На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  НОУ ВПО «Санкт – Петербургский  институт
внешнеэкономических связей, экономики  и права» в г. Перми
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики  и менеджмента
Направление: 080507 «Менеджмент  организации»
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: Психология как наука, ее методологические и естественнонаучные основы.
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                    Студента  второго курса
                    Зелениной Марины
                    Преподаватель:
                    Русинова  Ирина
                    Валерьевна
г. Пермь
2009 г.
 

     Содержание 

1. Введение ..................................................................................................... 3
2. Психология как  наука, ее методологические и  
естественнонаучные основы …………………………………………………………..………….3

2. Методологические  принципы психологии ............................................….7
3. Структура психологии (таблица)..................................................................9
4. Основные психологические  школы ..........................................................10
5. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору ..................................................................................................13
6. Заключение .................................................................................................15
7. Список литературы .....................................................................................16 

 

     Введение
    Психология - и очень старая и совсем молодая  наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
    Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.  

    Психология  как наука, ее методологические и естественнонаучные основы 

    Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.
    Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
    Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
    Человек не просто проникает в мир с  помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
    В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
    Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связаны  друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
    Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного  мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и  их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
    Материальным  субстратам протекания психических  процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов  оказывают влияние многие факторы  – организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим материальное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.
    Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого организма и его  внутренней среды, называются познавательными  психическими процессами.
    В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему  наук. В ней выделяется множество  отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления  научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
    Методология науки – это ее мировоззренческие  позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Целесообразно различать различные уровни методологии. Применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.
      О философской методологии говорят  как о той основе, на которой  базируется деятельность; это учение  о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Крупные философские учения выступают в роли методологической основы определенных научных направлений. К этому уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания. К положениям, составляющим общую методологию науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики:
- материя первична, а сознание, психика – вторична;
- окружающий мир познаваем для человека;
- все в мире находится в непрерывном движении, изменении;
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- источником развития является единство и борьба противоположностей;
- развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного.
    В рамках специально-научной методологии  выделяются несколько уровней: уровень  общенаучной методологии, уровень  конкретно-научной методологии, уровень  метода как конкретной методики (или способа действий с объектом).
    К общенаучной методологии относятся  универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые  не с какой-либо наукой, а применимые к широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например:
- концепции системного научного анализа;
- структурно-уровневый подход;
- кибернетические принципы описания сложных систем и др.
    Конкретно-научная  методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук – как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.
    На  уровне метода или конкретной методики психология использует группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. К организационным методам относят: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод.
      К эмпирическим методам относят:  наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные  методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ  продуктов деятельности; биографический метод. К методам психологической коррекции относят: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия. К методам обработки данных относят: количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).  

    Методологические  принципы психологии 

    Применительно к психологии следует назвать  следующие принципы:
    Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
    Принцип единства внешних воздействий и  внутренних условий гласит, любые  внешние воздействия (стимулы,  факторы, влияния) преломляются  через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
    Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом  преобразования мира, в том числе  и идеального (мира и преобразования).
    Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
    Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
    Принцип развития предполагает рассматривать  психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы  внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. 

 

    
    Структуру психологии можно наглядно отобразить в схеме: 

      
 
 
 
 

 

