На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типы и виды социально-культурных институтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1блок.
 
4. Типы и виды  социально-культурных институтов.
Понятие социально-культурного  института. Нормативные и учрежденческие социально-культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации  социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия и т.д.). 

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий  социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.
Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий  диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.
В современной  литературе существуют различные подходы  к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.
С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два  уровня понимания сущности социально-культурных институтов[1]. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное  явление, как исторически сложившаяся  в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.
К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).
Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится  многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.
Так, государственные  и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого  типа, обладающего определенными  формальными или неформальными  полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.
Любой социально-культурный институт следует рассматривать  с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такой  социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован  как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной  личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а, прежде всего, субъект воспитания и образования человека.
Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
Типология социально-культурных институтов 

Широкая сеть социально-культурных институтов обладает различными формами  внутренней градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального  образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[1].
Первая группа – социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа – социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д.
Третья группа – социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения.
В теории и практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии  социально-культурных институтов:
по обслуживаемому контингенту населения:
массовый потребитель (общедоступные);
отдельные социальные группы (специализированные);
дети, юношество (детско-юношеские);
по формам собственности:
государственные;
общественные;
акционерные;
частные;
по экономическому статусу:
некоммерческие;
полукоммерческие;
коммерческие;
по масштабам действия и охвата аудитории:
международные;
национальные (федеральные);
региональные;
местные (локальные).
Однако уровень  взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.
Причинами эпизодичности  контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном  процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно  выделить две тенденции. С одной  стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
15. Тенденции и проблемы развития малых предприятий в сфере СКСиТ.
Закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» (ред. 2006 г.). Критерии определения масштаба предприятий. Экономические условия, необходимые для развития малых предприятий. Преимущества малых предприятий. Индивидуальное обслуживание как основная тенденция в развитии малых предприятий. Значение малого предпринимательства в экономике и общественной жизни. 

