На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема сбалансированности бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                2-4                                                                                                                                
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета 
      Содержание и основные черты государственного бюджета     5-7
      Функции государственного бюджета      7-10
      Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества     10-13
Глава 2. Федеральный  бюджет РФ
2.1. Экономическая  роль и законодательные основы  федерального
 бюджета           13-15
2.2. Доходы федерального  бюджета      15-18 
2.3. Расходы федерального  бюджета      19-25
Глава 3. Сбалансированность бюджетов
3.1. Понятие дефицита и профицита бюджетов     25-28
3.2. Источники  финансирования бюджетного дефицита   28-35
3.3. Основы межбюджетных  отношений      36-44
Заключение           44-46 
Список литературы              47 
 

Введение

      В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
     Сильное Российское государство – это  эффективно функционирующая система, элементами которой являются федеративные отношения, федеративные отношения, развивающаяся экономика, эффективное государственное управление и власть. Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающие механизмы правовой, политической и хозяйственной ответственности власти и основных субъектов экономики для достижения высокого уровня жизни в стране.
     Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
     Бюджет, занимая центральное положение  в финансовой системе страны и являясь главной составляющей государственных финансов — неотъемлемый атрибут государства. Это не только финансовая основа для осуществления функций органов государственной власти, но и основа его суверенитета.
     Тем не менее бюджет, будучи центральным  звеном финансовой системы страны, является частью этой системы, и должен соответствовать всем системным требованиям, таким как главенство права, строгая финансовая ответственность, экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах, безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой бюджетной системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и сферах формирования институциональных основ финансовых отношений.
     Одна  только политика бюджетного перераспределения недостаточно эффективна для формирования действенной финансовой системы страны. Необходимо дополнить ее активно! Политикой федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. По существу это означает, что государство должно сосредоточиться на важнейших стратегических и пространственных финансовых приоритетах, и для этого необходимо сместить акценты в подходе к управлению не только финансовыми, но и экономическими процессами.
       Выступая как система денежных  отношений, федеральной бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе — отношения между социальными слоями и группами и государством.
     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
     Бюджетная система РФ включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
      Федеральный бюджет Российской Федерации – главный  элемент бюджетной системы страны, который является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
      Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития РФ и реализации финансово-бюджетной политики страны.
      Варьируются основные показатели государственного бюджета, прежде всего расходы. Федеральное Собрание и правительство РФ могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям на выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
      В настоящее время страна переживает трудности. Россия имеет значительный внутренний и внешний долг, положение в экономике характеризуется противоречивыми кризисными явлениями, вызванными проводимыми реформами. Большие надежды в решении финансовых проблем общество возлагает на квалифицированных специалистов, подготовку которых осуществляет высшие учебные заведения.
  Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время в настоящее время особую актуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
      Содержание и основные черты государственного бюджета 
      Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
      Общее понятие бюджета приведено в  ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет, - сказано в ст. 6 БК РФ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
      В связи с тем, что Россия по конституции является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
      В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и с их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
      Государственный бюджет – это основной финансовый лан образования, распределения  и использования централизованного  денежного фонда государства  или администртивно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
      Формирование  и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
    Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.
      Балансовый  метод разработки планов является одним  из основных способов установления пропорций  в экономике. Этот метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемов денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
    Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализация принципа развития демократического общества.
    С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
    Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства. Рост накоплений.
          Понятие бюджета в современной его  трактовке – не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
          Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.
    1.2. Функции государственного  бюджета
                Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
          Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
          С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
          Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей экономики.
          Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
          Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышение  эффективности производства. Через  бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка на прямую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
          При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  специальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
                Контрольная функция  государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использование усиливается.
                Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного государственного плана государства, являются: 1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
                Через государственный  бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
     Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными нецентрализованными фондами денежных средств.
     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в организациях (на предприятиях) различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы.
     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
     В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование
 и  использование фонда денежных  средств государства
 «сигнализировать»  о том, как поступают в доходы  бюджета
 финансовые  ресурсы (налоги и другие ресурсы)  от разных
субъектов хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет
движение  бюджетных ресурсов, отражаемое в  соответствующих
показателях бюджетных поступлений  и расходных  назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию  денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
          Контрольная функции бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
1.3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
     Роль  государственного бюджета прежде всего  состоит а том, что бюджет создает  финансовую базу, необходимую для  финансового обеспечения деятельности государственных органон и органов местного самоуправления.
Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие  направления деятельности:
¦  государственное  и муниципальное управление;
¦  международная  деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
¦  национальная оборона;
¦  правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
¦  функционирование федеральной судебной власти;
¦  проведение фундаментальных исследований и  содействие научно-техническому прогрессу;
¦  развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского  хозяйства, транспорта, связи);  
 ¦  предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций;
¦  обеспечение обороноспособности страны.
¦  развитие образования, здравоохранения,  культуры, искусства, средств массовой информации;
¦  осуществление  социальной политики.
     Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных   направлений  научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
     Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера.
   Роль  государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
      Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетногого воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику — предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
      Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
      На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства  в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
      Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.
      Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государстветюм фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
      Роль государственного бюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
      Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем  денежные средства создают возможность для маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.
Глава 2. Федеральный бюджет Российской Федерации
2.1. Экономическая роль  и законодательные  основы федерального  бюджета
     Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетном  системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.
     По  экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
     Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно „ используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств  для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
     В последние годы роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
     Право Российской Федерации на самостоятельный  федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.                                                                            
     Законодательно  дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих  принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.                                                     
     В соответствии с Конституцией РФ в  стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).                                                                
     Для финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий в Российской Федерации  формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации  записано: «В ведении Российской Федерации  находятся: федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития».
     Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
     Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.
2.2. Доходы федерального  бюджета
     Доходы  федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
     В доходы федерального бюджета зачисляются:
 •  собственные налоговые доходы  федерального бюджета, за исключением  налоговых доходов, передаваемых  в виде регулирующих доходов  бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
 •  собственные неналоговые доходы;
 •  остаток средств на конец предыдущего  года;
 •  доходы, полученные в виде безвозмездных  и безвозвратных перечислений. 

