На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление товарным ассортиментом розничного магазина

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П.ОГАРЕВА»
Экономический факультет 
Кафедра маркетинга 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА РОЗНИЧНОГО МАГАЗИНА
(на  примере Гастронома  «Маяк») 
 
 

Автор  курсовой  работы                                                   Р.Ш.Казаков
Специальность                                                                   080111.65   маркетинг
Обозначение  курсовой  работы                       КР–02069964–080111.65–12–11
Руководитель  работы                                        
канд.экон.наук, доцент                                                      С.Э.Майкова                           
 

                                                                           Оценка 
 
 
 

Саранск  2010
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П.ОГАРЕВА»
Экономический факультет 
Кафедра маркетинга 
 
 
 

ЗАДАНИЕ  НА  КУРСОВУЮ  РАБОТУ 
 
 

Студента 415 группы  Казакова Романа Шамильевича 

1 Тема  «Управление  товарным ассортиментом розничного  магазина» 

2 Срок предоставления  работы к защите  27.05.2011 

3  Исходные  данные  для  научного  исследования:   работы  отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет-источники
4  Содержание  курсовой  работы:
                4.1 Теоретические основы понятия  ассортимента розничного магазина
      4.2 Исследование  ассортимента розничного магазина
           (на примере гастронома «Маяк»
      4.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию  ассортиментной политики гастронома  «Маяк»  
       

Руководитель  работы__________________________________ С.Э.Майкова 

      Задание принял к исполнению__________________________ 
       

Реферат
      Курсовая  работа содержит 45 страницы, 5 рисунков, 6 таблиц, 30 использованных  источников.
      АССОРТИМЕНТ  РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ  ТОВАРНАЯ ГРУППА МЕРЧЕНДАЙЗИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ  ТОРГОВАЯ МАРКА ТОРГОВЫЙ ЗАЛ
      Объект  исследования:  Гастроном «Маяк»
      Цель  работы – изучение теоретических  аспектов товарного ассортимента предприятия, исследование товарного ассортимента предприятия, а также разработка предложений по его совершенствованию с целью улучшения деятельности исследуемого предприятия.
      В процессе работы использовались статистический и аналитический  методы.
      В  результате  исследования  дана  общая  характеристика товарного  ассортимента, проведен анализ предприятия  по данным аспектам его деятельности и даны рекомендации по совершенствованию.
      Степень внедрения: частично.
      Область  применения  –  в  учебном  курсе  в  рамках предмета «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», а также непосредственно на исследуемом предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 
 

      Введение………………………………………………………...……………5                                                                    
    1 Теоретические основы понятия товарного ассортимента предприятия………………………………………………………………………..8
    1.1 Критерии  формирования товарного ассортимент  предприятий розничной торговли…………………………………………………………….8
      1.2 Функции управления ассортиментом  товара………………………...10        1.3 Структура ассортимента………………………………………………..14
    2 Анализ  и оценка товарного ассортимента предприятия супермаркет «Маяк»………………………………………………………………………17
      2.1 Общая характеристика супермаркета «Маяк»…………………….….17
      2.2 Организационно-экономическая оценка магазина «Маяк»………….20
      2.3 Анализ ассортимента супермаркета  «Маяк»………………………....23
    3 Исследование ассортиментных предпочтений покупателей гастронома «Маяк»………………………………………………………………………29
      3.1 Разработка программы анкетирования………………………………..29
      3.2 Анализ результатов анкетирования………………………...…………32
      3.3 Совершенствование товарного ассортимента  гастронома «Маяк»…36
      Заключение………………………………………………………………….40
      Список  использованных источников……………………………………...43
      Приложение…………………………………………………………………46 
 
 
 
 
 

