На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный режим

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Государственный  режим.
1.Государственный режим: понятие, содержание и виды.
2.Разновидности   антидемократических  режимов.
3.Характеристика  государственного  режима в России
Заключение
Список  литературы 

Введение
Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные  явления. В своей повседневной жизни  мы постоянно соприкасаемся с  ними в процессе осуществления наших  прав, свобод и обязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют и какова их внутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что из себя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.
Целью данной работы является попытка охарактеризовать сложившийся политический режим  в современной России, опираясь на нижеуказанные источники информации.
Характеристика  любой политической системы страны  неразрывно связанна с  методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п.
Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства  и права, получив распространение  в западноевропейской обществоведческой  литературе на рубеже XIX и XX веков, в  течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических  споров.
Даже  в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном  праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену  ему предлагается использовать термин «государственный режим» [[1]]. В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти[[2]]. В рамках политологии опять таки выделяются понятия «государственный режим» и «политический режим» содержание, которых далеко не равнозначны: Если первое понятие в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе... есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития[[3]].
Так, в  некоторых государствах с республиканской  формой правления политический режим  выступает как авторитарный или  даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан, Иран). В то же время применительно  к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям  (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме[[4]].
Отличие этих понятий, их соотношение, и многие другие вопросы и будут рассмотрены  в данной курсовой работе – «Понятие и виды политико-правовых режимов».
Актуальность  данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и  отношения людей с государственной  властью, разворачиваются именно в  сфере политической системы. Таким  образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к  резкому изменению внутренней и  внешней политики государства. Вызвано  это тем, что политический режим  связан не только с формой организации  власти, но и с ее содержанием.
Учитывая  выше сказанное, можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы познакомиться ближе с механизмом взаимодействия и функционирования государства и права, а точнее осветить формы политических режимов в тех или иных государствах, их достоинства и недостатки, затронуть основные подходы к их изучению и многое другое.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать  категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать  происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть  структуру и особенности функционирования  политического режима, его признаки;
- проанализировать  виды современных политических режимов;
При написании  данной курсовой работы были использованы не только пособия по теории государства  и права, но и работы по политологии  и конституционному праву. На наш  взгляд, только в сопоставлении «политического режима» в различных науках и  дисциплинах позволит выявить значение и содержание политического режима как формы государства.
Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения  государства, общества и личности. Но мы не раскрыли бы тему, если бы просто перечислили эти формы. По этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Коснёмся их философской основы, постараемся показать конкретные государства и их историю.  

1.Государственный режим: понятие, содержание и виды.
Политический  режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления  власти государством. Некоторые исследователи  придерживаются мнения, что «политический  режим» это слишком широкое понятие  для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В  отличие от понятий формы правления  и формы государственного устройства, которые относятся к организационной  стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует  ее функциональную сторону — формы  и методы осуществления государственной (а не иной) власти. 
Государственно-политический режим — это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация — это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом. 
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). 
Государственно-политический режим — это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. 
Выделяют следующие разновидности политических режимов: 
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. 
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. 
Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; 
в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов. 
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. 
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы. 
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено. 
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. 
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии). 
Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов. 
Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовластие) — политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы. 
Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе — догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий. 
Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.). 
Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов. 
Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита). 
Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются: 
отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения; 
— наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества; 
— ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества: 
функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества; 
— существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены; 
— наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни. 
Главное в политическом режиме — порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. 
Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим — это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления. 
Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом — в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни. 
Основные черты антидемократических режимов:  
Тоталитаризм — это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму. 
Авторитаризм — это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры. 
Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует. 
Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».

