На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития международного туризма на примере Автономной Республики Крым

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФГОУ  ВПО
Сибирский федеральный университет
Институт  экономики, управления и природопользования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на  тему: 

«Особенности  развития международного туризма на примере Автономной Республики Крым» 
 
 
 
 

                  Выполнила:
                  Студентка экономического факультета
                  Группы  Э-37
                  Тулиголовец Мария Олеговна 

                  Проверила:
                  Туговикова  Наталья Викторовна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2010г.
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Туризм  – явление, известное  каждому.  Во  все  времена  нашу  планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но  лишь  недавно туризм возник как специфическая форма  деятельности  людей.  Каждый  из  нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную,  поскольку все мы  куда-то  ездили  и проводили отпуска вдали от  дома.  Туризм  - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако,  корни,  уходящие  в  древние времена.
      Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется  значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.
      Международный туризм является одной из ведущих  и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. 
      Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
      Значение  туризма как источника валютных поступлений, расширения международных  контактов, обеспечения занятости  населения постоянно растет и это определяет актуальность данной работы.
      Цель  работы – исследование особенностей развития международного туризма на примере Автономной Республики Крым (АРК).
      Исходя  из цели работы, были поставлены следующие  задачи:
    изучить теоретические аспекты международного туризма: его определение, виды и формы туризма;
    рассмотреть особенности индустрии туризма и ее элементов;
    рассмотреть, как влияет развитие международного туризма на экономику региона;
    изучить туристический потенциал АРК;
    определить современные проблемы, препятствующие развитию международного туризма в АРК;
    определить потенциальные методы решения этих проблем, а также выявить перспективы развития туризма в АРК.
      Для достижения цели были использованы материалы  учебных пособий, статей, интернет-ресурсов и материалы новостей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международный туризм  как специфическая  форма международной торговли услугами 

