На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема самоограничения и саморегуляции в философских системах стоицизма и эпикуреизма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический  университет
имени академика  М.Ф.Решетнёва 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по дисциплине «Философия» на тему
«Проблема самоограничения и саморегуляции в философских системах стоицизма и эпикуреизма» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент группы БТК-81 Артюхов А.Н. 

                  Проверил к. философ. н., доцент Григоренко Д.Е. 
                   
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Содержание категорий «самоограничение» и «саморегуляция». Роль этих процессов в жизни человека. Постановка проблемы…………………………...5
§2. Сущность и соотношение понятий «самоограничение» и «саморегуляция» в философской системе эпикуреизма…………………………………………..15
§3. Сущность и соотношение понятий «самоограничение» и «саморегуляция» в философской системе стоицизма……………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...37
Список  литературы……………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Мастер  построения афоризмов Р. Шеридан  в свое время отметил следующее: «Победа человека над самим собой – единственное торжество, в котором удача не имеет своей доли»[1]. Данным высказыванием автор особенно точно выразил значение в жизни человека его умения организовать самого себя, собственное поведение и деятельность. Заключенный в нем смысл не утратил своей актуальности и в настоящее время. Современная эпоха отличается расширением возможностей человека в плане личностного развития и улучшения собственной жизнедеятельности. Еще никогда люди, живущие практически в любой точке земного шара, не располагали подобным потенциалом для увеличения собственного знания и саморазвития. Расширение возможностей для построения проекта собственного «Я» отмечается в отношении большого количества людей, и вследствие этого неизбежно возникновение и обострение конкуренции между ними за получение права на реализацию своих желаний. Кроме того, в процессе выполнения действий, направленных на получение результата, человек неожиданно может столкнуться с трудностями, препятствующими ее дальнейшему осуществлению.
     В подобной ситуации у человека (хотя бы на некоторое время) не может не возникнуть желание отказаться от выполнения задуманного или обратиться к другим способам достижения цели. Не каждый человек обладает достаточным количеством ресурсов для того, чтобы выдержать такое испытание. Именно поэтому ему особенно необходимо быть уверенным в том, что, несмотря на возникающие трудности, он может максимально приблизиться к достижению поставленной цели, если организует собственное поведение определенным образом. При этом он должен помнить о том, что в некоторых ситуациях важно на время отложить дело, реализацией которого он занимается в данный момент, а порой нужно собрать все силы и сосредоточить внимание на конкретной работе. Подобные аспекты можно определить как тонкости построения человеком собственной жизнедеятельности, осознание которых приходит по мере приобретения им опыта.
     Необходимо  отметить, что важную роль в данном процессе играет знакомство человека с философским наследием. Выделенные и оформленные известными философами в виде афористических выражений общие закономерности устройства мира могут стать для человека руководящим правилом в жизни, а размышления по поводу их содержания помогут пересмотреть взгляды на жизнь. Поэтому целесообразно рассмотрение того, какой позиции придерживались философы разных эпох в отношении организации человеком собственной жизни и деятельности. Особенно интересна в данном аспекте точка зрения представителей эллинистического периода в развитии философской науки. На этом этапе исторического развития появились такие философские системы как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и др. По мнению ряда специалистов в области истории философии, данные направления существенно отличались от философских учений, предложенных ранее. Это связано с тем, что в рамках этих систем была предложена целостная система убеждений и принципов, на которые может ориентироваться человек при построении собственного поведения. При этом этический аспект выходит на первый план в этих учениях. Выдвинутые представителями данных направлений положения не утратили своей значимости и почти не претерпели изменений в настоящее время. Это подтверждается тем, что на сегодняшний день в обществе есть люди, которые следуют отдельным положениям эпикуреизма, стоицизма или скептицизма в своей жизни. Они могут придерживаться принципов одного из направлений или обращаться к тем или иным из них в зависимости от ситуации. В центре нашего внимания в рамках данного реферата будут находиться особенности понимания процессов саморегуляции и самоограничения (как близкого по смыслу понятия), а также их взаимосвязи друг с другом в рамках философских систем эпикуреизма и стоицизма. Эти философские направления были выбраны нами, т.к. в истории философской мысли они выступали как противоположные друг другу и конкурирующие между собой. Таким образом, по окончании  работы мы можем получить две уникальные системы представлений об организации процессов саморегуляции и самоограничения и их соотношении друг с другом. При этом следует отметить, что отдельные из них могут быть использованы нами в собственной жизни. В связи с этим мы предполагаем, что выбранная нами тема реферата является актуальной.
