На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль общественных организаций в реализации городских и районных социальных программ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
    Общественные и благотворительные организации в системе социальной защиты населения
      Особенности деятельности общественных (благотворительных) организаций на современном этапе
      Основные формы деятельности общественных(благотворительных) организаций
      Третий сектор и его роль в социальной защите населения
    Проблемы деятельности и перспективы развития фондов 
    социальной поддержки населения в Российской Федерации

      Проблемы создания территориальной программы социально-экономического развития
      Анализ существующих в России социальных программ
    Оптимизация региональных программ социально-экономического развития
      Формирование и реализация направлений, принципы и механизмы 
      деятельности фондов социальной поддержки населения

      Основные направления совершенствования региональных программ 
      социально-экономического развития на примере города Пензы

Заключение
Список использованных источников 

 

      Введение 

     Всеобщая  декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
     Согласно  ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
     Социальная  защита и социальное обеспечение  в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений  собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
     К конститутивными признакам социального  обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
     Объективные основания социального обеспечения  при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.
     Предмет – особенности организации и  функционирования  социальной  защиты в Российской Федерации.
     Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.
     В соответствии с поставленной целью  предполагается решить следующие задачи:
    изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
    рассмотрение принципов государственной социальной политики;
    характеристика  форм социальной поддержки и защиты населения.
     
    Общественные и благотворительные организации в системе социальной защиты населения
      Особенности деятельности общественных (благотворительных) организаций на современном этапе
 
     На  сегодняшний день существует множество  благотворительных организаций, которые  можно разделить на группы.
     Первая  и самая массовая группа благотворителей - коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.
     Вторая  активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.
     Третья  группа благотворителей - физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.
     Благотворительная помощь традиционно оказывается  частным лицам и организациям, необходимую помощь которым в  силу разных причин государство оказать  не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.
     Главными  и наиболее популярными областями  благотворительности в современной  России являются:
     Культура  и искусство – разовая или  постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также  деятелей искусства, литературы, кино.
     Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка  перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых  специалистов.
     Церковь – как правило, помощь в строительстве  или восстановлении храмов и монастырей.
     Образование – учреждение стипендий и грантов  для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
     Социальная  сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым  людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
     Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
     Охрана  природы – финансирование экологических  программ по спасению исчезающих видов  флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
     Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в  приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений  для тренировок.
     Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ. 

      Основные  формы деятельности общественных(благотворительных) организаций
 
     В современном обществе благотворительная  деятельность осуществляется в разных формах. Индивидуальная благотворительность, которой может заниматься любой человек, реализуется обычно в таких формах, как милостыня, волонтерство, посильные взносы в благотворительные фонды, участие в различных благотворительных акциях. Частная благотворительность, которой занимаются в наше время предприниматели и коммерческие организации, Может быть представлена в виде меценатства, спонсорства, предоставления грантов или учреждения благотворительных фондов. Государство также оказывает помощь нуждающимся в форме опеки и попечительства, однако в литературе нет единого мнения о том, можно ли считать такую деятельность государственных структур благотворительной.
     В современном мире всё более активно  благотворительностью занимаются благотворительные  фонды, которые учреждаются как  коммерческими организациями так и предприятиями третьего сектора( некоммерческие и негосударственные организации). Благотворительные фонды подразделяются на частные и корпоративные фонды, а также фонды местных сообществ. Частные фонды создаются на полученные от частных лиц средства, которые хранятся в банках или размещены в акциях, а доходы от капитала используются для благотворительных целей. Среди наиболее известных частных фондов – фонд Форда, основанный на наследство предпринимателя Генри Форда. Частные фонды являются независимыми донорами, например, фонд Форда не зависит от компании Форд или семьи Форда и осуществляет свою деятельность под руководством международного совета попечителей.
     Корпоративные фонды – это также донорские  организации, которые создают и  финансируют компании для управления своими благотворительными программами. Данные фонды не являются независимыми в отличие от частных фондов и фондов местных сообществ, они напрямую зависят от целей и приоритетов, которые ставит перед собой компания.
     Фонды местных сообществ – это фонды, которые создаются для решения проблем на определенной территории. Данные фонды аккумулируют средства для решения данных проблем, поступающие из разных источников, от частных пожертвований населения до средств муниципальных бюджетов. Благотворительные фонды занимают центральное место в институте благотворительности, поскольку именно через них происходит аккумуляция и дальнейшее перераспределение средств, переданных донорами для благотворительных целей.
     Не  менее важным является вопрос о мотивах, которыми руководствуются благотворители в своей деятельности. Изначально полагается, что человек совершает благодеяние, исходя из своих нравственных и духовных принципов. В идеале, людей к благотворительной деятельности должны побуждать такие чувства, как сострадание и милосердие, а также сочувствие чужому горю, которые и вызывают желание помочь ближнему. Но так ли это происходит на самом деле. Существуют и другие мотивы, которые отодвигают вышеперечисленные на второй план. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, благотворители могут руководствоваться не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Например, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для коммерческих организаций и политических партий. Дело в том, что благотворительная акция понимается как тождественное благодеянию действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому человек, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, которую можно использовать для достижения личных целей. Можно сделать вывод о том, что людей к благотворительной деятельности побуждают самые разные мотивы. Одних побуждает милосердие, а других личная выгода1. 

