На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Становление и развитие режима наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации. Содержание принципа наибольшего благоприятствования. Роль и место принципа наибольшего благоприятствования во Всемирной Торговой Организации.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 29.02.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


84
СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    Глава 1. Становление и развитие режима наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации
    1.1 ВТО - основа системы международной торговли
    1.2 Отношения России и ВТО на современном этапе
    1.3 Режим наибольшего благоприятствования - основа правовой системы ВТО
    Глава 2. Содержание принципа наибольшего благоприятствования
    2.1 Определение и сущность принципа наибольшего благоприятствования
    2.2 Формы наибольшего благоприятствования
    2.3 Объем принципа наибольшего благоприятствования
    2.4 Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование режимом наибольшего благоприятствования
    2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования
    2.6 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с другими принципами международного права
    2.6.1 Связь принципа наибольшего благоприятствования с принципом равноправия государств.
    2.6.2 Принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации
    2.6.3 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с принципом взаимности и взаимной выгоды
    Глава 3. Роль и место принципа наибольшего благоприятствования во Всемирной Торговой Организации
    3.1 РНБ и регионализм в международной торговле
    3.2 РНБ и преференциальные соглашения
    3.3 РНБ и прямые капиталовложения
    3.4 РНБ в рамках ГАТС
    3.5 Принцип наибольшего благоприятствования на примере ГАТТ
    3.6 Положительные моменты от участия России в ВТО
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов , резко усилившаяся в конце уходящего столетия , все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одним из результатов этого становится постепенный перенос центра тяжести регулирования международной торговли с режима наибольшего благоприятствования на национальный режим. Этот процесс уже обозначился в рамках BТO. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм регулирования внешней торговли. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса. России уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность, и в тоже время, до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике. Устранение данных диспропорций или смягчение их последствий может потребовать дополнительных мер государственной поддержки. Поэтому было бы желательным добиться применения к России по данному вопросу положений соглашений Уругвайского раунда, предусматривающих предоставление определенных льгот с целью поддержки экономических реформ в странах с переходной экономикой: ст. 12 ГАТС - обеспечивающей возможность введения ограничений по доступу на рынок услуг в связи с состоянием платежного баланса; ст. 65 ТРИП - предоставляющей переходной период до 5 лет до принятия обязательств по соглашению и ст. 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, в соответствии с которой, страны, находящиеся в процессе перехода от планово-централизованной к рыночной экономике свободного предпринимательства.

Задача устранения внешних препятствий на пути российского экспорта важна для реализации огромного потенциала, которым обладает Россия в высокотехнологичных и других отраслях с высокой степенью переработки продукции. Это - необходимое условие для преодоления «сырьевой» направленности российского экспорта.

Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем. Эта задача становится все более значимой, поскольку открывает возможность зарабатывать деньги на мировых рынках там, где Россия имеет реальные конкурентные преимущества, что очевидно, предпочтительнее прямой финансовой помощи, предоставлению западными странами и международными финансовыми институтами кредитов России.

Однако сегодня уже очевидно, что не только наращивание экспорта и его облагораживание, но даже сохранение завоеванных позиций на внешних рынках невозможно без решения проблем доступа на внешние рынки, при этом имеется в виду как устранение действующих ограничений в отношении российского экспорта, так и создание благоприятного торгово-политического климата для устранения угрозы их применения в будущем.

Глава 1. Становление и развитие режима наибольшего

благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации

1.1 ВТО - основа системы международной торговли

Всемирная торговая организация /ВТО/ представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили Уругвайский раунд переговоров 15 декабря 1993 года, а в апреле 1994 года Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 года подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и преемник . Генерального соглашения по тарифам и торговле /ГАТТ/.[ 7, c.8]

Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являвшихся в правовом положении единым "пакетом". Организационно пакет договоренностей Уругвайского раунда состоит из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и приложений к этому документу, содержащих правовые Соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что страна, вступающая в ВТО должна принять все договоренности без каких-либо исключений. Единственная льгота,, которая в этом плане предусмотрена - это различные сроки реализации договоренностей: более длительные - для развивающихся стран и, в отдельных случаях, для стран с переходной экономикой.

Правовой механизм ВТО состоит из трех основных частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года /ГАТТ-1994/, Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности /ТРИПС/.

Подавляющее число документов Уругвайского раунда родилось на базе развития и совершенствования принципов, заложенных в ГАТТ, действовавших без малого 50 лет. На долю ГАТТ-1994 приходится около 4/5 всего объема правовых документов ВТО.

