На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика  Д.Н. Прянишникова» 
 
 
 

Кафедра БЖД 
 
 
 

Контрольная работа  

по  БЖД
тема: Чрезвычайные ситуации
техногенного  характера 
 

                                               
                Выполнила: студентка 3 курса                                  
                заочного  обучения                                                    
                специальности: Экономика и                                                             
                управление  на предприятиях АПК                                   
                Шифр  Э – 04 – 64                           
                Старцева  Н.В.
                                                              
                Проверил: К.вое.., доцент                                                        
                Масюк Павел Афанасьевич  
                 
                 
                 

Пермь 2006 

Содержание 

    Введение                                                                                                3
    Классификация ЧС техногенного характера                                4
    Общее состояние                                                                            10
    Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 
    техногенного характера                                                                      16
    Устойчивость функционирования объектов экономики в
    чрезвычайных  ситуациях                                                                    21
    5. Список литературы                                                                         26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) техногенного характера в соответствии с текстом Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» можно сформулировать как неблагоприятную обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
     Таким образом, закон выделил три признака, позволяющих отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуации техногенного происхождения:
    обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);
    наличие или возможность возникновения тяжелых последствий (человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушения жизнедеятельности);
    техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной сферой деятельности человека.
     Статистические  данные говорят о том, что ежегодно более 65% чрезвычайных ситуаций, возникающих в Российской Федерации, носит техногенный характер. С каждым годом растет число техногенных чрезвычайных ситуаций в районах, где высока концентрация угольной, химической, нефтяной и газовой промышленности и развита сеть автомобильных и железных дорог.
     Более 72 млн. человек в России проживает в зонах, где может возникнуть непосредственная угроза жизни и здоровью при авариях на потенциально опасных объектах (в зонах: радиационных — 4,3 млн. человек; химических — 53,7 млн.; пожаро- и взрывоопасных — 7,3 млн.; гидротехнических объектов — 7,2 млн.).
     Что же следует понимать под аварией  и катастрофой, и в чем их различие? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Классификация  ЧС техногенного характера 

     Авария  — это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
     Как видите, все признаки производственных аварий в основном связаны с деятельностью человека. Иногда, правда, бывают аварии из-за опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, затоплений и других), но и в этих случаях сказываются недостатки деятельности человека: плохо учтены местные условия при строительстве зданий и сооружений либо не приняты своевременные меры по защите объектов от природных явлений.
     Существует  определенная классификация производственных аварий по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом — крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами.
     В свою очередь, аварии и катастрофы могут  при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.
     По  масштабу распространения и с  учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными. Их классификация   дана в таблице 1.
     К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 - Классификация ЧС по масштабу распространения
и тяжести  последствий 

Класс ЧС Наименование ЧС в зависимости от
зоны поражения
Показатели  масштабов чрезвычайных ситуаций Уровень принимаемых решений при    возникновении ЧС
Число погибших
Число пострадавших
Прямой материальный ущерб в минимальных зарплатах) Число человек,
для которых нарушены условия жизнедеятельности
Характеристика зоны ЧС
по административному
делению
1 Локальная (объектовая)
До 4 
До 10 
До 1000 
 
Территория объекта
Администрация объекта
2 Местная 
 
 
5-10 
 
 
 
11-50 
 
 
 
1001-5000 
 
 
 
до 500 
 
 
 
Территория города, района, поселка 

КЧС* субъекта
РФ. Органы местного само-
управления
3 Территориальная 
 
11-100 
 
 
 
51-500 
 
 
 
5001-500 тыс. 
 
 
501-3000 
 
 
 
Территория субъекта РФ**, или ее часть (несколько районов) КЧС органов  власти субъекта РФ 
 
4 Региональная 
 
1-100 
 
 
51-500 
 
5001-500 тыс. 
 
