На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет и его роль в регулировании экономики на макроуровне

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования
МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 

Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В 
РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ НА
МАКРОУРОВНЕ 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Макроэкономика»
Специальность 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и  аудит»
Специализация 1-25 01 08 09 «Бухгалтерский учет, анализ и  аудит в АПК» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель                                                        Выполнила
ст. преподаватель                                                 студентка группы БУАК-071
                            Морозов О.В.                                                  Солдатенко К.И.     
«       »                             2008 г.                            «       »                           2008 г.     
                                                              

Могилев 2008
Содержание 

Введение ------------------------------------------------------------------------------------  3 

1 Государственный бюджет и его место в финансовой системе страны
1.1 Понятие государственного бюджета -------------------------------------------- 4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система государства ----------------  9
1.3 Бюджетная политика Республики Беларусь ---------------------------------- 12
2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Доходы государственного бюджета -------------------------------------------- 14
2.2 Расходы государственного бюджета ------------------------------------------- 19
2.3 Бюджетный дефицит -------------------------------------------------------------- 24
2.4 Бюджетный процесс ---------------------------------------------------------------  28
3 Роль государственного бюджета в стабилизации и развитии
экономики --------------------------------------------------------------------------------- 33 

Заключение -------------------------------------------------------------------------------  38 

Список  литературы ---------------------------------------------------------------------  40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

        Определяющую роль в формировании  и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
    Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Содержание бюджета Республики Беларусь на 2004 г. показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики.
    Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
    Данная  курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, анализируется бюджетное устройство РБ. В Главе 2 анализируется структура государственного бюджета нашей страны, проводится анализ доходной части бюджета, рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. В Главе 3 показывается роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.
        При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.  
 

    1. Государственный  бюджет и его  место в финансовой  системе страны 
 

      Понятие государственного бюджета
 
 
    Бюджет  как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
    Государственный бюджет является составной частью финансов как совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда на безвозмездной основе.
    Государственный бюджет как экономическая категория  представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
    Бюджет  является важнейшим рычагом воздействия  на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.
    Объективно  функционирующие специфические  денежные отношения – главный  существенный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах.
    Бюджетные отношения в форме налогов  и обязательных платежей обслуживают ту часть чистого дохода, которая будет направлена в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Бюджетные отношения носят перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством.
    Категория всегда выражается в реальных осознанных человеком формах, вот почему бюджет можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак государственного бюджета – его плановость, т.е. фактически он является программой государственного развития. Материальное воплощение денежных средств категория бюджета обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на государственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития национальных особенностей и др.
    При современной организации отношений  субъектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.
    Сущность  бюджета реализуется через его  функции: мобилизацию денежных средств в распоряжение государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей.
    Таким образом, можно обобщить некоторые  особенности бюджетных отношений. Они:
    - обусловлены функционированием  государства;
    - связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
    - носят перераспределительный характер;
    - опосредуют безвозмездное движение  стоимости в виде взимаемых  налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
    - регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.
    Несмотря  на то, что действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.
    Бюджетные отношения находят материальное проявление в бюджетном фонде, т.е. фактически в нем материализуется. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех задач, которые решает государство на конкретном этапе развития. В бюджетном фонде концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов.
    По  своей организационной форме  бюджет – это основной финансовый план государства.
    Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов являются налоги, которые представляют собой часть ВВП, централизуемую в бюджеты всех уровней.
    Государственный бюджет как специфическая сфера  стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
    1)  представляет  особую  экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового
общественного продукта у государства и ее использованием на
удовлетворение  общественных потребностей;
    2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы,обслуживающих потребление стоимости;
    3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непосредственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
    Сущность  государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет
перераспределяется  от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики 
и позволяет  его контролировать);  и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).
     Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ? государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
    Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ? регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
    Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и
др.) перераспределения  денежных средств, как бюджет.
    Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование денежных средств государства – отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
    Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.
    Форма реализации объективных функций  бюджета выражается в осознанном механизме – совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. Бюджетный механизм применяется для проведения крупных структурных сдвигов, развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих регионов.
Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими бюджетными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете, в основном, за исключением отдельных целевых программ и мероприятий, отсутствует закрепление доходов за отдельными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного воспроизводства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.   
    Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:
   - как относительно самостоятельная экономическая категория;
   - как централизованный фонд денежных средств государства;
   - как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
   - как основной финансовый план государства;
   - как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Бюджетное устройство и бюджетная  система государства
 
