На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стандартизация, ее роль и значения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание: 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Стандартизация как средство повышения качества. . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Понятие и цели стандартизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2. Виды стандартизации и стандартов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.3. Роль стандартизации  в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Проблемы стандартизации и их решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.1. Проблема низкого динамизма стандартизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.2. Проблема слабой работы в области технологии стандартизации. . . . . . .17
2.3. Проблема низкого количества работы технических комитетов. . . . . . . . 17
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     В последнее время мы все чаще и  чаще встречаемся с такими  понятиями  как качество, надежность, конкурентоспособность  и безопасность продукции, говорим  о стандартизации продукции, требуем  соблюдения закона о защите прав потребителей.
     Все это свидетельствует об изменении  нашего отношения к качеству товаров  и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это  понятно: в рыночных условиях никакие  инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность  своей продукции или услуг. Основой  конкурентоспособности является качество.
     Актуальность: В России первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России можно найти в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996 г.) и «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649 г.). Зарождением стандартизации можно считать некоторые правила и нормы, принятые указами Петра I (1686 - 1725 гг.).
     Началом же стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов.
     В 1893 г. была создана Главная палата мер и весов. В 1918 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров «О введении международной системы мер и весов».
     Советский период государственной политики в  области стандартизации начинается в 1925 г.
     Во  времена СНГ работы по стандартизации в России велись на основе принятого в 1993 г. Закона Российской Федерации «О стандартизации» и введенной в1994 г. государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ по стандартизации, согласованные с международными нормами и требованиями. Сегодня работы по стандартизации в России ведутся на основе принятого закона Российской Федерацией  от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.1
     Цель: изучить стандартизацию, её роль и значение.
     Задачи:
     - рассмотреть понятие, цели и  виды стандартизации.
     - проанализировать проблемы стандартизации;
     - предложить решение рассмотренных  проблем. 

     Глава 1. Стандартизация как  средство повышения  качества.
      Понятие и цели стандартизации.
     Современное состояние экономики России, характеризующееся  расширением прав и экономической  самостоятельности субъектов хозяйственной  деятельности, дальнейшей интеграцией  страны в мировое экономическое  сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью  принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в  странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции  и услуг, а также для обеспечения  успешной работы единого механизма  реализации политики государства в  области стандартизации.
     В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации"2который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).
     Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг  и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские  и другие организации и предприятия.
     С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования  в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а  также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением  требований утвержденных стандартов.
     В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".
     Так, например, в законе отсутствуют базовые  для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).
     Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик  для обеспечения  безопасности продукции, производственных процессов  и услуг, их взаимозаменяемости, технической и  информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а  также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов  ресурсов в целях  обеспечения обороноспособности и мобилизационной  готовности.
     Такой подход к целям и задачам отечественной  стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации.
     Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).3

     1.2. Виды стандартизации  и стандартов.

     В 1994 г. была принята новая редакция «Государственной системы стандартизации Российской Федерации». Внесенные в нее изменения и дополнения приблизили стандарты РФ к международным правилам с учетом изменений, связанных с переходом к рыночной экономике.
     Стандартизация  постоянно развивается, так как должна отражать все изменения, происходящие в различных сферах жизни общества, чтобы способствовать развитию отечественного производства.
     Новая система стандартизации предоставляет  возможность широкого участия в  процессе создания стандартов всех заинтересованных сторон.
     Фонд  стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством продукции, приобрел межгосударственное значение для СНГ, что способствовало развитию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.
     Стандарты являются средством управления производства и разрабатываются как техническая  документация.
     Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства.4 Он может также включать в себя требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.
     Стандарты основаны на обобщенных результатах  науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности. Стандарт устанавливает параметры качества. Стандартизация является механизмом управления качеством продукции.
     Государственный стандарт России (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Рос сии).
     Объектом (предметом) стандартизации - продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т. п.
     Областью  стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность и экологичность продукции и т. д.
     Цель  стандартизации — выполнение обязательных требований стандартов, к которым можно отнести разработку норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.
     Стандартизация  выполняет экономическую, социальную и коммуникативную функции.
     Экономическая функция реализуется следующим:
     • предоставлением достоверной информации о продукции;
     • внедрением новой техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции;
     • содействием здоровой конкуренции, расширением взаимозаменяемости и совместимости различных видов продукции;
     • организацией управления производством с заданным уровнем качества.
     Социальная  функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.
     Коммуникативная функция стандартизации создает условия для объективного восприятия различных видов информации.
     Стандартизация  осуществляется на разных уровнях в  зависимости от того, жители какого географического, экономического и политического региона принимают участие в стандартизации.
     Если  участие в стандартизации открыто  для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
     Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
     Региональная  стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона.
     Региональный  стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
     Национальная  стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях (на государственном, отраслевом, производственном в рамках фирмы, предприятия и учреждения).
     Национальный  стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
     Стандартизацию, которая проводится в административно территориальной единице (провинции, крае и т. п.), называется административно-территориальной стандартизацией. 