        Введение 
      В современных условиях перехода к  рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей -выявление и превращение покупательской способности потребителя в реальный спрос на определенные виды товара и полное удовлетворение этого спроса, а также получение намеченных фирмой прибылей. Важнейшими функциями маркетинга являются изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование товаров.
      По  мере того, как в развитых странах  происходит сдвиг от среды предложения к среде спроса, значение маркетинга возрастало. На протяжении всей своей истории мировая торговля характеризовалась недостаточным предложением. Сегодня все изменилось. Экономика развитых стран характеризуется избыточным предложением. Центральной проблемой стало привлечение покупателей, а не удовлетворение спроса. Потребитель избалован широким выбором товаров. Одной из первых вступила на путь рыночных отношений и существенно изменилась за годы реформ такая сфера, как торговля.
      Учитывая  сложившуюся ситуацию, в настоящее  время для входа на рынок розничной торговли продовольственными товарами нет существенных барьеров, поэтому на этом рынке присутствует достаточно большое количество независимых фирм, производящих однородные услуги. Ценовую конкуренцию сопровождает неценовая конкуренция,  основанная на качестве продуктов или услуг, рекламе, условиях продажи. Управление ассортиментом и его планирование - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, а проблемы со сбытом относят к объективным факторам. Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, экономическим кризисом, сложившимся в стране, растущей инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.
      Объект  исследования - магазин «Маяк»
      Предмет исследования - торговый ассортимент магазина «Маяк»;
      Целью курсовой работы является анализ ассортиментной политики супермаркета «Маяк», спецификой которого является реализация продовольственных товаров.
      Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач:
      1. раскрыть теоретическую сторону м формирования ассортиментной политики предприятия розничной торговли, включающую в себя главные характеристики ассортимента, основные элементы управления товарным ассортиментом, методы изучения ассортимента ,т.е. рассмотреть управление ассортиментом, как инструментом маркетинга;
      2. провести анализ и оценку ассортиментной  политики супермаркета «Маяк», изучив потребителей данного магазина и его ассортимент.
      При написании курсовой  работы были использованы теоретические источники ведущих зарубежных и отечественных авторов в области маркетинга. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание которых уделено маркетинговым направлениям в управлении фирмой, а также специализированная литература, в том числе по товароведению продовольственных товаров. В периодической печати изучались используемые в торговле современные подходы и принципы оптимизации ассортимента предприятия розничной торговли. Были рассмотрены журналы: «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Менеджмент: теория и практика», «Консультант директора». В теоретической части уделяется внимание определению понятий
      ассортимент, ассортиментная концепция. Для обеспечения представления о том, какими основополагающими характеристиками обладает ассортимент, были изучены учебные пособия Ващекина Н. П. «Маркетинг», Акулича И. Л. «Маркетинг», Федько В. П. «Основы маркетинга, где представлены характеристики товарного ассортимента и степень их важности при формировании ассортиментной политики розничного предприятия.
      При описании задач и принципов ассортиментной политики фирмы, а также факторов, которые непосредственно определяют ассортимент товаров рассматривалось  учебное пособие под редакцией Ноздревой Р. Б. «Маркетинг».
      В нем подробно описываются основные задачи, стоящие перед фирмой,
      принципы, которых должны придерживаться менеджеры  при формировании и
      управлении  товарным ассортиментом.
      Выводы, полученные при написании данной работы могут быть использованы в практической деятельности. 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы  понятия ассортиментной  политики предприятия
      1.1 Критерии формирования  товарного ассортимента  предприятий
      розничной торговли
      Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. Ассортимент должен оказывать максимально притягательное воздействие на покупателей.
      Формирование  ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включённых в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
      Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
      Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки  зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, марки и т.п.
      Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство.
      Планирование  номенклатуры и ассортимент продукции  может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка  и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления  деятельности, получившей название маркетинга.
      Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов  и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс  формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
      В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.
      Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его  соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами  покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
      Важным  принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
      Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:
    Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
    Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
      Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. 

      1.2 Функции управления ассортиментом товара
      Управление  ассортиментом на предприятиях различных  форм собственности – это основной и один из самых сложных процессов  протекающих в коммерческой деятельности. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.
      Изучение  процесса управления ассортиментом  необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление».
      В широком смысле слова под управлением  следует понимать процесс, состоящий  из определенных функций. Состав функций  может изменяться в зависимости  от целей и задач, которые ставит пред собой управляющая система.
      Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся:
      - планирование;
      - организация;
      - контроль, направленный на изучение  эффективности планирования и  организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.
      Основные  элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом, можно представить  схематично на рис. 1.1.
      
