На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологический портрет современного бизнесмена

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
      
     Введение……………………………………………………………..……...3
     1 Психологический портрет предпринимателя…………………......……5
    1.1Психологические особенности современного российского предпринимателя. Образ жизни …………………................................…8
     1.2 Этика делового общения…………………………...……...…………14
     2 Психолигический портрет женщины-предпринимателя  …………….17
     2.1 Отличительные качества современной женщины-руководителя….18
     2.2 Портрет идеальной «леди-босс»………………………...………...…20
     3 Методика исследования……………………………………………...…22
     Заключение………………………………………………………..………24
     Список  использованной литературы……………………………...……..25
     Приложение……………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Данная  курсовая работа является работой по социальной психологии и написана с целью постановки ряда проблем, касающихся предпринимательского класса. Исследованию подвергся слой российских предпринимателей, как более доступный и близкий для изучения. В отличие от западных предпринимателей их российские коллеги в современном государстве не обладают традицией предпринимательских династий, а вокруг них не существует государственно-правовой системы с дисциплинированным исполнением законов. Одной из задач  было найти объединяющие достаточно разнородную социальную группу признаки. Я постаралась уйти от конкретных имён, чтобы, не углубляясь в частности, оперировать общими статистическими и иными данными.
     Цель  данной работы описать психологический  портрет современного бизнесмена. В  связи с этим необходимо решить ряд  задач:
     1. Изучить соответствующую литературу.
     2. Классифицировать информацию по теоретическим и практическим аспектам.
     3. Систематизировать по типам психологические  портреты бизнесменов.
     Вряд  ли кто назовет предпринимательство  профессией – ни в одном квалификационном справочнике вы не сможете ее найти. Вузы и техникумы могут преподать азы управления собственным бизнесом, но стать настоящим предпринимателем вас не может научить ни одно из российских учебных заведений. Очень часто мы открываем дело под давлением ситуации, из-за стремления скорее разбогатеть, прокормить семью, получить прибыль и потратить ее. Из них ни один не задумался, а готов ли он стать предпринимателем, может ли он им быть, любит ли он свое дело, обладает ли он необходимыми личностными качествами.
     Описание  личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответы на вопрос, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Важно также выяснить, насколько портрет российского предпринимателя привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Психологический портрет предпринимателя
     Описание  личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответы на вопрос, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
     Предприниматель должен обладать следующими качествами:
     • завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
     • организатора (способность правильно  оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
     • торговца (способность вербовать  людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
     Мещанину  требуются другие качества:
     • хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и  бережливостью;
     • деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим  ведением отчетности.
     Третья  составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность  корпорации, работа ради ее прибыли  — способ личного карьерного продвижения  и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.
     Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство  на первое место. Если из данной картины  устранить предпринимателя, получится  другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тоталитаризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
     Согласно  мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположенность, склонность к предпринимательству — у экстравертов.
     В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов  или групп) было установлено, что  выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
     Существует  проблема восприятия налогообложения  предпринимателями: их поведение в  условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от уплаты налогов.
     Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между  предпринимательской деятельностью  и национальными, этническими, культурными  и другими особенностями индивидов  и социальных групп. Так, было установлено, что, в отличие
     от  населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие  места, в Европе образ предпринимателя  в целом мало позитивен. Во-первых, это связано с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной советской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью. В-четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.
     К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся: (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в коммуникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).
     По  мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя. 

     1.1 Психологические особенности современного российского предпринимателя. Образ жизни
     Общая характеристика образа жизни 
     Главной особенностью жизни современного отечественного бизнесмена является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни за счет других сфер — дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Учитывая этот факт, необходимо, прежде всего,  рассмотреть объективные и психологические особенности трудовой деятельности бизнесмена, а затем их влияние на другие сферы жизни.
     Экономические, социальные и организационные условия  бизнеса.
     Сегодняшний предприниматель работает в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в  целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается не только собственность и экономическое благополучие человека, но и сама жизнь.
     Такие условия порождают характерный  психологический конфликт: с одной  стороны, эмоциональная и социальная ситуация бизнесмена часто становится экстремальной и потому должна полностью контролироваться, с другой — количество динамически меняющихся факторов столь велико, что строгому рациональному учету и контролю они не поддаются. "Контроль жизненно важен — контроль невозможен" — это противоречие оказывается мощным источником психологического напряжения.
     Дефицит ресурсов.
     Респонденты отмечают явный дефицит ресурсов совладания с описанной социальной ситуацией в сфере профессиональной деятельности.
     Кадры .
     В Москве насчитывается более двухсот  рекрутерских фирм (в России свыше 300), тем не менее, коммерческие структуры страдают от нехватки квалифицированных сотрудников, что создает для их руководителей проблему недостаточной надежности персонала.
     Образование и опыт .
     Современные бизнесмены обладают, как правило, интенсивным, но небольшим и недостаточно осознанным профессиональным опытом. У них чаще всего отсутствует специальное образование в области менеджмента, нет систематических знаний в сфере финансов и юриспруденции.
     Организационная структура.
     Организационная структура коммерческих фирм часто недостаточно отлажена, излишне централизованна, нередко руководящие должности занимают молодые люди (25—30 лет), в то время как их подчиненными являются зрелые специалисты (40—60 лет).
     Психологическим следствием перечисленных условий является тенденция руководителя-предпринимателя брать на себя всю полноту власти, контроля и ответственности за дело. Вынужденное по тем или иным причинам снижение этого контроля (болезнь, командировка, отдых и т. д. ) порождает сильную тревогу и беспокойство.  

