий происходит во всем мире. И, несмотря на то, что  информационные технологии помогают решить многие проблемы, в частности, Интернет, оказывают деморализующее влияние на индивида, на его поведение и интеллект.
     Для уменьшения отрицательного влияния  информационных технологий необходимо уменьшить разрыв между разработчиками и потребителями информационных технологий, создать благоприятные условия адаптации части людей к среде информационного общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2 
 

     ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СБОРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 
 

      . Телефонный опрос
 
 
 
     Известно, что уровень телефонизации растет, в некоторых странах семьи имеют более одного номера. Это позволяет исследователям все чаще прибегать к телефонным опросам. Среди преимуществ телефонного опроса перед личным интервью (меньшая стоимость, большая оперативность, конфиденциальность и, следовательно, искренность ответов, обеспечивающие в конечном итоге большую стандартизацию процесса сбора данных) – и большая стандартность в способе доставки данных, если интервьюер работает на компьютере.  Но одновременно с ростом телефонизации отмечается и рост числа лиц, использующих определители номера и автоответчики, и это обстоятельство представляется значительным препятствием для контакта с респондентами. Так, на ежегодной конференции Американской ассоциации исследователей общественного мнения в 1998 г. по данной теме работали 6 секций, где было сделано не менее 17 докладов, посвященных вопросу о том, содержит ли распространение этих технических средств новые трудности для сбора данных. Результаты обсуждения оказались неоднозначными. Но прежде отметим, что использование любой из возможностей или обеих сразу – получения звукового сообщения и определения номера – в Северной Америке, да постепенно и в Европе тоже – не требует от пользователя особого оборудования. К этим услугам можно прибегнуть, если просто вносить дополнительную абонентскую плату за телефон.
     Звонки интервьюеров респондентам, использующим услуги АОН, не обречены на заведомое невнимание. Проблема неответивших в большей степени оказывается обусловленной воздействием более значимых социальных факторов, среди которых ускоренный ритм жизни, особенно жизни молодежи. И вот это как раз не добавляет особого оптимизма относительно повышения уровня участия в исследованиях [2, c. 1].
     Симпатии большинства людей склоняются в пользу персональных интервью, в то время как почтовые и телефонные опросы оцениваются ими более сдержанно [15, c. 3].
     Телефонные  опросы рассматриваются как весьма специфические и не очень комфортные способы общения. Большинством респондентов они оцениваются довольно сдержанно, с заметной долей настороженности и скептицизма. Ряд недостатков, присущих телефонным интервью (слабая удовлетворенность респондентов общением с интервьюерами, пониженное ощущение анонимности, сомнения в легитимности телефонного звонка, частые отказы от сотрудничества и умышленные пропуски ответов, особенно на "сенситивные" вопросы исследователей и др.) заметно сужают границы и возможности его применения в массовой социологической практике. В частности, при изучении некоторых тем (размер и источники доходов, состояние здоровья, отношение населения к властно-политическим институтам и т.д.) использование телефонных опросов вряд ли можно признать релевантным [14, c. 4].
     Здесь хотелось бы добавить, что и в  Республике Беларусь социологические службы, безусловно, сталкиваются с подобными проблемами. Сообщение, оставляемое на автоответчике, должно сформировать у потенциальных респондентов положительное отношение к опросу и, возможно, даже вызовет ответный звонок в службу. Но над подобными нюансами нам еще только предстоит работать, и работать очень кропотливо.
            Самозаполнение на компьютере
     До  сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и/или  писать, избегают длинных ответов, допускают  больше ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д.) социологи стремятся избегать анкетирования, то есть самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер (а потом еще и оператор, вводящий данные) оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научно обоснованных исследовательских действий.
     Но  обращение к компьютеру снимает  многие трудности из числа обозначенных. И для такого обращения при сборе информации находится все больше оснований помимо названных.
     За  прошедшие несколько лет ситуация и в нашей стране, и в мире значительно изменилась. Все большее число лиц овладевают компьютерной грамотой и располагают компьютерами. Значит, у исследователей появляется все больше возможностей чаще обращаться к компьютеру при сборе данных, тем более что при этом значительно облегчается их (данных) обработка. Весьма широко прибегают к такому его использованию социологи, психологи, медики, юристы, многие другие специалисты. В методическом плане здесь, прежде всего, продолжает уточняться характер реагирования респондентов на сам факт использования компьютера при проведении исследования, и в этой связи на характер, масштаб и причины различий в данных, получаемых при самозаполнении на бумаге, на компьютере и в ответах интервьюеру.
