На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая культура в средние века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  спорта, туризма и  молодежной политики РФ
Уральский государственный  университет физической культуры
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 
 
 

Иванова Ольга Петровна
студентка 0102 группы
заочной формы обучения
специализация:
физическая  реабилитация 
 
 

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ  ВЕКА 
 

Контрольная работа по истории физической культуры и спорта 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:                                                                     
 
 
 
 

Екатеринбург, 2010

Содержание

 

Введение

 
К 1000 г. н.э. феодальный строй укрепился  уже практически по всей Европе. Армия уже перестала быть вольнонаемной. Так называемые пехотинцы нужны  были для производства холодного  оружия. В остальном превосходство отдавалось «рыцарям в латах». Появились такие народы, как мавры (герой кинофильма «Отелло» является мавром — это смесь арабов с коренным африканским населением), нормандцы (викинги), французы. 
Получившие за военную службу поместье и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля. Таким образом, в XI-XII вв. рыцарство распространилось уже по всей Европе. Для координации оборонной и боевой подготовки создавались самостоятельные религиозные и гражданские рыцарские организации. Внутри дворянства рыцарство представляло собой замкнутую феодальную военную систему.
 
 

    Цель  работы: дать характеристику развития физической культуры в Средние века 

    Задачи:
      показать основные тенденции развития физической культуры в Средние века,
      раскрыть значение рыцарских турниров для военно-физической подготовки феодалов.
      показать особенности развития физической культуры народных масс в Европе.

1. Физическая культура в период возникновения феодализма

Одновременно  с распадом Западной Римской империи  нарушилось довольно развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом. Основой новых государственных образований, включивших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежние классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизмененной форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.
Идеалом человека в античном полисе был многосторонне  развитый человек. Значительное место среди черт гармонично развитой, активной личности отводилось физическим данным. Нормы оценки физической закалки, зрелищность и эмоциональные потребности играли такую важную роль в обществе, что ее не могла игнорировать и политика. Однако идеал средневекового человека, складывавшийся одновременно с формированием феодальных отношений, был бесконечно далек от античного идеала. Если говорить вообще об идеале человека в физическом смысле, относящемся к средневековому периоду христианства, то в этом случае следует исходить из идеала тела распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это был не символ физической силы, силы гармонично развитого человека, перед которым преклонялись, а гротескные мощи потустороннего существа. Таким образом, идеалом человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души.
Ничто не указывает яснее всего на контраст между двумя мировоззрениями, как  изменение понятия "аскетизм". Греческое слово "аскетизм" означало прежде всего физические упражнения, а "аскет" - победителя соревнований.  
В период средневекового христианства слово "аскет" уже означало человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Фигура святого аскета, отрицающего физическую культуру, представляла общий идеал для всех социальных слоев. Правда, складывались и собственные идеалы у создававшихся орденов и слоев феодального общества. Таким, например, был идеал рыцаря. Однако в конечном итоге, этот идеал также вписывался во всеобщий идеал аскета. В рыцаре уважали и считали достойными подражания не только физическую силу, боевой дух, сознание орденской чести и поведение согласно предписанным нормам кодекса поведения, но и то, что эти качества рыцарь подчинял службе господу богу и церкви.

