На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация работы экскурсовода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  темы. Экскурсионная деятельность в современной туристической отрасли Кыргызстана является сложной и проблемной.
       Экскурсионный туризм, который в  недалеком прошлом был ведущей  отраслью туристско-экскурсионного  обслуживания в Кыргызстане и  характеризовался стабильными темпами  развития, в постперестроечное время  переживает глубокий кризис. Для  него стали характерны следующие  особенности, которые раньше не  наблюдались:
      - ярко, выраженная сезонность;
     - дефицит квалифицированных экскурсоводов  и гидов-переводчиков, способных  обеспечить высокое качество  экскурсии;
     - растет число "подпольных" экскурсоводов.
     С другой стороны, рост объема организованного  туризма в последние годы, возросшие  требования к качеству туристических  и экскурсионных услуг, требуют  конкретизации роли и задач экскурсионного обслуживания с учетом современных рыночных реформирований общества.
     Учитывая  возможности, которые раскрывает туризм в общественном развитии, на организаторов  экскурсионного обслуживания возлагается  ответственность, направленная на сохранение и рекреацию трудового потенциала и сохранения его здоровья; духовного, культурного физического и морального развития людей; формирование здорового способа жизни; внедрение экологической культуры.
     Государственная программа развития туризма в Кыргызстане до 2010 года первоочередной задачей выдвинула создание позитивного имиджа Кыргызстана на мировом туристическом рынке. Без динамичного прогресса в экскурсионной сфере, - эта задача практически не выполнима. В этом смысле исключительно важное значение приобретает содержательное наполнение турпродукта интересными, оригинальными, методически обеспеченными экскурсиями, которые бы способствовали достойной рекламе отечественного туристического продукта. Исходя из вышесказанного, считаем, что данная тема курсовой работы является актуальной.
     Теоретические основы экскурсоведения изложены в работах известных специалистов в этой отрасли Б. Емельянова, Р. Дьяковой, И.Зорина, В. Квартальнова, И. Чагайды, С. Грибановой.
     Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации работы экскурсовода, экскурсионного обслуживания.
     Для достижения цели, мы определили следующие  задачи:
     - исследовать основные подходы  к существующим определениям  понятия «экскурсия», раскрыть  ее сущность, функции и признаки;
     - детально рассмотреть технологию  создания нового экскурсионного  продукта, как основы всей экскурсионной  деятельности;
     - провести анализ вопросов, входящих  в круг организации экскурсионной  деятельности;
     - проанализировать правовое обеспечение  организации экскурсионного обслуживания  в Кыргызстане на современном этапе.
     - сделать обобщающие выводы по  теме работы.
     Предмет исследования – методы и технологи организации экскурсий
     Объект исследования – организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСКУРСОВОДА 

     §1.1. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 

     Экскурсионное обслуживание - организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих  потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и  профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств  познания.
     Экскурсионное обслуживание позволяет донести  до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При  участии в таких экскурсионных  мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности  личности в познании окружающей действительности.
     Избирательность человека в выборе экскурсионных  услуг носит подсознательный  характер. Турист выбирает те экскурсионные  услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая  загородную экскурсию, ее участники  не только удовлетворяют потребность  в познании, но и в сочетании  с эмоциональными и интеллектуальными  нагрузками ликвидируют дефицит  движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения  друг с другом. Таким образом, экскурсионное  обслуживание можно рассматривать  не только как часть комплексной  туристской услуги, но как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.
     Рассматривая  экскурсионное обслуживание как  результат деятельности туристско-экскурсионных  предприятий системы организованного  отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.
     Удовлетворение  потребностей туристов находится в  прямой зависимости от количественного  и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма организации экскурсионного обслуживания - это совокупность направлений  действий, имеющих конкретную цель – т.е. удовлетворение запросов и  потребностей экскурсантов. Целенаправленный характер работы по охвату населения  экскурсионными услугами осуществляется в следующих направлениях:
     Место проживания;
     Учебные заведения, учреждения, предприятия;
     Турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.
     Клубы, дома и дворцы культуры;
       Семинары, курсы, симпозиумы, конференции  и т.д.;
     Аэропорты, вокзалы, фестивальные площадки;
     Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес - план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложений экскурсионных  услуг на рынке сферы туризма  по видам экскурсий их тематики, с учетом состава участников. В  нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым  относятся:
     объем экскурсионных услуг, предоставляемых  населению, гостям страны;
     количество  туристов;
     прибыль от реализованных услуг.
     Данные  показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования  организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно  иметь следующую информацию:
     номера  телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;
     перечень  тем экскурсий;
     карты-схемы  экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности области  страны;
     список  номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов
     Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:
     транспортных  предприятий;
     средств размещения;
       предприятия питания;
     культурно - просветительных учреждений;
     предприятий, являющихся объектом посещения и  показа;
     с перечислением тем проводимых экскурсий, согласно их классификации с указанием  продолжительности, способа передвижения, место начала и окончания, скорости экскурсии.
     Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими  предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности его руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием последнему со стороны государства. 
 

