На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Федеральное агентство по образованию РФ
    Государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
    Ярославский государственный  университет имени  П.Г. Демидова
    Факультет психологии
    Кафедра консультационной психологии 
 

                                              Курсовая работа.
   Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей. 

    Научный руководитель:
Зав. каф. консульт. пс.,
проф., др. пс. наук
___________Н.В.  Клюева
«___»____________2009г
Исполнитель:
студентка группы ПСз-2
Кузнецова Н.А 
 
 
 

                                            
                                             Ярославль 2009 г.
 
                                                Содержание.
Введение ………………………………………………….………………………3
    1.Экзистенциальный  подход в психологическом консультировании…5
       1.1.Фундаментальные категории экзистенциального подхода и природа человеческого…………………………………………………………………….5
       1.2.Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода…………….11
       1.3.Категория смерти в экзистенциальном подходе……………………15
2.Ситуация  потери близкого как объект  психологического консультирования.
      2.1.Потеря близкого с точки зрения экзистенциального подхода…….20
       2.2.Виды утраты……………………………………………………………22
       2.3.Стадии горя и переживание потери близкого……………………….23
       2.4.Методы работы с потерями…………………………………………..27
3.Исследование наличия зависимости страха смерти от возраста и пола……………………………………..………………………………………..33
   3.1.Методическое обеспечение исследования и характеристика выборки..33
    3.2.Обработка и интерпретация результатов исследования…………………………………………………………………….34
     3.3.Выводы ……………………………………………………….…………40
Заключение………………………………………………………………………41
Список  литературных источников……………………………………………..42
Приложение……………………………………………………………………..43
                
 
 
                                              
                                           
 
                                           Введение.                                   
 
    В современном мире, при  высочайших вершинах, достигнутых наукой и   техническим прогрессом, физическое и психическое здоровье человека  практически постоянно подвергается  опасности. Где бы мы не находились – дома, на работе, в гостях, на даче  и даже  на природе, - мы окружены разнообразными  техническими  устройствами и приспособлениями, облегчающими наше физическое  бытствование  и несущие угрозу  нашей жизни и психологическому  самочувствованию. 
    Человек  все  больше  имеет дело с техникой  и  общается  с электроникой, чем  с другим  человеком. Ведь так  легко набрать на компьютере сообщение  и отправить его нескольким людям  одновременно… Наблюдается  острый дефицит  живого человеческого общения  и  сопереживающего  понимания.  Человеку  нужен человек.  В каком бы состоянии ни находился человек: счастья или  горя, радости или печали, ничто не заменит ему  внимание, сочувствие, звук голоса  и выражение глаз другого человека…
    В современном мироустройстве, со всеми  его техногенными катастрофами   и  природными  аномалиями, как  никогда, повышается актуальность и  востребованность  работы психолога-консультанта.  Люди  все чаще нуждаются в  профессиональной  помощи психолога,  в том  понимании,  неосуждении  и  принятии, которое  дает  знание  человеческой  психологии  и  экзистенции.  И особенно необходима эта помощь в ситуации утраты одним человеком  другого -  близкого и родного ему человека.
    Наиболее  приемлемым методом в психологическом  консультирования  случаев  потери близкого,  является  экзистенциальный  подход.   В  отечественной  психологии это относительно новое  направление.  На сегодняшний день больше развито изучение разных составляющих человеческой личности -  психические  процессы, темперамент, эмоции, характер, состояния, мотивации и т.д., уникальность  и целостность человеческого  бытия  часто не учитывается.
    В Европе, США и Канаде  экзистенциальный подход уже несколько десятилетий  эффективно   применяется в  психологическом консультировании.  Основными  представителями  зарубежной экзистенциальной психологии  являются  Виктор Франкл(Австрия), Эмми ван Дорцен(Англия), Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь,Ирвин Ялом, Пол Вонг(США), Людвиг Бинсвангер(Швейцария), Римас Кочюнас(Литва) и др.    
    Для России экзистенциальный подход  не явился  инородным и совершенно новым направлением. История страны, русские традиции и культура, искусство  и  православие  - все  это  несет  в себе базовые принципы экзистенциализма – смысл жизни, одиночество, любовь, смерть и бессмертие. Отечественные  философы и  великие писатели  – Ф.М.Достоевский,  Л.Н.Толстой,  А.П.Чехов  и М.А.Булгаков  до сих  пор оказывают влияние на умы  ведущих представителей   психологии. В России экзистенциальным направлением психологии занимаются  В.Н.Дружинин, Н.В.Клюева,  Д.А.Леонтьев и др.
Цель  работы:  Изучение возможностей экзистенциального        подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи  работы: 
      Изучение  литературы по теме.
      Знакомство с основными понятиями и принципами психологического  консультирования.
      Изучение целей,  задач и принципов экзистенциального подхода.
      Анализ психологического состояния человека при переживании им потери близкого.
      Проведение эмпирического исследования.
      Исследование  зависимости    страха смерти от  возраста и пола.
 
              1.Экзистенциальный подход  в   психологическом
                                           консультировании.             
 
