На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безалкогольные напитки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Ведение  2
    Товароведная характеристика безалкогольных напитков и
   ассортимент 3
      Сырье 6
      Особенности производства безалкогольных напитков 8
      Упаковка, маркировка, хранение безалкогольных напитков 9
      Потребительские свойства газированных напитков 9
      Дефекты безалкогольных напитков 10
      Физико-химические показатели безалкогольных напитков 12
    Оценка качества безалкогольной продукции и технология
    производства 15
      Анализ торгово-экономической характеристики производства
    безалкогольных напитков 17
      Индустрия безалкогольных напитков 22
      Идентификация маркировки по ГОСТ Р 51074-2003 26
      Органолептическая оценка безалкогольных напитков 30
      Физико-химические оценка качества безалкогольных
    напитков (оценка, состав) 33
      Анализ влияния технологии на качество товаров
    безалкогольных напитков 36
Заключение 39
Список  используемых источников 41
Приложение  44 

 

Введение 

       В последнее время все больше увеличивается  ассортимент безалкогольных напитков в России. Зачастую производители для того, что бы снизить себестоимость продукцию разрабатывают различные технические условия, по которым в дальнейшем выпускают продукцию.
       Так же увеличивается на всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки, который является наиболее емким. И за частую за получением большей прибыли, производители разрабатывают ТУ для экономии себестоимости продукции. Поэтому целью курсовой работы является оценка качества безалкогольной продукции, а так же какие факторы влияют на качество данной продукции.
       Для достижения данной цели в работе будут рассмотрены следующие аспекты: Изучена товароведная характеристика безалкогольных напитков и их ассортимент, из какого сырья приготавливаться,  особенности производства, упаковка, маркировка, хранение, дефекты, физико-химические показатели безалкогольных напитков. А так же проведена оценка качества безалкогольной продукции и технология производства, по таким аспектам как: анализ торгово-экономической характеристики производства, индустрия безалкогольных напитков, идентификация маркировки, органолептическая оценка физико-химические оценка качества, а так что можно повлиять на технологию производства, какие инновации способствуют качеству продукции.
 

1. Товароведная характеристика  газированных безалкогольных
напитков 

       К газированным безалкогольным напиткам относят газированную воду с добавлением сиропов, реализуемую через сатураторную сеть, газированные напитки в бутылках и сухие газированные напитки. Основу первых двух составляет газированная питьевая вода.
       Для газированных напитков характерно искусственное  насыщение углекислотой до концентрации 0,3-0,6%. Помимо освежающего эффекта углекислота оказывает консервирующее действие при хранении напитков путем снижения рН напитка и бактерицидного воздействия на некоторые микроорганизмы. Освежающие и вкусовые свойства газированных напитков наиболее полно проявляются, когда они охлаждены до температуры 10-12 оС. Биологическая ценность газированных напитков может быть повышена путем витаминизации.
       Газированная  вода - это питьевая вода, насыщенная углекислотой, оптимальное содержание которой составляет около 0,4% массы.
       Газированные напитки в бутылках - это насыщенные углекислотой водные растворы смесей сахарного сиропа, плодово-ягодных соков, экстрактов, настоев, вин, эссенций и другого основного и дополнительного сырья.
       Газированные безалкогольные напитки в бутылках делят на 5 групп: на натуральном сырье, на синтетических ароматизаторах, тонизирующие, витаминизированные и для диабетиков.
       Напитки, приготовленные на натуральном сырье (соках, сиропах, экстрактах, настойках), отличаются значительным содержанием сахара (10-12%, а в последнее время 5-6%). Ассортимент этих напитков достаточно широк: Вишневый, Грушевый,Тархун, Клюквенный, Клубничный, Лимонад, Малиновый, Ситро, Крем-сода, Малинка, Рассвет. Основной особенностью трех последних напитков является исключение из рецептуры колера. Цвет их создается только за счет цвета сырья.
       Напитки на пищевых добавках — Вишневый, Малиновый, Клюквенный, Клубничный, Яблочный, Черносмородиновый. По органолептическим показателям эти напитки должны напоминать соответствующее плодово-ягодное сырье. На этикетках бутылок этих напитков обязательно указывается вид пищевой добавки, введенной в бутылку.
       Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, благодаря чему эти напитки способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. Так, в напитке Саяны содержатся настом лимонника, левзеи. Композиция напитка Байкал включает настои эвкалипта, лавра и некоторых других растений. Напиток Степной готовят на основе настоев грецкого ореха молочно-восковой зрелости, зверобоя, тысячелистника, солодкового корня, апельсина, зубровки, стеркулии платанолистной.
       Ассортимент «тоников» с каждым годом возрастает. В композицию напитков серии «Кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Спартак-Кола, Кола и др.) входит настой орехов кола, богатых кофеином и теобромином, обладающих специфическими горьковато-смолистыми, близкими к мускатному тону вкусом и запахом. В формировании сенсорных свойств напитка участвуют также добавляемые в него эфирные масла цитрусовых. Сахаристость напитка 5-6%. Темно-коричневый цвет ему придает добавленный колер. Однако в последнее время настой орехов колы туда на территории России не вводится. Кроме того, вместо сахара (сахарозы) вводят сахарозаменители. Данные напитки предусмотрены только для больных сахарным диабетом, а для остальных категорий населения категорически запрещены, поскольку нарушают работу желудочно-кишечного тракта.
       Витаминизированные  напитки отличаются повышенным содержанием  витамина С, вносимого в виде аскорбиновой кислоты или в составе высоковитаминных экстрактов соков и настоев (лимонного, апельсинового, черносмородинового). При использовании плодово-ягодных полуфабрикатов напитки одновременно обогащаются и витамином Р. Примером таких напитков являются Красная шапочка, Яблоко, Колокольчик, Черносмородиновый.
       Напитки для диабетиков вместо сахара содержат пищевой сорбит и другие сахарозаменители. Для ароматизации применяют лимонную и апельсиновую настойки, а так же ароматизаторы. Ассортимент: Пепси лайт, Апельсиновый, Вишневый, Лимонный, Цитрусовый.
       Сухие газированные напитки.  Сухие нешипучие  напитки представляют собой высушенную и размолотую смесь сахара-песка, экстрактов, ароматизаторов, пищевых кислот и пищевых красителей. Выпускают их в виде таблеток по 20 т или порошка. Ассортимент нешипучих сухих напитков: Черносмородиновый, Клюквенный, Яблочный, Вишневый.
       Сухие шипучие напитки представляют собой  смесь сахарозы, винной пищевой кислоты, ароматизатора, двууглекислого натрия, колера. Вместо сахара могут вводиться сахарозаменители, фруктоза. Поступают они в продажу в виде порошков или таблеток. Вырабатывают Инвайт, Инвайт плюс, Зуко, Грушевый, Освежающий и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Сырье 

