На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Титульный
     Тема: «Взаимосвязь тревожности и потребности в достижениях у студентов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

  
     В практике профессионального образования заметно усилился интерес к особенностям личности студентов. Он объясняется не только признанием факта влияния мотивации, личностных особенностей, ценностных ориентаций на успешность обучения в ВУЗе, но и ориентацией на такую «модель специалиста – выпускника ВУЗа», в которой главным становятся качества, способствующие «активному саморазвитию», продуктивной самореализации в современных условиях рыночной экономики.
    Актуальность  темы данного исследования обусловлена  тем, что проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
     Психологи заметили, что обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации, и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях.
     Одним из факторов, способствующих успешному обучению в ВУЗе, является мотивация студентов на достижение успеха. Доказано, что состояние тревоги снижает успешность деятельности и потребность в достижении. Человек с высоким уровнем тревожности чаще имеет мотивацию на неудачу, чем на успех. В то же время, потребность в достижении успеха прямо коррелирует с успешностью обучения.
     Анализ  литературы показал отсутствие системных  исследований влияния тревожности  на потребность достижения в студенческом возрасте, что обуславливает теоретическое  значение нашего исследования.
     Целью работы является изучение взаимосвязи  тревожности и потребности достижения у студентов.
     Задачи:
     1. Проанализировать и обобщить  теоретический материал по проблеме  тревожности и ее влиянию на потребность достижения.
     2. Подобрать методики исследования тревожности и определить особенности потребности достижения в студенческом возрасте.
     3. Провести практическое исследование  влияния тревожности на потребность   достижения у студентов.
     4. Проанализировать результаты и  сделать выводы.
     Объект исследования: студенты.
     Предмет: взаимосвязь тревожности и потребности  достижения у студентов.
     Гипотеза: существует взаимосвязь уровня тревожности  и потребности достижения у студентов. 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи тревожности и потребности в достижениях у студентов

    1.1 Понятие потребности. Исследование потребности в достижениях как проблема психологии

