Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая теория международных отношений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ
                   Государственное образовательное  учреждение
                      высшего профессионального образования                 «КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
                Кафедра социологии правовых отношений и права

    

 
 
 
 
                                         ПОЛИТОЛОГИЯ 

                  Контрольная работа по заданию  № 23
   « Политическая  теория международных отношений»                                          

                                                                                   Выполнила:
                                                                                               Ст-тка. Муз – 083
                                                                                               3 курс
                                                                                               шрифт зачётной 
                                                                                               книжки - 308437
                                                                                                А.С.Чарухина
                                                                                               Проверил:                         
                                                                                    И.Н.Толстова 

                                                                                   
 

  
                                                                               
 

                                                                                     
 
 
 
 

                                       

                                         БЕЛОВО 2010 

                                           План 
 

 Введение.
    Сущность и структура международных отношений.
    Мировая политика и мировой порядок.
    Национальный интерес и национальная безопасность.
Заключение.
Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
     
     Многообразие существующих сегодня в международно-политической науке теорий и взглядов, в конечном счете, может быть сведено к трем известным парадигмам: реалисткой (включающей в себя классический реализм и неореализм), либеральной (традиционный идеализм и неолиберализм) и немарксистской, каждая из которых исходит из своего понимания природы и характера международных отношений. Эти парадигмы, естественно, не исчерпывают содержания теории международных отношений. Последние два десятилетия отмечены интенсивным развитием в ее рамках такого направления, как транснационализм. 
      Рассматривая второй вопрос мы разделим понятие «международные отношения» и «мировая политика», так же укажу основные тенденции современного политического развития мира.
     Отвечу на ряд вопросов о  национальном интересе и его взаимосвязь с национальной безопасностью.                                                                                                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и структура  международных отношений. 
        Ограничимся кратким рассмотрением  таких направлений (и их разновидностей), как политический идеализм, политический  реализм, транснационализм и неомарксизм.  Так же дискуссии между идеалистами  и реалистами.
  Идеализм  в современной науке о международных  отношениях имеет и более близкие  идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический  социализм, либерализм и пацифизм XIX века. Его основной посыл - убежденность в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции.
  В политической практике идеализм нашел  воплощение в разработанной после  первой мировой войны американским президентом В.Вильсоном программы создания Лиги наций, Пакте Брайена-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы.
  Следует отметить, что идеализм в течение  длительного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае - безнадежно отставшим от требований современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе 30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939-1945 гг. и «холодной войны» в последующие годы. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил», «национальный интерес» и «конфликт».
  Одним из исходных для политического реализма является положение об анархической (греч.anarchia -- безначалие, безвластие) природе международных отношений. Именно анархичность отличает их от внутриобщественных отношений, построенных на принципах иерархии, субординации, господства и подчинения, формализованных в правовых нормах, главной из которых является монополия государства на легитимное насилие в рамках своего внутреннего суверенитета. Анархичность международных отношений проявляется в двух главных аспектах. Во-первых, это отсутствие общего правительства, единой правящей во всем мире структуры, распоряжения которой были бы обязательны для неуклонного исполнения правительствами всех государств. Во-вторых, это необходимость для каждого государства рассчитывать только на себя, на собственные возможности в отстаивании своих интересов
  Политический  реализм как течение в современной  теории международных отношений  возник на фоне кризиса межвоенного  периода и, заявляя о себе как  о «реализме», постулировал вовсе  не некую познаваемую в принципе реальность, существующую независимо от наблюдающего ее исследователя, способного якобы сорвать с нее покровы идеологий, а первичность практики, с ее специфическими для каждой сферы человеческой деятельности реалиями, по отношению к теории. «Политическим» же такой реализм являлся потому, что концентрировался на одной конкретной сфере человеческой деятельности: политике. Однако в рамках этого направления политика оказывалась зачастую не просто одной из сфер деятельности, но той сферой, в которой, посредством «борьбы за могущество и мир», формировались этические идеалы и устанавливался единый порядок, пусть даже и поддерживаемый такими ненадежными механизмами, как баланс сил. В конце концов, европейская практика баланса сил отличалась от античной (или от баланса в торговле) тем, что желанное равновесие достигалось не как непредвиденное следствие ревностного состязания с соседями, а в результате разумной заботы о спокойствии целого.
  Политический  реализм не только подверг идеализм сокрушительной критике, - указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию второй мировой войны, - но и предложил достаточно стройную теорию. Бесспорными лидерами этого направления стали Г. Моргентау и Р. Арон.
  Работа  Г. Моргентау «Политика среди  нации. Борьба за влияние и мир», первое издание которой увидело  свет в 1948 году, стала своего рода «библией»  для многих поколений студентов-политологов  в США, и других странах Запада.
  С точки зрения Г. Моргентау, международные  отношения представляют собой арену  острого противоборства государств. В основе всей международной деятельности последних лежит стремление к  увеличению своей власти, или силы и уменьшению власти других. При этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей.
  Согласно  Г. Моргентау есть два фактора, которые  способны удерживать стремления государств к власти в каких-то рамках - это  международное право и мораль. Однако слишком доверяться им в стремлении обеспечить мир между государствами  означало бы впадать в непростительные иллюзии идеалистической школы. Проблема войны и мира не имеет никаких шансов на решение при помощи механизмов коллективной безопасности или посредством ООН. Утопичны и проекты гармонизации национальных интересов путем создания мирового сообщества или же мирового государства. Единственный путь, позволяющий надеяться избежать мировой ядерной войны, - обновление дипломатии.
