На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка туристских ресурсов ЮАР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Теоретические основы  исследования туристских  ресурсов

1.1. Методика исследований  природных ресурсов

    Природные условия и естественные ресурсы  любой страны представляют собой, как  правило, основную часть потенциала, определяющего возможности развития туризма, что требует достаточно внимательного и подробного рассмотрения практически всех основных компонентов природы на изучаемой территории.
    Для оценки природных туристских ресурсов можно  выделить три подхода [2]:
    - технологический - по функциональной  пригодности ресурсов для организации того или иного вида туризма;
    - физический - по степени комфортности  ресурсов;
    - психологический - в зависимости  от эстетических качеств ресурсов.
    В процессе оценки природных ресурсов учитывается их устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных компонентов [4]. 
    Существует  также другой подход к анализу  природных и культурных элементов  туризма, основанный на их разделении на 12 основных типов: городской, прибрежный, островной, материковый, озерный, горный, долинный, лесной, термальный, культурный, религиозный, археологический. Помимо перечисленных,  к ним можно отнести еще «палеогенетическое» и «неогенетическое» направление туризма. При этом первое связано со структурами, которые не были созданы непосредственно для туристов, но используются в их обслуживании. Второе, наоборот, специально создано для туристов. Подобный подход базируется на субъективной оценке привлекательности ресурсов для туристских поездок [2].
    Оригинальная  классификация туристских ресурсов была предложена французским экономистом П. Дефером. В этой классификации предприятия по приему и обслуживанию туристов не относятся к туристским ресурсам, поскольку эти предприятия лишь позволяют использовать туристские ресурсы, но сами по себе не могут служить целью туристского путешествия. Все туристские ресурсы П. Дефер подразделяет на четыре группы:
    1) Гидром.
    К гидрому он относит туристские ресурсы, в состав которых входит вода. Это  стоячие и проточные воды, озера, реки, морские побережья, водопады, снежные равнины и ледники, источники минеральных вод, гидростанции и т.д.
    2) Фитом.
    К фитому относятся природные туристские ресурсы, в состав которых входят земельные угодья. Они могут быть созданы самой природой или являются результатом человеческого труда. Следовательно, это все природные ресурсы, за исключением воды: леса, национальные парки, скалы, вулканы, сады, красивые панорамы и т.д.
    3) Литом. 
    Под литомом понимается все, что создано  трудом человека, вызывающее интерес  туристов либо само по себе, либо благодаря своему назначению: памятники архитектуры и сооружения, характеризующие жизнь и быт людей (музеи под открытым небом); современные постройки – мосты, аэропорты, вокзалы, университеты, правительственные здания, жилые кварталы и т.д.
    4) Антропом.
    К антропому относятся все виды человеческой деятельности, вызывающие интерес туристов независимо от окружающей обстановки. В эту группу входят: сам человек, его жизнь, нравы и обычаи, старинные виды человеческой деятельности, которые со временем могут исчезнуть     (народные промыслы, национальные народные праздники, фольклор, национальные костюмы и национальная музыка), современная человеческая деятельность (промышленность и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, социально-бытовые объекты) [2].
    Существует  еще одна методика оценки природных  ресурсов на уровне конкретной местности  для выбора места размещения туристских баз (гостиниц).   Из всех возможных  видов рекреационных занятий  для оценки выбраны следующие  двенадцать, практикуемых на базах  и использующих естественные ресурсы: пешеходные и лыжные прогулки, походы пешеходные, лыжные и на гребных судах, солнечные и воздушные ванны, купание и плавание, катание на гребных лодках, водных велосипедах  и горных лыжах, рыбная ловля, сбор ягод и грибов.
    В процессе исследования природных условий  места расположения туристской базы при помощи справочных таблиц заполняется  сводная таблица. В эту таблицу  заносятся возможные в данной местности рекреационные занятия, имеющие сезон не менее 60 дней, а  для сбора грибов и ягод – 30 дней в год.  Примером является приведенная ниже табл. 1.1.
    Таблица 1.1.
    Оценка  природно-климатических условий  месторасположения (строительства) турбазы  [8] 

Виды  рекреационных занятий Виды  условий Оценка  в баллах Сезон (кол-во)     дней
Общая оценка вида занятий
Природных и климатических факторов Итоговая  оценка
1   2    3   4   5   6
  природные климатические
     
 
      Природные условия месторасположения  туристских баз в зависимости  от полученных баллов и сезонности  функционирования оцениваются по балльной системе, приведенной ниже, в табл. 1.2.
    Таблица  1.2.
    Оценка   природных условий месторасположения  туристских баз [8]
 
Оценка
Количество  баллов для турбаз
сезонных круглогодичных
1 2 3
Неудовлетворительно 5 9
Удовлетворительно 5 - 15 9 - 28
    Продолжение табл. 1.2
1 2 3
Хорошо 15 - 29 28 - 45
Очень хорошо 29 45
 