     К налоговым доходам относятся: предусмотренные  БК РФ (ст. 50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
     К неналоговым доходам относятся:
•  доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
•  доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
•  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
•  таможенные пошлины и таможенные сборы;
•  часть  прибыли (чистой) унитарных предприятий  в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.
     К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.
     Кроме поступления налоговых доходов  в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
     В доходах федерального бюджета отдельной  строкой учитывались доходы федеральных  целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном, бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.
     Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета.
     Состав  и структура доходов федерального бюджета на.: 2005 г. приведены в  табл.

Состав  и структура доходов  федерального бюджета  РФ в 2005 году

 
Наименование  доходов Млрд  руб. Структура, % к итогу % к ВВП
1 2 3 4

Доходы, всего

3326,0 100,0 17,8
В том числе:      
Налоговые доходы 2232,6 67,1 11,97
Из  них:      
Налог на прибыль организаций 259,0 7,8 1,4
Единый  социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (ЕСН) 266,5 8,0 1,4
Налог на добавленную стоимость(НДС) 1120,7 33,7 6,0
акцизы 84,8 2,5 0,45
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 483,- 14,5 2,6
Государственная пошлина 18,6 0,6 0,1
Неналоговые доходы 1093,4 32,9 5,84
Из  них:      
Доходы  от внешнеэкономической  деятельности (таможенные пошлины и сборы) 898,5 27,0 4,8
Доходы  от использования  имущества, находящегося в госуд. И муниц. Собственности 73,0 2,2 0,4
Платежи при пользовании  природными ресурсами 35,0 1,1 0,2
Доходы  от оказания платных  услуг и компенсации  затрат государства 58,1 1,75 0,3
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 0,9 0,03 -
Административные  платежи и сборы 1,7 0,05 0,01
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1,5 0,04 0,01
Прочие  неналоговые доходы 4,1 0,12 0,02
 
      Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается  главным образом из налогов с  предприятий и организаций различных  форм собственности, налога на добавленную  собственность, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги. В федеральном бюджете на 2005 г. на налоговые доходы, таможенные пошлины и сборы приходится более 94% всех доходов.
     Налоги  и сборы представляют собой часть  национального дохода, мобилизуемого  в определенной доле в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги подразделяются на прямые и косвенные.  Прямые налоги — это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с доходов населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги — главный источник формирования доходов федерального бюджета. 
 
 

2.3. Расходы федерального  бюджета
     Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
     Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
     Расходы федерального бюджета классифицируют:
1)  по  экономической роли в процессе  воспроизводства — на затраты,  связанные с финансированием материального ' производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по  функциональному назначению —  на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.        
     В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
     Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
     Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
     Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
     Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате:
    принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
    субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
    субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
В соответствии с выполняемыми функциями государства  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие функциональные виды расходов:
1) обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) функционирование  федеральной судебной системы;
3) осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
4) национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
5) фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;
6) государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная  поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;
9) исследование  и использование космического  пространства;
10) содержание  учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11) формирование  федеральной собственности;
12) обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;
13) компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14) пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15) проведение  выборов и референдумов Российской  Федерации;
16) федеральная  инвестиционная программа;
 I7) обеспечение реализации решении федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доводов бюджетов других уровней;
18) обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти;
19) финансовая  поддержка субъектов Российской  Федерации;
20) официальный статистический учет;
21) прочие  расходы.
     Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:
1) государственная  поддержка отраслей экономики  (на исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2) обеспечение  правоохранительной деятельности;
3) обеспечение  противопожарной безопасности;
4) научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и проектно-изыскательные  работы, обеспечивающие  научно-технический  прогресс;
5) обеспечение социальной защиты населения;
6) обеспечение  охраны окружающей  природной   среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;
7) обеспечение   предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;                                      
8) развитие  рыночной инфраструктуры;
9) обеспечение  развития федеративных и национальных  отношений;
10) обеспечение  деятельности избирательных комиссий  субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
11) обеспечение  деятельности средств массовой  информации;
12) финансовая  помощь другим бюджетам;
13) прочие  расходы, находящиеся в совместном  ведении Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Состав  и структура расходов федерального бюджета РФ на 2005 год представлены в табл. 

