На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование экономики России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 

Введение………………………………………………………………………..…21. Инструменты экономической политики в механизме государственного регулирования экономики………………..……………………………….…….4
2.Критический  анализ использования инструментов  ГРЭ в России в 1990-    2010гг……………………………………………………………………………..13 3.Трансформация инструментов экономической политики в интересах обеспечения роста российской экономики……………………………………27
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Список  литературы………………………………………………………………44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Сложна  и многообразна экономическая жизнедеятельность  людей в условиях рынка. Ее движение во многом обеспечивается саморегулирующим механизмом рыночных сил. Однако для  современной смешанной рыночной экономики этого недостаточно. Ее эффективное развитие в большинстве  стран осуществляется под воздействием регулирующих рычагов государства. Они могут, быть экономическими и  административными. Их главный смысл  заключается в том, чтобы активизировать и усиливать движущие силы рыночного  механизма.
     Необходимость государственного регулирования рыночного механизма обусловлена рядом причин и обстоятельств. Среди них, прежде всего, следует назвать объективную потребность общества в различных благах и услугах. К ним следует отнести общественные потребности оборонного характера, обеспечение внутренней безопасности страны, содержание на должном уровне народного хозяйства, дорог, инженерных коммуникаций и т.п. Все это необходимо как для отдельных людей, так и для всех их, вместе взятых.
      Государство является одним из активных участников экономической жизни. Анализ роли и  функций государства, инструментов проводимой им экономической политики позволяет выработать комплексный  подход к преодолению инфляции и  безработицы, выработке альтернативных вариантов обеспечения экономического роста страны, поиску оптимальных путей разрешения социальных проблем, стабилизации денежного обращения и финансовой системы. Государство также является партнером и конкурентом частных компаний и несет ответственность за производство специфических товаров и услуг. При такой постановке вопроса государство, с одной стороны, не претендует на роль некоего творца экономического порядка, а с другой – не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа». 1
      В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. 
     Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.  

 

    Инструменты экономической политики в механизме государственного регулирования экономики.
 
   Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным.   Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное — предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитной политика.
   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика направлена на сглаживание деловых циклов и обеспечение экономического роста страны путем манипулирования государственным бюджетом. Для реализации конкретных макроэкономических целей фискальной политики ( увеличения занятости, поддержания низких и стабильных темпов инфляции, подъема общественного благосостояния и др.) правительство использует следующие инструменты.
      государственные инвестиции;
      государственные закупки товаров и услуг. При этом различаются закупки для собственных потребностей государства (государственный заказ), которые относительно стабильны, и более изменчивые закупки для регулирования рынка, сокращающиеся в периоды оживления и подъема и расширяющиеся в фазах спада и депрессии;
      общественные работы;
      социальные программы;
      государственные трансферты. Они не включаются в ВВП, однако являются важной составной частью личного и располагаемого дохода домохозяйств. А поскольку потребительский спрос последних выступает наиболее весомым компонентом совокупных расходов, манипулирую трансфертами, правительство может кардинально менять структуру и динамику совокупного спроса;
      управление налоговым гнетом, варьирование прямых и косвенных налогов как наиболее значимого и универсального регулятора современной рыночной экономики.
     Разделение  данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация  общественных работ немыслима без  направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые  трансфертные программы требуют  корректировки налоговой политики государства.
     Критериями  эффективности использования этих инструментов, а следовательно, и эффективности самой фискальной политики, в частности, являются:
      величина дефицита бюджета и скорость нарастания государственного долга;
      коэффициент монетизации бюджетного дефицита;
      уровень собираемости налогов (и других, неналоговых поступлений в бюджет);
      уровень выполнения бюджетных обязательств правительства;
      объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга.
     Набор используемых правительством инструментов фискальной политики и сама направленность их использования находятся в  определяющей зависимости от типа экономического строя (прежде всего от соотношения  различных форм собственности), целей  правящей партии, фазы экономико- политического  цикла. Они должны быть тесно скоординированы  с проводимой в стране денежно-кредитной  политикой и учитывать общехозяйственную ситуацию, сложившуюся в ней.
     При помощи всех этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.  Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
       Различные модели бюджетно-налоговой политики характеризуются прежде всего уровнем присущей им налоговой нагрузки, а также размером расходов государства на реализацию его социально экономических функций.
     Ориентированная на совокупный спрос кейнсианская модель фискальной политики предполагает сильное  вмешательство государства в  социально-экономическую жизнь и, как следствие сочетание масштабных государственных расходов с высокими налогами. Причем значительное место  в структуре налоговой системы  занимают налоги прямые (подоходный, налог на заработную плату и др.).
     Неоклассическая концепция фискальной политики ориентируется  на наращивание совокупного предложения  и предполагает сокращение государственного вмешательства в экономику путем  замораживания социальных расходов, сокращения налогов на доходы и прибыль  корпораций. В рамках неоклассического подхода акцент делается на косвенные  налоги (прежде всего НДС), так как  прямые не стимулируют рост трудовой и предпринимательской активности.
     Проводя фискальную политику, правительство  может делать акцент на регулирование  как совокупного спроса, так и  совокупного предложения. Ориентированная  на совокупный спрос бюджетно-налоговая  политика по степени включенности государства  в регулирование экономики подразделяется на дискреционную и недискреционную.
     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.
Выделяют  два вида дискреционной политики:
    стимулирующую,
    рестриктивную.
   Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение  государственных расходов, понижение  налогов и приводит к дефициту бюджета.
   В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов  или комбинирование этих мер.
   В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.
   Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной  денежно-кредитной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
   Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение  налогов и приводит к избытку  госбюджета.
   Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер.
   В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.
   Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает  предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается  в экономиках переходного периодов, том числе и в России.
   В рамках дискреционной политики рассматриваются  различные социальные программы, государственная  программа занятости, изменения  налоговых ставок.
   Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти.
   Главная задача этих программ состоит в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
   Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить  регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями  кризиса не самым эффективным  способом.
   Конечно, эти программы занятости могут  модифицироваться. Так, для роста  занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
   В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу.
Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они  в том плане, что в отличие  от программ общественных работ требуют  меньше затрат и могут применяться  местными властями на каком-либо локальном  рынке.
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют  стабилизировать экономическое  развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком  всех этих программ является то, что  они вводятся в условиях спада  и их тяжело отменить, когда экономика  находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки  зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать  экономику.
Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
     Однако  узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием.
     Образуется  временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов  фискальной политики и принятию решений  правительства.
     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.
     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности  в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются  друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
     Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при подъеме. К автоматическим стабилизаторам относятся:
    подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);
    косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);
    пособия по безработице;
    пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)
   Рассмотрим  механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений  уменьшается, а при «перегреве»  экономики, когда фактический ВВП  максимален, налоговые поступления  увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие  поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
   Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным  налогом (частью цены товара), то при  падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
   Что касается пособий по безработице  и по бедности, то общая сумма  их выплат увеличивается при спаде и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Критический анализ использования  инструментов ГРЭ  в России в 1990-2010гг
   Высокая открытая инфляция сопровождает российское общество на протяжении всего периода его рыночной трансформации. Накануне прыжка в рынок в отечественной теории господствовало предположение, что имеющихся знаний об этом атрибуте рыночной системы окажется достаточно для адекватного понимания причин роста цен и в переходный период. Однако накопленный к настоящему моменту опыт свидетельствует о том, что специфика российской экономики оказалось столь значимой, что для объяснения причин ценоповышающихся процессов в ее структуре требуются специальные исследования, выходящие за рамки традиционных представлений о природе инфляции.
   При этом одним из наиболее дискуссионных остается вопрос: является ли переход к рыночной экономике причиной ускорения инфляции или же свое реальное воплощение получает здесь накопленный ранее инфляционный потенциал? Если принять последний ответ, то главным фактором российской инфляции следует считать стремление властей сохранить вплоть до конца XXв. без сколько-нибудь радикального реформирования экономическую систему, неуклонно теряющую свои конкурентные преимущества и хронически больную подавленной инфляцией. Если же соответствовать первому ответу, то инфляция в России вызвана субъективными просчетами регулирования национальной экономики в переходный период. Для объяснения природы российской инфляции на современном этапе применимо и то, и другое объяснение.
   Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное 
социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, 
гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную 
инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы 
должны были выйти наружу и принять открытую форму. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В 
России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы 
прироста цен составили от 3 до 5%.