1.1.Фундаментальные  категории экзистенциального подхода и природа человеческого.  
    Исторически экзистенциальная психология берет  свое начало от экзистенциальной философии.  Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования  — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Человек в экзистенциальной психологии определяется не системой механизмов, а тем, как он создает свое существование в мире. [1] 
    Под экзистенциальным анализом понимается антропологический тип научного исследования, то есть такой тип, который направлен на изучение сущности человеческого бытия. Бытие-в-мире всегда подразумевает существование в мире вместе с такими же, как я, существами, то есть сосуществование. Экзистенциальный подход имеет дело с психологическими категориями – «смысл», «одиночество» «опыт», «тревога», «свобода», «изоляция», «смерть» и так далее, – но он интересуется пониманием этих аспектов человеческой жизни на более глубоком уровне, который  П.Тиллих назвал онтологической реальностью. Экзистенциальный подход не представляет собой движения назад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое поведение и опыт с помощью основополагающих структур, – структур, лежащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. [11]
    Сущность  человека Спинозы, человека Бутлера, человека Канта и всякого человека как  такового есть не что иное, как стремление, усилие, направленное на то, чтобы продолжать быть человеком, не умирая. Фантазии, иллюзии  и видения помогают человеку выжить, точнее прожить отрезок времени до отведенного ему случаем и генетикой срока. Экзистенциальная психология – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть". Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм: "Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя  и  является  ее   частью.  Он  связан  кровными  узами  и  в  то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить".[ 6] И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию "гармонии" с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. [6]
    Экзистенциальная  терапия является формой динамической психотерапии. Психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования»  подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. К базовым относятся четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.
    Наиболее  очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.  Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
    Третья  конечная данность – изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
    Четвертая конечная данность существования –  бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.
    Таким образом, понятие «экзистенциальной  психодинамики» относится к названным  четырем данностям – четырем  конечным факторам, а также к порожденным  каждой из них осознаваемым и неосознаваемым страхам и мотивам. Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет содержание.  Прежняя формула:
 «Влечение»-----«Тревога»------«Защитный механизм»,
заменена следующей:
«Сознавание конечной данности»----«Тревога»----«Защитный механизм». Фундаментальное различие между этими двумя динамическими подходами состоит в том, что формула Фрейда начинается с «импульса», в то время как экзистенциальная формула – с сознавания и страха.
    С экзистенциальной точки зрения, глубоко  исследовать не значит исследовать  прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о  своей экзистенциальной ситуации. Это  значит размышлять не о том, каким  образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Психолог-консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха, а экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Каждый человек на определенном этапе жизни погружается в мрачные раздумья и вступает в некоторый контакт с конечными данностями жизни. [17] 
    Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих постулатов [17] :  1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
    2.Человеческое  бытие развертывается в контексте  человеческих отношений (иначе  говоря, человек не может быть  объяснен своими частичными функциями,  в которых не принимается в  расчет межличностный опыт).
    3.Человек  сознает себя (и не может быть  понят психологией, не учитывающей  его непрерывное, многоуровневое  самосознавание).
    4.Человек  имеет выбор (человек не является  пассивным наблюдателем процесса  своего существования: он творит  свой собственный опыт).
    5.Человек  интенциален  (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [5]
    Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных  модуса существования в мире: 1) состояние  забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия. Обычно люди пребывают в первом модусе. Забвение бытия это повседневный способ существования. Хайдеггер называет его «неподлинным» – в нем  мы не сознаем себя творцами собственной  жизни и мира, мы «спасаемся бегством», «попадаем в ловушку» и становимся успокоенными; мы избегаем выбора, будучи  унесены в «никтовость». [17]
    В последнее время многие психологи  все больше осознают, что в понимании  человека и его природы существуют серьезные пробелы. Исследователи  признают, что при всей основательности  и строгости представлений современной  российской  психологии,  многообразии ее методического инструментария, все  еще остается ограниченность психологических  знаний во многих областях практики. До сих пор в большей степени  развит естественно-научный (позитивистский) взгляд на человека, направленный на исследование отдельных сторон существования  личности (психические процессы, состояния  личности, мотивационные тенденции  и др.). При таком подходе уникальность бытия человека в расчет не берется, природа его существования упрощается и не наделяется авторством.
    Смысловое измерение также чрезвычайно  важно для экзистенциальной психологии. Смысл - это то, что помогает понимать и расшифровывать происходящее, а “материал для расшифровки” человек находит в других жизненных данностях. Эмми ван Дорцен определяет экзистенциальные измерения следующим образом:   
    -Физическое - Umwelt - описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам.
    -Социальное - Mitwelt - описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек следует изученной, культурной манере.
    -Психологическое (личное) - Eigenwelt - описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта.
    -Духовное (надличное) - Uberwelt - описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование. [5]
    Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования: 1)чувство бытия; 2)свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3)конечность человека или переживание Ничто; 4)экзистенциальная тревога;  5)экзистенциальная вина; 6)существование во времени; 7)смысл и бессмысленность. [5]
    Несмотря  на то, что у каждого человека свой набор уникальных личных задач, смыслов и опыта, все это часто  включает в себя окружающих людей, и  именно Другой может способствовать открытию человеком своих задач  и целей жизни, или быть включенным в выполнение этих задач.
 
