На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование ассортимента и управление товарными запасами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

       Ни  одно торговое предприятие не может  существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.
       Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного  обращения, а, попросту говоря, «запасным» считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
       Управление  товарными запасами направленно  на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно  предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.
       Актуальность темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях предприятию или организации для достижения прибыли, безубыточности организации, поддержания высокого уровня конкурентоспособности своей продукции и завоевания значительной доли рынка необходимо правильно, эффективно управлять товарными запасами и оптимально формировать товарный ассортимент организации. Это позволит активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов продаж товаров и получение максимальной прибыли. Предметом исследования является ассортимент и товарные запасы.
       Объектом  исследования является организация ОАО «Ваш малыш».
         Целью данной работы является  формирование ассортимента и  управление товарными запасами  на примере организации ОАО «Ваш малыш».
       Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
    изучить теоретические вопросы формирования торгового ассортимента;
    охарактеризовать структуру товарных запасов и их оптимизацию;
    дать характеристику коммерческой деятельности ОАО «Ваш малыш»;
    оценить эффективность управления товарными запасами в ОАО «Ваш малыш»;
    дать оценку деятельности и  рекомендации по совершенствованию формирования торгового ассортимента и управление товарными запасами ОАО «Ваш малыш».

1. Теоретические аспекты формирования ассортимента и товарных запасов торгового предприятия

1.1. Понятие об ассортименте  товаров и товарной  номенклатуре

 
 
