На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственное регулирование региональной политики в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План  работы
1.Введение 
2.Модели устройства
3.Предмет региональной  политики
4.Управление
-виды региональной  политики
-цели региональной  политики
-методы региональной  политики
5.Зарубежный  опыт
6.Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Государственное регулирование регионального развития Российской Федерации главным образом состоит в формировании Региональной политики.
Экономические и социально-политические преобразования в России, децентрализация власти усложнили региональные проблемы, выдвинули  на первый план пространственные, или территориальные аспекты развития российского общества. Переход к новым экономическим отношениям, базирующимися на рыночных принципах, изменение геополитического положения России, кризис, затронувший все стороны жизни российского общества, обусловили изменение критериев и факторов территориального развития, создали качественно новую среду для решения социальных и экономических проблем регионов и их взаимодействия. Обострились объективные противоречия: между страной и субъектом Федерации; между субъектами Российской Федерации; между национальной и территориальной моделями государства.
Модели устройства
За годы функционирования СССР и РСФСР устройство государства  осуществлялось по национальному и  территориальному принципам. Образование  союзных республик, республик и автономий внутри Российской Федерации – это попытка построить государство по национально-территориальному признаку и одновременно способ решения национального вопроса. Принятый в двадцатые годы национальный принцип формирования структуры советского государства запрограммировал будущий распад Советского Союза. Переход к другой модели внутреннего устройства – территориальной – обсуждается на протяжении всех лет преобразований в РФ. При данном подходе республики, края и области становятся территориальными субъектами Российской Федерации, а не этническими единицами. Что касается развития и управления экономикой, то от отраслевого принципа страна переходит к управлению через территории, через субъекты Федерации. В новых условиях органы управления субъектов Федерации осваивают иную модель взаимодействия с предприятиями и объектами, расположенными на их территории. Главное противоречие этих отношений выражается формулой "эффективность-равенство". В экономическом контексте это имеет следующий смысл: если наращивать темпы экономического роста, то следует создавать предприятия в передовых регионах, результатом будет нарастание неравенства по уровню социально-экономического развития; если же целью является выравнивание уровней экономического развития, то следует осуществлять индустриализацию отсталых районов, при этом темпы экономического роста снизятся. Таким образом, цели выравнивания и цели роста альтернативны. Следовательно, у региональных проблем нет однозначного решения; такие решения должны представлять собой согласованный оптимум разнородных интересов, т. е. компромисс, но в России не сложились пока механизмы разрешения противоречий регионального развития. Согласованный оптимум федеральных и региональных интересов должен стать содержанием региональной политики.
Предмет региональной политики
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических  условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной  организацией государства региональная политика является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны и в конечном счете повышения уровня жизни ее граждан.
Анализ результатов  мониторинга социально-экономического развития регионов позволил определить сущностные характеристики региональных проблем:
- неравенство  регионов страны по социально-экономическим  условиям проживания из-за недостатков  территориальной организации общества, в связи с которыми созданные  гражданами богатства распределяются по районам страны без соответствия размещению самих гражданПодобное разнообразие не является препятствием для благополучия граждан, а напротив, это важный дополнительный ресурс его роста;
- недостаточно  эффективное использование выгод от разнообразия условий в регионах страны. Один из основных тезисов при подходах к региональной проблеме состоит в том, что многообразие российских регионов и многонациональный состав Российского государства – это не слабость России, а ее потенциальное могущество. Реальная федерация использует разнообразие своих субъектов как мощный резерв развития страны в целом и каждого региона в отдельности;
- становление  федерализма как политической  и территориальной организации  общества;
- национально-политические факторы, обусловливающие процесс дезинтеграции.
Регионализация  экономического, политического, историко-культурного  пространства России, особенности регионов и ее федеративное устройство обусловливают  ведущую роль региональной политики в укреплении российской государственности и развитии экономики.
Новая региональная политика формируется, но для ускорения  этого процесса, придания ему осознанного  и целенаправленного характера  необходимо выработать представление  о сущности региональной политики, выделить методологические проблемы, нуждающиеся в первоочередной разработке, оценить возможности использования в нашей стране опыта развитых стран.