    §1.2. Общие положения нормативно-правового регулирования экскурсионной деятельности 

       Организация экскурсионного обслуживания  в правовом поле происходит  с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов, общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в Кыргызстане; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в Кыргызстане) страхования и медицинской помощи, обеспечение безопасности, права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.
Статья 26. Экскурсионная  деятельность (2003 г.)
1. Для  организации и оказания экскурсионных  услуг в количестве более 5 человек субъекты туристской  индустрии обязаны пользоваться  услугами квалифицированных специалистов - экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков), включенных в реестр субъектов  туристской индустрии. 
Правила оказания услуг экскурсоводами или  лицами, оказывающими услуги экскурсоводов, определяются в договорах субъектов  туристской индустрии. Общие положения  о договоре оказания услуг по туристскому  обслуживанию применяются к договору оказания экскурсионных услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания экскурсионных услуг.
2. Заключение  договора на оказание экскурсионных  услуг удостоверяется экскурсионной  путевкой. Форма экскурсионной путевки  определяется в порядке, установленном  Правительством Кыргызской Республики. 

     Нормативно-правовые положения, которые устанавливают  квалификационные, организационные, технологические  и другие требования для осуществления  хозяйственной деятельности по организации  экскурсионного обслуживания закрепили  лицензионные условия для проведения экскурсионной деятельности.
     Согласно  данному документу субъекты туристической  деятельности, в том числе и  те, которые занимаются предоставлением  экскурсионных услуг, должны соблюдать ряд организационных требований. Одним из таких требований, являлось размещение на видном месте таких документов:
     - копии лицензии органа лицензирования;
     - копии свидетельства о государственной  регистрации субъекта предпринимательской  деятельности;
     - сведения о руководителе, его  заместителе, главного бухгалтера, менеджеров;
     - книга отзывов и предложений  граждан;
     - лицензионные условия;
     - перечень номеров телефонов, факсов  субъекта туристической деятельности.
     Определялись  также общие требования к служебному помещению; информационно-рекламной  деятельности; к заключению договоров  о предоставлении туристических  услуг, в том числе и экскурсионных.
     Лицензионные  условия непосредственно определяют требования к осуществлению экскурсионной  деятельности. Установлено, что экскурсионное  обслуживание туристов должно включать организацию всех видов экскурсий, посещение музеев, выставок, объектов социального характера и других экскурсионных объектов, предусмотренных  условиями экскурсии. Нормативно закрепляется, что экскурсионное обслуживание туристов должно осуществляться по программам, составленным субъектом туристической  деятельности, который осуществляет обслуживание, согласно с приобретенным  туром. Кроме указанных в программе  экскурсионных мероприятий субъект  туристической деятельности может  организовывать по желанию туристов дополнительное экскурсионное обслуживание за отдельную плату. 
 
 
 

     §1.3. Обеспечение безопасности, прав и интересов экскурсантов 

     Определяя безопасность в области туризма  как «…совокупность факторов, которые  характеризуют социальное, экономическое  и другие состояния обеспечения  прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства  в области туризма.
     Этим  документом определены условия, при  которых возникает риск для жизни  и здоровья человека при осуществлении  туристско-экскурсионного обслуживания, а также факторы риска. Они  классифицируются как:
     - травмоопасность;
     - влияние окружающей среды;
     - пожароопасность;
     - биологическое влияние;
     - опасность излучений;
     - химические влияния;
     - повышенная загазованность и  запыленность;
     - другие факторы;
     - специфические факторы риска.
     Кроме того, что стандарт дает трактовку  сущности каждого фактора риска, данным докуме6нтом закрепляются способы  снижения негативных действий и предупреждение неблагополучий, связанных с каждым из них, а также условия и методы осуществления контроля за выполнением правил безопасности.
     Известно, что действенным инструментом обеспечения  уверенности туристов и экскурсантов относительно защищенности их прав, интересов  и, особенно безопасности является страхование.
     С целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической (и  экскурсионной) деятельности обязаны:
     - информировать туристов о возможной  опасности во время путешествия,  необходимость выполнения общеобязательных  требований и предупредительных  мер;
     - создавать безопасные условия  в местах предоставления туристических  услуг, обеспечивать надлежащее  оборудование маршрутов и трасс  походов, прогулок, экскурсий;
     - обеспечивать специальные требования  во время оказания туристических  услуг с повышенным риском;
     - обеспечивать обучение туристов  средствам профилактики и защиты  от травм, предупреждения несчастных  случаев и оказания первой  необходимой помощи;
     - обеспечивать оказание оперативной  помощи лицам, пострадавшим во  время путешествия.
     Кроме этого, субъекты туристической деятельности должны предоставлять туристам необходимую  и достоверную информацию о предоставляемой  услуге, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения причиненного ущерба, условиях отказа от услуги; предоставлять туристические  и экскурсионные услуги в объемах  и сроках,
 