     1.3. Роль стандартизации в современных условиях.
     Стандартизация  в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад  в экономический рост, превышающий  соответствующие показатели от внедрения  патентов и лицензий. По данным экспертов  в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста, относилась к эффекту от применения стандартов.
     О масштабах и эффективности работ  по стандартизации свидетельствует  такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных  организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой  и применением стандартов в США  достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль  достигает 1000%.
     Однако  проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие  результаты.
     По  закону «О техническом регулировании»6 стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
    добровольного применения стандартов;
    максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
    применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.
    недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат ТР;
    обеспечение условий для единообразного применения стандартов (национальны стандарт применяется независимо от страны и места происхождения продукции).
     К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:
     - национальные стандарты;
     - правила стандартизации, нормы и  рекомендации в области стандартизации;
     - общероссийские классификаторы  технико-экономической и социальной  информации;
     - стандарты организаций.
     Национальные  стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила  их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
     Национальные  стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный орган по стандартизации - это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Постановлением  Госстандарта России от 2.09.2003г № 1007 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов национальной системы стандартизации РФ разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2- 92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов»8, ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»9 и ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены»10.
     Разработку  и применение межгосударственных стандартов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСР Р 1.8-95 «ГСС РФ Порядок  разработки и применения межгосударственных стандартов».
     Постановление Госстандарта от 27.06.2003 г. № 6311 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ.
     В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных  соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных  и межгосударственных стандартов и  разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ  России».
     Уже сложилось мнение, что принцип  добровольного применения стандарта  нужно было бы сформулировать по-другому. В Европейских документах добровольность обозначена более корректно: рекомендуется  к применению. По европейскому законодательству и на практике нет понятия «добровольность»: если вы пришли работать в ту или иную сферу деятельности, то все, что рекомендуется для этой сферы, вы должны использовать целиком.
     И в США, где стандарты добровольные, в случае судебного разбирательства  при нарушении контракта суды констатируют: данная фирма пренебрегла  национальным стандартом. И с этого  момента ни одна фирма не заключит с ней ни одного контракта. Вот  так рынок регулирует партнерские  отношения.
     Федеральный закон «О техническом регулировании»12 определяет следующие цели стандартизации:
     - повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
     - повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     - обеспечение научно-технического прогресса;
     - повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
     - рационального использования ресурсов;
     - технической и информационной совместимости;
     - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
     - взаимозаменяемости продукции.
     Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:
     - Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при разработке технических регламентов.
     - Стандарты могут служить той доказательной базой, которая позволяет выполнять требования ТР. Каждый ТР публикует перечень стандартов, которые можно использовать для соблюдения требований регламентов, тогда, применяя такой стандарт, автоматически выполняются требования регламента.
     Понятно, что при этом роль стандартов существенно  возрастает. В основе технического регулирования был, есть и остается стандарт. ТР есть ничто иное, как  стандарт высшего уровня, принимаемый  законодателями и правительством.
     Одна  из основных задач, которые стоят  перед стандартизацией в настоящее  время - это реформирование национальной системы стандартизации. Сейчас уже  разработан проект документа Национальная система стандартизации». Проект реформы  национальной системы стандартизации разработан на основе анализа научно-методических материалов и организационных структур национальной и зарубежной стандартизации, а также нормативного обеспечения  участия России в ВТО. При этом были рассмотрены вопросы методологии  и организации работ по национальной стандартизации ряда зарубежных стран, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Франции, Украины.
     Сегодня возникает закономерный вопрос, достаточна ли действующая нормативная база с точки зрения полноты охвата выпускаемой и импортируемой  продукции, методов ее контроля, требований к упаковке, маркировке, транспортированию, а также способам утилизации и  уничтожения, требованиям к отходам  ее производства, требованиям к вторичным  материалам.
     Проведем  небольшой анализ фонда национальных стандартов на отдельные группы продукции  с учетом предлагаемых к разработке и введению технических регламентов.
     Фонд  национальных стандартов нашей страны составляет более 24600 стандартов, Структура  фонда национальных стандартов представлена на рис.1, из них с международными стандартами гармонизировано около 37% (рис.2).
     
     Рис.1 Структура фондов национальных стандартов.
     
