На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в российской экономике история и современность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
     Экономический факультет
     Кафедра политический экономии 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
     Агафонов  Илья Михайлович 
 
 
 

                                                                          Руководитель 
канд. экон. наук, доцент
________С.В.  Кривяков 

                                                                           Автор работы
                                                                               Студент гр. 989
_______И.М.  Агафонов 
 

Томск 2009
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ………………………………………………....6
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (теоретические представления)………………………………………………………………….……9
2.1 Функции государства в экономике……………………………………………..9
2.2 Методы государственного  регулирования……………………………………14
ГЛАВА 3. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ (исторические аспекты и современность)………………………………………...20
3.1 Досоциалистический период…………………………………………………..21
3.2 Социалистический  период……………………………………………………..27
3.3 Современный  период…………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВВЕДЕНИЕ
     В современном мире социально-политические факторы, особенно государственное  регулирование, стали общепризнанным и необходимым условием жизнеспособности и эффективного функционирования экономической  системы. Тем не менее, само выражение "государственное регулирование" продолжает вызывать ожесточенные споры  и дискуссии. Причем при любых  попытках разобраться в этой сложной  проблеме возникает множество вопросов относительно роли государства в  сфере экономики: Как государство  влияет на экономику? Почему одни виды экономической деятельности свойственны  государственному сектору, а другие - частному? Не берет ли на себя государство  слишком больших функций по вмешательству в экономику?
     Эти и связанные с ними вопросы  приобретали все более растущую актуальность в течение всего  Нового времени по мере постепенного усложнения организации и структуры  общественно-политических систем, разграничения  государства и общества, социального, экономического, политического и  духовного сфер как самостоятельных, хотя и теснейшим образом взаимосвязанных  элементов единого человеческого  социума. Интерес к этой проблеме не затихал на протяжении всего ХХ в., особенно в контексте далеко идущих изменений в системе взаимоотношений  государства и общества, места  и роли государства в управлении и регулировании социальных и экономических процессов.
     Дискуссии и споры не окончены и в наши дни. Одни рассматривают любое ослабление государственного регулирования как  прямой путь к анархии стихийных  рыночных сил и, соответственно, к  распаду самой российской государственности, а другие в свою очередь рассматривают  переход к рынку при одновременном  максимальном сокращении регулирующей роли государства как единственное средство спасения России.
     Современная рыночная экономика немыслима без  эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной  и исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков высокоразвитого демократического общества. Опыт всех индустриально  развитых стран показывает, что ныне действующая система взаимоотношений  между экономической системой и  государством прошла длительный и сложный  путь становления и развития. Если на начальной стадии формирования частнопредпринимательской  капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся  предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки  государства, утверждении принципов  свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего ХХ в. имела место тенденция к постоянному  расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и  экономической сферах. Фактом, интегрально  присущим современному высокоорганизованному  обществу, стало то, что экономика  и государство не отрицают, а дополняют друг друга.
     Осознание и оценка этого факта имеют  немаловажное значение для России, поскольку происходящие здесь фундаментальные  преобразования в экономической  и политической сферах общества императивно  ставят на повестку дня вопрос о  необходимости всестороннего исследования основных принципов, форм, путей, векторов и тенденций развития взаимодействия между политикой и экономикой, государственной властью и предпринимательством. Особую значимость и актуальность этой проблеме придает тот факт, что  в настоящее время в России практика такого рода узаконенного взаимодействия и разрешения, возникающих перед  обществом проблем находится  в процессе формирования, что, естественно, самым непосредственным образом  сказывается на характере и темпах реализации экономических, социальных и политических реформ отечественной  экономики.
     Цель  данной курсовой работы – исследовать  роль государства в регулировании  Российской экономики, попытаться понять причины своеобразия взаимоотношений государства и экономики. 
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    Описать исторические моменты влияния и роли государства в российской экономике;
    Выявить место государства в современной экономической системе
    Описать роль государства в современной российской экономике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.
       Меркантилисты. 
     История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны - количество золота. В связи  с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
       Классическая теория.
     Следующей ступенью развития представлений о  роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой  он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" 1.
     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В  своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению своих частных интересов  является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
     Главное заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.
       Кейнсианская теория.
     В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс  выдвинул свою теорию, в которой  он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно  назвать "кризисной" так как  он рассматривает экономику в  состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться  в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые  по-настоящему обеспечивали бы выход  экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических  кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через  один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью  бюджетно-финансовой политики Кейнс  рекомендовал государству увеличить  налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
     Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:
     - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; 
     - создание обширной зоны государственного  предпринимательства на основе  образования государственных и  смешанных предприятий; 
     - широкое использование бюджетно-финансовых  и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста и высокого уровня  занятости. 
     г) Неоклассическая теория.
     Теоретической основой неконсервативной модели послужили  концепции неоклассического направления  экономической мысли. Трансформация  модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым  затрудняет использование заемных  средств для накопления. Поэтому  неоконсерваторы предложили осуществление  антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
     Сокращение  налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом  станет сокращение государственных  расходов, отказ от использования  бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести  и политику приватизации государственной  собственности.
     Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование  рынка рабочей силы и др.
     Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.  

       ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.
       2.1 Функции государства  в экономике.
     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции.
     Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
     Можно выделить две группы регулирующих функций  государства:   
     а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также  функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
     б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
     Стимулирование  сбалансированного экономического роста - одна из важнейших функций. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
     Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
     В сферу деятельности государства  входит функция регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.
     Одной из основных функций государства  является  создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.
     Рыночные  механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.
     Можно выделить социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство  организует производство продуктов  и услуг, которым не занимается частный  сектор. Оно создает условия для  развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов  и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует  программы развития образования, здравоохранения.
     Система сбыта регулируется через государственные  закупки и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
     Важна функция государственного регулирования рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
     Для того чтобы сохранить кадровый потенциал  в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
     Во  всех перечисленных случаях государство  вправе вмешаться в перераспределение  доходов, т.к. то, что справедливо  с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в  обществе.
     Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные  виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов  в связи с ростом цен и т.д.
     В рыночной экономике государство  является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
     Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
     Реализация  национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
     Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это классические функции государства.
     Однако  в современном мире функции государства  гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре  общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
     К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность (ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.).
     Ни  одна из всех вышеперечисленных функций  не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
     Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
    Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др.
    Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику.
    Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
 
       2.2 Методы государственного регулирования. 

     Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы, к которым рыночная система  предъявляет следующие требования:
     Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
     Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить  рыночный механизм. Вместе с тем  это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
     В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме  рынка, последний начинает давать сбои.
     Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное  предпринимательство.
     Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
     Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные  виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
     Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
     Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
     Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный объем  производства. Изменяя налоговые  ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия  кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает  банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки  и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает  банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.
     Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.
     Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.
       Административные методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики, однако используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования,  культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции.
     Административные  методы включают: финансовую поддержку   государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
     Финансовая  поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственным предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов. Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России.  Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных  капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции. Субсидия особая форма связи (финансовой и экономической) между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
     Административные  методы предполагают использование  мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа. Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых  национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека  на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
     Правовые  и административные рычаги используются государством и для вмешательства  в трудовые отношения – путем  создания законов о труде  и  с помощью административных и  судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты.
     К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры.  Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке. Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:
     а) на тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых  естественных монополиях, государством создаются общественные  регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен.
     б) на большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства.  
 

