На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация самостоятельной работы на уроке английского языка при овладении языковыми средствами общения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ ВПО  «Омский государственный педагогический университет»
Кафедра английского языка 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теории и методике преподавания английского  языка 

    Организация самостоятельной  работы на уроке английского  языка
          при овладении языковыми  средствами общения   
     
     
     
     

                                                                                    Выполнил: студентка
                                                                                    4 курса дневного отделения
                                                                                    факультета иностранных языков, 405 гр.
                                                                                    Емченко Олеся  Юрьевна
                                                                                    Научный руководитель:
                                                                                   старший преподаватель
    кафедры английского языка
                                                                                    Архипов Игорь Борисович 
     

Омск 2011
 

Оглавление 
 

Введение 

Образование граждан  всегда являлось и является одной из основных задач государства. В течение долгого времени учёные, политики, педагоги стремятся создать идеальную систему образования. Создаются новые программы, издаются новые учебники, предъявляются новые требования не только к образовательному процессу, но и к самим учащимся. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” [7,с.8].
Это представление  общей картины о будущем гражданине нашей страны. На протяжении всего процесса обучения учащийся должен овладеть определёнными навыками и умениями, усвоить программу, одним из компонентов которой является английский язык. Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема создания эффективной методики преподавания английского языка представляется крайне важной. [15,с.45] Существуют разные методы и приёмы обучения английскому языку, одним из которых является самостоятельная работа.
Формирование  самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как  одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу. Психологический дискомфорт (кто-нибудь не справится, появится слишком много способов решения, и дети не овладеют основным учебным содержанием...) и недостаточная разработанность вопроса на общеметодическом уровне не позволяют сделать процесс формирования данной способности составляющей частью процесса обучения.
Актуальность  работы обусловлена тем, что самостоятельность  необходима и в школе, и в быту. Овладение языковыми средствами общения английского языка подразумевают не только изучение нового незнакомого материала, но и использование положительного переноса знаний, умений и навыков родного языка. Это не только упростит процесс обучения английскому языку, но и окажет положительное влияние на овладение им.
Проблема  исследования – организация самостоятельной работы учащихся при обучении английскому языку.
Цель  курсовой работы – проанализировать использование данного приёма на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы при обучении английскому языку.
Предмет исследования – учащиеся 7 – го класса Харламовской СОШ
Задачи  исследования:
1. Рассмотреть виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка.
2. Выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка при овладении языковыми средствами общения.
3. Проанализировать работу учителей по проблеме исследования
Методы  исследования –  наблюдение, тестирование.
База  исследования –  учащиеся 7 класса Харламовской СОШ
 