Политика –  это интересы в действии, глобальная стратегия. Политика может иметь  огромное множество вариаций, но должна быть понятной и действенной, власть может быть любой, но не бессильной.
Политика как  деятельность руководящих центров  заключается в выборе общественных целей и способов их реализации с  использованием фактора власти. Региональная политика это отношения между государством и субъектами Федерации (регионами) и деятельность по регулированию регионального развития.
Субъекты политики с позиции власти – это социальные институты и их органы, которые  реализуют процесс управления различными областями общественной жизни, располагают средствами власти (координация, принуждение, контроль и т. д.), определяют цель и способ их использования. Субъектом региональной политики в данном контексте выступает государство. Объектом региональной политики выступают регионы, субъекты Федерации, федеральные округа.
Региональная  политика как комплекс государственных  мер, регулирующих социально-экономическое  развитие территорий, в СССР осуществлялась посредством плановых, нормативных  действий в рамках территориальных  схем размещения и развития производительных сил, что определялось прежде всего директивами, устанавливающими приоритетность развития отдельных регионов. В 80-е годы имели место попытки изменения подходов к реализации региональной политики – ставились задачи регионального самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, территориального хозрасчета, но сущностные основы региональной политики остались неизменными. Концептуальный подход изменился в 90-е годы, политическая и экономическая дезинтеграция обусловила необходимость разработки новой модели региональной политики, основанной на более полном учете интересов территориальных образований, их особенностей, выделения проблемных территорий разных типов. В 1991-1993 годах, в условиях острого экономического и политического кризиса действия центрального прав ительства, пытавшегося всеми доступными средствами (от предоставления наличности до принятия специальных указов и постановлений по отдельным регионам) ликвидировать наиболее опасные очаги региональной напряженности, вполне соответствовали идеологии неотложной помощи кризисным регионам.
В 1993 году было создано  Министерство по делам национальностей  и региональной политике. Для разработки концепции региональной политики задействованы  государственные и негосударственные  структуры: Аналитический центр при Президенте Российской Федерации, Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации, Рабочая группа по региональной политике Совета безопасности, СОПСиЭС при Министерстве экономики Российской Федерации, Институт экономики Российской академии наук, а также представительные органы власти – комитеты Федерального собрания и Государственной думы Российской Федерации.
В 1994-1995 годах  появились признаки перехода к более  осознанной и активной федеральной  региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий разных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые, регионы нового освоения, зоны экологического бедствия), формирование полюсов роста и реформирования, стимулирование процессов реструктуризации экономики регионов на основе их собственного потенциала, становление российского федерализма и местного самоуправления, реформирование межбюджетных отношений и механизмов территориального перераспределения бюджетных ресурсов.
В 90-е годы представления  о содержании, методах, инструментах региональной политики претерпели существенные изменения. Содержание государственной региональной политики составляет система мер, посредством которых реализуются интересы федеративного государства в отношении субъектов Федерации, и внутренние интересы самих регионов.
Целесообразность  разработки государственной региональной политики подтверждается как российским, так и мировым опытом. Вместе с  тем следует выделить факторы, которые  обусловливают необходимость государственного вмешательства в региональное развитие.
Политические  факторы могут быть представлены как национальные и конъюнктурные. Национальные факторы обусловлены стремлением государства обеспечить безопасность и независимость страны, территориальную целостность, политическую стабильность.
Конъюнктурные факторы – это использование региональной политики в качестве средства межпартийной политической борьбы. В настоящее время имеет место общая крайняя дифференциация политического климата в регионах.
Социальная  справедливость и равноправие граждан – основные социальные факторы обусловливающие необходимость разработки региональной политики. Государство должно гарантировать определенный уровень жизни населения (минимальные социальные стандарты) независимо от региона проживания. Современную региональную политику следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, коммуникациях, состоянии окружающей среды.