501-3000 
 
 
Территория двух или трех
субъектов РФ
Правительство   или КЧС субъектов РФ или Правительство РФ
5 Федеральная Свыше 100
Свыше 500
Свыше 500 тыс.
Свыше 3000
Территория 4-х и более
субъектов РФ
Президент, Правительство РФ, МЧС
РФ
*КЧС  — Комиссия по чрезвычайным ситуациям ** Субъекты РФ — республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа.
 
     К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).
     К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника чрезвычайной ситуации не выходят за пределы субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования).
     К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.
     К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.
     Существует  также понятие — глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.
     Какие же аварии и катастрофы происходят на территории нашей страны и в других странах мира?
     Специалисты разделяют их на 10 типов по объектовому  признаку и в зависимости от природы происхождения:
    транспортные аварии и катастрофы;
    пожары, взрывы, угрозы взрывов;
    аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
    аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
    аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
    внезапное обрушение зданий, сооружений;
    аварии в электроэнергетических системах;
    аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
    аварии на очистных сооружениях;
10) гидродинамические  аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).
В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды. Более подробно они даны в схеме  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


          -товарных поездов
          -пассажирских поездов и метрополитена
          -речных и морских грузовых судов
          -речных и морских пассажирских судов
          -авиационные и космические
          -на автодорогах
          -на мостах, ж/д переездах и в тоннелях 
          -на магистральных трубопроводах                                                                                  

                                     
          -в зданиях, на коммуникациях и технологическом
            оборудовании промышленных объектов
          -на объектах добычи, переработки и хранения
            легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ
          -на транспорте
          -в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах
          -в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового,
          культурного назначения
          -на химически опасных объектах
          -на радиационно опасных и оборонных
           объектах, в том числе на складах вооружений
          -на испытательных полигонах, космодромах
          -обнаружение неразорвавшихся боеприпасов
          -утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)
                                   
          -при их производстве, переработке  или хранении                                                                                                                                                                                                                                                                                                   (захоронении)
          -на  транспорте
          -образование и распространение  ХОВ в процессе
            химических реакций, начавшихся  в результате
            аварии
          -аварии  с химическими боеприпасами
-утрата источников  ХОВ 

          -на АЭС, атомных энергетических установках
          -производственного и исследовательского
            назначения
          -на предприятиях ядерно-топливного цикла
          -аварии транспортных средств и космических
          -аппаратов с ядерными установками
            или грузом РВ на борту
          --при промышленных и испытательных
            ядерных взрывах
            -аварии с ядерными боеприпасами в местах их
            хранения, эксплуатации и установки
            -утрата радиоактивных источников

        -на предприятиях и в научно--исследовательских учреждениях (лабораториях)
        -на транспорте с выбросами  (угрозой выброса) БОВ
        -утрата  БОВ 
         
         

        -элементов транспортных коммуникаций
        -производственных  зданий и сооружений
        -зданий и  сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения 

        -на автономных электростанциях  с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей
        -на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий
        -выход  из строя транспортных электроконтактных сетей
        -в канализационных системах с  массовым выбросом загрязняющих веществ
        -на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года
        -в  системах снабжения населения  питьевой водой
        -на  коммунальных газопроводах 

        -на очистных сооружениях сточных  вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ
        -на очистных сооружениях промышленных  газов с массовым выбросом загрязняющих веществ
        -прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек)  с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений
        -прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек)  с образованием прорывного паводка
        -прорывы  плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях
         
         

     1. Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов:
     а) на производственных объектах (депо, станции, порты, аэровокзалы, иные сооружения) — они носят общий характер;
     б) во время движения транспортных средств. Особенности происшествий этих видов заключаются чаще всего в отдаленности места аварии (катастрофы) от аварийно-спасательных служб и населенных пунктов, в трудности доставки туда спасателей,  большом числе пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской, в том числе хирургической, помощи.
     2. Пожары и взрывы — самые распространенные причины чрезвычайных событий в современном индустриальном мире. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это, прежде всего, жилой сектор, промышленные предприятия, в производственных циклах которых используют взрывчатые, легковоспламеняющиеся и горючие вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку при перемещении пожаро- и взрывоопасных грузов.
    Аварии  с  выбросом  (угрозой  выброса)  сильно действующих ядовитых веществ опасны прежде всего своим воздействием на здоровье населения и на экологическое равновесие в местах расположения опасных объектов, где 
    может произойти утечка вредных химических продуктов при повреждениях емкостей, в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки. Такие аварии имеют, как правило, сложный комбинированный характер и сопровождаются тяжелыми последствиями. Так, некоторые вещества в определенных условиях (например, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения, опасные для всего живого.

