На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и функции финансов. Финансовая система.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 
ГОУ ВПО «Воронежский государственный  технический университет» 
 

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»
Тема  «Сущность и функции финансов. Финансовая система» 
 
 

Выполнил студент  гр. ЭК-093 И.Н. Карзанов             
Руководитель: Г.А. Мацуга
Члены комиссии 
 

Воронеж 2010

 
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Сущность  и функции финансов 5
2 Структура  финансовой системы. Принципы  построения финансовой системы 12
3 Построение российской модели «бюджетного федерализма 20
Заключение 27
Список  литературы 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

Финансы – это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование  насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости  удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.
Перефразируя  известное изречение, можно сказать, что финансы являются концентрируемым выражением экономики. В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как  они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций.
Финансовые  отношения пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности, являясь их органичной частью.
В феврале 2010г, в Институте современного развития (ИНСОР) при поддержке Банка Москвы состоялось обсуждение аналитического доклада «Структурная модернизация финансовой системы России».
В докладе, уже изданном отдельной книжкой, предложена попытка переосмыслить  основы макроэкономической политики, а также стремление сформировать адекватный подход к перспективной  модели развития. Как утверждают авторы доклада, для качественных изменений  финансовой системы в первую очередь  необходимо отказаться от ускоренного  роста в пользу постепенных преобразований, нацеленных на улучшение национальной финансовой сферы и укрепление конкурентных позиций России в глобальной экономике. Последнее, по мнению разработчиков, поможет привлечению долгосрочных вложений иностранного капитала в страну. Именно «длинные» деньги в ближайшее десятилетие будут наиболее точным индикатором финансовой системы.
Принципиальное  значение в докладе отводится  устойчивости экономики против внешних  шоков. Для реализации этой задачи авторы предлагают ряд таких мер, как  разработка индикаторов, введение подробной  статистики межбанковского рынка и, что важно, страхование кредитов и собственного капитала банков. Очевидна необходимость концентрации на системной  стабильности финансового сектора, а не на предотвращении краха отдельных  банков. Усиление надзора может быть реализовано за счет формирования многоуровневой банковской системы, консолидации сектора  и приватизации госбанков.
В дискуссии  приняли участие многие ведущие  аналитики и экономисты страны, а  также представители государственных  структур и участники рынка.  В ходе обсуждения критике были подвергнуты такие тезисы доклада, как необходимость превращения российского рубля в одну из резервных валют и необходимость масштабного привлечения иностранного капитала. Однако никто не возражал против утверждения о пользе повышения финансовой грамотности населения. Реализация этой задачи напрямую связана с повышением доступности финансовых услуг. 
 
 

1 СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 

Финансы -(англ. и фр. finances от ср. - лат. finantia - завершение, приказ о выплате) - фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая  категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения  денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических  и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и  возникающие при этом денежные отношения.  
Возникновение финансов как полноценной системы относится к средним векам и обусловлено развитием производства, торговли, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела.

Денежные  средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения.
Государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих функций: экономических, социальных, политических, денежные отношения перемещаются из сферы обмена в сферу производства и распределения общественного продукта.
Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми  инструментами в виде денег, национальных и иностранных валют, ценных бумаг.
Так зарождаются  финансы хозяйствующих субъектов  государства, мировые финансы в  их взаимодействии.  
 
Эволюция финансов характеризуется еще двумя важными обстоятельствами:

1) экономические  процессы производства, обращения,  использования, потребления продукции,  товаров, работ и услуг сопровождаются финансовыми процессами, которые отражают движение и изменение стоимости, динамику доходов, расходов, прибыли;
2) возникают  самостоятельные финансовые операции, когда движение денежных средств как таковых, не связанно непосредственно с производством и продажей товаров; формируются валютный рынок и рынок ценных бумаг, образующие единый финансовый рынок.  
Таким образом, движение денег обретает самостоятельность, и, тем самым, денежные отношения становятся финансовыми отношениями.

