На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский баланс: содержание, оценка и техника составления (на примере ЗАО КПП "Павловский")

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  образования
 КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра бухгалтерского учёта, аудита и АОД 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС: СОДЕРЖАНИЕ, ОЦЕНКА И ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ»
(НА ПРИМЕРЕ  ЗАО КПП «ПАВЛОВСКИЙ») 
 
 
 
 

Выполнил  студент 3-го
курса ОДО спец. 060500                                                           Рой М.В. 

Проверила: к.э.н., доцент                                                        Уланова И.Н. 
 
 
 
 
 
 

ст. Павловская 2005
     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

    Роль  и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных  условиях……………………6
     1.1  Реформирование бухгалтерского  учета в Российской Федерации……………………………………………………………………….6
     1.2  Бухгалтерский баланс - основная форма в системе отчетности и его роль в управлении предприятием……………………              10
     1.3  Подготовительные работы к составлению  бухгалтерского баланса…………………………………………………………………………18
     1.4  Строение бухгалтерского баланса,  правила оценки и техника составления  его разделов и статей………………………………………..26
    ЗАО КПП «Павловский»-экономический субъект исследования…………………………………………………………..30
      Технико-экономическая характеристика предприятия………30
      Организация учета и учетной политики на предприятии……33
    Исследование методики формирования бухгалтерского баланса на примере ЗАО КПП «Павловский»……………………………………………………………38
      Содержание и итоговое обобщение информации об активах, долговых обязательствах и капитале предприятия…………38
      Анализ финансовых показателей, рассчитываемых на основе балансовых данных……………………………………………..…43
        3.3 Предложения по совершенствованию практики формирования               бухгалтерского баланса на ЗАО КПП «Павловский»………………………...51
Заключение  ……………………………………………………………..….52
Список  использованной литературы…………………………..53

Введение.

     В данной курсовой работе раскрывается сущность бухгалтерского баланса, его  роль в управлении предприятием и  оценка финансового положения.
     Баланс – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке. 
     Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.
     Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.
     Умение  читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи  с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики  предприятия.
     Умение  использовать бухгалтерский баланс дает возможность:
      -получить значительный объем информации о предприятии;
      -определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
      -установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;
      -оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.
       Цель  данной курсовой работы: исследовать  содержание бухгалтерского баланса а также методы моделирования баланса, технику его составления и их совершенствование.
       Задачами  данной работы являются:
       - Исследование моделирования, содержания  и практики составления бухгалтерского баланса, а также модели баланса в международной практике и методические основы формирования бухгалтерского баланса.
       -  В качестве исследования экономического  субъекта, в данной работе – ЗАО КПП «Павловский». Дать экономическую характеристику предприятия и выяснить способы ведения учёта и формирования финансовой отчётности.
       -  Определить методику формирования бухгалтерского баланса в ЗАО КПП «Павловский». Точнее: раскрыть данные в балансе, их использование, обобщить информацию об активах, долговых обязательствах и капитале предприятия, сделать анализ финансовых показателей, рассчитываемых на основе бухгалтерского баланса и представить рекомендации по совершенствованию практики формирования бухгалтерского баланса.
       Объектом  работы является бухгалтерский баланс.
       Экономическим субъектом исследования выступает  ЗАО КПП «Павловский».
       Методическая  работа представлена статистическим материалом за 2004 г, постановления и законодательные акты правительства РФ, работы российских и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью производства . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Роль  и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных  условиях.
     1.1  Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. 