    Глава 2 ЭКСКУРСИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 

     §2.1. Структура и содержание экскурсии 

     Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего  мира. Этот процесс происходит с  использованием заранее выбранных  объектов, находящихся в природных  условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.
     Само  слово экскурсия происходит от латинского «экскурсио» - поездка и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс +ия).
     Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед  экскурсией, могут быть выражены, как  представляет Б.В. Емельянов, в следующей  последовательности: экскурсовод (с помощью объектов воздействует) на экскурсантов (помогая им) увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.
     Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
     Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность  экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношению к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных. Однако, это не единственное определение понятия экскурсии и ее сущности.
     Путь  развития экскурсии идет по линии  изменения ее сущности. Первоначально  экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск  лечебных трав. Затем перед ней  встали научные задачи, такие как  выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск новых форм самообразования  выдвинули перед экскурсиями  общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать  ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.
     В настоящее время экскурсия выступает  как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции  и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени  она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и характеризуется  как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
     Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.
     Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
     Принцип научности определяет научный характер экскурсии как формы воспитания и образования. Задачей экскурсии  является способствование расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.
     Принципы  идейности означают объективный  подход к содержанию фактического материала  при подготовке к экскурсии и  убежденность экскурсовода, излагающего  этот материал экскурсантам. Важно, чтобы  каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы  в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии –  тексты и методическая разработка.
     Материал  экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с  теми переменами, которые происходят в стране.
     Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки и техники. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.
     Функция организации культурного  досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в течение суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.
     Функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.
     Функция формирования интересов  человека. Задача экскурсии сообщить знания аудитории и вызвать интерес людей к конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.
     Каждая  конкретная экскурсия может выполнять  одновременно несколько функций. Это  зависит от того, с какой группой  экскурсантов она проводится. Для  детей и молодежи экскурсия –  это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, - функция  формирования интересов; для иностранных  туристов – функция информации.
     Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в  организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с  другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
Классификация – распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определенным признакам. Классификация экскурсий  представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.
Была принята  классификация экскурсий, оставшаяся неизменной до настоящего времени. Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
• по содержанию;
• по составу  участников;
• по месту проведения;
• по способу  передвижения;
• по форме проведения.
To, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.
В этом организованном процессе познания окружающего нас  мира огромную роль играет эмоциональная  сторона, которая является необходимым  компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод  должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость  от познанного и др.
Экскурсия –  это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты  физических и духовных сил.
Каждой экскурсии  присущи определенные признаки, при  отсутствии которых ее нельзя считать  таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии
- протяженность по  времени, обычно  от академического  часа до одного  дня; 
- наличие экскурсионной  группы (15 - 30 человек);
- наличие квалифицированного  специалиста-экскурсовода!
- осмотр экскурсионных  объектов, первичность  зрительных впечатлений; 
- знакомство с объектами  в движении и  на остановках  в частности, с  выходом из автобуса;
- четко определенная  тема, являющаяся  стержнем этого  осмотра, диктующая  его направление.
В настоящее  время в экскурсионной практике к выделению основных признаков  экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.  

