На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений. Капитал и заемные ресурсы Фонда. Вступление России в МВФ, условия предоставления кредитов. Значение участия в Фонде для экономики России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 12.01.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ижевский Государственный Технический Университет"

Факультет "Менеджмент и маркетинг"

Кафедра "Финансы и кредит"

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Государственный и муниципальный долг»

на тему: "Россия и МВФ: оценка их взаимоотношений"

выполнил: Иванов Е.Е.

студент гр. 4-22-3

проверил: Петров И.И.

ст.преподаватель

2006

Содержание

Введение

Глава 1 Международный Валютный Фонд: цели, организация и направления деятельности

1.1 Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений

1.2 Капитал и заемные ресурсы Фонда

1.3 Кредитные механизмы, используемые МВФ

Глава 2 Отношения России с МВФ

2.1 Вступление России в МВФ, условия вступления, обязанности России как члена МВФ

2.2 Кредиты МВФ России

2.3 Условия предоставления кредитов России

Глава 3 Значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 2006 г. исполнится 14 лет с момента вступления России в Международный Валютный Фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему. Однако стремление СССР стать полноправным участником организации, определяющей контуры мировой валютной системы, не встретило адекватной поддержки со стороны США и других ведущих стран Запада. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.

В российской экономической литературе кредитные отношения РФ с МВФ получили достаточно широкое освещение. Поэтому в данной работе я ставлю перед собой задачу показать значение участия в Фонде для экономики и валютной системы России, проследить эволюцию их отношений, которая привела к прекращению выдачи Фондом кредитных ресурсов и к недавнему погашению нашей задолженности перед МВФ.

Изначально (в первой главе работы) МВФ будет показан как международный финансовый институт. Будут изучены его роль в регулировании валютно-финансовых отношений, представлена структура органов управления, кредитные ресурсы фонда, механизмы их предоставления и т.д.

Далее мне бы хотелось рассмотреть взаимоотношения России с Фондом, начиная с момента вступления России в эту организацию в 1992 г. и по сегодняшний день. Будет представлена кредитная история (история заимствований) как первоначальный этап этих отношений и переход к политике досрочного погашения кредитов МВФ как, соответственно, заключительный этап, тем не менее не предполагающий окончание взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.

А затем, в заключение данной работы, я попробую дать оценку этим отношениям, выделив основные положительные и отрицательные стороны участия России в МВФ. Ведь влияние рекомендаций и требований МВФ на политику, проводимую при реформировании нашей страны в 90-ые. годы весьма неоднозначно, и именно сейчас это становится очевидно.

Глава 1 Международный Валютный Фонд: цели, организация и направления деятельности

1.1 Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1 - 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако, в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Народно-Демократической Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии - в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан - в апреле 1993 г.).