     Система бухгалтерского учёта в России основывается на общепринятых в мировой практике принципах, к которым относятся:  
       документирование (первичное отражение  объектов бухгалтерского учёта  путем составления документов); 
         инвентаризация (систематическая проверка  наличия имущества и обязательств  и сопоставление их остатков  с учётными данными); 
       денежная оценка (перевод натуральных  показателей в стоимостные); 
       калькуляция (определение фактических  затрат организаций в денежной форме на единицу продукции); 
       счета (учётные регистры, служащие  для отражения схожих бухгалтерских  операций); 
       двойная запись (каждая совершаемая  хозяйственная операция отражается  одновременно на двух счетах  бухгалтерского учёта: по дебету одного и кредиту другого из них); 
       баланс (учётный регистр, содержащий  информацию о финансовом положении  организации на определенную  дату); 
       отчётность (система обобщающих  показателей, отражающих итоги  хозяйственной деятельности за  определенный период). 
     Впервые вопрос о необходимости реформирования национальной системы бухгалтерского учёта был поднят в постановлении  Верховного Совета РФ от  23.10.92. В  целях приведения национальной системы  бухгалтерского учёта в соответствие требованиям рыночной экономики и международным стандартам финансовой отчётности постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 № 283 утверждена "Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности". В России в настоящее время приняты и действуют 10 национальных стандартов по бухгалтерскому учёту, максимально приближенных к международным. Стандарты по учётной политике организаций о составе и формах бухгалтерской отчётности позволяют адекватно воспринимать информацию, изложенную на основе данных стандартов. 
     Исторически в российском бухгалтерском учёте  сложилась практика, когда план счетов бухгалтерского учёта утверждается государственным органом и действует  на территории всей Российской Федерации. Из развитых стран план счетов, обязательный для применения на всей территории государства, имеет только Франция. Российские стандарты позволяют производить переоценку основных средств, что не противоречит международным стандартам, но не применяется во многих странах. 
     Вместе  с тем в России сохраняются  еще значительные отличия от западных стандартов бухгалтерского учёта. Примерами  таких отличий являются: 
     - доходы и расходы предприятия в российском учёте не всегда относятся на те периоды, в которые они реально имели место (так, в плане счетов имеется счёт 97 "Расходы будущих периодов", на котором отражаются уже реально осуществленные затраты предприятия); 
     - в России на большинстве предприятий не ведется управленческий учёт, позволяющий, в частности, соотносить прямые затраты на производство того или иного вида продукции; 
     - российские стандарты расширенно трактуют понятие «капитальные вложения»; 
     - программное обеспечение по российским стандартам относится к нематериальным активам, а по международным стандартам - к основным средствам; гуд-вилл, относимый в российской практике к нематериальным активам, по международным стандартам выделен в отдельную категорию; 
       - финансовые вложения по российским стандартам отражаются по цене приобретения (за исключением банков и инвестиционных институтов), что часто завышает стоимость активов организации. В международных стандартах имеет место правило оценки таких активов по наименьшей из величин: первоначальной или рыночной стоимости, а увеличение (уменьшение) стоимости отражается как доходы или затраты (российский аналог - счёт прибылей и убытков). 

     Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России и система МСФО. 

     В предыдущих разделах было показано, что  происходящее в последние годы интенсивное  изменение российского законодательства в области бухгалтерского учёта обусловлено реформированием отечественного учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности - МСФО и осуществляется в рамках Плана мероприятий, утвержденного Программой реформирования бухгалтерского учёта в РФ № 283 от 06.03.98. Рассмотрим, насколько соответствует системе МСФО российская система бухгалтерского учёта в плане ее структуры и охвата объектов учёта.
     Система МСФО включает главу "Принципы", в  которой излагаются концептуальные основы составления финансовой отчётности, и 41 стандарт, регламентирующий учёт различных объектов.
     Если  сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта  в России с системой МСФО, то можно  допустить, что российская Концепция  является некоторым аналогом главы "Принципы", а ПБУ - некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учёта. Данное соответствие, однако, относительно, поскольку некоторые общие подходы к ведению учёта, излагаемые в главе "Принципы", в российской системе затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, например, федеральном законе " О бухгалтерском учёте в РФ", и даже в нормативах второго уровня, например, в ПБУ 1/98 "Учётная политика организаций", в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчётность организаций" и других. И напротив, учёту ряда объектов, по которым разработаны конкретные международные стандарты, в российской системе посвящены не только ПБУ, но и ряд законов и указов Президента РФ первого уровня, а также ряд методических указаний третьего уровня. Вместе с тем, как записано в самой Программе №283 от 06.03.98, "ключевым элементом реформирования бухгалтерского учёта и финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту". То есть задачей реформирования бухгалтерского учёта ставится создание системы российских ПБУ, соответствующих системе МСФО.
     Три последних года после принятия Программы  реформирования российского учёта, действительно ознаменованы интенсивной разработкой и внедрением в практику новых ПБУ.
     При первом взгляде становится очевидно, что в целом российская система  нормативного регулирования бухгалтерского учёта пока еще не соответствует  системе МСФО. Даже в количественном выражении отечественные ПБУ охватывают лишь 14 из 37 объектов учёта по МСФО, то есть около 30% от объектов, регламентируемых МСФО. Однако наращивание системы отечественных ПБУ позволяет ожидать, что в перспективе данное соотношение увеличится в пользу российской системы. Кроме этого нельзя сказать, что в регламентации учёта 70 % объектов по МСФО в российском учёте остаются "белые пятна", поскольку, как уже отмечалось, правила учёта части объектов содержатся в РФ в нормативах других уровней.
     Нет и однозначного соответствия ПБУ и МСФО. В ряде случаев в одном отечественном ПБУ, например, в ПБУ 4/99, отражается несколько объектов учёта, которым посвящены разные МСФО.  