 
 
 
 
1.2.  Цели, задачи и  принципы экзистенциального  подхода
    Хайдеггер открыл новый горизонт понимания, дал  новый импульс научному исследованию человеческого существования и  его особым модусам бытия. Вместо расщепления бытия на субъекта (человека, личность) и объекта (вещь, окружающую среду) теперь у нас есть единство существования и "мира", единство человека и мира не зависит ни от какого "рационального метода", но зависит от единства дорационального мира, мира переживаний, первоисточника разных ориентации вопросов, которые служат направлениям для различных наук и различных психологических подходов. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности. В психологии и психиатрии этот термин означает установку, особый подход к человеческому бытию, а не специальную школу или группу. Это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам. [11]
    Экзистенциальная  психология – наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно  – уникальны их жизненные пути. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального. Это наука о непохожести человеческих судеб. Психологи до сих пор пытались изменить человеческую жизнь, между тем как задача состоит в том, чтобы ее объяснить. Зная причины и воздействуя на них, можно изменить и следствия. Объектом экзистенциальной психологии всегда был и будет уникальный человек как типичный представитель всего человечества. В этом еще один парадокс науки об индивидуальной жизни. В уникальной судьбе индивида мы должны разглядеть общие психологические закономерности человеческой жизни. [6]
    Клиент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как первичные проблемы глубоко погребены под многослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, смещением и символизацией. Установление первичных конфликтов требует использования различных источников информации, глубокой рефлексии, сновидений, ночных кошмаров, вспышек глубинного переживания и инсайта, психотических высказываний и исследования детей. Метод глубокая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.
    Экзистенциальный  подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель»,  «волнение».  Консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально. Подход психолога  к  клиенту должен быть феноменологическим, то есть он должен входить в мир переживаний клиента и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, искажающих понимание. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Сколь бы тщательно мы ни анализировали составные части психики, разделяя ее, например, на сознательное и бессознательное, на Супер-Эго, Эго и Ид, – мы не постигнем саму жизненную единицу, личность с этим бессознательным (или Супер-Эго, или Ид, или Эго). Изучение составных частей никогда не приводит к смыслу, поскольку он не является причинно обусловленным, а порожден личностью, превосходящей все свои компоненты.
    Ролло Мэй коснулся ее, когда определил экзистенциализм как «стремление понять человека на уровне тех глубин, где уже нет раскола между субъектом и объектом. Экзистенциальный взгляд смотрит «сквозь» субъект-объектное расщепление и глубже него; он видит человека не как субъекта, который при определенных условиях может воспринимать внешнюю реальность, но как сознание, участвующее в построении реальности. Человек – существо слишком сложное и наделенное слишком многими возможностями. [17]
    Значительное  место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как  «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Человек постигает  своё сущее в течение всей жизни  и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может  объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Экзистенциальная психология имеет  в своей основе методологическую базу экзистенциальной философии. Однако если философия занималась феноменологическим описанием переживаний, то психология пыталась  исследовать психические процессы, лежащие в основе этих переживаний: жизни и смерти, одиночества и единства, свободы и ответственности, абсурда и смысла, и т.д. Экзистенциальная психология определяет себя как способ проникнуть на глубокие уровни человеческого опыта. Экзистенциальное мировоззрение имеет в своей основе следующие утверждения:
      1. Рассмотрение всех видов активности в контексте динамического взаимодействия с миром, бытия-В-мире.
    Включение конкретных событий и процессов в общий смысловой контекст личностного опыта.
    Принятие неопределенности, непредсказуемости и изменчивости жизни.
    Самодетерминация, основанная на развитии рефлексивного сознания.
    Экзистенциальная психология и консультирование представляет собой исследование и порождение всевозможных способов конфигурации существования. 
    Экзистенциальная психология не противостоит другим психологическим школам, так как она не предлагает альтернативных техник, а стремится дать анализ структуры человеческого бытия, чтобы понять реалии, лежащие в основе кризисных ситуаций человека. Именно такой подход позволяет концентрировать внимание не только и не столько на отдельных элементах психической жизни, а рассматривать человека как, прежде всего, особое явление мироздания, с присущими только ему духовными и мыслительными качествами, не отрицая при этом знания, накопленные в других научных подходах. На передний план здесь выходит именно то, как каждый конкретный человек распоряжается имеющимися у него как природными, так и социальными возможностями и как подходит к неизбежным ограничениям. Именно этот подход позволяет рассматривать человека в смысловом измерении. Цель экзистенциального консультирования – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное, делать выбор и принимать решения.
    В данном подходе отсутствует какая-либо система способов помощи, методик  и техник. Главным считается мировоззрение, экзистенциальное мышление консультанта. Тем не менее, для того, чтобы клиент мог лучше понять свою жизнь и себя в ситуации консультирования, возможно использование богатого арсенала современной психологической и психотерапевтической практики. [5]
         Психолог-консультант должен увеличить у клиента ощущение определенности и контроля, способствовать принятию клиентом факта неопределенности жизни и увеличить способность к осознанию возможности влиять на жизнь. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно-следственных связей – значит начать чувствовать его контролируемым. Даже в сфере нашей базовой экзистенциальной ситуации понимание рождает ощущение силы: как это ни парадоксально, но любой из нас начинает меньше чувствовать свою ничтожность, свою беспомощность, свое одиночество, когда приходит к пониманию факта нашей фундаментальной беспомощности и одиночества перед лицом космического безразличия. [17]
 