  Приверженцы парадигмы политического реализма считают, что при отсутствии верховной  власти, правовых и моральных норм, способных на основе общего согласия эффективно регулировать взаимодействия основных акторов, предотвращать разрушительные для них и для мира в целом конфликты и войны, природа отношений между государствами не изменилась со времен Древней Греции. Сторонники этой парадигмы считают, что не следует надеяться на построение международного порядка, основанного на правовых нормах, коллективной безопасности и решающей роли наднациональных организаций. Никто, кроме самого государства (в лице его политического руководства), не заинтересован в его безопасности, укрепление которой, и, как следствие, усиление государства, его власти как способности оказывать влияние на другие государства -- остается главным элементом национальных интересов страны.
  Следовательно, в рамках политического реализма главным содержанием рациональной теории, исследующей международные отношения, остается изучение межгосударственных конфликтов и войн, а ее центральной проблемой -- проблема безопасности. При этом безопасность рассматривается прежде всего в ее военно-силовом и государственно-центристском виде. В центр внимания помещается «дилемма безопасности», суть которой состоит в утверждении: чем большей безопасности добивается для себя одно государство, тем в меньшей безопасности оказывается другое государство.
  Сторонники  различных теоретических течений, которые могут быть условно названы  «транснационалистами», выдвинули  общую идею, согласно которой политический реализм и свойственная ему парадигма  не соответствуют характеру и  основным тенденциям международных отношений и потому должны быть отброшены.
  Международные отношения выходят далеко за рамки  межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных интересах и силовом  противоборстве. Государство как  международный автор лишается своей монополии. Помимо государств, в международных отношениях принимают участие индивиды, предприятия, организации, другие негосударственные объединения. Взаимодействия между ними вытесняют государство из центра международного общения, способствуют трансформации такого общения из «интернационального» (то есть межгосударственного, если вспомнить этимологическое значение этого термина) в «транснациональное» (то есть осуществляющееся помимо и без участия государств).
  Значительное  влияние на подобный подход оказали выдвинутые в 1969 г. Дж. Розенау идеи о взаимосвязи между внутренней жизнью общества и международными отношениями, о роли социальных, экономических и культурных факторов в объяснении международного поведения правительств, о «внешних» источниках, которые могут иметь чисто «внутренние», на первый взгляд, события и т.п. .
  Революционные изменения в технологии средств, связи и транспорта, трансформация  ситуации на мировых рынках, рост числа  и значения транснациональных корпораций стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся: опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством, проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств коммуникации в развивающиеся страны, усиление международной роли малых государств и частных субъектов, наконец, сокращение возможностей великих держав контролировать состояние окружающей среды. Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов является возрастание взаимозависимости мира и относительное уменьшение роли силы в международных отношениях.
  Сторонники  транснационализма часто склонны  рассматривать сферу транснациональных  отношений как своего рода международное  общество, к анализу которого применимы  те же методы, которые позволяют  понять и объяснить процессы, происходящие в любом общественном организме. Транснационализм способствовал осознанию ряда новых явлений в международных отношениях, поэтому многие положения этого течения продолжают развиваться его сторонниками и в 1990-е гг. Вместе с тем на него наложило отпечаток несомненное идейное родство с классическим идеализмом с присущими ему склонностями переоценивать действительное значение наблюдаемых тенденций в изменении характера международных отношений.
  Неомарксизм- течения столь же неоднородного, как и транснационализм, так же объединяет идея о целостности мирового сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего.
     Неомарксизм выступает с критикой основных положений реалистической пародигмы. Его сторонники представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Разобраться в этом сложном многообразии помогают базовые понятия «мир-система» и «мир-экономика». Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных факторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные. Основные черты мир-экономики - это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировом хозяйственном развитии, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. По утверждению неомарксистов, государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, сегодня превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. При этом указанные процессы, как и соответствующие структуры, являются результатом деятельности людей, продуктом истории. В то же время, подчеркивают неомарксисты, существуют и процессы, противоположные глобализации, - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски иных путей развития. Однако радикально-либеральная идеология стремится завуалировать эти процессы. Она внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене жесткой конкуренции, дерегламентации взаимодействий и эгоизма лежит неумолимая экономическая логика.
       Можно было бы привести и  другие суждения сторонников  рассматриваемых парадигм по  поводу природы современных международных  отношений. Однако и приведенных  выше достаточно, чтобы показать, что в результате взаимной  критики вырабатывается ряд общих положений, разделяемых представителями всех трех парадигм. Во первых, это положение о том, что, хотя анархия международных отношений и продолжает существовать и даже отчасти возрастает, возможности для их регулирования все же существуют. Во вторых, это тезис, согласно которому число участников международных отношений расширяется, включая в себя не только государства и межправительственные организации, но и новых, нетрадиционных акторов - международные правительственные и неправительственные организации, транснациональные корпорации, фирмы и предприятия, многочисленные производственные, финансовые, профессиональные и иные ассоциации и объединения, а также рядовых индивидов. В третьих, это признание всемирного характера тех вызовов и проблем, с которыми сталкиваются сегодня участники международных отношений.
  Новый парадигмальный статус социально-политической мыли, состоит в том, что каждая эпоха вырабатывает собственную, характерную  только для нее парадигму. Социально-политическая мысль выражение своего времени, устремления, взглядов. Традиция в изучении международных отношений от Древнего мира до современности приобретает новые платформы для рефлексии, создавая новые теоретические тенденции; более развитые представления о международных отношениях, политические константы, разработки комплексных теорий. 