ГЛАВА 3. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ  (исторические аспекты и современность)
     Кривяков С.В. в своей работе «Теоретический анализ экономических систем», анализируя своеобразие российской цивилизации, пишет «… в России личная свобода была привилегией очень небольшой части народа. Сельское население было и имущественно, и лично зависимо от помещиков вплоть до реформ Александра II. А жители городских посадов были прикреплены по месту жительства и по роду занятий с XVI по XVIII вв. Власть государя имела деспотический характер. На селе индивидуальная свобода ограничивалась, кроме того, еще и общиной, в рамках которой коллективно решалось большинство вопросов хозяйственной и социальной жизни деревни. Одной из основ российской цивилизации является православие. В православной традиции нет дуализма и независимости духовной и светской властей. Глава церкви традиционно является помощником и духовным наставником государя, занимая, тем не менее, подчиненное положение. Государство более или менее активно регулирует церковную жизнь в той части, которая касается административного устройства церкви и личностей ее ведущих иерархов.
     Особенности российской экономической жизни  вполне соответствуют общему характеру  российской цивилизации. Первой бросающейся  в глаза чертой российской хозяйственной  системы является значительное место  государства в экономической  жизни, причем ведет себя государство  в этой сфере весьма активно. Прежде всего, всегда существовали обширные государственные  земли с государственными крестьянами, мануфактурами и т.д. Кроме того, государство собирало разнообразные  налоги. Во времена петровской модернизации появились многочисленные казенные заводы, верфи и прочие предприятия. Развитие транспортной, в том числе  и железнодорожной сети также  осуществлялось государством. Банковская система в России создавалась  не снизу, в виде частных коммерческих банков, а сверху, в форме государственных  или смешанных учреждений. Следующая особенность – преимущественно неэкономическое принуждение к труду. На протяжении веков способом такого принуждения служило крепостное рабство. Наконец, для России характерно широкое распространение коллективных форм организации экономической деятельности. В деревне это была община, которая выступала коллективным пользователем, а после 1861 года нередко и собственником земли, единым хозяйствующим субъектом. В городах широкое распространение получила артельная форма работы».
     В истории России условно можно  выделить три периода: досоциалистический, социалистический и постсоциалистический. 

    3.1 Досоциалистический период 

     Тип правления – монархия. Реформы могли идти только сверху и зависели от личности правителя – представителя дома Романовых.
     Реформы Петра I: возникает крупномануфактурное производство, которое в основном обеспечивало армию и флот. Это были металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии. Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце I четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России "характеризуется действительно фактическим слиянием всех областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок".
     Происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному.. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка.
     О. А. Омельченко выделяет три этапа  в реформах Петра I. Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных  учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы. Второй (1710\11-1718\19гг.) создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой  военной политики, широкое строительство  флота; учреждение законодательства; перевод  государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург. Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных  учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и  реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и  нового порядка государственной  службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели  одинаковую юридическую силу.
     Екатерина II: по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. При Екатерине дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.
     Напротив, в политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи.
     Александр II: поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. 19 февраля 1861 года "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. Это способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав - развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. 1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое, земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям. 16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы.
     Были  увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять  экономическую мощь страны считалось  постройка сети железных дорог. В  связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также  увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий  заметно увеличилось, а также  число фабрик и заводов. Появились  кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год) .
     Экономическое развитие России в конце XIX в.
     В конце ХIХ в. в России наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так, из 1292 русских акционерных компаний, действовавших в 1903 г., 794 были учреждены  за 1892-1902 гг., а из 241 иностранной компании - 205 появились в России в указанное  десятилетие. В 90-е годы прокладывалось ежегодно в среднем 2,5 тыс. верст  новых железнодорожных магистралей (этот показатель никогда не был  впоследствии превышен) . Окончание  ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение  русской денежной единицы. Рубль  стал одной из стабильнейших валют  мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились  составной частью широкой программы  экономических нововведений 90-х  годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем  помогли народнохозяйственному  организму выдержать тотальные  потрясения русско-японской войны и  революции 1905-1907гг. Введение золотой  валюты укрепило государственные финансы  и стимулировало экономическое  развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С. Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.  
     Аграрные  реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. Особенностью проводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
     За  неограниченное использование государственного вмешательства Витте подвергался  критике со стороны приверженцев реформ 1860-х годов, считавших, что  индустриализация возможна только через  перемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного") правительства и введение правительственного учреждения. В либеральных кругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическая  диверсия самодержавия", отвлекавшая  внимание населения от социально-экономических  и культурно-политических реформ. В  конце 1890-х годов казалось, что  Витте доказал своей политикой  невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно  развивать экономику, ничего не меняя  в системе государственного управления.
     Противники  Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой  поощрения промышленности он разорил  сельское хозяйство Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика Витте.
     Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX-XX веков к  глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил  сельского населения". На платежеспособности крестьян держались и развитие промышленности, и государственный бюджет.
     

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.