На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Кризисные процессы в России, ослабление ее геополитических и геоэкономических позиций как преемницы СССР, лишение статуса мировой сверхдержавы. Мощный ядерный потенциал, членство в ООН и Совете Безопасности - основа международного влияния России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 10.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Россия в глобализирующемся мире

На протяжении своей истории Россия неизменно являлась одним из важнейших факторов международных отношений евразийского, а затем и мирового масштаба. В XX веке Октябрьская революция с целым спектром ее разнообразных глубоких международных последствий, решающий вклад советского народа в победу над фашистской Германией, положение СССР как сверхдержавы, обладающей мощным военно-экономическим потенциалом и стоящей в условиях биполярного мира во главе социалистического лагеря - все это оказывало сильнейшее воздействие на ход мирового исторического процесса.
Высокие достижения деятелей российской культуры в области литературы и музыки, живописи и кинематографа, исполнительского и театрального искусства, эпохальные прорывы в сфере научи стали неотъемлемым достоянием духовного и интеллектуального богатства, принадлежащего всему человечеству.
Однако жизнь не стоит на месте, она выдвигает все новые задачи и проблемы. В наше сложное для всей планеты время Россия оказалась в чрезвычайно трудном положении. Она переживает глубокий системный кризис. В его основе - неэффективность и историческая бесперспективность командно-административной системы, которая оказалась не в состоянии ответить на вызовы постиндустриальной эпохи. Преобразование этого гигантского инерционного организма в соответствии с императивами новой исторической эры - задача исключительной сложности, и подход к ней должен был бы отличаться предельной продуманностью, взвешенностью и профессионализмом. Однако ситуация сложилась таким образом, что реформирование стало осуществляться в иных координатах.
Факторы, непосредственно стимулировавшие развитие и обострение кризисных процессов, были тесно связаны с неподготовленным, не учитывающим специфики страны, ультрарадикальным по своему характеру переходом к новой социально-экономической системе - со скоропалительным развалом Советского Союза и распадом почти всей совокупности сложившихся экономических связей и институтов. Осуществлявшаяся модель приватизации в значительной степени привела не к модернизации производства и повышению его эффективности, а к расхищению государственной собственности и удовлетворению преимущественно частно-корпоративных, а отнюдь не общественных интересов. Развитие страны опять пошло по революционному, а не эволюционному пути.
Монетаристская идеология и практика рыночного фундаментализма, которыми руководствовались отечественные реформаторы и привлеченные ими эксперты из МВФ, стремясь разрушить тотальное огосударствление советской экономики, ориентировали на минимизацию роли государства даже в целом ряде таких важных сфер социально-экономической жизни, где, как показывает мировой опыт, функции государственного регулирования должны быть весьма активны, а в последнее десятилетие, по свидетельству западных исследователей, даже усилили свою значимость.
Это - содействие развитию образования и науки, прежде всего в ее наиболее перспективных направлениях, социальная защита граждан в ее разнообразных формах, реализация мер в поддержку конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе обеспечение выгодных для страны внешнеэкономических режимов, деятельность по повышению экологической безопасности и др. Апелляция идеологов либерализма к анахронистскому образу государства как ночного сторожа уживалась с энергичной деятельностью чиновничества по формированию и обслуживанию -далеко не бескорыстному - корпоративно-олигархических кругов, по обеспечению собственного теневого сращивания с бизнесом, при этом государственный аппарат продолжал разбухать, а его коррумпированность приблизилась к беспределу, превратись в образ жизни и приобретя по существу институционализированный характер.
Остро необходимая, но непродуманно и непрофессионально осуществлявшаяся конверсия ВПК, где была сосредоточена подавляющая часть ценных научных разработок и передовых технологий, не привела к должной модернизации отечественной военной техники и не сохранила значительной части отлаженной, высокотехнологической цепочки, которую следовало бы замкнуть на производстве иной, гражданской продукции или на продукции двойного назначения. Резкое «одномоментное» сокращение в 34 раза военного госзаказа в 1992 году и последующее его свертывание нанесли весомый удар по научно-техническому, экономическому и высококвалифицированному кадровому потенциалу страны.
Ослабление, а то и просто разрушение важных компонентов социальной среды, снижение и без того невысокого жизненного уровня основной массы населения явились знаковым, угрожающим проявлением охватившего страну кризиса. Обвальное сокращение производства, глубокое падение почти всех социально-экономических показателей в 90-ые годы отразились в двукратном уменьшении ВВП, в депопуляции населения, в ухудшении физического и нравственного здоровья значительной части молодого поколения, в разгуле преступности.
Кризисные процессы в России переплелись с ослаблением ее геополитических и геоэкономических позиций как преемницы СССР. Она лишилась статуса мировой сверхдержавы, перестала играть роль интегрирующего центра Восточной Европы и пространства на территории бывшего Советского Союза.