Теологическое учение средневековой христианской церкви, определявшее европейское просвещение, в соответствии с описанными выше идеалами человека, провозглашало презрение  физических влечений и концентрировало внимание на загробном счастье. Следствием этого явилось то, что в педагогических учреждениях, действовавших под непосредственным руководством христианской церкви, были отменены занятия физической культурой, оттеснено на задний план гигиеническое воспитание. Это учение отказалось от существовавших в примитивном обществе обрядов посвящения, связанных с возрастными категориями, предало забвению античные принципы воспитания и в течение долгого времени не учитывало детский и переходный возраст. Оно рассматривало детей как маленьких взрослых, не осознавало роль детских подвижных игр, необходимых для развития личности, более того, считало их источником греха, отвлекающего от размышлений. Ссылаясь на церковника Тертуллиана, это учение объявило физические упражнения и игры действиями дьявола.
Средневековая церковь в своей политике и  в других .отношениях должна была считаться  с народами, которых она уже  обратила или еще обращала в христианство. Так, многие укоренившиеся традиции этих народов, как, например, турниры, организовывавшиеся германцами во время весеннего праздника, поединки, проводившиеся норманнами в разное время года, или, например, ирландские игры, которые беспрепятственно проходили с 632 до 1169 года, нигде не предавались анафеме. У нас нет также данных и о том, чтобы осуждались формы физических упражнений, сопутствовавшие изменившимся условиям боевой подготовки и игравшие все большую роль. В период переселения народов опыт и средства борьбы кочевников Востока соединились воедино с достижениями народов Средиземноморья в области изготовления изделий из металла. Ценой постепенного подчинения большинства населения занявший место римской аристократии новый правящий слой смог обеспечить себя и свое личное окружение тяжелым вооружением повышенной боеспособности и более высокий уровень подготовки. Во встречающихся в памятниках VIII века записях об учениках, воспитывавшихся во дворцах, недвусмысленно говорится о том, что при дворах Франкского государства и английского королевства физическая подготовка детей знати проходила в организованных рамках.
Из движений, изображающих что-то, церковь последовательно  преследовала лишь пантомиму, в то время  как "танцы ангелов", провозглашающие  радость искупления, разрешалось  исполнять даже в церквях.
Лишь  в VIII и IX веках на заседаниях синода стали выступать против исполнения танцев по случаю различных религиозных праздников в церквях, во время крестного хода и похорон, когда они приобретали неистовый характер и угрожали порядку религиозных обрядов, а также нарушали ритм производственной работы. Аналогичный подход был и в отношении подвижных игр и охоты.
 

2. Рыцарское физическое воспитание

К 1000-му году феодальный строй укрепился  во всей Европе. Многообразное развитие феодальной физической культуры обрело наиболее характерную форму в Западной Европе.
В IX веке в борьбе против вторжения мавров и норманнов стало уже настолько  очевидным превосходство рыцарей  в латах, что короли Франкского государства  сделали их костяком своей армии  вместо вольнонаемных пехотинцев, которых  было трудно вербовать и которые были нужны в производстве. Получавшие за военную службу поместья - бенефицию, и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля.
В течение XI-XII веков институт рыцарей распространился  уже на всю Западную Европу.
Пожалованные  королем поместья могли передаваться по наследству, и рыцарское происхождение  стало необходимым условием принадлежности к рыцарскому ордену. Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли  посвятить в рыцари только короли. Одновременно стали создаваться первые самостоятельные религиозные и гражданские рыцарские организации для координации оборонной и боевой подготовки, претворения в жизнь своих частичных интересов или специфических обряженных в религиозную тогу целей: иоанниты - 1048 год, тамплиеры - 1119 год и немецкий рыцарский орден - 1198 год. Возглавлял каждый рыцарский орден избранный им главный магистр. Рыцарство составляло замкнутую феодальную военную систему внутри дворянства. Однако известный из поэзии трубадуров идеализированный образ жизни и этика рыцарства оказывали влияние на весь господствующий класс.
Нормы физического воспитания в рыцарских  заведениях определялись высокими физическими  требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и  военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах.
Мало  ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.
В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны  со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.
Самым важным и сложным упражнением  в верховой езде рыцаря, закованного  в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности.
Плавание  означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть.  
Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений - из немецкой хроники XIV века.

В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом. 
Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов. Изображенные на учебных рисунках книги по борьбе Тальхоффера, опубликованной в период 1443-1467 года, движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев "джиу-джицу", позволяют сделать вывод о том, что начиная с XV века парные военные упражнений рыцарей оторвались от традиционных форм борьбы крестьян - борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову, его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражение противника, устрашение окружающих.