 
     Потребности  – субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды. [7, c. 55]
     Представления о потребностях как самостоятельном  психическом явлении сформировались в первой половине XX в. Одной из первых работ, посвященных данному вопросу, была монография Л. Брентано, вышедшая в 1921 г. Брентано предлагал рассматривать потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.
    Потребности можно классифицировать по различным  основаниям. Многие авторы создают реестры потребностей, состоящие из множества рядоположенных наименований. В данном случае  единственным критерием для классификаций выступает само  содержание потребности. Например, У. МакДауголл, 1923), понимавший потребности как инстинктоподобные готовые способы  реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех;  отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т.д. Классификация Ф. Лерша насчитывает 18 потребностей (автор называет их  «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу: «При желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет  другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и  подходить к его анализу следует так же, как к анализу  фундаментальных категорий» [21, c. 132].
    Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности. По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого  объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно, поведение,  инициированное позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, а поведение, разворачивающееся под  воздействием негативных мотивов, — удалением от него.
    По  критерию времени актуализации потребности (постоянства ее присутствия у  субъекта) выделяют постоянные (например,  потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в  общении), циклические (например, потребность  в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (например, потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
    По  интенсивности субъективного переживания  потребностного  состояния (особенно при невозможности реализации потребности)  потребности можно разделить на сильные и слабые.
    По  преобладанию ориентации на результат  деятельности (например, труд, учение) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют  процессуальные и результативные потребности. Близко к данной  классификации стоит предложенное А.Н. Леонтьевым разделение на предметные и функциональные потребности. Автор персонологической концепции личности Г. Мюррей по аналогичному основанию выделяет модальные и эффектные потребности.
    Важным  критерием для классификации потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) или  факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности — это просто некоторая надстройка над витальными потребностями, что-то похожее на более «хитрый» способ их  удовлетворения. Так, Г. Халл говорит о первичных и вторичных  побуждениях: вторичные побуждения возникают на основе первичных по принципу условно-рефлекторной связи, но впоследствии могут приобретать определенную автономность, как бы «отрываться от корней». Например, стремление к академическим успехам  (вторичное побуждение) формируется у ребенка как фиксация  сложившейся в опыте связи между получением хорошей оценки и вкусными блюдами (первичная пищевая потребность), которыми родители ее поощряют.
     Г. Мюррей разделяет потребности на висцерогенные и психогенные. Первые — это потребности, связанные с органической стороной жизни субъекта (например, потребность в кислороде, воде и т.д.). Вторые — это потребности, не обнаруживающие очевидной связи с системами организма (например, потребность в понимании, потребность в уважении и т.д.). Другие авторы считают, что тот тип потребностей, которые  называются факультативными, изначально независим от первичных биологических потребностей.[21, c. 133-134]
     Таким образом, в психологии было множество различных классификаций потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. А. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека – наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом: [19, c. 162] физиологические потребности (пища, вода, воздух);  безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая);  потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе);  потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);  когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);  потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого).
     В основе данной иерархии лежит представление  о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях.
     Однако  данное положение касается только крайних, полярных видов потребностей. Маслоу говорит о том, что потребности смежных уровней часто могут возникать одновременно. Они никогда не удовлетворяются по принципу «все или ничего». Человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. [18, c. 19]
     А. Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов  потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Соответственно, эти две группы названы А. Маслоу потребностями дефицита и  потребностями роста. Потребности дефицита функционируют по гомеостатическому принципу (принципу равновесия, баланса):  актуализация — удовлетворение (насыщение) — угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Потребности роста  отличаются их принципиальной не насыщаемостью и возрастанием  интенсивности по мере удовлетворения.
     Концепция Маслоу не была однозначно воспринята. В отечественной и в мировой  психологии формировались различные  взгляды на сущность потребностей. Среди наиболее конкурентоспособных можно отметить следующие концепции: потребность, рассматриваемая как нужда (Д. Н. Узнадзе), потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев), потребность как отсутствие блага (В. С. Магун), потребность как необходимость (Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев), потребность как состояние напряжения (В. Н. Мясищев, П. А. Рудик), потребность как системная реакция (Й. Шванцер) и пр.
     Потребность в достижении была впервые описана Г. Мюрреем и впоследствии тщательно исследована Д. МакКлелландом 1965). Было выяснено, что в целом потребность в достижении является устойчивой  характеристикой личности, т.е. проявляется в широком спектре ситуаций независимо от их конкретного содержания. [21, c. 152] Так, МакКлелланд  обнаружил, что среди людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, 83% демонстрировали высокую выраженность  мотивации достижения, в то время как среди тех, кто предпочитал быть наемным работником, таких было всего 21%. Л.П. Дмитриенкова 1980) выявила значительно более высокую мотивацию достижений у спортсменов высокой квалификации, чем у спортсменов, не  показывающих стабильно высоких результатов на соревнованиях.
     Наряду  с потребностью в достижении успеха значительным мотивационным потенциалом обладает и близкая по содержанию, но противоположная по направленности потребность в избегании  неудач. Исследования показывают, что мотивация стремления к  успеху и мотивация избегания неудач — не два полюса одной шкалы, а достаточно независимые факторы. По данным Кестнера и Д. МакКлелланда 1990) испытуемые с преобладающей мотивацией  достижения выбирают по возможности задачи, которые кажутся им  средними по уровню сложности. Дело в том, что задачи именно такого типа в связи с равной вероятностью выигрыша и проигрыша могут максимально эффективно удовлетворить потребность в достижении успеха. Испытуемые с ярко выраженной мотивацией избегания  неудач, наоборот, с большей готовностью берутся за решение или  простейших задач (где вероятность проигрыша стремится к 0), или за решение самых сложных задач. В этом случае неуспех может быть приписан внешним факторам («Задача была слишком трудной!»), и ответственность за личную неэффективность субъективно  понижается, а значит, и переживания менее болезненны.
     В различных культурах социально  одобряется  преимущественно один или другой вид мотив достижений. Так, например,  североамериканское общество четко ориентирует людей на достижения и жизненный успех. В традиционном российском менталитете преобладает поощрение альтернативной модели поведения: более важно не  обогнать соперников (таких людей называют «выскочками»), а  сохранить позитивный эмоциональный климат в коллективе, оправдать доверие окружающих, не подвергать их неоправданному риску и т.д.