Постоянное местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

В соответствии со статьей І «Цели» статей соглашения МВФ, приведу перечень официальных целей деятельности Международного Валютного Фонда:
(І) Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно - финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно - финансовыми проблемами.
(ІІ) Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств - членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
(ІІІ) Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств - членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
(ІV) Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
(V) За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам - членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
(VІ) В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств - членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались:
· В 1968 - 1969 гг. с введением системы СДР;
· В 1976 - 1978 гг. с созданием Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему;
· В 1990 - 1992гг. с включением санкций - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам-членам, не выполнившим свои финансовые обязательства перед Форндом.
В соответствии со статьей ІX Устава Фонд имеет полный статус юридического лица. Архивы Фонда неприкосновенны. Кроме того, Фонд имеет судебный и налоговый иммунитет. Судебный иммунитет предполагает то, что Фонд, его имущество и активы пользуются иммунитетом от всех форм судебного преследования (не могут быть подвергнуты обыску, ревизии, конфискации). Налоговый иммунитет, в свою очередь, означает, что Фонд, его активы, имущество, доходы, а также операции и сделки освобождены от любого налогообложения и от всех таможенных сборов. Никакие налоги не взимаются с заработной платы должностных лиц и служащих Фонда.
Управление в МВФ осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, директор-распорядитель, персонал.
Высший руководящий орган МВФ - Совет Управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Решения в Совете Управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим операционный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в уставе ныне выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е гг. удельного веса голосов США и ЕС, они по прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущим западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятии не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.
Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет Управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако он пока не создан, и его роль играет Временный Комитет Совета Управляющих по вопросам мировой валютной системы, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и учрежденный в 1974 г. Он собирается дважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный Комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: руководит Исполнительным Советом; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету Управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения.
Комитет Развития так же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга, а также занимается вопросами, касающимися политики Фонда в отношении стран-членов.
Совет Управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному Совету, т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный Совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп с учетом принципа географического представительства. Назначения и выборы исполнительных директоров производится раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном Совете принимаются не путем формального голосования, а посредством достижения консенсуса его членов.
Исполнительный Совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. Приблизительно 125 наций представлены среди более чем 2000 сотрудников организации. Директором-распорядителем Фонда с 1987 г. являлся Мишель Камдессю (Франция; переизбран на третий срок с 16 января 1997 г.), после него этот пост занял Хорст Келлер.
МВФ является основным регулятором международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Осуществляя их регулирование МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему , осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.
Во-первых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Статьи Соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье ІІІ каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25 % ее квоты либо 10 % ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. В соответствии со статьей VІІ МВФ предоставлялось право использовать имеющиеся у него запасы золота для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости, фиксированное золотое содержание имела и единица СДР.
В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. уставом Фонда страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости валют (Статья ІV, раздел 2); одновременно были упразднены официальная цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР. В соответствии со Статьей V, раздел 2, МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.
По действующему ныне уставу взнос стран-членов золотом в размере 25 % квоты заменен взносом в СДР и конвертируемых валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн. тройских унций, или 777,5 т.) в 1977 - 1980 гг. была возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за тройскую унцию пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976 - 1980 гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Фонд имеет право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене либо на базе рыночных цен.
Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в устав Фонда положений направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы, официальные золотые запасы государств и межправительственных организаций остаются международным ликвидным активом, резервным фондом мировых денег. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним значение этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают.
Во-вторых, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к уставу МВФ предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса (Статья ІV, раздел 2): либо плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты(в эту группу входит российский рубль), либо жестко фиксированный валютный курс, который, в свою очередь, может быть «привязан» к одной из национальных валют или к избранной валютной корзине. При этом выражение стоимости валюты в золоте исключается.