     
      Бухгалтерский баланс—основная форма в системе  отчетности и его роль в управлении предприятием.
 
     Развитие  рыночных отношений, международные, хозяйственные  и финансовые связи выдвинули  в число актуальных вопрос о совершенствовании  бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов  к международно-принятым нормам. Переход  на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 года была утверждена Государственная программа перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности, которая уже реализована по многим направлениям. Например, центральной формой бухгалтерского учета - является баланс. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/98)(25).
     Бухгалтерский учет и отчетность, действующие в РФ строятся на тех же принципах, которые положены в основу международных стандартов финансовой отчетности. Если бухгалтерский учет сейчас называют «международным языком бизнеса», то и принципы, правила составления форм отчетности должны отвечать требованиям времени. Надо признать, что методология бухгалтерского учета и отчетности, директивно предписываемая организациям сегодня, только частично отвечает требованиям мировой практики.
     Многими российские бухгалтерии, предпринимателям предстоит пройти трудную бухгалтерскую школу. При составлении форм отчетности нужно исходить из учетных принципов, обычно зависящих от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости.
     Отчетность  предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
     Система показателей отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким  извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета. Тем самым обеспечивается возможность разностороннего отражения в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     Как известно, формирование отчетности на предприятии необходимо и для  внутреннего управления, и для  предприятия внешним пользователям  с целью принятия обоснованных выводов  и решений.
     Как показывает практика последних лет, сводиться к тому, что на место чисто процедурных учетно-экономических задач, связанные с обеспечением потребностей пользователей, это - налоговая инспекция, кредиторы организации, его собственники, акционеры, банки и др., которые имеют разные и подчас противоречивые и, как правило, несовпадающие цели. И вследствие того, что разные группы лиц подходят к оценке тех или иных учетных объектов неодинаково, неизбежна множественность методологических приемов определения результатов хозяйственной деятельности. В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль и поэтому в центре внимания специалистов находится выбор (обсуждение) процедуры ее исчисления. В зависимости от выбранных методов ее формирования меняется и величина налогов, и суммы дивидендов, и заработная плата. С изменением условий хозяйствования происходят, и изменения в составе и содержания форм отчетности, которые в большой степени стали соответствовать требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Для сравнения приведем перечень форм отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в РФ включает следующие формы(4):
    бухгалтерский баланс - форма №1;
    отчет о прибылях и убытках - форма №2;
    отчет о движение капитала - форма №3;
    отчет о движение денежных средств - форма № 4;
    приложение  к бухгалтерскому анализу - форма №5.
     Финансовая  отчетность западных фирм представляются в таком составе:
    баланс;
    отчет о прибыль деятельности и убытках;
    отчет о движение собственного капитала;
    отчет о движение денежных средств;
     В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию.
     Данные  бухгалтерской отчетности используются для различных целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности.
     Бухгалтерская отчетность является основой объективной  оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.
     Данные  отчетности используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
     Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстат РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам  и по всему народному хозяйству в целом.
     Переход к рыночным отношениям вызвал появление  различных форм собственности и  видов предпринимательской деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились  акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами. Если в условиях централизованно-плановой экономики, бухгалтерская информация собирается, обобщается и раньше использовалась в основном по визиткам, т.е. ее  пользователями были вышестоящие организации (главки и министерства), то новая финансовая отчетность уже нацелена на горизонтальное использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия.
     С 1994 года с изменением Минфином РФ Положение об учетной политике существенно расширилось применение международных принципов в российском учете и отчетности в частности была констатирована необходимость последовательного изменения учетной политики и полноты учета всех факторов хозяйственной деятельности, подчеркнут принцип не противоречивости учета и отчетности во всех их структурных составляющих, указано на необходимость соблюдения принципа рациональности бухгалтерского учета.
     Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект отведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирования финансовой и управленческой информации, ее достоверность, доступность и полезность для широкого круга пользователей.