    При получении неудовлетворительных оценок следует признать не целесообразным размещение в исследуемой местности  туристских баз и гостиниц с предлагаемой ориентацией в работе на рекреационные занятия, базирующиеся на природных ресурсах. Удовлетворительные оценки дают основание предполагать наличие в небогатых рекреационными ресурсами регионах условий для работы туристских баз и гостиниц местного значения. Хорошие и очень хорошие оценки свидетельствуют о наличии благоприятных природных условий для разнообразных рекреационных занятий [8].
    Для определения приоритета и перспективы  развития на какой-либо территории учитывается  совокупность внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов [4].
      В группу внутренних факторов, непосредственно определяющих эффективность  туризма,  включается:
    уровень развития инфраструктуры туризма (средства размещения, транспорта, предприятия общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.);
    степень готовности населения путешествовать в любое время года (уровень развития туристской культуры, которая формируется рекламными кампаниями, мероприятиями PR);
    номенклатуру предлагаемых населению видов туризма и работу с различными рыночными сегментами спроса;
    кадровое обеспечение туристского бизнеса (профессионально-квалификационная структура и уровень подготовки кадров);
    наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту путешественников (информационных центров, страховых кампаний, обществ защиты прав потребителей и т.д.).
    В группу внешних факторов входят:
    Факторы, определяющие туристский потенциал  и аттрактивность региона:
    А) природно-географические и климатические  условия (красивая, богатая природа, благоприятный климат, рельеф местности, подземные богатства – минеральные воды, пещеры и т.д.);
    Б) историко–культурный потенциал, который  включает в себя:
    - культурно-историческое наследие;
    - культурные процессы, порождающие  и воспроизводящие духовные и материальные ценности;
    - инфраструктуру культуры как  систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства  культурных ценностей, развития  культурной жизни и творчества.
    Факторы, косвенно воздействующие на туризм, а  именно:
    А) социально – демографические  факторы;
    Б) социально-экономические и политические факторы;
    В) научно-технические факторы: эффективные  технологии и средства удовлетворения человеческих;
    Г) социально-культурные факторы.
    Далее проводится всесторонний анализ внутренних и внешних факторов, который поможет определить состояние и перспективы отрасли и определить туристскую специализацию района, которая зависит, прежде всего, от ведущей группы туристских ресурсов. Из методических соображений природные ресурсы условно разделены на природные составляющие, включая рельеф, растительность, гидрографию и т.п., и климатические, включающие метеорологические элементы: температуру воздуха, осадки, влажность и т.п.
      В процессе оценки используется  следующая балльная система, предложенная ниже, в табл. 1.3.
    Таблица 1.3.
    Оценка  природно-климатических условий  [5] 

Цена  балла Название  баллов для условий
природных климатических
0 неблагоприятные дискомфортные
1 малоблагоприятные субкомфортные
2 благоприятные комфортные
3 весьма благоприятные весьма комфортные
 