Следовательно, обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в ныне действующем уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области. Однако легализация плавающих валютных курсов не означает, что Фонд вообще устранился от воздействия на валютную политику стран, входящих в его состав. Каждое государство-член должно информировать Фонд о применяемом валютном режиме, а также в кратчайший срок извещать его о любых изменениях в своем валютном режиме. В Статье ІV устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другим странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Названы определенные нормы, которыми страны-члены должны руководствоваться при проведении политики в области валютного курса. Страна обязана, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами». МВФ контролирует соблюдение странами-членами этих норм.
В-третьих, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VІІІ содержит обязательства стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XІV устава их могут сохранять или устанавливать члены МВФ в течение «переходного периода», продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о «дефицитности» определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
МВФ постоянно (особенно энергично с начала 1993 г.) добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся стран еще не имеет возможности ввести свободную конвертируемость своих валют по текущим операциям платежного баланса. Россия ввела единый официальный валютный курс с июня 1992 г. и приняла на себя в полном объеме обязательства по Статье VІІ с июня 1996 г.
В связи с процессом глобализации финансовых рынков Исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку новых поправок в Статьи Соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов специальной целью МВФ, включить их в сферу его компетенции, то есть распространить на них требование отмены валютных ограничений. Временный комитет МВФ принял на сессии в Гонконге 21 сентября 1997 г. специальное заявление о либерализации движения капиталов, призвав Исполнительный совет ускорить работу над поправками с тем, чтобы «добавить новую главу в Бреннотвудское соглашение». Однако развитие мирового валютного и финансового кризисов в 1997 - 1998 гг. затормозило этот процесс. Некоторые страны были вынуждены ввести контроль над движением капиталов. Тем не менее, МВФ сохраняет принципиальную установку на снятие ограничений в сфере международного движения капитала.
В-четвертых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказания странам-членам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников. Частные коммерческие банки видят в МВФ посредника, способствующего расширению их кредитной деятельности и получению максимально высоких прибылей. Договоренность о предоставлении Фондом кредита, его заключение об экономической политике и платежеспособности того или иного государства расцениваются правительствами, центральными и коммерческими банками как свидетельство кредитоспособности страны-заемщицы и международного доверия к ней. Поэтому даже небольшой кредит МВФ приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность отсрочки погашения долгов и привлечения более крупных сумм на мировом рынке ссудных капиталов. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к этому рынку. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и кредиторов (как государственных, так и частных) - с другой.
В-пятых, МВФ осуществляет постоянный строгий надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также за состоянием мировой экономики. Для этого используются два основных канала. Одним из них являются предусмотренные Статьей ІV устава регулярные (как правило ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств-членов по поводу их политики в области валютных курсов. Страны-члены обязаны консультироваться с Фондом по вопросам их макроэкономической и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций в рамках Статьи ІV МВФ стал с мая 1997 г. публиковать «Информационные обзоры для печати» (позже переименованы в «Публичные информационные обзоры»). В них суммируются оценки экономической политики и перспектив стран-членов, которые исходят от Исполнительного совета.
Другой путь - многосторонние обсуждения (обычно дважды в год) при проведении Исполнительным советом анализа обзоров «Перспективы развития мировой экономики», а также рассмотрение ежегодного доклада «Международные рынки капитала». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.
В дополнение к традиционным целевым установкам надзора (устранение макроэкономических неравновесий, снижение темпа инфляции, осуществление рыночных реформ в сфере торговли, валютных отношений и в других областях) МВФ стал уделять больше внимания структурным и институциональным преобразованиям в странах-членах, ставя перед собой такие задачи, как повышение эффективности финансового сектора, увеличение прозрачности государственных бюджетов, содействие реформе законодательства, совершенствование хозяйственного управления, улучшение сбора и обнародования статистических данных.
МВФ собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг и капиталов, состоянии платежных балансов, уровне официальных золото-валютных резервов, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
На обогащение статистического аппарата, повышение степени доступности и быстроты поступления используемых показателей было нацелено принятие Фондом в марте 1996 г. Специального стандарта на распространение данных , ССРД. Этот стандарт, присоединение к которому является добровольным, предназначен для государств-членов, имеющих или стремящихся получить доступ на мировые рынки капиталов. Он призван содействовать своевременному опубликованию экономической информации, используемой кредиторами и заемщиками для оценки экономической политики и перспектив развития той или иной страны. В декабре 1997 г. была создана Общая система распространения данных, ОСРД, ориентированная на все страны-члены. С сентября 1996 г. МВФ ведет в Интернете Информационный бюллетень по стандартам на распространение данных. Совокупность этих механизмов призвана играть роль «системы раннего предупреждения» о назревающих валютных потрясениях.
МВФ оказывает странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами.
За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признании в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Как и всякая международная организация, МВФ является и инструментом партнерства стран-участниц, и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны - члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ.
1.2 Капитал и заемные ресурсы Фонда