     Указание  по разъяснению понятие учетной  политике, ее содержание приведены  в Приложение по бухгалтерскому учету  “Учетная политика предприятия “ (ПБУ 1/98)- утверждена приказом Минфина РФ от 9 октября 1998 г. № 60н.(3)
     Общие положения учетной политике предприятия  устанавливают основы формирования (выборы и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политике организации.
     Под учетной политикой организации  понимается принятые её совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
     Учётная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учёте всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты), своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и отчётности (требование своевременности).
     К способам ведения бухгалтерского учёта, принятым при формировании учётной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и д.р. активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
     Изменение учётной политики организации может  производиться в случаях:
    изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;
    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта.
     Учётная политика организации формируется  её руководителями и подлежит оформлению приказом, копия которого представляется с годовым отчётом в налоговую инспекцию.
     Информация  финансовой отчётности не пользуется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами.
     Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
    платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
    рентабельности;
    степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
     Все эти цели достигаются при помощи информационного моделирования. Наиболее общей моделью, которая оберегает  имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс. Баланс отчётом о прибылях и убытках и некоторые др. формы отчётности документально связывают предприятие с “внешним лицом “, т.е. сторонними юридическими и физическими лицами.
     Данные  бухгалтерской (финансовой) отчётности используются на уровне общества для  статистических сводок, сопоставлений, а так же для взаимоотношений  с бюджетом.
     Исходя  из бухгалтерской (финансовой) отчётности изменяющееся решения о распределении инвестиционных ресурсов, определяется экономическая политика в регионах, выявляется влияние хозяйственных процессов на социальное положение отдельных членов общества и др.. В последние годы в связи с осуществлением рыночных реформ был выполнен ряд методологических и организационных работ, необходимых для внедрения системы национальных счетов (СНС) в российскую учётную практику. Бухгалтерская же отчётность формируется в рамках конкретного предприятия на микро уровне.
     Освоение  государственной программы перехода на международные стандарты в области бухгалтерского учёта и статистики должно обеспечить постепенную разработку наиболее значимых показателей СНС. Хотя СНС возникла намного позднее бухгалтерского учёта, она восприняла его многие общие принципы, например: принцип двойной записи каждой операции, разграничение между активами и пассивами, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.д. Эта общность состоит в том, что в конечном итоге целью обеих систем учёта и отчётности является обеспечение информации для принятия решений, связанных с управлением экономикой и повышением её эффективности, хотя и на разных уровнях.
     В настоящее время развиваются  рекомендации по уточнению бухгалтерской  отчётности предприятий с целью  интеграции финансовых показателей в систему счетов по секторам экономики. Ближайшей задачей, стоящей перед экономической наукой, является обеспечение через бухгалтерский баланс и др. формы отчётности информационной базы системы национального счетоводства.
     Бухгалтерская (финансовая.) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации. Бухгалтерский учёт отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского учёта составляются, по установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными фондами и расчётные ведомости по расчётам с государственными внебюджетными социальными фондами.
     Бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим требованиям: формироваться в системном (бухгалтерском) учёте, быть не только достоверной, но и значимой, что позволит использовать её для влияния на результат принимаемого решения, иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи.
     В бухгалтерских отчётах не допускается  никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие  отчёт, с указанием даты исправления.
     Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Постановлением Правительства от 5 декабря 1991 года №35 (1) установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять: учредительные документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения по установленным формам отчётности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и др. платежей, сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, несоблюдении условий труда.
     И, кроме того, публикуемая бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке и подтверждению  её достоверности независимым аудитором. Эта норма закреплена в части первой Гражданского кодекса, Федеральном законе об акционерных обществах постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года №1355.(2) 
 

     
      Подготовительные  работы к составлению бухгалтерского баланса.
 