     Данный  реферат состоит из введения, основной части, которая включает три параграфа, заключения и списка литературы (13 источников). Общий объем работы равен 38 страниц.  

§1. Содержание категорий  «самоограничение»  и «саморегуляция». Роль этих процессов  в жизни человека. Постановка проблемы 

     На  протяжении всей истории развития науки  в центре внимания ученых находились вопросы, прямо или косвенно связанные с деятельностью и поведением человека и предполагающие изучение его природы и выделение его сущности. Не исключением в данном случае являются и философы. Интерес к проблемам подобного рода обусловлен, прежде всего, тем, что человек как представитель биологического вида обладает большими возможностями в плане изменения собственного поведения. Человек способен не только реагировать на поступающие извне сигналы посредством имеющихся в его распоряжении с момента рождения форм поведения, но и выстраивать (в том числе и на их основе) более сложные поведенческие конструкции. Это обусловлено тем, что человек является существом социальным с момента рождения. Забота окружающих людей о нем, постепенное знакомство с накопленным человечеством опытом и знаниями и выполнение совместной с другими людьми деятельности способствуют появлению одной из главных отличительных особенностей человека от других живых существ, а именно становлению сознания.
     Под сознанием понимают высший уровень  духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целесообразный характер. Ведь становление сознания предполагает формирование системы значений, личностных смыслов, убеждений и ценностей, которые человек использует при обработке информации, поступающей из окружающего мира, и при определении стратегии дальнейших действий. Кроме того, в структуре сознания выделяют два уровня: бытийный, связанный с отношением человека к действительности, и рефлексивный, сопряженный с отношением человека к действительности. Получается, что в сознании человека сосредоточена информация не только о том, что происходит в окружающем мире, но и о том, как он действует в этом мире, какие действия можно назвать успешными, а какие – нет, что является одной из составляющих структуры самосознания. Таким образом, человек в процессе собственного развития приобретает отличительную особенность, которая позволяет ему сопоставить друг с другом данные о том, что разворачивается в окружающем мире, и о том, что он может в этом случае предпринять для достижения поставленной им цели. Человек получает возможность для управления собственными действиями в конкретных условиях, а воплощение этой возможности в жизнь зависит от того, насколько он способен самостоятельно регулировать собственные действия, т.е. от саморегуляции.
     При подготовке реферата мы столкнулись  с трудностью, которая связана с тем, что ни в одном из словарей по философии мы не нашли определения понятия «саморегуляция». Однако изучив несколько разделов, посвященных смежным с рассматриваемой нами категорией (термины «эмоция», «деятельность», «человек»), мы пришли к выводу, что в философской науке имеется представление о ряде особенностей, раскрывающих сущность данного процесса. Поэтому дальнейшее изучение этого вопроса целесообразно, а для его продолжения необходимо обратиться к определениям понятия «саморегуляция», сформулированным в других отраслях знания. Но сначала проанализируем структуру данного слова и попытаемся выделить отдельные его элементы, раскрытие значений которых помогут нам приблизиться к более точному пониманию этой категории.