Проблемы развития малого бизнеса в России
При переходе к  рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать  и обучить менеджеров, способных  работать в условиях рыночной системы  и вести конкурентную борьбу у  себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции  и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определить порядок государственного прекращения  субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и  если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных  фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих  вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем в полной мере относятся  и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего  его развития в России остаются в  основном те же, что были отмечены еще  в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:
• недостаточность  начального капитала и собственных  оборотных средств;
• трудности  с получением банковских кредитов;
• усиление давления криминальных структур;
• нехватка квалифицированных  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
• сложности  с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
• отсутствие должной  социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Не случайно 2-я Всероссийская конференция  малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование». Конференция  ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте  после налогового бремени стоят  чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.
В регионах действуют  свои контрольные органы. Только в  Москве их 29, при этом государственными служащими в этой массе контролеров  являются лишь 18 тыс. человек, остальные — привлеченные специалисты, которых заботят не столько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, а нередко и сковывая их деятельность.
Специалисты, анализирующие  оборот теневой экономики, оценивают  его не менее чем в 40% валового национального продукта.
По данным журнала  «Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе в России. Называются три главные причины такого положения:
• сохраняющиеся  высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
• недоверие  к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного  положения;
• боязнь криминальных структур.
По степени  важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:
1) высокий уровень  налогообложения;
2) недоступность  кредитных ресурсов;
3) административные  барьеры.
Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем  развития малого бизнеса в России выходит недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.
Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная  ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Предлагаем вечерние платья киев с доставкой Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке  конструктивного малого бизнеса. На существенный рост, имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса  свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2000 г.
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса  почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть  основных фондов - машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время  как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.
В то же время  в пассивную часть основных фондов — здания и сооружения эти предприятия  направляют 26,5% инвестиций, тогда как  по всем инвестициям в основной капитал  на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.
Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает.
Требуется тщательно  выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая  предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Следует создавать  механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. Смысл их в том, чтобы  обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — законодательная база, на которую  сейчас может опираться малый  бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Мы уже называли правовые документы, так или иначе регулирующие малый бизнес, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
В настоящее  время малый бизнес находится  в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.
Отсутствует система  проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем  реально нужно экономике.
Непростая проблема связана и с социальной защитой  предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
В первой половине 2005 г. Общероссийская общественная организация  малого и среднего предпринимательства  «Опора России» совместно с ВЦИОМ  провела исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.
Было выявлено, что главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть  предпринимателей используют для этого  личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) -- отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.
Кредитуя малый  бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость  кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.
Как правило, предприятия  малого и среднего бизнеса получают в банках только расчетно-кассовое обслуживание. Исследование, проведенное в конце 2005 г. детский утренник , в ходе которого были опрошены главные бухгалтеры и финансовые директора 200 московских предприятий малого и среднего бизнеса, показало, что такие банковские услуги, как кредитование и зарплатные проекты, мало используются в основном из-за политики самих банков. И это притом, что небольшие предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскими клиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% — от года до трех лет и только 13% -менее одного года. При этом более половины предприятий (51%) пользуются услугами только одного банка. Выбирая банк, предприятия малого и среднего бизнеса ориентируются главным образом на качество обслуживания (более 1/4 респондентов), а также на финансовое состояние и надежность банка (еще 1/4 опрошенных). Ценовой фактор вторичен: лишь 20% респондентов назвали его фактором, определяющим выбор банка.
Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.
Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий  малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.
Во-вторых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного  пакета документации и длительностью  сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.
В-четвертых, предприятия  малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего это касается скорости и условий обслуживания, стоимости  услуг.
Справедливости  ради следует отметить, что ряд  московских банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие закрепляют за каждым своим клиентом персонального менеджера. Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования и др.
Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.
На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть — на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, -- земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы — лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности - результаты НИОКР, программное обеспечение и др.
Существенной  проблемой для малого бизнеса  является обеспечение доступа к  производственным площадям и офисным  помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно  дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодлевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет и площади можно приобретать только через чиновников.
Непомерна также  тяжесть арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть!) всех расходов предприятия, а у 18—50% и более. О каком развитии малого бизнеса может идти здесь речь?
Другая проблема развития малого бизнеса в России, выявленная в ходе исследования, — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г. в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии — 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.
Особенно неудовлетворительно  поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.
Помимо обращения  к посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% - к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений.
Неблагополучно  в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании — монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.
Подводя некоторый  итог исследованиям малого бизнеса  в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его  развития связаны главным образом  с бюрократическим произволом. В  других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную  роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г. с принятием Закона о проверках  и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок с 2002 по 2005 г. включительно, показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения.
Так, несколько  сократилось число проверок и  время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним  данным, 73% руководителей малых предприятий  затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%.
Упрощение процедуры  лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес  предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.
За эти годы заметно возросла доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения. Ныне ее используют более 60% предприятий, имеющих на это право.
Остается еще  много проблем, препятствующих дальнейшему  развитию малого бизнеса в стране. Главная из них — покупка и  аренда помещений и земли, как  для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. По некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 г. увеличился в 11 (!) раз. С этим полностью согласен президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие — бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.
Можно также  сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и  среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.
Необходимо также упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне малого и среднего предпринимательства рождаются и гибнут предприятия. Это — закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс. малых предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятие там очень просто. .
У нас закрыть  предприятие чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе  России существенно расходятся. Эту  проблему необходимо разрешить.
То, что главным  тормозом роста малого бизнеса в  стране стала отечественная бюрократическая  система (а точнее -- коррупция и  административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г. По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%.  
 

26. Профессиональная  этика сферы СКСиТ. 
Понятие профессиональной этики. Традиционные виды профессиональной этики и профессиональная этика  как результат развития морального самосознания профессиональных сообществ. Этические традиции предпринимательства в России. Профессиональные добродетели и профессиональные деформации. Этические принципы работы в команде. Значение внешнего облика, «дресс-кода», поведения для качества сервиса. Профессиональные кодексы и их значение для формирования корпоративной культуры. 

Профессиональная  этика представляет собой систему  моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.  

