На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное государственное  образовательное  учреждение
   высшего профессионального  образования 

   «Сибирская  академия государственной  службы» 
 

   Кафедра уголовного права  и процесса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

   по  дисциплине: «Уголовный процесс» 

   на  тему: «Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» 
 
 
 
 
 

                        Выполнил: Литвинова М.Ю.
                                                      группа 08315 

                                                   Проверила: доцент кафедры
                                                                              Васько Н.И. 
 
 
 
 
 
 
 

   Новосибирск
   2010
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ: 

     Введение……………………………………………………………..3-4
     1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: проблемы и особенности…………………………………………………………………4-11
     1.1. Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………4-8
          1.2. Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних………………………………………………………8-11
          2.  Влияние категории преступления  на уголовную ответственность  несовершеннолетних……………………………………………………....11-17
     2.1. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………11-14
     2.2. Освобождение несовершеннолетних от наказания и категории преступлений………………………………………………………………14-17
     Заключение…………………………………………………………..18-19
     Список литературы………………………………………………….20-21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-экономические  преобразования, происходящие в нашей  стране, оказали существенное влияние  на состояние преступности несовершеннолетних. Субъективная сторона этих преступлений, являясь их внутренней психологической характеристикой, представляет собой особую психическую деятельность лица, связанную с мотивированным или часто неосознанным совершением преступления.
     Преступность  несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.
     Возраст уголовной ответственности как  обязательный признак субъекта преступления определяется на момент совершения деяния несовершеннолетним независимо от времени наступления последствий.
     Таким образом, актуальность темы данной работы состоит в том, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.
     Целью работы является комплексный анализ особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
     Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
     -рассмотреть  проблемы и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
     -проанализировать  влияние категории преступления  на уголовную ответственность  несовершеннолетних. 
 
 