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из вносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую как специальные права заимствований (Special Drawing Rights), которая в действительности не имеет материального воплощения и реального эквивалента, а применяется как резервный актив в дополнение к золотовалютным позициям стран-членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ в настоящее время определяется в 4-х валютах : долларах США, евро, английских фунтах стерлингов и в японских иенах, раньше (до 1999 г.) исчислялся в 5-ти, а еще раньше - в 16-ти валютах.
Квота была придумана для отражения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях стран с Фондом. Она определяет:
1) сумму подписки на капитал;
2) возможности использования ресурсов Фонда;
3) сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
4) количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП, объем текущих операций платежного баланса, официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. Как уже было отмечено, до 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% - национальной валютой.
Пересмотр квот производится не реже одного раза в 5 лет. В результате увеличения квот и числа стран-членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. в 1947 г. до 145,6 млрд. СДР (около 200 млрд. долл.) после девятого пересмотра квот в 1992 г., т.е. в 19 раз (в итоге десятого их пересмотра, завершившегося в 1995г., квоты не увеличены). 30 января 1998 г. Совет Управляющих МВФ в завершение одиннадцатого пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%, в результате чего капитал Фонда возрос до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.).
В связи с изменением удельного веса и роли отдельных стран в мировой экономике увеличение квот ФРГ, Японии и некоторых других стран, а также стран - экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот этих государств в капитале Фонда. Отсюда - повышение долей квот этих государств в капитале Фонда.
На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США - 17,5%; Япония - 6,3%; Германия - 6,1%; Великобритания - 5,1%; Франция - 5,1%; Саудовская Аравия - 3,6%; Италия - 3,3%; Канада - 3,0%; доля 15 стран - участниц ЕС - 30,3%. Суммарная доля бывших социалистических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югославии, составляет 10,0% и всех остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, - лишь 27,2%. Россия по величине квоты в МВФ занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8 % общей суммы квот.
В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные средства. Страны, входящие в «группу десяти» или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, соединенное Королевство, США, Франция, Шведский государственный банк, Япония), заключили с МВФ Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в силу с 24 октября 1962 г. В 1964г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).
ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы». МВФ в свою очередь, может предоставить займы на 3 - 5 лет любым странам - участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участниками ГСЗ, однако при соблюдении строгих критериев МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет. В июле 1998 г. страны-участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. долл.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случай, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ.
В связи с возросшей потребностью в ресурсах для противодействия финансовым кризисам «семерка» предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный лимит в рамках ГСЗ. Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB), участниками которых стали 15 государств или центральных банков. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получить от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. долл.). Новые соглашения о займах не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами ГСЗ призваны выступать в роли первого по очереди и главного по объему источника этих ресурсов.
Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к заемным средствам, привлекаемым также и на двухсторонней основе. Фонд получил займы у министерств финансов и центральных рынков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и других стран. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет такую возможность.
1.3 Кредитные механизмы, используемые МВФ
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительства.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия:
1) сделка - предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
2) операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.
Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ - в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. - «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977г. - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения - ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщики, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируется в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщики.
С середины 70-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:
· Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 - 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд. СДР (8 млрд. долл.), необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен;
· Механизм дополнительного финансирования или «Фонд Виттевеена» - по имени директора-распорядителя МВФ (1979 - 1982 гг.). Цель этого механизма - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда (7,8 млрд. СДР, т.е свыше 10 млрд. долл.) были сформированы за счет займов у 13 стран - членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран;
· Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (1981 - 1922 гг.). Цель - предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами. Этот механизм использовался для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования, и на более продолжительный срок. Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным Советом и ежегодно пересматриваются. На сегодняшний день установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года - 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, то есть за вычетом сумм, запланированных к погашению). В исключительных случаях лимиты могут быть превышены. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа и процент за кредиты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли.
Специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами-членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
· Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п. Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования составляет 95% квоты страны;
· Механизм финансирования буферных (резервных ) запасов, МФБЗ; создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международным товарным соглашением, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.;
· Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП; введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие условия МВФ. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. долл.). В конце 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось;
· Дополнительный резервный механизм, ДРМ; введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока - от года до полутора лет;
· Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на 2 года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капитала, то есть факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный характер: валютные средства страна может получить не после, а до наступления кризиса - при первых его признаках. Условие получения кредита - проведение страной-заемщиком эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500 % квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 - 1,5 года.
Осветив основные виды кредитных механизмов, применяемых МВФ для предоставления финансовых средств странам, входящим в его состав, было бы логичным проследить то, какие из этих механизмов применялись для кредитования России. Поэтому далее непосредственно перейду к рассмотрению кредитных отношений МВФ и России.
Глава 2 Отношения России с МВФ

2.1 Вступление России в МВФ, условия вступления, обязанности России как члена МВФ

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.
В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Отдельные контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблее ООН Советский Союз официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком. В июле 1990 г. СССР впервые посетил директор-распорядитель Фонда М. Камдессю.
После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и 14 других бывших советских республик. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992г. российскими представителями Россия официально стала участницей этой организации.
В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5 - 6% от капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками (табл. 2.1).
По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном Совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 2,8% общего количества голосов она, подобно двум другим странам - Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств-членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.
Таблица 2.1
Квоты России, других стран СНГ и стран Балтии в МВФ
Страны
Первона-чальные квоты
В соответствии с девятым пересмотром квот
(с 11 сентября 1992 г.)
В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (с 22 января 1999г.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.