1.2 Основные принципы  и нормы профессиональной этики    

Профессиональная  этика регулирует взаимоотношения  людей в деловом общении. В  основе профессиональной этики лежат  определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями. [ 19 , с.12 ]
Норма - это основа высокого профессионализма.
Профессиональная  этика – это те специфические  особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.
Профессиональные  моральные нормы – это руководящие  начала, правила, образцы, эталоны, порядок  внутренней саморегуляции личности на основе идеалов. [ 10]
Основные нормы  служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы  социально – культурного сервиса  и туризма, независимо от того, где  находится их рабочее место:
внимательность, вежливость;
выдержка, терпение, умение владеть собой;
хорошие манеры и культура речи;
способность избегать конфликтных ситуаций, а если они  возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;
обходительность, любезность;
радушие, доброжелательность;
тактичность, сдержанность;
самокритичность по отношению к себе;
готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные операции, которые осуществляются в  процессе обслуживания;
умение держаться  спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;
умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;
уважать право  каждого человека на отдых и досуг;
беречь профессиональную репутацию;
содействовать развитию внутреннего и международного туризма;
принимать справедливые претензии к своей деятельности;
уважать моральные  ценности и культурные стандарты  людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.
Перечислим недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально – культурного сервиса и туризма:
грубость, бестактность, невнимательность, черствость;
нечестность, лицемерие;
воровство, жадность, эгоизм;
болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;
неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.
Не следует  стремиться к тому, чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания – их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально – культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников. [ 1 , с. 209-212 ]
В сфере социально  – культурного сервиса и туризма  важность этических норм ощущается  не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде). Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:
поддерживать  профессионально единство;
заботится о  престиже профессии;
поддерживать  нормативность служебных отношений;
уважать право  коллег на мотивированный отказ.
Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.
К неэтичным  действиям специалиста с явным  нарушением закона относятся фальсификация  документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.
Принципы –  это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто  на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. [19, с. 12]
Принципы носят  универсальный характер.
Сотрудник в  сфере социально – культурного  сервиса и туризма должен в  своей работе придерживаться следующих  принципов:
Сущность принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;
Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными);
Обязательное  исправление этического нарушения  независимо от того, когда и кем  оно было допущено;
Принцип максимума  прогресса: служебное поведение  и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной  точки зрения;
Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым  действия работника в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;
Этичным является терпимое отношение работников организации  к моральным устоям, традициям, имеющим  место в других организациях, регионах, странах;
Не следует  бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;
Ориентированность на клиента, забота о нем;
Стремление к  совершенствованию своей профессиональной деятельности;
Конфиденциальность, неразглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности;
Избегание потенциальных  и явных конфликтов между сотрудниками с руководством и в особенности  с клиентом. Конфликт – благоприятная почва для этических правонарушений;
Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося  в различных формах, например, в  приказной, командной манере ведения  служебного разговора;
Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела;
Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению  своих коллег;
Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип  обусловлен должностными инструкциями;
При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в  том, что, признавая ценность и необходимость  этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать;
Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические  стандарты могут быть внедрены в  жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;
Соблюдать приоритет  общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявляя во всех случаях гражданскую зрелость;
Соблюдать международные  правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества;
Выполнять все  профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости  – мужество. [ 19 , с.12-13 ]
Исходя из принципов, в профессиональной этике важно не только конкретное поведение специалиста, но и уровень развития его морального сознания и практика его отношений с разными людьми. Поскольку в социально – культурном сервисе и туризме все строится на отношениях с людьми, то последнее будет особенно актуальным. Главное – это те принципы, которыми руководствуется профессионал, строя отношения с клиентами, коллегами, как он относится к обществу в целом и природе, которая его окружает. Основной принцип – это уважение другой стороны. Еще один из основных принципов – это принцип доверия, который предполагает, что специалист ведет обслуживание на основе авансирования доверием, т.е. заранее ориентируется на положительные качества своего клиента. Кроме того, к актуальным принципам в социально – культурном сервисе относятся: принцип лояльности, толерантности, объективности, моральной ответственности.
Содержание этических  кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.  
 
1.3 Кодексы профессиональной  этики работников социально – культурного сервиса и туризма  
 