    Получение одним из компонентов природных  условий или одним из метеорологических  элементов 0 баллов означает отсутствие рекреационных угодий. Это ведет  к обязательному прекращению  оценки природных климатических  условий для данного вида рекреационных занятий.
      Помимо описанных методов оценки  природно-рекреационных ресурсов, также  может быть предложен подход, основанный на  применении стандартного  плана характеристики природных  ресурсов, в соответствии с которым  последовательно изучаются рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир, природные зоны и т.д. 
    Рельеф является основополагающим компонентом природы любой страны, так как формирует первоначальный образ территории, а также определяет  возможности развития многих видов туризма, то есть он имеет самостоятельное значение  как условие развития турбизнеса. Рельеф – совокупность всех неровностей земной поверхности, которые называют «формами рельефа».
    Рельеф - важный фактор, влияющий на все остальные  компоненты природы: воды, климат, растительность и животный мир в значительной степени определяются особенностями рельефа. Чем мозаичнее рельеф, тем больше разнообразия в других компонентах, тем богаче природа в целом. Общую характеристику, как правило, начинают с указания, форм рельефа, которые находятся на территории, каково их соотношение по площади (какая из них преобладает), перечисляют названия наиболее значительных гор и равнин [9].
    А) Характеристику целесообразно начать с гор, так как рельеф в горных районах наиболее расчленен. 
    Характеристика  гор ведется по следующему плану:
    - название и местоположение,
    - возраст, 
    - сейсмическая активность,
    - общие черты морфоструктуры: состав  горных хребтов, простирание и  взаиморасположение хребтов, средняя  и максимальная высота (название самой высокой точки);
    - описание морфоскульптуры гор:  характер склонов, вершин и  т.д. Необходимо указать, какими  горными породами сложены горы, так как этот фактор часто  оказывает решающее воздействие  на возможности развития туризма. 
    Б) Характеристика равнин включает ряд  важных элементов и также дается по определенному плану:
    - название наиболее крупных и  интересных для туризма равнин,
    - происхождение, 
    - возраст, 
    - сейсмичность,
    - характер горных пород;
    - оценка морфоструктура: простирание, средняя и максимальная высота (название самой высокой точки), состав равнины.
    В пределах равнины могут встречаться  разные по высоте участки: низменные, возвышенные, высокие (плато). Для развития туризма  наиболее благоприятны возвышенности  и плоскогорья, имеющие более расчлененный рельеф.
    После анализа рельефа, следует изучить климат, который является главным компонентом природы, определяющим возможности развития туризма в любой стране, так как именно он зачастую определяет спрос. Под климатом подразумевается состояние нижнего слоя атмосферы за длительный промежуток времени [9].
    Начинать  характеристику следует с изучения основных закономерностей и понятий  климата, рассматривая последовательно  главные элементы, явления и показатели. Прежде всего, следует выяснить, в каких климатических поясах находится страна или регион и начать характеристику с наиболее благоприятного климатического пояса для туризма. После определения климатической области, нужно выявить ее основные элементы: данные о температуре, давлении, влажности, осадках, ветрах.  Рассматриваются параметры показателей в течение года, в среднем за год, по сезонам, а также изменения – амплитуды колебаний.  Характеристику всех климатических показателей следует давать по сезонам. Далее надо кратко остановиться на характеристике основных климатических явлений. При этом особое внимание следует уделять областям высокого и низкого давления, так как они непосредственно влияют на значительность погодных изменений.
    Далее необходимо дать характеристику погоды. Погода - состояние нижнего слоя атмосферы в данный момент или в какой-либо небольшой отрезок времени (день, сутки, неделю). К элементам погоды относятся: температура, влажность воздуха, атмосферное давление. Последовательность аналогична характеристике климата: типа погоды, характеристика основных элементов и явлений.
    Характеристика вод является обязательным компонентом любой туристской характеристики, так как практически во всех странах воды играют очень важную роль в развитии туризма.
    А) Характеристика водных объектов проводится по разным параметрам и схемам в зависимости от видов туризма.
    По  наиболее обобщенной схеме можно  предложить следующий план характеристики водных объектов:
    - сначала дается название объекта, 
    - местоположение относительно территории страны и относительно территории океана (окраинное, внутреннее или межостровное).
    - Дается характеристика глубин, в  первую очередь прибрежной зоны (средняя и максимальная глубина  дна), рельефа дна, в частности,  отмечается в какой зоне Мирового океана находится данное море. 
    - Особое внимание следует уделить  характеристике береговой линии. 
    - После этого описываются свойства  вод моря или части океана: температура и ее изменение  по сезонам года, соленость, движение  вод, органическая жизнь водоема [9].
    Б) Характеристика вод суши включает характеристику рек, озер, болот, подземных минеральных  вод.
    - Общая характеристика рек включает  сведения о том, насколько богата  ими территория страны, каковы  они по размерам, значению, величине  и особенностям размещения и производится по следующему плану:  название, место в  речной системе, местоположение, исток, устье, характер течения реки (горная или равнинная, много- или маловодная), температура воды, скорость течения, уклон, падение. Большое влияние также оказывает режим реки (изменение уровня воды, наличие и время половодья, межени, паводков, продолжительность и устойчивость ледового покрова, время ледостава и ледохода), характер русла (наличие порогов, водопадов, «щек», перекатов) и речной долины [9]. 
    - Общая характеристика озер включает информацию о том, насколько богата ими территория страны, каковы они по происхождению, величине, глубине, каковы особенности их размещения. Далее называются наиболее крупные озера и характеризуются те из них, которые представляют наибольший интерес для различных видов туризма.  Характеристика каждого из озер дается по плану: название озера, его местоположение, происхождение озерной котловины (тектоническое, ледниковое, карстовое), характер береговой линии, дна и горных пород, слагающих берега и дно озера, глубины, температура, соленость (точное или бессточное), движение вод озера, характер рельефа и растительности берегов. Особое внимание следует уделить режиму озера (элементы которого аналогичны речному) и краткой характеристике островов.
    Пример  проведения оценки условий водных объектов для пляжно-купального отдыха приведен ниже, в табл. 1.4.
    Таблица 1.4.
    Критерии  оценки водоемов [5] 

Параметр Степень благоприятности
1 2 3 4
  Благоприятно Относительно  благоприятно Неблагоприятно
Берега Сухие террасированны, без крутых спусков, пригодные для  освоения в естественном состоянии Сухие, но крутосклонные, часто обрывистые, освоение которых  требует несложных сооружений для  спуска 
к воде (если у воды есть полоса пляжа)
Берега либо заболочены, либо очень крутые с высоким клифом или обрывом
Подходы к воде Просто открытые Требуют небольшой 
расчистки
Топкие, закуcтаренные, 
закрытые
Пляжи Песок, мелкая галька Трава, крупная  галька Глина, торф, крупный  камень
Характер  отмели: для взрослых 
0,5—1,5 м;

для детей 
0,5—1,2 м

 
20—100 м 
(на море)
20—50 м 
(на реке и озере)

 
Более 100 м 
(на море)
Менее 20; более 50 м 
(на реке и озере)