       Ассортимент товаров – это совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку (например, по сырьевому или потребительскому назначению).
       Классификация ассортимента товаров:
       1. По сырьевому признаку. В его  основу положен признак однородности  сырья, из которого изготовлены продукты:
    хлебобулочные изделия;
    кондитерские изделия;
    молоко и молочные продукты;
    рыба и рыбные продукты;
    хлопчатобумажные ткани;
    шерстяные ткани и т. д.
       2. По признаку потребительского  назначения, например:
    строительные материалы (ассортимент строительных материалов комплектуется из товаров, вырабатываемых многими отраслями промышленности: лесной, цементной, стекольной, химической, металлообрабатывающей и др.);
    детские товары – легкой, обувной, пластических масс, стекольной и другим отраслям промышленности.
       3. По товарно-сырьевому признаку:
    товарная отрасль (швейные изделия, зерномучные товары, овощи, плоды, грибы, вкусовые товары, кондитерские товары, мясные, рыбные товары и т. д.);
    товарная группа (мужская одежда, хлеб и хлебобулочные изделия, детская одежда и др.);
    товарная подгруппа (сухарные изделия, пряники, печенье и т. д.);
    отдельные разновидности товаров (сухой кофе, растворимый кофе, пряники мягкие, сухари с изюмом и. т. д.) [2, с. 249]
       В коммерческой работе товары народного  потребления подразделяют на производственный и торговый ассортимент.
       Производственный  ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.
       Торговый  ассортимент — номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельхозпредприятиями.
       С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым продовольственным товарам (особенно скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент — это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
       Технический прогресс и рост потребностей людей  вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро – через 7-10 лет, обновление составляет 80-100%.
       Например, обновление и расширение ассортимента за последние десять лет очень заметно по видеотехнике, компьютерам и связанным с этим оборудованием. Появился рынок в производстве видеокассет, компьютерного оборудования. Произошло большое обновление ассортимента в сфере благоустройства жилища и ведения домашнего хозяйства, оборудования, связанного с электрификацией быта, механизацией и автоматизацией домашних работ (кондиционеры, специальные электрочастотные печи для приготовления пищи, автоматические стиральные машины, электромоечные машины, микрокалькуляторы и т. п.).
       Все эти колоссальные изменения ассортимента, его обновление, расширение должен учитывать коммерсант в своей торговой работе, предвидеть, прогнозировать и соответствующим образом готовиться к ним — своевременно регулировать ассортимент в магазинах, торговых складах, оптовых предприятиях.
       Торговый  ассортимент, с точки зрения организации  коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.
       1. Товары простого ассортимента  — состоящие из небольшого количества видов или сортов (соль, сахар, спички, керосин, хозяйственное мыло, отдельные виды овощей, стекло оконное и др.).
       2. Товары сложного ассортимента  — имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, расцветкам, ростам, моделям, рецептуре и т. д.), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований (продовольственные товары – кондитерские изделия, винно-водочные, консервы, вкусовые и значительную часть всех непродовольственных товаров) [8, с. 252]
       В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.
       К товарам повседневного спроса относятся хлеб, сахар, молоко, соль, спички, мыло и некоторые другие. Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней.
       Товарами  периодического спроса называются преимущественно промышленные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани, трикотажные изделия, посуда и др., а также отдельные продукты питания (деликатесы, марочные вина и коньяки и т. п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.
       Товарами  относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, видеомагнитофоны, компьютеры, холодильные и стиральные машины, легковые автомашины, мотоциклы, картины и другие предметы искусства, ювелирные изделия.
       Подбор  ассортимента по указанным видам  позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.
       Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, специализированных магазинах, супермаркетах, имеющих более широкую зону обслуживания).
       Товары  редкого спроса реализуются в  небольшом количестве в специализированных магазинах или в магазинах элитного типа (магазинах-салонах, гипермаркетах и др.).
       В коммерческой работе большое значение имеет учет сезонных колебаний спроса, в связи с чем выделяют «сезонные товары». Дело в том, что спрос населения на некоторые товары в течение года колеблется, резко возрастая или снижаясь в отдельные периоды.
       Товары  импульсивного спроса – это товары, которые зачастую приобретаются покупателем случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другими основными товарами (например, носовые платки, футляры для мыла, мелкие хозяйственные вещи, шнурки, крем для обуви, детские книжки). Эти товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах – чулки, носки, шнурки, кремы для обуви; в магазинах и секциях белья – галстуки, запонки; в секциях и магазинах табачных изделий – спички, мундштуки, трубки, портсигары).
       Включение в ассортимент магазина товаров  сопутствующего спроса дает возможность увеличить товарооборот магазина и повысить качество обслуживания покупателей.
       Для рационального формирования ассортимента необходимо соблюдать следующие  научные принципы:
    соответствие ассортимента товара характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина. Ассортимент товаров должен быть гибким, отвечающим изменяющемуся спросу, учитывать профессиональный и половозрастной состав населения, его покупательскую способность, инорайонный спрос и т. д.;
    комплексное удовлетворение спроса, обеспечивающие максимальные удобства покупателям и экономию времени при приобретении товаров. Количество и наименования потребительских комплексов зависят от размеров торговой площади, структуры товарооборота магазина, наличия других типов торговых предприятий в зоне его деятельности. В рамках потребительского комплекса выделяют микрокомплексы, постоянные и сезонные. Такой подбор более широко распространен при формирование ассортимента непродовольственных товаров., но применяется он и при организации торговли продтоварами. Например, магазин «Диетические продукты» является по существу универсальным магазином, но внутригрупповой ассортимент у него ограничивается признаком особого потребительского назначения. Он призван удовлетворять потребности людей в диетическом питании. Такой же подход используется и к формированию ассортимента в магазине типа «Детское питание»;
    обеспечение достаточной полноты, широты и глубины торгового ассортимента, его устойчивости. Под полнотой ассортимента подразумевают степень соответствия номенклатуры торгового ассортимента магазина номенклатуре, утвержденной ассортиментным перечнем. Широта ассортимента – это число товарных групп или видов товаров, а глубина – число ассортиментных позиций данной товарной группы или вида товара. Каждый магазин должен иметь предельно широкий ассортимент товаров, определяемый объемом товарооборота и неснижаемый товарным запасом;
    обеспечение рентабельной работы магазина. Ассортимент товаров должен обеспечить систематический рост товарооборота, а структура ассортимента – получение нужного размера прибыли и рентабельную работу.
       В настоящее время определились следующие  перспективные тенденции формирование ассортимента в розничной торговой сети:
    формирование ассортимента по потребительским комплексам;
    увеличение доли непродовольственных товаров повседневного спроса в ассортименте и товарообороте продовольственных товаров;
    наличие продовольственных товаров в ассортименте универмагов.