     В структуре слова «саморегуляция»  можно выделить две части –  само- и -регуляция. Первая из них (само-) указывает на причину и источник возникновения активности. С ее помощью подчеркивается самостоятельность некоторого субъекта (человека, группы, общества в целом и др.) в инициации и осуществлении некоторого действия. Вторая часть слова (-регуляция, - регулировать – от лат. regulare) имеет следующее значение: подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т.п.; делать что-либо для получения нужных показателей, нужной степени чего-либо [12]. Сопоставив друг с другом содержание каждой из выделенных частей и выбрав в качестве возможного субъекта активности человека, мы можем выделить примерное содержание данной категории. Получается, что человек, использующий возможности саморегуляции в отношении той или иной деятельности, может подчинять определенному порядку и правилу свою активность и жизнедеятельность в целом, причем необходимость в осуществлении подобных действий четко осознается им, и поэтому он приступает к их выполнению. Он делает это для достижения некоторой цели, получения нужного результата. В процессе выполнения деятельности и осуществления некоторой активности могут возникать определенного рода трудности, препятствия, которые человеку необходимо преодолеть. Поэтому он может вносить коррективы в процесс выполнения отдельных действий для того, чтобы поддержать порядок и продолжать следовать правилу. Рассмотрим несколько определений понятия «саморегуляция», которые предложены в рамках других наук.
     Саморегуляция  –  1) это особенность поведения  человека, которая заключается в его способности ставить перед собой цели, планировать процесс их достижения, выполнять необходимые действия и вносить в случае необходимости коррективы.
     2) это система сознательных актов,  действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Саморегуляция достигается самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки (в психологической литературе) [6].
     В деятельности как особом виде активности человека действие саморегуляции проявляется особенно ярко. Неоценимо ее значение при овладении человеком новым ее видом и при выполнении им ранее знакомых действий на более высоком уровне. В подобном случае необходимо организовать собственную активность таким образом, чтобы рационально распределить имеющиеся у него ресурсы для достижения желаемого результата. Чем успешнее будет выбранный человеком алгоритм выполнения деятельности, и чем большую гибкость он проявит при осуществлении его на практике, тем стремительнее он будет продвигаться к претворению задуманного им в жизнь. Действие саморегуляции проявляется не только в создании человеком плана осуществления деятельности, но и в оказании им точечного воздействия на ряд ее параметров в случае возникновения трудностей по ходу ее выполнения или отклонения ее от намеченного направления. В подобной ситуации целенаправленное изменение возможно в отношении эмоционального состояния субъекта деятельности (гармонизация эмоционального состояния, настрой на выполнение предстоящей деятельности) и используемых им действий и операций (подход к выполнению деятельности). Необходимость внесения корректив в процесс осуществления деятельности обусловлена тем, что созданный человеком в сознании примерный план выполнения действий является идеальным продуктом, построенным на основе ограниченного круга знаний об условиях, в которых будет действовать человек. Представления человека не всегда соответствуют действительности, но знакомство с ними и вынужденная потребность в собственном изменении вследствие влияния окружающего мира в конкретный момент способствует его росту и саморазвитию. В действии саморегуляции непосредственное участие принимают сформированные у человека в течение жизни представления о том, как должны строиться действия в той или иной ситуации и поведение в целом, убеждения, ценности, личностные смыслы и накопленный им объем знаний об окружающем мире и существующих взаимосвязях в нем. Отсчет в работе целостной системы саморегуляции начинается с постановки человеком цели, достижение которой необходимо ему на данный момент. Однако человек может ставить цели, различающиеся для него по степени значимости и срокам, в течение которых к ним нужно приблизиться. Так, цели могут быть поставлены максимально конкретно и точно, отнесены к текущему моменту и определены по принципу «здесь и теперь». Как правило, такие цели требуют собственного осуществления в настоящее время или в ближайшем будущем. В то же время каждый человек имеет определенные представления о том, как бы он хотел прожить отведенную ему жизнь, и чего бы он желал достичь по мере ее протекания. Он выстраивает собственную жизнь в соответствии со своими убеждениями и ценностями, со своими взглядами на жизнь. В рамках собственного мировоззрения он определяет, чего бы он хотел достичь, и как он примерно будет приближаться к осуществлению задуманного. Подобного рода планы или убеждения также можно назвать целями, над реализацией которых в своей жизни работает человек. Однако они имеют менее конкретный характер, сформулированы в общих чертах и более растянуты в осуществлении по времени, они как бы пронизывают жизнь человека, начиная с некоторого отрезка времени и заканчивая моментом ее достижения. Но в тот момент, когда преследуемая цель уже достигнута, она может изменить свой статус и выступить теперь в роли убеждения, которое определяет поведение человека и характер предпринимаемых им действий. Необходимо отметить, что система жизненных принципов и убеждений человека принимает непосредственное участие в саморегуляции. Это связано с тем, что за каждым жизненным принципом стоит представление о модели поведения, которая должна быть продемонстрирована в случае опоры на данное положение. Как правило, человек, благодаря собственной активности, знакомится с разными вариантами построения поведения, и, основываясь на собственных ощущениях и реакции окружающих на его действия, делает вывод о том, какой из вариантов подходит ему в большей степени, и каким убеждениям он будет следовать в той или иной ситуации и в жизни в целом. При этом выбранные им жизненные ориентиры должны находиться в согласии с системой общественных норм и принципов, однако последние выступают базисом для построения мировоззрения человека. Итак, человек организует свое поведение необходимым образом при осуществлении деятельности, спланированной и организованной им для достижения некоторой цели, при столкновении с трудностями в процессе выполнения конкретных действий, при общении с другими людьми и согласовании собственного поведения с общественными требованиями.