      Рис. 1.1. Структура процесса управления ассортиментом  в промышленности.
      Функция планирования ассортимента промышленного  предприятия предусматривает следующие  мероприятия:
      - определение занимаемой доли  на рынке товаров и услуг;
      - изучение потребностей покупателей  к товарам, системам сбыта,  сервису, дополнительным услугам;
      - определение набора товарных  групп, наиболее предпочтительного  для потребителей и обеспечивающего  экономическую эффективность их  производства;
      - определение оптимального соотношения  набора товаров, находящихся на  разных стадиях жизненных циклов;
      - выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;
      - разработку стратегии сбыта товаров.
      Ассортиментная  политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение  определенного времени остается неизменной, однако при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться.
      Функцию организации можно рассматривать  как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает:
      - установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом потребителей;
      - разработку структуры ассортимента;
      - организацию эффективных хозяйственных  связей с поставщиками и дистрибьюторами. 
      Важнейшим элементом маркетинга промышленности является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса производства и товародвижения.
      Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь. 
 

      1.3 Структура ассортимента
      Товарный  ассортимент розничного предприятия  по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.
      По  широте ассортимента делится на:
    ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
    ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
    ассортимент узкий (< 200 наименований);
    ассортимент специализированный.
      С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота  и получаемой прибыли.Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:
    для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы);
    деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);
    решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д..
      Виды  розничных предприятий.
      Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимента, способный удовлетворить  специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента, может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).
      Универмаги  предлагают широкий ассортимента, в  первую очередь, непродовольственных  товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают  к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются  средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.
      Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.
      Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности – научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортименте начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга – это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.
      Еще один важный элемент ассортимента и  в целом товарной политики – изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
      Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует располагать методикой оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой. 
 
 
 

    2 Анализ и оценка  ассортиментной политики  предприятия супермаркет «Маяк»
      2.1 Общая характеристика  супермаркета «Маяк»
      Супермаркет «Маяк» расположен по адресу Саранск, ул. Кирова, 63. Сеть магазинов «Маяк» это сеть магазинов самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров. Магазин не является отдельно стоящим зданием. Магазин расположен в довольно удачном месте. Рядом достаточно много жилых домов, большинство жильцов которых преимущественно и являются покупателями супермаркета «Маяк». Несмотря на то, что в последнее время рядом с гастрономом открылся еще целый ряд супермаркетов подобного типа, «Маяк» на данный момент выдерживает конкуренцию с ними и занимает лидирующее положение по предпочтениям покупателей. «Маяк» размещен в отдельно стоящем здании, которое состоит из одного этажа. Такой тип здания позволяет правильно, в соответствии с последовательностью технологического процесса разместить помещения для подготовки, хранения и продажи товаров, административно-бытовые помещения, обеспечить горизонтальное перемещение грузов и возможность комплексной механизации этих работ.
      Товарный профиль магазина «Маяк» - это продовольственные товары. Специализация супермаркета организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.
      Исходя  из товарной специализации, супермаркет  «Маяк» можно отнести к группе смешанных магазинов, ведущих торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Однако, общая доля непродовольственных товаров в общем объеме продаваемых товаров достаточно невелика, 4-5%. Товарный профиль (тип) и специализация супермаркета определены его Уставом.
      В этом магазине используются две форма торгового обслуживания: традиционная и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.
      Торговый  зал магазина достаточно просторный. Около 50-55% торговой площади супермаркета «Маяк» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять тележки для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.
      В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Вследствие того, что супермаркет «Маяк» реализует большой ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично.Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.
      Также в оснащении супермаркета имеется  современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине 6 расчетных узлов, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:
      - линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное  оборудование расположены
      вдоль стен и в центре зала, создавая при  этом непрерывную линию;
      - островной, т.е. торговое оборудование  размещено в конце зала в  виде
      островка  прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.
      Среди способов выкладки товара в супермаркете «Маяк» можно выделить несколько видов:
      - горизонтальная;
      - вертикальная;
      - навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).
      Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных  узлов. Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей.
      Хорошо  видны из любой точки торгового  зала и красиво оформлены -специальные  указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям свободно и быстро ориентироваться в магазине. Каждый из продавцов-консультантов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.
      В продаже имеются продукты как  доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие более высокую цену. То есть ассортимент магазина «Маяк» учитывает различные доходы различных слоев населения. Также «Маяк» осуществляют оказание такой услуги, как доставка на дом некоторых видов товаров. Это очень удобно и привлекает дополнительную клиентскую базу, повышает лояльность.
      Разнообразие  ассортимента продукции обеспечивается тем, что супермаркет «Маяк» поддерживает деловые отношения с местными, иногородними поставщиками и частными предпринимателями.
      В супермаркете производится постоянное обновление торгового ассортимента, осуществляется проведение разнообразных акций. Еженедельно магазин посещают представители разных торговых марок и осуществляют выкладку своего товара, изменяют ассортимент и следят за ценовой политикой магазина. Это позволяет поддерживать качество ассортимента магазина на достойном уровне, а также быстро реагировать на изменение потребностей населения.
      В целом, супермаркет «Маяк» можно охарактеризовать как обычный продуктовый магазин со стандартным ассортиментом. 
 
