На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социокультурные технологии организации семейного досуга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Самарский филиал 
 

Факультет: культуры 

Заочное отделение 
 
 

Специальность 071401 Социально-культурная деятельность 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Дисциплина: Технологические  основы социально-культурной деятельности
Тема: Социокультурные  технологии организации  семейного досуга 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнил:
                                                                                        Кошелева К.И.
                                                   студентка группы III-СКДу-08 

                                                   Проверил:
                                                   к.п.н., доцент
                                                   Опарин Геннадий Алексеевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2010
                                                           
                                                                 Оглавление 

Введение 
Глава 1. Семья и социально-культурная деятельность      1.1 Семья как изначальный социально-культурный институт…………………. 6 С.         1.2 Семья как коллектив …………………………………………………………...8 С.  1.3 Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность…….. …..12 С.
Глава 2 Современные концепции, предприятия и сфера досуга      2.1  Современные концепции семейного досуга………………………………...16 С.
          2.2. Современные предприятия и сфера досуга …………………………………20 С.
          2.3  Учреждения и организации социально-культурной сферы……………...25 С.
Заключение……………………………………………………………………………….30 С.
Список  литературы………………………………………………………………………33 С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение
             Достижения и противоречия цивилизации начала ХХI века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, которые вызваны интенсификацией производства, усложнением процесса овладения все возрастающего объема информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость сформировать у каждого человека потребность и способность рационально строить свое свободное время, чтобы средствами досуга снимать усталость, восстанавливать свои силы, обеспечивать свое разностороннее развитие.
             Веками формирующуюся личность готовили к двум обязательным видам жизнедеятельности – труду и познанию. Сегодня появилось третье непреложное условие становления полноценного гражданина и члена общества – формирование его досуговой культуры - и это должно осуществляться с той же последовательностью и завершенностью, как обучение основам наук и профессиональному мастерству.
            Новая социально-культурная ситуация предопределяет требование расширить просветительные и воспитательные функции государства и общества, включив в них:
      развитие у каждого человека осознанных потребностей  и мотивов рациональной организации досуга;
    формирование культуры досуга как качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;
    непосредственную организацию досуга, который обеспечивает рекреацию (снятие усталости, восстановление сил) и дальнейшее физическое и духовное развитие личности (вовлечение в процесс непрерывного просвещения, различные виды  и формы любительского творчества и зрелищно-игровую деятельность).
              Значимость досуга для человека формирующегося информационного общества XXI века бесспорна, не вызывают сомнения  и огромные возможности культурно-досуговой деятельности в обеспечении физического и духовного развития личности, в реализации её творческого потенциала. Однако, как свидетельствует совокупный социальный опыт, на практике эти возможности используются явно недостаточно, что приводит многих к бесцельному времяпрепровождению и  в значительной мере к деструктивным формам досуга, проявляющимся в пьянстве, наркомании и иных разлагающих личность занятиях.
             Преодоление этого противоречия диктует необходимость коренным образом усилить внимание государства и общества к проблемам организации досуга, изыскать новые пути и средства реализации его культуросозидающего  потенциала по отношению к семье.
      Актуальность  темы: В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически не одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства, и самого  малого социума.
         Проблема: резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу используется далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи  и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.
      Цель  исследования: на основе изучения семьи как социально-культурного явления определить степень включенности городских и сельских семей в разные виды социально-культурной деятельности – на базе социально-культурных  институтов, тех или иных досуговых общностей, на индивидуальном уровне.
      Сформулированная  цель обусловила постановку следующих  задач:
      изучить семью как изначальный социально-культурный институт
      рассмотреть семью как коллектив
      определить основу семейного досуга
      исследовать современные концепции семейного досуга
      изучить современные предприятия и сферу досуга
 
      рассмотреть учреждения и организации социально-культурной сферы
      Объект  исследования: семья
      Предмет исследования: социокультурные технологии
      База  исследования: исследование осуществлялось на основе литературных источников, публикаций и интернет-материалов. Эмпирическое исследование осуществлялось на основе изучения работы социологического исследования населения, проведенного на экспериментальных площадках ВНИК «Школа-микрорайон»; МГИК; американского психолога Д.Корнеги.
      Методы  исследования: исследование осуществлялось  с использованием следующих методов: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, изучение практического опыта работы (в микрорайоне, в школе, профучилище) 

      В процессе написания курсовой работы были использованы идеи следующих авторов: Беляева Л.И «Психологические основы культурно-просветительной работы»; Т.Г.Кисилева и Ю.Д.Красильников «Основы социально-культурной деятельности»; Е.И.Холостова и А.С.Сорвина «Социальная работа: теория и практика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 Глава 1. Семья и социально-культурная деятельность 
    