В то же время ГАТТ-1994, вошедший в состав ВТО, - это иной в правовом плане документ, чем ГАТТ-1947, действовавший до этого. Главное отличие - это интегрированный характер ГАТТ-1994. Составными частями ГАТТ-1947, обязательными для всех участников, были соглашения и договоренности, ранее носившие самостоятельный характер, и становившиеся обязательными только для тех государств, которые их подписали. Теперь все страны-члены ВТО должны принять весь пакет правовых документов без каких-либо изъятий или исключений .

Другое принципиальное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 состоит в том, что страны-участницы ГАТТ-1947 могли использовать положения ГАТТ в степени, максимально совместимой с национальным законодательством, но не противоречащим ему. Теперь страны-члены ВТО должны привести свои национальные законодательства в полное соответствие с ГАТТ-1994 /это положение, впрочем, относится ко всем правовым документам BТO/.

Присоединяясь ко Всемирной Торговой Организации, каждая страна обязуется принять все документы входящие в структуру документов ВТО, за исключением соглашений, являющихся добровольными и которые подписали ограниченное число стран (Приложение №4 к Соглашению об учреждении ВТО).

Основными принципами и правилами ВТО (как и ГАТТ) являются следующие:

1. Предоставление странами-участницами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на не дискриминационной основе

2. Осуществление торгово-политического регулирования торговли преимущественно с помощью таможенных тарифов. Таможенный тариф, а не количественные ограничения, признается основным инструментом внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности.

3. Взаимное предоставление национального режима товарам иностранного происхождения.

4. Обязательства стран-участниц ВТО в отказе от использования количественных ограничений (лицензии, квоты) в торговле за исключением отдельных оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

5. Гласности торговой политики, включая открытую публикацию и предоставление в ГАТТ законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность.

6. Право государств-участников создавать таможенные союзы и зоны свободной торговли.

Соглашения ВТО содержат важные положения в отношении стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, к которым, естественно, относится и Россия. Этим странам разрешается применять меры и программы с использованием субсидий для проведения необходимых преобразований в течение семи лет с даты вступления в силу Соглашения о ВТО.

Важным итогом Уругвайского раунда является принятие мер по упорядочению международной торговли услугами, объем которой сейчас превышает 1,3 трлн. долл.

Одним из направлений укрепления многосторонней торговой системы является продолжение либерализации торговли в регулируемых ВТО областях. Это означает:

во-первых, дальнейшее снижение тарифов. Несмотря на то, что средние тарифные ставки развитых стран низки, остаётся ещё значительное количество тарифных пиков на отдельные товары. Перед развивающимися странами, где средние ставки выше, чем у развитых, также стоит задача снижения тарифной защиты;

во-вторых, все количественные ограничения, которые используются для уклонения от тарифной либерализации, должны быть отменены к 2000 г. При этом не должно вводиться новых форм количественных ограничений;

в-третьих, сложными вопросами, требующими решения, продолжают оставаться два секторальных исключения из принципа недискриминации (HP) и из РНБ соответственно в области сельского хозяйства и текстиля. В области прав интеллектуальной собственности ВТО придётся обратить самое серьёзное внимание на некоторые аспекты общего характера. Среди них: минимальные стандарты защиты прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечиваться национальным законодательством, правоприменительная практика, разрешение споров в этой области.

Появление феномена информационной революции, который привёл к снижению затрат в области связи и компьютерного обеспечения, может в значительной степени повлиять на ситуацию в мировой экономике. Наличие этого фактора не только подчёркивает значение соглашений ВТО по телекоммуникациям, финансовым услугам, информационным технологиям и соглашения ТРИПС, но и ставит новые вопросы.

Сегодня ВТО также выполняет и функции многостороннего торгового договора для участвующих в ней стран, и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений, что дает немалые преимущества своим членам. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

В наши дни происходит размывание границ между международными и внутренними правилами товарообмена, что приводит к более тесной стыковки национальных экономических систем в той части, в которой они воздействуют на внешнеторговую деятельность. А это означает важный шаг в направлении создания единого правового и административного пространства, сфера которого охватывает многие страны и многие формы международных торговых отношений. Тем самым облегчаются международные торговые связи членов ВТО, но усложняется внешнеэкономическая деятельность государств не участвующих в деятельности этой организации.

1.2 Отношения России и ВТО на современном этапе

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в ГАТТ, когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР (статус наблюдателя в ГАТТ Советскому Союзу предоставили в 1990 году). Основу для сближения России с ГАТТ положило постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.92 г. №328 "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным Соглашением по тарифам и торговле".

