На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Распад СССР и возникновение понятия русская диаспора. Русские общины на постсоветском пространстве. Положение русского языка в странах СНГ. Проблемы проживания российских соотечественников за рубежом, оценка современного состояния русской диаспоры.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
План
Введение
I. Распад СССР и возникновение понятия «русская диаспора»
II. Русские общины на постсоветском пространстве
III. Положение русского языка в странах СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Российские соотечественники за рубежом - это лица, считающие Российскую Федерацию своей исторической родиной (родившиеся и проживавшие в ней, или имеющие предков и потомков по прямой восходящей и нисходящей линии), для которых русский язык и русская культура, а также религия, традиции и обычаи родственного этноса на территории России являются родными и составляют суть их духовно - нравственного мира.
На рубеже ХХ-ХХI веков народ России встал перед новым испытанием - выжить в условиях постигшей его трагедии. В результате разрушения СССР (исторической России) он впервые за свою многовековую историю оказался разделен искусственными границами.
25 миллионов человек, в основном русских, с клеймом "нацменьшинство" разбросаны сегодня по территории постсоветского пространства среди титульных этносов, большинство из которых заражены вирусом национал-радикализма и шовинизма. В условиях, когда в странах СНГ (кроме Белоруссии) и Прибалтики ведется строительство мононациональных государств, соотечественники ведут локальные войны за свое выживание, против ассимиляции, за равные права и свободы, возможность жить по вековым обычаям и традициям, пользоваться плодами своей культуры, исповедовать свою религию, развивать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
Самим фактором своего существования, борьбой против любых форм национального угнетения и дискриминации, активным противостоянием антирусским, антироссийским действиям, российские соотечественники отстаивают крайние рубежи России, сдерживая, с одной стороны, фундаменталистский ислам в Средней Азии и Казахстане, с другой - продвижение НАТО на восток и прочие формы западной экспансии. И следовательно, не борясь за своих соотечественников, Российская Федерация добровольно отказывается от собственных территориально-ресурсных интересов, от наиболее активной и пассионарной части русского народа.
Цель исследования.
Целью исследования является подробное рассмотрение проблем проживания российских соотечественников за рубежом, а также оценка современного состояния вопроса о «русской диаспоре». Данная цель обуславливает следующие задачи:
- Рассмотрение понятия «русская диаспора»;
- Анализ процесса распада СССР и его последствий для русскоязычного населения;
- Оценка состояния русских общин на территории стран СНГ;
- Анализ современного положения русского языка в странах СНГ.
I. Распад СССР и возникновение понятия «русская диаспора»
Российская диаспора, возникшая в результате распада СССР - это огромный человеческий массив, испытывающий на себе трагические последствия разрушения единого государства, подверженный динамическим изменениям. Более 50 миллионов советских людей в результате упразднения Советского Союза оказались за пределами своих «этнических» родин. Около 30 миллионов русских проживали в то время не в РСФСР, а в других союзных республиках, что составляло четвертую часть от 120 миллионов русских россиян. Таким образом, в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире.
Мощные миграционные потоки охватили все постсоветское пространство. Только за первые десять лет Россия приняла более 8 миллионов переселенцев, из которых 83% составили русские. Тем не менее, и сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают за ее рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них - русские люди. Они составляют основную часть того массива, который является зарубежной российской диаспорой.
Само по себе наличие большой, даже огромной диаспоры, не является аномалией в мире, где государственные границы и условия жизни подвержены постоянному изменению. В глобализующемся человеческом сообществе, по мнению некоторых исследователей, правилом становится жизнь человека в диаспоре, а не в «своем» национальном государстве. Утверждают, что мир теперь - в первую очередь, совокупность народов и их диаспор, а не национальных государств. Если эта точка зрения вызывает споры, то само понятие «диаспора» (то есть «рассеяние») исторически принято использовать для обозначения этнических общностей, расселившихся и проживающих вне страны своего происхождения. Российские соотечественники в странах СНГ и Прибалтики в значительной, если не большей части, не попадают под такое определение. Сами они категорически отвергают свое отнесение к «диаспоре». Особенно подчеркивается, что основная масса русских, оказавшаяся за границами Российской Федерации, никуда не уезжала - прежнее государство уехало от них без их согласия. В восточных и северных районах Казахстана, в восточных областях Украины, в Крыму русское население расселялось ранее народов, ставших ныне титульными в новых государствах.