1.3. Категория смерти  в экзистенциальном  подходе.
       Всему на свете приходит конец – это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и, тем не менее, должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе неким «подземным гулом», словно дремлющий вулкан. Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания.
    Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы  жизни, оказывает огромное воздействие  на наш опыт и поведение.
    Наше  отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четка, но психологически они переходят друг в друга. Смерть – это факт жизни, что смерть – неотъемлемая часть жизни, и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его.
    Научиться хорошо жить – это значит научиться  хорошо умирать, и наоборот, уметь  хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Сенека сказал: «Только тот человек воистину наслаждается жизнью, кто согласен и готов оставить ее». Ту же мысль выразил св. Августин: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек». Смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью. Когда смерть отрицается, жизнь суживается.
    Фрейд полагал, что скоротечность жизни  увеличивает нашу радость от нее. «Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения». [17] Отрицание смерти на любом уровне есть отрицание собственной природы, ведущее к все большему сужению поля сознания и опыта. Она увеличивает наше удовольствие от проживания своей жизни. Подтверждением тому служат свидетельства людей, переживших личную встречу со смертью.    Конфронтация со смертью: шанс личностного изменения. В некоторых величайших литературных произведениях отображено позитивное влияние на индивида близкой встречи со смертью. Великолепной иллюстрацией стимула к радикальному личностному изменению, который дает смерть, служит «Война и мир» Толстого и его главный герой  Пьер. В рассказе Толстого «Смерть Ивана Ильича» выражены сходные мысли. В реальности этот феномен наблюдается очень часто.
      Сознание смерти обостряет чувство  жизни и радикально меняет  взгляд на нее; оно дает нам  толчок к переходу из модуса  существования, основанного на  отвлечениях, успокоениях и мелких  тревогах, в более подлинный. Истории  людей, у которых после конфронтации  со смертью произошли значительные  личностные изменения, несут недвусмысленное  и важное сообщение для психотерапии.
    Смерть  – первичный источник тревоги  и, тем самым, имеет фундаментальное  значение как причина психопатологии.  Как базисный источник тревоги, смерть наполняет наш внутренний опыт, и  мы защищаемся от нее посредством  ряда личностных динамик. Дезадаптивные  защиты от тревоги смерти порождают  огромный спектр особенностей, симптомов  и черт характера, которые мы называем «психопатологическими». Мысль о смерти вызывает у человека лишь легкий дискомфорт, и в то же время он переживает смещенную тревогу, в которой мало что указывает на ее подлинный источник. Есть определенные положительные корреляции высокой тревоги смерти с депрессией, ранней потерей значимого другого, слабой либо отсутствующей религиозностью и выбором профессии. В других исследованиях, предметом которых являются более глубокие пласты психики, показано, что значительная доля тревоги смерти находится вне сознания. По мере движения от сознательных переживаний к бессознательным тревога смерти возрастает; страх смерти подстерегает нас в наших сновидениях. Люди престарелого возраста больше боятся смерти, если они психологически незрелы или мало вовлечены в жизненную активность; наконец, тревога смерти, как сознательная, так и бессознательная, связана с невротизмом.
      Ужас смерти является настолько  сильным и всеобъемлющим, что  на отрицание смерти расходуется  значительная доля нашей жизненной  энергии. Преодоление смерти –  фундаментальный мотив человеческих  переживаний, начиная от глубоко  личностных внутренних событий,  защит, мотиваций, снов и кошмаров  вплоть до самых массовых макросоциальных  феноменов. Можно ли  быть более точными? Чего именно мы боимся в смерти? Список распространенных страхов, связанных со смертью, если их расположить в порядке уменьшения частоты, выглядит так:
    -Моя  смерть причинит горе моим  родным и друзьям.
    -Всем  моим планам и начинаниям придет  конец.
    -Процесс  умирания может быть мучительным.
        -Я уже не смогу ничего ощущать.
    -Я  уже не смогу заботиться о  тех, кто зависит от меня.
    -Я  боюсь того, что со мной будет,  если окажется, что есть жизнь  после смерти.
    -Я  боюсь того, что будет с моим  телом после смерти.
    Консультант редко сталкивается с тревогой смерти во всей полноте, поскольку она модифицируется стандартными защитами (такими как вытеснение, смещение, рационализация), а также некоторыми другими. Психолог, при желании, всегда может отыскать экзистенциальную тревогу у клиента, в жизни которого происходит значимое событие, особенно если оно необратимо. Нередко психологи-консультанты обнаруживают, что естественные напоминания о присутствии смерти при всем их обилии недостаточно мощны, чтобы преодолеть постоянно активное отрицание клиента. Поэтому многие психологи искали наглядные пути приведения клиентов к встрече с фактом смерти. В прошлом умышленные и неумышленные напоминания о смерти были распространены намного больше, чем теперь. В келье средневекового монаха обыкновенно помещался человеческий череп – для напоминания о мимолетности жизни. «Экзистенциальная шоковая» терапия предлагает написать эпитафию или некролог самому себе. Теория тревоги, основанная на сознавании смерти, обеспечивает психолога точкой рассмотрения, объяснительной системой, которая может значительно повысить его эффективность даже в тех случаях, когда тревога смерти не присутствует явным образом: вместо того, чтобы бояться смерти, или «ничто», я стал тревожиться о «чем-то». Всегда, когда наша тревога оказывается привязана к конкретному объекту или ситуации, нам становится лучше.
    Отрицание смерти – имеет два базовых  механизма: веру в личную уникальность и веру в конечного спасителя. Эти защиты формируются рано и  оказывают огромное влияние на структуру  характера. Для психотерапии реальность смерти значима в двух отношениях. Сознавание смерти может работать как «пограничная ситуация» и радикальным образом изменить взгляд на жизнь; кроме того, смерть является базовым источником тревоги. «Пограничная ситуация» это событие, некий чрезвычайный опыт, приводящий человека к конфронтации с его экзистенциальной «ситуацией» в мире. Конфронтация с личной смертью («моей смертью») – это ни с чем несравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире.
    Сознавание  смерти выводит нас из поглощенности  тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу. Оптимистическая истина, что осознание  смерти создает богатый потенциал  для решения жизненных проблем. Многие больные раком говорят  о том, что стали жить более  полно в настоящем. Они уже  не откладывают жизнь на будущее. Они стали понимать, что по-настоящему жить возможно только в настоящем; настоящее нельзя оставить позади – оно всегда держится вровень с нами. Когда мы оглядываемся назад на свою жизнь – даже в самый последний момент, – мы находимся здесь, проживаем жизнь, живем. Настоящее, а не будущее, есть вечное время. Невротик уничтожает настоящее, пытаясь найти прошлое в будущем. Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено и что еще есть время для жизни. Если вам посчастливилось встретиться со своей смертью и ощутить жизнь как «возможность возможности» (Кьеркегор), и узнать смерть как «невозможность дальнейшей возможности» (Хайдеггер), – то вы осознаете, что, пока живы, вы обладаете возможностью – можете изменить свою жизнь до того, как наступит конец. Стоики говорили: «Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить».[17]
    Согласно  идее экзистенциального подхода - смерть является частью жизни с самого  ее начала.
 