Международное влияние России в современных условиях основывается, прежде всего, на ее относительно устаревшем, но все еще достаточно мощном ядерном потенциале и на активной роли, которую страна традиционно играла в важнейших структурах ООН, в первую очередь - в Совете Безопасности, где она является постоянным членом и обладает правом вето.
Разумеется, данные факторы имеют немаловажное, однако не всеобъемлющее значение. Высокий престиж страны и ее достойное положение в мировом «табеле о рангах XXI века непременно связывается с обладанием мощным современным экономическим потенциалом и местом, которое она занимает в международной системе разделения труда Естественно, что в связи с этими императивами разразившийся в России кризис создал для нее исключительно сложную ситуацию. В то же время нельзя не видеть и целого ряда позитивных тенденций, которые проявились в постперестроечный период. Рухнул «железный занавес», с переходом на рыночные рельсы экономика стала открытой, как и страна в целом. Из общественного сознания выветрился образ «заграницы» как чего-то загадочного, недоступного; для значительной части населения сегодня он обрел вполне конкретные, реальные очертания, со свойственной ей обыденностью, с присущими ей плюсами и минусами.
Новая Россия, в ходе противоборства различных политических сил отвергла политику автаркии, которая в основе своей противоречит объективным тенденциям современного мирового процесса, снижает возможности привлечения инвестиций, скорейшей замены изношенной технической базы, роста эффективности производства, ведет к сужению горизонтов личности, отрицательно сказывается на качестве жизни народа. Самоизоляция чревата конфронтацией, новым витком «холодной войны» с вытекающими из нее негативными последствиями, которые предостаточно испытал на себе советский народ.
Однако открытость национальной экономики не должна носить безбрежного характера, как это по существу произошло в России в начале 90-ых годов. Сыграв решающую роль в наполнении потребительского рынка и преодолении ставшего одиозным хронического дефицита, политика эта в то же время нанесла существенный урон многим отечественным производителям, хотя некоторая часть из них, связанная, прежде всего с отраслями пищевой и отчасти легкой промышленности, относительно быстро и весьма успешно адаптировалась к новым условиям и в ходе сотрудничества и конкурентных отношений с иностранными фирмами расширила ассортимент, улучшила качество и дизайн выпускаемой продукции. Государственно должно продуманно, с учетом рыночной перспективы, во многом не так, как в былые времена, поддерживать национального производителя, не создавая ему тепличных условий, а, помогая повышать конкурентоспособность, учитывая российскую специфику и используя при этом, где возможно, существующий в мировой практике комплекс гибких и эффективных мер, включая протекционистские, которые, однако, не следует абсолютизировать.
В обстановке обвального падения основных характеристик соци альнс-экономического развития России в 90-ые годы лишь показатели внешнеторгового оборота {несмотря на определенные колебания) в целом не попали в русло этого негативного процесса. Устранение государственной монополии внешней торговли, право выхода на мировой рынок любого хозяйствующего субъекта, наряду с льготным торговым режимом для большинства импортеров продемонстрировали как свои позитивные возможности, так и негативные последствия.
К началу нового века экспортная квота - доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляла весьма внушительную цифру - около 34,3%.
Однако структура внешнеторгового оборота внушает скорее не оптимизм, а серьезную озабоченность, поскольку экономика России имеет явно выраженную сырьевую направленность {что собственно было свойственно и народному хозяйству СССР, хотя и не в такой степени). К 2000 году топливно-энергетическая составляющая составила 42,3% экспорта, продукция металлургии -16%, в то время как на долю машин и оборудования приходилось около 10,3% экспорта и 32,3% импорта.
Современная Россия, к сожалению, занимает по преимуществу, низшие ярусы мировой торговли, тогда как в эпоху глобализации, в условиях нарастания постиндустриальных тенденций неотъемлемым критерием положения страны в международной экономической иерархии является показатель ее места в мировом товарообороте наукоемкой продукции. К настоящему времени ситуация в этой области для России крайне неблагоприятна. Недопустимое отношение к науке, вызвавшее распад целых научных направлений, приостановку многих важных исследований и массовую «утечку мозгов», которые активно востребованы за рубежом, бездарно проводившаяся конверсия и сама ситуация глубокого системного кризиса сделали свое дело. В результате к началу нового тысячелетия доля российской наукоемкой продукции гражданского назначения в мировом товарообороте составила менее 1% {по некоторым расчетам - около 0,5%), в то время как аналогичный показатель для США равнялся 36%, для Японии - 30%. Безотлагательная концентрация усилий на достижении прорыва в этой области необходима, тем более с учетом беспрецедентных скоростей и глубины изменений, связанных со спецификой переживаемого этапа научно-технической революции, когда способность к инновациям стала важнейшим фактором экономического роста и основным орудием в конкурентной борьбе на мировых рынках высоких технологий. Неслучайно современную экономику часто называют инновационной. Сейчас более чем когда-либо актуален афоризм Л. Кэррола «Надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте». Упор на производство и экспорт высокотехнологических товаров не означает отказа от дальнейшего вывоза сырья и материалов, но эксплуатация невосполнимых природных ресурсов не должна осуществляться хищнически, а их экспорт - ограничивать удовлетворение внутренних потребностей, стимулируя при этом рост цен на соответствующую продукцию и обострение инфляции.
