На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Невербальная коммуникация и особенности ее проявления в конфликтных ситуациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона  
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Социальная  психология
Тема Невербальная  коммуникация, особенности проявления в конфликтных ситуациях.
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
 

     Содержание

     Введение
     Основная часть
     1 Теоретические аспекты невербального общения
     1.1 Историческое развитие теории невербальной коммуникации
     1.2 Виды невербальной коммуникации  и их особенности
     2 Особенности проявления невербальной  коммуникации в конфликте
     2.1 Стадии и особенности решения  конфликта
     2.2 Проявление и важность небальной  коммуникации в разрешении конфликта
     2.3 Аспекты невербальной коммуникации  в практике социологов и психологов
     Заключение

     Введение

 
     Невербальное  общение является важнейшей, но мало развитой частью научного знания. Невербальная коммуникация - необъятное поле исследования. Комплексных исследований в данной области почти не проводится. Но нельзя упускать тот факт, что значимость невербалики, в целом, растет. В любых сферах жизни индивида ее влияние четко прослеживается, как для актера, пытающегося придать больше эмоций сцене, так и для обывателя, решающего бытовые ситуации и конфликты. В этом и состоит актуальность исследуемой нами темы.
     Почти всю свою жизнь, человек проводит в общении с другими людьми. Ежедневно мы общаемся на работе, во время учебы, в магазине, а после  и дома, с семьей, друзьями. И именно поэтому надо уделять особое внимание теории коммуникации в целом.
     Коммуникацию  можно разделить на две части  — вербальная и невербальная. Вербальная и, казалось бы, самая важная часть общения отвечает за речь, слова. Но есть и другая часть коммуникаций – невербальная. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения). Также термин можно представить по-другому, как систему неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации.
     Объектом  нашей работы является исследование невербальной коммуникации в современном  мире
     Субъектом особенности проявления невербального общения в конфликте.
     Цель  работы: исследование невербальной коммуникации и особенностей ее проявления в конфликтных ситуациях.
     Задачи  работы:
     - исследовать теоретические аспекты  невербального общения
     - изучить историческое развитие  теории невербальной коммуникации
     - проанализировать виды невербальной  коммуникации и их особенности
     - выявить особенности проявления  невербальной коммуникации в  конфликтных ситуациях
     Невербальная  коммуникация существует параллельно  с вербальной, обогащая и дополняя последнюю. Этот, с первого взгляда, незаметный язык порой говорит нам больше, чем речь. Не зря ученые говорят о том, что невербальная коммуникация содержит в себе около 75% информации. Даже наше первое впечатление о человеке зависит от невербальных особенностей (одежды, походки, взгляда, стиля речи). Не стоит также упускать тот факт, что язык тела и жестов появился раньше речи.
     «...Право, следовало бы в письмах ставить  ноты над словами: ведь теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: ни жизни, ни движения; выражение застывшей  мысли...» ( М.Ю. Лермонтов Собрание сочинений. Изд. АН СССР. М, 1959)
     Данная  цитата М.Ю. Лермонтова, как нельзя кстати, подходит для описания одной из задач невербальных средств общения, а именно — добавлять эмоциональный оттенок к речи, свое отношение к предмету без лишних слов, дополнять сказанное. То как мы говорим, чаще бывает важней, того, что именно мы говорим. Не зря исследования говорят нам о том, что 55% информации исходит от выражения лица, взгляда, жестов, 38% от интонации, тембра голоса и только 7% от слов (А.Мейерабиан). Также невербальная коммуникация служит единственным средством передачи информации в условиях невозможности использования вербальной (язык глухонемых, дайверов, либо просто необходимость сохранения тишины).
     Отдельно  стоит отметить подсознательность  невербальной коммуникации. При речевом  общении мы обеспокоены смыслом, восприятием слов. Интонации, тембр  голоса и мимика уходят на второй план нашего сознания. Это связано с  тем, что невербальные средства общения  имеют более древнее происхождение  и, соответственно, более глубоко  расположенные области мозгового  представительства. Это объясняет  обучение ребенка 1-3 лет, который еще  не научился пользоваться речью. Он передает родителям информацию о том, чего он хочет (тянется к игрушке) либо, наоборот, выражает недовольство (плач). Ребенок получает информацию так же, с помощью невербальной коммуникации.
     Множество культур имеют свои традиции и  обряды, связанные с невербаликой. Большинство знаков имеют общее значение, независимо от народностей, но определенные различия все-таки прослеживаются. Прямой взгляд, к примеру в западных культурах является несколько неприличным, в отличии от России, где он говорит об уверенности и открытости. Или же кручение пальцем у виска, который в западной культуре для собеседника ничего хорошего не означает, однако у арабов это считается комплиментом о высоком интеллекте. Поэтому многие специалисты не рекомендуют обращаться к жестам в чужих странах, предварительно не изучив их.
     Для опытного психолога-специалиста навык  замечать и «читать» невербальный язык является крайне важным для успешной практики. Целый ряд современных  зарубежных и отечественных работ  свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке  невербальной информации (Морозов 1988; Bryden, 1982; Kimura 1967; Darwin, 1969). Это доказывает подсознательность импульсов, передающих информацию невербальным способом.
     Важно не забывать о влиянии невербальных средств общения и в конфликтах, ведь они, порой, проявляются ежедневно. Один жест, взгляд либо прикосновение  может влиять на протекание конфликта, как в положительную, так и  в отрицательную сторону.
     Чтобы изучить особенности проявления невербалики в конфликтах, нужно знать само понятие конфликта. Под конфликтом обычно подразумевается столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Принято было считать, что конфликтные ситуации это исключительно негативное явление, которое следует избегать. Однако последние исследования вывели и положительные стороны конфликтов в неких группах (при должном контроле, конфликты даже желательны).