Экономические факторы связаны с необходимостью государственного регулирования регионального развития в целях наиболее эффективного использования факторов производства, перераспределения ресурсных потоков.
Несостоятельность радикально-монетаристских моделей  региональной политики очевидна, в  настоящее время необходимость государственного вмешательства признается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Динамизм, приоритетность, степень влияния названных факторов могут изменяться в зависимости  от условий развития страны, положения  регионов. В период экономического роста преобладает влияние социальных и политических факторов, в период кризиса – влияние экономических факторов. При этом необходимо учитывать особенности экономического развития страны, в том числе региональные. На наш взгляд, при разработке региональной политики следует учитывать "исконные" (культурные, природные) и "преходящие" (наследие новой истории) особенности России (данная классификация наиболее полно предложена А. Я. Лившицем, А. В. Новиковым, Л. В. Смирнягиным) [1,с.29-37].
В 90-е годы складывается новая региональная макросреда со своими количественными и качественными  параметрами, которая теряет черты  прошлой однородности и распадается  на множество микросред, не похожих  на прежние, как и общее средовое пространство России.
Управление
Для комплексного рассмотрения региональной политики, целей и задач, необходимо выделить основные ее виды. Различают следующие
виды  региональной политики:
- по целям: выравнивание уровней развития регионов, расширение спектра социальных ролей в регионах, рационализация использования местных ресурсов, рационализация межрайонного сотрудничества;
- по механизму: автоматическая (распределение по формуле), проблемная (по спецпрограммам), целевая (по конкретным регионам);
- по средствам: финансовая (помощь, льготы, штрафы), административная (разрешения и запреты), инфраструктурная (строительство дорог и другое);
- по объекту: борьба с чрезмерной специализацией хозяйства, улаживание конкуренции регионов, снижение остроты противоречия "регион – страна", сглаживание контрастов "бедные – богатые регионы";
- по адресату: региональные власти, предприятия и организации, граждане [2,с.38].
Уровень социально-экономического развития страны, особенности ее регионального  развития определяют цели региональной политики, призванной ослабить социальную напряженность и сохранить целостность и единство страны.
Основными целями региональной политики являются: обеспечение  экономических, социальных, правовых и  организационных основ федерализма  в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, обеспечение социальной помощи и гарантирование социальных прав граждан независимо от экономического положения региона; выравнивание условий социально-экономического развития регионов, максимальное использование природно-климатических особенностей регионов – создание условий для укрепления собственной экономической базы регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
В целях снижения социальной напряженности, создания равных условий социального развития всех регионов региональная социальная политика сориентирована на решение следующих задач: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее благополучных и наиболее неблагополучных регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Способы и средства, которые государство может использовать для решения региональных проблем, можно назвать методами региональной политики. Методы региональной политики определяются принципами государственного регулирования общественных процессов. Государственное регулирование регионального развития может осуществляться мерами прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие по существу представляет собой методы административно-планового регулирования. Косвенное регулирование – выбор и реализация регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации на базе нормативно-правового обеспечения.
В сфере экономической  региональной политики методами косвенного регулирования являются: прогнозирование  и программирование, позволяющее  регионам определять свое место в  межрегиональном разделении труда; изменение механизма федеративных отношений, в том числе межбюджетных отношений, разграничение полномочий в налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов, разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Реализация региональной политики предполагает институциональные  преобразования, формирование институциональной  инфраструктуры, позволяющей реализовать  ее цели и задачи. Ядром последней  являются институты региональной политики – государственные (или с участием государства) организации, комиссии, уполномоченные формировать и проводить региональную политику. Они являются частью государственного механизма, специализированного не только на решении региональных проблем, но и на взаимодействии с регионами.
Анализ теоретических концепций региональной политики, ее целей, задач и методов позволяет выделить блоки проблем, от решения которых зависит действенность региональной политики.
Правовое  упорядочение государственного регулирования территорий. Сложившееся неоднородное правовое поле ограничивает возможности совершенствования системы государственного регулирования территориального развития. Правовая концепция государственного регулирования регионального развития может быть изложена в специальном Федеральном законе, который призван установить принципы и механизмы реализации федеральных правоотношений по поводу любых конкретных действий государства, корректирующих условия развития субъектов Федерации.