Отмель 
отсутствует
    Продолжение табл. 1.4
1 2 3 4
Характер  дна Песок и мелкая галька Крупная галька, заиленные пески, валуны Ил, камень, глина, крупный острый камень, большие плиты, покрытые водными микроорганизмами
Скорость  течения реки, м/с Менее 0,3 0,3—0,5 Более 0,5
Температура 
воды, оС
18—24 16—17; 25—26 Менее 16; более 26
Санитарно-гигиенические  условия Чистые, источников загрязнения нет Легко устранимые источники загрязнения, вода самоочищается Загрязнения превышают  ПДК, 
и источники загрязнения неустранимы
    Наличие отмели также необходимо для пляжно-купального отдыха. Однако чрезмерно большие  мелководья являются существенным недостатком.  При разработке зон купания на курортах следует руководствоваться критериями, приведенными ниже, в табл. 1.5.
    Таблица 1.5.
    Критерии  оценки акватории для купания  [5] 

Категории отдыхающих
Характеристика  акватории
Максимальная глубина, м Характер дна Ширина зоны купания от уреза до буйков, м
Взрослые 3—4 - 70—75
Родители  с детьми 2—2,5 - 30—40
Дети 1,5—1,8 Песчаное, мелкогалечное,  
с уклоном
20—25
 
    На  побережьях морей и крупных озер ограничивающим фактором для купания является волнение воды. Купание допускается при волнении не более 3 баллов. При организации купания на реках оптимальные условия наблюдаются, когда скорость течения не превышает 0,3 м/с. Реки с быстрым течением - более 0,5 м/с - не пригодны для купания. Лучшими являются те водоемы, где слабое волнение доминирует в течение всего купального сезона. Наиболее комфортные условия для купания отмечаются при температуре воды от +18 до +24оС. При температуре воды ниже +16оС купаться могут только сильно закаленные люди. Неблагоприятна также слишком высокая температура воды - более +26оС, это индифферентные условия, не оказывающие оздоровительного воздействия.
    Большое значение имеют санитарно-гигиенические  условия. Очень важны данные о  водных объектах местных СЭС и  комитетов по охране природы. При проектировании нового объекта необходимо установить не только существующие источники загрязнения, но и те, которые могут проявиться в перспективе.
    После изучения водных ресурсов, следует составить характеристику природных зон, флоры и фауны. Термин «природная зона»  употребляется для обозначения природных комплексов на равнинах, в горах природные комплексы называются высотными поясами. Полная комплексная характеристика природного комплекса такого уровня включает описание всех компонентов природы, большая часть которых уже проанализирована. 
    А) Растительность – один из важнейших  компонентах природы, определяющая общий вид территории, соотношение  открытых и закрытых пространств, а  следовательно, живописность местности. Наибольшую привлекательность для  туристов представляют сухие светлые леса с большим разнообразием видового состава. Второе место по степени привлекательности занимают лесостепи, саванны и редколесья.  Естественная травянистая растительность степей сохранилась только в заповедниках, национальных парках или высоко в горах (альпийские и субальпийские луга, отличающиеся красочным разнотравьем). Жестколистные леса и кустарники субтропического пояса интересны по видовому составу, но встречаются только на отдельных участках. Характеристика растительного покрова как условия развития туризма начинается с указания преобладающего типа или типов растительности и доминирующих (фонообразующих) видов растений, соответствующих каждому типу. На основании этих растений определяются типичное или типичные растительные сообщества [9].
    Для оценки возможностей использования  данного природного ресурса необходимо перечислить, какие группы растений (по их значимости в растительном сообществе) встречаются на данной территории. Так, например,  редкие, эндемичные и реликтовые растения и животные являются основанием для развития экскурсионно-познавательного или экологического туризма. Условием развития утилитарно-промыслового  туризма является большое количество типичных, широко распространенных промысловых растений.
    При оценке угодий основными факторами, обусловливающими ценность природного комплекса, являются наличие и обилие ягод, грибов и лекарственных растений, а также степень разнообразия их видов, обеспечивающая достаточно длительный прогулочно-промысловый сезон. Для оценки природного комплекса в его современном состоянии рассматриваются такие показатели, как обилие, разнообразие, редкость (экзотичность) видов ягод, грибов и лекарственных растений.    Шкала оценки природных комплексов ягодных угодий и угодий с лекарственными растениями представлена ниже, в табл. 1.6.
    Таблица 1.6.
    Шкала оценки природных комплексов ягодных  угодий и угодий с лекарственными растениями [5] 

Обилие  растений Оценка  в баллах Степень разнообразия видов
Число видов Оценка в  баллах
1 2 3 4
Очень много 4 9 и больше 4
    Продолжение табл. 1.6
1 2 3 4
Много 3 8—6 3
Средне 2 5—4 2
Мало 1 3—2 1
Нет 0 1 0
 