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь,  делятся на следующие группы:
- исторические;
- историко-революционные; 
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные. 
В настоящее  время историко-революционные экскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы, которые получают все большее распространение в туристско-экскурсионных организациях с начала 90-х гг.
Каждая из перечисленных  тематических групп, в свою очередь, подразделяется по содержанию на определенные подгруппы.
Исторические  экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходили военные события, с показом военно-инженерных сооружений – крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.
Производственные  экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимость продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной-двух профессий.
В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.
Искусствоведческие  экскурсии объединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.
Литературные  экскурсии, обычно группируют следующим образом: литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, например, «Аил Шекер - родина Чингиза Айтматова», историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития кыргызской литературы («Чингиз Айтматов, Туголбай Сыдыкбеков, Аалы Токомбаев»), экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.
Для экскурсий  на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.
Группа экскурсий  на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям. Особенности подготовки и проведения экскурсий в православных храмах рассматриваются в практической части данного учебного пособия.  

По составу  участников экскурсии подразделяются следующим образом:
- для взрослых граждан  (сборных групп  всевозможных организаций,  студентов, профессиональных  групп и др.);
- для детей различных  возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего  и старшего возрастов);
- для местных жителей; 
- для иногородних; 
- для иностранцев. 
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для npофессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.
Но главными при учете особенностей экскурсионной  труппы являются образовательный уровень  и возраст ее участников. Важно, чтобы  сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на  слуху» у каждого, ним быстро пропадает  интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами  и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.
Таким образом, классификация экскурсий по составу  участников является своеобразным камертоном для экскурсоводов, помогающим с  первых минут выбрать верную «тональность» всей экскурсии. Это совершенно необходимо для достижения ее высокой эффективности, удовлетворения познавательного интереса участников экскурсии, и, что немаловажно, получения экскурсоводом удовлетворения от успешно проделанной работы.  

По месту проведения экскурсии подразделяются на:
- городские; 
- загородные;
- производственные;
- музейные;
- в культовых сооружениях  и монастырях.
Предлагаемое  деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном  подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
Экскурсионные организации проводят в городе и  так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается  во время экскурсии посещение  одного из городских музеев. Но экскурсия  в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.
Загородные  экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
Загородные экскурсии  бывают нескольких видов. Первый –  экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом  городе, богатом историко-культурными  объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в  качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии  в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию  в конечном пункте проводит экскурсовод  туристской организации, принимающей  группу или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует  экскурсионное учреждение, то экскурсию  в ней проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.
По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.
Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты! Аэропорты,, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.
Музейные  экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов он резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставка выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных музеях и т.п.
В культовых сооружениях  и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы, также они используются и в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется практически  во всех типах экскурсий, архитектурная  тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой экскурсиях, экологические материалы нельзя не учесть в экскурсиях на градостроительную  тематику и т.п.  

По способу  передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.
Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они  дают возможность познакомиться  с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный  показ объекты, значительно удаленные  друг от друга.
Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.
В настоящее  время экскурсионные организации  в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.
В комбинированных  экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.  

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим  образом:
- обычные экскурсии; 
- учебные; 
- экскурсии-массовки;
- экскурсии-прогулки;
- экскурсии-концерты.
Под обычными экскурсиями  понимается весь спектр обзорных и  тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями. Учебные экскурсии  в планах работ этих организаций  представляют собой форму повышения  профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводятся для слушателей курсов или семинаров по подготовке и  переподготовке экскурсоводов, при  подготовке экскурсоводов к новой  экскурсии.
Участники учебной  экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных  объектов, иллюстрациями из «портфеля  экскурсовода». В процессе экскурсии  они ведут записи своих впечатлений  от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом  проводит беседу о ее задачах, по окончании – подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.
Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации  учебного процесса, вид занятий в  учебных заведения различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.
Знания, получаемые во время географических экскурсий  и наблюдений в природе, привлекаются затем для объяснения явлений  и процессов, происходящих на земном шар Важная роль учебных экскурсий  в образовательных заведениях состоит  также в том, что с их помощью  осуществляете краеведческий принцип  обучения, т.е. использование местного географического материала при  изучении различных тем в курсах географии.
Имея представления  о природе и ее закономерностях, населении и хозяйстве родного  края, легче усваивать географию  более отдаленных районов страны, а также зарубежных территорий.
Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской  власти в России. Для них были характерны веселые шествия с  плакатами и знаменами под  духовой оркестр.
В настоящее  время экскурсии-массовки не встречаются  в практике экскурсионной работы. Но опыт по их организации и проведению, приобретенный в прошлые десятилетия, не должен быть окончательно предан забвению. Он может использоваться, например, при организации массовых мероприятий  в учебных заведениях.
Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, пещера. В этом виде экскурсий самостоятельное  общение экскурсантов с объектами  показа занимает больше времени, чем  и каких-либо других.
Экскурсию-концерт  проводят во время следования группы к месту экскурсии, например. Поездка  занимает продолжительное время, а  объекты для показа по экскурсионной  теме по дороге отсутствуют.
Поскольку вести  рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями  экскурсовода.
Деление экскурсий  на четко определенные группы и виды имеет большое значение в практической деятельности туристско-экскурсионных  организаций. И позволяет экскурсоводам верно ориентироваться в вопросах их подготовки и проведения, достигать высокого качества экскурсий и, как итог, повышения образовательной и воспитательной эффективности экскурсионного процесса. 