Распространению техники самозащиты без оружия способствовала также подготовка к испытаниям пеших  воинов путем так называемого "суда божьего" - испытание огнем, водой и т. п. К XIV веку уже настолько усовершенствовали латы, что через них режущими и ударными видами оружия того времени можно было причинить лишь ушибы или сотрясение мозга, вызывающее головокружение. Поэтому борцы стремились больше измотать противника так, чтобы он не мог держаться на ногах, затем с помощью какого-либо приема самозащиты без оружия повалить его на землю и, приставив свою рапиру к какому-нибудь отверстию в латах, вытребовать у него выкуп, возмещение убытков или клятву быть вассалом победителя.
В число  норм подготовки членов немецких рыцарских  орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая  часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и  шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221-1283 годы) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании.
В поэтическом произведении XV века "Рыцарское зеркало" отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили: безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. Словом, все, что общественное сознание в период феодализма вкладывало в понятие идеала рыцаря. Проявление рыцарских достоинств толковали в соответствии с феодальной моралью. Степень "безусловного повиновения и покорности" обычно определялась положением сюзерена. Столько раз воспетое "поклонение женщинам" не распространялось на крепостных крестьянок и женщин из городских сословий.
Однако  духовные знания рыцарей толковались  весьма широко. "Высокообразованный" рыцарь знал песни трубадуров. Он прекрасно  читал стихи, прославлявшие подвиги  предков и его собственные, кое-что знал об астрономии и магии. В случае необходимости он мог ловко прислуживать за столом сюзерена, но редко мог читать и писать.
Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в "ученье". Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С семи до четырнадцати лет они были в услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати до двадцати одного года - у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари. 
В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: "Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного". После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Воспитание  дочерей феодалов проходило значительно скромнее, чем воспитание сыновей. В подростковом возрасте их тоже посылали к какому-нибудь знакомому рыцарю или родственнику, где они обучались, кроме игр и танцев, необходимых для придворной жизни, также основам верховой езды, соколиной охоты и стрельбы из лука.
Правящие  силы в центрально-европейских и  восточноевропейских государствах, не считая нескольких кратковременных  попыток, не создавали закрытых рыцарских  заведений. Однако к XI-XII векам, благодаря  связям между династиями и основанным здесь немецким рыцарским орденом, и в этих странах пустили корни западноевропейские нормы физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 

 

3. Рыцарские турниры

Порожденные феодальным строем силы, организующие общество и создающие его культуру, впервые проявили себя во Франции, в Провансе. Отсюда, в конце IX века, начала распространяться и рыцарская турнирная игра, которая вначале служила своеобразной формой военной подготовки и частично ввела в институированные рамки широко распространенный обычай поединков.
Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания. Поединок заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т. е. выбить друг друга из седла. Отсюда происходит и название турнира. Если "бодание" двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось силовой борьбой. Нередко вся игра состояла только из ряда праздничных поединков. 
Второй формой состязаний была так называемая турнирная игра и массовая схватка. Она обычно начиналась с использованием тупых копий и продолжалась по договоренности. Иногда и во время таких схваток использовали острое оружие. Несмотря на тщательно разработанные правила и прочные латы, массовая схватка была очень опасным развлечением. Смертельные случаи, за исключением одного-двух, были следствием не ран в результате пореза или прокола оружием, а результатом ушибов и сотрясения мозга. Еще чаще бывало, что падающие друг на друга в огромной пыли и жаре человеческие тела и лошади сдавливали нагрудные латы тех, кто оказывался под ними, и они задыхались.

В течение XIV века в целях предотвращения дальнейших несчастных случаев в большинстве  местностей борющиеся стороны разделялись  барьером. Были созданы также специальные виды турнирного оружия, которым нельзя было нанести колющую рану, так как, держась за его зазубренный конец, можно было применять его только для того, чтобы выбить противника из седла и сбросить на землю; если силы противников были равны, древко их оружия ломалось. Отсюда происходит выражение "ломать копья".
В соответствии с нормами состязаний, которые  достоверно отражены в вышеупомянутых хрониках С. Маласпины, вначале главенствовали обычаи рыцарей из Прованса. В XIV веке определяющими стали итальянские нормы, а в XV веке - этикет бургундского двора. С XI века на рыцарских турнирах, за исключением восточноевропейских стран, могли участвовать лишь дворяне по происхождению. Тем же, кому это звание жаловали, принцип традиции запрещал участвовать в турнирах.
 