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника (распоряжение Президента Российской Федерации от 3.06.93 г. №411-рп). Однако, с преобразованием в 1994 году ГАТТ в ВТО, Россия подала новое заявление для вступления в ВТО. В связи с этим при Секретариате ВТО (Женева) была образована Рабочая группа по присоединению России к ВТО, участниками которой является более 50 стран. Председателем Рабочей группы является посол Швейцарии У.Росье. Представление в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.94 г. №144 Меморандума о внешнеторговом режиме, стало практическим началом процесса присоединения России к ГАТТ. а затем и ВТО.

В соответствии с установленной процедурой присоединения к ВТО Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. Это предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров, в ходе которых будут определены условия присоединения России к ВТО.

К настоящему времени, завершив в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и представив в 1998г. первоначальные тарифные предложения (предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин) и первоначальные предложения в области сельского хозяйства (обязательства Российской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия), российская сторона приступила к двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО.

Основные обязательства, которые предстоит принять России, сводятся к - следующим крупным областям:

1.России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на промышленные товары -- то есть установить их максимальные пределы по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины. Указанные пределы являются предметом переговоров. Задача на этих переговорах - выйти на разумный уровень обязательств, предполагающий постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного отечественного производства.

Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров в начале 1999г. российская сторона приступила к углубленному обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящее время таможенный тариф в России, кроме своей основной функции - регулирования конкуренции между иностранными и отечественными товарами - выполняет еще и фискальную функцию и является одним из основных источников пополнения доходной части федерального бюджета; а также то, что первоначальные тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений ставок ввозных таможенных пошлин.

В настоящее время Россия представила первоначальные предложения России по «связыванию» начального и конечного уровня ставок импортного тарифа по всей товарной номенклатуре с указанием продолжительности переходного периода. Трудность тарифных переговоров в основном состоит в том, что уровень «связывания» в российском оффере зафиксирован значительно выше ныне действующих ставок импортных пошлин, поскольку Россия заинтересована в сохранении в перспективе достаточно высокого уровня защиты внутреннего рынка особенно в части сельскохозяйственных товаров.

2. Обязательства по доступу на рынок услуг основываются на специальной методологии, которая допускает сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг по масштабам присутствия иностранного капитала и физических лиц, а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по сравнению с отечественными. Это также будет решаться в ходе переговоров.

После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами (включающие перечень обязательств Российской Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ), российская сторона готова к продвижению на очередной этап двухсторонних переговоров - по доступу на российский рынок услуг.

3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень по таможенным пошлинам (аналогично промышленным товарам). Кроме того, принимаются обязательства по уровню государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование, специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным ценам, а также по размеру экспортных субсидий.

Основным требованием к присоединяющейся стране является ее обязательство по выполнению норм и правил всего пакета соглашений Уругвайского раунда. Вместе с тем, российская сторона намерена использовать в ряде случаев переходные периоды по имплементации положений некоторых Соглашений ВТО, в том числе предусмотренные документами Уругвайского раунда, в частности, по субсидиям, ГАТС (торговля услугами), ТРИПс (охрана прав интеллектуальной собственности), ТРИМс (инвестиционные меры, связанные с торговлей) и, возможно, некоторых других.

Продолжительность отдельных переходных периодов будет обосновываться сроками, необходимыми для приведения российского законодательства, международных соглашений Российской Федерации и правоприменительной практики в соответствие обязательствам перед ВТО.

Характеризуя современный этап переговоров, необходимо отметить, что к началу 2000 г. Россия представила на переговоры все основополагающие документы для двусторонних и многосторонних переговоров ( по тарифам, сельскому хозяйству, услугам). Ведутся переговоры об условиях присоединения по основным Соглашениям ВТО, продолжается работа по приведению в соответствие российского законодательства с нормативными требованиями Соглашений ВТО.

Вместе с тем, необходимо учитывать что реальные сроки интеграции России в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО, будет определяться прежде всего перспективами развития российской экономики в целом.

Это означает необходимость преодоления внутреннего экономического кризиса и завершения реформ, и только тогда российская экономика в результате структурной перестройки сможет на равных конкурировать с развитыми странами.

Для России членство в этой организации не является самоцелью. Оно будет иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для страны улучшится по сравнению с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок. Именно в поиске разумных компромиссов в этих вопросах и состоит одна из главных задач переговоров. Этим и будет определяться срок их завершения.[ 7, c.40-42]

1.3 Режим наибольшего благоприятствования - основа правовой системы ВТО

Правовая система ВТО основывается на двух правовых положениях, которые в принципе должны обеспечить бездискриминационную торговлю между ее членами : это режим наибольшего благоприятствования /РНБ/ и национальный режим /HP/. Эти принципы перешли в ВТО из ГАТТ.

