На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общая характеристика социалистического государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО «Академия  Правосудия» 
 

Реферат
На тему : «Общая характеристика социалистического государства» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса 111 группы
Магрицкая О.А.
Проверил: Гамалей  А.А. 
 
 
 
 
 

Хабаровск
2011
Содержание
    Понятие и признаки социалистического государства
    Возникновение и развитие социалистического государства
      Создание нового социалистического федеративного государства
      Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1.Понятие и признаки социалистического государства.
Украинский Советский  Энциклопедический Словарь даёт следующее определение Социалистическому  государству: «Социалистическое государство -  качественно новый исторический тип государства, организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, основное орудие защиты революционных завоеваний, творческие преобразования экономической и духовной жизни общества с целью постепенного перераспределения социалистической государственности в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство возникает как государство диктатуры пролетариата. Вторым этапом социалистического государства является этап общенародного государства».
Социалистическая  правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.
При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным источником социалистического права  являлось вначале революционное  творчество исполнителей, а позже — нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем — всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т. д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.
Господствовало узконормативное  понимание права. Частное право  уступало господствующее место праву  публичному. Для советской правовой системы оставались чуждой идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее принципу справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.
В теории исключалось  возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкования права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.
На социалистические правовые системы Европы, Азии и  Латинской Америки, составляющие «социалистический  лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, — советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Северная Корея) разновидностями социалистического права.
В настоящее время можно констатировать существенные изменения в правовой системе России и других государств, относившихся к социалистической правовой семье. Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе «общего права». Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т. е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.
В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.
Сущность государства  — то главное в этом явлении, что  определяет его содержание, цели, функционирование, т. е. власть, ее принадлежность.
Государство, как  это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов.
Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит  прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества.
Итак, возникновение  государства всегда связано с  изменением характера публичной  власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие  от власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогично положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.
Более сложна оценка, характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед  законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях  и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его  верхушки). При этом она также  в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих  социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли.
Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым'. Это может достигаться, в частности, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.
Значит, классовый  подход дает возможность выявить  существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды  имели место выступления эксплуатируемых  классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т. п.
Тем не менее установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.
Во-первых, власть в  государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).
Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой  ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при  наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.
В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а  на деле будет принадлежать всему  народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более  узкими классовыми или групповыми.
И наконец, самое  важное! Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих —  капиталистов. Условием существования  чиновничьего аппарата в «восточном» государстве является труд общинников и т. д. Поэтому стоящий у власти класс (или социальная группа) всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.
Значит, любое государство  должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
Общесоциальная роль государства также является его  сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его  единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
В наибольшей степени  превалирует классовая сторона  государства в рабовладельческом  обществе. Вся полнота власти, юридических  прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему  классу. Однако существующее мнение о  полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым. В Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских), и, несомненно, экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т. п.). В определенной степени рабы были защищены юридически — как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства.
Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую  роль она играет в современном  западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.
Итак, для полного  и объективного познания государства, понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, — следует  использовать положения и других теорий государства — элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. .
Функции государства  — главные направления его  деятельности, выражающие сущность и  назначение государства в обществе.
В западной науке  вопрос о функциях государства практически  не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими странами.
Внутренние функции  эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно  в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавления сопротивления эксплуатируемых классов и т; п.). Дополнительные же функции государства реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т. п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних отношений (дипломатическая).
Применительно к  социалистическому государству  выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, обороны страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.
Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать следующие  обстоятельства.
1. Деление функций  на внутренние и внешние во  многом является условным. Ведь  деятельность государства внутри  страны — в сферах экономики,  политики, культуры и других —  зависит, а нередко и в значительной  степени, от внешних условий,  от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейское Содружество, Содружество Независимых Государств, и т. п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно.
2. Не всегда можно различить классовые и общественные функции. Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют деятельность , которая направлена на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах «восточного» типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.
3. Вряд ли всегда  можно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относятся исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам. 

        Создание нового социалистического федеративного государства
Декларация  прав народов России в 1917г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и пр.) создавали разные условия для реализации этого права.
Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую поддержку западных государств, отошли от группы национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской Империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от советской России.
В феврале 1919 г. на съездах советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция Польши.
В апреле 1918г. была провозглашена Закавказская республика, но через месяц она распалась  на три независимых государства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Армении вторгаются турецкие войска, на несколько месяцев независимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская власть.
Декларация  прав народов России не сформировала идеи государственного устройства (унитарное  или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и « говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.
С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло  по пути вхождения республик и  автономных областей в состав РСФСР  и по пути двусторонних договоров, заключавшихся  между независимыми республиками и  РСФСР.
В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г. огромная территория республики была разделена на две автономные республики с ограниченными правами.
В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г. правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением ВЦИК РСФСР.
Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого  года был подписан договор РСФСР  с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.
В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы  между республиками и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное  и единое. На общих принципах строилось  налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.
Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики, обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного строительства, вопросах гражданства и т.п.)
В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации  была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.
        Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.
На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется  тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной (даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой партии после 1921 г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала появление единоличной диктатуры вождя.
Партийная власть быстро срасталась с властью  государственного аппарата и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии —  это командный состав партии, а  так как наша партия стоит у  власти — они являются также командным  составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден меченосцев».
В сложившейся  административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Борьба в  руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В 1923 г. для уничтожения  троцкистской «левой» оппозиции  был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал  «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о «термидоре», о предательстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма, обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, сурово осудили их действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троцким) были подвергнуты ссылке.
В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной линии».
В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции  Сталина окончательно укрепились, а  «партийная линия» превратилась в догму. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935 г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.
Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении  социализма в одной стране». На Четырнадцатом  съезде партии в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины и оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».
На Семнадцатом  съезде партии было о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.