     Составление бухгалтерской отчётности - завершающий  этап всего учётного процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются результатом обобщения  текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение  года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.
     Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:
    -первый этап - подготовительная работа;
    -второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.
     Подготовительная  работа в свою очередь делится на три части:
         а) разработка плана работы по составлению  отчётности;
         б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;
         в) заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса.
     Подготовительные  работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.
     Основным  нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учёта  и отчётности является закон “О бухгалтерском учёте“ от 1996 (3), статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих рекомендации о ведении учёта на  отдельных его участках по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта. К ним относятся: Гражданский кодекс (часть 1 и 2), закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 2118 - 1 от 27 декабря 1991 года и др.(4)
     2.1. а) разработка плана работы по составлению отчётности.
     Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.
     В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных  указаний вносятся изменения или  вводятся дополнительные регистры для  накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.
     После разработки плана работ по составлению  годового отчета, обсуждения его в  бухгалтерии с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.
     2.1.б)  Инвентаризация статей бухгалтерского  баланса к составлению годового  отчета.
     Основной  задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение  своевременности, полноты и достоверности  данных бухгалтерской и налоговой  отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98) и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (5) предусмотрено перед составлением годовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств. Согласно Приказа Минфина РФ  от 9.12.98 №60-Н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31.12.98 г. №1673 введено в действие 1.01.99 г. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1.98), где один из способов введения бухгалтерского учета является организация инвентаризации.(26)
     Чтобы быть уверенным в правильности показателей  годовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз  проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
    на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);
    записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);
    отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).
     В частности, используемые бухгалтером  проводки должны быть предусмотрены  инструкцией по применению Плана  счетов финансово- хозяйственной деятельности предприятий.
     Другими словами, перед формированием годовой  бухгалтерской отчетности целесообразно  провести инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества  и денежных обязательств.
     Для проведения инвентаризации бухгалтеру необходимо иметь соответствующую  информационно - нормативную базу, то есть следующие основополагающие документы:
    Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 26.12.94 № 170, в редакции Приказов Минфина РФ от 19.12.95 № 130, от 28.11.96 № 101, от 03.02.97 № 8, а с 1.01.99 «Положение об учетной политике организаций», действующий с 1.01.99 (ПБУ 1.98);
    План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению;
    Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Правительства РФ.
    -Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина РФ от 12.11.96 № 97, в редакции Приказов Минфина РФ от 03.02.97 № 8, от 21.11.97 № 81-Н, от 01.01.99 № 47-Н.(3)
    -Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.
     На  основании этих указаний и положений  на предприятии разрабатывается  план инвентаризации и проект приказа  о составе инвентаризационной комиссии.
     Для проведения инвентаризации создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия при обязательном участии  главного бухгалтера. Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель организации  или его заместитель.
     До  начала инвентаризации бухгалтерия должна полностью обработать и записать регистры аналитического учета, данные всех приходных и расходных документов, вывести остатки по счетам. На складах товары раскладываются по наименованиям, сортам, размерам с указанием на ярлыках количества.
     Инвентаризацию проводят отдельно по каждому месту нахождения ценностей и по материально ответственным лицам.
     Данные  инвентаризации по каждому виду ценностей  фиксируются в  инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность.
     Наименование  инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество показывается  в описях по номенклатуре и в единицах измерения принятых в учете.
     Так, при инвентаризации основных средств  комиссия в обязательном порядке осматривают объекты в натуре, проверяют ценные бумаги, лимитированные чековые книжки и т.д.
       При обнаружении в кассе недостачи  или излишка ценностей составляется  акт, в котором  указывают  суммы недостач или излишков  и обстоятельства их возникновения.
     По  суммам несогласованной дебиторской  и кредиторской задолженности с  истекшими сроками исковой давности, а также безнадежной к получению составляет справки по каждому проверенному синтетическому счету.
     В справках дают подробную характеристику этих сумм, указывают лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности, на основании этих справок составляют общий акт, который и оформляют результаты инвентаризации расчетов. На суммы, числящие по счету «Недостачи и потери от порчи ценностей», составляют особые описи с указанием количества и стоимости недостающей продукции, по материально ответственным лицам.
     Особо проверяют суммы дебиторской  задолженности, списанные в убыток вследствие несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания  на их имущество, в частности:
    -обоснованности списания задолженности в убыток;
    -правильности учета списанной задолженности за балансом;
    -осуществления контроля за возможностью ее взыскания.
     Инвентаризационные  описи составляет в двух экземплярах. Один экземпляр остается в подразделении, а второй передается в бухгалтерию.
     На  ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляется сличительные ведомости на основании инвентаризационных описей и данных бухгалтерского учета.
     Инвентаризационная  комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей, на их основании составляет ведомость результатов, выявленных  инвентаризаций, которую прилагают к готовому отчету.
     По  всем недостаткам или излишка, потерями, связанным с пропуском сроков исковой задолженности, инвентаризационная комиссия должна получать письменные объяснения соответствующих работников. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи товарно-материальных ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим лиц определяет порядок отражения разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
     2.1. в) Заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.