 

    2.2. Организационно-экономическая  оценка магазина «Маяк»
      Торговая  сеть супермаркетов с «Маяк» успешно работает на рынке уже больше 10 лет. Общая торговая площадь всей сети составляет свыше 15000 кв. метров.
      Ассортиментный  портфель магазина «Маяк» включает в себя более 1500 наименований продуктов питания и других товаров и нацелен на различные потребительские аудитории.
      С начала своей деятельности и в  данное время торговая сеть супермаркетов «Маяк» является стабильно развивающейся компанией с сильными рыночными позициями, с надежным и эффективным каналом сбыта, с перспективой постоянного роста продаж. Высококачественные товары по низким ценам, динамичная внутренняя жизнь, стремительная оборачиваемость товаров, удобное расположение магазинов, европейский сервис обслуживания являются основой успеха бизнеса и прочным фундаментом для успешной работы.
      В уставе предприятия отражены основные направления и виды деятельности «Маяк»: торгово-закупочная деятельность; посредническая деятельность организация и расширение торговой сети; розничная торговля.
      Ассортимент формируется по принципу «от покупателя». Товары подобраны таким образом, чтобы полностью обеспечить запросы как  обычных, так и самых требовательных покупателей. Поэтому супермаркеты «Абсолют» узнаваемы и привлекательны для покупателей.
      Супермаркет «Маяк» размещен в отдельно стоящем здании, которое состоит из одного этажа. Такой тип здания позволяет правильно, в соответствии с последовательностью технологического процесса разместить помещения для подготовки, хранения и продажи товаров, административно-бытовые помещения, обеспечить горизонтальное перемещение грузов и возможность комплексной механизации этих работ.
      Конструкция здания, его внутренняя планировка соответствует названию и товарному профилю магазина. В магазине также обеспечена рациональная организация торгово-технологического процесса с применением современных технологий самообслуживания.
      Материальные  и трудовые затраты при эксплуатации магазина минимальны.
      Характеризуя  общетехническое устройство магазина, следует отметить, что здание обеспечено системой центрального отопления, водопроводом, горячим водоснабжением, вентиляцией, в зимнее время работает тепловая завеса – всё это создаёт определённый микроклимат и комфортные условия для покупателей и персонала магазина.
      Общая площадь предприятия составляет 630м2.
      Основными в магазине являются торговые помещения, площадь которых составляет 520м2. Таким образом, данное предприятие по размерной типологии розничного предприятия наиболее приближено к универсаму (супермаркету).
      Режим работы супермаркета «Маяк» с 8.00 до 22.00, в том числе и в выходные, без перерывов.
      Всего в магазине работает 65 человек, в том числе торгового персонала – 54 человек.
      Работники секций осуществляют свою деятельность в две смены, согласно графику, составляемому ежемесячно заведующими каждой секции в соответствии с выдаваемым ежегодно торгово-экономическим отделом производственным календарём. В календаре указывается количество рабочих и выходных дней в каждом месяце, праздничные и сокращённые дни.
      На  обед, выходные работники секций ходят  в порядке очередности в соответствии с разработанным графиком.
      Администрация и различные службы супермаркета осуществляют свою деятельность ежедневно с 9.00 до 18.00, суббота, воскресенье – выходные дни.
      Основной  целью любого коммерческого предприятия  является получение прибыли. Поэтому для определения эффективности торгового предприятия необходимо рассмотреть торгово-хозяйственную деятельность магазина
      Анализ  торгово-хозяйственной деятельности предприятия представлен в таблице 2.1.
      Таблица 2.1 Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия магазина «Маяк» за 2009-2010 гг.
      Наименование показателя       2009г.       2010г.       Отклонение  по сумме (+;?)       Темп  роста, %
      Товарооборот, тыс.руб.       15027       16193       +1166       107,8
      Валовый доход, тыс.руб.       2564       2778       +214       108,3
      Издержки обращения, тыс.руб.       1449       1412       -37       97,4
      Прибыль от продаж, тыс.руб.       1167       1219       +52       104,5
      Рентабельность       7,8       7,5       -0,3       96,2
      Количество работников, в том числе:       62       65       +3       104,1
      Торговый персонал       52       54       +2       106,1
      Общая площадь, м2, в том числе:       630       630       -       -
      Торговая площадь       520       520       -       -
 
