Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Функции и этапы развития экономической теории

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Философия экономики»
на тему «Функции и этапы развития экономической теории» 
 
 
 
 
 

Выполнила
студентка группы № 910э
____________Е.Е. Мясоедова 

Проверил
д.э.н., профессор
____________В.С. Цитленок
___________________ 

зачтено /не зачтено 
 
 
 
 
 
 

     Томск 2012

       Введение

 
      Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
      Экономическая теория – это  не набор правил о том, как  стать богатым. Она не даёт готовые решения всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
       Этапы развития экономической  теории охватывают очень большую  область знаний и научных концепций.  Да и само определение экономической  теории неоднозначно. Экономика,  как свидетельствует история,  одна из самых древних наук. Как только человек начал использовать природные ресурсы, он неизбежно начал задумываться об их наиболее рациональном применении. А это и предполагает основную задачу экономической теории.
         В данной работе рассматриваются  этапы развития экономической  теории, а также проблемы и тенденции дальнейшего  развития экономической теории в настоящее время, в том числе затрагивая и развитие теории в нашей стране.
 

      1. Этапы развития экономической теории.
     1.1 Меркантилизм.
     Первой  теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «mercante» – купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Не случайно меркантилисты научно обосновали политику протекционизма, жизненность которого подтверждена современной системой пошлин.
       Главным в раннем меркантилизме  являлась теория денежного баланса,  построенная на идее увеличения  денежного богатства страны законодательным  путём. В целях удержания денег  запрещался их вывоз за границу,  все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна идея активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.
      Главный предмет своей науки  они видели в процессах товарного  и денежного обращения. Такие  представления не были случайными. Они соответствовали начальному  виду капиталистической деятельности  – международной торговле, когда  товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали  государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы – Томас Манн (1571 – 1641 гг.), знатный богатый купец Англии, главный труд которого так и называется: «Богатство Англии во внешней торговле». Идеи меркантилизма – государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле – используются и в современной экономике.
      Между тем критики маркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться. «Меркантилисты переносят центр тяжести на качественную сторону выражения стоимости, на эквивалентную форму товара, находящую своё законченное выражение стоимости, на эквивалентную форму товара, находящую своё законченное выражение в деньгах, - современные ревнители свободной торговли, которые должны сбыть свой товар во что бы то ни стало…», «…деньги порождают деньги – таково описание капитала в устах его первых истолкователей, меркантилистов…».

     1.2 Физиократизм.

       Позже появляется теоретическое  учение физиократов («physiokratia» с греч-го – власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путём и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создаётся прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества, «…производителен только земледельческий труд, так как только он доставляет прибавочную стоимость. Для физиократов прибавочная стоимость существует исключительно в форме земельной ренты…».

     1.3 Классическая школа.

     Подлинно  научной политическая экономия становится с перенесением своего интереса главным  образом на внутренние закономерности сферы производства материальных благ.
      Наступала эпоха промышленных переворотов в результате которых буржуазия упрочивала своё экономическое и политическое господство, мощный источник получало дальнейшее развитие рынка. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа.   С позиции современного научно-индустриального производства и адекватного ему общества научные сентеции классиков новой науки выглядят подчас наивными. Но имена У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо всегда будут сиять в ней как звёзды первой величины.
      Представители классической школы Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.), Адам Смит (1723 – 1790 гг.) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причём во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основу трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах. Их заслуга состояла в том, что они первыми и действительно с научных позиции стали рассматривать развитие общества как закономерный процесс, с присущей ему внутренней логикой, и поэтому их научные исследования были посвящены содержанию категорий «товар», «деньги», «заработная плата», воспроизводственным процессам.
       Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она  заложила начала трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Более последовательно трудовую теорию стоимости развивал Д. Рикардо. Другая величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он первый раскрыл и научно обосновал роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Он дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов в обществе.
       Несмотря  на то, что Д. Рикардо был учеником и продолжателем идей  А. Смита, всё же между ними существуют некоторые разногласия. «Рикардо никогда не задавал себе вопроса о происхождении прибавочной стоимости. Он рассматривал её как нечто внутренне присущее капиталистическому способу производства, который в его глазах являлся естественной формой общественного производства. Там, где он говорит о производительности труда, он ищет в ней не причину существования прибавочной стоимости, а лишь причину, определяющую величину последней. Между тем, его школа громко провозгласила, что причиной возникновения прибыли является производительная сила труда. Это во всяком случае прогресс по сравнению с меркантилистами…».
       Рост  богатства происходит тогда, когда  первоначально затраченная сумма  прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в конечном счёте стать подлинной наукой.
       Дальнейшее  развитие политической экономии шло  сложными и различными путями; многое из того, что дали классики, было забыто или подчас бездоказательно отвергнуто.
         В это же время формируются  взгляды утопического социализма, основные положения которого  изложены в трудах Томаса Мора  «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца».  Позднее в это учение внесли  вклад Шарль Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
       На  основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
       Особого внимания заслуживает экономическое  наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, что подтверждается работами многих современных зарубежных экономистов. В любом серьёзном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» Карла Маркса в один ряд с «Богатством народов» Адама Смита и «Общей теории занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения  как узловые пункты развития мировой экономической теории. В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса дана трактовка многих принципиальных проблем экономической науки – предмета политэкономии, системы экономических отношений капитализма XIV-XIX вв., закономерностей перехода от одной формации к другой, классовых отношений пролетариата и буржуазии.
       До  сих пор экономическая наука  нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. Один из непросто объяснимых феноменов – широкое распространение марксизма, экономических идей Маркса в России. Признанным лидером российских марксистов стал В. И. Ленин. Несомненно существенен вклад в экономическую теорию Г. В. Плеханова, чья полемика с В. И. Лениным ждёт дальнейшего исследования. Оригинальны подходы к теории воспроизводства, к развитию капитализма в сельском хозяйстве, к теории империализма, государственно-монополистического капитализма у В. И. Ленина, К. Каутского, Р. Люксембург, Р. Гильфердинга и других учёных-марксистов.

