На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии социальной работы с детьми-инвалидами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 

   Введение………………………………………………………………………..3
   1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ………………………………….5
    
1.1 Дети – инвалиды, проживающие в семьях, причины их появления  и проблемы…………………………………………………………………………...5
1.2 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями……………………………………………………………………14
   2. ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ………………………………………….18
      Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов …………………………………………………………………………………..18
2.2Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов…………………………………………………………………………..29
3 ГЛАВА 3. Реабилитационный центр для детей- инвалидов (на примере «Центра социальной помощи семье и детям «Росток» в г.п. Игрим)………………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………........40
Список использованных источников………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
   Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. По данным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидов составляет 545 тысяч человек, из них было признано инвалидами 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
   Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическим положением  в семье ребёнка-инвалида,  которое обусловлено его болезнью.
   Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.
   Наиболее  эффективным местом реабилитации детей-инвалидов  является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало./5/
   Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы  рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
   Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
   - показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
   - охарактеризовать систему социальной  помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
   - раскрыть технологии социальной работы с детьми-инвалидами
   Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.
   Предметом –является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов
   Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.  
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ 

      Дети  – инвалиды, проживающие в семьях, причины их появления и проблемы.
 
 
   Согласно  Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»./2/
   «Ограничение  жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
   В соответствии с приказом Минздрава  РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «...значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем»./3/
   Это определение вытекает из современной  концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.
   Социальная  дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):
    ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);
    ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);
    ограничение способности заниматься обычной деятельностью;
    ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;
    ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.
   Нарушение способности осуществлять ту или  иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
   Особенностью  современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.
 Причины, приводящие к инвалидности.
   Многочисленные  исследования показывает, что ведущими неблагоприятными факторами, способствующими  развитию осложнений беременности и  родов, невынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатальной энцефалопатии и т. д., являются экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуют формированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода.
         Неполноценное питание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.
Проблемы детей – инвалидов и их семей.
           Семья, ближайшее окружение ребенка-инвалида – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
          Материально – бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением такого ребенка увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка – инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко – отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.
          В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.
         Услуги для ребенка с ограниченной  возможностью в таких семьях  преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.).  Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
              Психологическая проблема.
   Психологический климат в семье зависит от межличностных  отношений, морально – психологических  ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
        Выделяют 3 типа семей по реакции  родителей на появление ребенка  - инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов – светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
        Появление в семье ребенка  с ограниченной возможностью  всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
        Отец в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься с ребенком. Поэтому уход за ребенком ложиться на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченной возможностью.
         Наличие ребенка – инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
        Психологическая напряженность  в таких семьях поддерживается  психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.
        Нередко такая семья испытывает  отрицательное отношение со стороны  окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение  спокойствия, тишины, особенно если ребенок – инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченной возможностью практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально – волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостатками развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченной возможностью, воспитывающихся в детских интернатах.
        Общество не всегда правильно  понимает проблемы таких семей,  и лишь небольшой их процент  ощущает поддержку окружающих. В  связи с этим родители не берут детей с ограниченной возможностью в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с похожими проблемами налаживают между собой контакты.
        Родители стараются воспитывать  своего ребенка, избегая его  невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток воспитания ребенка с ограничительной возможностью, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченной возможностью обучаются в обычных школах,  на дому, в специализированных школах – интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
        Медико-социальные проблемы.
   Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально  – экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченной возможностью должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально - бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное – научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить  образование и самостоятельно работать.
          Основные медико-социальные проблемы семьи выявляются исходя из данных социального паспорта семьи, по данным патронажа, при личной беседе специалиста с клиентом, а также исходя из истории развития ребенка, анамнеза заболевания ребенка, данных о пройденных обследованиях, результатах ранее проводимого лечения.
          Социально – гигиеническая характеристика  контингента детей – инвалидов нашего района составляется, исходя из результатов анкетирования, получения детальной информации через семейный патронаж; информация пополняется в ходе деятельности специалистов.
        Анкета - «социальный паспорт семьи»  дает количественную и качественную характеристику семей района, воспитывающих детей – инвалидов. Анализ анкет выявляет состояние социального благополучия семьи, основные социально – гигиенические параметры, позволяет определить востребованные виды помощи семье.
         В отделении постоянно проводится текущий патронаж семей, воспитывающих детей – инвалидов, осуществляемый, как правило, в период между заездами в отделение реабилитации. Патронаж осуществляют сотрудники отделения реабилитации, привлекаются также члены общественного объединения (если такие есть), данные заносятся в социальный паспорт семьи.
         Характер медико-социальных проблем  ребенка зависит от имеющейся  у него патологии и комбинации нарушений тех или иных функций. Наиболее типичными для детей – инвалидов являются:
    Проблемы самообслуживания (прием пищи, самостоятельное одевание, обувание, личная гигиена и др.) при ДЦП, выраженных нарушениях интеллекта, слепоте, слабовидении и др.
    Проблемы передвижения, которые также характерны для детей с перечисленными заболеваниями (трудности самостоятельного перемещения в помещении и вне его, спуска и подъема по лестнице, пользования транспортом и др.). Для значительной части таких детей передвижение возможно лишь при использовании вспомогательных технических  средств (костылей, протезов, кресел – каталок или колясок и пр.);
    Проблемы, связанные с общением с окружающими. Они характерны для глухих, плохо слышащих, глухонемых детей, имеющих нарушения интеллекта, отклонения в нервно – психическом, в том числе речевом развитии, для слепых и др. Многие характеристики являются общими для большинства детей, страдающих одним и тем же видом нарушения. Аутичные дети, например, с тенденцией избегания разговоров или игр с другими, мало чему научатся от социального взаимодействия в группах, т.к. их способность к коммуникации нарушена.  Наоборот, дети с синдромом Дауна обычно общительны, более развиты в социальном, чем в умственном отношении, любят имитировать действия других людей;
    Психологические проблемы, обусловленные тем, что значительная часть детей – инвалидов тяжело переживает свое заболевание и имеющиеся нарушения./6/
             Среди медико-социальных  проблем семьи  ребенка следует  отметить:
   1)медицинские  проблемы: получение информации  о заболевании ребенка и особенностях  его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками  выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санаторий и т.д.;
   2)Экономические  проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности  оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания в целях лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов и т.д. 
   Актуальна проблема трудоустройства матери, так  как надомные формы трудовой деятельности недостаточно развиты, а руководители предприятий неохотно соглашаются на установление гибкого трудового графика, неполного рабочего дня: установлено, что доля неработающих матерей составляет 21%, работающих неполный рабочий день – 11,7%;
   3)Проблема  воспитания, обучения и ухода  за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
   4)Социально  профессиональные проблемы семьи  – это повышение родителями  ребенка-инвалида  своего образовательного  уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с проведением досуга;
   5)Психологические  проблемы, связанные, прежде всего с переживаниями за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях  родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного из родителей из семьи, негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
   Таким образом, очевидно, что в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер./7/ 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 