1.1  Семья как изначальный социально-культурный институт
          Семья была и остаётся традиционно ведущим социально-культурным институтом.
      Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую  среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, уменьшению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жёстких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.
         Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества – это история развития семьи  и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения  вместе с обществом. Сегодня семья – ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные и однодетные, также двухдетные и бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагоприятные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи, асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.
          Перед  обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходящих в современной семье. В результате оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способствовала развития у ребенка равнодушия, пассивности в социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая была веками главной социальной воспитывающей силой, не влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и другими. Встает проблема, возвращения семьи изначального предназначенья – быть духовным наставником и воспитателем детей.
         Круг  проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на её участии  в социально-культурной деятельности. Это, прежде всего, социально-экономические проблемы семьи, связанные с её потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей; семей, живущих ниже черты бедности. Экономические трудности современных детей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на её активность в сфере досуга, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Не менее существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.
         По данным социологического исследования населения, проведенного при участии авторов на экспериментальных площадках ВНИК «Школа-микрорайон» в течение 1989-1991 гг., можно судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в разные виды социально-культурной деятельности – на базе социально-культурных  институтов, тех или иных досуговых общностей, на индивидуальном уровне. Три  четвертых общего числа опрошенных (1881 чел.) – семейные люди, причем большинство имеют одного или двух детей. [1]
         Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых ориентаций семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, который помогает саморазвитию  и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.
          Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22% опрошенных удовлетворены тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широким спектр нереализованных потребностей женщины и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общения в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т.д. Особенно удручающи данные о посещении концертов, выставок, театров: почти  или никогда не посещают 29%опрошенных семей; посещают 1-2 раза в полгода 39%.
          Высок процент женщин, никогда не посещающих клубы,-38,6%, почти не посещают 11,4%; посещают 1-2 раза в полгода 8,9%. Более половины опрошенных не занимаются физической культурой и спортом. Свободное время в основном тратится на домашние дела.  
 

____________________
[1] Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика  социологических исследований / Б.Г. Мосалев. – М., 1995. С. 267
                     1.2. Семья как коллектив
        Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей  - эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.
          Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Такая постановка работы, когда клубы юных техников, станции юных туристов и другие внешкольные учреждения ориентируются только на детей, центры культуры и досуга проводят мероприятия для взрослых, театры ставят спектакли детские или только взрослые и т.п., вряд ли является социально и педагогически оправданной в современных условиях. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности детей и взрослых.
           Формы работы социально-культурных институтов с семьёй разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле, молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного искусства для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения детей и родителей способствует  клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.
         Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд  в мастерских, походы, экскурсии и т.д.
          Особая ценность  семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействует на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
          Уже в настоящее время  есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их  в основную ячейку педагогического, социально-культурного  всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров.
          Некоторые вузы и училища  культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты)  по оказанию консультативной помощи  семье по проблемам культуры  и досуга, здоровому образу жизни.
          Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых  традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории  жителей, от дошкольного до пенсионеров. Особое внимание  в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, профучилище, так и в среде свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание  любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости  подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание  при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение  проблемы занятости  этих категорий (жителей  микрорайона в вечернее время) в значительной степени должно способствовать снижению  числа нарушений ими общественного порядка.
         Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправдывает себя практика создания родительских комитетов  в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории микрорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать на себя, замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских  активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. [1]
         Деятельность такого общественного формирования  способствует повышению активности взрослых  жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как своих детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельность семей США, Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, организация психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.  

__________________
[1] Общая психология: Учебное пособие для вузов / Н.В.Прусова, И.А.Пивоварова, Т.В.Ножкина – М.: Изд-во «Экзамен» (курс лекций), 2005. С. 79 

Целенаправленная, планомерная работа семинаров с  четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей  и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры. [1]
          В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей  педагогической деятельности. Они могут получить  ответы на интересующие вопросы в консультационном центре. Он создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного центра строиться по двум основным направлениям:  подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации  специалистов в определенное время. В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами. [2]  

1.3. Основа семейного досуга - социально-культурная деятельность
       Опыт организаций семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.
        Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных
_________________
[1]Разумный  В.А. Клуб и культура общения  / В.А.Разумный. – М., 1989. С. 243                                          [2]Куруленко Э.А. Воспитание творчеством / Э.А.Куруленко. – Самара, 1994. С.90
ситуациях.
        В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.
        Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.
        Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, крайне низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и пр.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.
         Современные процессы  в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, приватизация дают спасательный шанс для активного и продуктивного вторжение в сферу семейного воспитания. Не использовать этот шанс – значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных  социальных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.
         Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно усиливают драматизм современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной  сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная  парадигма мышления и поведения. Здесь, с одной стороны,  не могут не учитываться современные реальные условия и возможности, и собственные права социальных работников – организаторов семейного досуга; а с другой – конкретно и полно отражается их собственная, гражданская нравственная позиция. [1]
          Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирование определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.