     Cпособ представления данных влияет на степень категоричности ответов: при компьютерном самозаполнении респонденты чаще сообщают об общем ощущении беспокойства, выбирают крайние позиции шкалы, чем когда пишут или произносят ответы. Эта особенность поведения респондентов, однако, проявляется в меньшей степени, если они работают над компьютерной версией вопросника в одиночестве, уверены в анонимности и могут возвращаться назад по тексту, делая исправления [2, c. 6].
     Cам по себе компьютер уже не пугает и не раздражает респондентов, что существенно упрощает процедуру и получения, и ввода данных. Еще одним преимуществом использования самозаполнения с помощью компьютера оказываются открывающиеся здесь возможности обсуждения деликатных вопросов. Это объясняется тем, что отсутствие человека, задающего вопросы, создает ощущение большей защищенности ответов от постороннего глаза и, следовательно, повышает желание респондентов сообщать о себе сведения деликатного характера.
     Технология  проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях, они бывают полнее, чем при традиционном опросе.
     Более поздняя технология – сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в НТМL-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты располагаются поочередно и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно "прокручивает" экран монитора, находясь в определенном напряжении. "Плоская" Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (GGI), с помощью которого данные считываются в базу и могут быть автоматически обработаны. В зависимости от инструкций в коде скрипта ответы участников могут быть непосредственно записаны в базу данных или пересланы на определенный адрес электронной почты в реальном времени (возможна комбинация обеих процедур). Преимущества Web-страниц могут превратиться в недостатки, т.к. их создание требует определенных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц, появились сравнительно недавно. Опрос при этом интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах [20, c. 117]. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных) Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80 % опросных данных, собранных через Internet появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство НТМL-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда.  Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике минимальна. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться в результате случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителем Web-сайта. Эта методика подходит для регистрации пользователей и неглубоких исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т.д.). Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний-производителей определенных товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, у которой нет предубеждений в отношении сути вопросов анкеты и необходимости подачи ответов.
     Стандартный Web-опросник – это программа, содержащая вопросник в НТМL-формате, которая размещается в WWW. В ее основе – гипертекст и визуализация информации, с использованием элементов мультиносителя: картинок, графиков, звуков и т.п. В этом отличие от более ранних сред для оnline-опросов. Web-опросники имеют некоторые уникальные преимущества: они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой. Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Текущие версии Netsсаре и Internet Ехрlоrer являются самыми популярными окнами просмотра WWW – они максимально удовлетворяют индивидуальные запросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой проему, содержащую несколько Web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программы сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. При этом он видит только один вопрос, может спокойно его честь и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие и последующие. Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опроcа размещены счетчики времени, заполненных и незаполненных вопросов. Технически время ответа на один вопрос можно ограничить, а также заблокировать "пролистывание" вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив ответов в базу для обработки. В случае отказа от ввода информации о личности респондента возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов, и респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе, если таковое предусмотрено. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет. Но, с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени для того, чтобы запустить опрос, и достаточно сложна для исследования с точки зрения технических навыков. Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно программировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостинг. Стоимость исследования, проводимого с применением технологии Web-опросника, значительно увеличивается по сравнению с e-mail и newsgroups. Тем не менее, окупают себя. Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особенно важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. За рубежом таких компаний очень много. Они привлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах  [20, c. 118] .
