На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль парков культуры и отдыха в организации досуга городского населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 негосударственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Восточная  экономико-юридическая гуманитарная академия»
(Академия  ВЭГУ)
Институт  современных технологий образования
(ИНСТО)
 
 
 
 
 
 
    Курсовая работа
 
Тема:   Роль парков культуры и отдыха в организации досуга    городского населения
 
Специальность:  Социально-культурная деятельность
 
Специализация:  Экономика и управление в социально-культурной деятельности
 
 
Дисциплина:  История социально-культурной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Выполнила:                 Новикова Ирина Темуровна
М
18.10.2010
   
                                                                        
  ПДО: г Оренбург,                  5   курс
   
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
      ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................2
 
      I. История русского садово-паркового искусства........................................6
        1.1.Русское садово-парковое искусство  Vв. до н.э.- XVIII в....................6
        1.2.Русское садово-парковое искусство XIX- н. XX вв............................11
 
      II. Роль парков культуры и отдыха в организации досуга городского.......13         населения
        2.1.Парки как один из социально-культурных  институтов.......................13
        2.2.Роль парков культуры и отдыха.............................................................14
        2.3.Деятельность парков культуры  и отдыха.............................................16
 
      III. Особенности организации досуга городского населения в парках        культуры и отдыха.....................................................................................18
         3.1.Деятельность парков культуры и отдыха г. Оренбурга.
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................21
      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................23
      ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ.
 