     1.4 Маржинализм.

     В немарксистской политической экономии с конца XIX века сложился ряд научных экономических школ, некоторые из них получили значительное развитие и признание в настоящее время. Отметим наиболее существенные из них.
       Австрийская школа известна прежде  всего теорией предельной полезности  благ. Согласно данной теории  ценность благ определяется их  ограниченностью, редкостью и  пользой, которую может принести  последняя единица того или  иного блага. Именно из этой школы общая экономическая теория берёт термины «предельная (маржинальная) полезность», «убывающая предельная полезность» и т.д. Именно поэтому данное направление получило название маржинализм.
       Среди английских экономистов необходимо выделить представителей кембриджской школы, основателем которой был А. Маршалл. Его книга «Принципы экономической науки» на протяжении многих десятилетий служила основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других западных стран. Кстати, именно по инициативе А. Маршалла в 1907г. наука политическая экономия была переименована в «экономикс», очевидно с целью ухода от обсуждения политических и социальных проблем.
       В конце XIX – начале XX вв. капитализм свободной конкуренции перерос в монополистический. Усилилась концентрация производства и капитала, произошла централизация банковского капитала. В результате американская капиталистическая система породила острые социальные противоречия. Интересам «среднего класса» был нанесён значительный ущерб. Эти обстоятельства привели к появлению экономической теории совершенно нового направления  - институционализма. Он ставил следующие задачи: выступить оппонентом монополистическому капитализму; разработать концепцию защиты «среднего класса» посредством реформирования в первую очередь экономики.
       Глубочайший кризис 1929-1933 гг. в США («Великая депрессия») и не меньшие экономические потрясения в Западной Европе заставили экономистов по-новому взглянуть на экономическую науку. В капиталистическом мире произошло существенное сокращение производства, инвестиций, занятости, пострадали все классы и слои населения.
       В 30-е годы появляется фигура Джона  Мейнарда Кейнса, выступившего с теорией  «регулируемого капитализма». В 1936г. его  работа «Общая теория занятости, процента и денег» была встречена с восторгом. Экономисты возвестили о «кейнсианской революции» в науке. Кейнс поставил две задачи: исследовать причины кризисов и безработицы и разработать конструктивную программу исцеления капитализма.
       Впервые в немарксистской экономической  науке он признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму, заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с этими явлениями и необходимости вмешательства государства.
       Вплоть  до середины 70-х годов кейнсианство и неокейнсианство являлось определяющим в экономической мысли Запада. Большинство экономических школ разбилось на два крупных лагеря: неоклассиков, с одной стороны, и кейнсианцев – с другой. Между ними по сей день идёт острая теоретическая борьба по поводу роли государства в рыночной экономике.
       Монетаризм  – неоклассическая теория, базирующаяся на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении. Основателем  и лидером этой теории является М. Фридмен. Монетаризм глубоко исследует механизм обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.