    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ
 
      . Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних
 
     Институт  уголовной ответственности как  совокупность уголовно-правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений, является важным инструментом в борьбе с подростковой преступностью  в Российской Федерации и средством  реализации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних.
     Эту роль можно представить в различных  аспектах: социальном, нравственном, педагогическом, юридическом, социально-психологическом, криминологическом, политическом, информационном1.
     Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних определяется прежде всего ее обусловленностью, зависимостью от условий жизни российского общества. Необходимость ее существования вызвана тем обстоятельством, что без применения такой меры государственного принуждения общество не может обойтись в деле борьбы с подростковой преступностью. Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в том, что она восстанавливает нарушенные совершением преступления справедливость и законность, обеспечивает выполнение закона и тех нравственных норм, которые лежат в основе каждого уголовного запрета.
     Уголовная ответственность через систему  социальных требований призвана помочь несовершеннолетнему, совершившему преступление, в приобретении социального опыта, навыков, умений, сведений, без которых ему сложно адаптироваться в нормальном, законопослушном обществе. Тем самым она выступает своеобразным катализатором становления его личности и регулятором поведения в соответствии с нормами права2.
     Нравственный  аспект уголовной ответственности несовершеннолетних выражается в том, что она должна оказывать на несовершеннолетних (как совершивших преступления, так и не нарушавших уголовно-правовой запрет) воздействие, направленное на привитие в сознании у них установки на подчинение моральным и правовым требованиям уголовного закона, содействовать формированию разумных социальных потребностей.
     Данный  аспект уголовной ответственности  несовершеннолетних проявляется и  в том, что она представляет собой  нравственную оценку преступления и личности подростка, его совершившего, со стороны государства. Важно, чтобы такое лицо осознало: преступление - это аморальное явление, противоречащее сложившимся правилам человеческого общежития, традициям, обычаям, мешающее законопослушным членам общества находиться в нормальных, безопасных условиях, решать свои жизненные задачи.
     Педагогический  аспект уголовной ответственности в отношении рассматриваемых лиц,  состоит в том, что она является особой формой воспитания несовершеннолетних, совершивших преступление, и других категорий подростков. Осознание того факта, что за различные подростковые преступления предусмотрена достаточно строгая уголовная ответственность, влекущая неблагоприятные последствия для виновного лица, в определенной мере дисциплинирует таких несовершеннолетних, делает их социально зрелыми, способными контролировать свое поведение в жизненных, в том числе конфликтных, ситуациях, чреватых нарушением уголовного закона.
     Юридический (правовой) аспект уголовной ответственности несовершеннолетних «раскрывается через систему нормативно-правовых предписаний, имеющих императивный и принудительный характер», нашедшую отражение в форме уголовного закона. Юридический аспект уголовной ответственности в данном случае проявляется и в том, что ее основанием является совершение несовершеннолетним деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме того, существование ее предполагает наличие строго определенной законом соответствующей уголовно-процессуальной формы.
     Социально-психологический  аспект уголовной ответственности несовершеннолетних означает, что она возможна лишь в том случае, если личность подростка в своем развитии достигла такого уровня психофизической, социальной зрелости, которая позволяет ему адекватно воспринимать окружающую действительность, сознавать происходящие в обществе процессы, основные правила поведения человеческого общежития, нормы морали и права и строить свое поведение в соответствии с этими предписаниями. В противном случае даже при достижении несовершеннолетним возраста уголовной ответственности ситуация с признанием в его общественно опасном поведении признаков возрастной невменяемости вообще исключает наступление данного вида юридической ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
     Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних позволяет взглянуть на нее как на вынужденную реакцию государства на преступное поведение подростков, обусловленное комплексом различных причин и условий объективного и субъективного плана3. Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних важен еще и потому, что помогает более глубоко раскрыть признаки, свойства личности несовершеннолетнего преступника, его мотивацию, установки, ценностные ориентации. А это имеет прямое отношение к решению различных вопросов реализации уголовной ответственности (назначению наказания, освобождению от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, определению характера и объема уголовной ответственности и т.д.).
     Нельзя  забывать и о политическом аспекте уголовной ответственности несовершеннолетних. Ранее уже отмечалось, что она является важнейшим средством реализации уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Но этим обстоятельством не ограничивается ее связь с политической жизнью российского общества. Успех или неудачи в борьбе с подростковой преступностью, в которой институт уголовной ответственности играет значительную роль, соответственно повышает или снижает авторитет государственной власти в целом. Велик и ущерб обществу, причиненный преступностью несовершеннолетних, в частности, в сфере экономики, обеспечения личной безопасности граждан, семейных отношений, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности. Поэтому подростковая преступность оказывает негативное влияние и на реализацию различных направлений внутренней политики Российского государства (экономической, семейной, детской, молодежной, культурной, образовательной, в области здравоохранения и т.д.). Следовательно, эффективность уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, средством реализации которой является уголовная ответственность данных лиц, благоприятствует осуществлению и внутренней политики.
     Информационный  аспект уголовной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что при ее реализации происходит доведение до населения сведений о случаях осуждения несовершеннолетних, совершивших преступления, то есть порицание государством упречного с точки зрения уголовного закона их поведения.
     Рассмотрены лишь некоторые подходы к выяснению  места, которое занимает институт уголовной  ответственности несовершеннолетних в жизни российского общества. Безусловно, есть и другие аспекты, позволяющие глубоко и всесторонне раскрыть его сущность и назначение в уголовно-правовой политике государства (например, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, управленческие, философские). Очевидно, что исследование рассматриваемого юридического явления при помощи различных отраслей знания перспективно и заслуживает всяческой поддержки. 
 