      Анализ  данных таблицы показал, что товарооборот увеличился на 1166 тыс. руб, и прирост составил 7,8% в 2010 году. Увеличение товарооборота за исследуемый период произошло за счет расширения ассортимента по различным группам товаров.
      Также в 2010г. отмечено увеличение валового дохода, что в приросте составило 8,3%. Валовой доход увеличился за счет роста торговой надбавки на цены реализуемых товаров.
      Издержки  обращения снизились на сумму 37 тыс.руб., а темп их роста составил 97,4%. Снижению издержек на предприятии способствовали такие факторы, как увеличение в общем объеме реализации количества товаров, поставляемых местными поставщиками, а значит с низким уровнем издержкоемкости.
      Снижение  издержек повлияло на размер прибыли  от продаж и соответственно на рентабельность продаж магазина.
      Рентабельность  продаж характеризует удельный вес  прибыли в товарообороте, за исследуемый период рентабельность снизилась по отношению к 2009 году, и составила в 2010 году – 7,5%. А так как минимальный размер рентабельности розничного торгового предприятия должен составлять 3-5% к товарообороту, то можно утверждать, что рентабельность продаж магазина «Маяк» удовлетворительна.
      При оценке эффективности деятельности торгового предприятия необходимо учитывать также численность работников. В 2010 году численность работников увеличилась на 3 человека (4,1%), в том числе за счет увеличения торгового персонала – 2 человека.
      Общая площадь магазина за исследуемый  период не менялась и составляет на сегодняшний день 630 м2, в том числе 520 м2 занимает торговая площадь. 

      2.3 Анализ ассортимента супермаркета «Маяк»
      Ассортимент супермаркета «Маяк» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров. Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте. Принцип формирования товарного ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, в продуктах питания. Товарный ассортимент супермаркета является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).
      Насыщенность  представленной номенклатуры, то есть общее число составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 769. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) супермаркета «Маяк» определяется делением общего количества продукции (769) на количество ассортиментных групп (15). Таким образом, средняя товарная линейка супермаркета охватывает 51 позицию.
      В целях более глубокого и подробного изучения товарного ассортимента
супермаркета  каждая из 15 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками. Таким образом, широта ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов.
      Насыщенность ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент сыров - 27 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сгущенных молочных консервов - 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, то есть покупатель реально может выбрать сыры по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их. Достаточно глубокий, способный удовлетворить потребности покупателя, ассортимент молока и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы «молоко и кисломолочные продукты» составила 165.
      Вторая  ассортиментная группа «рыба и морепродукты»  представлена в супермаркете «Маяк» пятью  ассортиментными подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти. Насыщенность группы составляет 28 торговых марок и видов, глубина 48 вариантов исполнения рыбных товаров. Отдельно насыщенность и глубина ассортиментных подгрупп представлены в таблице 2.3.
      Таблица 2.3 Широта, насыщенность и глубина ассортиментной группы «рыба и морепродукты»
      Широта       Насыщенность       Глубина
              2011       2010       2009       2011       2010       2009
      Рыба       5       5       4       8       8       8
      Рыбные  консервы       7       7       7       6       6       6
      Рыбные  пресервы       8       7       7       12       12       12
      Икра  рыб       3       3       3       10       8       8
      Нерыбные морепродукты       5       4       4       12       10       10
 