      Актуальность  выбранной темы несомненна. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков культуры и отдыха. Сейчас предпочтение отдают парку атракционов и совсем мало культмассовой деятельности.   В     Оренбурге театрализованные представления проводятся 3-4 раза в год.
 Каким будет парк? Какова его целевая направленность? Эти вопросы хотя и волнуют специалистов паркового дела, но исчерпывающего ответа хотя бы по поводу строительства парка будущего пока нет. На повестке дня традиционные, уже частично опробованные пути: вырабатываются меры, которые лишь в какой-то степени способствуют социальному функционированию парка.
      Социальная  значимость настоящей работы обусловлена  фактическим отсутствием теоретического и исследовательского материала  по выбранной тематике. Среди теоретических  наработок можно выделить следующие  работы.
      Степень разработанности проблемы на данный момент отражается следующими материалами. В работе "Парк как произведение искусства" академик Д. С. Лихачев  говорит о парках как о месте "идеального" взаимодействия человека и природы, "идеального" для  каждого этапа человеческой истории. Автор раскрывает самые значимые, с его точки зрения, проблемы сохранения садово-паркового искусства, говорит об экологии культуры как о науке, изучающей всю "окружающую человека среду". Еще совсем недавно эта проблема не входила в число перспективных для парка. Стояли разные задачи: увеличения нормы зелени на жителя, обеспечения полноты мероприятий в парке, массовости и комфортности отдыха посетителей. По мере развития экологического мышления все резко изменилось. Две статьи сборника, посвященные экологии в самом широком толковании, показывают многообразие как самих вопросов, решаемых этой наукой, так и подходов к их решению, их постановке. Академик Д. С. Лихачев развернул в своей статье систему принципов интерпретации экологических проблем парка, показал, что для парков еда экология не просто еще один раздел знания, а взгляд, отношение, подход к профессиональной деятельности.
В статье Л. Н. Селиверстовой "Парковое дело и организация  досуга населения" поднимается комплекс злободневных вопросов парковой подотрасли. Автор впервые предпринимает попытку рассмотреть парк не изолированно, а в контексте его взаимосвязей с подотраслевыми службами и организациями, проблематизируя современную ситуацию и выявляя существующие противоречия в подотрасли в целом. Контуры обозначенной проблемной ситуации детализируются и углубляются в статьях О. В. Григорьева, А. В. Глотова, Н. А. Шкленикене.
В статье О. В. Григорьева "Экономический механизм современного парка" рассматривается развитие парковых услуг через призму его основных социальных функций, интересов и потребностей населения. Автор предлагает выработать такой экономический механизм, который способствовал бы углублению эколого-рекреационных функций, в наибольшей мере отвечающих современным потребностям, интересам и запросам посетителей парков.
Важнейшей статьей  дохода парков от платных услуг являются аттракционы. Вместе с тем на сегодняшний  день это одна из самых болевых  точек подотрасли. А. В. Глотов анализирует  формирование парковых аттракционных комплексов на основе архитектурно-планировочного подхода, позволяющего реализовывать возможности аттракционов как средства организации досуга. Ведь именно парк может стать одним из ведущих центров индустрии досуга. Идея создания центров досуга была связана как раз в первую очередь с парками.