     1.2. Некоторые проблемы  дифференциации уголовного  наказания несовершеннолетних 

     В уголовно-правовой литературе понятие  дифференциации разрабатывается преимущественно в связи с проблемами уголовной ответственности, в то время как индивидуализация связывается в основном с наказанием. Вместе с тем вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности, равно как и вопросы дифференциации и индивидуализации наказания, являются относительно самостоятельными. Дифференциация ответственности понимается как градация, разделение, расслоение ответственности в уголовном законе, в результате которой законодателем устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типовой степени общественной опасности преступления личности виновного.
     Таким образом, можно утверждать, что дифференциация ответственности является более  широким понятием, предполагающим установление на законодательном уровне различных  мер реагирования на совершенное преступление, в то время как дифференциация наказания есть законодательно установленные различия лишь одной из возможных мер уголовной ответственности. Соответственно, дифференциация ответственности и дифференциация наказания при схожих (но не абсолютно тождественных) основаниях предполагают использование различных средств4.
     Личностные  характеристики виновного позволяют  говорить о том, что уголовное  наказание несовершеннолетних имеет  свои специфические черты, среди  которых мы можем выделить следующие:
     - наказание несовершеннолетним устанавливается  не за все виды преступлений;
     - несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний;
     - в наказаниях, назначаемых несовершеннолетним, заложен значительно меньший  объем кары, чем в однородных наказаниях взрослых;
     - в наказании несовершеннолетних  значительно усиливается воспитательный  момент.
     Содержательная  и технико-юридическая специфика  закрепления видов наказаний  для несовершеннолетних дала основание  некоторым авторам говорить о  том, что в УК РФ предусмотрено две системы наказаний - для взрослых и для несовершеннолетних, при этом последняя является усеченной и более мягкой 5. Каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное качественное содержание, следовательно, каждый вид наказания имеет границы оптимального применения с учетом содержания общественной опасности деяния и характеристики личности виновного.
     Уголовный кодекс РФ в редакции после 8 декабря 2003г. существенным образом изменил  действовавшие ранее положения о наказании несовершеннолетних. Наиболее значимые изменения произошли в регламентации штрафа и лишения свободы.
     В соответствии со ст. 88 УК РФ лишение  свободы не назначается несовершеннолетним, совершившим впервые преступление небольшой тяжести, а также несовершеннолетним в возрасте 14 - 16 лет, впервые совершившим преступление средней тяжести. За преступление средней тяжести максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних не отличается от аналогичного срока для взрослых лиц и составляет пять лет. За совершение тяжких преступлений несовершеннолетние в возрасте 14 - 16 лет подлежат лишению свободы сроком максимум на шесть лет, а в возрасте от 17 до 18 лет - на десять лет. Совершение особо тяжкого преступления грозит несовершеннолетним наказанием в виде лишения свободы максимум на десять лет. При этом при назначении лишения свободы несовершеннолетнему, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление, минимальный срок данного вида наказания, установленный в санкции статьи Особенной части УК РФ, сокращается наполовину. В любом случае, минимальный срок лишения свободы определяется общей нормой (ст. 56 УК РФ) и составляет два месяца.
     Вопрос  о максимальном сроке лишения  свободы несовершеннолетних при  совокупности преступлений или приговоров является дискуссионным. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»6 указал, что он не должен превышать 10 лет. В то же время в науке этот тезис подвергается сомнению. В частности, Т.Г. Чернова указывает, что при совокупности приговоров максимальный срок наказания несовершеннолетних не может превышать сроков, установленных ст. 88 УК РФ, но вместе с тем выступает с критикой такого подхода, как не обеспечивающего неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление7. С предложением о дифференцированном повышении максимальных сроков наказания при совокупности преступлений и приговоров выступает Р.В. Беспалов8.
     В результате реализации разработанных  предложений на законодательном уровне будет создана в достаточной степени логичная и обоснованная дифференцированная система наказаний для несовершеннолетних9. 