На протяжении почти 50-ти лет /I948-I995 гг./ действия ГАТТ, его ключевые положения запрещали дискриминацию в международной торговле между его участниками. В соответствии со статьей I ГАТТ, в которой содержится положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования, государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо другой страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров.

Вторая основа недискриминационных мер, которая известна как "национальный режим", подразумевает, что при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте. Так гласит статья 3 ГАТТ.

Помимо ГАТТ-1994 года, ряд важных положений, касающихся режима наибольшего благоприятствования и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так,. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности членами ВТО. Генеральное соглашение по торговле услугами обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников.

Другие соглашения ВТО, которые содержат режим наибольшего благоприятствования и национальный режим - это Соглашение по техническим барьерам в торговле. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей и ряд других соглашений.

Многие исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860 года . В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и соглашений.

В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно отличавшиеся друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме, предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ, согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948 годах , в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее текст была включена развернутая формулировка РНБ (статья 16) и национального режима (HP) (статья 18). Оппозиция США помешала созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило полностью положение о РНБ /статья I ГАТТ/ и о HP /статья 3 ГАТТ/. Однако, это соглашение распространяло РНБ и HР только на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в I973-I979 годах в ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле /ТБТ/, в котором нашло свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. В ходе следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и РНБ вместе с HP образовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160 видов услуг.

Одновременно с этим, появление целого ряда многосторонних соглашений в области международных инвестиций и так называемых международных производственных схем /в рамках ТНК/ распространило действие РНБ и HP на эти области.

В настоящее время в международной торговле действует своего рода классическая формулировка РНБ, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки, изъятия и исключения.

Первая статья ГАТТ, носящая во многом ключевой характер в соглашении, провозглашает, что страны-участницы должны предоставлять друг другу безусловный режим наибольшего благоприятствования. Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также и на все правила и формальности с ними связанные. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования распространяется /вместе с национальным режимом/ на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц.

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в первой статье ГАТТ, носит безусловный характер и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме. Ниже приводится основная часть первой статьи ГАТТ-1994, содержащая РНБ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз или в связи с ними или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования формальностей в связи с ввозом или вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в параграфах 2 и 4 статьи 3 ГАТТ, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон".* В тексте ГАТТ-1994, входящем в ВТО, термин "договаривающиеся стороны" должен читаться "члены ВТО".

Как видно из приведенного текста, РНБ распространяется в рамках ГАТТ на весь круг операций, связанных с внешней торговлей товарами.

Режим наибольшего благоприятствования действует в отношении транзитных перевозок /статья 5 ГАТТ "Свобода транзита"/. Параграф 5 этой статьи говорит: "В отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая договаривающаяся сторона должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой договаривающейся стороны или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным перевозкам в любую или из любой третьей страны".[7, c.65-66]

Режим наибольшего благоприятствования в рамках ГАТТ охватывает также область маркировки товаров. Статья 9 ГАТТ говорит, что требования в отношении маркировки товаров, происходящих с территории другой страны-члена ВТО, должны быть не менее благоприятными, чем режим предоставленный любой третьей стране.

Далее, статья 13, носящая название "Недискриминационные применение количественных ограничений" устанавливает правило, что ни один из членов ВТО не должен применять каких либо запрещений импорта или экспорта каких либо товаров, "если только импорт подобных товаров из всех третьих стран или их экспорт во все-третьи страны не будет запрещен или ограничен".[6, c.29-31]

Необходимо иметь в виду, что хотя первая статья ГАТТ говорит о применении режима наибольшего благоприятствования к товарам /в тексте Соглашения использован термин "продукт" и требует, чтобы "любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленное любой страной-участницей . ГАТТ любому продукту, происходящему из/или предоставленному для любой другой страны, было распространено немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из/или предназначенный для территории других" стран-участниц"/. Вместе с тем, приведенные выше примеры показывают, что действие РНБ значительно шире и распространяется на правила, формальности, граница которых четко в Соглашении не определена. Это послужило источником многих конфликтных ситуаций, которые рассматривались рабочими группами ГАТТ, их решения содержащиеся в публиковавшимся Секретариатом ГАТТ "Аналитическом перечне" , позволяют достаточно четко определить как реально действовал РНБ в течение 47-летней истории ГАТТ.

В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/.

Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта группа вопросов:, общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения.

Практика ГАТТ в 1948-1994 годах, а с 1995 года накопила достаточное количество примеров и прецедентов действия предпринятых во исполнение названных выше мотивов. Можно предполагать, что и дальше эта группа исключений будет наполняться конкретным содержанием.