   В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. 
Правительство России начало проводить последовательную финансовую 
политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической 
деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания 
платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным 
кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы 
были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 
руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.  
   В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. 

     Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала 
критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров 
импортными. 

     Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов. 
     Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. 
     Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки. 
     В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в 
управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков 
снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых 
резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что 
стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. 

     Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко 
сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 -1994 и 130% - в 1995 году. 

     Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция 
последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре. 

     Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую. 
     Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%. 
     Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. 
     Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с 
предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на 
гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной 
составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к 
новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции? 

     Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием 
экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много 
лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все 
многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет 
немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - 
это чисто монетарное явление". 

     В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы 
приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции -снижению уровня цен. 

     Эта концепция была положена в основу экономической программы 
правительства РФ с 1992 года. 

     Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост 
скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой 
половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. 
С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно 
возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 
1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%. 

     Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного 
обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так 
как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную 
валюту возрастает и скорость денежного обращения падает. 

     Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к 
повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. 
Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. 
обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и 
летом до 5%. 

     Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов. 
     На примере бывших социалистических стран можно увидеть, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции. 
     Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - 
Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не 
были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что 
высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции. 

     Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников. 
     В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. 
Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году 
планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года 
этот показатель был равен 17,3% ВВП. Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП.

     Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен. 
     В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года. 
  В 1997-1998 годах отмечено новое для  России и других стран явление  — сочетание экономических и  валютно-финансовых проблем в ходе кризиса 1997—1998 гг. В России это проявилось в фактическом банкротстве реального сектора экономики, огромных суммах неплатежей между хозяйственными субъектами, значительных дефицитах всех бюджетов, включая бюджет пенсионного фонда, росте внутреннего долга, неспособности государства выполнять обязательства по своим ценным бумагам, а также по заработной плате, пенсиям, пособиям. Новое явление — государство стало должником по своим ценным бумагам перед иностранными инвесторами. Особенно опасно, что рост внешней задолженности произошел при сокращении официальных золотовалютных резервов России. Помимо долга государства возникла кризисная внешняя задолженность банков, финансовых и нефинансовых институтов. Валютно-финансовый кризис 1998 года усугубился системным кризисом банковской системы, дал толчок к усилению темпа инфляции до 38,4% в сентябре и 84,5% за год против 11% в 1997 году. Тем самым развеян миф об эффективности либеральной модели рыночной экономики без государственного регулирования.
  Здесь следует отметить и ошибки в экономической  политике. Если в 1992-1994 годах основным направлением экономической политики действительно должно было стать  снижение инфляции и недопущение  гиперинфляции ( то есть инфляции в  размере 50% и более в месяц), то с 1995 года в связи с ослаблением  инфляции приоритеты экономической  политики нужно было переориентировать  на увеличение ВВП. Снижение темпов инфляции — сложный экономический процесс, требующий адекватных мер по обеспечению  сбалансированности текущих внешних  платежей, бюджетов всех уровней, поддержания  занятости. Быстрое подавление инфляции без таких мер приводило к  общей разбалансированности экономики. В таких условиях особенно важно  состояние текущих операций платежного баланса и своевременное изменение  режима валютного курса. В 1 полугодии 1998 г. дефицит текущего платежного баланса  в сочетании с бюджетным дефицитом  и разбухшим рынком ГКО, поглощавшим средства из бюджета, привели к долговому кризису и девальвации рубля.
  Необходимо  было изменить стратегическую цель денежно-кредитной  политики России. Основная задача —  обеспечить сбалансированное развитие экономики при снижении темпов инфляции. Требовалась более взвешенная денежно-кредитная  политика. В августе 1998 г. уровень  денежной массы — агрегат М2, то есть фактическое предложение денег, — не достиг уровня на 1 января 1998г. Однако беспокоил отток вкладов  в валюте и рублях из банков. Наличная масса на руках у населения  существенно возросла. Для России важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки. Другая важнейшая цель денежно-кредитной  политики — поддержание низкой инфляции с учетом эффективной занятости  и ВВП. В 1995 г. введение валютного  коридора снизило инфляционные ожидания. Однако в дальнейшем валютную политику необходимо было пересматривать, так  как валютные резервы сокращались.
  Но  мрачный прогноз гиперинфляции  России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84,5% в 1998г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.
  В бюджете РФ на 1999 г. рост потребительских  цен прогнозировался уже на уровне 30%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен  данный показатель уменьшился за указанный  период с 20,2 до 10,0%.2 Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%.
     В современной России стала преобладать  инфляция, вызванная чрезмерными  издержками (по сравнению с инфляцией  спроса). В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля  к доллару и евро (в любом  направлении вопреки логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий  и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания. В  России удорожание определенных товаров  или услуг называется в качестве основной причины возникновения  инфляционных процессов.
     В развивающихся странах наблюдается  более активное участие государства  в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной  с рыночной экономикой, по сути она  продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями  таких систем являются незавершенность  структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной  особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует  о наличии постоянно действующих  факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих  методов управлениями этими отношениями.
     История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех  инструментов воздействия  на масштабы денежного обращения  и стоимость денег, инфляция не находится  в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
     Анализ  использования  инструментов денежно-кредитной  политики в России показывает, что  наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам  в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о  том, что процентная политика исчерпала  свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся  на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после  сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ  снижена  до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая  процентная ставка  стала одной  из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это  не вызовет.
     Особенностью  структуры российской экономики  является слабой развитие товаров народного  потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а  также традиционно развитые в  России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В  то же время, отрасли связанные с  производством потребительских  товаров, постоянно отстают в  своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста  дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования  доходов населения. Наблюдается  постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. 3Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.
     В 2009 году рост потребительских цен  составил 8,8%, что оказалось ниже официальных прогнозов. Наибольший рост цен зафиксирован на услуги ЖКХ - 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение и электроснабжение).
     Снижение  цен наблюдалось на продовольственные  товары – за 2009 год они выросли  на 6,1% (в 2008 году рост составлял 16,5%). Однако на такие продукты как, сахарный песок подорожали на 42,7% (в 2008 году рост составлял 7%).
     Меньше  всего за 2009 год подорожали услуги связи (на 2,9%) и страхования (на 2%).
     Проведем  обзор причин и темпов роста инфляции и мер по борьбе с ней за последние  годы. Причинами инфляции в 2010 году стали:
    рост тарифов на услуги ЖКХ;
    низкая конкуренция среди производителей;
    высокие издержки из-за банковских ставок;
    рост курса рубля;
    большие интервенции Центрального банка на валютном рынке;
    отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;
    восстановление потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения;
    увеличение госрасходов с середины 2010 года на 30%;
    засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке.
    широкий разрыв между внутренними и внешними ценами на продукты
   В рамках антиинфляционной политики 2010 года  были проведены следующие меры :
    снижение ставки рефинансирования;
    льготные банковские кредиты предпринимателям;
    таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
    снижение государственных расходов;
    государственное регулирование цен на лекарства;
    государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
    государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
    усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
    ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
    зерновые интервенции;
    изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.
   Для ограничения ликвидности в 2010 году ЦБР может задействовать и  нормы обязательного резервирования банков, регулятор не исключал, что  в этом году инструмент будет использован. И только после всех этих мер может  прийти черед процентных ставок –  ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.