На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Розничная торговля в РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 43 с., 6 рисунков, 19 источников 

Тема  курсовой работы «Основные направления развития торговли Республики Беларусь на современном этапе». 

Объектом  исследования является торговля Республики Беларусь на современном этапе. 

     Цель  работы – определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе. 
 

В процессе исследования была изучена торговля в социально-потребительском комплексе Республики Беларусь, определены тенденции развития торговли и потребления в современных условиях, предложены направления совершенствования деятельности торговых организаций нашей страны. 
 
 
 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

                                                          ____________________
                                                                                                (подпись студента)
     СОДЕРЖАНИЕ  

Введение  ……………………………………………………………………….. 4
1.Торговля  в социально-потребительском комплексе  …………………….. 6
   1.1.Понятие,  сущность и развитие торговли  ………………………….. 6
   1.2.Торговля  в сфере товарного обращения  и её функции …………… 8
   1.3.Виды  торговли ……………………………………………………….. 11
   1.4.Организационные  формы торговли ………………………………… 13
2.Тенденции развития торговли и потребления в современных условиях . 15
   2.1.Влияние торговли на повышение эффективности общественного производства ………………………………………………………………….  
15
   2.2.Принципы и формы государственного регулирования торговли … 17
   2.3.Направления  развития торговли в Республике  Беларусь …………. 19
3.Направления  совершенствования деятельности торговых организаций 23
   3.1.Научно-технический  прогресс в торговле …………………………. 23
   3.2.Новые  технологии для завоевания покупателей  …………………... 26
   3.3.Перспективность  электронной коммерции ………………………... 37
Заключение  …………………………………………………………………… 40
Список  использованных источников ……………………………………….. 42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ 

     Торговля — предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
     Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами товары, а также связанные с их продажей работы и услуги.
     Необходимость торговли как отрасли обусловлена следующими факторами:
    производство закономерно стремится к концентрации и специализации, выпускаются товары в узком ассортименте, в то же время покупатели рассредоточены по населенным пунктам и требуют товаров в широком торговом ассортименте. Следовательно, необходим обособленный посредник между производителями и потребителями;
    товаропроводящие отрасли освобождаются от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что приводит к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
    ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшает время пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект;
    торговые организации ограничивают свою деятельность определенной территорией, изучают специфику спроса и потребностей населения и могут их удовлетворить наиболее полно;
    расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров.
    Отсюда  вытекает значимость и актуальность избранной темы.
     Существуют следующие виды торговли: оптовая; розничная; общественное питание. Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О торговле» от 26.11.2003 г., № 247-3.
     Форма осуществления торговли — технология проведения операций и заключения сделки купли-продажи, применяемая субъектами хозяйствования с учетом направлений деятельности. Различают следующие формы осуществления торговли: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке.
     В сфере торговли задействовано 18,5% занятого населения республики. В последние годы обозначилась устойчивая тенденция увеличения числа занятых в сфере обслуживания населения. Развитие внутренней торговли республики осуществляется на планомерной основе. На каждые 5 лет разрабатывается и утверждается Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Целью программы является реализация на потребительском рынке страны политики государства, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения Беларуси [9, с.10].
     Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе.
     Цель  обусловила постановку следующих  задач:
     - раскрыть понятие и сущность торговли;
     - показать торговлю в сфере  товарного обращения и её функции;
     - определить виды торговли;
     - выявить организационные формы торговли;
     - исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;
     - установить принципы и формы государственного регулирования торговли;
     - показать направления развития торговли в Республике Беларусь;
     - оценить научно-технический прогресс в торговле;
     - проанализировать новые технологии для завоевания покупателей;
     - изложить перспективность электронной коммерции.
     Методологической основой курсовой работы явились Законодательные акты Республики Беларусь, официальные нормативные инструктивные материалы Минфина РБ, Министерства экономики РБ, научные труды, учебная литература и периодические издания по теме исследования.
     Применяемый в курсовой работе метод исследования есть метод сравнительного анализа. 