      Анализируя  таблицу можно сказать, что самым  насыщенным в этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который представлен 8 торговыми марками в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (12 разновидностей продукта), а также ассортимент рыбных консервов (7 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 3 марки этого продукта). Этот факт объясняется тем, что данный продукт является деликатесом и имеет достаточно высокую цену, также необходимо учесть, что основным сегментом покупателей супермаркета являются женщины со средним и низким уровнем доходов, которые либо не употребляют икру, либо употребляют не часто. Следовательно, ассортимент данной подгруппы не является таким насыщенным. Но несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 5 торговыми марками, а глубина составляет 12 разновидностей. Так как в последнее время у потребителей все большую популярность приобретают разного рода деликатесы, данный ассортимент вполне способен удовлетворить потребности покупателей.
      Следующая ассортиментная группа «яйца» представлена характерным дляданной группы нешироким  ассортиментом - яйца куриные и яйца перепелиные. Насыщенность маленькая - Рефтинская птицефабрика. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже имеются яйца 1, 2 категорий и диетические. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц способен удовлетворить потребности покупателей, так как производитель местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.
      Ассортиментная  группа «пищевые жиры» разделена  на четыре ассортиментных подгруппы: растительные масла, масло коровье, маргарин, майонез.
      В целом насыщенность ассортиментной группы «пищевые жиры» равна 44, а  глубина - 60. Наиболее насыщенным является ассортимент растительного масла -21 торговая марка, а менее насыщенным -масло коровье (только лишь 4 марки). Также достаточно насыщен ассортимент майонеза (12), то есть покупатель может выбрать данный продукт по своим требованиям и предпочтениям к той или иной марке. Наиболее глубокий ассортимент майонеза (28), то есть майонез предложен различной жирности (от слабокалорийного до повышенной жирности) и различной массы, что дает возможность покупателям приобретать данный продукт в нужном количестве и той жирности, какой они желают купить. Относительно неглубокий ассортимент растительного масла и маргарина (по 7 разновидностей у каждой подгруппы). Ассортиментная группа «сахар» имеет насыщенность, состоящую из двух видов: сахар-песок и сахар-рафинад. То есть данная ассортиментная группа является насыщенной. Глубина составляет 4 разновидности данного продукта
      Таблица 2.4 Насыщенность и глубина ассортиментной группы «сахар»
      Насыщенность       Глубина
      2011       2010       2009       2011       2010       2009
      Сахар-песок       2       2       1
      Сахар-рафинад       3       2       2
 