     Существуют  специализированные сайты (например –  “What’s your opi- nion?”), которые рекламируют различные оnlinе-исследования. Естественно,  что для подобных исследований респонденты могут приглашаться по электронной почте: в тексте приглашения указывается www-адрес, где расположен сам опросник. Респондент подключается к его программе, заполняет все необходимые поля и вводит свои данные, которые сразу же попадают в базу для автоматизированной обработки [20, c. 119].
     "Умная"  анкета.  Вопросник на компьютере  – не просто экранная версия  бумажного текста. Приложив весьма  незначительные усилия, мы получаем  более "умную" версию. Она  позволяет автоматически разводить  ответы на вопросы, основанные  на предыдущем ответе респондента  и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента.
     Тем самым значительные усилия, которые  тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив  на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п. Эти преимущества вполне успешно используются любителями (профессионалами в других областях), предлагающими заполнять те или иные анкеты посетителям многих страничек в Интернете [2, c. 5].
     Специально  завербованная (панельная) выборка  — современная и надежная практика набора респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки – самая совершенная с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернета. Интерактивно-коммуникационный процесс при проведении опросов через Интернет-панель особенно удачен с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователе к опросам. Интернет-панель – это постоянно формирующая и обновляющая» база данных потенциальных респондентов. Она включает респондентов, заполнивших предварительный вопросник, и распределяет их по группам (сегментам). Одна из главных задач Интернет-панели – сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других, не заявленных в исследовании, целях. Она необходима для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного onlinе-исследования и рассылает по электронной почте приглашения на участие в опросе тем респондентам, которые и них вошли. В некоторых случаях респонденты приглашаются к оnlinе-исследованию по телефону, обычной почте или лично. Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом оnline-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и WWW-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте [20, c. 120].
     Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по "слепому" списку адресов. Существует, однако, опасность, что передача электронной почты без предшествующего согласия на это от получателя будет рассмотрена как "spamming" (спам). В этой связи, очень важное преимущество Интернет-панели – возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нём. Если респондент зарегистрировался, значит, он согласен на участие в оnline-исследованиях и готов не только получать электронные приглашения, но и адекватно реагировать на них. Практика spamming'а очень опасна для исследователя, и невежественность в этом плане может принести плохую репутацию в киберсообществе.
     Создавая  Интернет-панель, необходимо сделать  так, чтобы на ней регистрировались респонденты, разнообразные по полу, возрасту и социальному статусу. Поэтому привлечение респондентов должно быть как можно более случайным. Обычно это делается за счет баннерной рекламы в Интернете на сайтах различной тематики. Пользователи, регулярно посещающие www-сайты, не пропускают без внимания баннеры. Размещение рекламы на них может быть очень эффективным, так как многие часто автоматически активизируют их. Таким образом, посетители популярных www-сайтов немедленно переходят на рекламируемое исследование, где обнаруживают Интернет-панель и, зарегистрировавшись, становятся потенциальными респондентами. Очень большое внимание уделяется составлению ознакомительного текста панели и инструкциям по регистрации на ней. Чтобы не "упускать" потенциальных респондентов, необходимо соблюдать все правила сетевого этикета (net-etiquette), o чём пишут практически все зарубежные авторы, описывающие методологию online-исследований.
     Неотъемлемая  часть Интернет-панели – упоминание о вознаграждении за активно участие в online-опросах. Обычно это призы, подарки или деньги, которые разыгрываются в лотерею. Вознаграждение может быть обещано каждому 10-му (100-му и т.д.) респонденту или тем, кто заполнит опросник до конца (наиболее полно ответит на открытые вопросы и т.п.). В некоторых случаях для всех участников панели гарантируется небольшая оплата (от 2-х до 10-ти долларов), встречается и нематериальная стимуляция. Стимулы определяются обычно темой опроса, реже – длиной вопросника и техническими сложностями в его заполнении. Некоторые исследователи предлагают "заработанные" на online-опросах деньги (или подарки) добровольно передать в благотворительные фонды и организации. В одном из зарубежных исследований был предложен такой вариант стимулирования респондентов, и большинство из них пожертвовало свое вознаграждение на благотворительность.
     Интернет-панель дает возможность привлекать к исследованиям  все новых и новых пользователей. При этом повышается управляемость процессом формирования выборки, а эффективность исследования растет за счет гарантии высокого уровня собираемости данных. Некоторые исследовательские Интернет-компании специально создают панели, чтобы формировать базы данных потенциальных респондентов для тех организаций, которые проводят online-исследования [20, c. 121].