 Структура  и содержание финансов в разных  странах во многом обусловлены  типом господствующей в стране  экономической системы. 
В странах  с централизованной управляемой  экономикой определяющее место занимают государственные финансы, которые обеспечивают формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов, мобилизуют основную часть финансовых ресурсов и затем распределяют их по отраслям, территориям и экономическим программам.
В странах  с рыночной экономикой сохраняется  значительная роль государственных  финансов, бюджетирования доходов и расходов государства. Однако, центр тяжести финансовой деятельности смещается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг.  Государство осуществляет регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов.
В большинстве же стран существует смешанная экономика, совмещающая черты централизованно управляемой и свободной рыночной экономики. 
Функционирование финансов, осуществление финансовой деятельности проявляются через доходы, расходы, прибыль, налоги, платежи, отчисления, накопление денежных средств, образование денежных фондов, формирование бюджета и бюджетное финансирование, инвестирование, финансовую поддержку и финансовые льготы.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой инструмент для развития производства, предпринимательства, инноваций, обеспечения  безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции. Однако финансы позволяют получить ожидаемый эффект только при их рациональном, продуманном использовании в  соответствии с единой экономической  стратегией. [2]
  Трактовка понятия  «финансы» далеко не однозначна. В современной западной литературе обычно дается  многовариантное определение финансов. Оксфордский словарь трактует содержание понятия финансов как:  1) практику обращения с деньгами и управления ими; 2) капитал, участвующий в каком-либо проекте, прежде всего капитал, который нужно получить, чтобы начать новое дело;  3) денежный заем для определения цели, особенно сделанный финансовой компанией.
В свое время Дж.М. Кейнс также рассматривал финансы как денежную форму капитала. С этих позиций трактуют понятие «финансы» и ряд современных западных ученых. Более определенно трактуют понятие «финансы» З. Боди и Р. Мертон: «Финансы – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени». Однако это определение не финансов, как таковых, а предмета изучения финансовой  науки.
Большинство российских исследователей  финансов 19 и начала 20 века рассматривали  государственные финансы как  «государственное хозяйство», «вещественные ценности» передаваемые в руки правительства. Видные российские ученые (М. Боголепов, А. Буковецкий, В. Твердохлебов) в области финансовой науки периода 1920 – 1930 гг. определяли финансы как науку об управлении денежными средствами государства. В 1940гг. советскими экономистами (В. П. Дьяченко в монографии» было окончательно сформулировано определение финансов как системы экономических производственных отношений.
Одно  из последних российских энциклопедических  определений финансов звучит как: «Финансы – фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующаяся  процессами образования, распределения  и перераспределения денежных средств  государства, регионов, хозяйствующих  субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие  при этом денежные отношения».
С развитием  акционерных форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств - финансовых посредников). Термин «финансы» вышел за рамки узкого понимания государственных финансов и стал использоваться применительно к финансам хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий).
Таким образом финансы можно трактовать как совокупность различных форм движения денежных потоков и капитала в процессах их формирования и  использования.
Финансы имеют свою специфику и общественное  назначение, которое выражается в  выполняемых ими функциях.
Следует отметить, что в  советской и  современной российской финансовой науке существует три основные концепции  трактовки сущности и функций финансов: распределительная – московская школа финансовой науки; воспроизводственная и экономико-правовая – ленинградская школа финансовой науки. Представители московской школы считают, что финансы выполняют распределительную и контрольную функции, Л.А. Дробозина добавила к контрольной функции еще и регулирующую. [3]
По определению  профессора Л.А. Дробозиной, сущность финансов проявляется в двух основных функциях: распределительной и контрольной, которые осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
1. Распределительная  функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит  создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.
Дальнейшее  перераспределение национального дохода, связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств; между производственной и непроизводственной сферами, между различными социальными группами населения.
В результате такого перераспределения образуются вторичные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.), они служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения.
2. Контрольная  функция. Контрольная функция  проявляется в контроле за  распределением ВВП по соответствующим  фондам и расходованием их  по целевому назначению.
Финансовый контроль направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий.
3. Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства. 
4. В  условиях рыночных отношений  финансы должны также выполнять  стабилизационную функцию. Ее  содержание заключается в том,  чтобы обеспечить для всех  хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое  значение при этом имеет вопрос  о стабильности финансового законодательства.
Основоположники ленинградской школы финансовой науки добавили к распределительной  и контрольной функциям еще и  производственную, то есть обслуживание кругооборота фондов. Ведущий ученый ленинградской школы финансовой науки Э. А. Вознесенский наделял финансы следующими функциями:
    Формирование денежных фондов и доходов;
    Использование денежных фондов;
    Контроль за формированием и использованием денежных фондов и доходов
По мнению последователей ленинградской школы, финансы, как экономическая категория выполняют только две функции: формирование и использование денежных фондов.
2 Структура финансовой системы.
Принципы  построения финансовой системы.
Финансовая  система -(англ. financial system) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.  
 
Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.  

 Финансовые системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. Например, в странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.  
 
  В финансовой системе страны укрупнено выделяют несколько уровней, образующих ее структуру.

 Верхний  уровень занимают государственные  финансы, которые в странах  с федеративным устройством разделяются  на федеральные финансы и финансы  субъектов федерации (в России - это республики в составе  Федерации, края, области; в США,  Индии, Мексике - штаты; в ФРГ  - земли; в Швейцарии - кантоны). Следующий уровень занимают местные,  муниципальные финансы отдельных  городов, районов. Еще один  уровень образуют финансы хозяйствующих  субъектов, предприятий и организаций  разных форм собственности.
 Государственные  финансы в зависимости от целевого  назначения, способов формирования  делят на государственный бюджет (федерального и субфедерального  уровней) и внебюджетные целевые  фонды, такие, как пенсионный  фонд, государственные страховые  фонды. В составе государственных  финансов может быть выделен  также государственный кредит.  
 
Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций делят на финансы коммерческих организаций  и финансы некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы и др.).  
Элементами финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.  
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами. [2]

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.
Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
1) государственных  и муниципальных финансов;
2) финансов  хозяйствующих субъектов. В последнее время в публикациях по теории финансов предлагается финансовую систему дополнить и сферой финансов домашних хозяйств. [3]
Профессор Поляк Г. Б. приводит следующую трактовку  понятия финансовой системы: Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. [4]
Государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов свою очередь делятся на звенья:
Государственные и муниципальные финансы:
      Бюджетная система; внебюджетные фонды;
      Государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
      Коммерческих предприятий и организаций;
      Финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
      Некоммерческих организаций.
В настоящее  время государственная бюджетная  система России представлена следующими звеньями:
      Федеральный бюджет;
      Территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автонмных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
      Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). (рис. 1.)
    Рисунок 1. Подсистемы и звенья финансовой системы.

Современная бюджетная система России трех уровней  определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Внебюджетные  фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или не принятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение.
Государственный кредит выделяется как самостоятельное  звено государственный финансов. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, когда государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы  организаций и предприятий различных  форм собственности, - относительно самостоятельное  звено финансов.  Именно здесь  формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения  по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а так же внебюджетных фондов.  В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных  ссуд,  гарантий государства направляется на финансирование текущей и инвестиционной деятельности предприятий.
В сфере  финансов хозяйствующих субъектов  выделяют следующие звенья: финансы  коммерческих организаций, финансы  не коммерческих организаций.
Таким образом, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций, учреждений и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.
Финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из которых включает несколько подсистем более низкого уровня. (рис. 2)
В подсистеме финансов секторов экономики выделяют три взаимосвязанные сферы:
    Финансы государства;
    Финансы хозяйствующих субъектов;
    Финансы граждан (домохозяйств).
Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная  подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций – посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком в определенный период времени к экономическим субъектам с недостатком ресурсов.
Перераспределение средств с помощью различных  финансовых инструментов и институтов принято называть движением денежных потоков (рис. 3). 
 
 
 

Рис. 2. Финансовая система как сложно структурированный  объект. 

 


Рис. 3. Финансовые потоки.

Финансовые  организации и учреждения как  коммерческие, так и не коммерческие являются активными посредниками в  реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков. К таким финансовым институтам относятся организации и учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании..
Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Построение российской  модели «бюджетного  федерализма. 

Конституцией  РФ 1993 года закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Субъектами  РФ являются республики в составе  РФ, края, области, автономные округа, автономная  область, города Москва и Санкт –  Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и  органами государственной власти субъектов  РФ в том числе и в области  бюджета.  Каждый субъект федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.
Административные  – территориальные образования (муниципальные  образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. 
Бюджет  субъекта федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов)  составляют консолидированный  бюджет субъекта Федерации. В свою очередь, совокупность  региональных и местных  бюджетов составляют территориальные  бюджеты.
Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий  между центром  и  субъектами РФ является предпосылкой  финансово-бюджетного федерализма.
Финансово – бюджетный федерализм – это  разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов  федераций и местными органами самоуправления в области финансов и в частности  в бюджетной сфере.
Финансово – бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств.
Финансово – бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
    Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
    Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
    Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
    Наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных, прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
    Самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, выражающиеся в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направления использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т. д. [4]
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.