Ограниченность  ресурсного обеспечения территориально-регулятивной деятельности государства, целевое распределение ресурсов и гарантии результативности их использования.
Упорядочение  организационной  структуры государственного управления региональным развитием с целью координации деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Недостаточность научного обеспечения региональной политики. Основные концепции регионального развития России базируются на единых методологических посылках, различаясь вариантами стратегии, методов, стимулов и т. д. Более того, все они, опираясь на опыт других стран, имеющих федеративное устройство, ориентированы на условия стабильного развития. Для современной России следует разрабатывать концепцию региональной политики кризисного или переходного периода.
Теоретическая модель региональной политики, по моему мнению, должна отвечать следующим требованиям: долговременность; адаптивность; сопряженность с перспективной программой социально-экономического развития России; комплексность; ориентация на экономическое, политическое, социальное развитие регионов; обеспечение приоритета общенациональных интересов.
Методологической  основой может и должна стать  новая концепция современного государства, определяющая его функции и роль в обеспечении устойчивого и социально ориентированного развития всех регионов, организации федеративных отношений. В федеративных государствах оптимизация отношений между федерацией и субъектами федерации осуществляется через разграничение предметов ведения и полномочий. Устойчивость федеративного государства обусловлена социально-экономической ситуацией в субъектах ее составляющих, достижением регионального социально-экономического равновесия.
Зарубежный  опыт
Необходимость активной государственной региональной политики в различных странах порождена специфическими причинами и историческими особенностями их развития. Различное отношение государства к частям своей территории, которые в наших терминах могло бы быть обозначено термином "региональная политика", возникло одновременно с появлением крупных государств.
Региональные  программы начали осуществляться в  каждой из стран в различные сроки  и со свойственной каждой стране спецификой. В Великобритании закон о "специальных  районах" был принят в 1934 году, в Италии и Франции региональные программы реализуются с 40-х, в Германии и Норвегии с 50-х годов. В 90-е годы при определении приоритетов развития, целей и задач региональной политики в западных странах внимание уделялось не только выбору между принципами справедливости и эффективности, но и поиску оптимального соотношения, а также разумного распределения полномочий между центром и регионами. Большинство осуществляемых государством мер не преследует достижение каких-либо региональных целей, но любой новый закон или правительственная программа имеют определенное пространственное выражение.
Региональная  политика в странах Запада рассматривается  как явление постоянное, изменяются подходы к региональной политике. Так, для 20-х – 30-х годов характерна неотложная помощь регионам; межрегиональное перераспределение экономического роста с ориентацией на сбалансированное региональное развитие составляло содержание региональной политики в 50-е – 70-е годы; с середины 70-х годов акценты региональной политики смещаются на реструктуризацию регионов, максимальное использование внутреннего потенциала региона, поддержку малого и среднего бизнеса.
Новой тенденцией развития региональной политики и участия  в ее реализации государства является возникновение и все более мощное развитие технополисов и технопарков (технико-внедренческих зон), то есть территориальных научно-технических образований, принципиально отличающихся от известных миру региональных образований. Это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся особой государственной поддержкой. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что целенаправленная смена технологий позволяет экономике быстро выйти из состояния длительной депрессии.
Разработка и  механизм реализации региональной политики в федеративных государствах имеют  особенности, обусловленные моделями федерализма: "дуалистический" федерализм (США), "кооперативный" федерализм (Германия).
Процесс превращения  Западной Европы, состоящей из государств, "в Европу регионов" представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интеграции, который развивается по направлению к европейскому федеративному государству. С самого начала Европейское объединение (Европейское сообщество или Общий рынок) было ориентировано на федеративно-государственный порядок.
С 1957 года Европейское  сообщество из конгломерата стран превратилось в экономическое, социальное, политическое объединение государств с координацией деятельности наднациональных и национальных органов власти. Европейский Союз, начиная с 1993 года (Маастрихтские соглашения) представляет собой зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз с единой экономической политикой, с системой межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах.