     Черты психологического портрета.
     Социально-психологическая  ситуация, в которой находится  современный деловой человек, формирует  у него следующие психологические  особенности:
     - рационалистичность — стремление  все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
     - недоверчивость — восприятие  мира как ненадежного, часто  прямо враждебного, гиперконтроль  и подозрительность в отношении  сотрудников и партнеров по  бизнесу; 
     - автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);
     - агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
     - авторитарность — преобладание  авторитарного стиля руководства,  распространяющегося и на другие  жизненные отношения;
     - амбициозность, некритичность —  коммерческий успех порождает  завышенную оценку, чувство собственной  незаменимости, болезненное восприятие  любых попыток критики в свой  адрес; 
     - экстрапунитивность — склонность  искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;
     - суеверно-мистическая настроенность  — парадоксальное сочетание чрезмерного  рационализма и веры в приметы,  гадания, порчу, астрологические  прогнозы и т. д., которое объясняется  отмеченной выше невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией. Бизнесмену легче признать влияние иррациональных сил, чем свою неспособность рационально осмыслить ситуацию.
     Клинические следствия .
     Описанные психологические особенности, характерные для современного предпринимателя, создают хроническое стрессовое состояние, сопровождающееся повышенной напряженностью и тревогой. Прямые следствия этого — нарушения сна и многообразные неврастенические проявления. На приеме у психотерапевта такие пациенты жалуются на "задерганность", чувство постоянной усталости, головную боль, "роящиеся мысли", от которых невозможно отделаться и т. д.
     Отмечается у руководителей коммерческих структур значительное увеличение веса тела за годы работы в бизнесе, связывая это с малоподвижным образом жизни и специфическими эндокринными механизмами. По особым данным респондентов выделяются так называемые мышечные зажимы в плечевом поясе и шее, остеохондроз шейного отдела позвоночника, что интерпретируется как следствие психосоматизации напряжения, связанного с гиперответственностью и накоплением груза неразрешенных проблем.
     Компенсация и психологическая защита .
     Респонденты отмечают крайне низкую психологическую  культуру, безграмотность в элементарных вопросах психогигиены, отсутствие цивилизованных средств совладания со стрессом. Лихорадочное ощущение постоянного цейтнота, возведенное в принцип "время-деньги", мешает бизнесмену искать квалифицированную помощь специалиста, связанную, как правило, с дополнительными временными затратами. В качестве средств снятия напряжения используются алкоголь, переедание, секс, азартные игры. Нетрудно догадаться, что каждое из перечисленных средств само порождает следующий круг трудноразрешимых проблем.
     Алкоголь.
     Почти 100% опрошенных упоминали об алкоголе как неизбежной составляющей жизни современного делового человека. Однако единой непротиворечивой картины в этих высказываниях нет. Скорее всего, речь может идти о нескольких типах алкогольного поведения. Один из них по "западному образцу" — дорогое, некрепкое спиртное, часто, но понемногу. Другой — чрезвычайно обильный ужин с алкоголем, затем немедленный сон. Некоторые респонденты отмечают наличие дисфорических состояний в связи с алкоголизацией. Ни в одном интервью опрашиваемые не упоминали об использовании наркотиков. В целом эта проблема нуждается в более специальном анализе.
     Секс.
     Во  многих интервью упоминается о возникновении  сексуальных отношений между  сотрудниками одной фирмы. Характерно, что эти отношения носят не столько романтический, сколько "деловой", функциональный характер и рассматриваются как способ снятия напряжения, причем более "выгодный" по сравнению с алкоголем, из-за отсутствия отрицательных влияний на интеллектуальные возможности. Сам образ жизни многих людей, занятых в бизнесе (частое употребление алкоголя, увлечение азартными играми и т. п. ), снижает барьеры, препятствующие возникновению случайных связей. Вместе с тем ряд респондентов отмечают как следствие занятий бизнесом появление у мужчин специфических сексуальных проблем, мешающих естественной половой жизни. Как то, так и другое заметно влияет на семейные взаимоотношения, о чем подробнее будет сказано ниже.
     Азартные  игры.
     Наши  респонденты упоминали страстное  увлечение различного рода азартными  играми, что, по-видимому, связано с попыткой компенсации рациональности, расчетливости, ответственности, с желанием здесь вверить себя воле чистого случая, судьбы, положиться на удачу.
     Семейные  отношения .
     Практически все респонденты отмечают многообразие нарушения семейных отношений. Мы уже упоминали о том, что сфера деловых отношений почти полностью вытеснила из жизни все остальное. Бизнесмены-мужья проводят с семьей крайне мало времени. Но даже находясь дома, они поглощены своими проблемами, мыслями, состоянием, всячески избегая контактов с женой и детьми. Часто в семью привносится привычный авторитарный стиль поведения, повышается уровень конфликтности, нарастает взаимная неудовлетворенность супругов.
     В сложной психологической ситуации оказываются жены бизнесменов. Они порой с трудом адаптируются к резко выросшему социальному статусу семьи. Их внешний вид, домашняя обстановка, досуг, образование ребенка должны теперь соответствовать новому положению в обществе. С большей частью этих проблем женщина вынуждена справляться сама. Не имея опыта ведения большого хозяйства, управления прислугой, она оказывается не всегда успешной и получает от мужа обвинения в безделье, поскольку формально она не работает.
     Эмоциональные отношения супругов часто становятся отчужденными и холодными. Измены, алкоголизация, поглощенность мужа своей, отдельной деловой жизнью расстраивают интимные отношения супругов. Однако, задумываясь о разводе, женщина обнаруживает себя в ловушке финансовой зависимости: она уже успела привыкнуть к высокому уровню доходов и услуг, боится их потерять, самостоятельно достичь такого уровня не в состоянии, но и сохранять брак только из-за денег для нее оскорбительно.
     В этих условиях женщина обычно начинает либо самоутверждаться, подыскивая работу, что также не способствует укреплению семьи, либо сдается под напором жизненных обстоятельств, теряя интерес к жизни.
     Клинически  у жен бизнесменов отмечается множество невротических расстройств  разной степени тяжести, наиболее часто  встречается депрессивный синдром, нередки ипохондрические состояния, когда пациентка готова бесконечно проходить дорогостоящие диагностические обследования в лучших медицинских центрах.
     Отношения бизнесменов-отцов с детьми в  большинстве случаев становятся также эмоционально холодными. Сердечное тепло и заботу они стараются заменить щедрыми подарками и престижным образованием. Нередко дети сами осознают, что родители от них "откупаются". Для них становится характерным психопатоподобное поведение, повышенная агрессивность, инфантильность, падение интереса к жизни, особенно в подростковом возрасте, раннее употребление наркотиков и т. п.
     Женщины-бизнесмены в силу специфических особенностей своего характера, позволивших им заняться этой традиционно мужской деятельностью, чаще всего вовсе не имеют семьи или одни воспитывают ребенка. Они лучше мужчин осознают свои психологические проблемы и с большей готовностью относятся к необходимости решать их.  