     Голосовая связь. Новые технологии, позволяющие человеку в режиме реального времени вести диалог с компьютером, широко используются в повседневной жизни (например, в справочно-информационной службе, когда с помощью тонового набора цифр телефона можно выбирать варианты ответа и постепенно подходить к формулировке запроса автомату). Следовательно, ученые могут опираться на этот опыт, обращаясь к подобным средствам для сбора информации.

     Развитие  технологий идет еще дальше. Если ещё  недавно мы переключались с текста на картинку, то теперь многие специалисты предсказывают переключение на общение с помощью голоса. Уже существуют возможности с голоса записывать текст.
     Именно  таким способом – автомат набирал номер и начинал вести беседу, кодируя слова-ответы респондента – были проинтервьюированы по телефону 667 человек 18-58 лет из 1000 случайно отобранных жителей северной части Хельсинки. Сделано это было для обеспечения максимальной конфиденциальности в сугубо практических целях профилактики заболеваний. В исследовании, о котором сообщают Е. Кетола и М. Клокарс, на основе самоотчетов с применением голосовой связи измеряли такие признаки риска сердечно-сосудистых заболеваний, как курение, уровень кровяного давления, холестерина, вес тела, потребление алкоголя и т.п. [2, c. 4]. На основании подобной информации автомат принимал решение о том, относится ли данный респондент к группе риска. Таковыми оказались 23% опрошенных женщин и 28% мужчин, которым сразу по окончании интервью предлагалось (компьютером же) обратиться в центр профилактики.
     Высоко  оценивая эффективность такого рода работы, упомянутые авторы полагают, что при подобной форме общения люди занижали данные о некоторых негативных факторах. Возможно, добавлю, это происходит потому, что и самим себе мы далеко не всегда склонны признаваться в недостаточном внимании к собственному здоровью, в нежелательных поступках и мыслях.
     Также существенен вопрос о конфиденциальности. Люди, предпочитающие "безлюдные" технологии и обращающиеся к ним в качестве респондентов, меньше волнуются по поводу конфиденциальности и анонимности их ответов, чем те, кто работает на бумаге [2, c. 4].
     Фирма InterSurvey  реализовала совершенную методику опроса, соединяющую потенциал Интернет-опросов со статистической надежностью случайной выборки. Как и ряд других компаний, специализирующихся на проведении Интернет-опросов, эта компания формирует панель потенциальных респондентов путем случайного отбора телефонных номеров, но, в отличие от других компаний, включает в панель не только тех, кто имеет компьютер и выход в Интернет, но и все семьи. Те семьи, которые не имеют выхода в Интернет, фирма бесплатно снабжает компьютерами, доступом к сети и адресом электронной почты. Построенная таким образом панель репрезентирует 96% всего населения США. В июле 2000 г. в ней было уже 95 тыс. участников. Для опросов, репрезентирующих население страны в целом, из этой панели каждый раз случайным образом отбирается тысяча респондентов. Могут строиться и выборки для проведения целевых исследований. Если опрос длится сутки, то анкету заполняет примерно 60%; а если двое суток, то – 75% намеченных потенциальных респондентов.
     Технология  InterSurvey столь оперативна, что 70% опросов завершается в течение двух суток после получения заказа, тогда как подготовка и проведение опроса традиционными методами занимает несколько недель или даже месяцев [3, c. 1].
     Электронная почта. Этот вид связи известен в  академической среде, если говорить о гуманитариях, уже более 15 лет. О его распространении в нашей стране свидетельствует многое. Все больше имеется адресов, в них все чаще содержатся указания на имена собственные людей, а не названия организаций. Практически каждый активно работающий сегодня ученый-гуманитарий имеет какой-то адрес. По крайней мере, ему или ей есть что назвать в заявке на грант в научный фонд.
     Именно  электронная почта – почти  всегда первый шаг в Интернет. На страницах социологических изданий, рассматривающих методы сбора данных, речь об Интернете идет все чаще. Все больше людей прибегают к его услугам в разных странах.
     Те, кто работает в Интернете, наверняка  не раз встречались с предложением заполнить какие-то анкеты при посещении многих сайтов. Поэтому опросы по Интернету для многих не новинка, хотя анкеты там вовсе не являются социологическими. Неудивительно, что социологи обсуждают возможности этого канала применительно к более массовым исследованиям. В той связи в первую очередь исследователи обращаются к возможностям, предоставляемым электронной почтой. Они привлекают своей дешевизной и оперативностью, хотя и традиционные почтовые опросы при надежно работающей почте не вызывают особых нареканий и используются весьма широко и в США, и в Германии, и в Великобритании.
     Здесь есть аспект: при участии в опросе респонденты, обычно, более склонны использовать электронную почту, а не непосредственно Интернет, что обусловлено особенностями разных программ отправки-получения почты. Если одни владельцы электронных адресов могут сразу отсылать заполненные вопросники, переключившись с электронной почты на работу в Интернете, то другим программы, в которых они работают, этого сделать не позволяют, требуя предварительного переключения на другой браузер, ручного набора адреса и копирования текста заполненного вопросника в отправляемое сообщение. Все названные манипуляции затрудняют процесс общения респондента с социологом, и поэтому электронная почта оказывается пока лишь промежуточным этапом между опросами на бумаге и по Интернету.
     Весьма  вероятно, что скоро и в Белоруссии больше внимания будет уделяться  как непосредственно использованию  новых технологий при сборе данных, так и методическим аспектам этой работы. Хотелось бы надеяться, что такого рода работы будут проводиться не только в рамках немногочисленных и мало кому известных диссертационных исследований, но окажутся, наконец, полноценной и неизменной составляющей развития отечественной социологии [2, c. 5]. 
 