     Основная  часть

     1 Теоретические аспекты  невербального общения

      Историческое  развитие теории невербальной коммуникации
 
     Детальное изучение теории невербальной коммуникации началось относительно недавно, однако некоторые замечания по данной теме научные и творческие деятели  делали всегда. Ч. Дарвин отмечал невербальную коммуникацию как средство информационного  взаимодействия животных. Аристотель в своих трудах детально рассматривал речи ораторов и отмечал исключительную важность вокальных данных (тембр, тональность, диапазон голоса), что также относится  к невербалике. Дейл Карнеги (1888-1955) говорил: «Девять десятых писаний, посвященных жестам, бесполезны. Жесты должны исходить из вашего естества, из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы, наконец, из ваших собственных инстинктов. Единственно стоящие жесты — это те, которые возникли экспромтом».
     Как самостоятельное научное направление  понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication), сформировалось в 50-х годах XX века (Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976, 1981; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988). До XX века изучение неречевых средств коммуникации проводилось в рамках изучения ораторства.
     Большую работу в области невербальной коммуникации провел профессор В.П. Морозов в  книге «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация», проанализировав  и структурировав большинство трудов по данной теме. Он представил схему-классификацию  невербальных средств общения, ввел понятие «эмоциональный слух человека»  и многое другое. Также В.П. Морозов  отмечал, что формирование невербальных знаков связано с эволюцией и  культурой.
     Среди теорий происхождения языка значительная их часть рассматривает невербальную коммуникацию как исторически древнюю  основу возникновения современной  речи (Джесперсен; Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989). Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) является также свидетельством эволюционной древности невербальной коммуникации: в онтогенезе невербальная коммуникация предшествует вербальной.
     Кажется невероятным, что за всю историю  существования невербальной коммуникации, изучать ее начали чуть более 60 лет  назад. А общественности стало известно о существовании невербалики только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года. 

      Виды  невербальной коммуникации и их особенности
 
     Существует  много подходов и попыток классифицировать виды невербалики. В приложении А показана схема классификации В.П. Морозова, наиболее близко приближенная к природной сущности невербальной коммуникации, т.е. учитывая ее полисенсорную природу (в восприятии участвует много сенсорных систем: слух, зрение, кожно-тактильное чувство, хеморецепция (обоняние, вкус), терморецепция).
     Также невербальную коммуникацию классифицируют по информации, которую она несет: 1) эмоциональная, 2) эстетическая, 3) индивидуально-личностная, 4) биофизическая, 5) социально-групповая, 6) психологическая, 7) пространственная, 8) медицинская, 9) информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. 
 

     Самая распространенная классификация осуществляется по средствам передачи информации:
     - фонационные 
     - оптико-кинетические 
     - знако-символические
     - тактильные 
     - пространственные 
     Чтобы лучше понять эта средства, следует  остановиться на каждых поподробнее.

     Фонационные средства

     Фонационные средства включают в себя тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков и заполнения пауз. Все эти  средства предоставляют нам информацию об эмоциональном состоянии человека, его происхождении, роде деятельности, и многом другом. Также интонации  дополняют вербальную информацию. Однако интонации могут нести в себе абсолютно противоположный, словам, смысл (фраза «Я рад вас видеть!», произнесенная радостным голосом, существенно отличается от этой же фразы, но произнесенной равнодушным  или даже «саркастичным» тоном). Даже вздох может подсказать нам о  том, что собеседнику скучно. Поэтому  важно учитывать фонационные  средства при разговоре с собеседником.