 
 
 
 
 
 
         2.  Ситуация потери близких людей как объект         
                  психологического  консультирования.
 
2.1. Переживание потери близкого с точки зрения экзистенциального   подхода.
      Невнимание к концепции смерти имеет далеко идущие последствия для психологических исследований. Одним из примеров может служить тема утраты и горя. Психологическая адаптация после утраты близкого в подробнейших деталях изучалась многими исследователями, однако никто из них не учитывал, что речь идет не только о «потере объекта», но и об угрозе потери себя самого. Такие слова своих испытуемых [17]: «Я чувствую себя словно человек, идущий по краю ямы, дно которой теряется во тьме», а также их высказывания о том, что мир для них стал ненадежным и потенциально опасным местом, или что жизнь кажется им теперь бесцельной и бессмысленной, или что они чувствуют злобу, но эта злоба никуда не направлена. Не вызывает сомнения, что глубинный анализ любой из реакций, выраженных в этих высказываниях, привел бы психолога-исследователя к важным выводам о значении потери как переживания, которое может способствовать встрече человека с его собственной смертью.
    Смерть  человека из близкого окружения всегда может вызвать у пациента возрастание сознавания смерти. Горе имеет много компонентов – собственно утрата, амбивалентность и чувство вины, крушение жизненного плана. И все они должны тщательно прорабатываться в консультировании.  Смерть другого человека приближает нас к встрече с собственной смертью, и этот аспект работы горя обычно упускается. Некоторые люди в результате личной трагедии  и интимнейшего осознания собственной смерти через смерть близкого,  достигают большого личностного изменения и роста.
    Потеря  родителя заставляет нас соприкоснуться с нашей собственной уязвимостью: если наши родители не смогли спасти себя, то кто спасет нас? Если родителей нет – уже никого нет между нами и могилой. Это мы стали теперь барьером между нашими детьми и смертью.
    Потеря значимого другого (иногда доминантного другого) усиливает наше сознание того факта, что как бы мы ни старались пройти через этот мир рука об руку с кем-то, все равно остается базовое одиночество, с которым мы должны мириться. Никто не в силах умереть своей смертью с кем-то или для кого-то.
    Потеря  сына или дочери – самая тяжелая  и горькая утрата. Мы одновременно оплакиваем свое дитя и себя самих. В такой момент мы чувствуем, что  жизнь нанесла нам удары сразу  со всех сторон. Родители вначале проклинают вселенскую несправедливость, но вскоре начинают понимать: то, что казалось им несправедливостью, на самом деле – космическое безразличие. Они  также получают свидетельство ограниченности своей власти: никогда прежде у  них не было большей мотивации  к действию и в то же время они  беспомощны, они не могут уберечь  беззащитного ребенка. Как за днем следует  ночь, так за этим уроком следует  другой горький урок: и мы сами, в  свою очередь, не будем защищены.
    Ричард  Гарднер эмпирически исследовал родительскую утрату, систематически интервьюируя и тестируя большую  выборку родителей, дети которых  страдали смертельной болезнью. Он подтвердил, что многие родители испытывали значительное чувство вины; однако, по его данным, вина в четыре раза чаще является попыткой родителя смягчить свою экзистенциальную тревогу. Потеря ребенка заключает в себе еще одно зловещее послание для родителей. Она сигнализирует о крушении их основного предприятия по достижению бессмертия: их не будут помнить, их семя не укоренится в будущем. [17]
    В случае потери близкого,  человек  одновременно сталкивается лицом  к  лицу  с  конечными  данностями  своего существования: смерть, несвобода  выбора, одиночество  и  всеобъемлющая    бессмысленность. И  помимо невыносимой  боли  утраты  приходит еще  и  колоссальная  базовая      экзистенциальная  тревога  своего  бытия-в-этом-мире.  
2.2.  Виды  утраты.
     Любая потеря близкого, независимо  от характера потери – это  больно, это нестерпимая боль, которую  невозможно описать словами, ее  может понять только тот, кто  сам пережил потерю. Кажется в мгновение обрушился весь мир, земля уходит из-под ног…
          Разные утраты переживаются с разной степенью интенсивности. Наиболее сильное, глубокое переживание горя возникает вследствие  невозвратной потери  любимого человека. Но не только смерть вызывает у людей переживания утраты. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.  К  утратам  можно отнести:                                                    
    - утрата привлекательных качеств  в самом себе, потеря молодости,  самоуважения,  утрата прежнего  состояния;                                                         
    -    потери,  которыми  сопровождаются  процессы  роста  и  старения;                    
    -   потеря  материальных  ценностей  (машины,  крова,  сбережений) - это  тоже утрата  -  и эмоционально  развивается  так же;                                     
    -   потеря социального статуса  (понижение  в должности, потеря работы - это    утрата уверенности ,  достатка) ;          
        -  аборт,  выкидыш (это двойная  потеря  -  потеря малыша  и  потеря надежд и мечтаний о  том, что мог бы привнести   ребенок  в  жизнь ),  увечья ;
    -  развод  -  та же смерть, но  умирает не человек, а брак, к которой присоединяется потеря  близкого человека с которым   делил  радости  и  горе  какое-то время;
    -  невозможность  что-то  сделать  (например уехать к родным  или  родить  ребенка)  тоже  может  переживаться  как   утрата.
    При любом виде утраты, человек переживает одни и те же стадии горя или реакции  на утрату, будь то разбитая машина или  умерший родственник.
 