     4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ случаются на так называемых радиационно-опасных объектах, в числе которых — атомные станции, предприятия по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов. Эти аварии могут    сопровождаться    выходом    в    атмосферу    газо-аэрозольного облака, из которого по пути его перемещения выпадают радиоактивные вещества. При этом не исключены гибель и заражение людей, животных и растений, потеря значительных площадей сельскохозяйственных угодий, остановка на длительное время промышленных предприятий.
    Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ, как свидетельствует опыт, — нечастое явление. В то же время они способны вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах; имеют, как правило, скрытый характер в инкубационный период (время от момента заражения до проявления заболевания).
    Внезапное обрушение зданий, сооружений, как правило, происходит не само по себе, а вызвано какими-то побочными факторами, например: большим скоплением людей на ограниченной площади, сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами, чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий.  Это приводит к человеческим жертвам, необходимости сноса аварийных зданий, к большим затратам на строительство новых.
     7—8. Аварии в электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко сопровождаются гибелью людей. Однако аварии такого типа создают существенные затруднения в жизнедеятельности населения, особенно в холодное время года, могут служить причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов сельского хозяйства и промышленности.
     9. Аварии на промышленных очистных сооружениях могут принести немалые беды. Это связано не только с тяжелым их воздействием на обслуживающий персонал объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и с залповыми выбросами в окружающую среду отравляющих, токсических и просто вредных веществ.
     10. Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий
     В отдельную группу выделяются чрезвычайные ситуации экологического характера.
     Многие  аварии и катастрофы влекут за собой  другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара.
     Авария  на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.
     Но  не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон — жертв нет. Упал грузовик в реку — водитель спасся.
     Таких ситуаций и событий происходит ежедневно  немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности многих людей.
     То  же самое можно сказать об утечках  газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий 
 
 
 
 