     Оптико-кинетические средства

     К данным средствам относятся мимика, жесты, поза, осанка, походка, взгляд или  даже внешние признаки, такие как  особенности лица, одежды. Все эти  средства являются чуть ли не самыми важными  для правильного восприятия и  передачи информации. Именно из-за них  появилось понятие невербальной коммуникации, «языка жестов».
     Примером  важности данных средств может служить  ситуация, когда несколько человек, говорящих на разных языках, без  усилий понимают друг друга при помощи жестов. Однако это, одновременно, один из самых сложных языков.
       Одной из наиболее серьезных  ошибок, которую могут допустить  новички в деле изучения языка  тела, является стремление выделить  один жест и рассматривать  его изолированно от других  жестов и обстоятельств.  Например, почесывание затылка может означать  тысячу вещей — перхоть, блохи,  выделение пота, неуверенность, забывчивость  или произнесение неправды - в  зависимости от того, какие другие  жесты сопровождают это почесывание,  поэтому для правильной интерпретации  мы должны учитывать весь комплекс  сопровождающих жестов.
     Взять можно даже типичную позу критической  оценки. Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".  Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными.
     Мимика  тоже имеет важное значение в оптико-кинетических средствах. Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Доказательства утверждению о природной сущности мимики привел немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт, установивший, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Всё это связано с тем, что на нашем лице множество разнообразных мышц, отвечающих на малейшие импульсы, исходящие от подсознания. Не зря на допросах всегда присутствует хорошее освещение — необходимо видеть все сокращения мышц лица, чтобы знать, говорит ли данный
     человек правду или лжёт. Крайне сложно правдоподобно  подделать мимику и невозможно полностью  ее контролировать. Мимика связана  с распространением интенсивного возбудительного  процесса на двигательную зону коры головного  мозга – отсюда её непроизвольный характер. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает  рефлекс отвержения не пригодной  к употреблению пищи.
     Характерной особенностью «мимических картин»  эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (в приложение Б ).
     Стоит отметить, что существуют также разногласия  по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.
     Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, – один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей  выполняют синхронизирующую функцию  – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом, говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока, говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли.
     Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение  и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и  гнев. Глаза выражают всю гамму  человеческих чувств. Говорят, женщина  может видеть по глазам всё, что творится в душе мужчины. Это связано с  большим развитием правого полушария  мозга (отвечающего за эмоции, соответственно и невербалику) у женщин.

     Знаково-символичные  средства

     Предметы, окружающие человека, его почерк, предпочтения в еде или напитках, поступки, любые другие знаки на теле –  всё это знаково-символичные средства. Много специалистов уделяет внимание именно к этим средствам невербальной коммуникации. Такие эксперты могут  рассказать о жизни человека всё, лишь взглянув на его квартиру или  даже некоторые вещи. В практике спецслужб обычно уделяют особое внимание предметам, окружавших преступников. Порой такая мелочь, как фантик, выводит преступника на чистую воду. Известный персонаж зарубежной литературы детектив Шерлок Холмс уделял особое внимание знаково-символичным средствам. Существует также практика составления  характера личности по его письменному  почерку, называемая графологией.

     Тактильные  средства

     К тактильным средствам невербальной коммуникации относятся обоняние, осязание, слух, вкус, различные прикосновения. Если с обонянием, вкусом и осязанием  всё понятно, то на слухе стоит  остановиться, чтобы узнать подробности.
       Если с помощью фонационных  средств мы передаем информацию, то с помощью слуха мы принимаем  ее и анализируем. В.П. Морозов  провел немалое количество исследований  в этой области. Он ввел такое  понятие как эмоциональный слух  — способность к определению  эмоционального состояния говорящего  по звуку его голоса (Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994). В музыкальном искусстве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.
     В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр эмоционального слуха расположен в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи (Балонов, Деглин, 1976; Бару, 1977). Способность адекватно определять эмоциональность в голосе индивидуально у каждого человека и, как правило изменяется с возрастом (приложение В). Также, в своих исследованиях, В.П. Морозов обнаружил лучшие показатели эмоционального слуха у людей, связанных с творчеством.