     Саморегуляция играет важную роль в жизни человека. Ученые отмечают, что данная особенность является системообразующим качеством личности, образует своеобразный стержень личности человека. Это обусловлено тем, что она очень тесно связана с процессом подготовки и выполнения деятельности. Действительно, если человек не в состоянии спланировать и осуществить необходимые действия для достижения поставленной им же цели, то можно предположить, что он в принципе не способен на какие-либо свершения в собственной жизни. Саморегуляция выступает такой особенностью личности человека, которую не замечают до тех пор, пока она существует, но отмечено, что при недостаточном ее развитии у человека возникают серьезные проблемы. На овладение человеком собственным поведением и постепенное приобретение им возможности для управления собственным потенциалом значительное влияние оказывают как биологический фактор (наследственно обусловленные заболевания, генетически определенный тип нервной системы и др.), так и социальный (особенности семейного воспитания, опыт, приобретенный в процессе обучения в школе и общении со сверстниками и др.). Однако влияние наследственности и среды не сравнится с потенциалом, который открывает перед человеком приобретение опыта в плане организации собственного поведения и деятельности необходимым образом. В этом случае важно указать на тот факт, что полученные человеком данные о том, как лучше организовать поведение и деятельность, должны быть переосмыслены и обдуманны им, поскольку в противном случае он может повторить ошибки, которые отмечались у него ранее. Ориентация на приобретенные знания и на информацию о том, как был организован процесс в прошлом, и к каким результатам и почему он привел, может помочь человеку достигнуть лучшего в данный момент. При осуществлении саморегулирующих воздействий человек может использовать разные средства и приемы. К числу таковых ученые относят самовнушение, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение и др. В последнее время достаточно часто среди средств и приемов, с помощью которых оказать влияние на собственное поведение и деятельность, упоминают самоограничение.
     Самоограничение – это добровольное ограничение  человеком собственных интересов и желаний [9].
     По  аналогии со словом «саморегуляция»  выделим в структуре рассматриваемой единицы две части (само- и –ограничение). Первая из них (само-) указывает на авторство совершаемого действия, что предполагает употребление данного понятия (и подобных ему по структуре) для указания на поведение человека, которое обусловлено его внутренним побуждением (вследствие соответствующего влияния на него окружающего мира или логики развития его мысли). Вторая часть слова (-ограничение) раскрывает характер совершаемого человеком действия. Человек определяет границы или рамки, в пределах которых отныне будут выстроены его поведение и деятельность. Как правило, если человек принимает решение ограничить себя в чем-то, то он делает выбор в пользу полного или частичного отказа от некоторых объектов реальной действительности (например, ограничение себя в употреблении соли или сахара) или от осуществления некоторых действий (например, ограничение физических нагрузок, ограничение в проявлении того или иного типа реакций при общении с другими людьми). Подобное решение может быть обусловлено желанием человека достигнуть определенной цели. Данный выбор почти всегда является обоснованным, т.е. базируется на системе представлений и убеждений, раскрывающих эффективность избранной стратегии. Действительно, для того чтобы принять решение внести изменения в собственную жизнь (а добровольный отказ человеком от ряда потребностей и интересов предполагает возможное изменение направления и содержания его жизни) необходимо располагать достаточными основаниями для этого, а именно выстроенной человеком самостоятельно или просто принятой им системой фактов и доказательств, которые подтверждают правильность рассматриваемой точки зрения. Наличие теоретической основы и конкретного плана действий по достижению цели позволяет задать направление жизни человека в ближайшем будущем или в будущем в целом, установить границы, рамки, в пределах которых отныне должен действовать человек. Прибегая к самоограничению как способу организации собственной жизни в некоторый момент, человек убежден в получении необходимого результата благодаря отказу от ранее использованных стратегий поведения и обращению к альтернативным им.