Как известно, термин «титульные» закрепился на постсоветском пространстве за нациями, по имени которых были названы союзные республики бывшего СССР. Вычленение «титульных» наций и разделение с ними руководства на местах было важной составной частью так называемого «ленинского решения национального вопроса» в Советском Союзе. На новом этапе, после распада СССР, элита титульных наций, вовлеченная в создание своей отдельной от Российской Федерации независимости, стала все более активно вытеснять живущих бок о бок русских из наиболее ответственных сфер государственной и общественной жизни. В рамках этого общего подхода, демонстрируемого с большей или меньшей активностью на различных этапах строительства новых национальных государств, русским предлагается в лучшем случае роль национального меньшинства - статиста в процессе чужого национального самоопределения.
Однако русские в Казахстане, Латвии, Эстонии, Украине не признают себя национальным меньшинством, что имеет свои основания. Национальное меньшинство, как правило, ощущает свое недоминирующее положение. Например, русские Украины, составлявшие на момент распада СССР 22% населения, всегда были и остаются наряду с украинцами крупнейшим народом на ее территории. Фактически они, как и украинцы, претендуют на статус государствообразующей нации. Подобная ситуация в Казахстане и в ряде других новых независимых государств.
Таким образом, очевидно, что самоидентификация русских, проживающих в так называемом новом зарубежье за пределами Российской Федерации, запутана в силу сложных процессов, вызванных скоропостижным распадом Советского Союза, и упирается в тот кризис идентичности, который переживает сама Российская Федерация и народонаселение на ее территории.
Русская диаспора, как и сама Россия, сейчас находится в муках самоопределения. Из соображений политкорректности в официальном обиходе понятие «русская» или «российская» диаспора принято заменять словосочетанием «соотечественники за рубежом».
Это понятие остается достаточно неконкретным для закрепления его в правовом поле, хотя такие попытки и делаются.
Понятие российского соотечественника введено Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются:
граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
Отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников.
Правовую основу действий по поддержке соотечественников, проживающих в странах СНГ, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом, одобренная Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года, другие законодательные и нормативные акты органов федеральной власти России, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики.
II. Русские общины на постсоветском пространстве
Азербайджан
За последние годы в Россию на постоянное место жительства из Азербайджана выехало более 200 тыс. граждан различных национальностей. Более 80% мигрантов в качестве мотивов назвали неопределенное и бесперспективное социальное положение, тяжелую экономическую ситуацию, продолжающийся вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха.
По различным данным, в настоящее время в Азербайджане проживает около 190 тыс. славян, что составляет достаточно весомый потенциал для сохранения и развития российского культурного пространства. Но большинство этих людей - пенсионеры, которые сами нуждаются в социальной, да и просто в моральной поддержке, и лица, состоящие в смешанных браках, а значит, испытывающие серьезное влияние со стороны титульной культуры и языка.
Русская Православная Церковь имеет в Азербайджане пять храмов. Однако после получения независимости Азербайджан не передал в собственность Церкви здания русских храмов и находящееся в них имущество, что ставит РПЦ в довольно двусмысленное положение.
В Азербайджане действует несколько организаций русских соотечественников: «Русская община», «Содружество». Данные структуры не носят характера политических объединений, их деятельность направлена на сохранение российского языкового, культурного, информационного пространства, выполнение правозащитных функций.
В целом, проект мусульманской культуры, который выстраивается в республике, и, естественно, увеличивает культурную дистанцию между русскими и основной частью общества, все-таки, не является жестким. Азербайджан остается европейски ориентированным государством, что обязывает его к культурно-национальной терпимости.
Республика Беларусь
В государстве проживает 1 млн. 342 тыс. русских (3,2 млн. - русскоязычных). Руководители РФ и РБ неоднократно высказывали обоюдное удовлетворение состоянием дел с соблюдением прав русской части населения в Белоруссии и белорусской в России. Подписание Договора «О создании Союзного государства» между Россией и Белоруссией подготовило благоприятную основу для развития и сохранения российского культурного и экономического присутствия в государстве. Процесс миграции русских идет сравнительно низкими темпами. Наметился рост школ с преподаванием на русском языке. В Белоруссии не отмечается ярких проявлений национализма, в том числе, на бытовом уровне.
Руководство страны при А.Г. Лукашенко взяло довольно жесткий курс по отношению к любым попыткам превращения Русской Православной Церкви (РПЦ) в Беларуси в «независимую Церковь». Такие попытки были предприняты - за рубежом действуют две так называемые «Белорусские Автокефальные Православные Церкви» (во главе с Николаем Мацукевичем и Изяславом Бруцким) и «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» (Юрий Рыжий). Несмотря на их активность, они не смогли укрепиться в Беларуси, так как им было отказано в регистрации. Таким образом, и в религиозной сфере белорусское общество не дало разделить себя по национальному признаку, что, безусловно, является фактором духовного единства русских и белорусов. Белорусская Православная Церковь канонически подчиняется Московскому Патриархату, между ними происходит тесное взаимодействие, обмен информацией и т.д.