     Пространственные  средства

     Под пространственными средствами (их также  называют средствами проксемики) мы подразумеваем позицию и дистанцию между собеседниками. Средства проксемики выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений. Выделяют четыре вида дистанций, соответствующих отношениям между людьми:
     - интимное расстояние (радиус) от 0 до  45 см используется при общении самых близких людей;
     - персональное расстояние от 45 до  120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;
     - социальное расстояние от 120 до  400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;
     - публичное расстояние от 400 до  750 см используется при выступлении перед различными аудиториями.
     Факторы, влияющие на установление проксемической дистанции, различны. В отечественной  психологии получены данные, которые  свидетельствуют, что изменение  величины дистанции в рамках культурного  стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения  с лицами старше по возрасту, отдаление  «незнакомых», приближение «родственников». При этом жесткость стереотипа культурного  поведения ярче выступает у лиц  с повышенной тревожностью. На выбор  дистанции в общении влияют социальный престиж общающихся, национально-этнические признаки, пол, возраст коммуникантов, характер взаимоотношений партнеров, экстравертированность – интравертированность и другие личностные характеристики. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения». Таким образом, человек всегда сам определяет дистанцию, входящую в «зону комфорта», что задает некий тон беседе.
     Говоря  о взаимодействии видов невербальной коммуникации, необходимо заметить, что  частое использование одних средств  невербалики, может заменять другие, либо же вовсе их исключать. Из невербальных знаков (жестов, мимики и т.п.) формируются привычки, условные рефлексы, замещающие остальные невербальные средства передачи информации. Например, интенсивный тактильный контакт сопровождается исчезновением контакта глаз. Чем меньше дистанция общения, тем реже ориентация собеседников «лицом к лицу», тем реже прямой визуальный контакт. Человек, привыкший к частому использованию определенных жестов, для дополнения речи, может столкнуться с непониманием собеседника, в случае невозможности использования привычных жестов.
       
 

     2 Особенности проявления невербальной коммуникации в конфликте

     2.1 Стадии и особенности  решения конфликта

 
     Конфликт  — явление настолько привычное, что мы порой не задумываемся о  его схематичности, проблемах и  путях решения. И почти никогда  не считаемся с важностью невербальной коммуникации в решении конфликта. Чтобы выявить особенности проявления невербалики в конфликте, нужно понять структуру и динамику конфликтной ситуации. Так, авторы известного американского пособия «Основы менеджмента» (М.Х. Мескон и др.) выделяют следующие четыре стадии конфликта:
     - зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдателя характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в изоляционистском или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.п.);
     - формирование. На этом этапе происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту;
     - расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений;
     - угасание или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.
     Способами решения конфликта являются компромисс, полная победа одной из сторон конфликта, примирение с большей пользой  для одной стороны. Компромисс обычно является приемлемым для обеих сторон. Самым лучшим этапом для компромисса (а значит решение конфликта и  предупреждение деструктивных действий) является начальный, стадия зарождения. Если решение конфликта прошло именно на этом этапе, то взаимопонимание сторон в будущем улучшатся.
     Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов. Однако выделяемые в ней стадии развертывания присущи  любым социальным процессам. Применительно  к конфликтам данная классификация  имеет достаточно общий характер и сама по себе не раскрывает специфику  этого феномена, а также лежащие  в основе большинства конфликтов реальные, объективные противоречия. Поэтому представляется целесообразным выделение следующих, более конкретных стадий конфликта, в большей степени, по сравнению с другими общественными  процессами, отражающих его специфику:
     1. Конфликтная ситуация, или потенциальный  конфликт. Эта стадия характеризуется  наличием у сторон противоположных  объективных интересов при еще  не осознанной несовместимости  целей и устремлений. Пример  конфликтной ситуации — понижение  руководством служащего в должности  (или увольнение) во время его  пребывания в отпуске без уведомления.  Очевидно, что в этом случае  возвращение сотрудника в организацию,  как правило, чревато конфликтом. Конфликтные ситуации, по мнению  У. Мастенбрука, обычно связаны со следующими видами отношений:
     - «деловыми («инструментальными»)  отношениями;
     - социоэмоциональными отношениями;
     - отношениями при ведении переговоров  о распределении ресурсов;
     - силовыми отношениями» [164].
     2. Нарастание социальной напряженности.  На этой стадии стороны все  более четко осознают несовместимость  своих интересов и целей, происходит  консолидация участников конфликта.  Она начинается с психологического  беспокойства, эмоционального недовольства  и т.п. и, последовательно развертываясь,  завершается кризисом. Характерными  чертами кризиса являются: четкое  осознание несовместимости позиций,  целей сторон и однозначное  определение противника; эскалация  сферы напряженности, перенос  ее на области взаимодействия, в которых не существует реальных  противоречий; игнорирование вопросов, по которым прежде имелось  согласие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.