 
    Бюджетное устройство – это организация  и принципы формирования системы бюджетов в стране. Оно определяется государственным устройством и политикой в бюджетной сфере. Для характеристики бюджетного устройства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляет бюджетная система и принципы ее построения.
    Бюджетная система – это совокупность отдельных  видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.
    Бюджетные права регламентируют права участников бюджетного процесса.
    Административно-территориальное  деление страны определяет количество звеньев бюджетной страны, так как каждый орган государственной власти имеет право на свой бюджет. Различают два вида государственных и бюджетных устройств: унитарное и федеральное.
    Простое (унитарное) государство – это  единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев), е имеющих в своем составе других государств или государственных образований. В унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. Большинство из существующих в мире государств являются унитарными. К ним относятся многие страны Западной и Центральной Европы (Франция, Италия, Испания), в том числе и Республика Беларусь. Достоинством унитарной бюджетной системы является высокая степень контроля бюджетных потоков, среди очевидных недостатков – ущемление бюджетной инициативы местных органов власти.
    Сложное (федеративное) государство представляет собой союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований (Германия, США, Канада, Индия и т.д.). В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет (федеральный и бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные. Достоинством федеральной бюджетной системы является распределение полномочий между различными уровнями государственной власти и управления, недостатком – размывание ответственности за использование бюджетных средств.
    Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов самостоятельны и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства, который носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования.
    Республика  Беларусь имеет унитарное бюджетное устройство – ее бюджетная система состоит из двух звеньев. Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюджеты регионов – местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы – консолидированным бюджетом. При этом понятие «консолидированный бюджет» применяется следующим образом:
    - бюджеты сельсоветов, поселков  городского типа, городов районного  значения, расположенных на территории  района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района;
    - бюджеты районов, городов областного  подчинения, расположенных на территории  области, и областной бюджет  составляют консолидированный бюджет  области (бюджет области);
    - бюджеты областей, города Минска  и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь.
    На  случай введения в РБ чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.
    В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Ближайший    пример – бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Он формируется в основном за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирования программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны; по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики; по обороне государств; из области культуры, образования, здравоохранения.
    Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих пяти принципах: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
    1) Единство бюджетной системы обеспечивается одной законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство данной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых фондов, их частичное перераспределение.
    2) Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также установлением размера и порядка расходования денежных средств.
    3) Реальность бюджетов означает финансирование расходов, исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
    4) Гласность бюджетов требует доведения до граждан через средства массовой информации хода обслуживания и принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, установленном законодательством.
    Бюджет  центрального правительства и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.
    5) Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
    Все принципы построения бюджетной системы  взаимосвязаны и дополняют друг друга.   

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Бюджетная политика  Республики Беларусь
      
 
        Бюджетная политика  государства в сжатом выражении  – это выработка и реализация  подходов по формированию основных  доходных источников, определению  приоритетов в финансировании  государственных расходов и регулированию  дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. 
        Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. 
        С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов. 
        За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. 
        Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. 
        Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы

     страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов. 
        Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. 
       В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

     - уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности; 
        - уровень выполнения бюджетных обязательств; 
        - величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; 
        - объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; 
        - уровень монетизации бюджетного дефицита; 
        - величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; 
        - динамику валового внутреннего продукта; 
        - уровень безработицы; 
        - степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. 
        Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура государственного  бюджета Республики  Беларусь 
 