Другая группа вопросов, позволяющих отходить от политики не дискриминации связана с соображениями национальной безопасности. Статья ХХ1 ГАТТ разрешает члену ВТО предпринимать такие действия, которые необходимы для защиты существенных интересов его безопасности; которые действуют в отношении торговли оружием, боеприпасами и военными материалами а также для снабжения вооруженных сил и наконец, действия во исполнении обязательств страны-члена ВТО, связанных с ее обязательствами на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.[6, c.49]

Следует подчеркнуть, что в отношении названных выше действий существует очень важная ограничительная оговорка. Она сформулирована в начале статьи XX ГАТТ и гласит: "при условии, что такие меры не будут применяться таким путем, который явился бы произвольной или неоправданной мерой дискриминации между странами в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли" [ 7, c.48]

Вместе с тем процессы, развивающиеся в последние три десятилетия в международной торговле дают все основания сомневаться в том, что РНБ сохранит свою роль в торговле наступающих, десятилетий и даже позволяют говорить о серьезном кризисе РНБ. Дело в том, что регионализация мировой торговли, широкое использование льгот для отдельных групп стран, наконец, все более значительное место, которое в международном обмене занимает внешняя торговля между предприятиями, находящимися в рамках крупных транснациональных корпораций и меняющееся в этой связи содержание таких понятий как экспорт и импорт, дают все основания сомневаться в способности РНБ/в том виде, как этот принцип используется в рамках ГАТТ, учитывая реальную практику его применения/ противостоять дискриминации в международной торговле.

Глава 2. Содержание принципа

наибольшего благоприятствования

2.1 Определение и сущность принципа наибольшего благоприятствования

Многие исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860 года . В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и соглашений.

В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно отличавшиеся друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме, предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ, согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948 годах , в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее текст была включена развернутая формулировка РНБ (статья 16) и национального режима (HP) (статья 18). Оппозиция США помешала созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило полностью положение о РНБ /статья I ГАТТ/ и о HP /статья 3 ГАТТ/. Однако, это соглашение распространяло РНБ и HР только на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в I973-I979 годах в ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле /ТБТ/, в котором нашло свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. В ходе следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и РНБ вместе с HP образовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160 видов услуг.

Одновременно с этим, появление целого ряда многосторонних соглашений в области международных инвестиций и так называемых международных производственных схем /в рамках ТНК/ распространило действие РНБ и HP на эти области.

В настоящее время в международной торговле действует своего рода классическая формулировка РНБ, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки, изъятия и исключения.

Конвенционная норма наибольшего благоприятствования означает в ее общем понимании право договаривающегося государства пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

В клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации закрепляется обязательство бенефициирующего государства распространить на государство-бенефициария режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый любому третьему государству (ст.4 Проекта КМП), а также определяется область его применения и возможные исключения.

В торгово-экономической практике встречаются различные формулировки соответствующего договорного положения о режиме наибольшего благоприятствования: так называемые позитивная и негативная формулы.

В первом случае речь идет о праве воспользоваться наиболее благоприятным режимом (обязательство государства предоставить произведениям почвы и промышленности другой страны все привилегии и преимущества, предоставленные третьим странам); во втором - о праве на не менее по сравнению с любой третьей страной благоприятный режим (не подвергать произведения почвы и промышленности соответствующей страны более обременительным пошлинам, правилам и формальностям по сравнению с третьими странами).

По существу, обе формулы имеют одну и ту же цель - обеспечить предоставление тому или иному государству таких же (равных) условий, какие предоставляются или будут предоставлены любому другому государству. Существует основанное на этом мнение, что различие в формулировках может только привести к смешению понятий "принцип наибольшего благоприятствования" и "принцип недискриминации".[ 16, c.42]

Принцип наибольшего благоприятствования направлен на установление в какой-либо определенной области равенства в положении государств, заключивших соответствующие договоры.

Этот принцип является "необходимым условием для развития международной торговли, основой всякого мирного обмена, ибо ставит всех конкурентов в равное положение".[10, c. 45]

Вместе с тем предоставление режима наибольшего благоприятствования не всегда означает получение непосредственных материальных выгод в равном масштабе, на основании чего его можно назвать "абстрактной формулой взаимности".

Принцип наибольшего благоприятствования обеспечивает минимально необходимые гарантии для нормальной торговли и других взаимоотношений между государствами, "затрудняя произвольное, случайное, дискриминационное трактование одних стран другими".[1, c 114]

Дополнительной гарантией соблюдения равноправия государств является и то, что права, преимущества, привилегии и льготы, предоставляемые государствам в соответствии с данным принципом в той иди иной, указанной в договоре области их взаимоотношений должны быть столь же благоприятными, как и не только уже предоставленные, но и те, которые любое третье государство получит в будущем.