     Человек может использовать самоограничение  как прием по собственному усмотрению и по настоянию других людей. В первом случае он может целенаправленно тренировать собственную выносливость для того, чтобы стать более стойким и легче справляться с возникающими трудностями. Наиболее ярко подобный вариант проявляется в аскезе (от греч.??????? — «упражнение»), аскетизме – особом виде духовной практики, преднамеренном самоограничении, доходящем до самоотвержения, или преднамеренном исполнении трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание. При этом основной целью аскета - человека, практикующего аскезу, - становится духовное самосовершенствование, приближение через преодоление телесных страданий к осознанию высших ценностей и истин, изменение взгляда на жизнь. На первый взгляд утверждение о том, что отказ от удовлетворения некоторых потребностей и желаний человеком может способствовать его личностному росту, является спорным. Это связано с тем, что в нашем сознании достаточно прочно закрепилось представление о богатой внешними стимулами среде как одном из основных факторов развития человека. Мы предполагаем, что становление человека будет протекать наиболее интенсивно именно при наличии огромного количества возможностей для реализации и приумножения собственного потенциала. Однако разнообразие вариантов для выбора стратегий дальнейшего действия не всегда оказывает благоприятное влияние на процесс развития человека, поскольку его уверенность в существовании достаточного количества альтернатив может привести к ослаблению его бдительности и избеганию необходимости действовать «здесь и теперь». Подобная форма поведения может наблюдаться до тех пор, пока человек не почувствует острую потребность в продвижении по тому или иному пути, но именно в этот момент он может столкнуться с огромным количеством трудностей на пути к достижению поставленной им цели. Поэтому ограничение человеком самого себя в отношении удовлетворения некоторых желаний или следования некоторым интересам может быть полезным, поскольку оно подготавливает его к тому, что в жизни могут возникнуть сложности, и что их можно преодолеть, отказавшись от одного и сделав выбор в пользу другого. Во втором случае человек не задумывается о том, что какие-нибудь из совершаемых им действий могут таить в себе угрозу для его жизни, и лишь высказанное со стороны мнение может изменить его точку зрения и побудить к отказу от форм поведения, которые заключают в себе опасность для него. В качестве примера для иллюстрации второй ситуации можно привести обнаружение у людей заболеваний, которые могут прогрессировать и, как правило, заканчиваются летальным исходом. При получении такой информации человек может либо продолжить жить так, как он жил раньше, либо отказаться от тех форм поведения, которые заключают в себе опасность для его здоровья, т.е. обратиться к возможностям самоограничения. При этом люди, которые в таких условиях решили изменить однажды установленный ими порядок жизни, приобретают гораздо больше, нежели просто хорошее самочувствие. Они изменяются в личностном плане, поскольку постепенно преодолевают жизненные трудности благодаря собственному потенциалу. Множество примеров из реальной жизни подтверждают действенность подобного решения, принятого страдающим человеком. Так, например, французский ученый Поль Брегг, появившийся на свет с серьезным заболеванием, был вынужден для сохранения и приумножения собственного здоровья ограничить себя в употреблении соли. Подобный режим он соблюдал на протяжении многих лет, и уже в преклонном возрасте отметил в одной из своих книг, что умеренное употребление соли позволило ему почувствовать истинный вкус пищи.
