Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования «Белорусский государственный
 педагогический  университет имени Максима Танка» 
 

Факультет физического воспитания 

Кафедра психологии 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Исследования  агрессивных форм поведения 
в подростковом возрасте. 
 
 

                                                                Выполнила:
                                студентка 305 группы
                      Новик Людмила
                                       Научный руководитель:
                                                               кандидат психологических наук, доцент
                   Гадилия А. М. 
 
 

Минск 2010
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Агрессивность как вид социального поведения
1.1 Понятия "агрессивность", "агрессия", "агрессивное поведение"…………….5
1.2 Типология агрессивного поведения детей в подростковом возрасте младшей группы………………………………………………………………………………..8
1.3 Особенности  агрессивного поведения в современный  период………………9
1.4 Агрессия и  акцентуализация характера………………………………………11
1.5 Факторы, влияющие  на агрессивное поведение детей………………………17
Глава 2. Прикладные проблемы исследования агрессивного поведения
2.1 Методы исследования  агрессивного поведения……………………………..19
2.1.1 Опросники…………………………………………………………………….19
2.1.2. Архивные исследования…………………………………………………….19
2.1.3. Анкеты………………………………………………………………………..20
2.1.4. Оценивание другими………………………………………………………...20
2.1.5. Проективные методы………………………………………………………..21
2.1.6. Методы с использованием наблюдения……………………………………21
2.1.7. Лабораторные наблюдения…………………………………………………22
2.2 Проблемы исследования  агрессивного поведения…………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..31
Список  использованной литературы………………………………………….33
 

       Введение
      Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения [6].
      Издревле  человечество проявляло интерес  к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психологи отмечают, что в наше время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.
      Статистика  свидетельствует о том, с какой  частотой люди ранят  и убивают  друг друга, причиняют боль и страдание своим ближним. Сведения о проявлении насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем  мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Вопрос, почему люди действуют агрессивно, занимал лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии.
В связи  с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.
      Проблеме  изучения агрессии посвящено много  исследований. Самое раннее теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии предложено З.Фрейдом (1920), рассматривает  агрессивное поведение как врожденное. В своих работах Лоренц [19] писал что, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Согласно данным теориям агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов.
      Д.Доллард (1939) и его коллеги, считали, что  у индивида пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Миллер (1948) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям [17].
      В теории социального научения Бандуры (1973), агрессия форма поведения, усвоенного в процессе социального научения. Берковиц (1984) рассматривал эмоциональные и когнитивные процессы лежащие в основе агрессивного поведения [3, 5].
Цель  работы: теоретический анализ понятия агрессия, особенностей её проявления в подростковом возрасте и методов её диагностики.
Исследуемая проблема: агрессия, её влияние на жизнедеятельность человека.
Задачи  работы:
    теоретический анализ понятия агрессии;
    теоретический анализ особенностей и типологии агрессивного поведения;
    рассмотреть влияние акцентуации характера на проявление агрессии;
    ознакомится с основными методами диагностики агрессии.
 

Глава 1. Агрессивность  как вид социального  поведения
      1.1 Понятия "агрессивность", "агрессия", "агрессивное поведение"
      Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные  вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекли внимание многих, в том числе зарубежных, авторов [1,6,7,9,10,28,29,33].
      К сожалению, до сих пор нет единого  четкого определения понятия  “агрессия”. Известно, что в быту термин "агрессия" имеет широкое  распространение для обозначения  насильственных захватнических действий [9]. Негативное восприятие этого термина совершенно очевидно.
      В основном под агрессией понимают вредоносное поведение, объединяя  в нем различные по форме и  результатам акты поведения –  от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.
      Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнить смысл и значение самого этого  понятия. Необходимость и одновременно сложность такой работы обуславливаются  тем, что термин “агрессивность”  чрезвычайно часто употребляется  сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов.
      К настоящему времени различными авторами предложен ряд определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим.
      Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Бойко И.Б., например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него [8], а Фромм Э. описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [31].
      Во-вторых, под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые  вредят другому лицу или объекту. Например, Вильфинг Х. утверждает, что  “человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу” [11].
      Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, Buss A. определяет агрессию как “реакцию”, – в результате которой другой организм получает болевые стимулы [29], а Kaufmann H. как “физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи” [30].
      Многие  авторы разводят понятия агрессии как  специфической формы поведения  и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию. Агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека; как любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Психологический словарь, 1985); как враждебная реакция человека для защиты занимаемой территории [28]; как стремление к господству [29]; реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность [10].
      Под агрессивностью понимают склонность к  причинению другим морального или физического  ущерба [9].
      К агрессивности близко подходит состояние  враждебности. Враждебность – более  узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для “агрессора”. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают [29].
    Агрессивное поведение рассматривается как  враждебные действия, целью которых  является нанесение страдания, причинение ущерба другим людям и живым существам. К различным формам агрессивного поведения относят враждебность, задиристость, драчливость, озлобленность, жестокость.
    В педагогике агрессивное поведение  – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.) (Педагогический энциклопедический словарь).
      Как видно из определений и в педагогике и в психологии утвердилось представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.
      Проанализировав разные определения понятия агрессии, я считаю, что существенным недостатком некоторых приведенных определений, не позволяющим вскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия как бы отрываются от их мотива. В результате многие не выраженные явно агрессивные действия не подпадают под определение агрессии, хотя их агрессивный характер очевиден. Вот почему я больше склоняюсь к мнению, что агрессия – это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдание людям.
 

