На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Административная ответственность: сущность, структура, цели

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Одним из основных методов государственного управления является метод принуждения, проявляющийся, помимо прочего, в применении мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний. Юридическая ответственность, независимо от ее вида, характеризуется рядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение (на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения, наступление в виде неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.
        Виды юридической ответственности  не столь многообразны, как можно было бы себе представить. Собственно специальные виды юридической ответственности выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное, гражданское, трудовое и административное. Прочие отрасли права «пользуются» существующими видами юридической ответственности, т.е. нарушение норм данных отраслей права в зависимости от характера общественных отношений, степени и меры причиненного вреда и других обстоятельств квалифицируется как преступление (уголовное правонарушение), административный проступок или деликт, дисциплинарный проступок либо нарушение имущественных прав, влекущее применение мер материальной (в рамках трудового права) или гражданско-правовой ответственности.
      Административное  право располагает собственным видом юридической ответственности – административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.
      Современный уровень разработанности проблем  юридической ответственности порождает неоднозначность выводов в научной литературе в отношении отдельных вопросов указанного института.
      Одним из видов юридической ответственности  является административная ответственность. Изучение института юридической ответственности, безусловно, является актуальным.
     Административная  ответственность является необходимым  стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них.
     Объектом  исследований в контрольной работе выбрано понятие административная ответственность как правовое явление.
     Предметом исследований выступают теоретические  основы и структурное содержание административной ответственности.
     Методы, с помощью которых изучается  предмет: общенаучные (анализ, сравнение, конкретизация), специальные (системный, структурно-функцио-нальный, исторический), частноправовые (формально-юридический, сравнительно-правовой).
     Целью данной работы является описать сущность административной ответственности и представить сравнительную характеристику административной ответственности с другими видами юридической ответственности. 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

     Юридическая ответственность представляет собой  особую разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях человеческой жизни. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами нрава, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.
     Юридическая ответственность всегда связана  с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.
     Основная  черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.
     Рассматривая  отношение ответственности в  развитии, в нем нужно различать следующие стадии: а) возникновение юридической ответственности; б) выявление правонарушения; в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности1.
     Юридическая ответственность по своей природе далеко не одинакова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку:
     I) уголовную; 2) гражданскую; 3) административную; 4) дисциплинарную; 5) материальную; 6) процессуальную; 7) конституционную.2
     Все названные виды ответственности  являются традиционными и хорошо известными, за исключением, пожалуй, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.
      К основным принципам юридической  ответственности в Российской Федерации, которые отражены и в нормах международного законодательства, можно отнести следующие.
      Ответственность наступает лишь за деяния, являющиеся противоправными. Данный принцип главным образом обращен к законодателю и затрагивает деятельность правоприменителя.
      Принцип справедливости охватывает своим содержанием  следующие требования: нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;  недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство; закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы; за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание; характер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
      Принцип законности состоит в том, что  юридическая ответственность: может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом; должна применяться в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями; предполагает обоснованное применение, т.е. факт совершения конкретного правонарушения должен быть установлен как объективная истина.
      Главное назначение и направленность презумпции невиновности заключается в обеспечении: процессуального содержания органов и лиц, ведущих процесс, в отношении обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; исключение обвинительного уклона; строгое следование закону. При этом должен строго соблюдаться принцип презумпции невиновности. Он закреплен в Конституции Российской Федерации3. Его смысл заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
      Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает: индивидуализацию государственно-принудитель-ных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя; возможность смягчения и даже отказа от примениния мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.
      Принцип неотвратимости наказания предполагает: ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства; быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершение правонарушения; высокий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов.4 

 