Глава 1. Теоретические основы использования самостоятельной работы на уроках английского языка при овладении языковыми средствами общения
      Понятие «самостоятельная работа», структура, виды, формы.
Мы понимаем самостоятельную работу как разновидность  деятельности в учебных условиях [10, с. 3].  Модель самостоятельной учебной деятельности школьника включает в себя следующие элементы: взаимодействие школьника, преподавателя и предмета изучения, овладение навыками и умениями в различных условиях (в школе и дома), характер управления, внешний и внутренний контроль (самоконтроль) за учебной деятельностью, выполненный с разной степенью самостоятельности.
По характеру  управления самостоятельная учебная деятельность делится на:
1.    непосредственно  и полностью управляемую преподавателем;
2.    полностью  опосредованно-управляемую;
3.    частично опосредованно-управляемую;
4.    полностью  самостоятельную.
Структура самостоятельной  работы как деятельности включает в себя мотив, цель, способы и внешние условия [7, с.5].  Все структурные компоненты связаны между собой, а их границы подвижны. Мотивация в педагогике понимается как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащихся сознательно относиться к учебе [3, с.33]. Мотивы делятся на две категории:
1) связанные  с содержанием учебной деятельности, т. е. познавательные (интерес  к знаниям), профессиональные (желание  в совершенстве овладеть будущей  специальностью);
2) связанные  более широкими отношениями обучаемого с окружающей средой (потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, престиж, самоутверждение) [14, с. 34].
Используются  также термины «положительные»  и «отрицательные» мотивы, внутренние и внешние мотивы. Желание получить хорошую оценку, услышать одобрение преподавателя – это примеры внешних отрицательных мотивов. Внутренние мотивы отличаются направленностью на результат деятельности, т. е. это интерес к содержанию предмета, к деятельности по овладению им. Итак, мотивация, на наш взгляд, является подлинным двигателем самостоятельной работы школьников. Мотив обычно реализуется путем достижения некоторой цели. Современное понимание целей обучения в преподавании иностранного языка включает в себя коммуникативные, образовательные и воспитательные цели. Коммуникативные цели направлены на использование языка как средства общения. Образовательные – на повышение уровня владения предметом и общего уровня учащихся, так как в процессе изучения иностранного языка школьники не только учатся понимать и говорить на данном языке, но также учатся делать обобщения. Воспитательные цели способствуют повышению интереса к стране изучаемого языка, формированию творческой личности. Ведущая роль, безусловно, принадлежит коммуникативным целям, на основе которых достигаются остальные цели. Как отмечалось выше, в структуру самостоятельной работы входят мотив, цель, способы и внешние условия. Внешние условия деятельности связаны со всеми рассматриваемыми компонентами. Например, формирование мотивов зависит от социального контекста – от того, сможет ли в будущем школьник найти применение своим знаниям. В социальный контекст можно включить также степень требовательности преподавателя, наличие или отсутствие атмосферы творчества и т. д. Цели также связаны с внешними условиями: технические средства обучения помогают в изучении иностранных языков, а их отсутствие обедняет цели. [11,с.68]
Признаки самостоятельной деятельности учащихся:
- наличие задания  учителя;
- самостоятельность  учащихся;
- выполнение  задания без непосредственного участия педагога;
- активность, умственное  напряжение учащихся. [2, с.8]
Известно, что  основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать  учебный материал.
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
Под самостоятельной  работой учащихся на уроке иностранного языка понимается «выполнение учениками самостоятельных действий, операций по формирование и совершенствованию речевых навыков, развитию речевых умений с заданной дидактической задачей и методами определенными логикой учебного процесса» (Т. Ф. Горбунькова, Н. П. Грачева и др.). [3,с.10]
Нужно сказать, что сегодня существуют различные  классификации самостоятельных  работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие - по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.
Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.
1. Частно-дидактическая цель - формирование у учащихся умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания. Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.
2.Частно-дидактическая цель – формирование знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.
3.Частно-дидактической  цель – формирование у школьников знаний и деятельности, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения.
4.Частно-дидактическая цель – создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Это требует того, чтобы на каждом этапе работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать. [4,с.56]
Педагогическая  ценность самостоятельной работы зависит  также и от того, каким образом  организована деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Рассмотрим её разновидности. Фронтальные самостоятельные работы. Классно-урочная система, как известно, предусматривает организацию познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности: 1) все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания); 2) учитель дает общий инструктаж к выполнению задания; 3) используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся.
Преимущество: возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. При обсуждении результатов такой работы быстрее вырабатывается общее мнение, единая позиция по отношению к изучаемому материалу, что создает основу для коллективных переживаний, для формирования взглядов и убеждений школьников.
Фронтальная форма  организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способом выполнения задания по образцу
Индивидуальная самостоятельная работа - работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся.
Организация индивидуальной самостоятельной работы в условиях классно-урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить при существующей наполняемости классов индивидуальные особенности каждого, много времени отнимает предварительная разработка заданий.
В последние  годы заметное распространение в  школах получила групповая форма организации самостоятельной работы. Чем же привлекает она педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия.
Наиболее простая  и доступная на уроке форма  сотрудничества учащихся - работа в  парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения лабораторных и практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. На выполнение единичных заданий учащиеся затрачивают 5-10 минут, на работу с листами взаимоконтроля, включающими материал целой темы,- значительно больше. Установлено, что более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости, где роли партнеров постоянно меняются.
Самостоятельная проработка материала группой оправдана  тогда, когда этот материал имеет  широкие связи с ранее изученным. Основные положения программного материала  может объяснить сам учитель, а группы продолжают работу, подбирая факты, примеры, детализирующие эти положения и обсуждая их.
Возможна и  самостоятельная работа учащихся с учебником, которая начинается после инструктажа учителя и осуществляется индивидуально каждым учеником, но предусматривает при возникновении необходимости возможность общения в группе. Ученики могут обратиться за помощью к товарищам, выяснить непонятное, наконец, проверить друг друга. [23,с.3]
Е. А. Тупичкина  и И. В. Крючкова в своих исследованиях  утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самостоятельной  деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:
    актуализация знаний учащихся;
    изучение новых знаний;
    закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
    проверка знаний и умений учащихся [21,с.10]
Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она  не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности  самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
    путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;
    путем усложнения содержания задания;
    путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.
Делая вывод по вышесказанному, следует отметить, что эффективность самостоятельной работы учащихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации. Кроме того, важным является и умение преподавателя реализовывать требование своевременного и последовательного включения самостоятельных работ в процесс усвоения знаний. Иначе говоря, организуя систему самостоятельных работ учащихся, преподаватель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:
    когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении учебного материала;
    какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и задействовать на каждом этапе усвоения знаний. [26,с.70]
1.2 Языковые средства общения
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную
область «Филология». Язык является важнейшим средством  общения, без которого невозможно существование  и развитие человеческого общества. Известно, что речевое общение  осуществляется с помощью языковых средств, так как «представляя собой высшую форму обобщающего опосредованного отражения действительности, вербальные средства являются универсальным орудием взаимодействия людей друг с другом» [9, с.45].
Овладение иностранным  языком непосредственно связано с овладением  языковых средств общения данного языка. А приобретение багажа языковых средств – не всегда легкий процесс. Для того, чтобы просто зубрить слова, заучивать грамматические правила, нужно либо быть очень заинтересованным в результате, либо уже обладать каким то багажом языковых средств, и тогда необходимое их приращение нужно именно для решения коммуникативных задач тем, кто уже побывал в ситуации успеха в решении таких задач, и имеет стойкую мотивацию быть успешным и далее. [30]
К языковым средствам общения, или аспектам языка относят фонетику, лексику и грамматику.
Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка - совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы). Объектом фонетики является звуковая сторона речи. Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация. [29]
Программа по иностранному языку предельно допустимо определяет параметры фонетической стороны речи учащихся, которые бы обеспечивали использование ими языка как средства общения, т.к. наличие прочных произносительных навыков, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности  и конкретизирует задачи обучения произношению следующим образом:
1. постановка  произношения (II кл., V -VI кл.); 2. поддержание  слухопроизносительных и ритмико–интонационных  навыков (Ш кл., VI-IX кл.); 3. корректировка  и совершенствование произносительных  навыков (на протяжении всех лет обучения).
Обучение фонетике подразумевает специальный отбор фонетического материала, который называется фонетическим минимумом (в дальнейшем ФМ). ФМ разделяются на активную и пассивную части. Активный фонетический минимум - это набор звуков и интонационных моделей, предназначенных для воспроизведения. Пассивный фонетический минимум - это набор звуков и интонационных моделей предназначенных для узнавания в речи других и понимания. [28]
Принципы обучения произношению являются обобщениями  многолетней практики:1. Опора на системные свойства звукового строя русского языка. 2.                   Учёт особенностей звукового строя родного языка учащихся. 3.                   Сочетание сознательности и имитативности в обучении произношению (сознательно-имитативный путь). 4. Комплексность работы над звуками, ударением и ритмикой слова и интонацией. [8, с.202-208]
Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными и раздельными. Лексическими единицами могут быть: 1)слова; 2)устойчивые словосочетания; 3)клишированные обороты (выражения) [1,с.112-115] Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка в средней школе является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности. За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ) и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Под речевыми экспрессивными навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации.
Кроме лексических речевых навыков можно выделить языковые лексические навыки оперирования лексическим материалом вне речевой коммуникации: навыковые операции по анализу слова, операции по словообразованию, конструированию словосочетаний. Совершенное владение лексической стороной речи предполагает наличие у говорящего речевых и языковых лексических навыков.[2,с.128-130] В процессе обучения учащимся необходимо овладеть определённым лексическим минимумом. Лексический минимум – объём языковых средств, являющийся максимальным с точки зрения возможностей учащегося и отводимого времени и максимальным с точки зрения всей системы языка. Активный лексический минимум – лексические единицы, обслуживающие диалогическую и монологическую речь учащихся, т.е. репродуктивное (продуктивное) говорение. Активный лексический минимум регламентирован программой и конкретизирован тематически и количественно по классам. Пассивный лексический минимум составляют лексические единицы, которые учащиеся понимают при аудировании и чтении, он обслуживает рецептивную деятельность. Пассивный лексический минимум не регламентирован программой, он индивидуален у каждого учащегося. [25,с.240]
Необходимо подчеркнуть, что для успешного формирования и расширения словарного запаса необходимо соблюдать принципы обучения иноязычной лексике, которые обобщают и формулируют основные закономерности процесса обучения этому аспекту языка: 1)принцип рационального ограничения словарного минимума учащихся 2)принцип направленного предъявления лексических единиц в учебном процессе 3)принцип учёта языковых свойств лексических единиц 4)принцип учёта дидактико-психологических особенностей обучения 5)принцип комплексного решения основных дидактико-методических задач 6)принцип опоры на лексические правила 7)принцип единства обучения лексике и речевой деятельности.[24,с.12]
Известно, что  термин «грамматика» отражает два понятия: грамматический строй языка и науку о грамматическом строе.[20,с.145] Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.). Овладение грамматикой подразумевает овладение грамматическим навыком. Грамматический навык -  синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого- синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.[17, с.59-62] В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:
1) выбор структуры,  адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
2) оформление  речевых единиц, которыми заполняется  структура в соответствии с  нормами данного языка и определённым  временным параметром;
3) оценка правильности  и адекватности этих действий.
Грамматические навыки могут быть компонентами как экспрессивных (продуктивных) коммуникативных умений говорения и письма, так и рецептивных умений аудирования и чтения. [27,с.46-48]
В процессе обучения иностранному языку учащиеся должны овладеть грамматическим минимумом. Грамматический минимум представляет собой набор структур, отобранный в соответствии с определенными принципами, необходимый и достаточный для использования языка как средства общения в заданных программой пределах и реальных для его усвоения условиях. В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются
совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой  деятельности. К пассивному грамматическому минимуму относятся  грамматические  явления,
наиболее употребительные  в письменной речи, и которые ученики должны  понять на слух и при чтении. [5,с.122-126]
Следует выделить основные положения, на которых должно строиться обучение грамматике[3,с.200-202]: 1. Обучению грамматике следует придавать с первых шагов ее изучения коммуникативную направленность
2. В содержании  обучения грамматике должен найти  отражение не только языковой, но и речевой материал, отобранный  в соответствии с определенными  критериями. 3. Обучение грамматике  в практическом курсе предполагает  учет особенностей родного языка. 4. Ознакомление с новым грамматическим материалом возможно осуществлять путем его аудитивного предъявления в различных речевых ситуациях общения 5. При показе и объяснении грамматического явления очень важно выделять ориентиры, обеспечивающие в дальнейшем их целенаправленное использование во всех видах речевой деятельности. 6. Организация тренировки и применения предполагает либо условно-коммуникативную, либо коммуникативную направленность. 7. Процесс овладения грамматическими явлениями изучаемого языка строится в свете современных научных данных как процесс постоянного овладения грамматическими действиями и операциями, соотносимыми с соответствующими умениями и навыками иноязычной речи. 8. Овладение грамматическими действиями и операциями связано со способами их выполнения - умениями и навыками.
Таким образом, следует отметить, что каждый аспект языка по-своему своеобразен. Но несмотря на это овладение языковыми средствами общения происходит на основе употребления схожих методов, принципов, приёмов, одним из которых является самостоятельная работа.
 