    ВЛИЯНИЕ КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
 
     2.1. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних
     Практика  рассмотрения дел в отношении  несовершеннолетних подтверждает необходимость  специализации правосудия в отношении  этих лиц, создания судов по делам  несовершеннолетних. В Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000г. N 7 указано, что «специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии»10.
     Важно отметить, что в общественном сознании концепция ювенальной юстиции зачастую отождествляется с необходимостью снисходительного отношения к несовершеннолетним вне зависимости от характера  совершенного деяния. Это заблуждение, так как правосудие в отношении несовершеннолетнего основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на выяснении и понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на оступившегося подростка с учетом его возрастных особенностей, попытке предостеречь дальнейшую криминализацию личности, способствовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, а не изоляции его от общества11. Кроме того, исследования, посвященные анализу реализации концепции ювенальной юстиции в зарубежных странах, показывают, что там в последнее время заметной тенденцией развития уголовного законодательства в отношении подростков становится не либерализация, а ужесточение ответственности и наказания12.
     В нынешней редакции ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание  в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
     Более того, в соответствии с ч. 6.1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему  осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный  соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.
     Согласно  ч. 6.2 ст. 88 УК РФ, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
     Так, в соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. К принудительным мерам воспитательного воздействия закон относит: предупреждение; передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК).
     В уголовном законе не указывается, кто  вправе применять такой вид освобождения от уголовной ответственности. Однако из анализа соответствующих норм УПК РФ следует, что данное решение принимается только судом. Так, в соответствии со ст. 431 УПК РФ, если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, суд прекращает уголовное дело в отношении такого лица и применяет к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК РФ.
     Возможен  и другой вариант, когда инициатива об этом исходит от прокурора, следователя или дознавателя с согласия прокурора. В статье 427 УПК РФ это называется «Прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия». Согласно ч. 1 ст. 427 УПК РФ, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ, которое вместе с делом направляется прокурором в суд. Как видим, решение в данном случае также принимается судом.
     От  категории совершенного преступления в настоящий момент зависит срок применения принудительных мер воспитательного  воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Применение данных мер осуществляется в течение от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступлений средней тяжести13. 

     2.2. Освобождение несовершеннолетних от наказания и категории преступлений 

     Освобождение  несовершеннолетних от наказания также связано с категориями преступлений. Так как несовершеннолетние могут быть освобождены от наказания и в общем порядке, в данном случае имеются в виду специальные виды освобождения.
     Статья 92 УК РФ предусматривает два вида освобождения от наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ.
     Согласно  ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а  также тяжкого преступления, может  быть освобожден судом от наказания  и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Такая принудительная мера воспитательного воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. При этом несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года14.
     Совершение  подростком преступления, от наказания  за которое он был освобожден по ст. 92 УК РФ, не влечет судимости и не может учитываться как при назначении наказания, так и при решении вопроса о возможности и виде освобождения лица от уголовной ответственности и наказания.
     К сожалению, в судебной практике также  не часто встречаются дела, когда несовершеннолетние освобождаются от наказания с помещением их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Одной из причин этого является, на наш взгляд, ограниченное число таких учреждений, которые имеются далеко не в каждом субъекте Российской Федерации. К тому же из-за отсутствия мест в подобных учреждениях возникают проблемы с исполнением приговора15.
     Обращает  внимание, что как при освобождении от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ), так и при освобождении от уголовного наказания (ст. 92 УК РФ) с применением принудительных мер воспитательного воздействия ограничение в виде совершения преступления впервые отсутствует. Однако правоохранительные органы и судебная практика пока упорно не воспринимают указанные нововведения. Таким образом, несмотря на усилия законодателя в части сокращения возможности направления несовершеннолетних в места лишения свободы, практика пассивна к применению альтернативных мер.
     Так, за первое полугодие 2007г. по сравнению с аналогичным периодом 2006г. число лиц, освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия районными судами, увеличилось с 885 до 960 человек. При этом их удельный вес в общем числе осужденных не изменился и составил 0,3%. Число лиц, направленных в специальные воспитательные учреждения, уменьшилось с 325 до 289 человек, но в относительном выражении это число продолжает составлять 0,1%.
     Очевидно, что цифры эти как в абсолютном, так и относительном выражении весьма невелики для Российской Федерации.
     Сроки освобождения от уголовной ответственности  в связи с истечением сроков давности и сроки освобождения от отбывания  наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора  суда, градация которых основана на категоризации преступлений, для несовершеннолетних законодатель уменьшил наполовину (ст. 94 УК РФ), а сроки погашения судимости сократил, установив, что они равны:
     а) одному году после отбытия лишения  свободы за преступление небольшой  или средней тяжести;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.