    1.2 Тревожность. Анализ и состояние проблемы

 
     Слово «тревожность» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
     В психологическом словаре под  редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают» [1].
     В кратком психологическом словаре под редакцией Л.А. Карпенко тревожность понимается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. [11, c. 235]
     Согласно  А.Л. Венгеру, «Тревожность  —  это  личностная особенность,  состоящая  в  особо  легком  возникновении  состояния  тревоги» [3, c. 27]
     В зарубежной психологии существуют различные  подходы к проблеме тревожности. Психоаналитический подход к тревожности  связан, в первую очередь, с именем З. Фрейда. З.  Фрейдом  выделены  механизмы  возникновения  тревоги.  Тревога представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию,  репродуцируемую  затем  при  ситуациях  опасности,  как  сигнал  о помощи.  ««Я»,  пережившее  пассивно  травму,  воспроизводит  активно ослабленную  репродукцию  ее  в  надежде,  что  сможет  самостоятельно руководить ее течением» [33, c. 385]. Итогом работы З. Фрейда является выделение четырех видов тревоги:  первичная  тревога  связана  с  переживанием  отделения  от матери; реалистическая  тревога  выступает  как  эмоциональный  ответ организма на угрозу из окружающего мира; невротическая  тревога  связана  с  боязнью  невозможности контролировать  импульсы  «оно»    сексуального  или агрессивного характера; моральная тревога выступает как боязнь «Я» нарушить запреты со стороны «Сверх-Я».
     В ряде подходов проблема  тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте.  Суть  подобных  представлений сводится  к тому,  что тревога возникает при нарушении межличностных  взаимоотношений.  Такой точки зрения придерживались  К. Хорни, Э. Фромм и Г. С. Салливан. 
     С позиции поведенческого подхода  тревога является  эмоциональной  реакцией, возникающей  на  основе  условных  рефлексов.
     А.  М.  Прихожан  утверждает,  что источником социально-ситуационной тревоги является не только приобретенная раннее в подобных ситуациях реакция тревожности (опыт индивида), но и значимость ситуации  для  индивида,  обусловленная  культурными  ценностями. [25, c. 102]
     Когнитивная  модель  тревожности  А.  Эллиса  и  А.  Бека  описывает симптомы  тревожности,  которые  отражают  работу  специфических адаптационных  систем:  когнитивной,  аффективной  поведенческой, мотивационной  и  физиологической.  Основной  механизм  борьбы  с  угрозой  у нормального  человека  тот  же,  что  и  у  пациентов  с  синдромом  тревожности: быстрое принятие решений физиологическая подготовка организма для бегства или борьбы.
     В  гештальтпсихологии  тревога  рассматривается  как  состояние, возникающее  между  «здесь»  и  «там»,  между  «теперь»  и  «тогда».  Как  только человек покидает реальность и думает о будущем, он чувствует тревогу. Пытаясь предвосхитить результаты нашей активности, ее эффективность по отношению к социальным стандартам, человек начинает испытывать страх.
     Одним  из  главных  исследователей  тревоги  в  когнитивной  теории является Р. Лазарус (1972). По его мнению, ключом к пониманию тревоги служит то,  как  человек  оценивает  опасную  ситуацию.  Значение  этих  исследований заключается  в  том,  что в центре  теории  тревоги стоит человек как воспринимающее  существо.  Хотя  Лазарус полагает,  что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, он  подчеркивает,  что тревога связана не  с патологией,  а  с  самой  природой человека. [16, c. 121-126] Но во многих работах сторонников когнитивной теории описывается не тревога,  а воздействие психологического  стресса на  человека.  Тревога рассматривается как неразрешенный страх,  который  приводит  к  размытому ощущению опасности.
     Анализ  основных работ показывает, что в понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.
    Рассмотрением  проблемы  тревоги  и  страха  занимаются  многие отечественные  психологи.  Наиболее  известными  из  них  являются             В.М. Астапов,  А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, А.И. Захаров, А.Л. Венгер и др. Как было отмечено в пункте о направлениях исследования страхов и тревог, исследования  Ю.  Л.  Ханина  проводятся  в  русле  теории  Ч.  Спилбергера. Близки  меду  собой  подходы  А.  И.  Захарова,  А.  М.  Прихожан  и                        В. М. Астапова. Хотя А. И. Захаров рассматривает страхи, А.М. Прихожан – тревожность, их подходы пересекаются. 
    Практический  интерес  представляет  подход  А.  Л.  Венгера.                 А.  Л.  Венгер  предлагает  синдромный  подход  к  анализу  психологических проблем.  Психологический  синдром  представляет  собой  комплекс взаимосвязанных  симптомов,  некоторые  из  которых  являются  основными для образования синдрома. Так, тревожность является основным симптомом при синдроме хронической не успешности, перерастающей к подростковому возрасту  в  тотальный  регресс.  «Тревожность  — это личностная особенность,  состоящая в особо легком  возникновении  состояния  тревоги» [3, c. 27]. При высокой тревожности для человека характерны неуверенность в себе,  постоянные  опасения,  страхи.  Боясь  ошибиться,  такой  человек  все время  пытается  контролировать  себя.  Это  явление  А.  Л.  Венгер  называет тревожным  гиперконтролем,  который  только  нарушает  нормальное осуществление  автоматизированных  действий.  С  уровнем  тревожности  он связывает  степень  стрессоустойчивости,  объясняя  это  тем,  что  ситуация, которая  человеком  с  низкой  тревожностью  воспринимается  как  вполне рядовая,  при  высокой  тревожности  вызывает  стресс.  Состояние  тревоги переживается  как  ожидание  угрозы,  неопределенной  опасности.  Острая тревога приводит к разрушению деятельности, панике.
     Особый  интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости.
     Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизничеловека, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.
     