Глава 2. Изучение практического применения самостоятельной работы на уроках английского языка при овладении языковыми средствами общения
2.1 Изучение опыта работы педагогов
С целью изучения практического применения самостоятельной работы в учебном процессе мною было проведено исследование в седьмом классе Харламовской средней общеобразовательной школы, чтобы выявить эффективность её использования на уроке английского языка при овладении языковыми средствами общения.
Данное исследование проводилось в 8  классе, в котором насчитывается 14 человек, из них 5 девочек и 9 мальчиков.
Первым этапом моего исследования являлось изучение опыта работы педагогов Харламовской СОШ по исследуемой проблеме. Мною были проведены индивидуальные беседы с преподавателями (Вагнер М.И., Смагина И.Г, Фещенко Н.И) на тему «использование самостоятельной работы на уроках английского языка при овладении языковыми средствами общения». Также я посетила 12 уроков вышеупомянутых преподавателей с целью анализа использования самостоятельной работы на уроках английского языка при овладении языковыми средствами общеия.
Анализ  опыта работы педагогов Харламовской СОШ, а также практические наблюдения показывают, что в организации самостоятельной работы школьников имеются серьёзные недостатки. Назовём основные из них: 
    Учащиеся не имеют необходимого минимума знаний и практических навыков по рациональной организации своего учебного труда, не владеют культурой и способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий по учебнику. 
    Школьники не знакомы с основами НОТ: не знают психологических и физиологических особенностей запоминания и забывания, не имеют представления о том, в какой последовательности и в какое примерно время дня нужно готовить уроки, выполнять отдельные виды заданий.  
    Самостоятельная работа слабо обеспечена методически. В УМК нет вариантов домашнего задания для индивидуализации самостоятельной работы учащихся в зависимости от их способностей и уровня подготовки; недостаточно представлены средства самоконтроля. Сами задания сформулированы в основном в императивной форме без пояснений, как и для чего нужно выполнять. 
    При планировании самостоятельной работы учащихся учитель не всегда уясняет для себя, какую цель он ставит при этом, заинтересует ли такая форма работы школьников, посильно ли данное задание по сложности всем ученикам класса (группы), сколько времени потребуется на выполнение задания (в частности, домашнего), когда и как оно будет проверяться. 
    Нередко на дом задаётся то, что учитель не успел сделать на уроке. В результате учащиеся не справляются с подобными заданиями. Многие задания не связаны между собой или с материалом предыдущего урока. 
    Задания для самостоятельной работы обычно даются в конце урока, перед звонком или после звонка без чёткого объяснения. 
    Учащиеся не представляют себе цели тех или иных заданий, не осознают практической значимости своей работы, не владеют приёмами выполнения отдельных видов заданий с учётом их специфики.  
    Школьники не научены при работе с материалом для самостоятельного изучения выделять главное, основное, заучивают материал механически.
    Проверка заданий осуществляется бегло, поверхностно. У многих учителей не налажен строгий учёт проверки домашней работы.
 
