На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отношения Парфянского Царства с Римским Государством

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Федеральное агентство по науке и образованию 
Государственное образовательное учреждение
Тюменский государственный университет 
Институт  истории и политических наук
Кафедра археологии, истории древнего мира и средних веков 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: ОТНОШЕНИЕ  ПАРФЯНСКОГО ЦАРСТВА С РИМСКИМ  ГОСУДАРСТВОМ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнила: студентка 
                                                                     972 группы Шеремет Д.А.
                                                                           Проверил: к.и.н. Гоголев Д.А. 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2008
 


Содержание
 

Введение
     Собственно, Парфия объединяла земли подгорной полосы Копетдага и близлежащие районы северо-восточного Ирана. Она упоминается ещё в священной книге зароастризма «Авесте», входила как самостоятельная провинция в состав государства Ахеменидов (550-330гг. до н.э.), а затем в державу Селевкидов, созданную Селевиком, как мы отметили выше, одним из полководцев Александра Македонского. Так было положено начало одной из могущественных держав древнего мира.
     Актуальность  данной работы в том что, Парфяне  вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о «темных веках» в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XXв. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.
     Цель  данной работы - проанализировать отношения  Римской империи и Парфянского государства.
     Задачи  данной работы:
     - изучить основные исторические  аспекты, связанные с образованием  Парфянского царства
     - исследовать отношения Парфии  с Римским государством
 

Образование Парфянского царства
     После смерти Александра (323г. до н.э.) его монархия вскоре распалась на целый ряд государств под властью правителей частью греческого, частью туземного происхождения. Иран сначала принадлежал Селевкидам, владетелям Сирии, но уже через несколько лет после смерти Александра Великого туземец Атропат основал государство в Мидии, которая по его имени получила название Атропатены. Более значительными стали государства, образовавшиеся на Востоке — Греко-Бактрийское государство на крайнем северо-востоке Ирана (с 256г. до н.э.) и Парфянское царство в Хорасане.
     Около 250 до н.э. сакское кочевое племя  парнов во главе с Аршаком, родоначальником  династии Аршакидов, вторглось в  сатрапию Селевкидов Парфиену, или  Парфию, завоевало её и соседнюю область Гирканию. Селевк II после  неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227гг. до н.э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209г. Парфия была подчинена селевкидскому царю Антиоху III Великoму, но вскоре восстановила свою самостоятельность. Парны были ассимилированы местными племенами — парфянами.
     Царь  Парфии Митридат I около 170—138(137)гг. до н.э. отнял у Селевкидов восточные  сатрапии — Персию, большую часть  Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства  до Гиндукуша. Он первым принял титул  царя царей, чем объявил себя преемником Ахеменидов. Селевкиды не смогли восстановить своё господство — армия селевкидского царя Антиоха VII была разбита в 129 году. Тем не менее Парфии ещё долгое время пришлось отбиваться от соседей. Стабилизация наступила лишь при Митридате II (около 123—88(87)гг. до н.э.), завоевавшем Дрангиану, Арейю и Маргиану, а также северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Великая Армения, где в 95г. до н.э. был возведён на престол Тигран II.1
     Парфянское  царство не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория Парфянского царства делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в Парфянском царстве не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе — как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.
     Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство Парфянского царства выступало как одна из ветвей эллинистической культуры. В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части Парфянского царства были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3в. до н.э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части Парфянского царства распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н.э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части Парфянского царства выделяются ритоны из Нисы, местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.2
     Храмовая  архитектура западной части Парфянского  царства характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-римское влияние значительно в храмах Хатры.
     В крепостных и дворцовых сооружениях  часто сочетались греческий перистиль  и местный айван (дворец в Ашшуре, 1в. н.э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).