       Сырьем  для изготовления газированных напитков служит натуральное сырье и синтетические ароматизаторы, красители, подсластители.
       К натуральному сырью относят сиропы, экстракты и настои. В пищевой промышленности применяют фруктовые сиропы и экстракты, настои эвкалипта, лавра, лимонника, левзеи, полыни, можжевельника, хинина, ореха кола.
       Сиропы  по внешнему виду подразделяют на: прозрачные; непрозрачные.
       В зависимости от используемого сырья  и назначения сиропы подразделяют на группы: на плодово-ягодном сырье; на растительном сырье; на ароматическом сырье (эссенциях, эфирных маслах, цитрусовых настоях, ароматических добавках); специального назначения.
       По  способу обработки сиропы подразделяют: с применением консервантов; без применения консервантов; горячего розлива; пастеризованные.
       Сиропы  на плодово-ягодном сырье получают путем добавления от 50 до 65% сахара к натуральным плодово-ягодным сокам. При этом название сиропов соответствует виду исходного плодово-ягодного сырья, из которого они получены: яблочный, грушевый, мандариновый, кизиловый, вишневый, клюквенный, черносмородиновый, клубничный и др.
       Сиропы  на ароматическом сырье производят путем добавления к водным растворам Сахаров соответствующих ароматизаторов, эфирных масел, цитрусовых настоек, ароматических добавок, красителей и кислот, имитирующих по внешнему виду, цвету, вкусу и аромату натуральные сиропы. К ним относятся сиропы Грушевый, Крем-сода и многие другие. Искусственные сиропы используют при продаже газированной воды.
       При оценке качества сиропов определяют органолептически только внешний вид. Из физико-химических показателей определяют массовую долю сухих веществ, которая должна составлять не менее 50%.
       Хранят  сиропы в темных сухих помещениях при температуре 0—22°С и относительной  влажности воздуха 75%. Гарантийный  срок хранения в этих условиях составляет в стеклянной таре без консервантов — 60 сут., с консервантами — 90 сут., горячего розлива — 120 сут. и пастеризованных — 180 сут. В остальных видах тары гарантийный срок хранения составляет всего 30 сут. без консервантов и 40 сут. с консервантом [22, 86 с].
       Экстракты плодово-ягодные получают концентрированием соков, в том числе упариванием их под вакуумом или вымораживанием до содержания сухих веществ 44—62% (обычно без добавления сахара). Продукт имеет густую консистенцию, насыщенную окраску, соответствующую цвету исходного сока.
       Используют  для выработки экстрактов только прозрачные плодово-ягодные соки с  минимальным содержанием пектиновых веществ и хорошо выраженным ароматом. Получают высококачественные экстракты, как правило, из сортов плодово-ягодного сырья с выраженным ароматом яблок, винограда, малины, вишни, смородины, цитрусовых. Экстракты, выработанные из сульфитированных соков, а также из соков дикорастущих яблок и груш, оцениваются только первым сортом.
       В зависимости от показателей качества экстракты выпускают высшего и 1-го сортов. По органолептическим показателям к экстрактам обоих сортов предъявляются практически одинаковые требования по внешнему виду, вкусу и запаху, цвету. Однако у экстракта 1-го сорта могут быть менее выраженными аромат и вкус, более темный цвет и допускается не более 0,3% легко отфильтровывающегося осадка пектиновых и белковых [6, 138 с].
       Выработанные  экстракты содержат при 20°С сухих  веществ (в%), не менее: виноградный — 62, клюквенный — 54, черносмородиновый  — 44, остальные — 57. Общая кислотность экстрактов (в пересчете на яблочную) колеблется от 1,8% -в виноградном экстракте до 20% в клюквенном, а в основном составляет 4—6%. Это гарантирует данному продукту хорошую сохраняемость при температурах от О до 20°С и относительной влажности воздуха не более 75%.
       Для проведения органолептической оценки качества экстракты предварительно разводят водой в следующих соотношениях: виноградный — 1:4,5; вишневый, гранатовый — 1:5; абрикосовый, сливовый, яблочный, грушевый и черносмородиновый — 1:5,5. Более кислые экстракты разводят водой в соотношениях 1: 6,5, 1:7,5 и 1: 8.
       Гарантийный срок хранения для экстрактов в алюминиевых  тубах и бочках составляет 1 год, в таре других видов — до 1,5 лет [6, 154 с.].
       Колер – это водный раствор карамелизованной сахарозы, полученный нагреванием сахара-песка до 180-200 оС, то есть до температуры, превышающей температуру плавления сахарозы. Плотность готового колера составляет 1,35, содержание сухих веществ 79-80%. Хранят колер в деревянных бочках. Его применяют для производства напитков, имеющих коричневый или светло-коричневый цвет [18, 148 с.].
       Основными компонентами современных газированных напитков стали пищевые красители (карамельные — Е150 либо каротиноидные красно-желтые растительные пигменты — Е120, 162) и ароматизаторы в виде эссенций синтетических душистых веществ. Также используют заменители сахара типа сорбита (Е420), аспартама (Е951) или ксилита (Е967) [4, 28 с.]. 