1.1. Понятие международного туризма  и его виды 

      Можно ли однозначно ответить на вопрос,  что  включает  в  себя  такое понятие,  как  «туризм»?  У  одних  туризм  ассоциируется   с   километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра,  для  других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по  зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.
      Туризм  является разновидностью путешествий  и  охватывает  круг лиц, путешествующих и пребывающих в  местах,  находящихся  за  пределами  их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях.  На  первый  взгляд понятие  «туризм»  является  доступным  каждому  из  нас,  так  как  все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о  туризме,  смотрели телепередачи  о  путешествиях,  а,  планируя   свой   отпуск,   пользовались консультацией и услугами туристских агентств.
      Однако  в  научных  и  учебных целях весьма важно определить взаимоотношения  между  составными  элементами туризма как отрасли народного хозяйства.    
      В  процессе  развития  туризма появились  различные  толкования  этого  понятия. Для лучшего понимания нужно выделить критерии, имеющие особую   значимость   при определении этого явления.
      Первый  критерий - изменение места. В данном  случае  речь  идет  о  поездке,  которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих  поездки между домом и местом работы или  учебы,  так  как  эти  поездки  не выходят за пределы их обычной среды.
      Следующий критерий - пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то,  что место пребывания не должно быть местом постоянного или  длительного         проживания. Кроме того, оно не  должно  быть  связано с трудовой  деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и  не  может  классифицироваться  как  занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или  более  в определенном месте, с точки  зрения  туризма  считается  постоянным  жителем и поэтому не может называться туристом.
      И, наконец, оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия  в том, что главной  целью  поездки  не  должно  быть  осуществление         деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом  месте.  Любое  лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой  из источника в этой стране, считается мигрантом, а  не  туристом  этой страны. Это относится не только к международному туризму,  но  и  к туризму в пределах одной страны. Каждый человек,  путешествующий  в   другое место в пределах одной страны  (или в другую  страну)  для        осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом  месте (стране), не считается туристом этого места.
      Три этих критерия, положенные в основу определения  туризма,  являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в  отношении  которых данные  критерии   все-таки   недостаточны   –   это   беженцы,   кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают  в  страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
        Исходя из этих трех критериев,  можно определить туризм как совокупность отношений, связей и  явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах,  не  являющихся  местами их постоянного или длительного проживания  и  не  связанных  с  их  трудовой деятельностью1.
      Начиная с 20-х гг. XX века Международный туризм и туристические услуги становятся объектом международного регулирования. Еще Лига Наций и первый международный съезд туристских организаций (1925) обращают свое внимание на определение туризма, туриста, а также смежных понятий.
      Период  времени между 1937 и 1990 годами характеризовался разработкой определений и классификаций для международного туризма.
      В 1937 году Совет Лиги Наций рекомендовал определение термина «международный туризм». Оно было незначительно  изменено Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО) на его заседании, проходившем в 1950 году в Дублине. И, фактически, без изменений перешло в новейшие международные акты.
      Обратимся к современному понятию туризма  в международных актах и юридической  литературе. В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.
В Гаагской декларации 1989 года отмечается, что  «туризм стал явлением, которое вошло  в наши дни в повседневную жизнь  сотен миллионов людей и:
    включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений;
    представляет собой вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций;
    должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества»2.
     Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного  жительства в оздоровительных целях  и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
     В юридической литературе международный  туризм определяется следующим образом  — это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев.
     В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (Концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.
     Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:
    туризм есть результат передвижения людей;
    туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
    путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
    путешествие — являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
     В настоящее время существует множество  классификаций видов туризма  по разным признакам.
      Например, в качестве  признака,  позволяющего  классифицировать  путешествия по видам туризма,  можно использовать  мотивационные   факторы.   При   такой классификации следует исходить из  основного  мотива,  побудившего  человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда  определяются  однозначно,  все же можно выделить несколько видов туризма в системе его управления.
      Одна  из наиболее распространенных форм туризма - экскурсионный туризм, или туризм с целью изучения культуры. Он в  свою очередь подразделяется   на   познавательный   и   паломнический. Познавательный туризм охватывает посещение исторических,  культурных или географических  достопримечательностей.  Туристы,   путешествующие   с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран.  Целью  паломнического  туризма  является посещение мест, имеющих особое религиозное значение. Такой вид еще называют религиозным туризмом.
      Рекреационный туризм заключается  в  кратковременном  или более продолжительном  отдыхе  с  целью  физического  или  психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится  и  курортный отдых,  при  котором  для  лечения  или  восстановления  сил   используются природные свойства почвы, климата и морской воды.  Этот вид туризма также является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.
      Деловой или экономический туризм - поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта, а также для посещения бирж, выставок, ярмарок и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи и т.д.
      Конгрессовый (политический) туризм подразделяется  на  дипломатический туризм, участие  в конгрессах, а  также  туризм,  связанный  с  политическими событиями  и мероприятиями. Пример дипломатического туризма: члены Российского парламента едут  в  город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях; туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. симпатизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она  посещает  съезд этой партии.
      В  качестве  общественного  туризма   выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в  международной терминологии известен как visiting friends and relatives —  VFR),  а  также клубный  туризм.  Клубный  туризм  отличается   тем,   что   путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение  в  группы  происходит  при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
      Спортивный  туризм - поездки для участия в  спортивных мероприятиях. К услугам  туристских фирм прибегают в этом случае как активные участники -   руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и пассивные -  болельщики и просто желающие соприсутствовать на соревновании.
      Водный  или круизный туризм - поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам3.
      В последнее время стали распространяться такие виды как приключенческий (экстремальный) туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни, караваннинг - путешествие в небольших мобильных домиках на колесах, целевой туризм, т.е. поездки на различные массовые мероприятия и другие. Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде. 

      Помимо  мотивов путешествий, выделяют и  другие признаки, по которым можн классифицировать виды туризма. По степени мобильности выделяют передвижной, стационарный, смешанный туризм; по форме участия: индивидуальный, групповой, семейный; по возрасту: зрелый, молодежный, детский, смешанный; по продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный; по использованию транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный; по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон; по способу передвижения: пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан). 
 