     Собственно, Парфия объединяла земли подгорной  полосы Копетдага и близлежащие  районы северо-восточного Ирана. Она  упоминается ещё в священной книге зароастризма «Авесте», входила как самостоятельная провинция в состав государства Ахеменидов (550-330гг. до н.э.), а затем в державу Селевкидов, созданную Селевиком, как мы отметили выше, одним из полководцев Александра Македонского. Так было положено начало одной из могущественных держав древнего мира.3
     В середине III века до н.э. государство  Селевкидов было ослаблено внутренней борьбой. Около 250г. до н.э. селевкидский наместник Парфии Андрагор отказался  от центральной власти и объявил  себя независимым. Но уже в 245г. до н.э. страна была завоевана кочевыми племенами. Дахи из племени Апарнов (Парнов), под предводительством двух братьев Арсака (Аршака) и Тридата начинают двигаться из Прикаспийских степей в сторону Парфии.
     В городе Асааке (окрестности Бахардена и Геоктепе), где в храме хранился вечный огонь, Арсак (Аршак) был провозглашен царем. А вскоре он захватил область Нисаю, которая стала ядром будущей державы. Там в последствии возник город Митридатокерт (Ниса) - родовое гнездо Арсакидов (Аршакидов).
     Таким образом, была утверждена особая аршакидская  эра, по которой датировались юридические  документы. Расчеты показывают, что  её начало было отнесено к 247г. до н.э. Новое  государство начинает выпуск собственной  монеты. На них стал изображаться сидящий лучник - символ могущества стремительных кочевников.
     Селевкиды долго не могли смириться с  потерей богатых областей на востоке  своего государства. Неоднократно принимались  походы с целью восстановления селевкидского  господства. Парфянам приходилось нелегко, и Аршакиды то и дело прибегали к помощи кочевых племен. Но в конечном итоге Парфия сохранила независимость и начала постепенное продвижение на запад, подчиняя одну за другой различные провинции на территории Ирана.4
     Примерно  в этот период, во времена военных событий, погибает Арсак (Аршак). Во главе Парнов встает Тиридат, признавая Арсака (Аршака) первым царем нового государства, он принимает его имя в качестве династического. Юстин (историк), ссылаясь на Помпея Трога, пишет: «...Память его (Арсака), парфяне чтили так, что с тех пор все парфянские цари нарекались именем Арсака (Аршака)».
     Вскоре, к собственно Парфии Тридат присоединил  богатую северо-восточную область  Персии Гирканию, название которой  до сих пор сохранилось в названии реки Гурген. Но Селевкиды не собирались так просто отдавать эти области. В 237г. до н.э. Селевк II двинул войска на Парфиену. Тридат был вынужден отступить к своим родственникам-апасиакам. Правитель молодого государства начал непримиримую борьбу с Селевкидами. Его поддерживали местные оседлые народы. Весь народ Южного Туркменистана поднялся на борьбу с ненавистным чужеземным игом. Апарно-Парфянская армия одержала Победу.5
     Последующие десятилетия молодое Парфянское государство крепло и ширилось. Когда  Селевкидский царь Антиох III пошел войной в 209г. до н.э. на Парфию, преемник тиридата Артабан I выставил против него 100 000 пехоты и 20 000 всадников. Несмотря на некоторую удачу в сражениях Антиоху III не удалось покорить Парфию.
     При Митридате I Селевкиды предприняли  ещё одну попытку восстановления своего владычества, но потерпели сокрушительное поражение. Селевкид Деметрий попал в плен и был сослан на жительство в Гирканию. Митридат даже женил его на своей дочери Родогуне, рассчитывая принять участие во внутридинастийных междоусобицах, которые разыгрывались при дворе Селевкидов.