Кодексы этики  существуют как часть профессиональных стандартов.
Они представляют собой совокупность нравственных принципов  и конкретных этических норм и  правил деловых взаимоотношений  и общения.
Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение. Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.
Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются. [9, с.18-20]
Кодексы имеют  вид уставов, предписаний, инструкций.
Разработка и  соблюдение этических кодексов профессионального  поведения – важная и актуальная задача. [ 15]
Приведем основные положения кодекса:
– Каждый посетитель – потенциальный заказчик.
– Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании с деловым поведением создают дружеский контакт и облегчают обслуживание.
– Принимайте заказчика таким, каков он есть. Не старайтесь его переделать за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны, вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость – самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента.
Внимательность  работника – одно из основных условий  благоприятного морально-психологического климата в салоне ателье, мастерской. Невнимательность – наибольшее зло во взаимоотношениях с заказчиком. Ничто так не травмирует психику, не удручает и не ожесточает, как равнодушие, пренебрежительное отношение к человеку.
Умейте владеть  собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться.
Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью.
Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения заказчиков.
Искренне и  своевременно извиниться – это не унижение, а достойное признание определенной вины; это и признак культуры.
Каждый поступок работника должен быть мотивирован  и не вызывать у заказчика сомнения в его справедливости.
Придерживайтесь согласованного с заказчиком времени  его прихода.
Держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда вы на виду, а тем более разговариваете с заказчиком.
Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические  нагрузки, не забывайте о часах  основного потока посетителей.
Вы не имеете права отзываться пренебрежительно об изделиях, которые заказчик отдает в ремонт, на восстановление или обновление.
Берегите честь  предприятия и своих товарищей. [6]
Этический кодекс туризма устанавливает комплекс ориентиров для ответственного и  устойчивого развития мирового туризма на заре нового тысячелетия.
Необходимость разработки Кодекса отмечалось в  резолюции, принятой в 1997 году на Генеральной  ассамблее ВТО в Стамбуле. В  последующие два года был сформирован  специальный комитет по подготовке Глобального этического кодекса, проект которого разработали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на основе консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Исполнительным советом ВТО. [ 19]
Комиссия ООН  по устойчивому развитию на своей  сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этого Кодекса. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10, был единогласно одобрен в октябре 1999 года на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г. Сантьяго (Чили). [ 23]
СТАТЬЯ 1. Вклад  туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами
Участники туристского  процесса и сами туристы должны принимать  во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов, включая национальные меньшинства и коренные народы, и  признавать их достоинство;
Туристскую деятельность необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции;
Принимающие сообщества должны знакомиться и проявлять  уважение к туристам, которые их посещают;
Государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества;
Во время путешествий  туристы и посетители не должны допускать  никаких преступных деяний или действий;
Туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить.
СТАТЬЯ 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного  совершенствования 
Туризм - деятельность, чаще всего ассоциирующаяся с  отдыхом, досугом, спортом и общением с культурой и природой, должен планироваться и практиковаться как привилегированное средство индивидуального и коллективного совершенствования;
Во всех видах  туристской деятельности необходимо соблюдать  равенство мужчин и женщин;
Эксплуатация  человека во всех ее формах противоречит основным целям туризма и является отрицанием туризма и в этой связи;
Особо полезными  формами туризма, которые следует  поощрять, являются поездки с религиозными, оздоровительными, образовательными целями, а также для культурных и языковых обменов.
СТАТЬЯ 3. Туризм - фактор устойчивого развития
Все участники  туристского процесса обязаны охранять природную среду и ресурсы;
Центральные, региональные и местные власти должны оказывать  первоочередное внимание и стимулировать  в финансовом плане все те формы развития туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, особенно, воду и энергию, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов;
Следует содействовать  более равномерному распределению  потоков туристов и посетителей по времени и пространству, особенно, связанных с оплачиваемыми отпусками и школьными каникулами, а также способствовать сглаживанию сезонности;
Следует планировать  объекты туристкой инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту природного наследия, которое составляют экосистемы и биологическое разнообразие, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновение;
СТАТЬЯ 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение
Туристские ресурсы  являются всеобщим достоянием человечества;
Туристская политика и деятельность осуществляются на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях  его защиты и сохранения для будущих поколений;
Финансовые средства, получаемые благодаря посещениям объектов и памятников культуры, следует хотя бы частично использовать для поддержания, охраны улучшения и реставрации  этого наследия;
Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению.
СТАТЬЯ 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих  стран и сообществ 
Местное население  должно привлекаться к туристской деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод;
Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению  жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям;
Необходимо уделять  особое внимание специфическим проблемам  прибрежных зон и островных территорий, а также уязвимым сельским и горным районам;
Профессионалы сферы туризма, особенно инвесторы, должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу; они также должны, с максимальной транспарентностью и объективностью, предоставлять информацию о своих будущих программах и их возможных последствиях, и содействовать диалогу с заинтересованным населением относительно их содержания.
СТАТЬЯ 6. Обязанности  участников туристского процесса