1.2 Особенности производства  безалкогольных напитков 

       Для получения газированной воды в сатуратор подают одновременно охлажденную до 4°С воду и углекислоту из баллона, доводя давление в сатураторе до 2 атм.
       Для получения газированных напитков в  бутылках в бутылки вносят определенную дозу купажного сиропа (смесь всех составляющих напитка, за исключением  газированной воды), разбавляемого затем газированной водой. После доведения до необходимого объема бутылки с напитком герметично укупоривают кронен-пробками. Ни более современных предприятиях существует другая схема приготовления: купажный сироп смешивают с холодной водой и насыщают углекислотой в больших емкостях, после чего разливают в бутылки, которые немедленно герметизируют.
       Стойкость  напитков  повышается  при введении консервантов — бензоата натрия, сорбиновой кислоты [20, 78 с.]. 

1.3 Упаковка, маркировка, хранение безалкогольных напитков 

       Напитки безалкогольные газированные разливают  в бутылки по 0,33л, 0,5л, 1,5л, 2л и герметично укупоривают кронен-пробками. Бутылки с напитками укладывают в ящики из древесины, картона или из полимерных материалов, а также в ящики и корзины металлические.
       Напитки сухие фасуют массой нетто по 20 г  в двойные пакетики; внутренний пакетик  может быть изготовлен из пергамента, подпергамента или целлюлозной  пленки, внешний — из писчей бумаги с красочной печатью. Маркировка безалкогольных напитков должна содержать все необходимые данные, предусмотренные стандартом, обязательно с указанием даты изготовления и срока хранения. В процессе перевозок и хранения оптимальная температура должна быть 2-12°С [20, 68 с.]. 

1.4 Потребительские свойства газированных напитков 

       Газированные  напитки должны быть прозрачными, без  осадка и мути, иметь цвет, соответствующий  данному виду напитка. Вкус и запах  должны быть приятными, свойственными  плодам и ягодам. Потеря прозрачности, появление мути и осадка могут свидетельствовать о развитии микроорганизмов,  химических  реакций. 
       Сухие нешипучие напитки. Полное растворение  таблетки или порошка должно произойти не более чем за 2 мин. Сенсорные свойства полученного напитка должны полностью соответствовать его наименованию, содержание сухих веществ — 5,0-6,0%, кислотность — от 2 до 3,5 мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка.
       Сухие шипучие напитки Содержание сухих  веществ в напитках, приготовленных из порошков, — 5,5-6,5%. Содержание солей тяжелых металлов, мышьяка, консервирующих веществ не допускается.
       Стойкость напитков различна (в сут.): непастеризованных  и без консервантов — 10; пастеризованных — 30; с консервантами — 20; сухих шипучих напитков — 30 [4, 65 с.]. 

1.5 Дефекты безалкогольных  напитков 

       Дефекты безалкогольных напитков могут быть вызваны микробиологическими процессами (болезни), пороками и недостатками.
       Из  микробиологических дефектов газированных напитков можно выделить бактериальное загрязнение и плесневелый запах и вкус.
       Бактериальное загрязнение возникает при наличии в напитке микроорганизмов выше допустимых норм ввиду нарушения санитарных условий обработки исходного сырья и технологического оборудования. Развитие микроорганизмов может сопровождаться помутнением, изменением вкуса и запах напитка.
       Плесневелый запах и вкус появляются при поражении  плесенью исходного сырья, технологического оборудования [3, 148 с.].
       Пороки  вызываются в основном физико-химическими  процессами, нарушающими стабильность систем напитка, вследствие чего появляются следующие дефекты:
       Потемнение  возникает, если в процессе производства напитков повышается содержание железа, при этом они могут приобретать неприятный металлический вкус.
       Небиологическое помутнение проявляется в результате химических взаимодействий между компонентами напитка и нарушения равновесия его коллоидной системы. Опалесценция газированных напитков, приготовленных на соках и экстрактах, содержащих повышенное количество пектиновых веществ, терпенов, либо при использовании воды с повышенным содержанием железа.
       Посторонние привкусы и запахи:
    Вяжущий (металлический, чернильный) формируется из-за соприкосновения напитка с непокрытыми железными поверхностями, высокого содержания железа в технологической воде;
    Солнечный неприятный вкус и запах (терпеноподобный и др.) с сероводородными тонами проявляется в бутылочных напитках при хранении на свету, особенно под действием прямых солнечных лучей вследствие фотохимической реакции, при которой многие вещества восстанавливаются с образованием меркаптанов, имеющих резкий неприятный запах. При этом данный дефект сопровождается помутнением напитка.
      Из  недостатков (незначительные отклонения в составе и свойствах напитков) наиболее распространенными являются:
    Хлорные привкус и запах возникают из-за избыточного хлорирования технологической воды;
    Фенольный (аптечный) привкус формируется ввиду избытка нитритов в технологической воде или использования в производстве хлорсодержащих материалов (хлорной извести, дезинфицирующих средств и т.п.).
       Дефектами напитков также считаются посторонние включения в напитках, посторонние привкусы (фильтр-картона и т.д.) [3, 149 с.]. 

 