Разработке специфических  направлений и форм в русле  основных тенденций развития парков посвящена статья Н. А. Шкленикене "Планирование культурно-воспитательной деятельности парка". В ней идет речь об эксперименте по изменению первичного учета проводимых в парках Ленинграда мероприятий. Данный материал имеет скорее информационно-методический характер, но в ней автор поднимает целый ряд важных теоретико-методологических проблем парко ведения - о концепции современного парка, о специфических особенностях культурно-просветительной деятельности в условиях парка, динамике функций. Впервые автор говорит на страницах печати о группировке парковых форм работы по основным направлениям методики работы с посетителем. В последующих изданиях по парковой проблематике предполагается более детально познакомить читателей с результатами анализа экспериментальных исследований ленинградских методистов.
В статье В. И. Гезаляна "Некоторые проблемы культурно-просветительной  работы исторических парков (г. Санкт-Петербург)" анализируется соотнесенность специфических особенностей исторических парков с проводимой на их территории культурно-массовой работой. Проблемная ситуация современных ленинградских парков представляет интерес в связи с возрождением деятельности целого ряда исторических парков страны. В этой работе выявлена одна из болевых точек сегодняшнего дня: проводимая в парке массовая работа с населением влечет гибель насаждений, что пагубно влияет на среду парка в целом. Бездумная эксплуатация парков, сокращение их территории, недостаточный уход за посадками, их гибель приводят к экологическим, духовным и нравственным потерям. Свое свободное время горожанин предпочитает проводить в парках, поэтому проблема их защиты становится все актуальнее
Создание действенного государственного и общественного  механизма сохранения парков-памятников, проблемы реставрации и использования  культурно-исторического богатства, действие основных факторов и тенденций  реконструкции парков культуры и  отдыха, исторических зон, культурных комплексов - эти и другие вопросы рассматриваются в статье Е. М. Петоян и Л. Г. Лабурдовой "Реконструкция парков: основные тенденции". Авторы подробно анализируют опыт реконструкции ряда парков страны. В этой связи даются предложения по реконструкции парков с учетом потребностей населения.
Круг вопросов, связанных с проектированием  парков по социальному заказу, рассматривается  Г. В. Пионтеком на основе описания отдельных  реализованных проектов. В их основу легли материалы, учитывающие природно-климатические условия, традиции, досуговые интересы населения, национальные особенности некоторых парков.
Авторы представляемого  сборника стремились как можно шире и всесторонне показать роль и  значение парка в развитии культурно-досуговой  сферы, возможности расширения его экологических и эстетических аспектов, формирования экологической культуры, мышления населения, место парка в пропаганде экологических знаний, умений и навыков. Исследования, проведенные участниками настоящего издания, дают основание утверждать, что массовый характер посещения парков, масштабность пространства, вмещающего десятки тысяч людей, и другие характеристики выделяют парк из числа других учреждений культуры. В нем представлены самые разные социальные группы, досуговые интересы которых весьма разнообразны: от творчества и самостоятельных навыков досуговой саморегуляции до пассивного отдыха.
      Цель  настоящей курсовой работы: раскрыть многоплановость парковой деятельности и проблематики, как организации  условий для проведения досуга и массового отдыха населения.
      Задачи  поставлены следующим образом:
1. Раскрыть вопросы  истории русского садово-паркового  искусства.
2. Определить  роль парков культуры и отдыха  в организации досуга городского  населения.
3. Выделить особенности  деятельности парков культуры и отдыха.
4.Дать характеристику  проводимых культурно-просветительных  мероприятий.
      Объект  исследования: парки и парковая деятельность в России. Предмет: проблематика и  организация парковой деятельности.
 