Профессионалы сферы туризма обязаны предоставлять  туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания;
Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которой это от них зависит, совместно с государственными властями должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугами;
Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которых это от них зависит, должны содействовать культурному  и духовному совершенствованию  туристов и позволять им отправлять в ходе поездок свои религиозные потребности;
Власти государств, направляющих и принимающих туристов, в контакте с заинтересованными  профессионалами сферы туризма  и их ассоциациями, должны обеспечивать принятие и соблюдение туристскими  компаниями вышеуказанных правил и обязательств по репатриации туристов в случае несостоятельности компаний, организовавших их поездки;
Правительства имеют право и несут обязанность, особенно в кризисных ситуациях, информировать своих граждан  о сложных, условиях и даже опасностях, с которыми они могут столкнуться при поездках за границу.
СТАТЬЯ 7. Право  на туризм
СТАТЬЯ 8. Свобода  туристских путешествий 
СТАТЬЯ 9. Права  работников и предпринимателей туристской индустрии 
Основные нрава  наемных и самодеятельных работников туристской индустрии и смежных отраслей необходимо гарантировать под контролем администраций как государств их происхождения, так и принимающих стран, с учетом специфических ограничений, связанных, в частности, с сезонным характером их деятельности, глобальным масштабом туристской индустрии и гибкости, которая требуется от них в связи с характером их работы;
Наемные и самодеятельные работники сферы туризма и  смежных отраслей имеют право  и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно  повышать свою квалификацию;
Все физические и юридические лица, обладающие необходимыми способностями и квалификацией, должны иметь право заниматься профессиональной деятельностью в области туризма  в рамках действующих национальных законодательств;
Партнерство и  установление сбалансированных отношений между предприятиями направляющих и принимающих стран способствуют устойчивому развитию туризма и справедливому распределению выгод, образующихся в результате его роста.
СТАТЬЯ 10. Реализации принципов Глобального этического кодекса туризма
Государственные и частные участники туристского  процесса должны сотрудничать в деле реализации настоящих принципов  и должны контролировать их эффективное  применение;
Участники туристского  процесса должны признать роль, которую  играют международные организации, в первую очередь Всемирная туристская организация, и неправительственные организации, которые занимаются вопросами продвижения и развития туризма, защиты прав человека и охраны окружающей среды и здоровья, с учетом соблюдения основных принципов международного права;
Те же участники  туристского процесса должны проявить намерение передавать с целью  примирения все спорные вопросы, связанные с применением или  толкованием Глобального этического кодекса туризма, беспристрастному третьему органу, именуемому "Всемирный комитет по этике туризма". [ 23]
Специалисты в  сфере социально – культурного  сервиса и туризма должны следовать  соответствующему кодексу этики  и стандартам профессионального  поведения. В настоящее время  деловыми профессиональными ассоциациями принято значительное число этических кодексов. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила деловой этики на одну страницу и стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы должны быть основаны на стратегии и видении руководства организации и содержать модель желаемого поведения ее сотрудников. [ 15 , с.447-44 9]
Принципы и  правила, провозглашенные в этических  кодексах, могут активно использоваться в рекламных целях организации. Следует, однако, предостеречь от включения в кодексы слишком расплывчатых формулировок, за которыми трудно разглядеть истинные этические ценности, исповедуемые организацией. Кроме того, важно, чтобы в этических кодексах закреплялась не только ответственность сотрудников перед организацией, но и обязательства организации перед сотрудниками и обществом в целом.
Для поддержания  высокого этического уровня в мировой  практике наряду с созданием кодексов используются следующие подходы:
Организация постоянно действующего комитета по этике;
Создание «горячей линии» для замечаний и жалоб;
Проведение аудитов  этики поведения;
Выражение благодарности  за образцовое этическое поведение  сотрудников. [ 17]  
 
1.4 Этика делового  общения  
 Этику делового  общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Этику делового общения следует учитывать в  различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия, между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого общения  содержится в категорическом императиве И. Канта: "Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь  также и силу принципа всеобщего законодательства". Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения  должна быть координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. [15]
Этика делового общения в отношении руководителя к подчиненным
Золотое правило  этики можно сформулировать следующим  образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к  вам относился руководитель". Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.
• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив  с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.
• При возникновении  проблем и трудностей, связанных  с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует  бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.
• Если сотрудник  не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
• Замечание  сотруднику должно соответствовать  этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.
• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
• Тогда, когда  это уместно, используйте прием "бутерброда" — спрячьте критику между двумя  комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите  время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.
• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать  в личных делах. Если совет поможет, Вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся  ответственность.
• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.
• Никогда не давайте сотрудникам возможность  заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
• Соблюдайте принцип  распределительной справедливости:
чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
• Поощряйте  свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным  образом благодаря успехам самого руководителя.
• Укрепляйте у  подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
• Привилегии, которые  вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.