     В системе счетов аналитического и систематического учёта должны быть отражены все хозяйственные операции, относящиеся к данному отчетному году. Большинство показателей в годовом отчете заполняются на основании данных систематического и аналитического учёта уточнённых в процессе инвентаризации.

     После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учётных записях  за год подсчитывают итоги в ведомостях и журналах – ордерах за декабрь. При этом итоги в учётных регистрах  взаимопоследовательно сверяют. После  подсчёта итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов в определённой последовательности.
     Заключение  счетов – это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток  переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального.
     Сальдо  по счёту 50 «Касса» выводят на 31 декабря  после сверки остатка денежных средств  с актом инвентаризации. Затем  после проверки выписок банка, и  при их тождестве с данными  учёта выводят остатки по счетам 51 «Расчетный счёт», 52 «Валютный счёт», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути».
     Проверив  авансовые отчеты, относящиеся к  декабрю, и получив подтверждение  от подотчётных лиц о задолженности, выводят остаток по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами».
     Далее тщательно проверяют расчеты, платёжные ведомости, лицевые счета, ведомости распределения заработной платы с начислениями, проверяют правильность начисления премий, предусмотренных системой оплаты труда и различных доплат, включаемых в совокупный доход. Определяют депонентскую задолженность, списывают суммы с истекшими сроками исковой давности и выводят остаток по счетам 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и 76 /1 «Расчёты с депонентами».
     Используя данные расчётно-платёжных ведомостей, по которым исчислена сумма предстоящей оплаты за отпускное время работникам организации в новом отчётном году, составляют список инвентаризации резервов (если создаётся) на оплату отпусков на первое января.
     При наличии подтверждения о выверке  взаимных расчётов выводят остаток по счетам 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 61 «Расчёты по авансам выданными», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76/2 «Расчёты по претензиям», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
     Суммы по взаимным претензиям со счетов 60, 62 и др. списываются на счет 76 «Расчёт по претензиям». Затем проверяют правильность начисления взносов в бюджет по обязательным платежам и выводят остатки по счёту 68.
     Далее проверяют правильность начисления по счетам, суммы за услуги, электроэнергию и др. платежам и выводят остаток по счету 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
     После проверки аналитических данных, выводятся  остатки  по счетам 78 «Расчёты с дочерними (зависимыми) предприятиями», 79 «Внутрихозяйственные  расчёты».
     После тщательной проверки правильности начисления и списания износа по быстроизнашивающимся средствам труда, исправления ошибок дополнительными записями или путём сторнирования, выводят остатки по счетам 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
     После уточнения  учетных записей, заключают  счёт 02 «Амортизация основных средств». Со счёта 97 «Расходы будущих периодов» списывают долю затрат, относящееся к производству отчётного года на основании специального расчёта и справки бухгалтерии.
     Далее оборот за декабрь из журналов –  ордеров записывают в Главную  книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц  выводят остатки по каждому счёту. При этом Главную книгу по расчётным  счетам переносят отдельно сумму дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумму кредитных остатков. Таким образом, до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов и исчисления фактической себестоимости продукции проверяют полноту и правильность записей по всем счетам и составляют предварительный баланс. С составленным предварительно балансом выверяют оборот и остатки по аналитическим счетам. Составление предварительного баланса позволяет не только проверить учетные данные по балансовым счетам и устранить ошибки, если они были допущены в течение года, но и получить информацию исчисления налога на имущество.
     После выполнения работы по заключению счетов производят расчеты и составляют проводки по закрытию собирательно-распределительных, калькуляционных, финансово-результативных счетов. 
 