     1.ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ 

     1.1.Понятие,  сущность и развитие торговли 

     Элементы торговли возникли из натурального родового хозяйства и было это в глубокой древности. Известно, что обмен товарами существовал в Вавилоне за 4-6 тысяч лет до н.э. Почти 2,5 тысячи лет назад, как свидетельствуют исторические документы, выдвигались идеи о том, что государственную политику надо строить на «началах» товарообмена и денежного обращения. Ещё в IV веке до н.э. греческий мыслитель Аристотель описал ряд терминов и понятий торговли, таких как «товар», «стоимость», «потребительская стоимость», «деньги», которые до сих пор составляют основу теории и практики торговли [8, с.9].
     Развитая экономика характеризуется значительной сетью торговли, которая связывает отдельных людей и страны и сильно зависит от специализации и сложного разделения труда.
     Огромные сети, объединяющие людей, страны, существуют благодаря большой эффективности специализации. Только немногие из людей производят единичный готовый товар; каждый человек создает лишь крошечную часть того, что потребляется. В обмен на этот специализированный труд человек получает доход, достаточный для покупки в торговле благ со всего мира. Идея выгод от торговли является одной из центральных в экономике. Разные люди или страны стремятся к специализации в определенных областях, а затем к вовлечению в добровольный обмен того, что они произвели, на то, что им нужно, посредством торговли. Япония сильно повысила производительность труда с помощью специализации в производстве таких товаров, как автомобили и бытовая техника. Она экспортирует большое количество произведенных товаров, чтобы, заплатить за импорт сырья. Торговля обогащает все страны и поднимает уровень жизни каждого человека [8, с.3].
     Торговля является крупной отраслью народного хозяйства любой страны и играет важную роль в ее экономической жизни; она осуществляет связь между производством и потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского хозяйства. Торговля оказывает существенное влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества, стимулируя выпуск товаров высокого качества и соответствующего спросу населения ассортимента товаров.
     Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны. Через торговлю реализуется основная масса товаров путем обмена их на денежные доходы населения, которые регулярно поступают в Госбанк.
     Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала. Торговля является посредником в системе общественного воспроизводства. Как обособленная отрасль народного хозяйства торговля осуществляет обмен между сферами производства и потребления.
     Обмен имеет две важнейшие стороны:
     1-ю — торговую (коммерческую), представляющую собой смену формы стоимости (товарной на денежную);
     2-ю — производственную (технологическую), представляющую собой движение товарной продукции до потребителей [8, с.4].
     Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена. Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.
     Таким образом, торговля — это вид хозяйственно-экономической деятельности, где объектом действия являются товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе доставки, хранения и подготовки товаров к продаже.
     Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
    Реализация производственной, потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением.
    Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение).
    Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.
    Сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и так далее.
    Маркетинг — разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение служб сервиса и другие.
     Основные задачи, поставленные перед работниками торговли: наращивание объемов товарооборота, улучшение культуры обслуживания населения, повышение доходности работы торговых предприятий. Эти задачи неотделимы одна от другой. Их конечная цель — наиболее полное удовлетворение покупательского спроса потребителей [8, с.5]. 

     1.2.Торговля  в сфере товарного обращения  и её функции 

     Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением. Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рис. 1.1).
     
     
     
     
       

     Рисунок 1.1.Отрасли товарного обращения
     Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
     Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства [19, с.10].
     Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологичес-кого процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.
     Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
     Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т.е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т.д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.
     Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров. Например, для торговли потребительской кооперации стремление к малой обусловленности выражается в создании такого комплекса объектов и связей, который обеспечивал бы надежность функционирования всей системы и непрерывность процесса реализации - выделение оптовой торговли. Конечно, при формировании отраслевых систем необходим компромисс в соблюдении требований специализации и малой обусловленности [19, с.11].
     Торговля обладает также способностью к адаптации, т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.
     Сущность торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических отношений. Торговля выполняет две функции: функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы; функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.
     В процессе выполнения первой функции происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй — реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения. Выполняя свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.
     В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.
     Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве [19, с.12].
     Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. В ст. 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.
     В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции [19, с.13].
     1.3.Виды  торговли 

     Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание (рис. 1.2).
     Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
     
       

     
     
     
     Рисунок 1.2.Виды торговли
     Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п. [19, с.13].
     Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транс-портные и иные услуги, связанные с торговлей.
     В соответствии с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.
     На рисунке 1.3 показана доля различных форм собственности в оптовой торговле.
     