2. Общее состояние 

     Общее состояние. Согласно докладу МЧС РФ (2002 г), в России в 2001 г. зарегистрировано 617 ЧС техногенного характера, в них пострадало 3309 человек, погибло 1157 человек. Анализ данных показывает, что количество техногенных ЧС в 2001 г. по сравнению с 2000 г. увеличилось на 0,5 %. Число погибших в них людей (1157 человек) в 2001 г. составило 93 % от числа погибших во всех ЧС.
     Техногенные ЧС составили 68,5 % от общего числа чрезвычайных ситуаций, при этом 98 % из них были локальными и местными.
     По  тяжести поражения, масштабам и  долговременности действия поражающих факторов среди техногенных источников ЧС наибольшую опасность представляют радиационные и химические катастрофы, а также катастрофы на ГТС.
     Состояние радиационной опасности. Вопрос о радиационной безопасности России является острой проблемой, связанной с функционированием предприятий, которые добывают и перерабатывают уран, объектов ядерного военно-промышленного комплекса (ВПК), атомной энергетики, океанского атомного флота, исследовательских ядерных реакторов, систем пунктов захоронения радиоактивных отходов (РАО), районов проведения подземных ядерных взрывов в интересах экономики.
     В настоящее время в России эксплуатируется 30 атомных энергоблоков на 9 АЭС. В декабре 2001 г. был введен в промышленную эксплуатацию энергоблок № 1 Ростовской АЭС. В зонах мониторинга ответственности АЭС ныне проживает более 4 млн. человек. Согласно докладу МЧС (2002 г.), в последние годы опасных нарушений в работе АЭС в России не было. Однако следует отметить, что на большинстве станций сегодня имеет место высокая (от 30 % до 90 %) степень износа основных производственных фондов.
     Особого внимания требует состояние радиационной опасности кораблей и судов (надводных и подводных) с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), особенно с учетом их вывода из эксплуатации, необходимости хранения, транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и обращения с РАО.
     Вблизи  населенных пунктов в местах базирования, хранения (отстоя) сосредоточены в ожидании утилизации 191 атомная подводная лодка (АПЛ), из которых 102 — с невыгруженным ОЯТ. На береговых и плавучих технических базах скопилось около 32 тыс. отработанных тепловыделяющих сборок и 6 отработавших выемных частей. Специалисты отмечают, что снижение темпов выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ, обусловленное, в частности, отсутствием надлежащего количества пунктов долговременного берегового хранения реакторных отсеков, полным заполнением бассейна-хранилища на ПО «Маяк» (где перерабатывается основная масса ОЯТ), может отодвинуть решение проблемы комплексной утилизации АПЛ на рубеж 2015 г
     В России организована сеть из 14 спецкомбинатов «Радон», осуществляющих сбор, транспортировку и долговременное хранение РАО низкой и средней активности и отработавших источников ионизирующих излучений, которые образуются в медицине, сельском хозяйстве, научно-исследовательских учреждениях и на промышленных предприятиях. Специалисты указанных спецкомбинатов проводят радиологические обследование территорий, дезактивацию обнаруженных участков радиоактивного загрязнения и ликвидацию последствий радиационных аварий.
     В настоящее время значительную радиационную опасность представляют отходы атомной энергетики. Более 70 млн. м3 РАО суммарной активностью 1,6 млрд кюри накоплено на территории страны, при этом большая часть этих радиоактивных материалов образовалась вследствие создания ядерного оружия и становления атомной энергетики. На АЭС образовалось около 11 тыс. т ОЯТ, однако большинство имеющихся в стране хранилищ РАО и ОЯТ исчерпали все допустимые сроки эксплуатации, а некоторые находятся в аварийном состоянии.
     В рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000—2005 гг.»  создаются опытно-промышленные комплексы  для переработки отходов, по консервации и реконструкции хранилищ РАО и ОЯТ, созданию сооружений для захоронения РАО.
     Другая  проблема, требующая своего решения, связана с загрязнением среды обитания радиоактивным газом — радоном. Предприятия многих отраслей экономики (нефтедобыча и нефтепереработка, добыча угля, жилищное строительство и др.) размещаются на радиоопасных территориях; в результате их работы радон выделяется из подземных горизонтов и насыщает подвальные помещения, нижние этажи жилых помещений, оказывая губительное влияние на организм человека.
     Содержащиеся  в земной коре и выносимые на поверхность  при добыче нефти естественные радионуклиды радия-226 и тория-232 становятся источниками интенсивного радиоактивного загрязнения соответствующих территорий.
     Вызывает  понятное беспокойство МЧС РФ то обстоятельство, что имеющиеся в Военно-морском флоте пункты выдачи ядерных материалов находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта или замены 100 % грузозахватных приспособлений. Более 50 % спецсооружений, которые предназначены для эксплуатации ядерных объектов (ЯО) в соединениях и частях ВС РФ не соответствуют требованиям по взрыво- пожаробезопасности и нуждаются в капитальном ремонте.
     Состояние химической опасности. В зонах повышенной химической опасности проживает более 44 млн. человек. Это свидетельствует о тех крупных последствиях, которыми может сопровождаться ЧС на соответствующих предприятиях.
     В докладе МЧС РФ (2002 г.) указывается, что к повышению риска возникновения  крупных химических аварий приводят:
    старение основных фондов и сокращение выделяемых средств на ремонт и обслуживание технологического оборудования;
    неритмичность работы и частые остановки производственных объектов;
    недостатки обслуживания оборудования и других технических 
    средств во время длительных простоев, некачественная подготовка оборудования к вводу в эксплуатацию;

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.