      Следующая ассортиментная группа «кондитерские  товары» имеет широту 6 ассортиментных подгрупп. В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 94 торговые марки, а глубина - 206. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный - ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы и восточных сладостей. Ассортиментная группа «зерномучные товары» включает в себя семь ассортиментных подгрупп: крупы, мука, хлеб, булочные изделия, макаронные изделия, бараночные изделия, сухарные изделия. То есть, широта данной ассортиментной группы равна 7. Насыщенность зерномучных товаров представлена 68 торговыми марками и видами продукта, глубина составляет 147 разновидностей товаров данной ассортиментной группы.
      В супермаркете предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным производителем, политика которого направлена на обеспечение производства  разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (24 марки) и глубина (32 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента пищевых концентратов быстрого приготовления, которые в связи с ускоряющимся темпом жизни становятся более популярны среди потребителей. В супермаркете данный ассортимент разнообразен и способен удовлетворить самого взыскательного покупателя. Не менее насыщены ассортименты макаронных изделий, крупы и муки. Ассортиментная группа «вкусовые товары» представлена в супермаркете широтой - 6 ассортиментных подгрупп. Из них самым наиболее насыщенным (165 наименований) является ассортимент алкогольных напитков, представленный водкой, ликерами, настойками, вином. В магазине есть специализированный винно-водочный отдел, где покупателю предлагается большой выбор вина. Насыщенность вкусовых товаров равна 349 наименований и марок, глубина составляет 209 разновидностей.
      Наиболее  широк ассортимент мяса и мясных товаров, включающий в себя мясо разных видов, колбасные изделия, мясные консервы, различные полуфабрикаты. Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. В первую очередь необходимо обратить на группы с малой глубиной: сахар, мед, грибы, плоды, овощи. Руководству супермаркета «Маяк» следует обратить внимание на данные товарные группы и разнообразить их ассортимент.
      Таким образом, наиболее широким ассортиментом в супермаркете «Маяк» представлены ассортиментные группы «молоко и молочные товары» (8), «зерномучные» (7), «кондитерские» (6), «вкусовые» (6) и «рыба и рыбные товары»(5). Самым насыщенным является ассортимент вкусовых товаров (349 марок и наименований), не менее насыщены ассортименты кондитерских (94) и зерномучных (68) товаров. Глубоким является ассортимент кондитерских товаров, представленный 206 разновидностями продуктов, молочных товаров (165 варианта исполнения), вкусовых товаров (209). 
 
 

      3 Совершенствование  ассортимента магазина «Маяк» на основе анализа предпочтений потребителей.
      3.1 Разработка программы анкетирования
      Для того, чтобы более детально понять нужды покупателей, их запросы, и грамотнее сформировать ассортиментную политику, предлагаем магазину провести анкетирование по следующему плану.
      Анкета 
      Уважаемый покупатель!
      В нашем магазине проводится опрос  с целью выявления Ваших предпочтений и отношения к магазину. Ваши ответы помогут более эффективно сформировать ассортимент предлагаемой нами продукции. Заранее благодарим за сотрудничество!
      1. Где Вы обычно покупаете продукты  питания?
      • в продовольственном магазине/супермаркете
      • на рынке/микрорынке
      • в подземных переходах/остановочных павильонах
      • другое
      2. С какой частотой Вы приобретаете  приведенные ниже продукты?
      Товарные  группы  Ежедневно  Несколько раз в неделю  Несколько раз в месяц  Не покупаем
 Кисломолочные продукты (молоко, сметана, кефир, творог)                                
 Бакалея (мука, крупа, макаронные изд., сахар, яйца)                                
 Хлебобулочные изделия                                
 Мясо (говядина, свинина, птица)                                
  Колбасные изделия                                
 Рыба и морепродукты                                
Масло сливочное                                
  Масло растительное                                
  Кондитерские изделия                                
Овощи                                
Фрукты                                
Кофе                                
Чай                                
 Полуфабрикаты, консервы                                
 Безалкогольные напитки (минеральная  вода, соки,газированные напитки)
                               
 Алкогольная продукция                                
 
      3. Продукцию каких производителей Вы предпочитаете приобретать:
Товарные  группы       Отечественные         Импортные 
 Кисломолочные продукты (молоко, сметана, кефир, творог)                
  Бакалея (мука, крупа, макаронные изд., сахар, яйца)                
Хлебобулочные изделия                
  Мясо (говядина, свинина, птица)                
Колбасные изделия                
Рыба  и морепродукты                
Масло сливочное                
Масло растительное                
Кондитерские  изделия                
Овощи                
Фрукты                
 Безалкогольные напитки (минеральная вода, соки, газированные напитки)                
 Алкогольная продукция                
 
      4. Насколько для Вас важны следующие  показатели? Оцените по
      десятибалльной  шкале (где 1 . абсолютно не важно, 10 . очень важно):
      - упаковка товара 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      - цена продукта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      - качество товара 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      - фирма-производитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
      5. Какие продукты питания Вы  не покупаете в супермаркете  «Маяк»:
      ____________________________________________________________________ 

      6. Укажите, пожалуйста, на сколько  Вы удовлетворены полнотой
      ассортимента  нашего магазина:
      • Полностью удовлетворяет
      • Удовлетворяет частично
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.