  2. Мировая политика  и мировой порядок.
   Понятие « мировая  политика»  принадлежит  к  числу  наиболее  употребимых  и одновременно  наименее  ясных  в  политической  науке.  Одна  из  главных  проблем, связанных  с  мировой  политикой,  это  именно  проблема  ее  идентификации  как объективно  существующего  феномена. Как  отличить  мировую политику  от  международных  отношений?  Гораздо  больше  ясности  в  рассматриваемую проблему  вносит  иной  подход, высказанный А.  Бовиным и разделяемый В.  Лукиным: «„Мировая политика"— это деятельность,  взаимодействие  государств  на  международной арене; «международные  отношения»— это система реальных  связей  между  государствами,  выступающих  и  как  результат  их  действий,  и  как  своего  рода  среда,  пространство,  в котором  существует  мировая  политика.  Кроме  государств,  субъектами,  участниками  мирового  общения  выступают  различные  движения,  организации,  партии  и т.  п.  Мировая  политика — активный  фактор,  формирующий  международные отношения.  Международные  отношения,  постоянно  изменяясь  под  воздействием мировой политики, в свою очередь, влияют на ее содержание и характер».
   В современных условиях проявляются объективные тенденции расширения числа участников международных отношений. Усиление взаимозависимости народов и обществ привело к тому, что к главным действующим лицам международных отношений можно относить не только государства, но и конкретные личности
   Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время  стали подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и  их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.
   В практике современных международных  отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников международных отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене.  Одновременно действует тенденция усиления интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочения институциональных форм широкого политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка. Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с сохраняющимся разнообразием особенностей развития народов. Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации, гуманизации, демилитаризации, “открытого диалога культур” пока не носят системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от поведения и функционирования субъективных факторов.
   В условиях мира и социально-культурного  обновления международные отношения  все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Мы наблюдаем сотрудничество системы правовых государств, множества международных организаций и ассоциаций, прямых связей между миллионами граждан различных государств. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных международных проблем.
   Международные отношения как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными  организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.
   Международная (мировая) политика представляет собой  целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире.
   Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.
   Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
   Сущность  и содержание международной политики раскрывается как через анализ общечеловеческих проблем, так и через понятие национального интереса, который лежит в основе деятельности любого государства. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности политических лидеров государства его коренных потребностей. Известный политолог-международник и государственный деятель США Г. Моргентау (1891–1967) отмечал, что “международная политика, как и всякая другая, – это борьба за власть. Цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой”. Именно концепция интереса, выраженная в категориях силы, спасает нас, считает Г. Моргентау, как от моральных крайностей, так и от политического безрассудства. Мы сможем лишь тогда всем государствам воздать должное, если будем рассматривать их как политические общности, преследующие свои интересы, определенные в силовом выражении.