    Основные  психологические  школы 

     После выделения психологии в конце 19 века в самостоятельную научную дисциплину произошла быстрая ее дифференциация на направления, школы. Здесь стоит обратить внимание на то, что в возникновении и развитии основных психологических течений или направлений нашло отражение закономерные членения психики на компоненты или фазы психической деятельности.
     Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную  школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В.Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания. Последователем Вундта стал его ученик Титченер, опубликовавший "Экспериментальную психологию" (1901-1905), выдвинувшую его в ряд самых крупных психологов эпохи. В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии.
     Здесь стоит выделить Вюрцбургская школу. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики. Наиболее существенным моментом данной школы явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию "сверху", отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории "снизу", на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель. Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности. Что касается вопроса, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане, сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предлагал структурализм.
     Следующая школа – функционализм. Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса. Джемс занимался многими проблемами - от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о "потоке сознания", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами.
       В 20-е годы ХХ века в психологии  стихийно сформировались три мощных направления: психоанализ З. Фрейда, бихевиоризм, гештальтпсихология.
    Рассмотрим  подробнее эти направления.
    Направление, которое сосредоточило свое внимание на мотивационном аспекте психической  жизни человека, возглавил ортодоксальный психоанализ З. Фрейда. В настоящее время его составляют аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психодинамическая психология, производные ортодоксального психоанализа, например учение К. Хорни и Г.С. Салливена. Основным предметом данного направления являются закономерности формирования побудительных сил, лежащих в основе поведения человека, их взаимоотношения с сознанием и усвоенные личностью социальными требованиями. Основными категориями здесь являются: потребность, мотив, сознательное, бессознательное, «Я», сверх-Я, защитные механизмы.
    Исходным  направлением, предметом которого стали  закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа, была гештальтпсихология (от немецкого слова Gestalt – образ, форма). В настоящее время бурно развивающимся направлением, которое исследует различные формы познавательных процессов и способы получения знаний, лежащие в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности, является когнитивная психология.
    Направление, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения, получило название бихевиоризма (от английского слова  behaviour – поведение). В основе методологии бихевиоризма лежит утверждение о том, что наиболее достоверными переменными в психологии человека и животных являются их реакции в той или иной ситуации, только они и поддаются объективной регистрации и управлению. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Теория деятельности, разрабатываемая в московской психологической школе и подчеркивающая активную природу психики, стала методологической основой для анализа психических явлений во всей отечественной психологии. Для избежания недоразумений следует подчеркнуть, что бихевиоризм и деятельностный подход имеют между собой мало общего, это совершенно разные подходы, стоящие на различных теоретических позициях.
    Направлением, сосредоточившим свое внимание на психологических феноменах, возникающих внутри целостных общественных групп, а также на роли влияния окружающих людей на формирование, развитие и функционирование психики человека, стала область психологии, возникшая на стыке социологии и психологии – социальная психология. Полученные здесь факты имеют не только прикладное, но общетеоретическое значение. В социально-психологических исследованиях подтверждается и развивается представление об общественной природе психики, личности человека.
    Личность  человека, как ядро его психики, определяющее специфику всех психических процессов  и состояний у данного индивида, стала предметом особенно пристального внимания психологов, что привело  к обретению соответствующим  разделом психологии особого статуса. В теориях личности также нашли отражение все три базовые категории психологии. Мотивационный аспект является определяющим для психоаналитических концепций личности. Теорию личности как совокупности когнитивных (познавательных), категориальных шкал предложил американский психолог Дж.  Келли, назвавший эти шкалы личностными конструктами. Поведенческий подход рассматривает личность как совокупность упроченных реакций, сформированную в процессе научения с помощью механизмов подкрепления. В отечественной психологии используется системный культурно-исторический подход к описанию личности, в рамках которого утверждается и убедительно доказывается, что личность человека, его мотивационная и познавательная сфера являются продуктом его активного, деятельного участия в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни.
    Психология  в последнее время приобретает  всё большее значение в практической деятельности, в том числе и  в производстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.
    Обладая психологической подготовкой, талантливый  менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
    Психологическая подготовка поможет менеджеру в  общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и  мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как  внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
    Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
    Напротив, отсутствие достаточных знаний в  области психологии или опыта  их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в осуществлении руководителем  своих функций, привести к падению  эффективности производства. 

    Психологические требования, предъявляемые  к руководителю как к организатору 

    Одно  из первейших требований к качествам  руководителя составляет его умение создавать коллектив. От того, каким  будет созданный тем или иным руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые психологические требования.
    Руководитель  должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением.
    Умение  руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.
    Формирование  коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это  требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально – психологического климата в коллективе. А как показывают американские и японские исследования в области менеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-психологическая обстановка.
    Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
    Систематизация  чужого опыта и готовых идей с  целью использования их, когда  это необходимо, является существенным условием организации научного труда  руководителя.
    Другим  качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данному решению.
    Для выяснения и выбора самого правильного  подхода к решению проблемы большое  значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.
    Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
    Не  меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества –  инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
    Таковы  психологические требования, предъявляемые  к руководителю.
    Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь  развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым требованиям. 

    Заключение
    Знания  основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет  людям хорошо понимать друг друга, действовать  сообща.
    Значение  знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.
    Зная  основы психологии, человек может  лучше понять себя, своих близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут ему справиться с жизненными проблемами. 
Список использованной литературы:
 

    1. Генов Ф. Психология управления: Основные проблемы: Пер. с болг./ Филипп Генов, Оощ. ред. и вступ. ст. Б.Ф.Ломова, В.Ф.Вендаы. - М.: Прогресс, 1992. - 422 с.
    2. Станкин М.И. Психология управления: Практическое пособие // Управление персоналом, 2000. 400 с.
    3. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента. Научно-практическое пособие. Киев: МАУП, 1999, 400 с.
    4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
    5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: 2006. – 656 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.