Содержащееся в договоре положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования не раскрывает конкретного содержания этого режима и имеет отсылочный характер. Объем и содержание прав и обязанностей, образующих соответствующий режим, определяется нормами внутреннего права бенефициирующего государства и правилами его договоров с другими государствами. По выражению Г.Шварценбергера, стандарт наиболее благоприятствуемой нации представляет собой "оболочку с изменчивым и постоянно меняющимся содержанием".

Таким образом, оговорка является правовым основанием для требования предоставить режим наибольшего благоприятствования, содержание которого каждое государство устанавливает самостоятельно.

В настоящее время практика и международно-правовая доктрина исходят из того, что принцип наибольшего благоприятствования - это диспозитивная норма, т. е. включение ее в соответствующие соглашения не является обязательным. Государства имеют основания требовать предоставление режима наибольшего благоприятствования только в силу включенной в договор клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, т. е. не в праве претендовать на данный режим на иной основе, чем юридическое обязательство предоставляющего государства.

Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования.[ 11, c. 22]

Помимо общепринятого согласования режима наибольшего благоприятствования в международных договорах, иногда достаточным основанием для его предоставления на практике другому государству без договорного закрепления может являться фактическое взаимное предоставление иным государствам соответствующего режима. Таким образом, понятием наибольшего благоприятствования может охватываться режим, которым пользуются другие государства, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или фактической практике.

Содержащееся в договоре положение о наибольшем благоприятствовании предполагает, что пользование тем или другим преимуществом, вытекающим из соответствующего режима основывается только на договоре с той страной, в договоре с которой это преимущество было установлено.

В связи с этим возникает вопрос о субъектах правоотношений, складывающихся на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования. Следует различать государства, являющиеся сторонами соглашения, устанавливающего данный режим, и государства, являющиеся субъектами правомочий, вытекающих из факта заключения такого соглашения, так как преимущества установленные между сторонами договора, распространяются и на все третьи государства, в соглашения с которыми стороны включили подобную оговорку.

Принимая во внимание то, что конкретное содержание режима наибольшего благоприятствования может определяться национальным законодательством, необходимо урегулирование взаимодействия международного договора и внутренних законов и постановлений бенефициирующего государства.

Следовательно, преимущества, установленные внутренним законодательным актом данной страны для какой-либо третьей, распространяются на вое те страны, с которыми данная страна в торговых договорах установила режим наибольшего благоприятствования. В противном случае внутренним законодательством можно подорвать действие режима наибольшего благоприятствования, установленного международным актом.

И наоборот, страна, получившая в силу внутреннего законодательства данной страны те или иные преимущества, но не имеющая с этой страной cоглашения о режиме наибольшего благоприятствования, не может претендовать на пользование преимуществами, установленными в договорах этой страны с другими странами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Этот вывод можно сделать из того положения, что субъектами правомочий, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования, являются лишь страны, заключившие соответствующие соглашения.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право претендовать на режим наибольшего благоприятствования на основе соответствующей оговорки и наличия взаимности при предоставлении данного режима и различают одностороннюю, двустороннюю и многостороннюю оговорки о режиме наибольшего благоприятствования.

Поскольку одним из характерных признаков предоставления такого режима на современном этапе является взаимность, наиболее распространенным правовым актом, содержащим соответствующую оговорку, служит двусторонний договор. Каждая из сторон такого договора одновременно является и предоставляющим государством и государством-бенефициарием.

Практике известны и случаи одностороннего предоставления режима наибольшего благоприятствования. Поэтому возникает вопрос: можно ли считать одностороннюю оговорку о наибольшем благоприятствовании соответствующей принципу суверенного равенства. Представляется, что вопрос о допустимости односторонних оговорок должен решаться в контексте принципа взаимной выгоды. Определяя соответствие тех или иных международных экономических отношений этому принципу, следует учитывать не столько внешнее формальное проявление "равенства выгод", сколько реальную взаимную адекватность комплекса выгод, приобретаемых каждым из участников сотрудничества.

Применение такого подхода позволяет утверждать, что односторонние оговорки о режиме наибольшего благоприятствования могут использоваться лишь как исключение из общего правила о взаимности предоставления режима наибольшего благоприятствования. Такое исключение допустимо при условии соблюдения принципа взаимной выгоды, например, в случае предоставления ответных адекватных уступок.