1.2  Товарные запасы. Оптимизация управления товарными запасами

       Для осуществления беспрерывного процесса товарного обращения необходимые определенные запасы товаров. Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют определенные функции:
    обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;
    удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
    характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.
       Необходимость образования товарных запасов предметов  потребления вызвана следующими причинами:
    непрерывностью процессов обращения;
    сезонностью производства и потребление;
    неравномерностью размещения производства и районов потребления;
    непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
    необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
    необходимостью образования страховых резервов, 
    другими причинами.
       Товарные  запасы классифицируют по разнообразным  признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.
       При учете и планировании товарных запасов  используются абсолютные и относительные  показатели.  Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов – величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.
       Размеры товарных запасов непосредственно  связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорения оборотности товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедления оборотность требует большей массы товарных запасов.
       Ускорение времени обращения товаров имеет  большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизведения, являясь вместе с тем важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия.
       Оборотность товаров можно ускорить только за счет усовершенствования всей торгово-коммерческой и экономической работы предприятия. Это требует глубокого понимания влияния разнообразных факторов на формирование товарных запасов.
       Одни  из этих факторов ускоряют скорость обращения  товаров и благодаря этому объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и благодаря этому увеличивают размер запасов. Зная это, можно обнаружить резервы ускорения оборотности запасов предприятия, снизить затраты на образование и хранение товарных запасов.
       К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.
    соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;
    сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;
    организация и частота завоза товаров. Чем  чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров,  которые быстро портятся;
    потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.
    ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.
       На  обращение товаров влияет и великое  множество других факторов: организация  рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической  базы, особенности фасования товаров  и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.
       В развитых странах управление товарными  запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time. При этом полнота и достоверность информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования международной системы кодирования товаров.
       Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:
    реальной оценки текущего состояния запасов;
    установления необходимых сроков размещения заказов;
    определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;
    определения необходимого объема страховых запасов;
    оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.
       Первая  проблема решается путем использования  систем контроля уровня запасов, которые  обеспечивают управленческие потребности  в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.
       Существующие  системы контроля уровня запасов  варьируют от наиболее простых к  достаточно сложным в зависимости  от размера предприятия, политики и технологии менеджмента, объема, видов и других особенностей запасов.
       Распространенными системами контроля уровня запасов  являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
       Второй  тип систем контроля, основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
       Широкое распространение в развитых странах  получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его  идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп – А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений. К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.1.
       Таблица 1.1
Классификация запасов (АВС system)
Группы  запасов Доля в объеме товарооборота в денежном измерении Доля в объеме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления
1. Группа А 70% 10% Да
2. Группа В 20% 20% В некоторых  случаях
3. Группа С 10% 70% Не следует
 
       Относительно  новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто  своевременно»). Этот подход впервые  был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение  во всем мире. Основная идея состоит  в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии,  не  разрешает  использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
       Управления  большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании  компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.

1.3  Планирование товарных запасов

       Основными функциями управления запасами являются планирование, мотивация, организация  и контроль сохранности товарных запасов.
       Товарные  запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей  – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов  осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.
       На  первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в  товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей и поставщиков, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности организации в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.
       На  основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров  по ассортименту и срокам.  План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, что должно быть отражено в  основных требованиях предъявляемых к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.
       Этот  план разрабатывается в натуральных единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым торговая организация формирует товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства перед покупателями-потребителями.
       Планирование сроков поставок осуществляется в зависимости от норм запасов в днях на всех стадиях товародвижения: оформление товаро-сопроводительных и таможенных документов, нахождение товара в пути, страховой запас в днях при  транспортировки товаров, погрузо-разгрузочные работы, транспортировка товаров до магазина, предпродажная подготовка, страховой запас в днях на случай непредвиденных задержек в пути, запас в днях на возврат забракованных товаров. Поставка товаров осуществляется заблаговременно таким образом, чтобы до начала прогнозируемого периода  реализации товар успел пройти все предпродажные стадии подготовки и транспортировки. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.