     Парфянское  царство постепенно превращалось в  крупную подлинно мировую державу. Особенно сильным оно стало при  Митридате I. При нем к Парфии на востоке была присоединена Маргиана, небольшие сатрапии Аспион и Турива (между Гератом и Мешхедом), отнятые у Бактрии. На Западе присоединена Мидия и достигают Месопотамии, а уже к июлю 141г. до н.э. Митридат провозглашается царем Вавилона. Парфянское царство превратилось в крупнейшую державу Среднего и Ближнего Востока. Митридату I присвоили титул «Великий». Несметные сокровища захваченных стран свозили в коренные земли парфян - Южный Туркменистан.
     На  протяжении всего этого времени  парфяне вели постоянную борьбу с  родственниками-кочевниками, которые  сокрушили Греко-Бактрийское государство и вышли к границам Парфии. Земли парфян неоднократно подвергались их нашествиям.6
     Кочевые племена Средней Азии, традиционные союзники Парфян, цари которых сами вышли из той же кочевой среды, одно время причиняли своим союзникам  неприятности, вторгаясь в оседлые оазисы и грабя города. Но Аршакидам удалось справиться с этой опасностью и даже расширить свои владения до областей Юго-Западного Афганистана. Это произошло при Митридате II (123-88гг. до н.э.), который одновременно расширяет свои владения на Западе, утверждает свое господство в Армении, посадив на престол армянского царевича, который до этого долгое время в качестве заложника жил в Парфии.
     Все земли Южного Туркменистана прочно вошли в состав Парфянского царства. С II века до н.э. вплоть до 30-х годов I века н.э. Парфия стала крупнейшей в мире державой и переживала пору своего наивысшего расцвета.
     Начиналось  соперничество между Римом и  Парфией за мировое господство.
     Митридат II полностью реорганизовывал армию, которая представляла до этого примитивное конное и пешее ополчение. В парфянской армии преобладала тяжелая пехота. Митридат II, по примеру своих предков Дахов (массагетов), стал широко применять тяжеловооруженную конницу. Всадники были покрыты чешуйчатой броней, голову защищал остроконечный шлем. Эти тяжелые воины делились на копьеносцев (клибанарии) и лучников (катафрактарии). Кони этих воинов были покрыты чешуйчатыми сетками и имели металлические налобники и нагрудники. Это были боевые кони нисайской породы - предки современных ахалтекинцев. Все тяжеловооруженные всадники делились на отряды в тысячу всадников. Каждый отряд имел длинные знамена в форме змеевидного дракона. Греки называли эти отряды «драгонами» по виду знамен. Видимо, это и есть прообраз драгунов ХVIII века.7
     Парфянское  общество было сложным. Структура военного сословия выглядела примерно следующим  образом: знать, которая делилась на четыре категории, и простые воины, состоящие из двух категорий.
     Верхушку  знати составляли члены правящей династии - члены рода Арсакидов (мегистаны); за ними идут представители знатных фамилий - начальники соединений со своими отрядами (по Юстину «сословие препозитов»), следом можно расположить аристократию среднего достатка - командиров военных подразделений (по Плутарху, «благородные»); на низшей ступени стоит мелкая знать - тяжеловооруженные конники, т.е. «рыцарство» (катафрактарии и клибанарии).
     Простые воины состояли из членов рядовых  Дахо-апарнских родов - легковооруженные лучники (низшая ступень парфянского  воинского класса) - и «рабов» (представителей тех земель, которые были присоеденены к Парфии).
     Теперь  в Передней Азии у парфян практически  не было серьёзных соперников. Агонизирующая  селевкидская монархия сократилась  до размеров небольшого царства в  Северной Сирии. Представители угасающей династии то и дело вступали в междоусобные распри, которые были только на руку парфянам. Но уже проступали знамения противостояния двух крупных политических систем - в Переднюю Азию продвигались римляне, постепенно подчиняя себе мелкие владения в Малой Азии. Начинается римско-парфянское противоборство из-за влияния в Армении. Аршакиды твердо решили утвердиться в новых владениях и переносят свою резиденцию на Ефрат, где их столицей становится Ктезифон.8
     При Митридате II пределы Парфии значительно расширяются. Парфия устанавливает дипломатические отношения и из нее выезжают дипломатические Посольства в Рим и Китай.