Не вызывает сомнения также право экономически развитого государства односторонне предоставить режим наибольшего благоприятствования одному или нескольким развивающимся государствам в виде своего рода преференции. Иначе говоря, одностороннее предоставление режима наибольшего благоприятствования допускается лишь при наличии условий, компенсирующих отсутствие формальной взаимности и обеспечивающих соблюдение принципа взаимной выгоды.[ 5, c.180]

2.2 Формы наибольшего благоприятствования

В торговых договорах государств можно выделить два основных вида режима наибольшего благоприятствования: безусловное и условное наибольшее благоприятствование, иначе - эквивалентное. При безусловном (некомпенсационном) режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых, поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется третье наиболее благоприятствуемое государство.

В большинстве торговых договоров принцип безусловного наибольшего благоприятствования формулируется одновременно и позитивно (предоставить все преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного преимущества. В этом смысле можно говорить о безвозмездности режима безусловного наибольшего благоприятствования. Например, в ст.2 советско-финляндского договора от 1 декабря 1947 года прямо указывается: "Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимно друг другу безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации". [ 13, c. 691]

В Проекте статей Комиссии Международного Права ООН (КМП) о формах предоставления режима наибольшего благоприятствования говорится в статьях 11 - 13. Хотя Комиссия подчеркивает, что "можно смело утверждать, что в настоящее время как в доктрине, так и в практике государств преобладает презумпция о необусловленности клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации ", тем не менее государства по заключению КМП могут договориться о включении в соглашение условий, которые бы ставили их право на получение режима в зависимость от ответного предоставления государством согласованной формы возмещения. В связи с этим КМП ввела понятие "материальной взаимности", которое в окончательном варианте Проекта именуется "условием о возмещении" (ст.2, п.1 "е").

При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами.

Известны несколько разновидностей условной оговорки. Исторически первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной взаимности.

Различие между этими формами состоит лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего государства.

В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных условий конкурирующим партнерам.

Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.

2.3 Объем принципа наибольшего благоприятствования

Основным предметом клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации является определение объема наибольшего благоприятствования применительно к договаривающимся государствам.

Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования в договорах между одними государствами может быть значительно шире или наоборот уже, чем в подобных соглашениях между другими, применяющими также этот принцип. В зависимости от этого используются различные методы определения объема - синтетический и аналитический.

Соответственно этим методам клаузулы о наибольшем благоприятствовании можно условно разделить на "общие" (содержащие генеральную формулу) и "специальные" (перечисляющие конкретные случаи). Термин "общая клаузула" однако, не означает, что она охватывает всю совокупность отношений между государствами, а подразумевает то, что принцип наибольшего благоприятствования будет применяться ко всем отношениям в определенной области (или областях), например: "во всех вопросах, связанных с торговлей, судоходством и всеми другими формами экономических отношений" (договор между ЧССР и ГДР 1959 г.).

Чаще всего синтетический и аналитический методы применяются кумулятивно, т.е. наряду с генеральной формулой перечисляются частные случаи применения режима наибольшего благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования широко применяется в различных сферах международных экономических отношений.

Одна из традиционных областей его применения - таможенный режим. В торговых договорах обычно указывается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается таможенных вопросов, в частности в отношении пошлин, налогов и прочих сборов, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или экспортом (включая метод взимания таких пошлин и сборов); складирования товаров под таможенным контролем; правил и формальностей, применяемых при таможенной обработке товаров.

Применяется принцип наибольшего благоприятствования также в отношении внутренних налогов и сборов, падающих на производство, обработку, обращение или потребление импортированных товаров страны-контрагента. Так, в с.т.2 Соглашения по общим вопросам торговли и мореплавания между СССР и ФРГ 1958 г. говорится: "Каждое из обоих договаривающихся государств будет предоставлять товарам другого государства безусловный режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах, касающихся внутренних налогов и сборов любого характера".

Следующей традиционной и обширной областью применения принципа наибольшего благоприятствования является мореплавание. В договорах обычно указывается, что стороны "предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах ... судоходства" (статья 1 Договора о торговле и мореплавании между СССР и Данией 1936 г.), а также оговариваются важнейшие частные случаи его применения, как, например, в статье 5 того же договора:

"Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам, пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в них; погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; снабжения углем и водой; ремонта; пользования кранами, весами, причалами, якорными стоянками, сухими доками и складами; применения правил и формальностей, включая санитарные и карантинные формальности, и вообще в отношении всего того, что касается судоходства.

Всякие преимущества, облегчения, привилегии и льготы, которые предоставлены в этом отношении одной из Договаривающихся Сторон какой-либо третьей стране, будут немедленно и безвозмездно распространены на другую Сторону.