 


2.2  Готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка
Вопросы организации  самостоятельной деятельности учащихся постоянно находились и находятся  в центре внимания педагогов, методистов, психологов – обществу всегда нужны высококвалифицированные специалисты, способные к эффективной работе по специальности, компетентные, ответственные, способные самостоятельно принимать решения. Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и вне его границ является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Для того, чтобы учащийся мог самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, необходимо наличие у него определённых навыков и умений, которые формируется на протяжении всего процесса обучения. В настоящее время формированию этих навыков уделяется недостаточно внимания, что зачастую является причиной неспособности учащегося осваивать материал самостоятельно. С целью анализа готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности мною были проведены ряд тестов на изучение основных элементов, влияющих на готовность учащихся к самостоятельной работе: мотивация к обучению, самооценка и самоконтроль. Результаты представлены в диаграмме 1, таблице 2.
Предварительно было проведено анкетирование на тему «Отношение учащихся к самостоятельной работе» (Приложение 1). Результаты исследования представлены в таблице 1.
Данная анкета позволила выявить отношение учащихся к проведению самостоятельных работ по английскому языку, и помогла выявить, какой вид самостоятельной работы наиболее интересен школьникам, а также, какую помощь оказывать во время проведения самостоятельных работ и как данную работу лучше всего организовать.
Далее была изучена  общая успеваемость в 8 классе. Как показало наблюдение, у учащихся данного классов средний темп деятельности, и учитель мало отводят времени для использования самостоятельной работы на уроке, которую можно было бы оценить. В основном учащиеся работают с учебником, делают домашние задания, готовят доклады. Этими видами самостоятельной деятельности ограничивается предмет «Английского языка». Однако, как выяснилось из анкеты, ребята относятся к самостоятельным работам весьма положительно (см. Таблица 1). Успеваемость по предмету «Английский язык» 7 класса следующая: по предмету «Английский язык» успевают 1 отличник, 4-о учащихся имеют хорошие результаты, остальные учащиеся имеют средние результаты.
Результаты анкетирования по теме «Отношение учащихся к самостоятельной работе» представлены в таблице.
Таблица 1.
Ф.И.О Вопрос I Вопрос II Вопрос III Вопрос IV Вопрос V
1 Алешков С. В В Г А Г
2 Анненков А. А Г В В Е
3 Давыдов Д. А Г Д В Б
4 Махновская  Е. Б Д Г Г В
5 Мячина Е. Б Д А А Б
6 Смагулова А. Б Б Г Д Г
7 Цыбенко М. В Г Д А Г
8 Швайцер К. А Д Б Е В
9 Колмогорова Д. А В Д А Г
10 Якименко А. А Г Б Е Е
11 Калиев О. В В Д Ж В
12 Попов А. А Г А Ж Г
13 Кочетков Д. А Г А Ж Г
14 Артамонов А. Б Б Г А Г
 