      §2.2 Технология создания экскурсионного продукта 

     Создание  новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий  участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности.
     Экскурсия – это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Технология создания новой экскурсии  достаточно сложный процесс, в котором  можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.
     Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем, экскурсию разрабатывают работающие в учреждении экскурсоводы, но иногда, в качестве консультантов приглашаются специалисты разных областей - научные работники музеев, преподаватели вузов и др.
     Подготовительная  работа – это определение темы, цели, задач экскурсии, подборка и  изучение материалов по теме, первоисточников, монографий, знакомство с музейными  документами, отбор, изучение и исследование экскурсионных объектов.
     Работа  над любой экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задачи. Это помогает авторам  экскурсии более организовано вести  работу в дальнейшем. Цель экскурсии  – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории  и культуры и другие объекты. Рассказ  экскурсовода подчинен той же конечной цели. Например: воспитание патриотизма  и любви к Родине, расширение кругозора  и получение дополнительных знаний из различных отраслей науки, культуры, искусства, истории.
     Задачи  экскурсии конкретизируют цель. Например, рассказать о производственном процессе на конкретном производстве. Четко  определенная цель определяет воспитательную направленность экскурсии, дает возможность  правильно сформулировать ее тему в  то время, как задачи экскурсии определяют основу вступительного слова экскурсовода.
     Каждая  экскурсия должна иметь свою тему, выбор которой является важным моментом в создании нового экскурсионного продукта. Расширение тематики – ассортимента сервисной деятельности туристско-экскурсионного предприятия – характерная черта  современного развития экскурсионного дела. Наличие широкого круга тем, разнообразие ассортимента экскурсионных  продуктов дает возможность удовлетворить  запросы различных категорий  населения.
     Тема- это главная мысль, основа, на которой строится показ и рассказ во время проведения экскурсии. Формулирование темы экскурсии должно представлять собой короткое, сжатое изложение ее основного содержания. Правильное формулирование темы дает возможность сконцентрировать внимание авторов экскурсии и экскурсоводов на определенном круге объектов и событий, которые должны будут освещаться. Тема определяет название экскурсии, которое призвано активизировать внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к восприятию экскурсии. Название должно быть четким и выразительным. В качестве названия иногда используют слова из песен и стихотворений.
     Отбор и определение информационных источников.
     В ходе подготовки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы  предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам  в использовании необходимого фактического и теоретического материала при  подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах  для удобства в работе группы и  тех экскурсоводов, которые в  будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне  называется автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература»  и «Дополнительная литература».
     Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные  архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. В качестве источников могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев  исторических событий. Однако, при использовании  этих источников, следует проявлять  осторожность. Обычно люди вносят в  описание событий много субъективного. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные факты и сведения.
     Изучение  источников (литературных, архивных, статистических) базируется на составленном перечне  ссылок на источники. Реализация этого  этапа подготовки экскурсии обеспечивает распределение источников между  экскурсоводами, которые осуществляют конспектирование, подбор цитат, примеров, фактов. Общим требованием к записям, которые осуществляются индивидуально, является соответствие источнику и  точность ссылки относительно их нахождения.
     В процессе подготовки новой экскурсии  много времени уделяется работе над содержанием экскурсии. В  начале работы над содержанием определяются хронологические рамки экскурсии (значительный исторический период, события нескольких лет или одно событие). Однако в любом случае, материал экскурсии формируется на основе тесной связи теории и практики, прошлого и настоящего.
     Кроме этого, необходимо заранее определить приблизительный объем фактологической информации. Необходимой для составления текста экскурсии, связь отобранного материала со зрительным рядом – объектами, которые предусмотрены для показа.
     Отбор и изучение экскурсионных объектов. Для раскрытия темы экскурсии  важным является – правильный отбор  объектов, поскольку они являются зрительной основой экскурсии и  на их показе строится рассказ экскурсовода.
     Экскурсионные объекты классифицируются:
     По  видам – на памятки (исторические, архитектурные, художественные, документальные);
     - объекты природы (леса, сады, заповедники,  заказники, национальные парки,  урочища, ландшафтные комплексы).