В РБ действуют общества русских соотечественников, которых всего насчитывается около 11. В частности, «Русское общество» организует в различных городах и районах Беларуси разнообразные конкурсы, викторины, семинары, литературные чтения, посвященные России.
Таким образом, на сегодняшний день Беларусь- наиболее благоприятное для русских государство, с точки зрения реализации культурно-национальных прав.
Казахстан
Русское население Казахстана представляет вторую по численности (после Украины) диаспору соотечественников в странах нового зарубежья. Из 14,9 млн. (на 1999 г.) населения республики русские составляют 4,6 млн. Они связывают упрочение своего положения с решением двух вопросов: приданием государственного статуса русскому языку и введением двойного или второго гражданства. Славянскими организациями также ставится вопрос о культурно-национальной автономии в регионах с преобладанием русского населения.
К миграции русских из страны по-прежнему побуждают: сокращение школьных программ по изучению русского языка; низкое качество обучения; запрет на использование учебников российских издательств; лишение граждан ряда льгот; ограничения в культурной и информационной сфере.
В то же время, нужно отметить и некоторые положительные стороны. Казахстан выступает за тесное сотрудничество с Россией, что подтвердил и недавний визит российского президента. Русская Православная Церковь на территории Казахстана имеет значительное количество приходов: 212. 7 мая 2003 г. Священный Синод РПЦ объявил о создании на территории Казахстана митрополичьего округа, объединившего все казахстанские епархии, что отражает возросшие духовные потребности этого региона.
В Казахстане официально зарегистрированы следующие организации (всего - 14), уставными целями которых являются сохранение русского языка и русской культуры в республике, защита прав русского и русскоязычного населения: Республиканское общественное славянское движение "Лад" (РОСД "Лад"), Русская община Казахстана, Казахстанская ассоциация учителей русской школы (КАУРШ), Союз казаков Степного края, Семиреченская казачья община. Региональные организации РОСД "Лад" действуют в 11 из 14 областей, центр находится в Астане, где с 1994 г. ежемесячно выпускается газета "Лад". Казачьи организации сформированы в Западно-Казахстанской, Акмолинской, Кокчетавской, Североказахстанской, Алма-Атинской, Талды-Курганской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Джамбульской областях. Однако их организационный потенциал невелик, политические ориентации различны.
Республика Молдова
В Республике Молдова в 1989 г. проживало 562 тыс. русских. Несмотря на невысокий процент (13), русские представляют достаточно влиятельную по своим социальным параметрам группу, положение которой является одним из показателей и факторов внутриполитической стабильности государства. Тем не менее, активность радикально-националистических сил в лице деятелей Народного фронта, прессинг некоторых средств массовой информации явились серьезным фактором, приведшим к обострению возникшей конфликтной ситуации, перерастанию ее в конфликт и созданию Приднестровской Молдавской Республики.
Лидеры Приднестровья однозначно заявили о своей ориентации на Россию, о стремлении выйти из состава РМ и присоединиться к РФ. Длительный процесс переговоров между представителями России, Приднестровья, Молдавии и мирового сообщества привел в октябре 1994 г. к тому, что лидеры РМ согласились придать ПМР статус автономии. Тем не менее, до сих пор проблема остается неурегулированной.
В ПМР в силу известных исторических обстоятельств русские соотечественники не испытывают давления или притеснений со стороны молдаван. Русский язык является государственным. На нем ведется вся государственная документация, осуществляется образование и т.д.
Культурные и языковые позиции русских в «основной» Молдавии, безусловно, резко ослаблены. В содержательном плане, вытеснялась русская история, культура, замалчивался факт ее тесной взаимосвязи с молдавской; весь содержательный акцент переносился на румынскую культуру и историю. Только после прихода в 2001 г. к власти коммунистической партии ситуация начала несколько смягчаться. В самое последнее время, в декабре 2003 г., парламент Молдавии утвердил в первом чтении концепцию государственной национальной политики, в которой русскому языку придается статус языка межнационального общения во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.
Что касается религиозной ситуации в «основной» Молдавии, то ее можно охарактеризовать как «промежуточную» между украинской и белорусской. С 1992 г. в стране действует т.н. «Бессарабская митрополия» Румынской Православной Церкви (во главе с запрещенным в служении священником РПЦ Петру Пэдурару). Безусловно, ее возрождение (она существовала с 1918 до 1940 гг.), как и аналогичные процессы в Украине, прежде всего, связано с политикой, а не духовной жизнью. Долгое время молдавское государство не хотело регистрировать БМ. В свою очередь, ЕС оказывал буквально беспрецедентное давление на него с тем, чтобы добиться регистрации. Наконец, в июле 2002 г. она произошла.