    2.3.  Стадии  горя   и  переживание   потери  близкого.
     Любимая  ушла к  другому.., муж, после многих лет совместной жизни, сказал, что любит другую и уходит к ней.., в теракте погибает сестра, дочь, мать.., в автокатастрофе погибает муж, отец…, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, страну, на другой континент.., разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них…
    Горе  – это психологическая реакция человека на утрату, это нормальное ответное чувство на потерю близкого человека. Психологические причины горя - в привязанности к людям, предметам, идеям и ощущение потери «ценного и любимого». Горе  имеет чрезвычайно важное значение  для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему "сжиться" с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя — это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии. [Изард] Преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс (горевание может длиться от двух месяцев до двух лет в норме и 4- 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей). [10] После смерти близкого человека важные жизненные связи не прерываются. Смерть – это навсегда, и поэтому горе тоже останется с человеком навсегда, но со временем поменяется  его форма.   Какой бы ни была утрата, она переживается по одной схеме: вначале шок и оцепенение, затем – отрицание, следующая стадия – злость и агрессия, затем – стадия острого горя и депрессии, затем – принятие.
    Реальность  потери осознается человеком не сразу. Сначала горюющий человек может  онеметь. Наступает стадия шока, в состоянии которого горюющий все делает механически, передвигается медленно, будто в полусне,  забывает какие-то детали, задает неуместные вопросы, ему не вспомнить, какое сегодня число, как зовут соседа, с которым общались несколько лет. [12]
    В первые часы шок от утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными. Происходит осознание, что человек ушел, его больше никогда не будет.  Реакция отрицания потери может доходить до тяжелых психотических форм. Пример отрицания - мумификация - сохраняется комната, вещи в том виде, как это было при умершем. Либо человек может отрицать значимость происшедшего. Например: Мы были не настолько близки. Он был не очень хорошим отцом. Я о нем не скучаю. Другая форма отрицания: это отрицание необратимости происшедшего. Например, люди обращаются к гадалкам, спиритам, чтобы воссоединиться с умершим родственником или супругом после развода. Люди, склонные к отрицаниям, составляют группу риска в отношении развития патологических реакций. (9)
    В стадии агрессиии  человек может испытывать гнев, обвиняя усопшего за то, что тот навсегда покинул его, за утрату эмоционально значимых отношений, за срыв  задуманных планов и желаний, за резкое изменение жизненного стереотипа, крушение надежд и ожиданий. Он может начать обвинять себя в смерти близкого, даже если  не в силах был ее предотвратить. Может быть негодование на врачей и медсестер за якобы недостаточный уход, или — на родственников и друзей, которые что-то не так делают,  не то говорят. Кто-то  негодует на умершего за то, что тот запустил собственное здоровье, не обратился вовремя к врачу, плохо лечился.  Скорбящий гнев может быть обращен практически на любого человека. Горюющий злится от осознания собственной беспомощности и бессилия.  Если отношения с умершим были конфликтными, а противоречия остались неразрешенными, то человек начинает терзаться чувством вины и стыда. Горе от  потери супруга тем сильнее, чем хуже были отношения при жизни: воспоминания об упущенных возможностях, чувство вины за причиненные обиды, злость за потерянные годы…
    Одновременность переживания всех перечисленных  эмоций: печали, стыда, вины, гнева (особенно гнева, направленного на самого себя), приводят к депрессии. А затем возникает вопрос «Как же я теперь?». Происходит постепенное осознание всех изменений жизни, произошедших в силу утраты, осознание потребностей, фрустрированных вследствие утраты и завершение внезапно оборванных отношений. [12]
    Психологу-консультанту стоит знать типичные, так называемые нормальные проявления горя и симптомы патологические, аномальные. Если с первыми нужно и можно работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой, а в худшем случае и психиатрической помощи. К типичным симптомам горя обычно относятся следующие проявления: нарушение сна, потеря(приобретение) веса, раздражительность, сложности с концентрацией внимания, потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д., подавленность, апатия и отчуждение, плач, самобичевание, суицидальные мысли, соматические симптомы, чувство усталости, применение медикаментов — снотворных и (или) успокоительных, галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.