     По  словам В.В.Бартольда, Митридат II был  «первым государём в мировой  истории, имевшим сношения как с  державой Востока - Китаем, так и с державой Запада - Римом».
     Митридат II первым из парфянских государей присваивает  себе титул «царя царей». При нем  парфяне вышли к границам Римских  владений.
     В 65г. до н.э. происходит уже столкновение с Римом по поводу спорной Кордуены, которая положила начало длительной борьбе двух мировых держав.
     В 53г. до н.э. при парфянском царе Ороде I (55-37гг. до н.э.) в земли парфян вторгаются Римляне.
     Нарастала угроза серьезного прямого военного столкновения. Оно и произошло  в 50-х годах, когда Цезарь, Помпей и Красс утвердили в Риме свою власть в качестве триуявиров. При разделе сфер влияния Крассу был отдан Восток, и он двинулся туда во главе мощной армии, видя себя в мечтах вторым Александром Македонским, достигающим далекой Индии. Но действительность оказалась не только суровой, но и трагичной.
 

Отношения Парфии с Римской империей
     Первое  соприкосновение парфян с Римом  произошло в начале 1в. до н.э. (в  период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92г. до н.э. границей между Парфийским царством и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37(36)гг. до н.э.) римские войска под командованием Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав Парфянского царства, но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (53г. до н.э.). К 40г. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37гг. до н.э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (36г. до н.э.) в Мидии приостановило продвижение Рима за Евфрат.9
     Одновременно  римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие  друг другу группировки. Рабовладельческая  верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55гг., 31—25гг. до н.э., достигла своего апогея в начале 1в. н.э. После подавления в 43г., длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре, были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III, Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51(52) —79(80)гг.) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66г. на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I. Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, не прекращавшимися династическими распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114—117гг., 163—165гг., 194—198гг.).10
     В 54г. наместник Сирии Марк Лициний  Красс вторгся в Парфию. Он захватил ряд городов Месопотамии, оставил там гарнизоны, но потом отвел армию в Сирию на зимние квартиры. Многие современники считали это решение роковой ошибкой. В 54г. Красс вновь вторгся в Месопотамию, но выбрал неудачный маршрут движения, проходивший по малонаселенной пустыне, где отступающие парфяне уничтожили почти все запасы фуража и продовольствия. Красс располагал 7 легионами, 4 тысячами конницы и 4 тысячами легкой пехоты (всего около 40 тысяч воинов).
     Римский союзник - царь Армении Артабаз привел в римский лагерь 6 тысяч всадников и предложил Крассу идти через армянскую территорию. Он обещал снабдить легионеров всем необходимым и дать им в помощь еще 10 тысяч конницы и 3 тысячи пехоты. Но Красс решил двинуться в Месопотамию кратчайшим путем, так как опасался, что оставленные там римские гарнизоны не выдержат долгой осады. После этого армянская конница, не желавшая удаляться от своих земель, покинула римский лагерь.
     Красс переправился через Евфрат у Зевгмы. Парфяне под командованием полководца Сурены отступали перед римлянами и долго не принимали сражения. Парфянский же царь Ород (Гирод) II с частью войска в это время напал на Армению. Вероятно, это и было главной причиной, почему Артабазу пришлось спешно покинуть Красса.