В Молдавии действует 10 русских общин. Главным образом, их активность связана с защитой позиций русского языка и культуры, в частности, в системе образования.
Туркменистан
Договорно-правовая основа сотрудничества России и Туркменистана направлена на поддержку и сохранение национальной идентичности, прав и свобод русской диаспоры республики. В соглашении «О регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев» декларируется необходимость соблюдения порядка, «исключающего любые формы дискриминации». В действительности в республике продолжается вытеснение русскоязычных кадров из всех сфер управления, дискредитация русских предпринимательских структур. Социально-экономическое положение русских таково, что им приходится думать об элементарном физическом выживании, а не о сохранении национальной идентичности.
Стремительная туркменизация государственной и культурной жизни существенно изменила ситуацию в стране. Положение русскоязычного населения усугубляется тем, что десятки тысяч русских вообще лишены возможности выехать из Туркмении в силу непомерной дороговизны проезда, запрета на обмен и продажу приватизированных квартир без официального документа о статусе вынужденного переселенца, который выдается консульской службой российского посольства в Туркмении далеко не всем желающим. Условий для сохранения русского языкового, культурного, информационного пространства руководством государства не создано.
В Туркмении русская община уже несколько лет добивается регистрации в Министерстве юстиции. Однако, согласно внутреннему законодательству, деятельность организаций, объединенных по этническому признаку, в республике запрещена. В результате, возможности русской общины Туркмении влиять на национальную политику правительства и на ситуацию в русской диаспоре существенно снижены.
Украина
Из 47 млн. 600 тыс. населения Украины русские составляют 22% - это самая крупная диаспора наших соотечественников в СНГ.
Остается сложной ситуация с Православной Церковью. На сегодняшний день, помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в стране существуют так называемые «Украинская Церковь Киевского Патриархата» и «Украинская Автокефальная Православная Церковь». Обе эти организации не стали многочисленными, проект «национальной Церкви» не удался, но их деятельность привела к обострению в отношениях между украинцами и русскими, к конфликту в православном сообществе и т.п.
На Украине активно действуют многочисленные общины русских соотечественников (их насчитывается 36). Одна из них - харьковское региональное общество «Русь». Данное общество, главным образом, нацелено на защиту позиций русской культуры. Ежегодно им проводятся дни славянской письменности и культуры. Кроме этого, «Русь» проводит общественные акции против вытеснения русской культуры из сферы образования.
В целом, несмотря на перечисленные негативные явления, ситуация на Украине, все-таки, выравнивается, хотя бы в силу того, что многие чересчур утопичные националистические проекты просто не осуществились, власть стала более трезвой и прагматичной. Налаживаются и отношения с Россией. В 2003 г. Прошел Год России в Украине, что, несомненно, стало знаком сближения и способствовало хотя бы частичному возврату к былому взаимодействию.
Армения
По данным МИД РФ, численность русских в Армении составила в 1999 г. менее 15 тыс. Вступивший в силу в 1994 г. Закон РА "Об иностранных гражданах" поставил проживающих в Армении граждан РФ в равное положение с гражданами дальнего зарубежья. В условиях сохраняющейся транспортной блокады, экономического и энергетического кризиса социально незащищенные слои русскоязычного населения находятся на грани физического выживания. В 1993 г. В Армении был принят Закон "О языке", по которому русский язык оказался в сложной ситуации. Для контроля над его исполнением был создан специальный орган - Государственная инспекция по языку при правительстве Армении. Закон "О языке" предусматривает право на обучение на русском только для этнических русских, которых в Армении осталось менее 10 тысяч человек, граждан России, беженцев или детей от смешанных браков. Лиц же неармянской национальности в стране осталось менее 5 процентов.
Что касается религиозной ситуации, на территории Армении Русская Православная Церковь представлена пятью приходами (главный из них - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией". Таким образом, очевидно, что положение с русскими православными в Армении не оптимально. Два священника - это очень мало, даже учитывая то, что не все русские участвуют в церковной жизни. Однако хорошие отношения между двумя странами и Церквями могут позволить исправить эту ситуацию.
В Армении существует около 6 русских этнических организаций. В то же время, реальных рычагов влияния на консолидационные процессы среди русского населения республики существующие структуры не имеют.
Грузия
Русская диаспора является вторым по численности национальным меньшинством после армянской, по оценкам экспертов, она составляет 140 тыс. человек. Наибольшая концентрация русских соотечественников в Тбилиси, Абхазии, Аджарии, промышленных центрах Грузии. Массовый выезд русских из Грузии во мно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.