    1.3 Тревожность как фактор мотивации достижения успеха

 
     Тревожность, кроме мотива достижения успеха, играет важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность в ситуации конкуренции или сравнения себя с кем-то другим, занимающимся тем же делом. [20, c. 491]
     Степень проявления тревожности зависит  от ситуации. В одних ситуациях человек склонен вести себя тревожно всегда (личностная тревожность), в других он тревожится лишь иногда, в зависимости от обстоятельств, складывающихся в данный момент времени (ситуативная тревожность).
     Р.С. Немов выделяет следующие особенности поведения тревожных людей в деятельности: [20, c. 491]
     1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
     2. Высокотревожные люди хуже, чем  низкотревожные, работают в стрессовых  ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
     3.  Боязнь неудачи — характерная  черта высокотревожных людей.  Эта боязнь у них доминирует  над стремлением к достижению  успеха.
     4.  У низкотревожных людей мотивация достижения успехов выше. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
     5. Для высокотревожных людей большей  стимулирующей силой обладает  сообщение об успехе, чем о  неудаче.
     6.  Низкотревожных людей больше  стимулирует сообщение о неудаче.
     7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как угрожающих.
     Ч.  Спилбергер  предлагает  использовать  термин  «стрессор»  для обозначения  ситуации,  которая  характеризуется  определенной  степенью объективной  физической  или  психологической  опасности.  Оценка  данной ситуации как угрожающей будет зависеть от характеристик этой ситуации, от личного опыта, полученного в подобных ситуациях, от воспоминаний и мыслей,  которые  вызывает  ситуация.  Ситуации,  которые  объективно признаются стрессовыми, большинство людей оценивают как угрожающие, в то время как специфические ситуации считают опасными или неопасными в зависимости  от  индивидуальной  оценки  конкретного  человека.  Из  этого следует,  что  действительно  стрессогенные ситуации  могут не  ощущаться человеком как угрожающие, если он либо не понимает их опасности, либо у него  достаточно  опыта,  чтобы справиться  с ними.  С другой  стороны, безопасные  ситуации  могут по  каким-либо  причинам  вызывать  тревогу у некоторых людей. Поэтому  в  противоположность  понятию  «стрессор»,  отражающему объективные  свойства  стимулов,  характеризующих  ситуацию,  Спилбергер вводит термин «угроза» для описания субъективной оценки индивидом ситуации.
     Деятельность  человека в конкретной ситуации согласно этому зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуативной тревоги, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
     Влияние ситуации, собственные мысли и чувства, особенности тревожности и потребности человека определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. От  качества этой оценки зависят и эмоции, переживаемые человеком (усиление состояния ситуативной тревожности, усиливаемая ожиданием возможной неудачи. Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. [20, c. 492] Эта же когнитивная оценка ситуации сразу же автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуативной тревоги. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
     Таким образом, качество деятельности человека в ситуации, воспринимаемой как угрожающую, непосредственно зависит от уровня ситуативной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
     Интересны данные исследования влияния ситуативной тревожности на результаты экзаменационных испытаний. Они показали, что многие высокотревожные люди терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности, беспокойства, причем все эти блокирующие успешную деятельность состояния чаще возникают у людей с высокими показателями личностной тревожности. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких людей сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти. Высокотревожными людьми ситуации экзаменационных испытаний обычно воспринимаются и переживаются как угрожающие, порождают серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая согласно известному отрицательно сказывается на результатах.
     Выявлены  особенности людей, способствующие и препятствующие появлению у  них чувства когнитивной беспомощности. Оказалось, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и  уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку. [20, c. 495]
     Таким образом, потребность в достижениях  зависит от уровня тревоги. У  низкотревожных людей она выше, стимулирующим  факторм являются сообщение об успехе. У высокотревожных мотив достижения успеха ниже, стимулирущей силой является сообщение о неудаче. Высокотревожные люди менее успешны в своей деятельности, чем низкотревожные.

    1.4 Психологические особенности потребности в достижениях в студенческом возрасте

 
     Студенческий возраст – комплексное понятие, включающее в себя возрастные и индивидуальные характеристики в их единстве. Именно в студенческом возрасте под влиянием учения наиболее интенсивно происходит умственное развитие и развитие личностных качеств личности, составляющих основу формирования общих и специальных способностей, связанных с подготовкой к будущей профессии и к использованию досуга. Этот возрастной период можно назвать оптимальным для развития общих способностей. [8, c. 93]
     Многочисленные  исследования показывают, что особо «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Хотя существуют как общие трудности, типичные для всех курсов, так и частные, характерные только для определенных категорий студентов, например, стрессовые состояния, ситуации, возникающие в связи с предстоящим переходом к профессиональной самостоятельной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.