1.6 Физико-химические  показатели безалкогольных  напитков 

       Установление  показателей качества безалкогольных напитков по стандартным показателям  решает цель выявления соответствия качества того или иного образца требованиям действующих стандартов. Эту цель обычно ставят при решении простейших задач. Поскольку в настоящее время провести комплексное исследование безалкогольных напитков по соотношениям отдельных сахаров невозможно, то, с учетом возможностей оснащения пищевых лабораторий, в действующие стандарты на безалкогольные напитки и введены наиболее простые и доступные для лаборанта со средней квалификацией методики определения [24, 201 с.].
       Из  физико-химических показателей при исследовании качества безалкогольных напитков определяют содержание сухих веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории) и стойкость в хранении при температуре 20°С, которая в зависимости от вида и качества напитка колеблется от 7 до 11 дней.
       Наиболее  сложная экспертиза проводится для установления фальсификации безалкогольных напитков. При этом могут быть следующие виды фальсификации:
       Качественная  фальсификация безалкогольных напитков (введение добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавление водой; замена одного типа напитка другим) очень широко применяется как в процессе их производства, так и в процессе реализации.
       Наиболее  опасная качественная фальсификация  напитков связана с заменой сахара на сахарозаменители без соответствующей  надписи на этикетке. Больной сахарный диабетом, зная, что в напитке должны быть сахара, перед его употреблением вкалывает себе дополнительную дозу инсулина. В то же время в напитке сахара отсутствуют, и больной соответственно передозирует инсулин, что приводит к гипогликемии его организма.
       Введение  искуственного красителя (например, в Фанту) можно обнаружить следующим методом, основанным на изменении рН-среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды и даже мыльного раствора) в объеме, превышающем объем напитка. При изменении рН-среды натуральные красители красного, синего, фиолетового цветов (антоцианы) меняют окраску: красный — на грязно-синий, синий и фиолетовый — на красный и бурый. Напитки желтого, оранжевого и зеленого цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить [18, 203 с.].
       Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка  изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.
       Напитки, имеющие в названии слово «кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма.
       Напитки на сахарозаменителях предназначены  только для больных сахарным диабетом 1 типа, а их рекламируют для употребления всему населению России, что приводит к нарушению углеводного обмена и формированию многих заболеваний у потребителей [18, 205 с.].
       Количественная  фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) — это обман потребителя  за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.
       Информационная  фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.
       При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; фирма-изготовитель товара; количество товара; вводимые пищевые добавки [5, 104 с.].
       К информационной фальсификации относится  также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить: каким способом изготовлены печатные документы; имеются ли подчистки, исправления в документе; является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю, и др [5, 106 с.].
       Проведение  экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и можно судить о длительности их хранения [24, 108 с.].
       При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов [24, 123 с.].
 

        2. Оценка качества  безалкогольной продукции  производителей 

     Объектом  исследования в курсовой работе является: анализ торгово-экономической характеристики производителей безалкогольных напитков, индустрия и ассортимент безалкогольных напитков, качество безалкогольной продукции реализуемой в розничной продажи на территории Алтайского края.
     Экспертизу  качества газированных напитков проводили  по трем основным направлениям:
     1. Органолептическая оценка газированных  напитков отечественного производства.
     2. Оценка физико-химических показателей  качества;
     3. Экспертиза маркировки и упаковки.
     Органолептические показатели - прозрачность, цвет, аромат и вкус - определяются органами чувств (зрением, обонянием, осязанием).
     При оценке органолептических свойств  безалкогольных газированных плодово-ягодных  напитков пользуются 100-балльной системой (табл. 2.1)
Таблица 2.1 Оценка органолептических свойств  безалкогольных напитков
Показатели  качества Количество  баллов при оценке
отлично хорошо удовлетворительно плохо
Прозрачность 15 14 13 Ниже 13
Вкус  и аромат 47-50 45-46 43-44 Ниже 43
Насыщенность  двуокисью углерода 34-35 31-33 29-31 Ниже 29
Итого баллов 96-100 90-95 85-89 84 и ниже
 
     Из  физико-химических показателей при  исследовании качества безалкогольных напитков определяли содержание сухих веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории).
     Маркировку  и упаковку оценивали визуально, проверяли на соответствие ГОСТ Р 51074-2003 [Приложение В].
 