1.2 Типология агрессивного поведения детей в подростковом возрасте младшей группы
      Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
      Вместе  с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально  и социально развитые. У них  агрессивность выступает средством  поднятия престижа, демонстрация своей  самостоятельности, взрослости.
      Поэтому раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условий типологии.
      Обширные  материалы, добытые, во-первых, на основе анализа документации школ, во-вторых, в процессе проведения тестирования, позволили составить исходные психологические характеристики, давшие возможность условно выделить четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности [3].
      Первую  группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
      Вторую  группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая  более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
      Третью  группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными  потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.
      В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [3].
      1.3 Особенности агрессивного  поведения в современный  период.
      На  современном этапе развития общества, детерминированном новой социокультурной  ситуацией, актуализировалась проблема формирования личности школьника, ее оптимального саморазвития и самореализации в окружающем социуме. Самоопределение современного школьника происходит в условиях кардинальной смены духовно-нравственной парадигмы жизни страны, характеризующейся социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание идеологии культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма. Пропаганда морально-нравственных ценностей западного образа жизни изменила духовную атмосферу общества, оказав существенное влияние на массовое сознание и общественное мнение различных групп населения и в особенности подростков.
      Данные  научных исследований и анализ статистических материалов свидетельствуют, что опора на западные аксиологические модели как социально одобряемые поведенческие стандарты не соответствует ценностным ориентациям общества и принимает негативные, уродливые формы [15, 16]. Следствием этого является увеличение с каждым годом масштабов криминализации молодежной среды, появление различных типов отклонения в способах поведения личности, рост агрессивности.
      Особенно  актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной  стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения. Современный школьник входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования; с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику ребенка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. В силу этого поиск условий и средств, позволяющих эффективно корректировать агрессивное поведение подростка, выступает как актуальная теоретико-прикладная задача и требует междисциплинарного подхода.
      Рост  агрессивных тенденций в детской  среде отражает одну из острейших  проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилась подростковая преступность. При этом настораживает факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Парадоксальность ситуации состоит в том, что приложением социальных и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
      Проблема  контроля, сдерживания и предотвращения агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она приобрела в эпоху научно-технической революции, когда создание различных видов оружия массового уничтожения людей привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины ХХ века, например, значительный рост преступности, распространение терроризма и практически непрерывные вооруженные региональные конфликты и т.п. содействовали значительной актуализации данной проблематики.
     1.4 Агрессия и акцентуализация характера
     Известно, что акцентуации в ряде случаев  сочетаются с отклоняющимся агрессивным поведением. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, агрессивное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным характером.
      В данной главе мы попытаемся рассмотреть, как акцентуации характера сочетаются с другими причинами агрессивного поведения.
     При каждом типе акцентуации имеются  свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места". Так как  подростковый возраст является кризисным, особенности характера подростка  часто заостряются, а при действии продолжительном психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При этом для каждого типа акцентуации существуют свои более и менее характерные формы агрессивного поведения [24].
     ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Наиболее уязвимое место гипертимных подростков – их стремление к независимости, самостоятельности. У них постоянно возникает конфликт с родителями и педагогами. Они протестуют против правил и распорядков, ограничивающих их свободу. Попытки взрослых контролировать их, быть с ними строже вызывают только ответное обострение протеста.
     Почувствовать себя среди равных или даже в роли лидера подростки могут в компании сверстников. И тут свою роль играет другая особенность гипертимной  акцентуации – стремление подростков к общению. Гипертимные подростки легко чувствуют себя практически в любой компании, их интересует всё новое и необычное, а следовательно они легко могут попасть в асоциальную или криминальную группу.