2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

     Административная ответственность – особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.). Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.
     Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности – ответственности административной. Административную ответственность характеризуют следующие признаки5: она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ, и состоит в применении к виновным административных наказаний; основанием ее применения является административное правонарушение, порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами;  к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;  она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами); любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:  нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); фактическое (неправомерные деяния субъектов права);  процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).
     Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме – это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).
     Многие  годы роль административной ответственности  в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам. Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание), важна также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей. Являясь видом юридической ответственности, административная ответственность в процессе осуществления управленческой деятельности государства проявляется в форме перспективной и ретроспективной ответственности. Позитивная административная ответственность означает, что субъект права поступает согласно административно-правовой норме. Негативная – содержит оценку совершенного субъектом права административного правонарушения, за которое он претерпевает лишения личного и имущественного характера.
      Для классификации административных правонарушений в литературе приводятся различные основания и критерии. Представляется, что важными критериями этих правонарушений являются: 1) степень общественной опасности и вредности поступка, с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств; 2) субъект проступка; 3) объект проступка – родовой, видовой; 4) объективная сторона проступка – действие, бездействие, простота, сложность, время, место и способ совершения; 5) субъективная сторона проступка. Следует согласиться с Р.Л. Хачатуровым и Р.Г. Ягутян, которые считают, что «для правильной квалификации проступков целесообразно выделение видового объекта, который является частью родового объекта и учитывает особенности объекта административного проступка, например, в сфере отношений в местах проведения зрелищных представлений – театре, кинозале, различных дворцах, клубах и т.п., в сфере отношений на транспорте: метро, воздушном, морском, железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта»6.
      До  сих пор в теории административного  права еще не сложилось единого понимания административной ответственности. Одни ученые отстаивают узкое понимание ответственности, другие – широкое. Например, широкое понимание административной ответственности есть у В.М. Манохина, который отождествляет его с понятием административного принуждения7.
      Представляется, что административное принуждение не может отождествляться с административной ответственностью. Принуждение в административном праве шире понятия административной ответственности в ретроспективном аспекте. Первое включает в себя и ряд других мер, но не мер ответственности, а мер пресечения административных правонарушений, например административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие документов для проверки. Все эти меры направлены на пресечение административных правонарушений, а также на обеспечение своевременного и объективного рассмотрения дел.
      Некоторые административисты рассматривают  административную ответственность как применение всех административных санкций или как применение всех мер административного принуждения. Прав И.И. Веремеенко, считая, что соотношение мер административного принуждения и санкций – сотношение целого и части, поскольку применение мер административного принуждения необязательно связывать с правонарушением, в отличие от применения санкций8.
      Для того чтобы в административно-правовой литературе прекратить терминологический спор о соотношении административного принуждения и административной ответственности, а также мер ответственности и мер принуждения, целесообразно, меры или санкции, входящие в структуру административной ответственности, именовать термином «административные наказания». К административным наказаниям относятся штраф, изъятие предметов, явившихся орудием совершения административного правонарушения, конфискация этих же предметов, лишение специального права, административный арест.
      До  сих пор нет сложившейся классификации  мер административного принуждения  и административных наказаний. Ряд  авторов выделяют наказания: а) морального характера; б) денежные и имущественные; в) обратные на личность нарушителя.
      Некоторые авторы выделяют три следующих вида административных наказаний: предупреждение; штраф; конфискация имущества. Прежде всего, сознание и убеждение личности регулируют конкретные поступки субъектов административно-правовых отношений. Но в сегодняшнем обществе при активном процессе подмены ценностей приходится надеяться лишь на негативную, принудительную ответственность при грамотном расширении сферы административного принуждения в области охраны общественного порядка и ужесточении административных санкций.9
      Ретроспективная административная ответственность наступает в случае совершения правонарушения. Чтобы привлечь лицо к административной ответственности и наложить соответствующее административное наказание, нужно в каждом конкретном случае определить состав административного правонарушения, т.е. совокупность элементов (признаков), при наличии которых противоправное деяние признается административным правонарушением. Состав административного правонарушения слагается из четырех элементов: субъекта и субъективной стороны; объекта и объективной стороны; к административной ответственности можно привлекать лишь при наличии всех указанных элементов.
      Следует также различать правовые (нормативные) и фактические основания ретроспективной административной ответственности. Как уже отмечалось, ретроспективная юридическая ответственность возникает и назначается за виновное совершение противоправного деяния. Поэтому административная ответственность может выражаться только в одном из видов административного наказания. По существу состав административного правонарушения является главным нормативным основанием административной ответственности. Закрепление в норме его признаков является гарантией законности в применении института административной ответственности. К ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения.
      Отсутствие  хотя бы одного из предусмотренных  в законе признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом, следовательно, и отсутствие оснований административной ответственности. Отсутствие события и состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП является обстоятельствами, исключающими производство по делу, в этих случаях оно не может быть начато, а начатое – подлежит прекращению.
      Понятие «субъекты административной ответственности» включает в себя два понятия «субъекты административных правонарушений» и «органы административной юрисдикции». Согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
      В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.10 

 

3. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

      Субъектами  административного правонарушения являются физические и юридические лица. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
      Особым  субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и некоторых других они несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, могут вместо применения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
      Существенными особенностями в качестве субъектов  административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.
        Под должностными лицами, согласно  Кодексу об административных  правонарушениях, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
      Совершившие административные правонарушения в  связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций.
      Обладают  определенными особенностями и  такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, законно их заменяющие. Они несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности мелкого хулиганства, подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться предупреждению или административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.
      Кодекс  об административных правонарушениях определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать административные дела этой категории:
      1) судьи (мировые судьи);
      2) коллегиальные юрисдикционные органы  при районных, городских, районных в городах исполнительных органах, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
      3) федеральные органы исполнительной  власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями, задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.
      Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.11
      Следует отметить, что долгое время в юридической  литературе административная ответственность рассматривалась как ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная, не влечет судимости и применяется, как правило, не судом, а органами государственного управления. Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения. Так считали И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшин: «административная ответственность наступает при условии, что: 1) правонарушение не достигает такой степени общественной вредности, преодоление которой требует возложения уголовной ответственности; 2) правонарушение не является, как правило, дисциплинарным проступком; 3) целью возложения ответственности не является возмещение причиненного имущественного вреда». А.Е. Лунев понимает под административной ответственностью такую ответственность, которая применяется органом управления в случаях совершения запрещенных государством действий или несовершения предписанных действий. Е.В. Додин утверждал, что позитивная ответственность не включает административную. Последняя выступает только, подчеркивал он, как ответственность ретроспективная, т.е. ответственность за правонарушения.
      Аналогичные определения административной ответственности  содержатся в трудах многих специалистов в области административного права.
      И только в 80-е годы в литературе по административному праву стала  отмечаться ведущая роль воспитательного значения позитивной ответственности.12
      В административно-правовой теории вопрос о классификации административных правонарушений исследован недостаточно и нуждается в дальнейшем уточнении и разработке.
      Согласно  гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях выделяют следующие виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: мелкое хулиганство, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.