На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стандартизация и ее влияние на конкурентоспособность продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Введение………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы стандартизации…………………………………………….5
2 Методы стандартизации……………………………………………........................15
3 Система стандартизации в РФ…………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список  использованной литературы…………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
      Целями  данной курсовой работы является изучение стандартизации и её роли в производстве конкурентоспособной продукции. Необходимым  условием победы в конкурентной борьбе является выполнение требований стандарта на конкретную продукцию. Стандарты на процессы и документы (на процессы управления, кодирования, условные обозначения, товаросопроводительные документы и пр.) содержат те правила, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности продукции, но и эффективного партнёрства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления конкурентоспособностью. Сегодня изготовителю недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов – надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Он создает уверенность в высоком качестве товара, в достоверности и точности измеренных показателей, свидетельствует о высокой культуре производства продукции и предоставленных услуг.
      На  данный момент Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию  (ВТО). Вхождение её в эту многостороннюю торговую систему возможно только после проведения комплекса мероприятий, направленных на подготовку общества, государственных институтов и экономики страны в целом к работе в условиях мировой конкуренции.
      ВТО – это единственный международный орган, устанавливающий правила торговли между странами. В основе его деятельности лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большинством государств-участников международной торговли. Эти документы обеспечивают юридическую базу и основные правила организации международной коммерческой деятельности.1
      Для присоединения к ВТО Россия должна выполнить условия ряда соглашений, принятых по результатам уругвайского раунда переговоров. Правительством РФ Госстандарт России был определен головным ведомством, ответственным за выполнение требований Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) в полном объеме.
      Соглашение  по ТБТ направлено на то, чтобы технические  регламенты и стандарты, а также  процедуры, регламентирующие проведение испытаний и сертификацию, не создавали ненужных препятствий на пути торговли.
      Поэтому я ставлю задачи в своей курсовой работе рассмотреть методы стандартизации и их воздействие на повышение  качества продукции, и показать изменение  российской системы стандартизации и гармонизация её с международными правилами стандартизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы стандартизации
     Объект  стандартизации продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
     В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
       Стандартизация  – деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
     Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы).
     Непосредственным  результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД – средство стандартизации.
     Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие
принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.
     Стандарт  – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
     Стандарт  также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. В табл. 1 сравниваются стандарт и технический регламент на идентичные объекты.2
                                                                                                               Таблица 1
Документ Статус Объект регулирования Характер использования Содержание (аспекты регулирования) применительно к продукции Социальная роль
Технический регламент ФЗ (как основная юридическая форма утверждения) Продукция. Процессы ЖЦП (производственные и послепроизводственные стадии) Обязательное Требования  к характеристикам безопасности продукции и процессов её производства. Требования к  оценке соответствия.
Обеспечение безопасности
Стандарт Документ в области стандартизации Продукция. Работы (услуги). Процессы ЖЦП (послепроизводственные стадии, упаковка, транспортирование, хранение, применение, утилизация) Добровольное Требования  ко всем техническим (потребительским) характеристикам Обеспечение конкурентоспособности
 
     Стандарты основываются на обобщенных результатах  науки, техники и практического  опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
     В зависимости от сферы действия различают  стандарты разного статуса или  категории: международный стандарт, региональный стандарт, национальный стандарт (прежнее название – государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ)), стандарт организации.
     Национальный  стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
     Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
     Классификатор – нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации (ПР 50-733-93).
     Общероссийский  классификатор технико-экономической и социальной информации – нормативный документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
     Правила (нормы) по стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
     Рекомендации  по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
     Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
     Кодекс  установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
     Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
     Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
     1) повышения уровня безопасности  жизни или здоровья граждан,  имущества физических или юридических  лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
     2) повышения уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;
     3) обеспечения научно-технического  прогресса;
     4) повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
     5) рационального использования ресурсов;
     6) технической и информационной  совместимости;
     7) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
     8) взаимозаменяемости продукции;
     9) обеспечение обороноспособности, экологической, научно-технической и технологической безопасности страны;
     10) содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
     11) содействие сохранению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран.
     Принципы  стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.
     Можно  выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.
     1. Добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании.
     2. Применение международного стандарта  как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим особенностям отечественного производства.
     3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие. Консенсус не предполагает полного единодушия.