2.1 Анализ торгово-экономической характеристики производства безалкогольных напитков
       Основными лидерами по производству и продажи  безалкогольных напитков в Калининградской области являются как мировые производители: Coca-Cola Hellenic, Pepsi Cola Company, так и российские производители: ООО «Фонте Аква»,группа компаний «Бородино»- Завод«Спасо-Бородинские воды», ООО «Парус», и другие.
       Coca-Cola Hellenic – одна из крупнейших  независимых компаний в мире  по розливу  напитков под  товарными знаками The Coca-Cola Company. Coca-Cola Hellenic ведет бизнес в 28 странах мира и является ведущей группой по производству напитков The Coca-Cola Company в Европе. Головной офис компании располагается в Афинах (Греция). Компания обслуживает население численностью около 550 миллионов человек, предоставляет рабочие места более 40 000 человек. Акции компании котируются на афинской, нью-йоркской, лондонской и австралийской биржах.
       В России Coca-Cola Hellenic представлена компанией  «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и является собственником 14 заводов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Самаре, Минеральных Водах, Волжском, Екатеринбурге,  Новосибирске, Красноярске и Владивостоке. В 2007 году начато строительство 15-го завода в Ростовской области. Компания также имеет в России более 80 дистрибуционных центров в крупных городах.
       Компания  производит и продает в России безалкогольные прохладительные напитки, как газированные, так и негазированные: Coca-Cola, Sprite, Fanta, питьевая вода BonAqua, холодный чай Nestea, спортивный напиток Powerade, энергетический напиток Burn, тоник Schweppes, квас «Кружка и Бочка», а также напиток «Фруктайм». В апреле 2005 года после приобретения компании «Мултон»  ассортимент продукции пополнился соками, нектарами и пюре под торговыми марками «Добрый», Nico, Rich, а также новой линейкой соков и нектаров для детского питания «Ясли-Сад».
       На  протяжении последних лет система  «Кока-Кола» является одним из крупнейших инвесторов среди производителей товаров  народного потребления. Объем инвестиций в российскую экономику на сегодняшний день превысил 1,8 миллиарда долларов США. В «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в России в настоящее время работают более 12 тыс. высококвалифицированных и прошедших профессиональную подготовку сотрудников.
       Из  местных производителей известной является группа компаний «Парус», которая основана в 1988 году. Адрес производства – г. Калининград, ул. Полтавская, 8. Тел.: +7 4012 648107 ,Факс +7 4012 686631. Производительная мощность по выпуску продукции - 5 млн. литров в месяц, может быть оперативно увеличена при необходимости. Общая площадь - 2,5 га. Сотрудники - 400 человек.
       Предприятие " ПАРУС " в течение многих лет  сотрудничает с фирмами России, СНГ, Австрии, Италии, Германии.
       Предприятие «Парус» не использует водопроводную воду.
       Предприятие даже не подключено к системе городского водоснабжения.
       Обеспечение качества и безопасности выпускаемых  напитков является неотъемлемой частью всего комплекса работ, связанных с организацией процесса производства. Масса факторов влияет на конечный продукт: качество воды, используемые компоненты и т.д. и за каждым аспектом, влияющим на качество конечной продукции, ведется постоянный контроль.
       Независимость контроля качества от производства является непременным условием выпуска качественного и безопасного продукта. Лаборатория предприятия располагает современными контрольно-измерительными приборами, позволяющими строго контролировать качество воды, используемых компонентов, упаковочной тары и конечного продукта на каждом этапе технологического процесса. На предприятии разработана система мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических точек технологического процесса на основе планируемых мер и наблюдений. Налажена система обмена данными по вопросам качества выпускаемой нами продукции с центром санитарно-эпидемиологического надзора по Калининградской области.
       Персонал, обеспечивающий контроль качества, имеет  высокую квалификацию и опыт работы, которые подтверждаются международными сертификатами.
       Являясь производителем газированных напитков и минеральной воды, ЗАО Парус занимается поставкой оборудования для производства и розлива напитков и других пищевых продуктов, как собственного производства, так и производства западноевропейских и американских производителей [28].
       ООО «Фонте Аква» - одно из немногих предприятий России в области производства минеральной воды и напитков, построенного целиком по заподноевропейскому техническому проекту в 2003 году и созданного под техническим руководством компании «Pernod Riccard - CFPO» (Франция). Впервые в России был осуществлен проект полного цикла производства легендарного французкого сокосодержащего напитка "Orangina".
       Международные стандарты качества напитка и  уникальная технология производства с использованием пастеризации, автоматизации процесса розлива и санитарной обработки оборудования, контроля качества готовой продукции и уникальная чистота природного артезианского источника воды - залог высочайшего качества и явного конкурентного преимущества предприятия на отечественном рынке безалкогольных напитков и минеральных вод.
       В связи со сменой владельцев торговой марки «Orangina», договор об эксклюзивных правах на производство и дистрибьюцию в России был приостановлен. Несмотря на это, «Фонте Аква» остается одним из самых инновационных и востребованных предприятий в России.
       Минеральная питьевая вода - самый необходимый  для современного человека элемент  здорового и полноценного питания. Проходя через десятки фильтрующих  слоев песчаника и известняка, в течении тысячелетий, накапливая минеральные вещества, артезианская вода является естественным и незаменимым источником эженргии и здоровья. Была проведена тщательная работа по выбору места добычи воды, с точки зрения его экологической безопасности, а так же с учетом минерального состава воды и отстутствия в ней нежелательных примесей (солей тяжелых металлов, нитратов и т.д.). Всё это привело к созданию и выводу на рынок России столовой минеральной воды «Калинов Родник».
       Система безопасности и контроля предприятия  полностью исключают попадание  в минеральную воду «Калинов Родник» органических соеденений и микроорганизмов. «Калинов Родник» - это вода без искуственной минерализации. Она обладает сбалансированным минеральным составом и полностью соответствует стандартам Западной Европы по выпуску минеральной воды.
       Ионный состав минеральной питьевой воды «Калинов Родник»:
       Гидрокарбонаты (HCO3) - 350-450 мг/л
       Кальций (Са) - 88 мг/л
       Магний (Mg) -24 мг/л
       Общая минерализация - 450-550 мг/л
       Глубина скважины составляет 155 метров.
       Предприятие «Фонте Аква» оснащено ультрасовременной системой трехстадийной очистки артезианской воды не изменяющей её ионного состава, обладает уникальным оборудованием и технологией производства сокосодержащих пастеризованных напитков «Orangina», системой автоматической санификации линии розлива и отделения подготовки купажного сиропа, осуществляет непрерывный контроль качества готовой продукции [29].
       Первым  производственным активом Группы Компаний «Бородино» стал завод «Спасо-Бородинские  воды», основанный в 1993 году на базе небольшого регионального предприятия по розливу напитков. Сегодня завод является одним из ведущих в стране производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Название заводу дал целебный Можайский источник артезианской воды, который находится на глубине 180 метров и с давних пор ценится за свои уникальные свойства. Благодаря микробиологически чистой воде, обладающей сбалансированным самой природой солевым составом, напитки "Бородино" отличаются мягким вкусом.
       На  месте старых цехов построены  новые помещения, оснащенные современным оборудованием для производства напитков. В кратчайшие сроки команда опытных профессиональных менеджеров наладила выпуск питьевой воды и лимонадов.
       В 1997 году завод «Спасо-Бородинские  воды» получил активное развитие в связи с запуском новых упаковочных линий и решением руководства выйти на рынок слабоалкогольных коктейлей (САК). Группа Компаний «Бородино» по праву считается основателем российского рынка САК. Более 10 лет разрабатывает и производит высококачественные слабоалкогольные напитки, владеет рядом популярных брэндов национального уровня: «Отвертка», «Вертолет», «Сакура» и «Отвертка party», «IceCQ», «Полторашка», энергетический напиток «XXL».
       В 1999 году завод приступил к розливу  соков и нектаров. Сегодня предприятие  выпускает соки и нектары под торговыми марками «7Я», «Mr. Juice» и «Monte Fresh», а так же питьевой воды "Спасо-Бородиинские"  и  "Mineraloff". За счет рестайлинга и вывода новых брендов завод с каждым годом расширяет свое присутствие на российском рынке. С 2006 года ассортимент продукции пополнился холодным чаем «Infinitea», а с 2007 года помимо кваса "Монастырский" выпускается квас брожения  «Старый». Квас брожения приготовлен из натуральных продуктов без консервантов по традиционным рецептам в специально оснащенном варочном цеху.
       Группа  Компаний «Бородино» владеет диверсифицированным  портфелем торговых марок, охватывающим более 140 видов напитков. Производственные мощности завода рассчитаны на ежемесячный выпуск 4,5 млн. декалитров САК, безалкогольных напитков и натурального кваса.
       Все предприятия на территории России сертифицированы  на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 14001:1996. Это подтверждает тот факт, что система качества, внедренная на предприятии, соответствует международным стандартам и способна гарантировать высокое качество продукции и услуг потребителям [27]. 