 
 

     1.4  Строение бухгалтерского баланса,  правила оценки и техника составления  его разделов и статей. 

     Бухгалтерский баланс в общепринятом его виде имеет  форму двусторонней таблицы, левая  сторона – актив баланса, правая – пассив баланса.
     Актив баланса отражает состав и размещение хозяйственных средств, пассив баланса  отражает источники образования  хозяйственных средств и их целевое  назначение.
     В переводе с латинского слово «баланс» означает «двухчашные весы», поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов, сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса.
     Под статьёй баланса понимается отдельный  вид средств (имущества) или источника (обязательств), показанный в балансе по отдельной позиции и выраженный отдельной суммой. Итоговая сумма остатков средств предприятия, отраженное в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.
      Активы могут обладать покупательной способностью. Примером может служить наличные денежные средства, поскольку с их помощью можно приобретать другие предметы.
      Активом может быть денежное обязательство. Примером могут служить счета дебиторов, векселя к получению и сберегательные облигации, поскольку владелец или держатель имеет право получения по ним денежных средств в указанный сорк.
      Активы могут быть проданы, и соответственно обращены в денежные средства или денежное требование.
     Примером  могут служить товары, предназначенные  торговлей к реализации.
     Пассивы, участвующие в расчёте - это обязательства  акционерного общества, в состав которых  включаются следующие статьи:
     -статья четвертого раздела бухгалтерского баланса – целевые финансирования и поступления;
     -статьи пятого раздела баланса – долгосрочные обязательства банкам и иным, юридическим и физическим лицам;
     -статьи шестого раздела баланса – краткосрочные обязательства банкам и иным, юридическим и физическим лицам; расчёты и прочие пассивы, кроме сумм отраженных по статьям «Доходы будущих периодов» и «Фонды потребления».
     Для обобщения всех бухгалтерских записей  на синтетических и аналитических  счетах и проведения взаимосверки применяют  оборотные ведомости, которые представляют собой свод оборотов и остатков по счетам- оборотно-сальдовый баланс. Его характеризует наличие трёх пар равных итогов.
      сальдо по дебету и кредиту равны;
      обороты по дебету и кредиту равны;
      сальдо на конец месяца по дебету и кредиту равны.
     Оборотная ведомость по синтетическим счетам может иметь шахматную форму  Главной книги или книги «Журнал – главная» в зависимости от принятой формы бухгалтерского учета.
     Итоговые  данные по аналитическим счетам, обобщенные в аналитических оборотных ведомостях (сальдо на начало месяца, обороты за месяц, сальдо на конец месяца), сверяют  с аналогичными показателями соответствующего синтетического счета (они должны быть равны).
     Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован  по одной из двух форм – мемориально-ордерной или журнально-ордерной. Основой  мемориально-ордерной формы являются мемориальные ордера, назначения которых – оформить бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки).
     Проводки  ежемесячно регистрируют в регистре синтетического учета – «журнал-главная  книга», которая представляет собой  оборотно-сальдовый баланс. На ЗАО КПП “Павловский” бухгалтерский учет организован по журнально-ордерной форме.
     Порядок и организация учета по журнально-ордерной форме включает журнал-ордер вспомогательные  ведомости и Главную книгу. Для  того чтобы решать задачи требующие  построения бухгалтерского баланса, необходимо понять его сущность и назначение, принципы группировки статей по активу и пассиву, их взаимосвязь. Требуется усвоить, что под влиянием отдельных хозяйственных операций в балансе возникают различные изменения, связанные с изменениями, таких как — изменениями средств и их источников. В основе построения бухгалтерского баланса лежит экономическая классификация хозяйственных средств. Бухгалтерский баланс имеет большое значение на практике: его данные используют для анализа финансового положения предприятия и контроля правильности отражения в  учете хозяйственных операций.