2.1. Доходы государственного  бюджета 
 

    Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозмездном порядке в соответствие с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
    Материальной  основой доходов государственного бюджета является часть национального дохода, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
    Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса. Государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода.
    Государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.
    Формы и методы образования доходов  бюджета трансформируется под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производственных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы также оказывают: сложившаяся экономическая и социальная ситуация; политика и приоритеты развития общества на данном этапе; стратегия и тактика достижения намечаемых целей и др. Однако, в любом случае, главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета.
    Вместе  с тем следует найти такие  формы финансовых взаимоотношений  с хозяйствующими субъектами и населением, такие методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов и как следует – увеличение поступлений. В этом заключается фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии. Соотношение между данными методами неодинаково в разные периоды развития страны.
    Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений  в бюджет:
    1) Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
    2) Платежи за государственное имущество  и общегосударственные ресурсы.
    3) Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.
    Доходы  бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие группы:
    - налоговые доходы;
    - взносы на государственное социальное  страхование;
    - неналоговые доходы;
    - безвозмездные поступления.
    К налоговым поступлениям относятся: налоги на доходы и прибыль; налоги на фонд заработной платы; налоги на собственность; налоги на товары и услуги; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности; другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
    В условиях перехода к рыночной экономике  удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение (более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50 %, а с 2004 г. с включением в республиканский бюджет средств фонда социальной защиты населения – более 30 % доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
    Следует отметить, что в странах с развитой экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций (во Франции государственный бюджет пополняется в основном за счет налога на добавленную стоимость).
    Наша  страна, как и другие страны с  переходной экономикой, значительную часть доходов бюджета формирует путем взимания косвенных налогов – НДС, акцизов. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильным источником поступлений в бюджет.
    Относительно  быстро перейти к системе прямого налогообложения не позволяют три основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины; значительный объем теневой экономики; низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
    Взносы  на государственное социальное страхование  включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
    Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических или физических лиц. Они подразделяются на следующие подгруппы: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности; административные штрафы в экономические санкции, удержания; прочие неналоговые доходы.
    К безвозмездным поступлениям относятся  необязательные и добровольные поступления от иностранных государств, международных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления (вышестоящих или нижестоящих бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления.
    Они подразделяются на следующие подгруппы: безвозмездные поступления от международных организаций; безвозмездные поступления от иностранных государств; безвозмездные поступления от других уровней государственного управления. Безвозмездные поступления включают передачу средств из одного бюджета в другой как для осуществления определенных расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.
    Среди неналоговых доходов бюджета  особое место занимают доходы, связанные  с использованием бюджетных средств  в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Структура доходов консолидированного бюджета
Республики  Беларусь, % к итогу 

 
Доходы
 
Год
 
2000
 
2001
 
2002
 
2004
 
Текущие налоговые доходы В том числе:
  подоходный  налог
  налог на прибыль и доходы
  чрезвычайный  налог для ликвидации
  последствий аварии на ЧАЭС
  налог на добавленную стоимость
  налоги  с продаж  
  акцизы
  налоги  на собственность
 
76,5 
8,7
13,8 

2,3
25,7
0,8
8,0
2,9
 
76,4 
9,3
12,7 

2,7
25,2
1,3
7,7
4,1
 
72,5 
9,0
9,0 

2,5
25,1
1,3
6,9
4,5
 
77,5 
9,5
11,5 

2,6
23,6
3,3
7,4
5,6
 
Доходы  от внешнеэкономической деятельности
 
 
4,5
 
 
5,2
 
 
6,0
 
 
8,5
 
Текущие неналоговые доходы и  обязательные  платежи
В том числе:
  доходы  от государственной
  собственности и предпринимательской
  деятельности
  административные  сборы и платежи
  прочие  текущие неналоговые доходы и 
  обязательные платежи
 