2.2 Индустрия безалкогольных напитков 

       На  всем рынке безалкогольных напитков сегмент сладкой газировки является наиболее емким. По имеющимся оценкам  за 2007 год, среднедушевое потребление газированных ароматизированных напитков превысило 35 литров. И рост рынка продолжается – в последние годы прирост продаж составлял примерно 8% в год. Однако заметим, что среднедушевое потребление газировки в России остается заметно более низким по сравнению с другими странами Восточной Европы, где средний потребитель в течение года выпивает 40–45 литров таких напитков и более [31].
       В то же время, хотя потребление газировки  стабильно увеличивается, можно  отметить, что в последние несколько  лет темпы роста ее продаж заметно отстают от аналогичных показателей в других категориях безалкогольных напитков, в частности соков или минеральной и питьевой воды. Иными словами, несмотря на увеличение объемов продаж газированных напитков, в структуре продаж безалкогольных напитков в целом их доля постепенно сокращается. Очевидно, в значительной степени это обусловлено тенденцией увеличения числа потребителей, ориентирующихся на более здоровые напитки, к которым газировки, содержащие, как правило, большое количество сахара, а также различные синтетические добавки и ароматизаторы, безусловно, отнести сложно.
       При дальнейшем анализе ограничимся  рассмотрением лишь рынком алтайского края газированных безалкогольных напитков как наиболее емкого и конкурентного.
       Распределение продаж газированных напитков по вкусам во многом обусловлено структурой продаж лидирующих на рынке международных гигантов – компаний The Coca-Cola Company и PepsiCo.
       Чуть  более трети общих продаж безалкогольных газированных напитков в денежном выражении обеспечивается напитками со вкусом колы. Практически весь объем сегмента приходится на продажи двух мировых лидеров индустрии безалкогольных напитков, доля отечественных игроков здесь несущественна. В то же время в качестве интересной тенденции развития категории можно отметить активизацию крупнейших розничных операторов, выпускающих колу под собственными торговыми марками: ООО «Парус», ООО «Фонте Аква» и другие.
       Вторую  и третью строки в рейтинге наиболее популярных вкусов занимают "лимон" и "апельсин". На следующей позиции располагается квас – категория, в последние годы демонстрирующая наиболее динамичное развитие: по имеющимся оценкам, за последний год общий объем продаж сегмента вырос примерно вдвое.
       Крупнейшим  игроком категории остается ЗАО "МПБК "Очаково": на его долю приходится более 2/3 продаж бутилированных квасов на московском рынке.
       В то же время для этой категории  в наибольшей степени характерны сезонные колебания продаж. Квас воспринимается потребителем как "летний" напиток, и значительная часть производителей ориентирована на выпуск этих напитков только в летние месяцы, тогда как зимой их производство сокращается или совсем прекращается.
       Основной  тарой для безалкогольных газированных напитков остается ПЭТФ-упаковка различной  емкости [Приложение Б]. В Москве почти 90% общих продаж рассматриваемой категории в стоимостном выражении составляют напитки, разлитые в ПЭТФ-бутылки. Из них чуть меньше 40% приходится упаковки емкостью 2 литра и более. Чуть меньше четверти продающихся на столичном рынке газированных безалкогольных напитков разливается в порционные ПЭТФ-бутылки емкостью меньше 1 литра. Еще почти столько же приходится на средние упаковки – от 1 до 2 литров: в основном это литровые и 1,5-литровые бутылки.
       Динамика  спроса на упаковки различной емкости подвержена сезонным колебаниям. В летний период возрастает доля небольших порционных упаковок – 0,5 литра, а также отмечается рост продаж 1,5-литровых бутылок. Причем увеличение доли продаж напитков в упаковке 1,5 литра во многом связано с сезонным ростом продаж квасов, которые разливаются, главным образом, в такую тару. В свою очередь доля 2-литровых емкостей в летний период снижается.
       Что касается других видов упаковки, таких  как стеклянные бутылки и алюминиевые  банки, то их доли, по сравнению с ПЭТФ, остаются небольшими, хотя и здесь можно отметить явный рост.   Следует заметить, что средняя цена напитков в стеклянных и алюминиевых упаковках заметно выше, чем в пластике.
       Крупнейшие  игроки:
       Как уже было сказано, российский рынок  газированных безалкогольных напитков контролируется крупнейшими международными компаниями – The Coca-Cola Company и PepsiCo.
       На  столичном рынке на долю этих компаний суммарно приходится более 70% общих  продаж категории по стоимости и  более 60% – в натуральном выражении. При этом если Coca-Cola продолжает укреплять свои позиции, то доля PepsiCo за рассматриваемый период существенно снизилась.
       Следующую строку в рейтинге занимает столичная  компания "Очаково", существенно укрепившая свое положение за последний год, прежде всего за счет продаж кваса.
       Далее примерно с равными долями по итогам продаж в январе–октябре 2006 года следуют  двух подмосковных производителей, также  предлагающих потребителям достаточно дорогую продукцию: ООО "МегаПак" (марка Hoop), заметно увеличившее свой удельный вес за рассматриваемый период, и "Ост-Аква" (ТМ "Напитки из Черноголовки").
       Доли  ООО "Слимкомпани" (Москва) и холдинга "Ранова" в стоимостном выражении невелики, однако в рейтинге продаж в натуральном объеме их позиции существенно выше: по итогам за 10 месяцев 2006 года, они занимают четвертую и пятую строки с долями 5,7 и 4,1% соответственно.
       Важно отметить тот факт, что для рынка  газированных напитков характерны существенные региональные различия: на нем присутствует огромное число локальных производителей, деятельность которых ограничивается рамками своих и, в лучшем случае, соседних регионов, где они занимают существенные доли рынка.
       Рассматривая  положение компаний - производителей газированных безалкогольных напитков в масштабах всей страны, можно  отметить те же особенности: во всех регионах рынок контролируют крупнейшие международные компании, в то время как масштабы деятельности отечественных производителей ограничиваются рамками "своих" регионов.
       Coca-Cola лидирует во всех регионах  России. Наибольшую долю в объеме  продаж компания занимает в  Дальневосточном округе – более  60% рынка. Самая низкая доля  отмечается в Центральном округе (без учета продаж в Москве и Московской области) – чуть более четверти.
       PepsiCo уступает своему основному конкуренту  на всех рынках, при этом, например, в Центральном регионе мировой  гигант занимает лишь третью позицию, пропустив вперед также ООО "ПК "Мастер".
       Среди отечественных производителей важно  отметить МПБК "Очаково", занимающее неплохие позиции в Московском регионе, а также в Южном округе; компанию "Мастер", которая входит в число 10 крупнейших производителей во всех регионах, кроме Юга и Сибири; "Слимкомпани", чья продукция достаточно широко распространена в Северо-Западном и Центральном округах, включая столичные регионы.
       Говоря  о перспективах дальнейшего развития рынка безалкогольных газированных напитков, можно отметить, что продолжится  его активный рост, хотя темпы роста продаж в ближайшие годы постепенно снизятся. К 2008 году среднедушевое потребление, предположительно, превысит 40 литров в год. 