     В то же время существует противоположная  точка зрения на сущность самоограничения, поскольку не все философы и специалисты  из других областей согласны с тем, что обращение к этому приему свидетельствует о силе духа человека и его стремлении к изменению. Одним из них является мистик Карлос Кастанеда. В своей книге «Отдельная реальность» он отметил следующее: «Отказывая себе в чем-либо, человек потакает себе, идя на поводу самолюбия или даже самовлюбленности. Я не советую заниматься подобными глупостями… Самоограничение – самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности. Отказаться от чего-то или заставить себя перестать что-то делать – это еще не проявление воли».
     Достаточно часто люди прибегают к самоограничению для того, чтобы оградить себя от встречи с объектами или ситуациями, которые вызывают у них страх. В подобном случае они организуют свою активность таким образом, чтобы как можно реже попадать в подобные ситуации и как можно реже контактировать с данным объектом.  

§2. Содержание и соотношение  понятий «самоограничение»  и «саморегуляция» в философской системе эпикуреизма 

     Эпикуреизм  представляет собой материалистическое направление в древнегреческой  и римской философии, названный  по имени его основателя Эпикура. В Афинах эпикурейцы собирались в  саду, принадлежащем Эпикуру и  завещанном им его школе, которая  часто называлась в древности  «Садом». Самым видным учеником Эпикура  был Метродор из Лампсака, скончавшийся раньше учителя. В кон. II в. до н.э. появляются последователи Эпикура среди римлян, самым выдающимся из которых был Лукреций. Судя по той полемике, которую вели с ним его противники, Эпикур имел немало сторонников еще во II в. н.э. В кон. II в. Диоген, житель города Эноанды в Малой Азии, изложил основы учения Эпикура в виде огромной надписи (сохранились отрывки).
     Жизненный путь Эпикура (342 – 270 гг. до н.э.) не был ярким, событийно насыщенным, что вполне естественно для мыслителя, одно из изречений которого гласит: «Живи незаметно!».
     Он  родился на острове Самос, где было поселение афинян. Интерес к философии у него проснулся рано, с 14 лет. Толчком к этому послужило по одним свидетельствам случайное знакомство с сочинениями Демокрита, по другим – разочарование в учителях литературы, которые не могли объяснить, что значит слово «хаос» у Гесиода и откуда хаос возникает. О других философах Эпикур отзывается по преимуществу нелестно; имея в виду философские учения своего времени, он писал в одном из своих писем: «От всякого воспитания, радость моя, спасайся на всех парусах!», своего учителя философии Навсифана считал неучем, не выказывал он особого почтения даже к Демокриту. В философии Эпикур считал себя самоучкой. В 32-летнем возрасте он стал учить философии, с 306 г. он жил в Афинах. На воротах его школы-сада было начертано: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо», а у входа стояли наготове кувшин с водой и лепешка хлеба. Школа Эпикура была общиной друзей-единомышленников, спаянных философско-жизненными целями. Она основывалась на философии Эпикура и почитании его личности. Ее можно было назвать философской сектой: ее не посещали, в нее уходили, подобно тому, как в христианскую эру уходили в монастыри. Эпикурейская община была беспримерной в истории по длительности своего существования и преданности необожествленному учителю. В течение почти 600 лет, сменяя друг друга, последователи Эпикура сохраняли в неизменном виде его учение и благоговейную память о нем.
     Умер  Эпикур в 72 года. По свидетельству одного из его учеников, «он лег в медную ванну с горячей водой, попросил разбавленного вина, выпил, пожелал  друзьям не забывать его учений и  так скончался».
     Эпикур  был плодовитым философом, он написал  около трехсот сочинений, многие из которых, судя по названиям («О любви», «О цели жизни», «О справедливом поведении» и др.), были посвящены моральным темам. Его наследие дошло до настоящего времени лишь частично, а именно сохранились такие его труды как «Письмо к Геродоту», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менекею» и «Главные мысли». У Эпикура и его учения было много раздраженных и злобных противников, его обвиняли в чванливости, невежестве, разврате и его обосновании, лести и многих иных грехах. Эти наговоры, однако, не пристали ни к самому Эпикуру, добродетельный образ жизни которого документирован многими достоверными свидетельствами, ни к его учению, которое скорее является целомудренным, чем развратным.