     Рисунок 1.3. Распределение организаций оптовой торговли по формам собственности
     Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин) [19, с.14].
     В Республике Беларусь насчитывается свыше 31 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,6 млн. м2. Доля различных форм собственности в розничной торговле показана на рисунке 1.4.
     

     Рисунок 1.4. Распределение организаций розничной торговли по формам собственности
     Общественное питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.
     Сеть объектов общественного питания республики составляет 8,7 тыс. единиц. Доля различных форм собственности в общественном питании показана на рисунке 1.5 [19, с.15].
     

     Рисунок 1.5. Распределение объектов общественного питания по формам собственности 

     1.4.Организационные  формы торговли 

     В Беларуси в качестве форм осуществления торговли определены:
    комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
    торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
    торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);
    торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
     • торговля с использованием автоматов;
     • выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
     • посылочная торговля;
    биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
    торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
    электронная торговля (заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);
     • торговля на рынке и иные формы, не запрещенные законодательством.
     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» рынок определяется как имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» [19, с.16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
     В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

     2.1.Влияние  торговли на повышение эффективности  общественного   производства 

     Общепризнано, что эффективность - это обобщенное логическое понятие, отражающее один из самых существенных аспектов реальных экономических отношений, объективная экономическая категория. Сущность каждой экономической категории коренится в способе воспроизводства, в системе отношений между людьми по воспроизводству, в объективных целях развития, которые при этом преследуются.
     Эффективность производства имеет свою социальную сущность и функциональное назначение и всегда выступает как социально-экономическая эффективность.
     Эффективность является категорией воспроизводства. Она выражает отношения совокупной конечной результативности общественного производства, т.е. результативность производства продукта после прохождения им всех фаз воспроизводства. При этом совокупная конечная результативность предполагает соответствие итогов целям экономического развития, общественным и личным потребностям.
     Как взаимосвязана с категорией эффективности общественного производства отраслевая эффективность, в частности эффективность торговли?
     Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку его решение позволяет выбрать методически верные подходы к регулированию торговли в целях повышения эффективности ее функционирования, а также повышения эффективности общественного производства в целом.
     Эффективность торговли охватывает более узкую группу отношений, чем эффективность общественного воспроизводства. Выяснение этого вопроса требует рассмотрения места и сущности торговли в условиях рынка, влияния торговли на эффективность общественного производства.
     Переход к рынку обусловил кардинальные изменения во всех сферах экономики, в том числе и в торговле. В торговле, наиболее приспосабливающейся к рыночным процессам, произошла широкая демонополизация, глубокая структурная перестройка, возникла конкурентная среда. По мере углубления рыночных отношений роль торговли возрастает. Усиливается влияние торговли и на эффективность общественного производства благодаря улучшению ее экономических показателей, что способствует улучшению показателей деятельности в других отраслях экономики и повышению уровня жизни населения [19, с.19].
     Во-первых, в стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Только после того как созданный продукт пройдет сферу обращения и поступит в потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального производства и т.д.
     Всякая задержка в реализации товаров населению замедляет процесс воспроизводства, что в конечном счете снижает его эффективность. Замедление оборачиваемости и возрастание товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только приводит к омертвлению вложенных в товар средств, но и вызывает дополнительные затраты на обеспечение сохранности товаров. Эти средства отвлекаются из общественного оборота и не могут быть использованы для дальнейшего расширения производства. Таким образом, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства.
     Во-вторых, в торговле сосредоточены значительные материальные, трудовые и денежные ресурсы, постоянно увеличивается численность работников и основных фондов отрасли.
     Затраты, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, прямо отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходуется на эти цели, тем меньше часть чистого дохода общества, направляемая на развитие производства (рис. 2.1).
     