 
 
 
  I.ИСТОРИЯ РУССКОГО САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССА
1.1.Русское  садово-парковое  искусство  Vв. до н. э. - XVIII в.(3)
      Начало  декоративного садоводства в  нашей стране относится к глубокой старине.В V в. до н. э. греческий историк  Геродот упоминает о садах, расположенных  в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым.
      В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.
      До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где  разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.
      В Москве садоводство стало развиваться  с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен  сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной.
На Годуновском  чертеже Москвы обозначен «Государев Красный сад».
      Большое внимание развитию декоративного садоводства  уделял царь Иван III.
      В истории известны случаи, когда на месте зданий и сооружений создавались  сады. Так, в 1495 г. Иван III приказал снести церковь и здания, стоящие против города на правом берегу Москвы-реки, и  на этом месте устроил великолепный сад, существовавший до конца XVII в. под названием Царицына луга.
В XVI в. на южном  склоне Кремлевского холма находились Верхний и Нижний сады. В том  же* столетии возникли получившие широкую  известность своими цветниками и  эффектными прудами «Крутицкие вертограды», устроенные митрополитом Павлом. К этому же времени относится возникновение садов: Прозоровского — на Пресне, Долгорукова — под Новодевичьим монастырем, Лопухиной — в Хамовниках, Архарова — в Сущеве, а также Преображенских садов. Кроме того, были известны подмосковный Кудринский патриарший сад, Троице-Сергиевский, Воробьевский, Московско-Донской, Новоспасский.
Из дворцовых  садов в XVI в. в Москве были известны: сад, на правом берегу р. Неглинной, между  Троицкими и Боровицкими воротами, другой — за р. Москвой, напротив Кремля, третий — на Воронцовом поле на р. Яузе. Были сады и в Кремле.
      И. Барбаро в описании путешествия  в Россию в середине XV в. упоминает  о рощах, которые окружали Кремль. Всего по переписи 1701 г. только дворцовых  садов в Москве и под Москвой  было 43. Еще в 1635 г. специально для детей царя Михаила Федоровича был устроен сад у Теремного дворца. В этот период в Москве существовал Аптекарский сад. Он занимал часть территории нынешнего Александровского сада. Самым крупным культурным садом во времена царствования Алексея Михайловича был сад в Измайлове. Здесь выращивали всевозможные плодовые и лекарственные растения, виноград. Декоративные сады парка были как бы вкраплены в нетронутый природный пейзаж.
 Позднее этот сад служил ПетруI базой для организации садов в других городах страны. В Кремлевском дворце существовало несколько «верховых»—комнатных садов, получивших за свою красоту название «красных». Особенно славились Верхний и Нижний набережные сады. Верхний сад устроил в 1628 г. садовник Назар Иванов. В XVII в. красные сады получили широкое распространение в боярских усадьбах и в усадьбах высшего духовенства.
Из числа сохранившихся  дворцово-парковых ансамблей Москвы следует назвать Коломенское. О  нем упоминалось еще в 1328 г. в  завещании Ивана Калиты. В XVI в. в царствование Василия III, а затем при Иване Грозном в Коломенском велось большое строительство. На высоком берегу Москвы-реки создан обширный парк регулярной планировки.
      В старинных русских городах были и зеленые насаждения общественного  пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя.
Особенно большое  развитие декоративное садоводство  получило при Петре I. Именно в это  время были заложены парки в Петербурге, получившие мировое признание как непревзойденные образцы садово-паркового искусства. К ним относятся: парки Петергофа (ныне Петродворца), Стрельны , Ораниенбаума, Летний сад и др. В 1706 г. был создан первый в России Ботанический (аптекарский) сад в Москве, сохранившийся до настоящего времени (на Проспекте Мира).
      В XVIII в. в Петербурге, Москве и других городах России, а также при  помещичьих усадьбах создавались великолепные сады, получившие широкую известность (Юсуповский парк в Архангельском, Голицынский  — в Кузьминках, Шереметьевские парки в Останкино и в Кускове, парк Разумовского в с. Петровском и многие другие).
      К этому периоду относится возникновение  большого количества ботанических садов, принадлежащих отдельным вельможам  и богачам.
Среди выдающихся произведений садово-паркового искусства на территории СССР прежде всего следует назвать Летний сад и Петергоф (ныне Петродворец), созданные при Петре I. Побывав во Франции, Голландии и Германии, Петр I увлекся созданием садов и парков. Первым из них был Летний сад при летней резиденции Петра I. Строительство его началось в 1704 г. под непосредственным руководством самого царя. В 1877 г. сад был разрушен сильной бурей и наводнением.
      Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (ныне Петродворец) создан Петром I в начале XVIII в. В сохранившихся документах впервые это название встречается в 1705 г., уже в 1709 г. на этой территории развернулись большие работы, и в 1711 —1714 гг. был построен первый деревянный дворец. В работах над созданием этого уникального исторического ансамбля участвовали архитекторы Броунштейн, Леблон, Макетти.
      Петродворец занимает территорию 800 га, включая  Дворцовый парк и парк Александрия. Дворцовый парк состоит из двух частей: Верхнего сада площадью 15 га и Нижнего  сада площадью 102,5 га. Между ними расположен дворец. Перепад рельефа от дворца к морю составляет около 40 м. Планировка Верхнего сада решена в строгой регулярной манере. Для композиции парка характерна система боскетов, ось которой совпадает с осью дворца, а центром композиции является фонтан "Нептун. У входа в парк разбиты цветники регулярного типа, а перед дворцом на живописных площадках расположены два фонтана Квадратный и Дубовый.
 