    Степень разнообразия определяется числом видов  растений, произрастающих в рассматриваемом  природном комплексе с учетом отношения их к числу всех видов, встречающихся в данном районе. Например, на территории произрастает около десяти видов ягод или лекарственных растений. Если видов будет существенно больше десяти, то градации числа видов следует расширить.
    Расстояние до места расположения природных условий (рекреационных угодий) от туристской базы существенно влияет на их ценность и поэтому в ряде таблиц оговорено в заголовке или же является одним из оцениваемых компонентов. Рекреационные угодья могут оцениваться с учетом возможных транспортных подъездов от туристских баз до начала трасс походов и выездом с их точек.
      Обилие грибов, ягод и рыбы  оценивается в соответствии с  представлениями, сложившимися в  конкретной местности. 
    Б) Характеристику животных также нужно начинать с перечисления типичных, обитающих в  природных зонах на данной территории, далее даются каткие сведения о видовом составе, ареалах, формах использования по видам туризма [9].
    Наличие промысловых видов животных является необходимым условием для организации охотничьего туризма.
    Охотничий туризм предполагает процесс охоты  и добычи разрешенных к промыслу зверей и птиц. Охота в ЮАР строго контролируется и регламентируется государством и охотничьими ассоциациями. Охота проводится на государственных и частных охотничьих угодьях и фермах.
    При оценке охотничьих угодий рассматриваются  два основных фактора: тип природных  комплексов (урочищ) и разнообразие фауны. Первый фактор свидетельствует  о степени благоприятности ландшафта  для охоты, второй - об обилии видов животного мира и наличии редко встречающихся животных.
    Рыболовный  туризм предполагает ловлю рыбы с  использованием высокоспортивных приемов (способов): нахлыст и кастинг, поплавковое  ужение, подводная охота.
    У горячих поклонников рыбалки  как в соленой, так и в пресной воде в Южной Африке много возможностей заняться своим хобби. У рыбаков огромный выбор, независимо от того , ловят ли они алозу или грантера на пляже либо марлина и парусника с лодки.