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4\98), Утверждённым приказом  Минфина РФ от 08.02.96.№10 отчетный Бухгалтерский баланс должен состоять из балансовой и забалансовой части. Балансовая часть включает две равновеликие совокупности показателей (статей) – актив и пассив. В активе отражается нетто-стоимость имущества предприятия, в пассиве – стоимость его обязательств и собственного капитала.
     Бухгалтерский баланс содержит в себе информацию об активах и пассивах предприятия, которые состоят из взаимосвязанных  разделов. Забалансовая часть делится на статьи, отражающие имущество во временном пользовании, условные права и обязательства, другие имущественные и неимущественные показатели. Данные бухгалтерского баланса используются при анализе составления и структуры имущества предприятия, состава и движения производственных запасов, состава и структуры финансовых ресурсов предприятия, состояния кредиторской и дебиторской задолженности для оценки показателей оборачиваемости оборотных активов, показателей ликвидности и степени риска банкротства предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЗАО  КПП «Павловский»—экономический субъект исследования.
     2.1.  Технико-экономическая характеристика  предприятия.
ЗАО КПП  «Павловский» организовано в 2002 году вследствие реорганизации арендного предприятия  Райпищекомбинат «Павловский».
     ЗАО КПП «Павловский» расположено в  ст. Павловской Краснодарского края по ул. Гладкого №1
     У предприятия имеется самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке, фирменное  наименование, печать.
     Целью предприятия является получение  прибыли от осуществления своей  деятельности.
     ЗАО КПП «Павловский» осуществляет следующие виды деятельности:
-переработка  сельскохозяйственной продукции,  производство продуктов питания:  плодоовощные консервы, мука, подсолнечное  масло, пиво, безалкогольные напитки,  кондитерские изделия, изготовление  колбасных изделий;
-предоставление бытовых услуг по ремонту сложной бытовой техники, вулканизация резиновых изделий;
-заготовление, хранение, переработка, реализация  сельскохозяйственной продукции,  закупленной у населения;
-ведение  фирменной торговли, как товарами  собственного производства, так и приобретенных у различных изготовителей, в том числе импортного производства;
-натуральный  обмен продукции производственного  назначения, сельскохозяйственной  продукции и продуктов питания;
-производство  хлебобулочных изделий;
-коммерческая, посредническая, торгово-закупочная деятельность, оказание транспортных услуг, организация магазинов, кафе, баров, организация общественного питания;
-внешнеэкономическая  деятельность.
     Реализация  продукции, выполнение работ, оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленных предприятием самостоятельно, кроме случаев предусмотренных законодательством.
     Руководство текущей деятельностью предприятия  осуществляется генеральным директором, назначенным общим собранием  акционеров сроком на 5 лет. Структура  управления предприятием строится по принципу «сверху вниз», т.е. руководитель предприятия передает часть своих полномочий своим заместителям, а они отдают распоряжения своим подчиненным.
     ЗАО КПП «Павловское» имеет в своем  составе следующие производственные цеха:
     -цех  по производству плодоовощных  консервов;
     -цех  по производству растительного  масла;
     -Павловская  и Новолеушковская мельницы;
     -Павловский  и Новолеушковский хлебобулочные  цеха;
     -цех  по производству кондитерских  изделий;
     -цех  по производству безалкогольных напитков.
     Таблица 1
     Производство  готовой продукции в номенклатуре 

Наименование  продукции Ед. изм 2003г. 2004г. Абсолютное     изменение (Т.) Относительное изменение (%)
Мука, Новолеушковский цех Т. 2501 1923
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.