     
       
 
 

Рисунок 2.1. Влияние торговли на эффективность общественного производства 

     В-третьих, торговля как составная часть единого хозяйственного комплекса страны участвует в создании валового внутреннего продукта и национального дохода, а также в их реализации. Следовательно, влияет на эффективность общественного производства.
     В-четвертых, торговля воздействует на эффективность общественного воспроизводства, способствуя созданию условий для воспроизводства рабочей силы. Каждая отрасль действует бесперебойно, только если бесперебойно поступают предметы потребления для работников этой отрасли.
     4/5 всех материальных благ население получает через торговлю. Через организованную торговлю (кроме рынков) население покупает 58% непродовольственных товаров и 67% продовольственных.
     Естественно, обеспечение населения предметами потребления в первую очередь зависит от производства. Однако в решении вопросов объема продаж товаров, их ассортимента, видов, фасонов ведущую роль играет торговля.
     Таким образом, торговля оказывает все возрастающее влияние на повышение эффективности общественного производства. Это в совокупности с изменением главных факторов экономического роста в экономике в целом и необходимостью перевода экономики на интенсивный путь развития требует существенного повышения эффективности данной отрасли [19, с.20]. 

     2.2.Принципы  и формы государственного регулирования  торговли 

     Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:
     • сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;
     • лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;
     • квотирование поставок товаров;
     • формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
     Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
     В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей [19, с.17].
     Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.
     Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.
     Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Для потребительской кооперации этот норматив установлен в размере не менее 12 мест на 1 тыс. чел [19, с.18]. 
 
 

     2.3.Направления  развития торговли в Республике  Беларусь 

     Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.
     1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.
    Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и общественного питания также возрос.
    Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.
    Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. Например, в 2003 г. розничный товарооборот на душу населения составлял 1474,8 тыс.р. Он вырос по сравнению с 1995 г. в 3,4 раза. За этот же период реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2,369 раза, в том числе заработная плата в 2,45 раза. Это свидетельствует об увеличении охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и об увеличении вклада торговли и общественного питания в удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления.
    Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.
    Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.
     В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет:
    ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения;
    совершенствования типизации, специализации торговой сети;
    открытия дополнительных мини-магазинов;
    реализации программы «Холод»;
    развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов;
    восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах;
    формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами [19, с.22].
     Основные  направления развития внутренней торговли Республики Беларусь до 2010 г.:
     • развитие:
     - розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;
    инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;
    инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;
     - науки, технической и технологической политики;
    реформирование собственности и совершенствование управления;
    совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли;
    государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли;
    развитие кооперативной торговли.
     Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее:
     • универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
    развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;
    создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов;
    формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
    создание сети дисконтных магазинов;
    выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
    формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
     Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает:
    развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;
    создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий);
    развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы;
    типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности;
    дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы [9, с.11].
     Законодательство Республики Беларусь о торговле основывается на Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь: «О торговле» от 28.07.2003 г., 231-3; «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь.
     Закон Республики Беларусь «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории республики, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие этого закона распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории страны.
     Законом «О торговле» определено, что Правила торговли отдельными видами товаров и Правила торговли, осуществляемой в предусмотренных формах, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Ограничения и запреты на осуществление торговли устанавливаются законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
     Закон «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей; регулирует отношения, возникающие между гражданами, желающими заключить договор купли-продажи товаров (работ, услуг) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах. Данный закон устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов [9, с.12].
     В соответствии с вышеуказанным законом в республике действуют два стандарта: СТБ 1100—98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и СТБ 1400—2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В этих нормативных документах по стандартизации установлены общие требования к информации о продовольственных и непродовольственных товарах отечественного и зарубежного производства. За отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре к изготовителям или продавцам могут быть применены меры административной ответственности за несоблюдение требований стандартов, а также приостановлены производство и реализация данного товара.
     За нарушение торгового законодательства предусматривается экономическая, административная либо уголовная ответственность. Законодательными актами, устанавливающими ответственность и описание ответственности, являются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь [9, с.13]. 