     Парфяне заранее запаслись припасами. По сообщению Плутарха, Сурена имел обоз из тысячи верблюдов, которое без труда выдерживали переход по пустыни. Тот же историк сообщает, что парфянский полководец имел тысячу тяжеловооруженных и 10 тысяч легковооруженных всадников. Вероятно, эти цифры относятся только к личной гвардии Сурены. Ведь в его войске должна была быть и другая парфянская конница, из контингента парфянских союзников. Только у местечка Карры недалеко от парфянской столицы Селевкии Красс встретил парфянскую конницу. Можно предположить, что, вопреки сообщению Плутарха, парфяне не уступали в численности римлянам. Когда римская конная разведка обнаружила неприятеля, Красс построил свое войско на берегу реки Балисс. Сам он возглавил центр, а фланги поручил квестору Гаю Кассию Лонгину и своему сыну Публию Крассу. После того как тяжеловооруженным парфянским всадникам не удалось прорвать римский строй, легкая конница засыпала римлян стрелами, оставаясь вне досягаемости пеших лучников и пращников. Из описания Плутарха трудно понять, была ли у парфян пехота и принимала ли она участие в сражении. Не исключено, что армию Красса обстреливали не только конные, но и пешие лучники.11
     По  утверждению Плутарха, в тылу парфян стояли верблюды, навьюченные тюками, откуда лучники пополняли запас  стрел. Красс, потеряв терпение, приказал своему сыну Публию атаковать врага. Отряд в тысячу триста всадников, пятьсот лучников и восемь когорт тяжелой пехоты во главе с сыном Красса попал в парфянскую засаду и был полностью уничтожен. После этого Красс решил отступить, оставив на поле боя всех убитых и раненых. Римские историки полагали, что Красс понес большие потери от неприятельских конных лучников, но это представляется сомнительным. Как заключает Ганс Дельбрюк, «конные стрелки из лука не могли особенно сильно досаждать сомкнутой и хорошо вооруженной для стрельбы пехоте. Жуткие описания наших источников об ужасных нападениях парфян, имевших в резерве целые караваны стрел, не должны вводить нас в заблуждение... У римлян было достаточно пеших лучников, которые с места стреляли более метко, чем парфяне с лошадей. Кроме того, оставалась еще римская конница, которая могла отражать отряды неприятеля, подходившие на близкое расстояние». Можно предположить, что основные потери армия Красса понесла еще до битвы при Каррах от болезней, голода и жажды во время изнурительного марша через пустыню, а не от парфянских стрел. Быть может, само сражение при Каррах свелось лишь к уничтожению попавшего в ловушку отряда Публия Красса.
     После гибели сына Красс стал отступать  к Каррам, занятым римским гарнизоном. Сурена, подойдя к Каррам, вызвал Красса на переговоры. Он обещал дать возможность римлянам беспрепятственно покинуть Месопотамию, если те откажутся от войны против парфянского царя, Красс отказался от предложения и ночью покинул Карры. Римляне отразили атаки утомленных боем парфян и были уже недалеко от спасительных гор. Тогда Сурена отпустил часть пленных римлян и вновь предложил перемирие. Во время личной встречи Сурены и Красса парфяне внезапно окружили их и убили римского полководца, легата Октавия и несколько сопровождавших их римских командиров.
     После того как Красс был предательски убит, большинство его изнуренных воинов, лишенные руководства, попытались спастись бегством, но были перебиты. По словам Плутарха, погибло 20 тысяч римских воинов, а 10 тысяч оказались в плену. Невозможно оценить достоверность как этих цифр, так и всего того, что сообщает Плутарх о битве при Каррах и последующих переговорах. Не исключено, что сами эти переговоры были начаты Крассом в надежде добиться того, чтобы парфяне пощадили раненых и больных, которые не могли выдержать тягот возвращения в Сирию. Но парфянский полководец Сурена предпочел уничтожение всей римской армии любому соглашению с Крассом, даже выгодному для Парфии. До Сирии добрались лишь 14 тысяч легионеров под командованием квестора Гая Кассия Лонгина. Это были остатки армии Красса и римских гарнизонов в Месопотамии.12
     Из  остатков армии Красса удалось сформировать два легиона, которые позднее  приняли участие в битве при  Фарсале на стороне Помпея. Пока же им пришлось отражать парфян, которые в 50 году вторглись в Сирию. Здесь борьба проходила с переменным успехом, пока в следующем году вспыхнувшие в Парфии междоусобицы вынудили ее армию вернуться домой.