Планировка Нижнего  сада, где размещены павильоны  Марии,- Монплезир, Эрмитаж, решена сочетанием трех трехлучевых композиций. Первая из них включает центральный луч по оси дворцов к морю, правый луч — к па-
вильону Марии, причем левый луч пересекает весь Нижний сад и приводит в парк Александрия, а правый луч — к площадке у  подножия «Шахматной горы»; центральный ее луч ведет к павильону Монплезир с Марли, а правый луч — к павильону, размещенному на аллее, ведущей к пирамидальному пруду.
Следует отметить, что такое сочетание взаимно  пересекающихся трехлучевых композиций не имеет аналогов в планировке исторических парков. Эти лучевые аллеи создают разнообразные перспективы. Среди них особенно впечатляющей является перспектива от дворца к морю и от моря к дворцу вдоль главного каскада фонтанов.
      В начале и середине XVIII в. под Петербургом  были созданы парки, ставшие подлинными памятниками садово-паркового искусства, например в Стрельне, Царском Селе (ныне г. Пушкин) . Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Следует отметить, что часть парков г. Ломоносова в конце XVIII — начале XIX в. была выполнена пейзажными приемами. Тогда же в Петербурге был создан Аптекарский сад. Но , Петр I не ограничился устройством парков в районе столицы. Ряд великолепных парков он разбил в своих резиденциях в Прибалтике, и наиболее интересный из них — Екатериненталь (ныне Кадриорг). В Москве в XVIII в. при царских резиденциях был создан Головинский сад (его авторами в 1730 г. были Растрелли и Анненгоф), запроектированный тем же Растрелли по приказу царицы Анны Павловны.
В XVIII в. многие русские  вельможи строили дворцовые ансамбли в своих усадьбах. Среди них следует отметить три выдающихся дворцово-пар-ковых ансамбля: Кусково, Архангельское и Останкино в Москве.
      О вотчине бояр Шереметьевых в Кускове  упоминалось уже в 1623 г., а с 1819 г. в Кускове велись большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов и его ученик А. Ф. Миронов, который работал над композицией парка.
Ансамбль Кусково  состоял из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых  массивов пейзажного решения. Перед  дворцом — большой пруд с островком, а за ним по оси дворца в глубь зеленого массива уходил канал, завершавшийся пышным каскадом. С противоположной стороны дворца располагался грандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи.
В регулярном саду — изящный павильон Эрмитаж, на берегу небольшого пруда — Грот, а недалеко от него — Итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов партер с трех сторон окружен канатами и вагами. За оранжереей
располагался  лабиринт, а за большим прудом в зеленом массиве — зверинец.
Второе поместье Шереметьевых -Останкино с большим  дворцом, в котором был театр.
 Парк, решенный в регулярных приемах Ф. Л.. Аргуновым и А. Ф. Мироновым, включал партер перед дворцом; с обеих сторон партера располагались два небольших участка пейзажной планировки. На правом участке был насыпан холм с беседкой на его вершине. Центральная аллея парка уходила к прудам.  Архангельское расположено в 23 км от Москвы. Еще в XVI в. на высоком берегу Москвы-реки, откуда открывались великолепные виды на заливные луга и густые леса, возникло небольшое село, принадлежавшее боярину A. И. Уполоцкому. В селе была построена деревянная церковь.
      В 1703 г. Архангельское перешло к  сподвижнику Петра I Д. М. Голицыну. Из окон вновь построенного дома открывался вид на модный тогда Французский парк. В планировке парка, несомненно, сказалось влияние Версаля, Летнего сада, Петергофа. Сохранилась копия плана парка 1767 г. Основой регулярной композиции были восемь квадратных боскетов, обсаженных кленами, липами.
      В начале XIX в. одним из выдающихся произведений русского классицизма стало Архангельское. Его владелец Н. А. Голицын решил  создать своего рода подмосковный Версаль  и пригласил проектировать парк итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, приехавшего в Россию в 1779 г. и избранного в 1784 г. академиком русской Академии художеств.
      С крыльца дворца открывается чудесный вид. Партеры террас уступами спускаются вниз, перспектива уходит вдаль. И  хотя регулярный парк срав-
нительно невелик (14 га), благодаря открывающимся бескрайним перспективам он кажется очень большим. Верхняя малая терраса представляет собой квадрат со стороной 70 м, что соответствует ширине фасада дворца. Партер верхней террасы делится на два прямоугольника, а по внешним границам партера проложены аллеи.
      Верхняя терраса обнесена баллюстрадой. Нижняя терраса, куда ведет широкая лестница, тянется на 153 м, а еще ниже расстилается огромный прямоугольник размером 240X70 м.
      Ансамбль  Архангельское является выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства и бережно охраняется государством.
 