   На  нашей планете, со времени эпохи  великих географических открытий, создается  глобальная система взаимосвязей. К  настоящему времени “мир превратился в систему, в которой различные части структуры функционально и необходимо взаимосвязаны, – отмечал известный российский политолог-международник Ю.М. Павлов, – в систему, которая функционирует в соответствии со своими законами. Мир являет собой некую целостность, взаимодействия в которой осуществляются на транснациональном, региональном, национальном и местном уровнях”. Взаимодействие субъектов мировой политики с целью реализации своих интересов представляет собой своеобразную систему политических процессов.
   Исторически развитие политических процессов в  мире прошло ряд этапов. Вначале  они протекали как региональные и характеризовались наличием мощной державы, которая доминировала в  обширном регионе над сопредельными  государствами (Древний Египет, Персия, Древний Китай, Древняя Индия, Рим и др.). Создание первых элементов мирового политического взаимодействия явилось результатом великих географических открытий и относится к середине XV в. (Договор между Португалией и Испанией в Тордесильясе (1434) о разделе сфер влияния). Далее можно выделить мировые процессы, связанные с последствиями Великой французской революции и войнами Наполеона, системы международных отношений, выработанной Венским конгрессом (1815), итогами Первой и особенно Второй мировой войны для установления качественно новой системы мирового взаимодействия.
   Современный мировой политический процесс характеризуется  переходом от биполярного к многополюсному миру при сохранении доминирующих позиций  США, в нем участвует двести суверенных государств. Для него характерны процессы демократизации многих обществ и государств. В мировую политику включены сотни миллионов людей. Происходит сложный двуединый процесс глобализации политических и экономических взаимосвязей и отношений. Он проявляется в том, что “при наличии в мире огромного разнообразия народнохозяйственных и национально-государственных структур (от самых архаичных до сверхсовременных) наблюдается определенная медианность развития, приобретают все большее значение общие черты общественного прогресса, судьбоносные интересы мировой цивилизации”. Значительно повысилась управляемость мировой политикой. Доминантой современного международного политического процесса является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена войны из жизни человечества, проявились тенденции к демократизации основных сфер международной и национальной жизнедеятельности, к повышению в мире роли различных представительных сил и движений, человека в мировой политике в целом. Современный мировой политический процесс развивается в новых исторических условиях, когда мирополитические отношения и связи становятся одной из главных доминант грядущих перемен и перспектив в развитии цивилизации.
   Мировой порядок, провозглашенный после  дезинтеграции СССР, основан на старых принципах, выраженных еще Уинстоном Черчиллем: "Управление миром должно быть в руках материально благополучных народов, богатых людей, мирно живущих у себя дома, а не голодных народов, стремящихся улучшить свое положение".
     Не очень новый мировой порядок  - это порядок в интересах высших классов и крупных западных компаний. Страны Третьего мира занимают особое место в этом миропорядке: они обеспечивают Запад сырьевыми ресурсами, дешевой рабочей силой, рынками для сбыта товаров, возможностями для капиталовложений и для вывоза экологически грязных производств. Уже полвека США действует в качестве мирового шерифа, защищая интересы богатых. Главный враг - национальные режимы, которые стараются улучшить положение масс в своих странах, что мешает американскому контролю над сырьем и политике капиталовложений. Восточная Европа была самым первым Третьим Миром для Западной Европы и поставляла сырье на запад еще в 14 веке. Поэтому этот район так и остался слаборазвитым, как и все районы Третьего мира. Из-за своих размеров экономическое подчинение России Западу началось позднее, но в 19 веке этот процесс уже шел вовсю. Большевистский переворот в октябре 1917 года вырвал СССР из этой ловушки, на что Запад ответил немедленной военной интервенцией. После того, как Россия победила Гитлера и вырвала части Восточной и Центральной Европы из-под контроля Запада, она стала врагом. "Мирное сосуществование" было лишь химерой, призраком - Запад не собирался мириться с таким "отступлением от правила", как он не мог примириться с Гватемалой, Чили, Гренадой, Никарагуа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.