2.3 Идентификация маркировки по ГОСТ Р 51074-2003 

       Для соответствия по маркировки, взято  три наименования  продукции: безалкогольный напиток «Лимонад» [Приложение Ж] выпускаемый ЗАО «Бородино», завод «Спасо-Бородинские воды», безалкогольный напиток «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква» [Приложение З] выпускаемый OOO «Фонте Аква», безалкогольный напиток «Coca-Cola» [Приложение И] выпускаемый OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».
       1. Идентификация маркировки безалкогольного напитка «Лимонад» выпускаемого ЗАО «Бородино», завод «Спасо-Бородинские воды».
       Наименование  продукта: безалкогольный сильногазированный напиток «Лимонад»
       Наименование  и местонахождение изготовителя: 143200, Россия, Московская обл., г. Можайск, Комсомольская площадь, д.12. Тел/факс (49638) 2-39-39,
       Товарный  знак: Лимонад 7Я
       Дата  розлива: 27.01.2011
       Срок  годности: 12 месяцев с даты розлива, указанной на таре
       Условия хранения: от 0°С до + 18°С
       Объем: 0,5 литра
       Состав  напитка: вода очищенная, двуокись углерода, лимонная кислота.
       Пищевые добавки: идентичный натуральному ароматизатор «Лимонад», краситель карамельный Е150d, подсластители Ацесульфам калия Е950 и Аспартам Е951.
       Пищевая ценность: не содержит углеродов
       Нормативные документы: ГОСТ 28188-89
       Информация  о подтверждение соответствия: РСТ  АЯ 82 [Приложение А]
       2. Идентификация маркировки  безалкогольного  напитка «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква» выпускаемого OOO «Фонте Аква»:
       Наименование  продукта: безалкогольного негазированного напитка «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква»
       Наименование  и местонахождение изготовителя:141850, Россия, Московская область, Дмитровский р-н,п.Деденево, ул. Набережная, 21. Тел/факс: (495) 363-46-82, www.fonteaqua.ru
       Товарный  знак: Калинов Родник
       Дата  розлива: 05.11.2010
       Срок  годности: 6 месяцев
       Условия хранения: от 0°С до + 26°С
       Объем: 0,5 литра
       Состав  напитка: артезианская вода, сахар, лимонная кислота, концентрированный яблочный сок.
       Пищевые добавки: пищевой посластитель «Аспасвит Люкс», натуральные ароматизаторы «Замутнитель нейтральный», «брусника», «Терпкость», идентичный натуральному ароматизатор «Клюква», консерванты – сорбат калия, бензоат натрия, пищевые красители – карамельный колер, азорубин, загуститель ксантановая камедь.
       Пищевая ценность,углеводы: 2,3г/100см3
       Нормативные документы: ГОСТ 28188-89
       Информация  о подтверждение соответствия: РСТ  АЯ 82
       3. Идентификация маркировки  безалкогольного  напитка «Coca-Cola» выпускаемый OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»:
       Наименование  продукта: сильногазированного безалкогольного напитка «Coca-Cola»
       Наименование  и местонахождение изготовителя: Россия, г.Нижний Новгород, ул. Баумана,66. Единый центр по работе с потребителями: Москва, 119633, а/я 116, тел: 8-800-200-2222
       Товарный  знак: Coca-Cola
       Дата  розлива: 29.10.2010
       Срок  годности: 6 месяцев
       Условия хранения: от 0°С до + 30°С
       Объем: 1 литр
       Состав  напитка: вода, сахар, диоксид углерода, ортофосфорная кислота.
       Пищевые добавки: краситель (сахарный колер 4), натуральные ароматизаторы, кофеин.
       Пищевая ценность на 100мл: Белки-0г, Жиры-0г, Углеводы-10,6г.
       Нормативные документы: ТУ 9185-021-40227765.
       Информация  о подтверждение соответствия: РСТ АЯ 79
       В соответствии ГОСТа Р 51074-2003 [Приложение Е] все три образца соответствуют требованиям нормативного документа, производители дают полную информацию, на этикетках своего товара. 

Таблица 2.1 Идентификация маркировки по ГОСТ Р 51074-2003
Показатели «Лимонад» ЗАО «Бородино», завод «Спасо-Бородинские воды»143200, Россия, Московская обл., г. Можайск, Комсомольская площадь, д.12. Тел/факс (49638) 2-39-39,        «Калинов  Родник Морсовые ягоды Клюква» ООО «Фонте Аква» 141850, Россия, Московская область, Дмитровский р-н,п.Деденево, ул. Набережная, 21. Тел/факс: (495) 363-46-82, www.fonteaqua.ru          «Coca-Cola»  OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Россия, г. г.Нижний Новгород, ул. Баумана,66. Единый центр по работе с потребителями: Москва, 119633, а/я 116, тел: 8-800-200-2222
Маркировка Товарный знак: Лимонад 7Я Дата  розлива: 27.01.2011
Срок  годности: 12 месяцев
Условия хранения: от 0°С до + 18°С
Объем: 0,5 литра
Состав  напитка: вода очищенная, двуокись углерода, лимонная кислота.
Пищевые добавки: идентичный натуральному ароматизатор «Лимонад», краситель карамельный Е150d, подсластители Ацесульфам калия Е950 и Аспартам Е951. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нормативные документы: ГОСТ 28188-89
Информация  о подтверждение соответствия: РСТ  АЯ 82
Товарный знак: Калинов Родник Дата  розлива: 05.11.2010
Срок  годности: 6 месяцев
Условия хранения: от 0°С до + 26°С 