По результатам Таблицы 1 видно, что в основном учащиеся относятся положительно к проведению самостоятельных работ на уроках «Английского языка».
Большинство учащихся 8 класса отдают предпочтение работе с учебником, с таблицами и подготовке докладов. Мнение учащихся по поводу оказания помощи учителем разделились: одним она не требуется совсем, а другим нужно лишь объяснить задание. В организации самостоятельной работы большинство школьников предложило исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания.
По результатам, полученным после анкетирования, был  составлен следующий план работы, который позволит сформировать уровень  знаний учащихся, а также поможет  привести эти знания в систему:
    Использовать на уроках английского языка все виды самостоятельной работы;
    Провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х группах в виде тестирования.
    Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.
    Использовать различные виды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).
    Использовать домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями. Домашние самостоятельные работы давать детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа на уроках английского языка в малокомплектной школе может проводиться фронтально, группами и индивидуально. Цель использования самостоятельных работ на уроках «Английского языка» определяется индивидуальными особенностями и степенью усвоения знаний учащихся. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы на разных этапах урока. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для определения уровня знаний учащихся.
«Методика изучения мотивации учения подростков» (8 кл.)
Диаграмма 1.

Исходя  из данной диаграммы, мы можем видеть, что у учащихся наблюдается очень низкая мотивация к учению, а это в свою очередь влияет на успеваемость учащихся.
Немаловажную  роль в расчёте уровня подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности играет самооценка учащихся. Порой  учащиеся могут либо переоценить свои возможности и, взяв на себя слишком большие обязанности, не выполнить их, либо наоборот недооценить себя и отказываться то того, с чем они без проблем могут справиться сами, но, боясь ошибиться. С целью выявления уровня самооценки была проведена методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (опросник Г.Н. Казанцевой). Результаты представлены в таблице 2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.