1.2 Методика исследований  экономических ресурсов

    Экономические условия, так же как и особенности  природы и культуры являются важнейшими факторами развития туризма. Характеристика экономики, экономических условий  включает наряду с общими справочными  показателями ряд сведений, которые  составляют специфику только определенного региона страны. Изучение экономики проводится по следующему плану: вначале необходимо определить роль и значение экономки страны  в мировом хозяйстве (главными количественными показателями уровня развития страны являются ВВП - в целом по стране и на душу населения); уровень инфляции; качество жизни; социально-экономический уклад; формы собственности, типы ведения хозяйства и обмена (реализация продукции).
    Рекомендуется кратко перечислить отрасли специализации  в трех основных сферах деятельности: сфере услуг, в промышленности и сельском хозяйстве.
    После общей характеристики необходимо перейти  к определению места и роли туризма в экономике региона. Это может быть подтверждено показателями удельного веса туризма в ВВП  и ВНП, долей занятых в туризме или объемом потока туристов, посещающих страну или регион за год. Далее следует определить специализацию страны или региона в мировом туристском бизнесе, после чего охарактеризовать те отрасли, от которых зависит успешность турбизнеса, особое внимание уделив транспорту, сфере гостеприимства и общественного питания. Основными показателями характеристики любой отрасли инфраструктуры являются: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг, и географические особенности каждой из отраслей инфраструктуры [9].
    Далее следует кратко охарактеризовать отрасли  сферы услуг, сельского хозяйства, промышленности, в том числе народных промыслов и ремесел, связанных  с туризмом. Помимо непосредственно  туризма к туристской инфраструктуре в сфере услуг относятся:
    1) индустрия развлечений, 
    2) индустрия досуга,
    3) индустрия здравоохранения, 
    4) индустрия образования и спорта. 
    Следует рассмотреть первые две группы, так  как они входят в основной, базовый  блок экономических условий развития туризма в любом регионе.
    Индустрия развлечений имеет довольно сложный отраслевой состав. К ней относятся многочисленные предприятия розничной торговли.  Посещение магазинов (шоппинг) относится к ряду любимых туристами занятий, покупка сувениров для большинства из них является развлечением. Для любителей азартных и спортивных  игр и развлечений создается множество аттракционов, спортивно-развлекательных комплексов и игорных заведений. Особое место занимают казино и ипподромы. Большой популярностью среди туристов, особенно молодежи, пользуются дискотеки, спортивные, молодежные, ночные клубы, а также кабаре и варьете. Уникальные возможности развлечения предоставляют крупные тематические парки и парки развлечений. Они разнообразны по тематике и набору услуг. Большой популярностью пользуются, например, аквапарки.
    Предприятия индустрии досуга придерживаются традиции развлечения, дополняя их новыми элементами. В настоящее время приобрели популярность мультимедийные залы, кафе-театры, уличные театры и другие представления на открытом воздухе.  Они дополняют панораму выставочных  и киноконцертных комплексов,  успешно сотрудничающих с турфирмами.
    Для любителей спокойного отдыха имеется  сеть ландшафтных и исторических парков, ботанических садов, которые  также относятся к предприятиям досуга. Любителям животных предлагают  свои услуги различные зоопарки, аквариумы, океанариумы, дельфинарии. Значительная часть этих предприятий размещена в крупных туристских  центрах, поэтому география отрасли дает представление о территориальных особенностях развития туризма.
    Разнообразный спектр услуг предоставляют туристам природно-рекреационные парки. Сюда относятся национальные парки, заповедники, заказники. Этот класс объектов индустрии  досуга представляет большой интерес  с точки зрения дипломного исследования, так как на территории  изучаемого региона функционирует большое количество национальных парков и природных заповедников для защиты и охраны множества животных, птиц, рыб и растений.
    Характеристика  природно-рекреационных парков включает два аспекта:
    характеристику природных условий парков;
    возможностей его туристского использования.
    Это не только перечисление услуг, предоставляемых  администрацией парка турфирмами, но и краткое описание туристских маршрутов  и действующих программ. Большинство  учреждений природно-рекреационной сферы в разных странах предлагают на туристском рынке множество разнообразных интересных программ, начиная от простого отдыха на природе и пеших прогулок до наблюдения за конкретными животными, многодневных сафари, в том числе охотничьих.
    В целом, характеристика каждой из всех названных и описанных отраслей сферы услуг также дается по стандартному плану: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг, а также географические особенности  размещения отрасли.  Можно привести краткую характеристику наиболее интересных объектов.
    Каждый  из объектов, привлекательных для  туризма, рассматривается в свою очередь по следующему плану: набор  предоставляемых услуг, качественная характеристика главных из них, перечень возможных направлений или видов туризма, связанных со спецификой внутриотраслевого или внутригруппового состава.
    Основой экономических ресурсов туризма  являются:
    транспортная инфраструктура.
    Параметры оценки компонентов транспортной инфраструктуры разработаны ВТО и заложены в основу классификации транспорта, применяемого для целей туризма, в соответствии с которой транспорт делится на сухопутный, водный и воздушный.
    Выбор транспортного средства определяется многими факторами, среди которых  можно отметить: вид туризма, целевая направленность тура, продолжительность путешествия, количество туристов, вместимость транспортного средства, стоимость, программа тура, безопасность передвижения, мобильность транспортного средства, уровень комфорта, регулярность перевозки.
    Уровень транспортной инфраструктуры определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава и инфраструктурным обустройством.
      Автомобильный транспорт.
    А) При характеристике автомобильных  дорог необходимо учитывать следующие факторы [5]:
    - общая протяженность автомобильных  дорог в регионе с дифференциацией  на дороги федерального, регионального  и местного значения;
    - пропускная способность автомагистралей  и дорог туристского назначения, ведущих к туристским объектам, наличие объездных и кольцевых автодорог;
    - качество дорожного полотна: вид  покрытия (бетонные, асфальтовые, гравийные,  грунтовые, улучшенные грунтовые,  проселочные и лесные), состояние  дорожного полотна;
    - состояние мостов;
    - наличие платных автомагистралей;