      Третий  сектор и его роль в социальной защите населения
 
     Большинство государственных некоммерческих  организаций  созданы для решения тех же самых  задач,  с  которыми  повседневно  имеют  дело государственные и муниципальные органы. Это забота о  малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие  воспитанию  и образованию  детей  и  подростков,  сохранение  и  развитие   культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией  Российской Федерации, и многое другое из того, что не  может  быть  обеспечено  на чисто коммерческой, рыночной  основе.  Существование  Третьего  сектора прежде всего тем и обусловлено, что наиболее  активные  члены  общества стремятся внести свой вклад в решение стоящих  перед  ним  проблем,  не только выполняя прямые обязанности, возлагаемые  государством  на  всех граждан, но и делая нечто «сверх  обязанностей»,  добровольно.  В этой связи очевидна необходимость объединения и координации усилий.
     В ряде случаев Третий сектор действует  успешнее  и  экономичнее, чем   государственные учреждения. Это показывают исследования, проводившиеся во  многих  странах.  В  результате  государству  нередко оказывается выгоднее  передавать  средства  независимым  некоммерческим организациям,   разумеется,   в   обмен   на   четкие,   конкретные   и контролируемые обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации. Так, в США в 80-е годы в Третий сектор направлялось более трети всех расходов на социально-культурные нужды, в  том  числе  более половины всех федеральных  расходов  на  социальное  вспомоществование, культуру, науку и гуманитарные цели. Конкретный анализ показывает,  что выгоды бюджетного финансирования независимых некоммерческих организаций особенно велики, когда налицо хотя бы одно из следующих  двух  условий:
    имеется возможность привлечь к работе добровольцев, и  решаемая  задача не  совсем  стандартна,  требуется  нешаблонный  подход  к   конкретной категории получателей услуг, 
    глубокая  индивидуализация  деятельности.
     Таким  образом,   сотрудничество   государства   и   органов   местного самоуправления с организациями Третьего сектора способно служить важным фактором повышения эффективности использования средств,  в  особенности выделяемых на социальные нужды.
     Само  по себе укрепление демократического государства и  развитие местного  самоуправления  решающим  образом  зависит  от   формирования современного гражданского общества. Речь идет  о  разнообразных  формах цивилизованного взаимодействия  граждан,  их  добровольного  участия  в общественных делах. В роли «несущих конструкций» гражданского  общества выступают  именно  организации Третьего сектора. Чем теснее и плодотворнее  контакты  государства  с   этим   сектором,   тем   лучше взаимопонимание власти и общества и  тем  менее  вероятно  их  взаимное отчуждение.
     Закономерно,  что  в  «Программе  социальных  реформ  в  Российской Федерации на период 1996-2000 годов» в числе первоочередных мер названо «определение порядка взаимодействия в области социальной политики между органами власти, общественными и коммерческими организациями».
     В то же время Третий сектор нуждается  в  моральной  и  материальной поддержке со стороны государства  и  органов  местного  самоуправления.
     Достаточно  типичный пример:  добровольцы  готовы  объединить  усилия и средства для помощи какой-либо  категории  нуждающихся,  но  им  трудно оплачивать  аренду  необходимого  для  работы  помещения  по   ставкам, установленным  для  коммерческих   организаций,   и   платить   налоги.
     Предоставление  им льгот способно обеспечить достижение цели, на которую в  противном  случае  пришлось   бы   затратить   больше   средств   из регионального или городского бюджета.
     Не  менее важна заинтересованность подлинных организаций Третьего сектора в действенном контроле со стороны государственных и муниципальных органов. Такой контроль гарантирует отсутствие злоупотреблений, которые препятствуют выполнению функций, взятых  на себя некоммерческими организациями, и снижают их престиж.
     Деятельность  большинства некоммерческих, в том  числе благотворительных, организаций нацелена  на  решение  насущных  проблем конкретного населенного пункта или региона.  Немалый  вклад  в  решение этих  проблем   вносят   также   региональные   и   местные   отделения некоммерческих организаций,  действующих  в  масштабе  всей  Российской Федерации. Третий сектор успешнее развивается там, где представительные и  исполнительные   органы   субъектов   Федерации,   органы   местного самоуправления ориентируют и стимулируют некоммерческие организации, не допуская вместе с тем неоправданного вмешательства в их деятельность. 