Объем: 0,5 литра
Состав  напитка: артезианская вода, сахар, лимонная кислота, концентрированный яблочный сок.
Пищевые добавки: пищевой посластитель «Аспасвит Люкс», натуральные ароматизаторы «Замутнитель нейтральный», «брусника», «Терпкость», идентичный натуральному ароматизатор «Клюква», консерванты – сорбат калия, бензоат натрия, пищевые красители – карамельный колер, азорубин, загуститель ксантановая камедь. 

Нормативные документы: ГОСТ 28188-89
Информация  о подтверждение соответствия: РСТ АЯ 82
Товарный знак: Coca-Cola Дата  розлива: 29.10.2010
Срок  годности: 6 месяцев
Условия хранения: от 0°С до + 30°С 

Объем: 1 литр
Состав  напитка: вода, сахар, диоксид углерода, ортофосфорная кислота.
Пищевые добавки: краситель (сахарный колер 4) натуральные ароматизаторы, кофеин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нормативные документы: ТУ 9185-021-40227765
Информация о подтверждение соответствия: РСТ АЯ 79
Заключение  о соответствии соответствует соответствует соответствует
 
 
2.4 Органолептическая оценка качества безалкогольных напитков 

       Для определения органолептических  показателей проведена оценка качества безалкогольных напитков: «Лимонад» (Завод «Спасо-Бородинские воды») таблица 2.2,  безалкогольный напиток «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква» (OOO «Форте Аква») таблица 2.3, безалкогольный напиток «Coca-Cola» (OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») таблица 2.4. 

Таблица 2.2 Органолептическая оценка качества безалкогольного сильногазированного напитка «Лимонад» по ГОСТ 28188-89
Показатели По ГОСТу Фактически Соответствие  стандарту
Цвет Непрозрачная  жидкость. Допускается наличие взвесей  или осадка частиц хлебных припасов, без семян и посторонних включений, не свойственных продукту Непрозрачная  жидкость, без осадка и посторонних включений Соответствие  стандарту
Вкус  и запах Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Соответствие  стандарту
 
      Вывод: Согласно ГОСТ 28188-89 безалкогольный сильногазированный напиток «Лимонад», соответствует стандарту по всем органолептическим показателям, и допускается для реализации в розничной торговле. 

Таблица 2.3 Органолептическая оценка качества безалкогольного негазированного напитка «Калинов Родник Клюквенные ягоды Клюква» по ГОСТ 28188-89
Показатели По ГОСТу Фактически Соответствие  стандарту
Цвет Непрозрачная  жидкость. Допускается наличие взвесей  или осадка частиц хлебных припасов, без семян и посторонних включений, не свойственных продукту Непрозрачная  жидкость, без осадка и посторонних включений Соответствие  стандарту
Вкус  и запах Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Соответствие  стандарту
 
      Вывод: Согласно ГОСТ 28188-89 безалкогольный негазированный напиток «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква», соответствует стандарту по всем органолептическим показателям, и допускается для реализации в розничной торговле. 

Таблица 2.4 Органолептическая оценка качества сильногазированного безалкогольного напитка «Coca-Cola» по ГОСТ 28188-89
Показатели По ГОСТу Фактически Соответствие  стандарту
Цвет Непрозрачная  жидкость. Допускается наличие взвесей  или осадка частиц хлебных припасов, без семян и посторонних включений, не свойственных продукту Непрозрачная  жидкость, без осадка и посторонних включений Соответствие  стандарту
Вкус  и запах Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Характерный для  данного вида напитка, без посторонних привкуса и запаха Соответствие  стандарту
 
      Вывод: Согласно ГОСТ 28188-89 безалкогольный сильногазированный напиток «Coca-Cola», соответствует стандарту по всем органолептическим показателям, и допускается для реализации в розничной торговле.
       В соответствии по ГОСТ Р 28188-89 [Приложение Е] все три образца: «Лимонад» (ЗАО Бородино, завод «Спасо-Бородинские воды»»),  безалкогольный напиток «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква» (OOO «Фонте Аква»), безалкогольный напиток «Coca-Cola» (OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») соответствуют требованиям нормативного документа, производители дают полную информацию, на этикетках своего товара.
 

2.5 Физико-химические оценка качества безалкогольных напитков 

       При оценке физико-химических показателей качества безалкогольных напитков: «Лимонад» (ЗАО «Бороднино» завод «Спасо-Бородинские воды») таблица 2.5,  безалкогольный напиток «Калинов Родник Морсовые ягоды Клюква» (OOO «Фонте Аква») таблица 2.6, безалкогольный напиток «Coca-Cola» (OOO «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») таблица 2.7. применялось методики в соответствии с ГОСТом 28188-89.
       Сущность  методики:
       Полнота налива определяется в градуированном цилиндре по верхнему краю мениска. За окончательный результат принимают среднее арифметическое значение наполнения 10 бутылок, в мл (см3). Допустимые отклонения полноты налива для одной бутылки не должны превышать + 2%.
       Содержание  сухих веществ в соке определяют по ГОСТ 6687.2-90. «Продукция безалкогольной промышленности. Методы определения сухих веществ» рефрактометрическим методом по сахарозе. Сок перед нанесением капли на нижнюю призму рефрактометра фильтруют, определение проводят при температуре 20 °С.
       Определение кислотности проводят по ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные». Метод определения титруемой кислотности». Метод основан на потенцнометрнческом титровании стандартным титрованным раствором гидроксида натрия до значения рН 8.1. [11, 68 с.]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.