     По  содержанию – одноплановые (растение, животное, речка, здание, произведение искусства и пр.);
     - многоплановые (памятки архитектуры,  лес, поле, улица, площадь, местность,  которые связаны с определенным  историческим событием);
     По  функциональному  назначению – основные, на которых раскрывают подтемы;
     - дополнительные, которые показывают во время переездов и логических переходов.
     По  степени сохранности - сохраненные полностью;
     - сохраненные частично;
     - перестроенные и реконструированные.
     При отборе экскурсионных объектов их оценка проводится по таким признакам:
    познавательная ценность, т.е. связь объекта с определенными событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей;
    наличие полной, достоверной и интересной информации об объекте;
    художественная ценность памятника;
    необычность (экзотичность) объекта, его неповторимость, например, памятник Кожомкулу;
    связь с культурной традицией населения (верованиями, легендами, фольклором);
    выразительность и взаимодействие с внешней средой;
    сохранность;
    местонахождение.
     Количество  объектов, отбираемых для определенной экскурсии, согласовывают с требованиями последовательности показа. Так, для  местной тематической экскурсии, продолжительностью 4-5 академических часа, как правило,- это 15-20 объектов.
     Отбор объектов заканчивается составлением карточки или паспорта на каждый из них. В карточку заносятся данные о виде объекта (памятник архитектуры, обелиск, место боев, захоронение) и ряд характеристик (название памятки, историческое событие, связанное с данным объектом), описание памятки (автор, дата создания, материал изготовления и т.д.), источники сведений о памятке, состояние памятки и ее охрана, в каких экскурсиях данный объект используется, дата составления карточки и ФИО составителя). К карточке прилагается фотография объекта.
     Окончательный отбор объектов дает все основания  перейти к созданию самой экскурсии, ее технологической документации, которая  утверждена государственным стандартом, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:
     -3.11. технологическая карта экскурсии;
     - 3.13. контрольный текст экскурсии;
     - 3.14. материалы «портфеля экскурсовода»;
     - схема трассы маршрута транспортной  экскурсии.
     После завершения подбора, изучения и исследования экскурсионных объектов, следует  приступать к составлению маршрута экскурсии.
       Составление, объезд (обход)  маршрута экскурсии.  Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
     Межгосударственным  стандартом не разграничиваются туристический  и экскурсионный маршруты. В экскурсии  это перемещение экскурсантов от одного объекта к другому. Маршрут  находится в прямой зависимости  от темы экскурсии и объектов показа.
     Основные  требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация  показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и комплексный (тематико-хронологический). На практике трудно использовать хронологический  принцип маршрута из-за разбросанности объектов по городу. Но стремиться к  этому необходимо. Примером хронологического построения могут быть литературные, художественно-биографические экскурсии  о жизни и де6ятельности выдающихся людей. По тематическому принципу строятся тематические обзорные экскурсии, например «Литературный Бишкек».
     Экскурсионный маршрут должен быть сложен компактно. Желательно, чтобы переезд от одного объекта к другому не занимал  более 10-15 минут. В пешеходных экскурсиях интервалы между объектами должны быть незначительными, чтобы не нарушать восприятие материала.
     После составления маршрута участники  творческой группы осуществляют его  объезд (обход).
     Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной  темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся такие задачи:
    ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
    уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
    освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
    провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
    проверить целесообразность использования намеченных для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
    выбрать методику ознакомления с объектом;
    в целях безопасного передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры обеспечения безопасности.
     Следует также предусмотреть резерв времени (10-15 мин), поскольку возможны задержки на дорогах.
     Схему трассы маршрута следует оформить согласно с требованиями Межгосударственного  стандарта, который является обязательным и включает в себя такие сведения: перечень географических точек следования транспорта по маршруту; перечень остановок; определение места начала экскурсии. Схема трассы маршрута в обязательном порядке утверждается руководителем  туристической организации и  согласовывается с государственной автомобильной инспекцией, чем подтверждается проезд автобуса и разрешение на остановки и выхода туристов из автобуса для осмотра объектов.
     Кроме того, в настоящее время имеются  сложности с парковкой транспорта. Эти вопросы находятся в компетенции  городских коммунальных хозяйств, поэтому  вопросы парковки следует решать с указанной службой и получить специальные разрешения – пластиковые  карточки-пропуска.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.