1.2. Индустрия международного туризма  и его влияние на национальную  экономику 

      В настоящее время многие географы и экономисты выделяют особую сложную  межотраслевую систему, входящую в состав хозяйства страны - индустрию туризма. Система взглядов на это явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И в настоящее время структура системы индустрии туризма, определение отдельных компонентов, входящих в нее, и даже само определение дефиниции «индустрия туризма» остается спорным.
     Актуальность  определения четкой позиции по этому  вопросу заключается в том, что  в зависимости от полноты и  ясности определения границ системы  индустрии туризма, выявления структурных  компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги, можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и как следствие этого рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и ее влияния на развитие определенной территории.
     В СССР рассматривалось становление  туризма и отдыха (индустрии туризма) как отрасли курортного хозяйства  страны. В научно-экономическом смысле, по мнению ряда авторов, туристскую индустрию нельзя считать самостоятельной отраслью народного хозяйства, в связи с тем, что потребление рекреантов включают услуги и продукты многих отраслей народного хозяйства, помимо специфических курортных услуг. В тоже время границы индустрии туризма ими не определялись.
     Понятие индустрии туризма было рассмотрено  В.С.Преображенским как отрасль народного хозяйства, включающая два крупных блока - отдыхающие и рекреационные ресурсы, в состав которых входят природные комплексы, инженерные сооружения и обслуживающий персонал. Это представление легло в основу определения об индустрии туризма как о сложной межотраслевой системе, состоящей из совокупности производственных, транспортных предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристского спроса.
     Итак, индустрию туризма образует комплекс производств, обеспечивающих удовлетворение потребностей при перемещении людей  с любой целью, кроме занятий  профессиональной деятельностью оплачиваемой в посещаемой стране.
     При этом материально-техническую базу индустрии туризма составляет совокупность предприятий размещения, сферы обслуживания туристов и транспорта. Основу предприятий размещения составляет гостиничное хозяйство и специализированные средства размещения, к которым относятся кемпинги, дома и пансионаты отдыха, санатории и профилактории и т. д.
     К сфере обслуживания туристов относятся  услуги предприятий общественного  питания – кафе, рестораны, столовые, услуги туристических агентств, туроператоров  и экскурсоводов, услуги в области культуры и искусства, деятельность музеев, рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений, спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта, финансовые услуги и страхование, услуги по сдаче в аренду товаров,  прочие туристские услуги.
     В транспортном обеспечении индустрии  туризма выделяют непосредственно туристский транспорт (круизные суда, прогулочные катера и яхты и т. д.) и транспорт, обслуживающий индустрию туризма, то есть все виды транспорта, обслуживающие туристов и местное население - услуги пассажирского транспорта, перевозки железнодорожным транспортом, перевозки дорожным транспортом, перевозки водным транспортом, перевозки воздушным транспортом, вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту, сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования, техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования.
     Однако, определение индустрии туризма  как комплекса предприятий производственной и не производственной сферы, предоставляющие туристские услуги и производящие товары туристского спроса, является следствием отраслевого подхода. Но индустрия туризма представляет собой не только совокупность выше перечисленных предприятий, но является одной из форм освоения территории.
     На  Рис.1 мы видим объекты рекреационной деятельности – трудовые ресурсы, которые готова предоставить территория, экономический потенциал, материально-техническая база, культурно-исторические ресурсы, природный потенциал и природно-рекреационные ресурсы. Субъектом в данном случае выступает сам турист. Субъект рекреационной деятельности является основным звеном в индустрии туризма и только благодаря взаимодействию субъекта рекреационной деятельности и объекта рекреационной деятельности появляется реальный экономический результат, способствующий дальнейшему развитию территории. 

     
     Рис1. 

       Сфера туризма, влияя на такие ключевые секторы хозяйства как транспорт  и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских  товаров, образование, культуру и многое другое, оказывает огромное влияние на экономику и является катализатором социально-экономического развития многих стран, а для некоторых развивающихся государств – основой их  существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).
       Туризм  сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 году количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., т.е. в 3 раза превысит показатели 2000 года. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, возрастут до 5 млрд. долларов в день.
       Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно 4.
       Во  многих государствах мира туризм развивается  как система, которая предоставляет  все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в бюджет страны. Не говоря уже о том, что «кормит» эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.
       Рассмотрим, каким образом все-таки развитие международного туризма влияет на экономику  отдельной страны или региона.
       Туризм  оказывает существенное влияние  на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в  страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
       Туристская  политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.
       Главная цель туристской концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания своих и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т. п.
       Итак, любое государство, развивающее  туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма  означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
       Как уже отмечалось, туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестиции  в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.
       Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона таким образом, все общество получает экономическую выгоду.
       Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов.
       Туризм  как торговлю услугами на мировом  рынке можно назвать невидимым  экспортом, вносящим соответствующий  вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается  тот факт, когда сумма ввоза  туристами валюты превышает сумму  вывоза валюты. Мы знаем, что ВНП страны складывается из расходов потребителей, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта. Естественно, что если импорт превышает экспорт, то ВНП будет иметь меньшее значение. Поэтому для национальной экономики выгоднее привлекать больше туристов в свою страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять своих граждан путешествовать за границу.
       Количество  имеющихся и вновь создаваемых  рабочих мест - один из важнейших  показателей вклада отрасли в  экономику. Индустрия туризма создает огромное количество рабочих мест в сфере транспорта, обслуживания, строительства и, конечно, непосредственно туристических услуг. А занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития.
       Наряду  с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.
       Разнообразие - это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.
       По  многим причинам нежелательно, чтобы  туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм - явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.
       Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.
       Иногда  правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают в жизнь активные инвестиционные программы2, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.
       Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией5.
       Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии. 
 