     3.НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     ТОРГОВЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ 

     3.1.Научно-технический  прогресс в торговле 

     Торговля – одна из крупнейших отраслей страны по численности занятых работников и масштабам хозяйственной деятельности. От ее эффективного функционирования зависят в значительной мере развитие производительных сил и благосостояние народа. Важное средство повышения эффективности торговли – ускорение темпов научно-технического прогресса.
     Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний. НТП – это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.
     Научные достижения находят свое выражение не только в технике и технологиях, но также в знаниях и навыках людей. Нововведения требуют психологической и организационной перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изменений в системе управления. Переход к рыночной экономике ведет к коренной перестройке всех слагаемых НТП – планирования, управления, финансирования, кредитования и стимулирования, международного научно-технического сотрудничества [14, с.6].
     К числу основных направлений этой перестройки относятся:
     • ограничение роли государства. Оно планирует и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;
     • замена централизованного планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;
     • усиление роли рыночного механизма в обеспечении динамичного соответствия спроса и предложения на нововведения, установление договорных цен;
     • стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;
     • внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как государственные заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.
     Особенности НТП на современном этапе обусловлены научно-техничес-кой революцией (2-я половина ХIХ-ХХ в.), перешедшей в революцию технологическую. По определению английского философа Д. Бернала, научно-техни-ческая революция – это совокупность взаимосвязанных глобальных переворотов в технике и науке, приводящих к изменению структуры производительных сил и места работника в производственной системе.
     Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором:
     • создается единая техническая база с многозвенными технологическими комплексами;
     • основной формой общественного богатства становятся знания, умения и навыки;
     • занятость работников в сфере услуг (информационных, финансовых, торговых и др.) становится выше, чем в материальном производстве;
     • производство ориентируется на изготовление все более широкого и часто обновляемого ассортимента изделий по конкретным заказам потребителя;
     • увеличивается доля занятых на рабочих местах принципиально нового типа, открывающих перспективу полного использования и всестороннего развития способностей человека [14, с.7].
     Основой НТП является научно-технический потенциал общества, т.е. организованная определенным образом система кадрового, научного, информационного, материально-технического и управленческого обеспечения для решения научно-технических проблем. НТП в общественном производстве, воздействуя на объемы производства и качество продукции, в значительной мере определяет темпы развития сферы обращения и возможности радикальных преобразований в этой сфере. Ускорение НТП в торговле имеет особое значение, так как по уровню производительности труда эта отрасль хозяйства отстает от других. Современное высокоиндустриальное производство товаров требует соответствующей ему технологии обращения.
     Доведение товаров от производства до потребителя должно быть таким же четким, как и конвейер современного производственного процесса, иначе торговля неизбежно будет сдерживать производство.
     От производительности труда в торговле зависят:
     • скорость продвижения товаров до покупателей, скорость их обслуживания (а фактор времени в современных условиях имеет высокую социально-экономическую значимость);
     • товарооборачиваемость, ускорение которой ведет к снижению товарных потерь и других издержек, к более быстрому обновлению ассортимента;
     • улучшение экономических результатов деятельности торговой организации.
     Интенсификация процессов в сфере товарного обращения необходима для наращивания масштабов ее деятельности без дальнейшего существенного роста численности занятых. Научно-технический прогресс стимулирует развитие товарооборота, повышение рентабельности торговли, совершенствование технологии и материально-технической базы, системы управления в отрасли; вносит существенные изменения в содержание и характер труда торговых работников, их профессиональный состав и уровень подготовки, способствует углублению разделения труда [14, с.8].
     Результаты научно-технического прогресса в торговле непосредственно отражаются на работе не только самой отрасли. С прогрессом тесно связано решение таких важнейших социально-экономических проблем, как сокращение времени, затрачиваемого населением на приобретение товаров и услуг; облегчение домашнего труда, снижение затрат нервной энергии, вызываемых очередями в магазинах; повышение эффективности труда в других отраслях народного хозяйства.
     Об уровне научно-технического прогресса в торговле судят по тому, как повышается общий уровень культуры торговли, как создаются максимальные удобства покупателям при выборе и приобретении товаров и услуг, снижаются издержки потребления, являющиеся мерилом культуры торговли.
     Прогресс торговли – составная часть НТП всего общественного производства. Успехи, достигнутые в результате научно-технического прогресса промышленности (машиностроения, электроники, химии и т.д.), являются базой технического вооружения торговли, ее оснащения современными машинами, механизмами и приборами. В свою очередь технический прогресс торговли активно влияет на производство, создает необходимые предпосылки для его ускорения и расширения.
     Проблема развития научно-технического прогресса в торговле имеет комплексный характер и включает следующие слагаемые:
     • развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;
     • ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технологического процесса;
     • прогресс в области развития материально-технической базы;
     • совершенствование организации труда и управления технологическими процессами и людьми;
     • создание кадрового потенциала [14, с.9]. 