     В 36г. новый поход против Парфии предпринял римский полководец Марк Антоний. Перед этим его легат разбил парфян, вторгшихся после разгрома Красса в северную Сирию. Марк Антоний имел армию, вдвое большую по численности, чем Красс. Под началом Антония было 13 легионов (по другим данным — 18) и вспомогательные войска римских союзников — армян, а также 10-тысячную арабскую конницу.
     Римская армия переправилась через Евфрат у Зегмы, затем форсировала Тигр и вторглась в вассальную парфянам Мидию (Атропатену), где правил Царь Артвасд. Здесь к Антонию должна была присоединиться армия армянского царя Артавазда. Римляне собирались осадить мидийскую столицу Фараспу и для этой цели везли в обозе гигантский таран. Однако обоз подвергся внезапному нападению парфянской конницы, и осадные машины были уничтожены. После этого поражения армяне покинули римлян.
     Антоний пытался продолжать осаду Фараспы, но в ходе одной из вылазок парфяне  сожгли плотину, с помощью которой  римляне отвели от крепости воду. Антоний  осудил две когорты, допустившие  неприятельский прорыв, к децимации — казни каждого десятого, за то, что они недостаточно стойко сражались. Тем не менее, римлянам пришлось снять осаду и вернуться в Сирию.
     В 34г. Антоний вторгся в Армению, захватил в плен Артавазда и казнил его за измену. Но от планов завоевания Парфии ему пришлось отказаться из-за начавшейся в 32г. гражданской войны, между ним и Октавианом. Следующий успешный поход против Парфии предпринял уже император Траян в 113г. н.э. Поводом к войне послужил захват парфянским царем Хосроем союзной Риму Армении. Еще до прибытия императора, находившиеся на Востоке, легионы смогли выбить парфян из Армении. В 114г. Траян подготовил и осуществил широкомасштабное вторжение в Парфию. Римляне перешли Евфрат и овладели Вавилоном, Адиабеной и Ктесифоном. Римские легионы дошли до Персидского залива. Но в 116г. в Месопотамии вспыхнуло антиримское восстание, и еще более серьезный мятеж произошел в африканских провинциях империи. В 117г. все эти выступления были подавлены, но болезнь и смерть Траяна помешали римлянам оккупировать Иранское нагорье. Преемники Траяна ограничились контролем над Месопотамией, оставив парфянскую столицу и отказавшись от идеи иметь своих ставленников на парфянском троне. Империя при Траяне достигла наибольшего могущества и была уже не в состоянии ни управлять, ни удерживать военной силой обширные окраинные территории от покушений соседних государств, вторжений варварских племен и восстаний покоренных народов.13
     Римско-парфянские войны продолжались, но уже со значительно  меньшим размахом, на протяжении II - начала III веков. Она шла с переменным успехом, ограничиваясь территориями Сирии, Месопотамии и Армении. Пользуясь внутренней борьбой в Парфии, римские легионы не раз проникали вглубь Месопотамии. В 215г. римский император Каракалла даже заставил парфянского царя Вологаза V признать себя вассалом Рима, однако два года спустя император был убит, и парфяне почувствовали себя свободными от обязательств перед Римом. Через несколько лет, в 226г., последний парфянский царь Артабан V был свергнут своим персидским вассалом Артаксерксом, основавшим династию Сасанидов. Место Парфии в качестве главного соперника Рима на Востоке заняла Персия, войны с которой продолжила и Византийская империя, вплоть до падения государства Сасанидов под натиском арабов в середине VII века. В результате римско-парфянских войн определились границы предельного продвижения Рима в Азии. Армения и Месопотамия стали теми буферными областями, где соперничали римское и парфянское влияние.
     Однако  территории приобретения Рима ограничи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.