 
3,5 
 
 
0,9
1,2 

1,4
 
 
4,3 
 
 
0,9
1,3 

2,1
 
 
4,4 
 
 
1,0
1,6 

1,8
 
 
4,9 
 
 
1,3
1,9 

1,7
 
Капитальные доходы
 
1,1
 
1,0
 
5,2
 
0,1
 
Безвозмездные поступления
 
-
 
-
 
0,5
 
-
 
Доходы  свободных экономических зон
 
0,4
 
0,3
 
0,4
 
0,2
 
Доходы  государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов
 
18,5
 
18,0
 
17,0
 
17,3
 
Итого
 
100
 
100
 
100
 
100
 
 
    Доходы  бюджета классифицируются не только по способам взимания (налоговые и неналоговые), но и по ряду других признаков: источникам образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и др.
    По  условиям и способу зачисления в  бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные – это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.
    Доходная  часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируются в  основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким  уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явления, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Расходы государственного  бюджета 
 

    Расходы государственного бюджета представляет собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
    Специфика общественного назначения бюджетных  расходов заключается в обеспечении  финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывают финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение – обеспечит выполнение государством его внутренних и внешних функций.
    Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов государственного управления, либо через принадлежащие ему учреждения, предприятия и организации.
    Расходы государства могут производиться  в виде финансирования отдельных учреждений, мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающимися от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.
    Однако  этот принцип не означает отсутствия контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.
    Существуют  различные классификации бюджетных  расходов. Наиболее крупную группировку  представляет деление расходов государства  на внутренние и внешние.
    По  общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы: экономические; на социальные нужды; управление; военные; на внешнеэкономическую деятельность; создание государственных запасов и резервов.
    Каждый  из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического развития.
    Экономические расходы используются с целью  государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматривается по функциональному и отраслевому признакам и осуществляются практически во всех отраслях и сферах материального производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость, производств: городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.
    Расходы на социальные нужды обеспечивают в  первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Особое значение имеют проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.
    Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение  содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Много внимания уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов. Они позволяют при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
    Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относятся расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.
    Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы на финансирование внешнеторговых мероприятий.
    Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.
    Расходы на мероприятия по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АС.
    Расходы свободных экономических зон (СЭЗ).
    Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
    Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают инновационные расходы на проведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническое перевооружение и др.
    Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
    Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих видах:
    - ассигнования на содержание бюджетных  учреждений;
    - средства на оплату товаров  (работ, услуг), выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;
    - трансферты населению, бюджетные  кредиты, субвенции и субсидии;
    - гранты юридическим и физическим  лицам на выполнение научно-исследовательских работ;
    - инвестиции в государственные  предприятия;
    - кредиты иностранным государствам;
    - межбюджетное финансирование;
    - средства на обслуживание и  погашение долговых обязательств, включая государственные и муниципальные  гарантии;
    - налоговые расходы в размере  кредитов и других обязательных  платежей в бюджет.
    В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджета группируются по трем направлениям:
    1) функциональные, т.е. отражающие  выполнение основных функций  государства (образование, национальная оборона);
    2) ведомственные, т.е. отражающие  основных получателей средств  (министерства и ведомства);
    3) экономические, т.е. отражающие  экономическое содержание расходов (заработная плата, оплата товаров, трансферты). 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к итогу 

 
Расходы
 
Год
 
2000
 
2001
 
2002
 
2004
 
Государственное управление и местное самоуправление
 
 
2,7
 
 
2,8
 
 
2,9
 
 
3,2
 
Международная деятельность
 
0,9
 
0,9
 
0,9
 
0,9
 
Национальная оборона
 
2,8
 
3,1
 
3,0
 
2,8
 
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности
 
 
5,1
 
 
5,5
 
 
5,3
 
 
5,5
 
Судебная  власть
 
0,2
 
0,2
 
0,2
 
0,3
 
Наука
 
1,1
 
1,1
 
1,0
 
1,3
 
Расходы на отрасли экономики
 
15,0
 
15,1
 
13,7
 
12,0
 
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  
 
3,4
 
 
 
3,8
 
 
 
3,5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.