    Нетипичные, патологические симптомы включают: затянувшееся переживание горя (несколько лет), задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2 и более недель), сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, проявление болезней психосоматического характера — таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма; нередко бывает ослабление чувствительности и ипохондрия(развитие симптомов, от которых страдал умерший), сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты; неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах; не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть, полное изменение стиля жизни, устойчивая нехватка инициативы или побуждений, неподвижность, неспособность эмоционально чувствовать; резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени; возможное вынашивание суицидальных планов, изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность, разговоры о суициде, воссоединении с умершим, желание со всем покончить. [10]
    Обычно  требуется много времени, чтобы  пережить свое горе, гораздо больше, чем все этого ожидают. Надо пережить потерю и двигаться дальше; Когда  человеку позволяется как можно  быстрее пройти все этапы, исцеление  происходит значительно быстрее (например, в американских больницах отводятся  специальные помещения, где люди, потерявшие близких, могут поплакать, покричать, открыто выразить свое горе и скорбь). Нужно и важно  горевать и постепенно перейти к новой  форме отношений с умершим (возможно, это будут внутренние разговоры с ним, воспоминания). [12]
    Очень важно, чтобы все чувства потерявшего  были выражены: слезы выплаканы, агрессия - выпущена наружу (хотя бы в спортзале, личных дневниках). Если потерявший зажимает чувства, горевание в себе, это  грозит трансформацией чувств и уход в подсознание, и, затем на телесный уровень - болезни, недомогания, боли, длительные депрессивные состояния, сопровождающиеся болями в теле. [10]
    Реакция утраты считается завершенной, когда  человек обретает способность адаптивно  функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как  личность без того, что он утратил.
    Пройдет время, будет окончательно принят факт смерти, жизнь возьмет свое и человек  будет готов не только расстаться с прошлым, но и встретить будущее. И это будущее – не простое  продолжение старого, а что-то совершенно иное. Это новое может существовать вместе с памятью о прошедших годах и окрашивать прошлое и будущее в разные тона. [12]
2.4.  Методы  консультационной  работы  при   потере  близких.
    При оказании психологической помощи человеку, переживающему потерю близкого,  консультанту необходима мудрость и  понимание того, о чем говорить или не говорить, что делать обязательно, а чего не стоит делать ни в коем случае. Часто страдающий просто не понимает, что происходит  с ним и вокруг него. В это время важно помочь человеку осознать случившееся,  помочь внутреннему процессу адаптации, помочь именно пережить горе и боль, а не избегать или отрицать их. Специалист должен в какой-то степени объяснить психологию горя — подчас уже это помогает уменьшить страдание,   страх и напряжение.
    Не  только человек, утративший своего близкого испытывает тяжелые чувства, но зачастую и его окружающим необходимо быть мудрыми и терпимыми, понимающими  и принимающими. Быть радом с горюющим человеком непросто. Каждый человек  переносит страдания своим собственным  уникальным образом и нуждается  в поддержке, понимании и в  том, чтобы "разделить" свои чувства  с близкими людьми. Мы живем в мире, в котором не принято говорить о смерти и тот, кто «в трауре», будет подсознательно ощущать себя неуютно при попытке поделиться горем и практически никогда сам за помощью не обращается. Важно чтобы другой человек сделал шаг навстречу и предложил помощь.   Поэтому консультативная помощь  при утрате близкого состоит из двух аспектов: помощь  самому  горюющему и консультации  (рекомендации)  окружающим  его  людям.
    Существуют  распространенные мифы в отношении  горя, которые мешают нормальному  процессу проживания тяжелой утраты, к ним относятся:
- время  все лечит, время лучший лекарь;
- сильное  переживание горя – ненормальное  психическое состояние и поэтому  от него нужно избавляться;
- сильные  эмоции нужно подавлять и ограничивать, нужно быть сильным, стойким,  «не распускаться»;
- горе  надо выражать «правильным» способом; 
- облегчить  боль от потери помогают алкоголь  и наркотики. [12]