4. Физические упражнения сельского населения

Создание  в XI-XII веках по всей Европе рыцарских  орденов совпало с потерей  права вольноотпущенников на ношение  оружия. В то же время уже не стало  крепостных слуг. Барщина отошла на задний план, постепенно росло значение натурального и денежного оброка. Правовые отношения крестьян в большинстве случаев регулировались нормами, зафиксированными в письменном или устном виде, которые через посредство сельской общины в определенной мере защищали крестьян от помещичьего произвола.
Улучшение положения крепостных в XI-XV веках  создало относительно благоприятные  возможности для формирования специфической  крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря; наряду с географическими и климатическими условиями, на севере - лед и снег, на западе - широкие зеленые поля; в других местах - вода, лес и горы, существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. Несомненно, в лучшем положении были народы, которые могли сохранить в эпоху феодализма богатый материал движений, характерных для периода родового строя. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где:
а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства  и сильной взаимозависимости  местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны  тесными патриархальными узами - баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа;
б) деревни  с помощью населения близлежащих  городов сохранили относительную  независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости - Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестности французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны.
Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения, включая и  традиционные состязания. За их внутренними  причинами стояли специфические престижные каноны, с трудом понимаемые сейчас: прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинство по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках - "парень года", "калиф на час", сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегии. В состязаниях девушек нужно прежде всего видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.
Однако  если отбросить покров самовыражения и конвенционализма, за традициями народной игры и показной удали повсюду скрываются стихийно преследовавшиеся физические упражнения, придававшие силу, воспитывавшие гибкость, скорость и смелость. Но их ни в коем случае нельзя толковать как рациональные, целенаправленные движения в современном понимании. Они тесно связаны с причинными факторами, которые возникают под влиянием естественного процесса развития непосредственных условий жизни. Христианские формальности давались для того, чтобы упорно сохранять прежние боевые, магические и мистические традиции, относящиеся часто еще к периоду великого переселения народов или даже к более раннему периоду. Мероприятия становились регулярными благодаря тому, что повсюду они привязывались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам - троица, вторник перед великим постом, масленица, рождество, ярмаркам, свадьбам. Физические упражнения были самыми различными: они включали в себя главным образом борьбу, метание камней, бег, борьбу с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, чучелами, лаптой. Решающее слово в определении победителей состязаний было за общиной. 
Противоречивый внутренний мир средневековой народной физической культуры наиболее ярко отразился в танцевальных движениях и танцевальных конкурсах. В течение Х-XI веков из-за присущих им варварских и языческих элементов танцы были вытеснены из церквей и с кладбищ, причем они могли исполняться даже за пределами святых мест только в религиозном духе. Христианская церковь молчаливо открыла дорогу к обычаям, связанным с не преодоленными страстями, стремлением к самовыражению и престижу, определив сроки проведения религиозных праздников в период, когда совершались столетиями складывавшиеся языческие обряды, и официально разрешив танцы во время рождества, крещения и масленицы. Другие же публичные народные хороводы, организуемые по прочим поводам, христианская церковь в XIII веке уже строго запретила. Жестоко преследовались народные танцы и конкурсы в праздник Ивана Купалы - 24 июня, связывавшиеся с преданиями о плодородии и чарах огня. В Венгрии еще в конце XVII века, если выяснялось, что кто-то в день Ивана Купалы прыгал через огонь или танцевал у костра, то это было достаточным поводом для того, чтобы обвинить такого человека в колдовстве и организовать над ним суд. 
На основании гравюр Ганса Гольбейна мы можем составить понятие и о гипертрофированном культе танцев, который был обычно спутником войн, эпидемий чумы и других стихийных бедствий. Впервые такое танцевальное безумие имело место в 1233 году в Италии во время "черной смерти": жители деревень устраивали шествия хлыстов и пытались судорожными, дергающимися танцевальными движениями изгнать эпидемию. Желание избежать земной и загробной безнадежности порождало также специфические, переходящие в состояние экстаза танцы смерти, которыми небольшие группы или близкие родственники умершего одурманивали себя в изолированном помещении.