 
 
 

     2.3. SMS-опрос – новый метод социологического  исследования

 
 
 
     Одним из новых методов социологических  опросов сегодня в мире является  SMS-опрос, который используется при помощи мобильной связи. Применение нового метода сбора информации – SMS-опроса – имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими методами:
   1. Оперативность получения и обработки  данных (SMS-система обрабатывает до 300 SMS-сообщений в секунду).
   2. Актуальность получаемой информации.
   3. Возможная масштабность и массовость  исследования (практически не зависит  от географических, экономических  и других условий, часто мешающих проведению полноценного исследования).
   4. Удобство и простота в проведении  опроса.
   5. Возможность анализа полученных  данных с помощью автоматически  построенных отчетов (в виде различных графиков, диаграмм, таблиц) [18, c. 1].
     SMS-опрос  предусматривает, во-первых,  электронное обращение исследователя к определенной группе людей – респондентов – с вопросами, содержание которых представляет собой изучаемую проблему. Во-вторых, – автоматическое составление и статистическую обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию. При сравнении методов, использующихся в социологической практике, метод SMS-опроса эффективен в случаях:
    Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют (при проведении различных исследований средствами массовой информации довольно часто встает именно такая проблема, поэтому использование SMS-опроса может быть одним из способов ее решения).
    Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения (метод особенно важен при проведении исследования, охватывающего несколько географических объектов).
    Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. (например, предпочтения радиослушателей или вкусы посетителей крупных магазинов и торговых комплексов).
    В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
     Важным  преимуществом использования SMS-технологий при проведении социологических исследований является гибкая и эффективная последующая обработка данных. Обработка результатов SMS-опроса включает в себя следующие этапы:
     1. Вместо традиционного и достаточно  затратного этапа редактирования  и кодирования информации SMS-система  предоставляет исследователям унифицированные и формализованные отчеты по той информации, которая была получена в ходе исследования.
     2. Создание переменных. Собранная  на основании SMS-сообщений информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.
     3. Статистический анализ. Этот шаг  является ключевым в процессе  анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. Современные IТ-технологии позволяют проводить математико-статистическую обработку данных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.