 
 

2. Особенности развития  международного туризма в Автономной Республике Крым 

2.1. Туристический потенциал АРК 

     Крымский полуостров (Крым, Таврида) расположен на юге Украины, в фокусе Причерноморья между  44о23’–46о15’ северной широты и  32о29’–36о39’  восточной долготы. Он занимает площадь около 27 тысяч квадратных километров. Крымский полуостров омывается Черным и Азовским морями.
     Административные  границы Автономной Республики Крым (с 1954 г. по 1991 г. Крымская область) на севере проходят по Перекопскому валу и Сивашу. На северо-востоке полуострова находится длинная песчаная коса - Арбатская стрелка, и ее северная, более широкая половина относится к Херсонской области Украины. А противоположный "угол" Крыма занимает город-герой Севастополь, имеющий, наряду с Киевом, республиканское подчинение и по большей части вопросов хозяйственной жизни обособленный от Крымской республики. Столица Крыма город Симферополь (около 400 тыс. жителей), центр деловой и культурной жизни, связывает воедино все дороги полуострова.
     Крым всегда привлекал большое внимание своими богатыми природными и людскими ресурсами. Начало развития Крыма как курорта относится ко второй половине XIX века. С улучшением транспортного сообщения жителям Центральных губерний Российской империи стало проще добираться на морские курорты. На рубеже веков происходит бум строительства летних резиденций: дач, вилл и дворцов, сохранившиеся по сей день, они представляют облик крымских городов. Чем же так привлекает туристов Крымская Республика?
     Во-первых, Крым является важнейшим культурным центром с богатым наследием. Равноудаленность Крыма от Экватора и Северного полюса,  граничное положение на стыке Европы и Азии,  навсегда определили его роль как перекрестка народов и цивилизаций с необычайным разнообразием памятников  природы  и истории, а также современной экономики и культуры. На протяжении 3000 лет Крымский полуостров играет роль геополитического центра Причерноморья, охватывающего более двух миллионов квадратных километров стран, расположенных в его бассейне, с населением около 200 миллионов человек (Общая численность населения Крыма по состоянию на  1 февраля 2008 года по уточненным данным Всеукраинской переписи населения составляет 1969,8  тысяч человек). Со времен Великого Шелкового пути в Причерноморье переплелись торговые связи и хозяйственные интересы многих народов Старого Света, ныне закрепленные политически в системе Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), куда вошли 11 стран региона: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Румыния, Россия, Турция и Украина6
     Крым — один из немногих островков в Восточной Европе, который приобщился к культуре античных Греции и Рима во времена их расцвета. Крымская культура Средних веков тесно связана с Византией и Средиземноморьем. Сохранившиеся доныне руины Херсонеса, основанного ещё в античные времена, — наследие средневековой византийской архитектуры. Крым  — родина многих народов, некоторые из них принесли свои культуры издалека, другие же образовались в различные этнические группы уже на территории полуострова. Многие народы воспринимали и воспринимают Крым как необходимый фактор своего культурного развития, как сокровище, воспетое национальной культурой.
     Кроме того,  Крым богат и религиозной историей. Это колыбель русского православия, здесь, в  Херсонесе, принял крещение Святой Владимир. Также Крым оказал влияние на распространение восточно-европейского ислама, именно отсюда, из Солхата, отправлялись к монгольским ханам мусульманские богословы. В Крыму, раньше, чем где бы то ни было в Восточной Европе появились иудейские общины (на кимерийском Боспоре). Крым  — один из важнейших центров караизма, национальной религии караимов.
     В настоящее время национальная структура  Крыма состоит из более 100 национальностей  и народностей, а на территории автономии  расположено свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Наиболее уникальные из них, например, комплекс пещерных городов и монастырей, генуэзские крепости, святые места различных конфессий и другие используются в качестве туристических объектов. Это создает все необходимые предпосылки для развития этнического туризма. Для немецких, болгарских, греческих, крымско-татарских и чешских граждан, чьи предки некогда жили в Крыму, разработаны туры по их исторической родине с посещением архитектурных и религиозных памятников полуострова. 
     Крым известен также своим разнообразием ландшафтных ресурсов. Это регион с многовариантной широтной зональностью и высотной поясностью: полынно-солянковой, ковыльно-типчаковой и разнотравной степью, предгорной лесостепью, горными широколиственными и хвойными лесами, нагорной лесо–лугово–степной растительностью и южнобережным субсредиземноморьем с вечнозелеными аборигенным и видами дендрофлоры. 