      Консультант должен дать эмоциональную  поддержу, поощрять выражение чувств. Чтобы разделить боль утраты с горюющим человеком, лучше всего его выслушать. Простое умение слушать, глядя в глаза говорящему, наклоняясь к нему вперед, кивая головой с пониманием, помогает говорящему человеку раскрыться. Для того, чтобы наступило облегчение, горюющему человеку необходима постоянная возможность говорить о своем горе и о своих чувствах, связанных с ним.  Когда переживания и чувства описаны словами, их легче понять и совладать с ними. А если  слушатель еще и сам пережил боль утраты, и уже оправился от горя, то горюющий мог бы взять себе на заметку некоторые полезные советы. Знание, что кто-то еще пережил такое же горе, остался невредим и до сих пор как-то держится и устраивает свою жизнь, поможет и поддержит.
      Нужно внимательно слушать человека и отвечать на его вопросы при необходимости. Давать человеку выразить его эмоции, переживания. Это могут быть слезы, гнев, раздражение, печаль. Консультант не дает оценок и интерпретаций, просто внимательно слушает, находится рядом. В такие тяжкие минуты маленькому ребенку, который живет внутри каждого взрослого, откровенно страшно, надо дать ему ощущение безопасности, говорить вслух или взглядом: «Я здесь, позволь мне помочь тебе», «Давай поплачем вместе». Возможен тактильный контакт, то есть человека можно обнять, взять за руку, ребенка можно посадить на колени.
    После постоянного прокручивания всех событий «в голове» смерть, в конце  концов, станет более приемлемой, чем  казалась раньше. Думая постоянно  об одной и той же ситуации, человек  начинает рассматривать прошлое  в перспективе и пытается придать  какое-то значение происходящему. [10]
      Надо всячески поддерживать разговор  об умершем. Можно спросить: "О чем ты скучаешь?". Он расскажет о тех качествах, которые он ценил в общении и которых ему не хватает. Потом можно спросить его о тех качествах, по которым он не скучает. Таким образом, образ утраченного человека постепенно становиться сбалансированным, его позитивные и негативные качества должны быть в балансе. Нужно тренироваться находить в разных проблемах позитивные аспекты, помещать проблему в позитивную рамку. «На кого он (она) был похож?», «Есть ли у вас фотография?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это некоторые из вопросов, задав которые, можно проявить интерес к прожитой жизни. Консультант должен позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовым продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас».[10]
    Не  следует говорить ничего, что оправдывало  бы случившееся. Поиск полезного  зерна в смерти не утешает человека, потрясенного горем. Фразы: «Она уже  не мучается», «По крайней мере, ей сейчас спокойно» — наводят на мысль, что понесшему утрату нечего так убиваться или что утрата не так уж велика. Нельзя убеждать страдающего  сдерживаться. Обычные фразы: «Не плачь! Ты сильный(ая)!» в данной ситуации вредны. Надо, чтобы страдающий плакал. Ведь слезы, рыдания – это физиологическая реакция организма на боль, в данном случае - на душевную боль. Слезы содержат анестезирующие вещества, по действию сходные с морфином, и эффективно снимают остроту эмоций. Слезы – лучший способ снять груз потери с души, они неотъемлемая часть пути выздоровления.
       Очень помогает смягчить душевную  боль, остроту переживаний дневник,  запись своих чувств и мыслей. Многим легче выразить себя  на бумаге, выплеснув на нее  все наболевшее. Спустя несколько  дней нужно перечитать написанное. Можно написать конкретно умершему, сказать ему в письме все  то, чего не было сказано при жизни, особенно если смерть была скоропостижной.
      Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Консультанту не нужно знать, где они были и о чем думали; о чем он должен побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Может быть  очень полезен и эффективен массаж, поскольку человек, испытывающий острые страдания, не может заснуть, зажат. Он особенно нуждается в том, чтобы его убаюкивали, гладили, оберегали. [10]
       После потери меняется каждый человек. Нужно приспосабливаться к жизни, совершенно другой со всех точек зрения — социальной, эмоциональной, духовной и практической. Однако не стоит затрагивать эту тему слишком рано. Очень важно помнить, что задача помощника в этой ситуации – способствовать освоению новых навыков и умений. Важно создать зону переключения внимания (например посоветовать близким для горюющего людям подарить ему собачку или кошку, за которой надо ухаживать).
      Психологические (кризисные) службы выделили некоторые клише, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе:
    - «Мне знакомы ваши чувства» - каждый  человек уникален, и каждое взаимоотношение  единственное в мире, мы не  можем знать, что чувствует  другой человек, столкнувшись  со смертью, поскольку никогда  не сможем пережить его чувства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.