    - уровень инфраструктурного обустройства: наличие автовокзалов, площадок-стоянок  для автомобилей с необходимым  набором услуг, наличие модулей  автосервиса (бензозаправка, автомойка, автопылесос, продажа запасных частей и мелкий ремонт автомобилей), пунктов питания (столовые, кафе, бистро, рестораны, «автомакдональдсы») и размещения (мотели, кемпинги), туалетов, пунктов аварийной вызывной и телефонной связи;
    - состояние парка муниципального  и туристского автотранспорта: количество  и качество автобусов, наличие пунктов проката автомобилей, в том числе автофургонов для самостоятельного автомобильного туризма;
    - рекламное обеспечение автодорог:  наличие указателей и рекламных  щитов, оповещающих о туристских  учреждениях, музеях и объектах осмотра (природных и культурных комплексах).
    Б) При анализе состояния автомобильной  сети требуется указывать мероприятия, необходимые для улучшения транспортного  обеспечения и безопасности движения:
    - определение участков дорог, требующих  ремонта или реконструкции с усилением «дорожных одежд», ликвидацией очагов аварийности, разрядкой наиболее загруженных перегонов;
    - строительство новых участков  автодорог на обходах городов  и населенных пунктов;
    - строительство новых автодорог,  по которым будут передвигаться  туристы к турцентрам, памятникам истории и культуры и интересным природным объектам;
    - повышение качества эксплуатации  дорог, уровня их обустройства, дорожного сервиса с целью  обеспечения удобства, безопасности  и экологичности перевозок туристов.
      Железнодорожный транспорт.
    Для характеристики железнодорожного транспорта применяются следующие показатели [5]:
    - протяженность (общее количество  железнодорожных путей в километрах) и густота железнодорожных путей  (отношение протяженности железнодорожных путей к площади территории);
    - наличие федеральных, межрегиональных  и местных железных дорог;
    - наличие кольцевых магистралей,  связывающих радиальные линии;
    - наличие туристских железнодорожных  путей и отстойников для туристских  поездов;
    - качество железнодорожного полотна, наличием скоростных магистралей;
    - пропускная способность железных  дорог;
    - уровень подвижного состава, качество  поездов дальнего следования, местных  электричек и туристских поездов;
    - инфраструктурное обустройство  железных дорог: количеством железнодорожных вокзалов и станций местного сообщения, уровень их сервисного обслуживания (наличием гостиниц, залов ожидания, пунктов питания, касс текущей и предварительной продажи билетов, игротек, пунктов связи, обустройством платформ навесами, переходами, скамьями, туалетами).
    Так же, как и в отношении автодорог, при оценке железнодорожного обеспечения  требуется внести предложения по его реорганизации применительно  к туристскому обслуживанию. При  этом надо учитывать, что местные  железнодорожные линии пока еще остаются основным способом передвижения местных жителей к местам отдыха (дачам, маршрутам самодеятельного туризма).
      Авиационный транспорт.
    Авиационное сообщение оценивается по следующим  параметрам [5]:
    - количество международных, федеральных и местных авиалиний;
    - количество и качество аэропортов, подготовленность их к международным  перевозкам, в том числе наличие  взлетно-посадочных полос, принимающих  большие авиалайнеры типа ИЛ-96 и “Боинг”;
    - уровень технического оснащения   аэропортов;
    - развитие малой авиации по обеспечению местных авиалиний;
    - участие вертолетов в обслуживании  туристов (перевозках туристов в туристские учреждения, места начала туристских маршрутов, расположенных в труднодоступных местностях, облет интересных объектов показа);
    - развитие туристского сервиса  в аэропортах (мест размещения, питания,  проведения досуга пассажиров, оказания  им медицинской помощи, пунктов  междугородней и международной  связи).
      Водный транспорт.
    Водное  сообщение  подразделяется на перевозки, осуществляемые морским и речным транспортом.
    А) Для приморских регионов оценивается  развитие морского транспорта [5]:
    - существующие международные пассажирские  перевозки и туристские  круизные  линии;
    - развитие туристских морских  маршрутов на малых судах вдоль  побережья;
    - класс приписанных к местному  порту пассажирских судов;
    - техническое оснащение порта;
    - инфраструктурное обустройство  главного морского порта и  местных причалов в курортных  поселках.
    Б) Речной транспорт оценивается по следующим параметрам [5]:
    - общая протяженность и плотность  судоходных водных путей (рек,  озер,  каналов, водохранилищ);
    - дифференцированная оценка водных  путей для крупных и маломерных  туристских судов;
    - количество водных маршрутов  для пассажирских и туристских  перевозок; 
    - техническое состояние сооружений на внутренних водных путях (каналы, шлюзы, причалы);
    - состояние речного флота: класс  судов, уровень предоставляемых  услуг;
    - инфраструктурное обустройство  портов и речных причалов: залы ожидания, места размещения, пункты питания, пункты связи и досуговые центры.
    Индустрия размещения.
    Одним из наиболее важных компонентов туристской инфраструктуры  любого региона  является индустрия размещения. От состояния данного сектора экономики  зависит качество всего туристского  путешествия, впечатления туриста,  и, следовательно, его решение о повторном посещении места отдыха. Наибольшее значение данный элемент тура приобретает в таких видах туризма, как лечебно-оздоровительный и пляжный.
    Оценка  средств размещения ведется по параметрам, разработанным для их классификации. Средством размещения туристов является - любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга и другие) [1].
    По  стандартной международной классификации  все средства размещения подразделяются на две категории – коллективные и индивидуальные.
    В туристском бизнесе наиболее распространенными  являются коллективные средства размещения. Под коллективным средством размещения понимается любой объект, который  регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум, определяемый каждой страной самостоятельно. К коллективным средствам размещения относятся:
    - гостиницы и аналогичные средства  размещения;
    - специализированные заведения;
    - прочие предприятия размещения.
    Гостиничные предприятия (в том числе гостиницы, мотели, кемпинги, общежития и т.д.) различаются по вместимости –  количеству мест для проживания и количеству номеров в них. По определению ВТО, гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
    Наиболее  употребляемыми критериями для классификации  гостиниц являются следующие [11]:
    А) уровень комфорта.
    В основе классификации по уровню комфорта в России так же, как и в большинстве стран (в том числе и ЮАР) лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд.
    Б) вместимость.
    Под вместимостью гостиничного предприятия  понимается число койко-мест или  номеров, которое может быть предложено клиентам одновременно.