Императивом новой, постиндустриальной цивилизации, показателем места страны в системе мирового сообщества является не только развитие высокоэффективного хозяйства с сердцевиной из наукоемких производств, но и его социальная направленность, проекция на человека. Впервые в истории реализация подобной цели вышла за пределы гуманистических мечтаний; на базе высокоэффективного производства в условиях гражданского общества и правового государства такая ориентация стала объективно возможной и даже необходимой. Творческий потенциал личности превратился в важнейший источник современного экономического развития, а вложения в человека - в наиболее эффективную форму инвестиций. Императивность хомоцентристской направленности общественной жизни - своеобразный вызов новой исторической эпохи, реализация этого требования становится условием выживания человечества, предпосылкой предотвращения различного рода глобальных катастроф экологической, технологической, ядерной.
Неслучайно важнейшим критерием экономического прогресса с наступлением постиндустриальной эры является уже не столько душевой ВВП, при всей значимости этого показателя, сколько характеристика качества жизни человека. Она весьма наглядно отражена в таких широко используемых ныне показателях, как индекс человеческого развития или человеческого потенциала. Понятия эти, различаясь в некоторых нюансировках, в принципе являются идентичными. В них рассматриваются такие характеристики, как средняя продолжительность жизни индивидов, их реальные доходы, образовательный уровень. В России, как известно, за последнее десятилетие произошло снижение и без того невысокого качества жизни основной массы населения, что отбросило страну на чрезвычайно неблагоприятные позиции в иерархической структуре современного мирового сообщества. По расчетам, произведенным в рамках Программы развития ООН Российской Федерации, наша страна по показателю ИЧР к началу XXI века из 174 рассматриваемых стран занимала 71 место, следуя непосредственно за Самоа и лишь на немного опережая Эквадор.. При этом надо иметь в виду, что если бы не уровень образования, который при всех проблемах этой сферы остается весьма высоким, то Российская Федерация, учитывая среднюю продолжительность жизни и душевой доход, откатилась бы еще дольше назад.
Показательно, что обнищание масс в России происходит в контексте глубокого социального расслоения общества. Российские олигархи занимают престижные места, а международных рейтингах миллиардеров. Согласно официальным данным, соотношение 10% наиболее бедных по среднедушевым доходам слоев населения с 10% наиболее богатых составляет 1:14. Однако, по мнению многих исследователей, данные показатели по России существенно занижены, и это при крайне замедленном формировании среднего класса, который в государствах-лидерах составляет основание социальной пирамиды, а у нас - ее вершину.
Трудно не видеть, что сложившаяся ситуация порождает общественную нестабильность, чревата социальными потрясениями, способствует идеализации советского прошлого, вызывает в определенных слоях ностальгию по сталинизму, по «железной руке» и порядку, основанному на силе и произволе.
В целом Россия оказалась в нелегкой ситуации: угроза законсервироваться в роли сырьевого придатка экономически передовых стран, скатиться на обочину современного мирового прогресса стала весьма реальной, В акцентировании на такого рода прогнозах как со стороны отечественных, так и зарубежных экспертов, особенно в обвальные 90-ые годы, недостатка не было. Многие считали, что Россия неудержимо сползает в ряды стран «третьего мира»; высказывались даже мнения, будто траектория ее динамики ведет непосредственно в «четвертый мир», охватывающий наиболее отсталые государства планеты, с мнением которых не принято считаться при решении международных проблем.
Однако и тогда высказывались более оптимистические предположения. Так известный американский историк Р. Пайпс сравнивал Россию с тяжело, но не безнадежно больным человеком. Снижение мирового престижа России некоторые политики склонны были непосредственно связывать с переходным состоянием общества; они заявляли, что рано или поздно страна вновь обретет статус великой державы; вопрос в том, когда и какой именно державой - демократической или авторитарной предстанет Россия в будущем. По мнению целого ряда экспертов, было бы нереалистично при разработке долгосрочных и даже в какой-то мере среднесрочных проектов, касающихся различных сторон международных отношений, исходить из нынешней слабости России.