     3.2.Новые технологии для завоевания покупателей  

     Место торговли (прежде всего розничной) определяется тем, что это один из наиболее динамично развивающихся секторов рынка, для которого характерен быстрый и устойчивый рост на основе распространения новых форматов торговли. Крупные торговые сети становятся «локомотивом» этого рынка.
     Ситуация на потребительском рынке характеризуется тем фактом, что торговые предприятия аккумулируют огромные деньги, которые домашние хозяйства тратят на потребительские расходы. По статистическим данным, в Беларуси около 80% семейного бюджета расходуется на этом самом быстрорастущем внутреннем рынке, определяющем уровень и динамику доходности торговых предприятий.
     Общемировая тенденция развития торговли проявляется в опережающем росте новых торговых форматов за счет трех основных факторов:
     • заполнение пустующих рыночных ниш;
     • быстрое вытеснение традиционных и независимых магазинов с использованием экономических методов;
     • постепенное вытеснение открытых рынков с использованием мер экономического и административного воздействия [11, с.78].
     Торговля не только в Беларуси, но и во всем мире развивается стремительными темпами. Причем во многих странах обеспеченность торговыми площадями уже превысила нормативы в два и более раз. А это значит, что для завоевания покупателей предприятиям розничной торговли нужны новые технологии. В плане изменения тенденций в торговле значимым явилось начало нового тысячелетия. Начался новый виток роста качества торговых технологий, вызванный развитием в Беларуси крупных западных и отечественных сетей.
     Стремительные изменения требуют от руководителей торговых организаций более глубоких знаний для гибкого реагирования в конкурентной среде. Опыт белорусских торговцев растет стремительно, но в любом случае он не может сравниться с традициями торговых династий и мощной теоретической базой, которой располагают западные ритейлеры. Особенно это касается формирования концепции торговых объектов. Многие ошибки на стадии проектирования и строительства магазинов допускаются именно из-за отсутствия целостности концепции или копирования приемов успешных конкурентов, эффективных в других условиях, но мало применимых к данному магазину, сети или торговому центру.
     Еще одна тенденция - это развитие торговых центров и соответственно изменение покупательских привычек, перераспределение сил между торговыми организациями. Развитие торговых центров происходит довольно неоднородно. Появились очень интересные и эффективные торговые и торгово-развлекатель-ные комплексы, но в то же время было построено очень много объектов с «врожденными дефектами». И, к сожалению, часто такие недостатки невозможно устранить в полной мере. Угроза потери большой части покупателей очень сильна: стоит в городе появиться успешно спланированному торговому центру, как покупатели тут же оценивают неудобства старого. Результат - сужение торговых зон, потеря городского или районного значения, трудности с арендаторами и т.п.
     Недаром говорят, что для успеха магазина требуются три фактора: расположение, расположение и еще раз расположение. Поэтому анализ территории - важнейшая составляющая при открытии магазина. Если место удаленное и доступность плохая, это всегда означает, что покупателей надо привлекать низкими ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специальными акциями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.