    В) функциональное назначение.
    Исходя  из функционального назначения гостиничных  предприятий, выделяется их две большие  группы:
    - транзитные;
    - целевые.
    Г) месторасположение.
    По  месторасположению гостиницы могут  быть размещены [12]:
    - в черте города (в центре, на  окраине). Центральными являются  практически все гостиницы делового  назначения, отели класса «люкс», гостиницы среднего класса;
    - на морском побережье. В данном  случае очень важным является  расстояние до моря (50, 100, 150, 200, 300 и более метров).
    По  расположению выделяется следующие  категории гостиниц:
    - отели в центре города –  обычно представляют собой высотные  сооружения с закрытой стоянкой  для автомашин в самом отеле  или рядом с ним;
    - придорожные отели, как правило,  малой этажности с открытыми автостоянками, ресторанами, закусочными, наличием минимума средств для совещаний и встреч, в некоторых случаях с плавательным бассейном на открытом воздухе;
    - отели в окрестностях городов  и в аэропортах – это обычно  здания малой и средней этажности с открытым местом стоянки для автомашин, средствами для отдыха и развлечений, банкетными залами и залами для совещаний и конференций;
    - плавучие отели – это плавсредство, оборудованное под гостиницу,  для размещения и отдыха туристов  у берега моря, реки или озера. Плавучая гостиница ставится обычно на причал в живописном месте, недалеко от туристских достопримечательностей. При необходимости гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке;
    - курортные гостиницы – располагаются за пределами городских территорий, поскольку используют естественные и/или созданные рукой человека достопримечательности для привлечения туристов. Так как такие отели обслуживают в основном туристов, приезжающих с целью отдыха и развлечений, для них типичен широкий набор рекреационных средств обслуживания, объектов снабжения питанием и напитками, банкетных залов и помещений для встреч. Курортные отели стремятся к тому, чтобы иметь свой «имидж», и рекламируют себя как специфические предприятия отдыха.
    Д) уровнень, ассортимент и стоимость услуг.
    По  данному признаку гостиничные предприятия  делится на несколько типов [11]:
    - дешевые отели, или отели с  ограниченным сервисом – предполагают  минимум услуг, хотя некоторые  предприятия предоставляют достаточно широкий набор, но средний уровень обслуживания;
    - отели «люкс» – обладают фешенебельным  декором и мебелью высокого  класса, хорошо оборудованными салонами  и общественными помещениями.  В гостиничных предприятиях данного  уровня высокий процент персонала по отношению к числу номеров (иногда он достигает соотношения один к одному).       
    - отели в горах. Обычно это  небольшие гостиницы в живописной  горной местности на туристском  маршруте в наиболее удобном  месте отдыха. В горной гостинице,  как правило, содержится необходимое снаряжение для летнего и зимнего отдыха и гостей (например, альпинистский и горнолыжный инвентарь, подъемники и др.).
    Е) продолжительность работы:
    - работающие круглогодично;
    - работающие два сезона;
    - односезонные.
    Ж) обеспечение питанием выделяется следующие гостиницы:
    - обеспечивающие полный пансион;
    - предлагающие размещение и только  завтрак.
    З) продолжительность пребывания клиентов.
    При  оценке гостиничного сектора также  учитывается:
    - общее количество предприятий  гостеприимства с общим числом мест;
    - дифференцированная оценка предприятий  гостеприимства по классам с  учетом количества мест каждого  класса и предоставляемых услуг,  степени технического оснащения;
    - размещение предприятий гостеприимства  по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов;
    Также отели классифицируются по типу сервиса, оказываемого ими, и делятся соответственно на [10].
    - полносервисные предлагают полный  ассортимент услуг, удобств, комфорта, включая те, которые обычно упоминаются при характеристике фешенебельных отелей: множество торговых точек для обслуживания формальных и неформальных встреч (рестораны, кафе, бары, комнаты отдыха), банкетные залы, конференц-центры;
    - экономичные и бюджетные гостиницы.  Предлагают чистые, достаточно просторные комнаты с достаточной меблировкой – без фурнитурных излишеств полносервисных отелей;
    - отели длительного проживания. Предполагают  предоставление номеров туристам  для длительного проживания, при  этом в зависимости от срока  пребывания, гостям предоставляются скидки. Номера в таких отелях оборудованы кухней с плитой и полным ассортиментом кухонных принадлежностей;
    - апартаментные гостиницы. Предоставляют  практически «домашние» условия  проживания своим гостям и  на 25% больше площади, чем за ту же цену предлагают обычные отели в том же ценовом диапазоне [10].
    Важным  экономическим ресурсом являются также  коммунальные системы, включающие тепло-, водо- и энергообеспечение населенных пунктов, курортных зон и поселков и отдельных туристских предприятий. К ним относятся также городские канализационные коллекторы и очистные сооружения, к которым подключаются и туристские учреждения. От уровня технического оснащения этих систем, их достаточности зависит бесперебойность в работе предприятий туристской индустрии [5].

1.3.  Методика исследований  историко-культурных  ресурсов

 
    Историко-культурный потенциал ложится в основу познавательного  туризма, а также является инструментом дополнительной мотивации в таких  видах туризма, как пляжный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный и некоторых других видах отдыха и туризма.
    Под историко-культурными ресурсами  понимается совокупность объектов материальной и духовной культуры, включающих исторические памятники, мемориальные и другие достопримечательные  места, социальные и социо-культурные памятники. Культурное наследие, в свою очередь, - это совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти [23]. Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи [42].
    В целом культурно-исторические ресурсы  делятся на природные и антропогенные.  
    К памятникам культурного наследия относятся:
    - памятники: произведения архитектуры,  монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
    - ансамбли: группы изолированных  или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
    - достопримечательные места: дело  рук человека или совместные  творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
    Также можно предложить еще одну классификацию, по которой среди памятников культурного наследия можно выделить [5]:
    Памятники археологии.
    К археологическим памятникам относят  селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций  и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники представляют интерес прежде всего для специалистов - историков и археологов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.