     1.2 Этика делового общения
     Формирование  у деловых людей соответствующих  нравственных качеств и правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной деятельности. Как  говорил наш великий русский  писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
     Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности.
     Особое  внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
     Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным  его видам («сверху - вниз» (руководитель - подчиненный), «снизу - вверх» (подчиненный - руководитель), «по горизонтали» (сотрудник - сотрудник)) требует конкретизации:
     В деловом общении «сверху - вниз», это правило можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
     Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический  климат. Именно на этом уровне формируется  в первую очередь нравственные эталоны  и образцы поведения, в том  числе и выбор форм распоряжения таких, как: приказ, просьба, вопрос - «доброволец».
     Приказ - чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также  в отношении недобросовестных сотрудников.
     Просьба - используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности.
     Вопрос - «Есть смысл заняться этим?»  или «Как мы должны это сделать?» - Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или  подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости.
     «Доброволец» («Кто хочет это сделать?») - подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.
     В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
     Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее  важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.
     Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
     Существуют  различные средства и способы  повышения уровня этичности делового общения. К ним относятся:
    разработка этических нормативов на предприятии;
    создание комитетов и комиссий по этике;
    проведение социально-этических ревизий;
    обучение этическому поведению.
     Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового этикета, протокола  и этики являются одной из важных составляющих привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Психологический портрет женщины- предпринимателя
     В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя-мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, привносят в деловую жизнь новые черты и изменения.
     Пожалуй, наиболее полно психология деловой  женщины была изучена американскими  докторами Маргарет Хеннинг и  Анн Жарден.
     Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома. Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - в неумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, "играть в команде", быть снисходительными к недостаткам других людей.
     Но  у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство - это вещи несовместимые.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.