     Агрессивность у таких подростков проявляется в следующих ситуациях: ситуации вынужденного одиночества, разностороннего общения; ситуации, ограничивающие двигательную активность; ситуации, в которых нужно подчиняться определённым систематическим требованиям; ситуации, в которых приходится отказывать себе в чём-то интересном, новом, необычном.
     ЦИКЛОИДНЫЙ  ТИП. У циклоидных подростков имеются свои “места наименьшего сопротивления”. В период подъёма они почти те же, что и при гипертимном типе характера: неприятие скучной размеренной жизни, стремление к общению со сверстниками, неразборчивость в знакомствах.
     Причина возникновения субдепрессивных  фаз – неустойчивость к ломке  жизненных стереотипов. В эти  периоды подростки становятся особенно чувствительными к упрёкам, осуждению  в свой адрес.
     Выраженные отклонения в поведении циклоидным подросткам не свойственны, так как реакции группировки и эмансипации, усиливающиеся в период подъёма, в субдепрессивный период практически затухают. Ситуации, в которых подросток может себя вести агрессивно – это ситуации неожиданных поручений и просьб, противоречащих настроению данного момента, резкой смены привычных состояний; ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся стереотипов, привычек; ситуации претензий, притеснений и неудач, психологических перегрузок особенно в стадии спада.
     ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП. "Слабым звеном" лабильного подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.
     Настроение у лабильных подростков меняется очень часто, а перемены очень глубоки. Агрессивное поведение у таких подростков проявляется в следующих ситуациях: ситуации сильной конкуренции, ущемления чувства собственного достоинства; ситуации дисгармонии его настроению/всем весело, а он в это время страдает; ситуация отсутствия успеха, признания, внимания; ситуации угрозы наказания, страха перед чем-либо или перед кем-либо, критики самого подростка, его поведения.
     АСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. Главными чертами этой акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.
      Астеники-подростки, как и остальные, стремятся к независимости от взрослых и общению со сверстниками. Но из-за астетичности, утомляемости они не могут активно выражать свои стремления. Накапливаясь, эти стремления могут подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Агрессивность может проявляться в ситуациях внезапного физического и психического напряжения, открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения; в ситуациях насмешек над его слабостями, ошибками; в ситуациях вынужденного активного общения с большим количеством людей; в ситуациях, когда необходимо быстрое переключение в работе или общении, в которых надо проявлять особую силу воли.
     СЕНСИТИВНЫЙ ТИП. Основная черта таких подростков – “чувство собственной недостаточности”. Они робки, застенчивы, избегают новых людей, глубоко привязаны к родителям.
      У них формируются высокие моральные  и этические требования и к  себе, и к другим, и поэтому  агрессивного поведения они практически не демонстрируют, за исключением таких ситуаций как: ситуации несправедливых обвинений, критики, насмешек над ними или его поведение, открытого соперничества; ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности, недоверия вынужденного одиночества, невозможности поделиться своими переживаниями с другом.
     ПСИХОСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. Психостеники склонны  к проявлениям отклоняющегося поведения в следующих ситуациях: ситуации, когда необходимо принять самостоятельное решение; ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое, выполнения заданий без чётких инструкций; ситуации сильного беспокойства и страха, прямой критики подростка или его последствия; ситуации длительных физических или психологических перегрузок.
     ШИЗОИДНЫЙ ТИП. Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
      Агрессивность может проявляться в следующих  ситуациях: ситуациях, требующих смены  устоявшихся стереотипов, сложившихся  привычек поведения; ситуациях, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими; ситуациях, когда необходим душевный контакт, в которых приходится руководить другими людьми, коллективной или групповой деятельности; ситуациях, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам.
     ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП. Как уже было сказано, главной чертой эпилептоидных подростков является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. В то же время они стараются заботиться о своём здоровье, берегут себя.
     Эпилептоидная акцентуация является почвой для  ситуативно обусловленного нарушения поведения. Ситуации, в которых может проявляться агрессивност, следующие: ситуации, которые требуют от ребёнка ломки, изменения устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно; ситуации жёсткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей; ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет; ситуации открытой критики и высмеивания его недостатков; ситуации, в которых от подростка требуются повседневная работа, длительные усилия и нет возможности выделится среди окружающих.
     Эпилептоидный тип можно признать одним из самых трудных для социальной адаптации. Тяжелые и выраженные степени психопатий относительно часты, при явных акцентуациях характера подростковый период ознаменован тяжелыми конфликтами, агрессией и даже при скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.