2.Разновидности   антидемократических  режимов.
антидемократический — 
политический режим, при котором государство стремится ограничить политические и экономические

свободы граждан.
Признаки  антидемократического режима:
*  господство одной политической партии;
*  господство одной формы собственности;
*  ограничение политических прав и свобод;
*  акцент на карательные меры и принуждение;
*  ограничение роли выборных органов;
*  усиление исполнительной власти;
*  запрет оппозиционных партий;
*  недопущение инакомыслия и многопартийности;
*  стремление государства регулировать все сферы общественой жизни и межличностные отношения.
Такая деятельность государства находит  обоснование в общественных науках. В России в советскую эпоху — в словах В. И. Ленина: «Для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Мысль заключалась в том, что государство якобы небезразлично ко всем сферам жизни граждан. Этим лозунгом и оправдывалось вме-
шательство государства во все сферы общественной и личной жизни граждан.
Виды  антидемократического режима
1)  тоталитарный — политический режим, при котором сводятся к минимуму политические свободы граждан, а государство насильственно контролирует все стороны общественной жизни.
Признаки  тоталитарного режима: А господство одной официальной идеологии.
Идеология тоталитаризма характерна тем, что  навязывается гражданам как единственно правильное учение. Это учение объясняет все стороны общественной жизни и даже историю человечества. В то же время суть ее излагается максимально понятно для всех слоев населения;
^ насильственное  навязывание обществу порядков, которые разработаны на ее основе; ^ монопольный государственный контроль над политикой, экономикой, культурой и бытом граждан; ^ полное подчинение государственных структур партийным органам;
культ личности вождя правящей партии; ^ в  методах управления преобладает  политический террор.
На первых порах такой политический режим  добровольно поддерживается обществом. Причина этого зачастую в недовольстве предыдущим режимом, социальной уравнительной политикой государства. Впоследствии, при упрочении власти правящей партии, она начинает использовать карательные рычаги, чем обеспечивает тотальный контроль над общественной жизнью;
2)  авторитарный: занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и представляет собой ослабленную форму тоталитарного политического режима.
Признаки  авторитарного режима
государственная власть глубоко и в полном объеме не контролирует все сферы экономической, политической и культурной жизни. 
 Например, режим Пиночета в Чили способствовал  развитию рыночных отношений; 
нет массового  террора; 
может отсутствовать общеобязательная идеология;  у власти находится, как правило, сильная харизматическая личность, вокруг которой группируется правящая элита.
NB! Этот  режим недолговечен. Он обычно  служит ступенью к формированию  тоталитаризма или демократии.
NB! В  настоящее время обычно считается,  что демократия — более совершенный  режим, чем любой антидемократический.  Это не совсем так. История  свидетельствует, что некоторые  государства достаточно эффективно функционируют: например, КНДР в условиях тоталитарного режима. Кроме того, тоталитаризм несравнимо более способен мобилизовать все население страны для решения какой-либо важной и сложной государственной задачи. Например, СССР в условиях тоталитарного режима смог одержать победу в войне с фашистской Германией, хотя Германия в начале войны существенно превосходила СССР по своей военной мощи. В послевоенное время тоталитаризм обеспечил в рекордные сроки подъем советской экономики. Хотя это, конечно, было достигнуто дорогой ценой. Поэтому каждый политический режим имеет свои положительные стороны и недостатки.
Ученые  выделяют и другие виды политических режимов:
Например, при рабовладельческом строе  выделяются следующие режимы: а) деспотический, б) теократический, в) монархический, г) аристократический, д) демократический.
При феодальном строе выделяются: а) абсолютистский, б) демократический, в) клерикально-феодальный, г) милитаристско-полицей – ский, д) «просвещенный» абсолютизм.
При буржуазном строе: а) демократический, б) фашистский, в) военно-полицейский, г) бонапартистский.
С. А. Комаров  делит демократический политический режим: а) на рабовладельческую, б) феодальную, в) буржуазную и г) социалистическую демократию. Антидемократический политический режим делится им: а) на тоталитарный, б) фашистский, в) автократический. Автократия делится на единоличную (деспотию, тиранию, режим личной власти) и коллективную (аристократия и олигархия).
3.Характеристика  государственного  режима в России
В современной  России поставлена задача преодоления  наследия тоталитаризма. Наивная надежда  в чудодейственность частной  собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная  идеология опирается лишь на фантомы  политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями  текущей политики, сменой кадров и  обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы  и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто  не вспоминает.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.