У России действительно еще имеется мощный ресурсный, интеллектуальный, научный потенциал; ее географическое положение как своеобразного моста между Европой и Азией при адекватном стратегическом курсе может приносить существенные политэкономические дивиденды. Страна обладает хотя и устаревающей, но все еще значительной индустриальной базой и что особенно важно - имеет целый ряд в основе своей вполне конкурентоспособных высокотехнологических анклавов, которые при правильной организации дела и необходимых инвестиционных вливаниях, могли бы занять гораздо более существенное место в современных мирохозяйственных связях. Среди них - отрасли космической техники, авиастроения, радиоэлектроники, тем более что открытия в этой области лауреата Нобелевской премии Ж.Алферова имеют основополагающее, фундаментальное значение мирового масштаба. Страна могла бы занять значительно более сильные позиции на рынке разнообразной интеллектуальной продукции, увеличивая продажу лицензий на оригинальные «know-how, предлагая программы информационного обеспечения, при том, что возможности науки в данной сфере существенно превышают возможности нашей экономики, Значительные резервы таятся в расширении и модернизации инфраструктуры туристского бизнеса - отрасли, становящейся все более характерной сферой деятельности для эпохи глобализации, энергичная реализация этих потенций могла бы выдвинуть Россию в категорию наиболее преуспевающих стран в области туризма и приносить весьма существенные доходы.
Но в целом, для того чтобы Россия в современную эпоху приобрела статус высокоразвитой державы, занимающей достойные мирохозяйственные позиции, необходима комплексная модернизация всей экономической системы, что невозможно без широкого притока инвестиций как отечественных, так и зарубежных. Благоприятный инвестиционный климат предполагает устойчивую социальную стабильность, дебюрократизацию и повышение эффективности управленческого аппарата, успешную борьбу с коррупцией и криминалитетом, проведение судебно-правовой реформы, направленной на обеспечение безопасности граждан и их собственности, упорядочение финансовой сферы и пр. В качестве исходной предпосылки должны выступать ликвидация бедственного положения науки, без чего невозможно развитие современной инновационной экономики, К этому процессу имеет непосредственное отношение и модернизация системы образования, начиная со школьного обучения. Формирование современной хозяйственной системы предполагает поощрение мелкого и среднего бизнеса наряду с развитием мощных промышленно-финансовых групп, притом, что деятельность естественных монополий должна в определенной мере контролироваться государством с целью перераспределения в пользу общества значительной части природной ренты, В целом обеспечение гибкого, динамичного и эффективного сочетания рыночного механизма с его способностью к само наладке и правильно построенного государственного регулирования является необходимым условием успешного функционирования современной экономики.
Хотя происходящие в России кризисные процессы нельзя, по нашему мнению, в целом отнести к так называемому созидательному разрушению, поскольку социально-экономическая цена ресрормирования явилась непомерно высокой и методы его проведения не могут быть однозначно названы позитивными, тем не менее, в стране были заложены основы рыночной системы с существованием различных форм собственности и некоторыми элементами постиндустриальной инфраструктуры. Без подобных предпосылок активное интегрирование России в мировое рыночное пространство было бы просто невозможно, причем речь идет не только о рынке товаров, но и о рынках труда, капитала, инсрормации, валюты. Не вызывает удивления, что вхождение ослабленной, охваченной кризисом России в международные рынки труда и капитала обернулось, по крайней мере на начальной стадии, такими болезненными для страны явлениями как бегство капитала, «утечка мозгов», обременительные проценты по кредитам и займам.
Но в целом начавшийся переход России на рельсы рыночной экономики явился принципиально важным событием не только для нашей страны, но и для всего мирового хозяйства. Отношения России с зарубежными партнерами теперь выстраиваются на совершенно иных основах, чем в советские времена. Место государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, которая в значительной степени исходила из политико-идеологических приоритетов, заняли самостоятельные действия различных экономических агентов, преследующие коммерческие цели и интересы и регулируемые рыночными нормами, что, естественно, расширило экономическую базу процесса глобализации.
Вхождение страны в качестве активного рыночного игрока в уже сложившуюся и при этом исключительно динамичную конкурентную мирохозяйственную среду - дело весьма непростое. Необходимо иметь адекватное представление о сложных механизмах функционирования глобализирующего рынка, усвоить диктуемые им правила игры, овладеть современными формами и инструментами интегрирования в него, иметь ясное представление о путях обеспечения конкурентоспособности своей продукции и делать максимум возможного для реализации этой цели. Завоевание соответствующих ниш в мировом рыночном пространстве требует сочетания оперативности и взвешенности в принятии решений, способности к диалогу и компромиссу, гибкости и в то же время жесткости в отстаивании своих интересов. Естественно, что в подобных условиях необходима высокая квалификация экономического менеджмента, соответствующего современным требованиям, владеющего ситуацией, способного принимать эффективные решения с учетом состояния дел на всех уровнях экономической деятельности - от фи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.