Вальтер Скотт (1771-1832) в своем историческом романе "Роб Рой" подробно описал "массовый футбол, т. е. игру в мяч на поле". Однако очень трудно определить исторически точно, когда родилась эта игра.
Получившие  всеобщее распространение в западноевропейских деревнях обычаи борьбы и поединков  на палках приобрели большое значение после того, как крестьянам было запрещено ношение оружия. Во всех разработках темы Робина Гуда и других народных легендах Англии неизменно присутствует образ героя, владеющего приемами борьбы с применением посоха. Память об излюбленных по всей Европе состязаниях сельских борцов сохраняется главным образом в народных сказках и преданиях. Наряду с борьбой наибольшее распространение на территории Священной Римской империи получили конные соревнования, состязания в прыжках, беге, метании, игры с продвижением соперников по круговой или спиральной дистанции. В Фредерслохе, Золинген, с XII века до 1874 года ежегодно проводились конные соревнования, победитель которых отмечался венком. Большой популярностью пользовались среди скандинавских крестьян лыжи, в Нидерландах - ходули и коньки, в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди - метание молота, в стране басков - пелота, в Швейцарии и балканских селах - метание камня.  
 
 

5. Физические упражнения городского населения

В период раннего феодализма физическая культура городских жителей испытывала на себе воздействие, по сути, тех же факторов, о которых говорилось выше применительно к крестьянству. Однако в общих чертах начиная с Х века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни городского населения. В XI-XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражнений, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, сопутствующих буржуазному образу жизни. 
Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы, сначала в голландских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. По имеющимся данным, герб первого городского фехтовального общества был освящен в соборе Гента в 1042 году. А на состязании лучников, проведенном в 1399 году в Турнуа союзом фландрских земель, сражавшихся против герцогства Бургундского, были представлены уже 30 городов и 16 деревень. Объединения лучников и фехтовальщиков действовали на основе уставов, подобных цеховым. Их членам, по существовавшим правилам, надлежало в определенные дни посещать практические занятия, на которых уполномоченные на то лица - капитаны, проверяли состояние оружия и руководили подготовкой. 
Общеизвестно, что средневековая борьба и фехтование, как это отмечалось и в отношении дворянства, в кругу горожан также не ограничивались владением холодным оружием в современном смысле слова. Однако в случае состязаний спортивного типа из суммы боевой подготовки на первый план выступал какой-либо один вид или обусловленный местными обычаями стиль единоборства. Так, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии - кулачному бою и борьбе, в Новгороде - также кулачному бою, в Швейцарии - стрельбе из лука и борьбе, в городах Священной Римской империи и Нидерландов - фехтованию и борьбе. Параллельно с развитием разделения труда между цехами обособлялись и необходимые для соответствующего рода занятий, или выражающие характер того или иного профессионального объединения, отрасли физической подготовки, а также состязания и танцы. Г. А. Вит пишет, что солевары Шёнебека на Эльбе и Галле на реке Зааль, так называемые галлоры, были виртуозами гребли, плавания и прыжков в воду. Любимой формой соревнования среди рыбаков и корабельщиков по всей Западной Европе стали схватки лодочников с шестами. В Ульме, например, они считались критерием пригодности подростков для участия в проводившемся раз в два года посвящении в юноши, в ходе которого отсеивались слабые и не умевшие плавать. Соревнованиями руководили "арбитры".

Внутренние  движущие силы физической культуры городов  средневековья лучше всего можно  проиллюстрировать на обычаях передовых  по своему развитию итальянских городских  республик. Великолепные игры и состязания их жителей были связаны со свободолюбивыми устремлениями, которые складывались в борьбе против феодальных сил, окружавших города и грозивших их поглотить. Общественная роль связанных с физической культурой мероприятий во многом напоминала их значение в древних городах-государствах, а весь процесс их развития знаменовал первые, пробные шаги сложившегося гораздо позже буржуазного "спорта". 
Похожую на массовое побоище "эльмору", означавшую, несомненно, военное учение, уже в XII веке сменила обставленная заранее определенными правилами "пунья", которая, как видно и по названию, также приближалась по характеру к настоящему бою.

Заключение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.