    Проблемы  деятельности и перспективы развития фондов 
    социальной поддержки населения в Российской Федерации

      Проблемы создания территориальной программы социально-экономического развития
 
     Проблемы  создания территориальной программы  социально-экономического развития рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития, так как:
    любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
    инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;
    корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);
    и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
     Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня  программы социально-экономического развития регионов в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы», Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации» Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 «О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд» (которым утвержден «Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация») имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:
    отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;
    отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;
    распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;
    низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
    отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
    отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
    отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).
     Совершенно  очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня  и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу  к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
     Нами  предпринята попытка разработки модельной структуры программы  социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном  финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.
     При разработке такой модели программы  мы полагали, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
    обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;
    законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;
    структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);
    оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;
    обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;
    повышение уровня социальной защищенности населения;
    создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;
    создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;
    формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.
     На  наш взгляд, программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:
     Стратегические  цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).
     Программа социально-экономического развития региона  на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой  региональной программы.
     Реализация  такого подхода позволит:
    обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;
    вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;
    гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
     На  основе вышеназванного, модельную структуру  региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие основные элементы:
     1. Экономическое развитие региона.  Оценка состояния региональных  рынков промышленных и продовольственных  товаров, экспортного потенциала.
     Кроме традиционного анализа состояния  экономики региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального). Такие исследования позволяют:
     а) определить: возможные масштабы и  потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
     б) установить естественные (по отношению  к региону) монополии по продукции  и услугам для формирования экономических  интересов региона с точки зрения экономической безопасности;
     в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных  ресурсов (например, на основе использования  экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику);
     г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие  которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров;
     д) сформулировать экономические интересы региона в странах-экспортерах  и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).
     Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.
     2. Финансовая ситуация и бюджетный  процесс, финансовые интересы  региона. Региональное финансовое  планирование.
     Реформирование  региональной и финансово-кредитной  политики. Экономические приоритеты.
     Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:
     а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;
     б) именно внедрение регионального  бюджетного планирования позволяет  управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;
     в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;
     г) такой анализ дает возможность создать  систему налоговых льгот и  освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.
     Результаты  анализа социально-экономической  ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг  должны позволить определить экономические  приоритеты и наметить пути обеспечения  их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.
     Немаловажным  обстоятельством приоритетности бюджетного процесса в формировании программы  социально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляется  возможность структурирования финансовых источников формирования бюджета (средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, что главное, оценить основные требования инвестора к организационному, законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовых технологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.
     Примером  могут служить требования международных  инвестиционных институтов к развитию регионального законодательства, банковского, аудиторского и страхового обслуживания инвестиционных ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной, экологический и другие займы Мирового Банка).
     Среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование бюджета позволяет увеличить  сроки действия налоговых льгот  инвесторам, которые зачастую принимаются  только на текущий бюджетный год2.  

      Анализ  существующих в России социальных программ
 
     Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений  в ее реализации: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, социальная защита граждан, жилищная политика.
     Политика  государства в формировании доходов.
     Доходы  между различными слоями населения  распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в  уровне доходов на душу населения  или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
     Последним из наиболее часто употребляемых  показателей дифференциации доходов  является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан  и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
     Для характеристики распределения совокупного  дохода между группами населения  применяется индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини). Чем  больше этот коэффициент, тем сильнее  неравенство, т. е. чем выше степень  поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю
     Политика  доходов – правительственная  политика воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения  и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. [12, с. 607]
     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
     Трансфертные  платежи – выплата правительством или фирмой домохозяйству или  фирме денег (или передача товаров  и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
     Социальные  трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.. [12,с.611-612]
     Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную  роль играет здесь прогрессивный  подоходный налог) средства предназначаются  на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.
     Так как источниками доходов населения  являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия  по безработице), то особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [9, с.80-81]
     Индексация  – это установленный государством механизм повышения денежных доходов  населения, позволяющий частично или  полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
     Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер. [12,с.614]
     Политика  занятости.
     Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
     Фрикционная безработица – безработица, связанная  с добровольной сменой рабочими места  работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды  перехода рабочих с одной работы на другую.
     Структурная безработица- безработица, возникающая  в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.
     В странах Запада за последние 30 с  лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы, рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости), досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.
       Все более важное значение  приобретает:
    создание бирж труда
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.