Подобные статьи, как правило, содержатся во всех торговых договорах, заключенных странами, между которыми возможно мореплавание или судоходство. Кроме того, в таких договорах нередко предусматривается распространение наибольшего благоприятствования на область применения портовых предписаний, а в некоторых случаях также и на суда, терпящие бедствие или кораблекрушение и на имеющиеся на них грузы (в большинстве случаев в этих вопросах предусматривается национальный режим).

В некоторых договорах принцип наибольшего благоприятствования применяется в отношении перевозок грузов, багажа и пассажиров по внутренним путям сообщения, правил и формальностей при транзите товаров , правил для иностранных средств транспорта (включая морские и речные суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав, автомобили и т. д.).

Нередко принцип наибольшего благоприятствования распространяется на область запрещений и ограничений в торговле. Это значит, что если государство устанавливает какие-либо запрещения и ограничения в своей внешней торговле и при этом дает те или иные льготы определенной стране или странам, то оно должно распространить эти льготы на все страны, в договорах с которыми предусматривается распространение принципа наибольшего благоприятствования на эту область.

Например, в ст.1 Временного торгового соглашения между СССР и Великобританией 1934 г. указывается, что "каждая из сторон предоставляет произведениям почвы и промышленности другой стороны все льготы, права и преимущества, которые ныне предоставлены или будут предоставлены произведениям почвы и промышленности любой другой страны во всем, что касается запрещений и ограничений ввоза и вывоза".

В других договорах (например, в Договоре о торговле и судоходстве между СССР и Австрией 1955 г.) используется иная /негативная/ формула: "ни одна из сторон не вправе применять какие-либо ограничения в отношении ввоза на территорию или вывоза с территории другой стороны, если таковые не применяются по отношению ко всем другим государствам". Выражение "все другие государства" в данной формуле по смыслу включает в себя и любое третье государство, т.е. и государство, пользующееся режимом наибольшего благоприятствования.[ 15, c. 241]

Эффективность применения принципа наибольшего благоприятствования зависит от адекватности толкования клаузулы о наибольшем благоприятствовании. Такое толкование основывается на правиле ejusdem generis, согласно которому государство-бенефициарий вправе претендовать лишь на те права, которые охватываются областью применения оговорки.

Этому вопросу посвящена статья 9 Проекта КМП ("Объем прав в соответствии с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации"), которая гласит: "1. ... государство-бенефициарий ... приобретает только те права, которые вытекают иэ существа предмета клаузулы. 2. Государство-бенефициарий приобретает в соответствии с п.1 права в отношении только тех лиц и вещей, которые определенно установлены в клаузуле или могут быть определены, исходя из ее предмета."

Несмотря на очевидность и общепризнанность правила ejusdem generis, на практике возникают трудности с его применением. Они касаются преимущественно круга вопросов, составляющих предмет клаузулы.

Комиссия международного права в статье 10 Проекта предложила следующее уточнение: "Государство-бенефициарий приобретает права ... в отношении лиц или вещей, находящихся в определенной связи с ним, только в том случае, если они: а) принадлежат к той категории лиц и вещей, что и лица и вещи, которые находятся в определенной связи с третьим государством и на которые бенефициирующее государство распространило соответствующий режим; в) находятся в такой же связи с государством-бенефициарием, в какой лица или вещи, указанные в п. а) находятся с третьим государством".

Таким образом, объем прав государства-бенефициария ограничивается, во-первых, самой клаузулой, содержащей ссылку на определенный предмет, и, во-вторых, правом, предоставляемым третьему государству.

Необходимо уточнить, что требование принадлежности к той же категории вещей (idem genus) относится только к предмету клаузулы, но не к отношениям между государствами и не к виду договора или соглашения.

В целях уменьшения трудностей, которые могут возникнуть при толковании оговорки, государства должны стремиться предвидеть и максимально полно отразить в ее формулировке перечень охватываемых предметом клаузулы вопросов. Однако для избежания риска возможной неполноты перечисления в формулировке следует использовать выражения, свидетельствующие о том, что предложенный перечень не является исчерпывающим. В случае, если проблема толкования возникнет, необходимо руководствоваться общепризнанными правилами толкования.

2.4 Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование режимом наибольшего благоприятствования

Применение режима наибольшего благоприятствования предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаются права в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.

На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации", п.1 которой гласит: "Право государства-бенефициария ... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство".

Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п.1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение "согласилось предоставить".

Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает. или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициария.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства).

В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет. Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее выражение: "...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству". [ 5, c. 179]

2.5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования

Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

Это объясняется историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств; интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования.

Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и географическом положении стран".[ 4, c. 259]

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними".

Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Хартии экономических прав и обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны свободной торговли;

3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли.

Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится: "Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования таможенного союза или зоны свободной тор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.