     Эпикур  воспринял атомистическое учение Демокрита (последователь Демокрита Навсифан был его учителем): согласно его точке зрения, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Все тела представляют собой соединения неделимых плотных частиц – атомов, отличающихся по величине, весу и форме. Атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью. Считая, что принимавшееся Демокритом безраздельное господство необходимости в мире атомов, будучи последовательно распространено на атомы души, сделает возможным допущение свободы воли человека. Эпикур выдвинул представление о случайных отклонениях атомов от закономерных траекторий, в результате чего становятся возможными и столкновения атомов. Эпикур признавал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа не возникающих и не исчезающих атомов». Душа также состоит из атомов – особо тонких и рассеянных по всему телу – и похожа на ветер. Любые возникшие тела со временем разлагаются, в том числе и тело человека, а вместе с ним и его душа.
     Эпикур  делил науки на физику, гносеологию (в терминологии автора - канонику) и  этику. «Без естествознания невозможно приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур. Отсюда необходимость изучения природы.
     Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются по форме, размерам и положению (характеристики, введенные Демокритом), а также по весу. Пустота бесконечна, но она неодинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз. Эпикура не устраивает атомизм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).
     Все существующие в мире вещи возникают  и разрушаются, но атомы вечны  и неизменны. Количество миров бесконечно, одни из них сходны с нашим, другие нет.
     От  всех вещей постоянно идет истечение  их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения. Вещи постигаются также посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа. Процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другим. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.
     «Наслаждение  есть первое и сродное нам благо», - читаем мы у Эпикура. Человеку, как и вообще всем живым существам, свойственно стремиться к наслаждению (удовольствию) и избегать страданий. И, казалось бы, человеческое бытие не заключает в себе никакой тайны: живи в свое удовольствие – вот и вся мудрость. Однако в опыте жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями. Одно переходит в другое. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. За удовольствия приходится платить. Проблема заключается в цене, ибо часто за удовольствия приходится платить непомерно дорого. Как установить истинную цену, как измерить «себестоимость» удовольствий? Или, говоря иначе, где проходит граница между удовольствиями и страданиями? Эти вопросы не решаются автоматически, в стихийном опыте жизни. Чтобы получать на них ответ методом проб и ошибок, понадобилось бы бесконечно долгое время, которого у человека нет. «Для плоти пределы наслаждения бесконечны, и время для такого наслаждения нужно бесконечное». Поэтому требуется вмешательство мысли, разума. Разум подсказывает, что наслаждение нельзя определить позитивно. «Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли». Таков центральный тезис эпикурейской этики. Стремлением к удовольствиям человек восполняет какой-то недостаток, устраняет неприятные ощущения, душевный или телесный дискомфорт. Человек чувствует боль. Но безболия он не чувствует, что и делает это состояние приятным. Приятность состоит именно в прекращении боли, страдания. Наслаждение нельзя определить иначе, как отсутствие страданий. Эта негативная формула становится позитивной нравственной программой. «Все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги».
     Так что счастье как некое завершение этого стремления представляет собой отсутствие какой бы то ни было боли и тревоги. Счастье есть полнота наслаждений. Учитывая, что под наслаждением понимается отсутствие страданий, единственный признак полноты наслаждений – полное отсутствие потребности в них. Это такое состояние, при котором «живому существу уже не надо к чему-то идти, словно недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ».
     Когда говорится, что у человека все  есть, то это означает, что он ни в  чем не нуждается. Достичь состояния  самодостаточности, тождества с  самим собой человек может, абстрактно говоря, двумя путями: а) или полностью  слившись с миром, растворившись  в нем; б) или полностью изолировавшись от мира, став независимым от него. Первая возможность является слишком фантастической и антиперсоналистской, чтобы она могла удостоиться внимания такого по-античному ясного и жизнелюбивого мыслителя, как Эпикур. Остается вторая.
     Идеал Эпикура – независимость индивида от мира, вернее, та безмятежность, тот внутренний покой, свобода, которая обретается в результате этой независимости. «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем… свободу от страданий тела и от смятений души».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.