 
 
 
 
1.2.Русское  садово-парковое  искусство XIX—  начала XX в.(3)
      Период  интенсивного строительства ландшафтных  парков в России (1770—1850 гг.) можно  разделить на две части: строительство парков романтического и реалистического типов.
      На  первых этапах развития парков ландшафтного типа естественная природа сильно идеализируется и естественный ландшафт в садах  и парках отображается через призму выдающихся произведений лучших мастеров живописи эпохи романтизма.
      Содержание  ландшафтного парка романтического типа трактуется как театральное  зрелище, а сам парк превращается в ряд последовательно сменяющихся  картин, декоративность которых основывается главным образом на эффектах солнечного или искусственного освещения, неожиданно открывающихся видов и на инсценировании ущелий, руин, водопадов и пр.
      Со  второй четверти XIX в. ландшафтный тип  парка постепенно начинает очищаться  от влияния романтизма и сентиментализма  и парковые ландшафты становятся более реалистическими. Благодаря этому главным элементом парка и сада становится непосредственно сама растительность.
      Под влиянием ландшафтов Павловского парка  создается новый тип русского реалистического ландшафтного парка. Это направление в садово-
парковом искусстве  отражают Пушкинские парки и парки  Гатчины под Ленинградом, подмосковные парки Кузьминки, Останкино, Царицыно, украинские парки Александрия, Тростянец , Качановка.
      Благодаря акклиматизации растений парки и  сады второй половины XIX в. обогатились в дендрологическом отношении, а многие из них превратились в дендропарки и дендрарии.
      В этих условиях трудно стало создавать  художественное единство ландшафта, о  котором так заботились паркостроители XVIII и первой половины XIX в. То же самое происходит в цветочном оформлении садов и парков. В цветниках начинают преобладать ковровые растения, из которых создаются замысловатые и сложные рисунки, появляются лепные украшения в виде ваз и других сооружений.Однако несмотря на богатство и красоту, царскосельские парки в 70-х годах XVIII в. подверглись коренной переделке с изменением их внешнего вида.
      На  территории нашей страны в этот исторический период была создана целая сеть пейзажных  парков. Среди них мировой известностью пользуется Павловский парк . Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин и художник П. Гонзаго сумели превратить Павловский лес в чудесное произведение садово-паркового искусства.
      В Павловском парке сочетаются элементы регулярной планировки с живописной композицией пейзажей при гармоничном объединении в единую систему различно решенных участков. В парке можно выделить семь как бы различных ландшафтных участков: Парадное ложе, долина р. Славянки , Белая береза, Большая звезда и Краснодолинные пруды, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Район Дворца. Взаимосвязь этих ландшафтов решена в органическом единстве как в объемно-пространственном, так и в планировочном отношении.
Архитектурно-планировочное  решение строится по принципу нарастания от периферии парка, где он мягко  сливается с окружающим пейзажем, к основному архитектурному сооружению парку-дворцу. По мере приближения к дворцу сеть дорожек становится гуще, богаче решается композиция насаждений. И все же не дворец определяет общее построение композиции парка. Скорее, это художественно полноценное сочетание естественных насаждений, открытых пространств и искусственных композиций.Много пейзажных парков было создано в Подмосковье: Царицыно , Кузьминки , Горенки, Быково, Марфино, Гребнево, Вороново, Абрамцево, Суханове и др. Это шедевры садово-паркового искусства. Рассмотрим некоторые из них.
      Выдающийся  русский зодчий В. Баженов по поручению  Екатерины II в 1776—1785 гг. создал дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Екатерине не понравилась  архитектура дворца и она поручила архитектору М. Казакову построить другой. Законченный в 1793 г., ансамбльзанимает территорию площадью 110 га на берегу большого пруда. Центром ансамбля является дворец,
 перед которым простирается парк пейзажной планировки с небольшим регулярным участком перед дворцом.
      В XVII в. усадьба Кузьминки принадлежала известным промышленни-
кам Строгановым. На обширной территории 250 га крупнейшими  архитекторами Жилярди, Григорьевым  и др. создан замечательный дворцово-парковый ансамбль. Особенность планировки парка  — органическое сочетание приемов пейзажной композиции с регулярными решениями. Но в композиции парка преобладает стремление включить архитектурные сооружения в ландшафты и как бы подчинить архитектуру природе.
      К числу пейзажных парков этого  периода относятся парки Украины: Александрия (Белая Церковь), Софиевка (Умань), Алупкинский парк (Алупка), Тростянецкий парк (Тростянец). Интересные пейзажные парки созданы в Грузии (Цинандали), в Прибалтике (Паланга).
      Наряду  с дворцовыми парками, появились  городские сады и парки общественного пользования.
        Устройство зеленых насаждений  в городе предусматривалось еще  утвержденным в 1775 г. Екатериной II «Прожектиро-ванным планом Москвы»,  по которому вдоль границ Белого  и Земляного городов были созданы  бульвары: Тверской, Страстной, Никитинской и др. Старейший из московских бульваров — Тверской — был открыт для пользования в 1796 г.
      В 1820—1823 гг. были устроены сады у Кремлевских  стен.Бульвары и сады украшали цветниками, фонтанами, водоемами, ручьями, скульптурами. Из городских садов лучшими и наиболее посещаемыми были дворцовый сад за Москвой-рекой, Нескучный и Лефортовский сады, сад у Пресненских прудов.
      За  годы советской власти значительно  возросла площадь зеленых насаждений общего пользования в городах. Так, в 1927—1928 гг. площадь зеленых насаждений по 524 городам РСФСР составляла 9247 га, к началу второй пятилетки по тем же 524 городам она достигла 16 721 га (80 % при-
роста), а на 1 января 1941 г. по 544 городам РСФСР уже 24 655 га, или 6,8 ыг на каждого городского жителя.
 