Расходы федерального бюджета  на 2005 год по разделам расходов функциональной классификации

Наименование  расходов

млрд. руб. Структура, % к итогу % к ВВП
Расходы, всего 3047,9 100,0 16,3
В том числе на:

Общегосударственные вопросы

 
460,4
 
15,1
 
2,5
Из  них:      
Функционирование  органов государственной  власти 90,0 3,0 0,5
Судебную  систему 36,8 1,2 0,2
Фундаментальные исследования 29,6 1,0 0,16
Обслуживание  государственного и  муниципального долга 244,2 8,0 1,3
Национальную  оборону 531,1 17,4 2,84
Национальную  безопасность и правоохранительную деятельность 398,9 13,1 2,1
Национальную  экономику 242,1 7,9 1,3
Жилищно-коммунальтное  хозяйство 8,6 0,3 0,05

Охрану  окружающей среды

4,6 0,15 0,03
Образование 155,3 5,1 0,8
Культуру, кинематографию и  средства массовой информации 39,2 1,3 0,2
Здравоохранение и спорт 85,7 2,8 0,45
Социальную  политику 167,4 5,5 0,9
Межбюджетные  трансферты 954,5 31,3 5,1
Из  них Финансовую  помощь бюджетам других уровней
 
274,6
 
9,0
 
1,5
Трансферты  внебюджетным фондам 575,8 18,9 3,1
 
     Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации  на 2005 г. является финансирование за счет него общегосударственных расходов, расходов на оборону, экономику, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
     Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования — предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.
     В основе бюджетного финансирования лежат  принципы: безвозвратности, целевого характера  бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным  порядком осуществления их расходов.
Глава 3. Сбалансированность бюджетов
3.1. Понятие дефицита  и профицита бюджета
     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.
     Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.
     Профицит  бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
     Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.
     Если  в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение его профицита в следующей последовательности:
•  сократить  привлечение доходов от продажи  государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
•  предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополнительное погашение долговых обязательств;
•  увеличить  расходы бюджета, в том числе  за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
     В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом законом  о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.
     В соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.
     За  все послевоенные годы (1945-1990 гг.) вплоть до 1990 г. включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом. Начиная с 1991 г., т. е. с началом  реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным и составлял (в млрд. руб.) в 1991 г. — 37,6, в 1992 г. — 641,9, в 1993 г. — 794 в 1994 г -  654,9, несмотря на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов.
     В 1995 г. дефицит федерального бюджета  составлял 60,4 млрд. в новых рублях. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета был установлен законом в сумме 88,6 млрд. руб., или 3,9% по отношению к ВВП; в 1997 г. 95,4 млрд. руб., 3,3% от ВВП и 18,0% от расходов федерального бюджета, в 1999 г. — 101,3 млрд. руб., или 17,67с от расходов бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.
     Причин  дефицита бюджета много, но важнейшее  значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Рост бюджетных расходов не ко1япенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.
     Бюджетный дефицит в годы реформ (1999 – 2000 гг.), будучи сам по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стал в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в области экономики.
     Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит, под которым понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, когда государство выступает в качестве заемщика.
     С 1991 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало выпускать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и брать кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ). Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.
     Для покрытия дефицита государственного бюджета направлялись прибыль Центрального банка РФ и его кредиты под 10% годовых. Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.
     Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты  международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).
     В 2000 г. на покрытие дефицита федерального бюджета РФ были использованы: поступления  от операций выпуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизации (от продажи государственного имущества предприятий, фабрик, заводов и др.); драгоценные металлы и камни.
     В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.
     Секвестр  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.
     Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и  внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, к снижению жизненного уровня населения.
3.2. Источники финансирования  бюджетного дифицита
     Статья 94 БК РФ указывает, что источниками  финансирования дефицита федерального бюджета являются:
     1)внутренние  источники в следующих формах:
•  кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);
•  государственные  займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
•  бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
•  поступления  от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
•  сумма  превышения доходов над расходами  по государственным запасам и резервам;
     2) внешние источники в следующих  формах:
•  государственные  займы, получаемые в иностранной  валюте, путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;
•  кредиты  правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;
•  кредиты  международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной  валюте, привлеченные Российской Федерацией.                                                                        
     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
•  бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;                                          
•  кредиты, полученные от кредитных организаций;
•  поступления  от продажи имущества, находящегося в государственной собственности  субъекта РФ;                          
•  изменения  остатков средств на счетах по учету  средств бюджета субъекта Российской Федерации;
•  займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации.
     Вплоть  до 2000 г. в Российской Федерации существовала практика принятия бюджета со значительным превышением ею доходной части над расходной, что оказываю негативное влияние на уровень экономического развития страны. Как правило, все дискуссии по поводу размеров дефицита и профицита бюджетов сводятся к общему мнению о необходимости принятия сбалансированною бюджета с возможностью незначительных отклонений в ту или иную сторону. По мнению ряда ученых-экономистов, наличие незначительного объема бюджетного дефицита может позитивно сказаться на темпах экономического роста.
     В соответствии с российским законодательством  в случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета и возникает необходимость утверждения источников его финансирования. Одним из основных источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.