     4. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
     5. Динамичность и опережающее развитие  стандарта. Научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.
     Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
     6. Недопустимость создания препятствий  производству и обращению продукции,  выполнению работ и оказанию  услуг в большей степени, чем  это минимально необходимо для  выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.
     7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
     8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
     9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
     10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.
     11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.
     12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями). Указанный принцип также следует учитывать и при разработке стандартов организаций.
     13. Обоснованность разработки национальных стандартов.
     14. Открытость процессов разработки национальных стандартов.
     15. Обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей.
     Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.
     1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов. Она сводится к упрощению и ограничению.
     2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.
     3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
     4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
     5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований национальных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны.
     6. Информационная функция. Стандарты – источник важнейшей информации, поскольку в ней обобщены результаты развития науки, техники и практического опыта, которые признаны посредством консенсуса представителями всех заинтересованных сторон. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
     7. Функция нормотворчества проявляется  в задании норм и требований применительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например, сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок.
     8. Доказательная функция проявляется  в том, что гармонизированные с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регламента. В практике технического регулирования Евросоюза в приложение к конкретной директиве включают перечень гармонизированных стандартов (с указанием их пунктов и разделов), требования которых составляют доказательную базу технического закона. По мнению специалистов бывшего Госстандарта России, 25% стандартов от общего фонда российских национальных стандартов, сформированного в 2002 г. могут быть использованы в качестве доказательной базы принимаемых ТР. Доказательная функция проявляется в применении в ТР метода ссылок на стандарты.
     9. Идентифицирующая функция позволяет  соотнести название продукции с необходимым ее составом и набором показателей качества, являющихся признаками продукции. Стандарты предупреждают фальсификацию товаров, при которой, например, нектар представляется соком, маргарин – сливочным маслом и т.д.
     Рассмотрев  девять функций стандартизации, укажем, что в практике отечественной  и зарубежной стандартизации в последнее  время оперируют более укрупненными функциями, в частности выделяют: 1) коммуникативную; 2) экономическую; 3) социальную. В рамках фонда ГОСТов доля первой функции – 14,5% к общему фонду стандартов, второй – 73,5%, третьей – 12%. Указанные доли очень близки к распределению стандартов по функциям стандартизации в рамках ИСО и МЭК. Таким образом, более 70% стандартов выполняют экономическую функцию.
     Задачи  стандартизации. Основными задачами стандартизации являются:
     – обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
     – установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
     – установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
     – согласование и увязка показателей  и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
     – унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
     – установление метрологических норм, правил, положений и требований;
     – нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
     – установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
     – создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
     – нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);
     – создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
     – содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Методы стандартизации
      Стандартизация  рассматривается не только как вид  деятельности, но и как комплекс методов,  необходимых для установления оптимального решения повторяющихся  задач и узаконивания его в  качестве норм и правил.
      Метод стандартизации – это приём или совокупность приёмов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
       Стандартизация базируется на общенаучных  и специфических методах. Ниже рассматриваются широко применяемые в работах по стандартизации методы: 1) упорядочение объектов стандартизации; 2) параметрическая стандартизация; 3) унификация продукции; 4) агрегатирование; 5) комплексная стандартизация; 6) опережающая стандартизация.
     Упорядочение  объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.
     Систематизация  объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.
     ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, являющейся предметом поставки. ОКП состоит из классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП) частей. Классификационная часть представляет собой свод кодов и наименований классификационных группировок (класс — подкласс — группа — подгруппа — вид), систематизирующих продукцию по определенным признакам. Ассортиментная часть — свод кодов и наименований, идентифицирующих конкретные типы, марки и т.п.
     Рассмотрим  пример кодового обозначения в ОКП  продукции класса 54:
     54 (класс) — продукция целлюлозно-бумажной промышленности:
     54 6 (подкласс) — тетради школьные, обои и бумажно-беловые товары;
     54 6 3 (группа) — бумажно-беловые товары;
     54 6 3 1 (подгруппа) — тетради и  дневники школьные;
     54 6 3 1 4 (вид) - тетради для письма карандашом;
     54 6 3 14 0001 (разновидность) - тетради для  письма карандашом, переплет обрезной, цельнобумажный блок из бумаги типографской мелованной, объем 48 л, размер 144 х 203 мм.3
     Селекция  объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
     Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.