    II.РОЛЬ ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА   ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.
2.1.Парки  как один из  социально-культурный  институтов.
 
     Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых  являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.
     По  функциональному назначению различают  парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
     В процессе социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека
     Основные  направления деятельности парка:
     Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).
     Проведение музыкальных и песенных фестивалей.
     Проведение творческих встреч с деятелями искусств.
     Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
     Проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).
     Проведение семейных дней отдыха.
     Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
     Проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
    Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

2.2.ПАРК  КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА.
 
      Наибольшей  популярностью у населения пользуются парки культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных учреждений — это многофункциональные комплексы.
      Основное  назначение городского парка — обеспечение  отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач  содержание и форма работы парка  сводятся к следующему:
1) воспитательная работа;
2) физкультурно-массовая  работа;
3) культурно-просветительная  работа;
4) художественная  работа;
5) оздоровительная  работа;
6) развлечения  в парке;
7) детская работа;
8) бытовое обслуживание  посетителей.
      При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.
      После 15 ч в парк приходят школьники  для занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также на аттракционы.
      Вечером парк посещают преимущественно молодые  и среднего возраста люди, живущие  в различных районах города. Молодых  парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрады,кино , аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища и всегда — общение с природой.
      Зимой картина иная — основную массу  посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках.
      Таким образом, в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами и зоны активного  отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.В  состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона.
      Планировочную структуру парка можно строить  в соответствии с одной из пяти основных схем размещения сооружений — периметральной, узловой приближенной, узловой удаленной, осевой, рассредоточенной.
      В каждом случае одну из перечисленных  схем выбирают в соответствии с природными условиями территории и размещения участка в генеральном плане  города.
Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной и гигиенической обстановки. Тишина, чередование открытых и затененных пространств, гладь водоемов и струи фонтанов, красочный цветочный убор, живописные группы деревьев и кустарников на фоне газонов, органически включенные в этот природный комплекс, оказывают положительное влияние на нервную систему, настроение и самочувствие посетителей.
      Создание такой обстановки выдвигает определенные требования к характеру и архитектуре парковых сооружений. В парке не должно быть крупных сооружений «городского» типа — дворцов культуры большого объема, клубов, театров и т. д.
Все сооружения должны отличаться парковой спецификой, которая находит отражение в объемной, пространственной и декоративной композиции каждого сооружения.
Любое сооружение в парке воспринимается объемно (со всех сторон) и поэтому в его  архитектуре не должно быть «задних» фасадов. В план сооружения желательно, а в ряде случаев необходимо включать открытые и застекленные веранды, читальню, либо веранду для игр в шахматы и шашки. Павильон для выставок лучше решить не в виде одного объема (как в городе), а в виде двух и даже трех объемов с открытыми верандами и площадками, используемыми для экспонатов,скульптуры , цветников.
Все парковые сооружения — органическая часть данного  паркового ансамбля, их объем и  цветовая характеристика должны гармонировать  с окружающими насаждениями. Существенной особенностью парковых сооружений является возможность их использования летом и зимой.
      Посещаемость  парков города зависит от природных  условий территории парка (наличия:зеленых  насаждений, водоемов и живописных участков), размеров территории; размещения парка в плане .города (среди городской застройки, на периферии города), связи с жилыми районами, массовыми видами общественного пассажирского транспорта; наличия в парке сооружений культурно-просветительного, оздоровительного и бытового назначения.
Минимальная площадь территории парка культуры и отдыха, обеспечивающая нормальные условия отдыха посетителей, составляет 60 м2/чел. В перспективе эту норму предполагается повысить и довести примерно до 100 ма/чел. В соответствии с этими нормами и установленной нормой вместимости парков можно определить необходимую площадь парков культуры и отдыха для районов города с разным населением.
Надо учитывать, что нагрузка .на ландшафт на различных  участках парка разная. Она колеблется от 250 чел/га в зоне активного одыха  до 10 чел /та в зоне тихого отдыха. Отсюда и совершенно иной характер благоустройства территории. Например, площадь покрытий в зоне активного отдыха может занимать до 30 % зоны, а на участках тихого отдыха — лишь 7—9 %.
      Емкость сооружений парка определяется прежде всего содержанием проводимой в них культурно-просветительной и оздоровительной работы, а также соотношением различных форм этой деятельности. Практикой проектирования установлены нормы площади парковых сооружений (на одного посетителя).
Размеры сооружений, их количество в каждом конкретном случае зависят от числа посетителей. Не остается постоянной и номенклатура сооружений для различных парков. Перечень сооружений определяется в зависимости от природных свойств территории парка, размещения его в плане города и существующей в городе сети культурно-просветительных учреждений, национальных традиций. Размер территории парка также влияет на перечень сооружений.
В связи с  ростом ценности озелененных территорий, их видовых и экологических достоинств в городе намечается стремление к резкому сокращению объектов в парках, выводу их в зону городской застройки.
      Парки прошлого при всей архитектурно-художественной ценности многих из них не могли  служить буквальными образцами  при проектировании современного парка, так как ими пользовались для прогулок, танцев, устройства фейерверков и т. д. только их владельцы со своими гостями. Советским архитекторам надо было создавать парки для тысяч людей. Первый такой парк — Центральный парк культуры и отдыха в Москве принял своих посетителей в августе 1928 г. Вскоре появились и другие парки: в Сокольниках (автор проекта А. Я. Карра, соавторы И. М. Петров и В. Д. Лукьянов) в Москве, парк Победы в Ленинграде, им. С. М. Кирова в Баку (Л. А. Ильин) парк в г. Горьком (Е. В. Шервинский) (164) и т. д. Тогда же (в начале 30-х годов) при Министерстве коммунального хозяйства РСФСР была создана первая мастерская по проектированию парков. В этой мастерской были разработаны
проекты парков для десятков городов. Сейчас в стране насчитывается более 2 тыс. парков. По примеру СССР в социалистических и капиталистических странах стали также создавать парки культуры и отдыха.
 
 2. 3 .Деятельность парков культуры и отдыха
 
     Парк  культуры и отдыха – природный  и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.