     Рис. 2 Уровень гармонизации стандартов по отдельным  секторам промышленности.
     В отечественной индустрии нефтегазовая отрасль является одной из ведущих. Накоплен большой опыт по разработке и внедрению стандартов на нефть, нефтепродукты и газ. Основную долю около 90 %, составляют стандарты на нефтепродукты, их них около 65%- на методы испытаний. Работы по стандартизации нефтепродуктов ведут 4 технических комитета, по газу. Работы в области стандартизации нефти проводит институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР). Из 216 международных стандартов (в основном на методы испытаний) в РФ введено 40.
     В лесном комплексе, как одном из самых  сложных и разнообразных главное  внимание уделяется лесоматериалам, являющимся объектом экспортно-импортных  поставок, в части методов измерений, а также подготовки комплекта  нормативных документов для поэтапной  интеграции лесобумажной продукции  на мировой рынок, повышения эффективности  российского лесного экспорта, что  определено Основными направлениями  развития лесной промышленности, утвержденными  Правительством РФ.
     В настоящее время на лесопромышленную продукцию действуют 685 стандартов, половина из которых - на методы измерений  и испытаний. Работы по стандартизации осуществляют 9 технических комитетов. Из 345 международных стандартов введено  в России только 53.
     Химическая  промышленность является базовой отраслью российской экономики, где сосредоточены  большие материальные и людские  ресурсы. Отрасль является поставщиком  сырья, материалов, полупродуктов огромного  числа производителей практически  во всех отраслях промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства, а также обеспечивает многочисленными  и разнообразными товарами народного  потребления. Общий фонд стандартов на химическую продукцию составляет 1700, из них около 90 % - на промышленную продукцию. На методы испытаний разработано и введено 685 стандартов. Из действующих международных стандартов, большинство из которых составляют стандарты на методы испытаний, введено 330, что составляет 29% от числа действующих. Работы по стандартизации осуществляются 35 техническими комитетами.
     Таким образом, перед стандартизацией  России стоит еще очень важная задача - это гармонизация стандартов.13 

     Глава 2. Основные проблемы стандартизации и их решения.
     2.1. Проблема низкого  динамизма стандартизации.
     Низкий  динамизм стандартизации. При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма - недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.
     Отсутствует совершенно необходимая в условиях громадной страны категория территориальных  стандартов. Действительно, преимуществами стандартизации как системного явления  пользуются на государственном, отраслевом уровне, на предприятиях и даже в  научно-технических обществах. А  субъекты Федерации, имея многоотраслевое  хозяйство, сложный клубок социальных отношений, использовать системные  свойства этого нормативного документа, не могут. Речь идет об тех объектах стандартизации в регионах, которые не являются предметом федерального ведения. Например, регламентация природоохранной деятельности с учетом местных особенностей, управление хозяйством региона и его социальной сферой, а в отдельных случаях и стандартизация продукции, которая присуща только тому региону (особенно республике). 

     2.2. Проблема слабой  работы в области  технологии стандартизации.
     Слабая  работа в области  технологической  стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса. Осуществление подобной деятельности было бы под силу сети научно-исследовательских организаций Госстандарта России, в том числе метрологического направления. 

     2.3. Проблема низкого  количества работы  технических комитетов.
     Низкое  качество работы технических  комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены технических комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации (а ведь это тоже наука!), незнакомы с многими основополагающими документами. Поэтому конечная продукция этих ТК далека от совершенства. По поручению Госстандарта России было вынесено предложение ввести институт экспертов по стандартизации, которые входили бы в состав каждого ТК, представили квалификационные требования, планы обучения кандидатов в эксперты, технологию их сертификации.
     Но  главная проблема всей системы технического регулирования (а стандартизация часть  этой системы) отсутствие развитого  технического законодательства в нашей  стране. Раньше этот пробел в какой-то степени компенсировали обязательные государственные и отраслевые стандарты. Однако опыт стран мирового содружества  показывает, что они последовательно  идут двумя направлениями в техническом  регулировании создают солидную законодательную базу в виде законов (директив) и технических регламентов, а также активно развивают  систему добровольной стандартизации. Примеры экономические сообщества Союза стран Европейского экономического сообщества (ЕС), Азии и бассейна Тихого океана (АТЭС). Проект Федерального закона «Об основах технического регулирования», принятый Государственной Думой РФ в июне 2002 г. в первом чтении, во многом решает назревшие проблемы в этой области деятельности, рассматривает как единое целое технические регламенты, стандартизацию, оценку соответствия и государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. 
Учитывая сложность и громадный объем работы, устанавливается семилетний переходный период, в течение которого должны быть приняты и введены технические регламенты и процедуры подтверждения соответствия.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.