Усиление экономической  и социальной интеграции преодоление  диспропорций между различными регионами  и отсталости регионов является целью  европейской региональной политики. Региональная политика Европейского Союза дополняет меры, принимаемые страной членом ЕС, или направленной на участие в расходах на проводимые мероприятия, то есть она всегда связана с национальными программами. Региональная политика Евросоюза основана на концепциях партнерства и субсидиарности, последний означает, что ЕС будет предпринимать действия только тогда и в той степени, в какой цели предложенных действий не могут быть успешно достигнуты страной, являющейся членом Евросоюза.
Модели партнерства (партнеры социальные и экономические) различаются в зависимости от статуса регионов. Так, в странах федеративного типа, со значительным объемом предметов ведения и полномочий субъектов Федерации, возможно сотрудничество с региональными и местными властями; в унитарных государствах в качестве партнера выступает государство.
Общая интеграционная цель региональной политики ЕС конкретизирована в шести программных задачах: содействие развитию и структурному выравниванию отстающих в экономическом  отношении регионов; преобразование регионов, (при)граничных районов или частей регионов, серьезно пострадавших от промышленного спада; борьба с застойной безработицей и помощь во вхождении в трудовую жизнь молодежи и лицам, подверженных риску быть вытесненным с рынка труда; помощь работникам обоего пола в адаптации к переменам в промышленности и изменениям производственных систем; содействие сельскохозяйственному развитию путем: ускоренного выравнивания сельскохозяйственных структур в рамках реформирования общей аграрной политики; стимулирования развития и структурного выравнивания сельских районов; стимулирование структурного выравнивания конкретных северных (арктических) регионов, где особенно низка плотность населения [3,с.5].
Региональной  политике мирового сообщества присущи  следующие генерализированные цели:
- формирование  единого экономического пространства, обеспечение экономических, социальных, правовых, организационных основ  государственности;
- относительное  выравнивание условий социально-экономического  развития регионов;
- приоритетное  развитие регионов, имеющих стратегическое  значение для государства;
- максимальное  использование ресурсных особенностей  региона;
- предотвращение  загрязнения окружающей среды.
На наш взгляд, модель "кооперативного федерализма" (Германия) является предпочтительной в силу следующих ее особенностей: федеративная модель Германии относится к симметричной, строится на основе территориального принципа, а механизм бюджетного выравнивания (вертикальный и горизонтальный) позволяет реализовать принцип территориальной справедливости и способствует выравниванию социального положения населения земель.
Реализация принципов  субсидиарности и партнерства, составляющих основу региональной политики в Европейском  Союзе, позволила бы России совершенствовать систему экономического федерализма, обеспечила механизмы согласования интересов субъектов Федерации и предотвратила опасность превращения конституционной федерации в договорную.
Заключение
Фактически отношения  между государством и субъектами Российской Федерации, а так же деятельность по региональному развитию объединяет в себя региональная политика. Для перехода к новым отношениям и преодолению социально-экономического кризиса РФ она необходима.
 Целесообразность ее разработки подтверждается как российским, так и мировым опытом.
Государственное регулирование регионального развития может осуществляться мерами прямого  и косвенного воздействия. Прямое воздействие  представляет собой методы административно-планового  регулирования. Косвенное регулирование  – выбор и реализация регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации на базе нормативно-правового обеспечения. 

.  
 
 
 
 
 
 
 

Библиография
1.Журнал «Налоги. Инвестиции. Капитал» №3-4 2002г.
2.Документ #29461 относящийся к закону №18259-3 Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.
3.Региональное  развитие: опыт России и европейского  союза. Под ред. А.Г.Гранберга  М.:КНРОУС. 2005г.
4.Минаков И.А., Неуймин С.К. Экономическая география  и регионалистика М.:Колос, 2002
5.Вавилова Е.В.  Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. Изд.2-е. М.:Гардарики.2003
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.