   Социальный  работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
   Психолог  занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием  и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.
   Органы  народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.
   Органы  здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией./8/
   Органы  социальной защиты вносят изменения  и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями)./9/
   Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.
   Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.
   Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.
   Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
   Федеральный закон «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов./1/
   В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
   Основные  льготы и преимущества:
   - бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
   - бесплатное санаторно-курортное  лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);
   - дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;
   - 50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;
   - 50 % скидка на стоимость проезда  1 раз в год (туда и обратно)  с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;
   - согласно ст. 17 настоящего Закона  инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
   - согласно ст. 18 настоящего Закона  образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.
    Согласно  разъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении,    принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. /4/                                           Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя — при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается./10/
 

   ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА. 

2.1 Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов
   Программа реабилитации — это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
  По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы.
После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают  программу реабилитации на следующий период.
   Программа реабилитации — это четкий план, схема совместных действий родителей  и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане  обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
   Допустим, необходима программа, которая будет  включать следующие мероприятия:
   • медицинские (оздоровление, профилактика);
   • специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.
   При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне.
   Поэтому в программу реабилитации будут  входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.
   После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.
   Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличии междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
   Установлено, что детям удается достичь  гораздо лучших результатов, когда  в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
   Однако  некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.
   На  первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.
   При всем этом важно помнить, что большинство  родителей хотят участвовать  в развитии своего ребенка.
   На  Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего ребенка).
   Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые  сложности. Нужно быть готовым к  трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг — это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра.
   Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
   Работая с родителями, необходимо учитывать  разнообразие семейных стилей и стратегий. Даже супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса.
   Если  ребенок в состоянии принимать  участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще  одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.
   Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.
   Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации.
   Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важности тех или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своей позицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости от него родителей, снижения их самостоятельности и уверенности в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии. Разумеется, родителям и команде специалистов следует совместно принимать решения.
   В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства с  родителями детей-инвалидов должен:
   • избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и  достигать договоренности;
   • спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы  установить доверительные отношения  с родителями;
   • давать необходимые объяснения;
   • не предпринимать ничего в одиночку.
   Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника. Рассмотрим эти тактики.
     Непосредственная работа с конкретной семьей.
   • Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в  ходе его:
   - обращает внимание на внешнее  состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
   - старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
   - интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
   - интересуется внешкольными занятиями  ребенка (если тот достиг школьного  возраста);
   - отвечает на вопросы родителей;
   - наблюдает за тем, как в семье  обращаются с ребенком, обучают  и развивают его;
   - демонстрирует стратегии поведения,  обучения, решения проблем;
   - снимает на видеопленку общение  родителей с ребенком, затем анализирует  результаты;
   - демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
   Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
   Социальный работник: организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.