     Равнинный Крым мало отличается от степей соседних областей Украины, но на западе они переходят в известняковые уступы Тарханкута, а на востоке - в холмистые гряды Керченского полуострова. Крымские горы протянулись тремя параллельными грядами от Севастополя до Феодосии на 150 километров. Их северные склоны пологи, а южные обрывисты. Две нижние гряды составляют Крымское предгорье, разрезанное на отдельные массивы живописными речными долинами; а Главная гряда встает сплошным барьером, высота которого почти всюду превышает тысячу метров (высшая точка г. Роман-Кош, 1545м.). От холодных ветров гряда прячет у своего южного крутого обрыва узкую полоску суши - знаменитый Южный берег Крыма.
     В 50-ти ландшафтах и экосистемах полуострова сосредоточены весьма значительные полезные естественные факторы и ресурсы, многие из которых имеют не только автономно-крымскую, но и общегосударственную и даже мировую известность и ценность. Здесь очень много редких видов растений и животных, а общая площадь неповторимых ландшафтов составляет около 700 квадратных километров, это более 2,5% от территории Крыма, один из самых высоких показателей заповедной насыщенности для Украины и СНГ. На территории Крыма находятся 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев, и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства, общегосударственного и мирового значения. Многие из заповедных объектов посещаются туристами.
     Новый, массовый этап истории крымского  туризма был связан с ленинскими декретами; Крым становится «Всесоюзной здравницей», принимая сотни тысяч туристов. Это объясняется неисчерпаемым богатством крымских лечебно-минеральных ресурсов. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического состава. Занимая около 4,5% площади Украины, Крымский полуостров концентрирует 29,6% объема всех рекреационных ресурсов, 40% емкости здравниц и более 30% потока иностранных туристов.
     Всего в Крыму насчитывается более 600 санаторно-курортных и оздоровительных  учреждений, используемых в основном, для сезонного лечения и отдыха. Санатории и пансионаты с лечением составляют 28% и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма, а также на курортах Евпатория, Саки. При этом Южный Берег Крыма специализируется на лечении взрослого населения, Евпатория же - детский курорт. Все санатории Крыма имеют специализацию, зависящую от особенностей лечебных факторов местности, где они расположены. Основные специализации: туберкулезные, органов дыхания, опорно-двигательной системы, неврологические, гинекологические, органов зрения,  сердечно-сосудистой системы, общетеравпевтические и многопрофильные7.
     После 1991 года  изменяется курортная специализация, теперь санаторному лечению предпочитается пляжный и активный отдых. Неорганизованные туристы значительно превосходят по численности отдыхающих в санаториях. Здесь, конечно, немаловажную роль играет благоприятный климат.
     Крым, несмотря на относительно небольшую  территорию, отличается разнообразным  климатом. Климат Крыма делится на три подзоны: Степной Крым  (большая часть Крыма, север, запад и центр Крыма), Крымские горы и Южный Берег Крыма.
     Степная часть Крыма лежит в степной  зоне умеренного климата. Эта часть  Крыма отличается длительным засушливым и очень жарким летом и мягкой, малоснежной зимой с частыми оттепелями и очень переменчивой погодой. Для Крымских гор характерен горный тип климата с выраженной поясносностью по высотам. Сухой морозный воздух, чистый пушистый снег – за этим десятки тысяч крымчан выезжают на выходные в районы Ангарского перевала и горы Ай-Петри. Южный берег Крыма лежит в субтропическом поясе. Лето также очень жаркое и сухое, зима же влажная и мягкая. Южный берег Крыма от мыса Айя на западе до горы Кара-Даг на востоке называют субсредиземноморьем за близость основных черт его климата (солнечного сияния, температуры воздуха, режима  осадков), растительного и животного мира к побережью Средиземного моря, субтропикам.
     Продолжительность солнечного сияния на курортах Крыма намного превышает уровень Ниццы, Сочи или Кисловодска. Только в теплую половину года - с апреля по октябрь по многолетним данным в Евпатории солнце светит 1982 часа, не прикрытое облаками. Это больше, чем в Сочи за весь год. 
     Относительная влажность воздуха в Крыму почти всегда и везде невелика - в пределах 65 - 80%, здесь легко дышится даже в жару. Район Ялты, по многолетним данным, имеет самые низкие в Европе показатели относительной влажности. Увлечение экзотикой, туризмом в страны с влажным тропическим климатом в последнее время приняло буквально нездоровый характер, особенно для сердечно-сосудистой системы. Стоит напомнить, что для европейцев именно сухие субтропики - самый здоровый климат.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.